Архив Александра Н. Яковлева. Постановление цк кпсс и совета министров ссср «о важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей космических объектов
Объявляется для руководства и неуклонного выполнения Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 года № 1443-719 «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УМВД краев и областей ознакомить весь личный состав МВД с настоящим Постановлением и глубоко изучить его. На заседаниях коллегий министерств наметить и утвердить практические мероприятия по проведению в жизнь указанного Постановления.
В течение ноября и декабря месяцев в министерствах и учреждениях внутренних дел провести активы и служебные совещания, на которых широко разъяснить задачи, изложенные в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС, и обсудить мероприятия по выполнению указанного Постановления.
2. Министрам внутренних дел союзных республик пересмотреть действующие структуру и штаты МВД, УМВД и управлений милиции в автономных республиках, краях и областях, привести их в соответствие с новой организацией учреждений внутренних дел, а также с вновь установленными должностными наименованиями и представить в МВД СССР к 25 ноября 1956 года.
Заместителю Министра внутренних дел СССР тов. Черняеву К.П. совместно с начальником Главного управления милиции МВД СССР и начальником Финансового отдела МВД СССР рассмотреть новые структуру и штаты местных учреждений внутренних дел и к 1 декабря 1956 года представить на утверждение.
Министрам внутренних дел союзных республик в декабре месяце 1956 г. реорганизовать краевые и областные УМВД в управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся, а управления (отделы, отделения) милиции в городах и районах преобразовать в управления (отделы, отделения) милиции исполнительных комитетов городских и районных Советов депутатов трудящихся.
При проведении реорганизации иметь в виду слияние однородных аппаратов, сокращение их численности и направление высвобождающихся из управленческого аппарата и канцелярий квалифицированных работников на укрепление важнейших участков службы милиции и исправительно-трудовых колоний.
3. Начальнику Главного управления милиции МВД СССР:
а) подготовить и представить мероприятия по коренной перестройке работы милиции, имея в виду резкое улучшение охраны общественного порядка и безопасности граждан, усиление борьбы с уголовной преступностью, своевременное предупреждение и пресечение уголовных преступлений, особенно убийств, изнасилований, краж, хулиганства, а также обеспечение полной раскрываемости всех преступлений;
б) при разработке мероприятий особое внимание уделить резкому улучшению службы уголовного розыска и организации строжайшего контроля за его работой;
в) обеспечить использование технических средств, поступающих на оснащение милиции, только для оперативных целей.
4. Реорганизовать Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР в Главное управление исправительно-трудовых колоний МВД СССР.
Министрам внутренних дел союзных республик соответственно реорганизовать управления исправительно-трудовых лагерей и колоний в аппараты исправительно-трудовых колоний при соответствующих учреждениях внутренних дел.
5. Начальнику Главного управления исправительно-трудовых колоний МВД СССР:
а) разработать мероприятия по перестройке работы исправительно-трудовых колоний в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС;
б) в ноябре месяце 1956 года совместно с Прокуратурой СССР разработать и представить на рассмотрение Коллегии МВД СССР проект нового Положения об исправительно-трудовых учреждениях;
в) в декабре месяце 1956 года представить предложения о создании исправительно-трудовых колоний на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предварительно согласовав их с Госпланом СССР, Советами Министров союзных республик и заинтересованными министерствами и ведомствами.
6. Начальнику Управления кадров МВД СССР, министрам внутренних дел союзных республик по согласованию с партийными и советскими органами укрепить кадры милиции и исправительно-трудовых колоний, подобрать и направить на работу в эти учреждения политически подготовленных коммунистов и комсомольцев, всемерно привлекать на работу в милицию и исправительно-трудовые колонии офицеров, сержантов и солдат, уволенных в запас из Советской Армии.
7. Начальнику Главного управления военного снабжения МВД СССР совместно с начальником Главного управления милиции МВД СССР:
а) представить на утверждение план распределения автомобилей, мотоциклов и катеров, выделяемых МВД СССР для милиции на IV квартал 1956 г. в соответствии с мероприятиями по улучшению технического оснащения милиции, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 года, и принять меры к своевременной реализации выделенной техники;
б) составить технические требования и представить их в Министерство радиотехнической промышленности СССР для разработки опытных образцов мотоциклетной и переносной радиостанций, а также малогабаритной радиостанции весом от 1,0 до 1,5 кг вместе с источниками питания в сроки по согласованию с МРТП СССР;
в) подготовить исходные данные на разработку типовых схем проводной и радиосвязи для органов милиции и представить их в соответствующие проектные организации Министерства связи СССР в согласованные с ним сроки.
8. Начальникам Главного управления военного снабжения, Главного управления милиции, Хозяйственного управления и Финансового отдела МВД СССР, соответственно, в пятидневный срок представить МВД СССР на утверждение распределение денежных средств, которые разрешено Министерству внутренних дел СССР израсходовать на техническое оснащение и другие нужды милиции, согласно пункту 8 приложения № 1 к Постановлению.
9. Начальнику Финансового отдела и Хозяйственного управления МВД СССР в пятидневный срок представить на утверждение МВД СССР предложения о распределении кредита, выделяемого МВД СССР по Цекомбанку на индивидуальное жилищное строительство для работников милиции.
