" (10 класс). Урок по русскому языку на тему "Наречие. Разряды наречий. Правописание наречий. Имена состояния." (10 класс) Контроль знаний. Самостоятельная работа

24.07.2013 24963 0

Цель : совершенствовать навык применения основных типов орфограмм – правописание наречий, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока

Повторение правила «Правописание наречий».

Материал для учителя.

Отличаем наречия от существительных.

По значению

Наречия обозначают признак предмета, признака или другого предмета

Существительные обозначают предмет

По тому, изменяется слово или нет

Наречие не изменяется

Существительное изменяется по числам и падежам

По синтаксической роли

Наречие обычно является обстоятельством

Существительное может быть любым членом предложения


Дефис в наречиях употребляется, если

1. Есть приставка по- и суффикс
-ому (-ему)

по-новому, по-прежнему

2. Есть приставка по- и суффикс
-и (-ьи, -ски, -цки)

по-волчьи, по-русски, по-немецки

3. Есть приставка в- (во-) и суффикс -их, -ых

во-первых, во-вторых, в-третьих

4. Есть приставка кое- или суффиксы -то,
-либо, -нибудь

кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь

5. Если слова образованы путем повтора основ или корней

Еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, крепко-накрепко, видимо-невидимо

Ь после шипящих пишется

Ь после шипящих не пишется

1. Существительные женского рода 3-го склонения: рожь, брошь

1. Существительные м. р.
2-го склонения: луч, шалаш, мяч

2. Начальная форма глагола
на -чь: беречь, стеречь

2. Существительные 1-го склонения мн. ч. род. падежа: задач, туч, рощ

3. 2-е лицо ед. число глаголов: стережешь, печешь

3. Краткие прилагательные: горяч, могуч

4. Повелительное наклонение глаголов: отрежь, намажь

4. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж

5. Наречия (кроме исключений): сплошь, наотмашь

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний.

Раздельно пишутся наречия, образованные из сочетаний существительных с предлогами, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной: в обмен, в обнимку, в обрез (но: позарез), в обтяжку, в обхват, в одиночку (действовать), в отместку, в отрыве, в убыток, в угоду, в упор, в охапку, без оглядки, без отказа, без удержу, без устали.

Примечание . В соответствии с этим правилом раздельно пишутся наречия типа в открытую (произведено от прилагательного), в оба (произведено от числительного).

Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами, если существительные сохранили некоторые падежные формы (две и более): в головах – под головами (разг.), в потемках – потемки, в тупик – в тупике (оказаться), за границей – за границу, из-за границы (но: торговать с заграницей – существительное заграница), на запятки – на запятках, на карачки – на карачках, на корточки – на корточках, на ощупь – ощупью, на память – по памяти, на поруки – на поруках, на радостях – в радостях (разг.), на руку – не с руки, на совесть – по совести, на цыпочки – на цыпочках, под мышку – под мышкой – под мышки – под мышками – из-под мышек, под спуд – под спудом; пишутся раздельно наречные сочетания на днях, на рысях, на сносях.

Раздельно также пишутся наречные сочетания, в которых существительные имеют переносное значение: ругать за глаза (заочно), ударить в сердцах (сгоряча, в гневе), стоять на часах (в карауле), быть в бегах (скрываться), быть на побегушках (выполнять мелкие поручения).

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух одинаковых существительных с предлогом между ними: бок о бок, дверь в дверь, (жить рядом), с глазу на глаз (без свидетелей), тютелька в тютельку (разг. – очень точно); этому же правилу подчиняется написание сочетания из числительных один на один (по аналогии); но: точь-в-точь.

Если в наречных беспредложных сочетаниях одно из существительных стоит в именительном падеже, а другое в творительном, то такие сочетания пишутся раздельно: дело делом, дурак дураком, честь честью.

Раздельно пишутся наречные сочетания со следующими предлогами: без – без ведома, без зазрения совести, без запроса, без просвета, без просыпу, без разбору (без разбора), без спросу (без спроса), без толку, а также все сочетания, в которых бывшее существительное начинается с гласной буквы; в (во) – в диковинку, в добавление, в заключение, в конце, в корне, в лоск, в меру, в насмешку, в одиночку (но: поодиночке), в прах, в противовес, в рассрочку, в розницу, в ряд, в складчину, в срок, в старину, в сторону, в струнку; во всеоружии, во всеуслышание, во избежание, во сто крат; до – до востребования, до завтра, до зарезу, до крайности, до неузнаваемости, до отвала, до отказа, до полуночи, до полусмерти, до свидания, до смерти, до упаду, но: дотла, доверху, донизу.

Примечание . Наречные сочетания с предлогом до следует отличать от наречий с приставкой до- типа донага, дочерна, которые всегда пишутся слитно: за – за полдень, за полночь, за упокой, также: за границей, за глаза (см. о последних п. 2), но: замуж, замужем, запанибрата; на – на авось, на бегу, на боковую, на вес, на весу, на вид, на виду, на вкус, на время, на выбор, на глаз, на глазах, на глазок, на грех, на диво, на днях, на дом, на дому, на дыбы, на зависть, на запятках, на излете, на измор, на износ, на лад, на лету, на манер, на миг, на мировую, на нет, на отлете, на отлично, на ощупь, на память, на плаву, на прицел, на попятную (-ый), на редкость, на руку, на рысях, на славу, на смех, на сносях, на совесть, на страже, на убой, на ура, на ходу, на хорошо, на цыпочках (см. п. 2); от – от жиру, от мала до велика, от силы (от силы метра два); по – по временам, по дешевке, по нутру, по очереди, по преимуществу, по совести, по старинке; под – под боком, под вечер, под гору, под исход, под конец, под ложечкой (сосет), под мухой (вернуться домой), под носом (см. п. 2), под силу, под спуд, под стать, под уздцы, под уклон, под утро (см. п. 1), под хмельком, под шумок, но: подчас (иногда), подряд (без исключения), подшофе (быть навеселе), подвысь (прием при салюте шашкой, саблей – употребляется как команда: Подвысь!); с – с боку на бок, с боку припека, с ведома, с виду, с глазу на глаз, с изнанки (но: наизнанку), с кондачка (несерьезно, легковесно что-то решать), с лихвой (с лишком), с маху, с молотка (все продать), с налету (с налета), с наскоку (с наскока), с начала до конца, с панталыку (не понимая, что делается вокруг, что-либо решать), с разбегу, с разгону (с разгона), с размаху (с размаха), со страху (со страха), с развальцем (с развальцой), с ходу, с часу на час, но: слишком (очень), сплеча, спозаранку, спросонок, сряду.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа в парах (или малых группах).

Вариант 1

1. Выбери и отметь характеристики, относящиеся к наречию.

а) Наречие – это служебная часть речи.

б) В предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуемыми, определениями.

в) Наречие – это самостоятельная часть речи.

г) Наречия не изменяются.

д) Наречие объясняет предмет.

е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.

2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:

а) сплошной; ж) брошь;

б) сплошь; з) навзничь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

е) спрячь; м) далек.