10. Начальникам Планового и Финансового отделов совместно с начальником Главного управления милиции МВД СССР в феврале 1957 года представить МВД СССР предложения об использовании на строительство жилых домов для работников вневедомственной наружной сторожевой охраны милиции 50 % остатка средств этой охраны, не израсходованных в 1956 году.
11. Начальникам Главного управления военного снабжения, Главного управления исправительно-трудовых колоний, 5 Спецотдела и Финансового отдела МВД СССР подготовить предложения, связанные с введением нового порядка комплектования военизированной охраны исправительно-трудовых учреждений рядовым и сержантским составом, обеспечения личного состава этой охраны всеми видами довольствия, а также предоставлением ему льгот и преимуществ, предусмотренных для личного состава военнослужащих внутренней и конвойной охраны Министерства внутренних дел СССР.
12. В соответствии с мероприятиями по сокращению штатной численности и уменьшению расходов на содержание учреждений внутренних дел войск МВД, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС, начальнику Главного управления пожарной охраны МВД СССР в месячный срок сократить штатную численность военизированной пожарной охраны объектов на 25 300 единиц, согласовав этот вопрос с заинтересованными министерствами и ведомствами.
13. Начальнику Главного управления милиции МВД СССР и министрам внутренних дел союзных республик обеспечить передачу до 1 января 1957 года исполкомам местных Советов депутатов трудящихся функций по регистрации актов гражданского состояния.
14. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра внутренних дел СССР тов.
Министр Внутренних Дел СССР
Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС отмечают, что за последние годы проделана большая работа по укреплению социалистической законности в стране. Приняты меры к строгому соблюдению прав граждан, гарантированных Конституцией СССР. Восстановлен и усилен прокурорский надзор. XX съезд КПСС обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на страже законности, решительно пресекать проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопорядка.
В деле дальнейшего укрепления социалистической законности и усиления охраны общественного порядка в стране важное значение имеет всемерное улучшение деятельности Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных и автономных республик, а также краевых, областных, городских и районных учреждений внутренних дел. Однако эти учреждения еще не приняли всех необходимых мер к повышению качества своей работы и неудовлетворительно выполняют основную функцию - обеспечение охраны общественного порядка, слабо ведут борьбу с преступниками и другими злостными нарушителями законности, не обеспечивают надежной охраны жизни граждан и их имущества от посягательств со стороны уголовных элементов, в то время, как в ряде городов и населенных пунктов страны имеет место рост преступности.
Оперативная работа по предупреждению и раскрытию преступлений поставлена плохо. До тридцати процентов таких опасных преступлений, как убийства, разбойные нападения, кражи государственного, общественного и личного имущества, остаются нераскрытыми, а преступники - ненаказанными. Работа уголовного розыска находится в запущенном состоянии.
Министерство внутренних дел СССР и министерства союзных республик не ведут должной борьбы с установившейся антигосударственной практикой, когда местные учреждения внутренних дел в ряде случаев укрывают от учета совершенные преступления и часто необоснованно отказывают в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан.
Министерство внутренних дел СССР и министерства внутренних дел союзных республик не обеспечивают выполнения важной государственной задачи - исправления и перевоспитания преступников и возвращения их к честной трудовой жизни. Работа по воспитанию заключенных в духе строго соблюдения советских законов и правил социалистического общежития, честного отношения к труду, государственной и общественной собственности продолжает находиться на низком уровне.
Трудовое использование заключенных в исправительно-трудовых лагерях организовано неудовлетворительно. Большинство заключенных используются на общих работах, без учета имеющихся специальностей. Обучение заключенных массовым профессиям и повышение их трудовой квалификации поставлены крайне слабо.
Политорганы исправительно-трудовых лагерей и колоний не ведут соответствующей политико-воспитательной и культурно-массовой работы с заключенными, а также активной борьбы за устранение имеющихся серьезных недостатков в деле исправления и перевоспитания заключенных.
Опасные преступники воры-рецидивисты нередко без достаточных оснований освобождаются из мест заключения досрочно по тем мотивам, что они якобы встали на путь исправления или под видом их болезни.
Одной из главных причин серьезных недостатков в деятельности учреждений внутренних дел является неудовлетворительная работа по воспитанию кадров личного состава в духе высокого сознания своего служебного долга, строгой дисциплины и ответственности за порученное дело.
Плохо поставлено дело подбора и расстановки кадров как в Министерстве внутренних дел СССР, так и в министерствах союзных республик. Во многих случаях на важные участки оперативной и следственной работы в милиции и на работу в исправительно-трудовых учреждениях назначаются лица без надлежащей подготовки. Значительная часть работников городских и районных отделов, отделений милиции, а также участковых уполномоченных, начальников лагерных пунктов и отделений не отвечает предъявляемым к ним требованиям. Имеет место засоренность кадров милиции лагерей морально неустойчивыми людьми. Руководители учреждений внутренних дел слабо ведут работу по повышению квалификации работников, закреплению их на службе.
Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС также отмечают, что советские и партийные организации в областях, краях и республиках не осуществляют должного руководства работой учреждений внутренних дел по улучшению дела подбора и воспитания кадров личного состава, укреплению общественного порядка, по перевоспитанию заключенных и слабо контролируют практическую деятельность этих учреждений. Централизация руководства со стороны Министерства внутренних дел СССР местными учреждениями МВД в ряде случаев приводила к отрыву их от партийных и советских организаций и бесконтрольности.
В целях устранения крупных недостатков в работе Министерства внутренних дел СССР и министерств внутренних союзных автономных республик, краевых, областных, городских и районных учреждений внутренних дел и коренного улучшения их деятельности Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет КПСС постановляют:
1. Считать главной задачей Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных и автономных республик и местных учреждений внутренних дел обеспечение охраны общественного порядка и безопасности граждан, коренное улучшение работы по борьбе с уголовной преступностью, своевременное предупреждение и пресечение уголовных преступлений, особенно убийств, изнасилований, краж, хулиганства, а также обеспечение полной раскрываемости всех преступлений.
Для того чтобы борьба с уголовной преступностью была успешной, необходимо улучшить оперативную работу и особенно работу уголовного розыска, высвободить из управленческого аппарата и канцелярий квалифицированных работников и направить их на укрепление важнейших участков службы милиции, вменить в обязанность начальникам учреждений внутренних дел лично направлять и контролировать работу уголовного розыска.
Работники милиции, призванные обеспечить охрану общественного порядка, смогут успешно выполнить эту важную государственную задачу лишь при широкой помощи и поддержке со стороны населения. Поэтому они обязаны в своей работе всемерно укреплять связь с трудящимися и опираться на их помощь.
2. Считая неправильной существующую централизацию руководства местными учреждениями внутренних дел со стороны Министерства внутренних дел СССР, а также деление на органы МВД и органы милиции, признать целесообразным реорганизовать управления МВД и управления милиции в областях и краях в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся, а отделы (отделения) милиции в городах и районах преобразовать в отделы (отделения) милиции исполнительных комитетов городских и районных Советов депутатов трудящихся.
Установить, что начальники областных и краевых управлений внутренних дел, а также министры внутренних дел автономных республик одновременно являются начальниками милиции области, края, автономной республики и что начальники указанных управлений подотчетны в своей деятельности как соответствующему Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и вышестоящему учреждению внутренних дел.
3. В целях дальнейшего улучшения работы милиции по борьбе с преступностью и по поддержанию общественного порядка признать необходимым улучшить оснащение милиции автотранспортом, средствами связи, а также оборудованием служебных помещений.
Утвердить мероприятия по улучшению технического оснащения милиции согласно Приложению № 1.
4. Обязать Генерального Прокурора СССР усилить прокурорский надзор за расследованием уголовных дел работниками МВД и за соблюдением установленных сроков следствия, а также повысить ответственность работников прокуратуры за своевременное и полное раскрытие совершенных преступлений.
5. Признать целесообразным провести дополнительно меры по борьбе с хулиганством и внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР прилагаемый проект Указа по этому вопросу.
6. Обязать Министерство внутренних дел СССР и Советы Министров союзных республик устранить серьезные недостатки в работе исправительно-трудовых учреждений, навести строгий порядок в режиме содержания и охране заключенных, обеспечить содержание лиц, осужденных за менее опасные преступления, отдельно от воров-рецидивистов и других опасных преступников.
7. Считать основной задачей исправительно-трудовых учреждений перевоспитание заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду. Организовать работу в трудовых колониях таким образом, чтобы каждый заключенный в период нахождения его в колонии мог получить трудовую квалификацию и по отбытию срока наказания быстрее приобщиться к честной трудовой деятельности.
Направить политико-воспитательную работу с заключенными на воспитание их в духе строгого соблюдения советских законов и правил социалистического общежития, честного отношения к труду, государственной и общественной собственности; повышать сознательность и трудовую активность заключенных, развивать их инициативу в культурной и производственно-массовой работе.
8. Признать нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей Министерства внутренних дел СССР, как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи - перевоспитания заключенных в труде. В связи с этим реорганизовать исправительно-трудовые лагери Министерства внутренних дел СССР в исправительно-трудовые колонии.
Установить, что лица, осужденные к лишению свободы, должны отбывать наказание, как правило, в пределах области, края, республики по месту их жительства или по месту осуждения.
Поручить Министерству внутренних дел СССР (т. Дудорову) и Госплану СССР (т.) совместно с Советами Министров союзных республик и заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок представить в Совет Министров СССР предложения о создании исправительно-трудовых колоний на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В предложениях предусмотреть также укрепление материально-технической базы существующих исправительно-трудовых колоний.
Министерству внутренних дел СССР совместно с Прокуратурой в двухмесячный срок подготовить проект нового Положения об исправительно-трудовых учреждениях и представить его в Совет Министров СССР.
10. Обязать Прокуратуру СССР (т.), Министерство внутренних дел СССР (т. Дудорова) и Советы Министров союзных республик обеспечить точное соблюдение закона, допускающего досрочное освобождение из мест лишения свободы лишь тех заключенных, которые твердо встали на путь исправления, а также лиц, страдающих тяжелым неизлечимым недугом и переставших быть общественно опасными.