3. Определи группу наречий меры и степени:

а) вдвоем, немного, издали;

б) очень, втрое, совсем;

в) чересчур, наверху, всегда;

г) громко, сверху, вчера;

д) сослепу, накануне, назло;

е) крайне, почти, наверху.

4. Выдели словосочетание, в котором употреблено наречие цели:

а) оскорбили нарочно;

б) шли наугад;

в) работали дружно;

г) вернулись невзначай.

Внезапно он понял.

а) меры и степени;

б) образа действия;

в) времени;

г) причины.

Трижды он приходил к нему.

а) причины;

б) времени;

в) меры и степени;

г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

а) причины;

в) меры и степени;

б) времени;

г) образа действия.

а) пошел утром (времени);

б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (причины);

г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) громко запел (меры и степени).

7. Укажите группу указательных наречий:

а) туда, где-то, нигде;

б) всюду, издалека, везде;

в) там, оттуда, тогда;

г) кое-где, где-нибудь, негде.

8. В каждой строке отметь отрицательные наречия:

а) тут, где, негде, где-то;

б) там, ничуть, зачем-то, тогда;

в) зачем, когда, куда, никуда.

а) Музыка стала громче.

б) Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

г) Все товары в этом магазине дороже.

д) Он продавал эту вещь дороже.

а) Оно была красивее других.

б) В этой ситуации он оказался мудрее всех.

в) Спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.

Ключи к тесту: 1) в, г, е; 2) б, з; 3) б; 4) а; 5) в, в, г; 6) д; 7) в; 8) негде, ничуть, никуда; 9) б, д; 10) в.

Вариант 2

1. Выбери и отметь характеристики, относящиеся к наречию.

а) Наречие – знаменательная часть речи.

б) Наречия могут сочетаться с существительными, прилагательными, глаголами.

в) Наречие – несамостоятельная часть речи.

г) Наречие – изменяемая часть речи.

д) Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? зачем? как? и др.

е) Наречие обозначает действие.

2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:

а) дрожь; ж) тяжел;

б) отрежь; з) тяжелый;

в) настежь; и) (идти) шагом;

г) ветошь; к) шагая;

д) тяжесть; л) шагами;

е) тяжело; м) шаги.

3. Определи группу наречий образа действия:

а) горячо, смолоду, весной;

б) по-немецки, хорошо, выразительно;

в) поневоле, недаром, весело;

г) затем, быстро, красиво;

д) мелко, благородно, совершенно;

е) туда, несколько, восторженно.

4. Выдели словосочетание, в котором употреблено наречие причины:

а) сделал нарочно; в) спел громко;

б) знал смолоду; г) поневоле изменился.

5. Определи значение наречий в каждом из предложений.

Молодой человек попусту деньги затратил.

а) причины;

б) образа действия;

в) цели;

г) меры и степени.

Актриса читала превосходно.

а) меры и степени;

б) времени;

в) причины;

г) образа действия.

Встревоженная птица полетела прочь.

а) причины;

б) цели;

в) места;

г) образа действия.

6. Найди ошибку в определении значения наречия:

а) несколько велик (меры и степени);

б) улыбнулся холодно (образа действия);

в) повернулся вправо (цели);

г) сказал нарочно (образа действия);

д) загорелся сразу (времени).

7. Укажите группу вопросительных наречий:

а) кое-где, где-либо, куда;

б) почему, тогда, туда;

в) где, когда, зачем;

г) негде, нигде, никуда.

8. В каждой строке отметь указательные наречия:

а) куда, незачем, оттуда, где-нибудь;

б) где, где-то, кое-где, туда;

в) негде, там, никуда, зачем-то;

г) зачем, почему, тогда, нигде.

9. Определи предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени.

а) В ту же минуту он заговорил тише.

б) После его ухода в доме стало уютнее.

в) Сергей понял, что его собеседник мудрее, чем он.

г) Одноклассники были моложе его.

д) Музыка звучала все громче и громче.

10. Выбери предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени.

а) Эта программа интереснее.

б) Он написал тест лучше всех.

в) Этот проект здания наиболее удачный.

Ключи к тесту: 1) а, б, д; 2) в, и; 3) б; 4) а; 5) б; 6) в; 7) в; 8) оттуда, туда, там, тогда; 9) а, б, д; 10) б.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

Вариант 1

1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:

а) сидел (не)подвижно; увидел (не)чаяно; пел (не)громко;

б) ничуть (не)поздно; вовсе (не)красиво; очень (не)прилично;

в) (не)по-дружески; (не)по-свойски; (не)правильно;

г) (не)лепо; (не)доуменно; (не)близко, а далеко;

д) крайне (не)принужденно; весьма (не)привлекательно; ни-сколько (не)угрожающе.

а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;

б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;

в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;

г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя.

а) нимало; никто; нигде; ни с кем;

б) нигде; никто; никогда; ниоткуда;

в) нисколько; ничуть; неоткуда; незачем.

4. Найди «третий лишний»:

а) н..чуть не испугался; н..как не находил; н..сколько раз;

б) н..куда пойти; н..зачем расспрашивать; н..сколько не завидуя;

в) н..сколько не расстроился; н..когда не злился; н..откуда ждать.

5. «Нн» пишется во всех словах ряда:

а) беше..о вертеться; говорил испуга..о; работал отчая..о;

б) вздрогнул неожида..о; чертил квалифицирова..о; не работает време..о;

в) говорил взволнова..о; ушел неожида..о; отвечал пута..о.

6. Определи предложение с наречием:

а) Собрание взволнова..о сообщением.

б) Общество было взволнова..о.

в) Говорила она взволнова..о.

В наречии пишется __________________________________

7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) горяч..; свеж..; блестящ..; хорош..;

б) ещ..; певуч..; тягуч..; зловещ..;

в) багаж..м; уж..м; нош..й; нож..м;

г) бельч..нок; скворч..нок; череш..нка; еж..нок.

8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами -а и -о:


А) издалек..; е) запрост..;

Б) занов..; ж) смолод..;

В) наглух..; з) досух..;

Г) вправ..; и) сызнов..;

Д) добел..;

Запиши наречие, не имеющее суффиксов -а и -о: ________

Ключи к тесту: 1) увидел (не)чаяно, очень (не)прилично, (не)правильно, (не)близко, а далеко; 2) в; 3) б; 4) н..сколько раз, н..сколько не завидуя, н..откуда ждать; 5) б; 6) в; 7) блестящ.., ещ.., нош..й, череш..нка; 8) а – а, д, з, и; о – б, в, г, е.

Вариант 2

1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:

а) ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;

б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;

в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;

г) читал (не)выразительно; глядел (не)доуменно; жил (не)далеко;

д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно.

2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:

а) (не)мало; (не)лепо; (не)вразумительно; (не)пряча;

б) (не)брежно; (не)искренность; (не)красивый; (не)продуманный;

в) далеко (не)весело; (не)захотел; (не)вдалеке; (не)приятность;

г) (не)вовремя; (не)поседа; (не)сказав; (не)доверчиво.