11. В целях усиления общественного контроля за деятельностью исправительно-трудовых учреждений признать необходимым создать при исполнительных комитетах местных Советов депутатов трудящихся наблюдательные комиссии из представителей советских, профсоюзных и комсомольских организаций.
Обязать Советы Министров союзных республик в двухмесячный срок разработать и утвердить положения о наблюдательных комиссиях.
12. Возложить на Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся ответственность за трудовое устройство лиц, освобождаемых из мест заключения.
Установить, что лица, отбывшие наказание в местах заключения, должны быть трудоустроены не позднее двухнедельного срока со дня прибытия их к месту жительства с учетом имеющихся у них специальностей. Местные советские органы обязаны в необходимых случаях предоставлять лицам, освобожденным из мест заключения, жилую площадь, а также заботиться о том, чтобы они быстрее включались в общественно-трудовую жизнь.
13. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы КПСС и Министерство внутренних дел СССР укрепить кадры милиции и исправительно-трудовых колоний, подобрать и направить на работу в эти учреждения политически подготовленных коммунистов и комсомольцев; всемерно привлекать на работу в милицию и исправительно-трудовые учреждения офицеров, сержантов и солдат, уволенных из Советской Армии в запас.
На работу в милицию принимать, как правило, лиц, имеющих образование не ниже семи классов средней школы.
14. Установить, что рядовой и сержантский состав военизированной охраны исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел СССР комплектуется по призыву из числа ограниченно годных для строевой службы и обеспечивается всеми видами довольствия, а также пользуется льготами и преимуществами, предусмотренными для личного состава военнослужащих внутренней и конвойной охраны Министерства внутренних дел СССР.
Впредь именовать охрану исправительно-трудовых колоний Министерства внутренних дел СССР конвойной охраной Министерства внутренних дел СССР.
15. Принять предложение Министерства внутренних дел СССР о комплектовании средних школ милиции за счет сотрудников МВД и подлежащих демобилизации солдат и сержантов Советской Армии, имеющих среднее образование.
16. Утвердить мероприятия по сокращению штатной численности и уменьшению расходов по содержанию учреждений и войск МВД согласно Приложению № 2.
17. Обязать Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся обеспечивать участковых уполномоченных милиции в городах и рабочих поселках жилой площадью на территории участка их деятельности.
18. Обязать Министерство внутренних дел СССР передать к 1 января 1957 г. функции по регистрации актов гражданского состояния исполнительным комитетам местных Советов депутатов трудящихся.
Обязать исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся:
улучшить работу ЗАГСов, укомплектовать их грамотными, культурными работниками, устранить формальное, казенное отношение к оформлению актов гражданского состояния и обеспечить создание должной обстановки при регистрации актов гражданского состояния;
разместить ЗАГСы в благоустроенных помещениях, оборудовать их необходимой мебелью, инвентарем и обеспечить содержание этих помещений в образцовом порядке.
19. Обязать республиканские, краевые, областные, городские и районные советские и партийные организации улучшить руководство работой учреждений внутренних дел, усилить контроль за их деятельностью, оказывать им всемерную помощь в обеспечении общественного порядка и в улучшении работы исправительно-трудовых колоний; обеспечить, чтобы партийные организации учреждений внутренних дел настойчиво вели политико-воспитательную работу с личным составом, добиваясь у каждого работника честного и сознательного отношения к делу, высокой моральной чистоты и твердой дисциплины.
Всемерно поддерживать и развивать инициативу комсомольских и других общественных организаций в борьбе с нарушителями общественного порядка, выделять в бригады содействия милиции коммунистов, комсомольцев и беспартийных активистов, создавать вокруг нарушителей общественного порядка атмосферу нетерпимости.
20. Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС считают необходимым обратить внимание Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов, райкомов партии на то, что они несут ответственность перед народом за состояние общественного порядка и борьбы с преступностью в каждой республике, крае, области, городе, районе.
Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС выражают уверенность в том, что советские, партийные и общественные организации и работники учреждений внутренних дел по-настоящему возьмутся за искоренение убийств, разбойных нападений, краж, хулиганства - этого нетерпимого зла в нашем социалистическом обществе, наведут необходимый общественный порядок и тем самым создадут нормальные условия жизни, труда и культурного отдыха советских людей.
ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 315. Лл. 140–146. Типографский экземпляр.
«О всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки»
ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ отмечают, что решения XXVII съезда КПСС, взятый партией курс на ускорение социально-экономического развития страны получили единодушную поддержку и одобрение советских людей. Они активно включились в практическое осуществление намеченных планов интенсификации производства. Многие трудящиеся, следуя традициям ударничества и стахановского движения, проявляют творческую инициативу и новаторство, вносят ценные предложения по совершенствованию организации труда, техники и технологии, внедрению экономических методов хозяйствования.
Широкое распространение получает опыт передовых коллективов Москвы и Ленинграда, Волжского объединения «АвтоВАЗ» по наращиванию объемов производства за счет научно-технического прогресса; предприятий и организаций Украины - по эффективному использованию вторичных ресурсов; железнодорожников Белоруссии - по ускорению темпов роста производительности труда. Коллективы ряда машиностроительных предприятий Новосибирской, Свердловской, Харьковской областей обязались в двенадцатой пятилетке полностью перейти на выпуск основной продукции, превосходящей по техническому уровню и качеству лучшие отечественные и мировые образцы. Строители Азербайджана, Литвы, Эстонии, Архангельской, Камчатской, Саратовской, Томской областей развернули движение за ритмичный ввод и высокое качество жилых домов и объектов социально-культурного назначения, а Липецкой и Челябинской областей - за ускорение реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Коллективы передовых колхозов, совхозов и предприятий агропромышленного комплекса Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев, Курганской и Орловской областей, внедряя хозяйственный расчет и коллективный подряд, решили работать на самоокупаемости. Многие рабочие обязались к 70-летию Великого Октября выполнить план двух лет пятилетки по росту производительности труда при отличном качестве продукции. Активную поддержку получает инициатива комсомольско-молодежных бригад отработать в текущем году не менее четырех свободных дней на строительстве жилья, школ, больниц, клубов, спортивных сооружений.
Новый прилив трудовой и общественно-политической активности вызвало Обращение Центрального Комитета КПСС к трудящимся Советского Союза о развертывании всенародного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение планов двенадцатой пятилетки. Сила социалистического соревнования - в его массовости, в возможности повторения и приумножения передового опыта, в практической реализации творческих способностей советского человека, превыше всего ставящего заботу об укреплении могущества Родины. Следует совершенствовать организацию соревнования, повсеместно создавать необходимые условия для развития инициативы трудящихся.
Придавая важное значение социалистическому соревнованию в деле ускорения социально-экономического развития страны, Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов и Центральный Комитет ВЛКСМ постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик, советским и хозяйственным органам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, опираясь на трудовую и общественную инициативу советских людей, развернуть массово-политическую и организаторскую работу по развитию Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки. Обеспечить активное участие в соревновании всех рабочих, колхозников, инженерно-технических, научных работников, специалистов и служащих, коллективов бригад, участков, отделений и ферм, предприятий, объединений, совхозов, колхозов, организаций и учреждений, студенческих отрядов
Центральная задача в организации социалистического соревнования - направить инициативу и творчество миллионов тружеников городов и сел на достижение намеченных рубежей в экономическом и социальном развитии. Необходимо сделать все для того, чтобы ни один трудовой почин не остался без внимания и поддержки. Всемерно развивать трудовую состязательность - индивидуальную и коллективную, товарищескую взаимопомощь. Лучше использовать возможности соревнования для воспитания каждого его участника в духе высокой ответственности за порученное дело, коллективизма, нетерпимого отношения к бесхозяйственности и расточительству, пьянству, хищениям, любым отклонениям от норм социалистической морали.
Главными целями соревнования считать коренное повышение производительности труда, качества продукции, экономию всех видов ресурсов, безусловное выполнение договорных обязательств, укрепление трудовой дисциплины. Ориентировать соревнующихся на превышение мирового уровня по важнейшим показателям за счет научно-технического прогресса.
ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ призывают сосредоточить усилия участников Всесоюзного социалистического соревнования:
рабочих, колхозников, коллективов бригад - на увеличении выработки, выпуске всей продукции высокого качества, экономии и бережливости, эффективном использовании сырья, машин и оборудования, активном участии в освоении и внедрении новой техники и технологии, в техническом творчестве, строгом соблюдении трудовой, технологической и производственной дисциплины;
инженерно-технических работников и специалистов - на ускорении использования в производстве достижения научно-технического прогресса, совершенствовании техники и технологии, организации труда и производства, снижении трудоемкости и материалоемкости продукции, инженерном обеспечении выполнения планов и социалистических обязательств трудовых коллективов, создании безопасных и здоровых условий труда;
коллективов объединений, предприятий, колхозов и совхозов, строительных и других организаций - на достижении высшего в отрасли уровня производительности труда, увеличении выпуска продукции высшей категории качества, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, обеспечении ритмичности производства, технологической дисциплины, сокращении потерь рабочего времени, росте фондоотдачи, на выполнении всех договорных обязательств по поставкам, разработке и внедрении новой высокоэффективной техники и прогрессивных технологий, изобретений и рационализаторских предложений, всемерном наращивании производства и реализации продуктов земледелия и животноводства, товаров народного потребления, обеспечении нормативных сроков строительства, безопасности труда, улучшении производственных, жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся;
коллективов научно-исследовательских, проектных, конструкторских организаций - на создании техники новых поколений, эффективных технологических и конструкторских решений, высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, достижении в этих областях передовых позиций в мире, сокращении сроков внедрения разработок в производство;
трудящихся городов, районов, областей, краев, республик - на комплексном решении экономических и социальных задач, осуществлении региональных научно-технических программ, эффективном использовании производственного и научного потенциала, земли, трудовых, материальных, вторичных ресурсов, совершенствовании капитального строительства, расширении выпуска и повышении качества товаров народного потребления, увеличении производства продовольствия, улучшении торговли, бытового, транспортного, медицинского и других видов обслуживания населения, благоустройства населенных пунктов.