3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:

а) ничем; ниоткуда; нигде; немало;

б) нисколечко; незачем; никак; негде;

в) нечем; никому; никем; никого.

4. Найди «третий лишний»:

а) не было н..где; н..зачем спрашивать; н..когда был кучером;

б) не задевали н..мало; н..сколько не горевал; н..где остановиться;

в) н..куда не поеду; н..когда не спрошу; мне было н..когда.

5. «Н» пишется во всех словах ряда:

а) на улице безветре..о; отвечая продума..о; пришел нежда..о-негада..о;

б) говорил мудре..о; поступила ветре..о; говорила пута..о;

в) вертелся беше..о; пел проникнове..о; работал увлече..о.

6. Определи предложение с наречием:

а) Его решение обдума..о, профессионально.

б) Он всегда действует обдума..о.

в) Все было тщательно обдума..о.

7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) говорить общ..; горяч..; свеж..; изнуряющ..;

б) друж..к; ремеш..к; петуш..к; виш..нка;

в) ещ..; протестующ..; вызывающ..; зловещ.. .

8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами -а и -о:


А) сначал..; е) докрасн..;

Б) смолод..; ж) слев..;

В) засветл..; з) затемн..;

Г) влев..; и) издавн.. .

Д) начист..;

Запиши наречие, не имеющее суффиксов -а и -о: ________

Ключ к тесту: 1) совершенно (не)интересно, (не)верно. (не)хорошо, а плохо, глядел (не)доуменно, никогда (не)поздно; 2) б; 3) в; 4) н..где, н..где, н..когда; 5) б; 6) б; 7) изнуряющ.., виш..нка, ещ..; 8) а – а, е, ж, и;
о – в, г, д, з.

Вариант 3

1. Отметь слова, имеющие написание:

дефисное:

а) (по)волчьи; е) (по)русски;

б) (до)суха; ж) (на)цыпочки;

в) (по)зимнему лесу; з) (видимо)невидимо;

г) (с)налету; и) (в)миг;

д) (в)третьих; к) (на)смену;

слитное:

а) (без)устали; е) говорить (по)пустому;

б) (в)пятых; ж) (по)лисьи;

в) жить (не)подалеку; з) (по)дому;

г) (в)шестером; и) (в)низу;

д) (по)пустому двору; к) (в)скоре;

раздельное:

а) (по)этому месту;

б) (по)прежнему пути;

в) (по)дружески;

г) (кое)где;

д) (давно)давно;

е) (мало)помалу;

ж) (в)первых числах;

з) (в)четвертых;

и) (по)тому берегу;

к) (во)первых.

2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:

а) (в)перевалочку; (на)распашку; (на)удалую;

б) (в)плотную; (в)слепую; (на)удалую;

в) (по)двое; (на)трое; (на)двое;

г) (по)пусту; (по)просту; (по)моему;

д) (на)цыпочки; (на)лево; (на)перебой;

е) (на)днях; (на)глазок; (на)силу;

ж) (до)суха; (до)сыта; (до)смерти.

3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

а) (по)птичьи; (на)бок; (в)верху;

б) (по)дружески; (нежданно)негаданно; (еле)еле;

в) (волей)неволей; (с) низу; бок(о)бок.

4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:

а) (на)чисто; делать (в)тайне; (в)насмешку;

б) (на)бело; (на)верху; (по)нашему;

в) (в)ручную; (по)совести; (на)днях.

5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:

а) (на)ходу; (на)скаку; (в)одиночку;

б) (в)удалую; (в)рукопашную; (по)одиночке;

в) (на)скаку; (по)совести; (на)днях.

6. Определи наречие в каждом столбике:

а) дремуч..; настеж..; бреш..; стрич..; луч..;

б) залеч..; мощ..; навзнич..; могуч..; встреч..;

в) удач..; невтерпеж..; собьеш..; певуч.. .

Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящих «ь».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определи синтаксическую роль наречий. Обозначь обстоятельство (1), определение (2) и сказуемое (3) цифрами 1, 2, 3.

а) На улице морозно ().

б) Он бросился наперерез ().

в) На улице было холодно ().

г) Он на скаку перевернулся в седле ().

д) Эта семья жила в квартире этажом выше ().

е) Он говорил тихо () и невнятно ().

Самостоятельная работа , взаимопроверка.

Ключ к тесту: 1) дефисное – а, д, е, з; слитное – в, г, и, к; раздельное – а, б, ж, и; 2) (на)удалую тройку, (в)плотную ткань, (по)двое, (по)моему, (на)цыпочки, (на)днях; 3) б; 4) а; 5) в; 6) настеж.., навзнич.., невтерпеж..; 7) а-3. б-1, в-3, г-1, д-2, е-1-1.

Методическая разработка уроков по теме «Наречие», 10 класс. (из опыта работы)