2. Министерствам, ведомствам, Советам Министров союзных республик, партийным, советским, профсоюзным, комсомольским, хозяйственным органам повысить уровень организации социалистического соревнования, развивать стремление трудовых коллективов и отдельных работников максимально использовать свои резервы, достигать наивысших рубежей. В этой работе прочнее опираться на прогрессивные методы хозяйствования и управления, на хозяйственный расчет и коллективный подряд, сочетание материальных и моральных форм поощрения.
Обеспечить всестороннюю экономическую обоснованность социалистических обязательств, которые должны стать важнейшим средством формирования напряженных планов. Поддерживать инициативу трудовых коллективов по включению обязательств (встречных планов) в годовые планы.
Поощрять также принятие обязательств сверх утвержденного плана по повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов, решению производственных и социальных вопросов за счет внутренних резервов.
Настойчиво и последовательно проводить в жизнь принцип социальной справедливости при оценке трудового вклада и поощрения участников соревнования, полнее использовать для этого все формы и системы стимулирования, осуществляемые за счет фонда заработной платы, фонда материального поощрения и специальных средств. Рекомендовать трудовым коллективам повышать размеры премий за основные результаты хозяйственной деятельности с учетом занятых мест по итогам социалистического соревнования, отдавать предпочтение тем, кто стабильно добивается высоких показателей с начала года и пятилетки. По мере создания условий вести дело к тому, чтобы система премирования на предприятиях и в организациях была прямо связана с достижениями в социалистическом соревновании.
Победителям соревнования предоставлять преимущества при распределении благ из общественных фондов потребления, установить, что начиная с 1987 года коллективам-победителям во Всесоюзном социалистическом соревновании отчисления в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства увеличиваются на 25 процентов, а в отраслевом - на 15 процентов за счет резерва (централизованного фонда) вышестоящей организации.
Всемерно повышать роль морального фактора в соревновании. Вовремя замечать, поддерживать и возвышать творческую инициативу, добросовестный труд, профессиональное мастерство рабочих, колхозников и специалистов. Представлять наиболее отличившихся к государственным наградам. Имена и дела передовиков должны быть известны в трудовом коллективе, отрасли, в республике и стране. Расширять и усиливать гласность соревнования, его задач, хода и итогов. Оперативно информировать соревнующихся о передовом опыте, помогать им сопоставлять результаты своей деятельности с достижениями других коллективов и работников, раскрывать причины успеха одних и отставания других. Эффективнее использовать в этих целях печать, радио, телевидение, различные средства и формы информационно-пропагандистской работы, устной и наглядной агитации. Вся система гласности, оценки и стимулов должна создавать и коллективах атмосферу, благоприятную для творческого высокоэффективного труда, полного проявления способностей человека, его идейно-нравственного воспитания.
3. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, ВЦСПС, министерствам, ведомствам и ЦК отраслевых профсоюзов, советским, профсоюзным, комсомольским и хозяйственным органам улучшить руководство социалистическим соревнованием в отраслях, регионах и в трудовых коллективах. Поднять персональную ответственность хозяйственных руководителей всех звеньев управления за организацию соревнования, создание необходимых экономических, технических и социальных условий для его развития. Обеспечить своевременное доведение до трудовых коллективов планов, а до бригад и каждого работника - заданий по важнейшим показателям с тем, чтобы каждый участник соревнования заранее знал конкретные ориентиры для ударной работы. Решительно искоренять формально-бюрократическое отношение к формированию обязательств, порочную практику подведения итогов соревнования в узком кругу. Пресекать попытки подменять живую организаторскую работу сбором различных информации и отчетов.
Сократить количество показателей соревнования. Они должны соответствовать поставленным пятилеткой задачам, обеспечивать сравнимость, единство отраслевых и территориальных требований к соревнующимся. Творчески подходить к выбору форм и видов соревнования. Развивать те из них, которые открывают простор инициативе, способствуют интенсификации производства, достижению высоких конечных результатов. Учитывая ориентацию Всесоюзного социалистического соревнования на комплексное решение задач ускорения экономического и социального развития, считать нецелесообразным организацию в его рамках соревнования за промежуточные результаты, выполнение отдельных показателей, производство единичных видов продукции.
В целях лучшего обеспечения сравнимости результатов учитывать однородность производств, их техническую оснащенность, природные и другие объективные факторы. Итоги Всесоюзного социалистического соревнования подводить ежегодно по нарастающим результатам выполнения пятилетних заданий. При подведении итогов не допускать каких-либо отступлений от утвержденных
1. Постройка основных районных электрических станций первой очереди и основных линий электропередач соответствующим расширением круга деятельности заводов для электротехнического оборудования.
2. Сооружение районных станций следующей очереди, дальнейшее развитие электрических сетей и последовательная электрификация важнейших производственных процессов.
3. Электрификация промышленности, транспорта и земледелия. Из этого основного хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую эпоху, должны в своих очередных планах и расчетах исходить хозяйственные центры Советской республики, мобилизуя свои главные силы и средства в первую очередь на разрешение основных задач каждой хозяйственной очереди...