Тема «Наречие» в 10 классе (2 часа).
Вступление. Среди других частей речи наречие – одна из проблемных. Наречия в повседневной жизни редко употребляются. В сочинениях также наречия используются мало, хотя их главная функция – украшать и обогащать речь. По словам А.С.Пушкина наречие «живописует» глагол. Целью уроков по теме «Наречие» является не только повторение значения и правописания наречий, но и развитие умения выбирать и применять наречия в письменной и устной речи. Урок 1. Значение и написание наречий. Задачи урока: 1.Обобщение и расширение знаний о наречии как части речи. 2. Повторение орфограмм, связанных с изучением наречия. Ход урока. 1. Постановки образовательных задач. 2. Беседа на повторение по данному тексту. 3. Практическая работа на повторение написания наречий. 4. Добавочные сведения (работа со словами категории состояния). 1. Круг вопросов для повторения темы: … … … Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь… Поутру над её брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова. Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг , как зверь, остервеняясь На город кинулась. А.С.Пушкин «Медный всадник» Вопросы: 1) Дайте определение наречия, приведите примеры из текста. Наречие(лат. adverbium, букв. «при глаголе») – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, состояния, качества, реже – признак предмета. Наречие отвечает на вопросы: как? каким образом? в какой степени? где? когда? и т.д.(например: спорить стало как? – невмочь , народ теснился когда? – поутру ). 2) На какие разряды делятся наречия по значению? Наречия делятся на два разряда: обстоятельственные и определительные. Обстоятельственные обозначают разные обстоятельства совершения действия (время, место, условия, причину, цель), а определительные наречия обозначают качество, количество или образ действия, его оценку. В данном тексте обстоятельственные наречия: поутру теснился, шла обратно , а определительные наречия: пуще свирепела, котлом колокоча, спорить стало невмочь и др. 3) Могут ли наречия иметь степени сравнения? Приведите свои примеры. 1 Наречия, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения, совпадающие по форме со степенями сравнения имен прилагательных. Различать их необходимо по смыслу и по вопросу. В предложении формы сравнительной степени наречий являются обстоятельствами и зависят от глагола-сказуемого. Подойди ко мне поближе, Рядом сядь и расскажи, Расскажи мне о Париже… Словообразовательная цепочка формы поближе такова: близко – ближе – поближе . Наречие является обстоятельством образа действия и относится к сказуемому подойди (как?) поближе. В отрывке из «Медного всадника» пуще – это сравнительная степень от наречия пусто . Значение этого наречия пуще – сильнее в современном языке утрачено. Например, от наречия покорно образована превосходная степень покорнейше (покорнейше прошу). В современном русском языке формы превосходной степени наречий являются непродуктивными и имеют стилистическую окраску устаревших форм (нижайше кланяюсь). 4) Какой тип связи имеет место быть в словосочетаниях с зависимым словом, выраженным наречием? Основным типом связи между наречием и поясняемым словом является примыкание: сядь (как? где?) рядом . В составе предложения наречие выполняет функцию обстоятельства, реже – несогласованного определения. Баринов любил летом ходить в полотняной рубашке нараспашку. Наречие летом в предложении является обстоятельством времени, нараспашку – несогласованное определение.
2. Практическая работа по орфографии. (При выполнении практической работы используются карточки – памятки)
Карточка-памятка 1 Слитно пишутся: 1) Наречия, образованные приставочным или приставочно-суффиксальным способом от прилагательных, наречий, собирательных числительных, местоимений: горячий – сгоряча, новый – заново, нельзя – донельзя, трое – натрое, чего – отчего и др. Примечание: если имя прилагательное начинается с гласного, то при образовании наречия в пишется отдельно: открытый – в открытую. 2) Наречия, образованные от именных форм, не употребляющихся без предлогов-приставок: впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла и др. 3) Наречия с пространственным и временным значением: вниз, вверх, слева, справа, наконец, сначала и др. Примечание : подобные наречия надо отличать от существительных с предлогом, при которых имеются пояснительные слова. Сравните: На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел (А.Пушкин); В даль моря лодка уплывает, белея парусом-крылом… 4) Наречия, образованные от существительных и не имеющие пояснительных слов: И солнце над миром восходит, и радость навстречу летит. Страна встает со славою на встречу дня. Запишите наречия в четыре столбика, объяснив их написание при помощи памятки: вдалеке, вверху, вмиг, вниз, задаром, зачастую, зачем, заново, исстари, извне, исподволь, наверно, назло, наготове, насмарку, наравне, незадолго, неспроста, позавчера, понаслышке, понапрасну, поодаль, сбоку, сплеча, спросонья, сызнова, стремглав. 2 Карточка-памятка 2 Раздельно пишутся : 1) Наречные сочетания, которые сохранили некоторые падежные формы: на карачках, под мышку. 2) Наречия, образованные повтором с предлогом или если второе существительное стоит в творительном падеже: душа в душу, дурак дураком, бок о бок и др. 3) Наречия, образованные от имен существительных, начинающихся с гласной буквы: в одиночку, без устали, в упор и др. 4) Наречия, образованные от имен существительных во множественном числе: в ногах, на глазах и др. Примечание. Необходимо запомнить написание некоторых наречных сочетаний, например: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху и т. п. Запишите наречия слитно или раздельно: (без)удержу, (без)удержно, (в)пустую, (в)открытую, (в)полголоса, (до)отказа, (в)торопях, (на)вылет,(на)выручку, (в)общем, (во)обще, (с)боку, (с)ходу, (на)лету, (в)рассрочку, (в)ручную, (до)смерти, (в)потёмках, (в)потьмах, (в)одиночку, (в)плотную, (без)умолку, (на)спех. Составьте предложения с наречиями: без ведома, в виде, в конце концов, в розницу, до востребования, за глаза, за границей, на авось, на износ, на нет, по дешевке, про себя, с налета, с размаху.

Карточка- памятка 3 Через дефис пишутся: 1) Наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по - и оканчивающиеся на -ому, -ему, -ски, -цки, -ьи: по-доброму, по-зимнему, по-соседски, по-собачьи. Примечание. Через дефис пишется наречие по-латыни : Он знал довольно по-латыни , чтоб эпиграфы разбирать (А.Пушкин). Не путать с существительным: Получить отлично на зачёте по латыни. (по латинскому языку) 2) Наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в- (во-): в-третьих, во-вторых. 3) Наречия, образованные посредством повторов и посредством слов, связанных ассоциативно: тихо-тихо, нежданно-негаданно и т.п. 4) Наречия, образованные при помощи морфем: -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки: когда-то, как-нибудь, кое-где и др. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Оформите дефисное или слитное написание наречий (вставьте дефис или соедините морфемы). 1. Я попр_сил воды сперв.. (по) русски, а потом (по) татарски. 2. Большая часть города выстроена (по) азиатски: дома ни_кие, кровли плоские. 3. Я требовал, (во) первых, комнаты, где бы мог ра_деться, (во) вторых, - стакана вина, (в) третьих, - абаза для моего пров_жатого. 4. Солнце припекало уже (по) весеннему… 5. Сейчас (во) обще (ни) чего не слышно. Тишина. 6. Чуть (по)медленнее, кони, чуть (по)медленнее! Умоляю вас вскач.. не лететь! 7.Гуси (по) настоящему переполошились: все (в) рассыпную, кто куда. 8. Потом мы (по) одиночке перебегаем к небольшому бугорку. 9. (В)переди стоящая машина трогается. 10. В бездорожных горных районах слоны (по) прежнему трудят_ся на лесных разработках, и (кое) где считают: живой механизм обходит_ся дешевле под_ёмного крана. 11.И как потом, склонивши лоб на стол, крест (на) крест перечеркивала имя. 12. Я богаче тех, кто спит (до) поздна. 13. Лети, светясь (не)подалеку, вагона дальнего окно. 3 3. Слова категории состояния Примечание. Для повторения и углубления этого материала предусмотрено домашнее индивидуальное задание, которое получили заранее два учащихся. Не все исследователи признают самостоятельной такую часть речи, как слова категории состояния. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают их как особую группу – предикативные наречия. Слова категории состояния выражают душевное, психическое, физическое состояние живого существа, состояние окружающей среды, оценку каких-либо действий. Слово категории состояния является сказуемым в безличном предложении. Например: И скучно , и грустно , и некому руку подать в минуты душевной тревоги (М.Лермонтов); Только поздней осенью бывает так хорошо в лесу (И.Тургенев); Им, карасям, невозможно представить , что есть иные формы существования материи (В.Солоухин). Слова категории состояния не изменяются, как и наречия, но могут иметь степени сравнения: Стало ещё тише в доме Матрены. Слова категории состояния выполняют всегда функцию сказуемого в безличном предложении., этим они отличаются от омонимичных наречий (обстоятельств) и кратких прилагательных (сказуемое в двусоставном предложении). Сопоставим три предложения: - Машеньке стало как-то спокойно . (слова категории состояния)

Море сегодня спокойно. (краткое прилагательное)

Касьян спокойно присел на срубленную березу.(наречие)

Домашнее задание:

В «Медном всаднике» всего 495 строк, а наречий в такой небольшой по объёму поэме почти 100. Найдите наречия в тексте поэмы. Запишите несколько предложений с наречиями. Дайте морфологическую характеристику наречий, объясните написание. Подумайте, почему именно эти наречия выбирает поэт в приведенных предложениях? Если наречие относится к устаревшей лексике, объясните его значение и происхождение, используя словари.
Урок 2. Наречия в разных типах речи. Задачи урока: 1.Проследить, как «работают» наречия в разных типах речи. 2. Написать сочинение-миниатюру с употреблением наречий. Ход урока: 1. Постановка образовательных задач. 2.Работа с текстами разных типов речи: наблюдения, размышления, высказывания. 3.Анализ наречий, которые содержатся в текстах. 4.Мини – сочинение по выбранной теме.
1. Чтение текстов разных типов речи, наблюдения, текстоведческий анализ. Текст 1. Женщина играла без нот – негромко, медленно, как бы вспоминая забытое. Сначала мелодия пьесы была неуловима; альты и тенора звучали бессвязно; тяжелые вздохи басов говорили о чем-то настойчиво и строго, а в общем это напоминало картинку осени: по скошенным лугам, по жухлой траве течет сырой холодный ветер, зябко трепещет лес под
4 его натиском, роняя на землю последние листья. Вдали уныло поет колокол невидимой церкви… Глухой, темный гул сопровождает его, а дали полевые становятся все шире, все глубже… (М.Горький, рассказ «Музыка»)
Тема этого отрывка – описание музыки, которую играет женщина. Основная мысль заключена в переживаниях человека, по-своему воспринимающего музыку. Сначала мелодия была неуловима для него, а затем звуки создали в воображении героя определенную картину осени. Прекрасная музыка может разбудить даже спящую душу. В описании множество определительных наречий, которые играют роль изобразительных средств, являются эпитетами: звучали бессвязно, говорили настойчиво и строго, зябко трепещет. При помощи наречий глаголы становятся более значимыми, осязаемыми.
К данным отрывкам предлагаются следующие задания: 1) выпишите словосочетания с наречиями; 2) подберите к наречиям синонимы и антонимы; 3) определите способ образования наречий. Примеры анализа: Играла негромко - наречие образа действия. Образовано от наречия громко приставочным способом. Синоним - тихо , антоним – громко . Наречие негромко передает впечатление от игры. Трепещет зябко - наречие образа действия. Образовано от прилагательного зябкий суффиксальным способом. Синоним – несмело , наречие употребляется в переносном значении и используется для создания картины осеннего леса.
Текст 2. Было ясно: Котик дурачилась. Кому, в самом деле, придет серьезно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать бездумно глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? Куда поведет этот роман?... (А.Чехов, рассказ «Ионыч») Тема отрывка из рассказа А.Чехова – рассуждение Ионыча по поводу записки, полученной от Екатерины Туркиной. Основная мысль рассуждения – неуместность поездки на кладбище. Причём, понимая всю глупость поступка, Ионыч все же едет на свидание. Наречия в этом тексте имеют значение как обстоятельств действия (ночью, далеко), так и образа действия (серьезно, легко, бездумно). Пример анализа: Назначать свидание ночью… – наречие времени. Образовано способом перехода существительного в творительном падеже в наречие. Синоним – поздно , антоним – днем. Наречие указывает на конкретное время свидания, подчеркивая нелепость этого времени, что создает комический эффект. Текст 3. Арина Петровна грузно опустилась в кресло и уставилась глазами в окно. В первые минуты известие это, по-видимому, отняло у нее сознание. Если бы ей сказали, что Степан Владимирович кого-нибудь убил, что головлевские мужики взбунтовались и отказываются идти на барщину или что крепостное право рушилось – и тут она не была бы до такой степени поражена. Губы её шевелились, глаза смотрели куда-то вдаль, но ничего не видели. Она не приметила даже, что в это самое время девчонка Дуняшка ринулась было с разбега мимо окна, закрывая что-то передником, и вдруг, завидев 5 барыню, на мгновение закружилась на одном месте и поворотила назад. (М.Салтыков-Щедрин, роман «Господа Головлевы»)
Отрывок представляет собой повествование о том, как Арина Петровна получила известие, что Степка- балбес промотал всё полученное от матери и теперь возвращается в Головлево. Основная мысль отрывка – крайнее возмущение Арины Петровны тем, что дом в Москве продан. Наречие грузно (опустилась) подчеркивает весь ужас, испытываемый героиней. Арина Петровна даже не заметила странного поведения дворовой девчонки, которая что-то утащила из кладовой. В повествовании чувствуется авторская ирония по отношению к Головлевой. Пример анализа: Наречное вводное слово по-видимому указывает на отношение автора к событию получения письма. Образовано приставочно-суффиксальным способом от отглагольного прилагательного видимый . Синонимы: возможно, наверно.
Примечание. Некоторые лингвисты, например Щерба Л.В. не вводят вводные слова в свою классификацию частей речь. Виноградов В.В. рассматривает вводные слова наречного происхождения в качестве специального разряда. Акад. А.А. Шахматов различал три основных синтаксических типа наречий (соответственно видам обстоятельств): наречия определяющие, дополняющие и сопутствующие. В разряд сопутствующих наречий он относил и те группы слов, к которым больше всего подходило бы название "вводных слов". Таковы слова, выражающие оценку, придающие субъективную окраску тому или другому явлению или высказыванию в целом. (Википедия)
Выводы:

Функции, которые выполняют наречия разных разрядов в текстах, различны. Наречия обстоятельственные, как правило, являются необходимым элементом высказывания, таким, без которого минимум нужной информации не был бы сообщен. Например: "Губы ее шевелились, глаза смотрели куда-то вдаль …»; «…кому придет в голову назначить свидание ночью , далеко за городом…»Выделенные наречия невозможно убрать из текста, без них содержание фразы окажется словесно неоформленным.

В противоположность этому, определительные наречия в большинстве случаев определяют и уточняют свойства уже названных глаголами, прилагательными, существительными явлений: "Вдали уныло поет колокол невидимой церкви…»; «Анна Петровна грузно опустилась в кресло и уставилась глазами в окно». Мы видим, что определительные наречия привносят в текст дополнительные смысловые нюансы, оттеняя ими необходимую информацию.

При этом следует отметить, что определительные качественные наречия, зачастую выражают субъективное восприятие говорящего: "Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно " (Н.Гоголь).

Наречия же способа действия, образа действия, сравнения и уподобления сообщают всегда объективную информацию: "Грибоедов сидел в зеленом архалуке, накинутом на тонкое белье, ив упор исподлобья смотрел на Вильгельма" (Ю.Тынянов).

2. Работа над сочинением-миниатюрой

Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему. Оно должно быть законченным по форме и содержанию. В миниатюре обязательны интересные личные наблюдения. Автор выражает свою позицию и свои чувства.

Постановка задачи

Прежде всего определите предмет изображения, что вы хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие.