Осуществление намеченного плана возможно не путем отдельного, единовременного героического усилия передовых элементов рабочего класса, но путем упорного, систематического, планомерного труда, вовлекающего в свой круг все большие и большие массы трудящихся. Успешность такого рода расширяющейся мобилизации и трудового воспитания может быть обеспечена только при настойчивом выявлении самым широким массам города и деревни внутреннего смысла хозяйственного плана, его внутренней последовательности, которая обеспечивает осязательные для всех плоды только по истечении длительного периода, требующего величайшего напряжения и величайших жертв...
2. План ГОЭЛРО (Краткая аннотация)*
«План электрификации РСФСР», составленный Государственной Комиссией по Электрификации России и представленный ею VIII съезду Советов (сокращенно - план ГОЭЛРО), состоял из двух основных частей.
Первая часть именовалась «Введение к докладу VIII съезду Советов Государственной Комиссии по Электрификации России». В ней рассматривалась история постановки проблемы электрификации, давалось социально-экономическое и техническое обоснование задач электрификации, характеристика основных аспектов плана и реальных заданий, определялись перспективы развития народного хозяйства на ближайшие 10-15 лет. Эта часть делилась на 8 разделов: А. Электрификация и план государственного хозяйства; Б. Электрификация и топливоснабжение; В. Электрификация и водная энергия; Г. Электрификация и сельское хозяйство; Д. Электрификация и транспорт; Е. Электрификация и промышленность; Пояснительная записка к схематической карте электрификации России; Общая опись материалов Государственной Комиссии по Электрификации России.
Каждый из разделов А - Е был насыщен большим цифровым (табличным в том числе) материалом, диаграммами, сносками на литературу и т. д. Внутренняя структура этих разделов была неоднозначной. Разделы А, Б, В, Г представляли, как правило, сплошной текст с выделенными на полях рубриками. Разделы Д и Е делились на части и более мелкие подразделы. «Пояснительная записка» состояла из Введения и характеристики заданий по 8 экономическим районам, выделенным Комиссией: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западная Сибирь, Туркестанский. «Общая опись материалов» насчитывала около 277 названий. Этот перечень дает представление как об источниках плана, так и о промежуточных разработочных документах Комиссии. К первой части прилагались карты и схемы.
Вторая часть плана ГОЭЛРО представляла Записки о планах электрификации выделенных экономических районов. Они были составлены с участием районных комитетов Комиссии и были также изданы впервые в 1920 г. к VIII съезду Советов. Каждая из записок имела во многом отличную структуру, что связано прежде всего с уровнем развития отдельных районов. Так, записка об электрификации Кавказского района отличалась известной краткостью. Она именовалась «Общий план электрификации Кавказа» и состояла из 7 глав (I. Горное дело; II. Железные дороги; III. Города и населенные центры; IV. Текстильная промышленность; V. Деревообделочная и металлообрабатывающая промышленность; VI. Обработка питательных веществ; VII. Сельское хозяйство) и Заключения.
Записка «Электрификация Центрально-промышленного района» включала «Список работ сотрудников комиссии по электрификации Центрально-промышленного района, послуживших материалом для составления плана электрификации района» и главы: I. Общее описание Центрального района; II. Топливоснабжение Центрального района; III. Характеристика промышленности Центрального района; IV. Предположение о развитии промышленности в Центральном районе; V. Определение потребной мощности для электрификации железных дорог; VI. Определение мощности электрической станции; VII. Расположение и описание проектируемых электрических станций и электропередач; VIII. Краткое описание распределительных сетей. Масштаб и очередность сооружений; IX. Сметные соображения; X. Экономические соображения относительно электрификации Центрально-промышленного района; XI. Об использовании существующих городских, фабричных, заводских и прочих электрических станций (пункт А программы ГОЭЛРО) для усиления снабжения электрической энергией Центрально-промышленного района. Каждая из глав имела многочисленные подразделы и рубрики, отмеченные в их содержании. Например, глава I включала вопросы: Состав Центрального района, Устройство поверхности Центрального района, Почвы, Орошение, Пути сообщения, Климат, Население, Распределение земли по угодьям, Земледелие, Сельскохозяйственные культуры, Сбор продовольственных и кормовых хлебов, Значение приведенных статистических данных, Добывающая промышленность, Железные руды, Топливо, Каменный уголь, Торфяные залежи, Лесные богатства. В главе X рассматривались: Баланс топлива и энергии, Процент электрификации, Преимущества электрификации, Экономия топлива, Разгрузка транспорта, Относительное значение данного проекта электрификации, Потребное количество рабочей силы, оборудования и денежных средств.
Из первой части плана ГОЭЛРО
А. Электрификация и план государственного хозяйства
Основной тезис. Составить план народного хозяйства России на электрической основе, конечно, невозможно, не отдавая себе более или менее ясного отчета о перспективах этого хозяйства в целом. Более того, составить проект электрификации России - это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства...
В соответствии с вышеизложенным мы приходим к нижеследующим восьми положениям ".
1) Единственный путь для выхода из хозяйственной разрухи - подъем в возможно более короткий срок производительности народного труда с расходом минимума трудовых единиц и материальных ресурсов страны.