Необходимое условие: вы являлись свидетелем данных событий, и они произвели на вас впечатление.
Определите, какова будет основная мысль миниатюры, какие переживания хотите вызвать у читателей.
Оттолкнувшись от идеи своей миниатюры, подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.
Используя какой-либо тип речи, обращайте внимание на детали: цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику. Деталь в миниатюре углубит создаваемый образ. 2

Поработайте над словом, поскольку в миниатюре каждое слово значимо. Речь должна быть четкой, живой, образной.
Используйте средства художественной выразительности, которые помогут вам создать яркую картину и передать чувства.

Отредактируйте ваш текст, обращая внимание на разнообразие синтаксиса.

Не забывайте, что в миниатюре, как в любом небольшом рассказе, должны быть следующие композиционные элементы: завязка, развитие событий, кульминационный момент, развязка(сюжетное завершение).

Не забывайте, что вы должны употребить наречия и выполнить морфологический разбор

нескольких наречий.

Предложенные темы мини-сочинений:

1. Описание «Весеннее дерево»

2. Рассуждение «Кто Я?»

3. Повествование «Как я училась плавать»

(Можно выбрать любую свою тему)

Работы учащихся на предложенные темы

Весеннее дерево

(Тип речи – описание)

Я люблю наблюдать весной, как трепетно просыпается и расцветает дерево у меня под окном.

Взглянув на дерево однажды утром, удивляешься обилию почек, покрывших его за ночь.

Коричневатые почки сплошь усыпали ветки рябины.

Неделю стояла теплая погода. Почки внезапно полопались, и на узорных сучьях появилось несметное количество ярко-зелёных крапин. Крапины постепенно увеличиваются и превращаются в листья. Все дерево дышит свежестью и весело тянется к солнцу.

Вот прошёл первый дождь – и я вижу чудо! Рябина вдруг стала особенно нарядной, пышно раскинула зелёные блестящие ветви. Пройдет ещё немного времени, и появятся на рябине терпко пахнущие желтоватые соцветия.

Весеннее дерево радостно и густо расцветет силой молодой листвы и обилием цветов.!

Образец разбора

1.Постепенно – наречие, так как обозначает обстоятельство действия и отвечает на вопрос: (увеличиваются) как долго?

2. Обстоятельственное наречие времени, образовано приставочным способом.

3. В начальной форме.

4. В предложении является обстоятельством времени.

Кто Я

(Тип речи – рассуждение)

Каждый из нас рано или поздно захочет ответить на вопрос: кто Я? Почему же мы, люди, всегда пытаемся осознать своё место в жизни и свою роль?

Во-первых, потому, что человек – существо мыслящее. Нам свойственно размышлять о своем прошлом и будущем. Я, например, считаю себя удачливым человеком: у меня прекрасные любящие родители. В нашем доме не бывает скуки: мама, папа, я и мой брат обладаем чувством юмора и не склонны впадать в уныние. Я осознанно выбрал для себя будущую профессию: стану врачом, как и мой отец. Поэтому цель жизни уже определена, есть к чему стремиться.

Во-вторых, люди способны анализировать свои хорошие и дурные поступки. Главное – не перепутать черное и белое. Я считаю, что правильным пониманием добра и зла мы обязаны родителям: ведь именно родители терпеливо учили нас делать добро. Но сам человек тоже в ответе за то, как складывается его судьба.

Кто-то из классиков сказал: « Человек – кузнец своего счастья». Я полностью согласен с этим высказыванием. Надо воспитывать в себе необходимые качества и стремиться к цели, а не просто плыть по течению.

Образец разбора

1. Терпеливо – наречие, так как обозначает признак действия и отвечает на вопрос: (учили) как?

3. В начальной форме.

Как я учился плавать

(Тип речи – повествование)

Я люблю нашу реку Томь, а летом всегда хожу купаться к мосту. «Научил» меня плавать мой друг Серёга, и случилось это пять лет тому назад.

В тот день мы с Чарли (это моя собака) пришли к реке. Чарли сразу же полез в воду, а я просто ходил по отмели и смотрел, как весело играют в воде мелкие рыбёшки.

Вдруг я слышу:

Димон, плыви быстрее сюда!

Серёга, как оказалось, загорал, лёжа в небольшой резиновой лодке.

Я признался, что не умею плавать, хоть немного и стыдно было. Серёга причалил к берегу, и мы вдвоём стали грести на середину реки. Немного позагорали, но места в лодке было очень мало…

Чарли, конечно, тоже запрыгнул в лодку и стал, как сумасшедший, скакать. В результате наша лодка сильно наклонилась – и я оказался в воде. «Караул, -кричу, -помогите!» Серёга хохочет. Чарли вокруг плавает, пытаясь меня спасти…

Как-то само собой вышло, что я поплыл к берегу. Чарли уже был на берегу и прыгал от необъяснимой радости.

Видно, когда речь идет о жизни и смерти, – всему научишься!

Образец разбора

1. Быстрее – наречие, так как обозначает признак действия и отвечает на вопрос: (плыви) каким образом?

2. Определительное наречие образа действия, образовано суффиксальным способом.

3. В сравнительной степени.

4. В предложении является обстоятельством образа действия.

3. Обсуждение работ

При обсуждении работ можно воспользоваться вопросами:

1. Почему вы выбрали именно эти наречия?

2. Укажите наречия, которые помогают определить состояние человека.

3. Все ли наречия употреблены в прямом значении?

4. С какими ещё глаголами могут сочетаться выбранные вами наречия?

5.Назовите наречия-эпитеты.

6.В каком типе речи больше используются наречия?

Домашнее задание : упр. №289 по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык 10-11 классы», М.,«Русское слово», 2009г.

Список литературы

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10 – 11 классы, учебник, М., «Русское слово», 2009г.

2. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности, пособие, М., «Дрофа», 2003г.

3.Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л., «Просвещение», 1990г.

4. Баранов М.Т. Справочные материалы. Учебное пособие, 4 издание. М., 1988г.

5. Наречие – Википедия,

1)семантика

В семантическом отношении наречие представляет собой крайне разнородную группу лексем.

2) морфология

Различают изменяемые и неизменяемые наречия. Изменяемые наречия обладают степенями сравнения. Степени сравнения могут иметь 2 формы: синтетические и аналитические. Быстро, быстрее, более быстро.

Примеры неизменяемых: мастерски, по-деревенски, досыта, замужем и тд. 3) синтаксис

Синтаксические функции наречий многообразны и во многом связаны с разрядом - Я не прочь (сказуемое) закончить занятие и выпить. быстро (обстоятельство) убежать, кофе по-франц(определение)

11. Разряды наречий

1) Традиционное (школьное) определение наречий предполагает, что наречия обозначают признак признака (процессуального и непроцессуального) - это действительно так, когда речь идет о наречиях степени, образа действия или наречиях, способных выступать в качестве определений (кофе по-французски ).

e.g.читает вслух, про себя, быстро, в растяжку, на распев, в нос, громко, бестолково

Это наречия образа действия -самый крупный разряд наречий.

Наречия образа действия могут быть обстоятельствами и определениями.

Петь по-турецки.- Кофе по-турецки .

Кроме того они могут характерезовать прилагательное.

Серьезный не по-детски

Наречия способа и образа действия часто называют качественными. Действительно, многие они образованы от качественных прилагательных.

Важной морфологической характеристикой является их способность иметь степени сравненияи формы субъективной оценки.

Плохо-хуже-плоховато

Однако некоторые наречия степени и образа действия образуются от относительных прил. и джае от других частей речи.

Он неожиданно упал навзничь .

Она бегло говорит по-франц.

 Термин «качественные наречия» неудачный.

    Следующую группу наречий составляют наречия меры и степени(количественные наречия) e . g . крайне, слишком,чересчур, почти, чуть-чуть Термин количественные является вполне обоснованным. Большую группу составляют обстоятельственные наречия , они связаны с разнообразными обстоятельствеными значениями. e . g . сгоряча, спросонья, сдуру

    Наречия цели напоказ, зачем-то, отчего-либо

    Наречи времени сейчас, теперь, вовремя, когда-то, издавна, смолоду

    Наречи места здесь, туда, всюду

    Наречия с предикативной функцией

    Наречия во вводных функциях - конечно, наверное, во-первых, наконец,по-моему. Эти слова в синтаксисе выполняют вводную функцию но на уровне морфологии оказываются либо вообще не описанными, либо рассматриваются как модальные слова. Действительно, многие из этих слов формируют субъективную модальность (конечно, наверное ), однако слова типа во-первых, точнее, в итоге и тп не связаны с формированием модальности. С другой стороны модальность может передаваться разными средствами (глаголами-хотеть ), поэтому предпочтительнее говорить не о модальных словах, а об особом разряде наречий.

Вывод: сказанное демонстрирует что в семантическом отношении наречие представляет собой крайне разнородную группу лексем. Отдельно можно говорить о противопоставлении собственно знаменательных и местоименных наречиях (здесь, там, когда- смотри тему местоимение).

12. Наречия с предикативной функцией (проблема «категории состояния»)

Особую группу составляют предикативные наречия . В грамматике существует точка зрения, что эти слова можно отнести к самостоятельной части речи-категории состояния . Тем не менее нет достаточных оснований для выделения такой части речи, т.к. значение состояния и функция главного члена безличного предложения свойственны не только словам типа холодно, закрыто (e.g. меня тошнит ), а неизменяемость характерна не только для этих слов но и для наречий, поэтому лучше выделять особую группу наречий-предикативные.

Выделения таких наречий произошло не сразу, т.к. долгое время в грамматике господстовало представление о наречии как об обстоятельстве.

Но не только слова типа холодно, закрыто могут выполнять предикативные функции. Для многих наречий предикативная фуннкция является единственной или первичной (замужем, нипочем, не прочь, на руку, подстать, на выкате, не в духе, без ума, нужно, нельзя )

БИЛЕТ 13. Служебные и знаменательные части речи. Общая характеристика.

Служебные части речи

Отличаются от знаменательных:

          неполнозначностью

          неизменяемостью

          отсутствием роли в предложении

При классическом, но современном подходе, к служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы, т.к. для них характерны все три перечисленных признака. Междометие может выполнять функцию члена предложения и обладает спеифическом значением, отличным от предлога и частиц. Со времен Фортунатова сложилась традиция рассматривать междометия отдельно (не знаменательные и не служебные части речи)

БИЛЕТ 14. Классификация предлогов

Это служебная часть речи, которая используется как одно из средств уточнения семантики падежной формы, а также для выражения синтаксической зависимости имен от других знаменательных слов.

Предлог подобно падежу обладает значением отношения (релятивности)

В некоторых случаях падежная и предложно-падежная формы оказываются синонимичны.

Я к вам пишу… // Я вам пишу…

Классификация предлогов.

    первообразные (непроизводные)

    непервообразные (производные)

    Первообразные сформировались в общеславянский период и представляют собой небольшую непополняющуюся группу слов:

Без безо в во до за из изо к ко кроме меж между на над о об обо оприч от ото перед передо пред предо по под подо при про ради с со у через чрез

К первообразным предлогам также можно отности парные предлоги сращения:

Из-за, из-под (+ уст. По-за, по-над)

Первообразные предлоги многозначны, например:

Предлог на имеет 25 основных значений и 18 оттенков.

Поэтому возникает необходимость конкретизации отношений, выраженных предлогами. Из-за этого круг предлогов постоянно расиряется => появляются производные предлоги.

    Производные предлоги

Классификация производных предлогов связана с частеречной принадлежностью мотивирующего их слова.

    наречное: около, мимо, относительно, соразмерно

    отыменные: типа, порядка, путем

    отглагольные: включая, исключая, благодаря

По структуре могут быть простыми/составными (выше – простые)

    составные наречные: вблизи от, впредь до, соразмерно с

    составные отыменные: без помощи, за счет, в течение

    составные отглагольные: исключая из, несмотря на, судя по

Многие первообразные предлоги имеют соответствие среди приставок, а ряд глаголов имеет синонимичные предлоги и приставки: войти в, пойти по.

БИЛЕТ 15. Классификация союзов

Это служебная часть речи, которая используется для оформления связи между словами в предложении и тексте.

Традиционно союзы делятся на:

сочинительные и подчинительные

и да либо, либо | т.к., потому что, если…, то

В некоторых классификациях выделяют присоединительные союзы:

Две такие неприятности – и в один день.

РГ-80 выделила особую группу слов, которая используется для конкретизации значения многозначных союзов.

Это местоимение и вводные слова, которые присоединяются к союзам и образуют единицу, которая описывается как обычный союз

Примеры: и наоборот, а значит, но зато, но все же, а также

По структуре союзы делятся на простые и составные:

Составные:

    одноместные (потому что)

    разноместные (если..., то)

    повторяющиеся (или…, или)

По происхождению:

    производныне (зато, итак, тем не менее)

    непроизводные (а, и, да)

БИЛЕТ 16. Классификация частиц.

Модальность: объективная и субъективная

Это на первый взгляд неоднородная часть речи, однако все частицы в той или иной степени связаны с формированием модальности (и субъективной, и объективной).

Классификация:

    формообразующие (бы, давай, да, пусть )

используются для образования форм и ирреальных наклонений (пусть илет, купил бы, да будет свет )

    Субъективно-модальные:

Отрицательные (не, ни ) - Я не иду.

Вопросительные: неужели, иду ЛИ я, (ты идешь, а …)

Характеризующие: он стоял, стоял, да КАК побежит .

Собственно-модальные: и бедняк может быть счастлив; он, мол, не хочет; вы дескать меня не поняли.

10 класс. Урок 31. Наречие. Разряды наречий. Правописание наречий. Имена состояния.

Цель урока: через обобщение знаний о наречии, о разрядах наречий учащиеся научатся употреблять их в своей речи.

Задачи урока:

Учащиеся вспомнят содержание раздела «Морфология. Самостоятельные части речи. Наречие»;

Выполнят грамматические задания, поработают над

вариантами тестовых заданий по теме;

Закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,

анализировать, покажут умение выполнять морфологический разбор

наречий, навыки правописания наречий;

Поймут значимость самоанализа, самоконтроля при выполнении

групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие

в обсуждении общих заданий; задумаются о внимательном отношении

к слову.

Ход урока:

1.Побуждение.

1 .Наречие- ... часть речи, обозначающая... ... , ... или... .

/ неизменяемая / / признак действия, предмета, признака /

2. Наречие обозначает признак действия, если относится к... и... .

/ глаголу и деепричастию /

3. Наречие обозначает признак предмета, если относится к... .

/ существительному /

4. Наречие обозначает признак другого признака, если относится к... , ... или... .

/ прилагательному, причастию или другому наречию /

5. Наречие не... и не... . / изменяется и склоняется /

6. Синтаксическая функция наречия - ... , реже... , ..., ... .

/ обстоятельство, определения, дополнение, сказуемое /

7. Наречие имеет степени сравнения 1. ... 2. ... .

/ сравнительная, превосходная /

8. Формы сравнительной степени 1. ... ,суффиксы... . 2. ... , суффиксы... .

/1. простая, ее /ей,е/ ше.2. составная, наречие + более, менее/

9. Форма превосходной степени... .

/ сравнительная степень наречия + всего, всех /

10. Наречия через дефис... .

/ по- ому, -ему, -ски, -то, -либо, -нибудь /

11. Наречия на –о: ... / в-, на-,за- /

12. Наречия на –а: ... /из-,до-,с- /

13. Наречия без –ь на конце... . / уж, замуж, невтерпеж /

14. Разряды наречий: 1 ... 2 .. .3 ... 4 .. .5 ... .

Реализация значения.

Морфологический разбор наречия:

Относитесь к родному языку бережно и любовно.

Бережно-

1. Относитесь / как? / бережно

2. Признак действия; неизменяемая часть речи.

Сравнительная степень: бережнее, более бережно.

Превосходная степень: бережнее всего.

3. Синтаксическая функция: обстоятельство.

Выполнение тестовых заданий / три варианта тестов по 10 заданий /- групповая работа

Наречие. Вариант 1

1. Наречие – это...

А. Часть речи, которая обозначает признак предмета.

В. Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.

С. Часть речи, которая указывает на предмет и количество, но не называет их.

Д. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и признак признака

А. До/ныне/

В. /По/русски

С. /За/частую

Д. /В/открытую

3 .Сравнительная степень наречий:

А. Наш дом красивее.

В Сегодня ветер тише.

С. Ветер дует тише.

Д. Все были наготове.

4. Наречие с - а на конце:

А. Сначал...

В. Занов...

С. Наглух...

Д. Насух...

5. Наречие места:

А. Находиться вблизи

В. Отвечать твердо

С. Поступать по совести

Д. На миг остановиться

6. Не является наречием:

А. Ничуть

В. Никак

С. Ниоткуда

Д. Никакой

7. Сказуемое выражено наречием:

А. Издалека доносилась музыка

В. Пароходы приходят засветло.

С. На улице прохладно.

Д Оттуда по морю льется глухой гул.

8. Словосочетание с наречием цели:

А. Уйти накануне

В. Появиться вдруг

С. Слушать внимательно

Д. Сделать нарочно

9. Ь на конце наречия:

А. Замуж; В. Невтерпеж; С. Уж; Д. Вскачь.

10 Наречие одной – н –

А Груст...о

В. Естестве...о

С. Удивле...о

Д. Мужестве...о

Наречие. 2 вариант:

1.Словосочетание, в котором на конце наречия пишется буква – о:

А. Учиться блестящ...

В. Смотреть осуждающ...

С. Положить ещ...

Д. Защищать горяч...

2. Наречие, которое пишется через дефис:

А./По/немецки

В. /За/частую

С. /В/открытую

Д. /До/ныне

3. Наречие времени:

А. Проснуться днем

В. Повторить дважды

С. Стоять позади

Д. Разбить вдребезги.

4. Словосочетание указывает на действие и его признак:

А. На отдых идем

В. Выбирая путь

С. Ищешь вечно

Д. Выбранного пути.

5. Предложение с наречием:

А. Слушали докладчика заинтересованно

В. Общество заинтересовано в строительстве железной дороги.

С. Время стоянки было сокращено.

Д. Небо украшено узорами звезд.

6. Слова, не имеющие окончания

А. Слово, море

В. Вечно, днем

С. Налево, утро

Д. Изредка, слева

7. Наречие на – а:

А. Вправ...

В. Засветл...

С. Издавн...

Д. Занов...

8. К каким частям речи относятся выделенные слова:

Брат молча сидел в гостиной, не вступая в разгоревшийся разговор.

А. Глагол, деепричастие

В. Краткое причастие, наречие

С. Деепричастие, деепричастие

Д. Наречие, деепричастие

9. Наречие места

А. На миг остановиться

В. Находиться вблизи

С. Отвечать твердо

Д. Остановить на скаку

10 Предложение, где есть наречие с приставкой ни-

А. На прошедший дождь н...чего пенять.

В. Н...где, в тридевятом государстве жил, славный царь Дадон.

С. Завистник н...когда не успокаивается.

Наречие. Вариант 3.

1. В каком ряду собраны наречия:

А. Тонко/ногие/, временно/отсутствующие/, где-то

В. Сине/зеленый/, юго/восток/, русско/немецкий/,

С./ По/настояшему, /по/русски, будет /по/моему

Д. /Кое/как, /кое/что, /кое/какой

2. Наречие цели:

А. Нечаянно сломать

В. Накалить докрасна

С. Сделать назло

Д. Обидно пошутить

3. Наречие:

А. Ни с кем

В. Никому

С. Никакой

Д. Нигде

4. Грамматическая основа выражена наречием:

А. Река-младенец

В Очертания столицы - во мгле.

С. Море - синее

Д. Пасмурно.

5. Слово с буквой – о на конце.

А. Переписать начист...

В. Ведется издавн...

С. Посмотреть искос...

Д. Вытереть досух...

6. Наречие образа действия:

А. Разошлись все затемно.

В. Нигде не видно ни огонька.

С. Никогда не говори неправду.

Д. Оратор говорил взволнованно.

7. Какой частью речи выражено подлежащее?

Сегодня не похоже нам завтра.

А. Наречием

В. Местоимением

С. Именем прилагательным

Д. Глаголом.

8. Наречие в форме сравнительной степени:

А. Живется труднее

В. День стал длиннее.

С. Мороз все крепче.

Д. Это озеро глубже.

9. Прямое значение:

А. Дремучее невежество.

В. Улыбнулся радостно.

С. Солнце русской поэзии

Д. Гвоздь программы.

10. Отрицательные наречия:

А. Нигде, никуда, никогда

В. Поневоле, недаром, затем

С. Прочь, вправо, сюда

Д. Нарочно, сослепу, вкратце.