Такой результат может получиться при одновременной работе в трех направлениях:
а)подъем напряженности труда (интенсификация);
б)увеличенное участие в трудовом прогрессе механических двигателей и приспособлений (механизация);
в)общее упорядочение, взаимная согласованность и соответствие с современными требованиями научной техники как самих организаций труда, так и использование продуктов и отбросов производства (рационализация).
2) Анализ показывает, что наиболее надежным орудием для интенсификации, механизации и рационализации труда является электрификация народного хозяйства. Поэтому электрификация и должна явиться основной идеей нашего хозяйственного строительства.
3) Чтобы составить план электрификации, необходимо дать себе отчет в основных перспективах развивающегося на новых основах хозяйства страны. Трудность этой работы заключается в ее творческом характере: старое сломано - новое находится в процессе возникновения. Поэтому статистика, как прошлого, так и настоящего в своих цифровых итогах не может нам дать вполне исчерпывающих и точных указаний.
4) Принимая, однако, во внимание, что в довоенное время, хотя бы и ценой больших жертв, но достигалась некоторая согласованность в работе отдельных подразделений народного хозяйства, при выработке перспектив хозяйственного развития приходится начинать с такого анализа статистического материала нашей довоенной экономики, целью которого было бы выявление известной пропорциональности ее основных подразделений. Таким путем мы получаем как бы алгебраическое уравнение, выражающее процесс развития нашего хозяйства в его прошлом. Мы должны внести сюда немедленно поправки, учитывая опыт передовых стран и делая посильную оценку тому сдвигу во всех областях экономики, который должен быть неизбежным следствием победы трудящихся.
5) Но в нашей практической работе мы не можем ограничиться только общими перспективами нашего хозяйственного развития. Электрические станции не могут работать впустую, а должны удовлетворять определенному спросу обширного круга своих потребителей. Таким образом, от алгебраического уравнения приходится переходить к его численному решению. Мы заранее должны оговориться, что такое решение носит лишь грубо приблизительный характер, причем особенно гадательными являются те сроки, в которые может быть осуществлено то или иное хозяйственное задание. Выполнение хотя бы грубо приблизительного хозяйственного плана зависит не только от нашей, но и от мировой конъюнктуры, а весь мир переживает переходный период. Отсюда - чрезвычайные трудности при закреплении хозяйственных отношений в жестких цифрах с одновременным учетом элемента времени.
6) Тем не менее выбора нет. Наше хозяйственное оскудение требует от нас все большей и большей регламентации хозяйственного оборота производимых нами ценностей, все более и более решительного нажима в том или ином хозяйственном направлении (ударность), все большей и большей напряженности, дисциплинированности и организованности труда.
При таких условиях нам все более и более угрожает опасность при преодолении очередных трудностей сбиться с основного пути и ради временных интересов пожертвовать основным, существенным, необходимым по общему плану нашей хозяйственной работы. Создание такого плана поэтому является все более и более настоятельной надобностью, несмотря на то что в настоящее время он
может быть начертан лишь в самом грубо приблизительном виде.
7) Из вышеизложенного явствует, какие трудности приходится преодолевать ГОЭЛРО при составлении проекта электрификации России и почему материалы этой Комиссии неизбежно должны быть учтены при выработке нашими компетентными государственными органами столь необходимого для нас единого плана государственного хозяйства, хотя и в его первом приближении.
8) Отдавая себе ясный отчет в трудностях переживаемого времени, мы старались подойти к разрешению наших хозяйственных проблем с точки зрения быстрейшего устранения тех кризисов, не прекращающееся действие которых обуславливает переживаемую нами экономическую разруху. Кризисы топлива, продовольствия, транспорта, сырья, производственного оборудования и рабочей силы находятся в самой тесной и непосредственной связь между собой, и выход из положения может быть найден
только путем таких мероприятий, результат которых окажет возможно широкое, положительное, покрывающее основные причины всех этих кризисов воздействие. Мы полагаем, что одним из таких решающих факторов и должна явиться электрификация народного хозяйства...
г. Москва, Кремль
№ 346-160
В целях сосредоточения сил и ресурсов на создании важнейших образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ :
1. Принять предложение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (т. Устинова), Министерства обороны СССР (тт. Малиновского, Захарова, Москаленко), Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике (т. Дементьева), Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (т. Смирнова), Министерства среднего машиностроения (т. Славского), Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике (т. Калмыкова) и Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению (т. Бутома) о сосредоточении в ближайшие годы сил и ресурсов КБ, НИИ и промышленности на создании следующих образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов: - мощной универсальной ракеты УР-500 (разработчик ОКБ-52 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике), обеспечивающей в баллистическом варианте доставку к цели спецзаряда [...] , глобальном варианте - спецзаряда [...] и вывод на орбиту космических объектов весом 12-13 тонн. Срок начала летных испытаний - IV квартал 1963 г.;
Универсальной ракеты УР-200, предусмотренной к разработке в ОКБ-52 Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 августа 1961 г. № 689-288 и 2 марта 1962 г. № 243-117 , в варианте межконтинентальной ракеты с баллистической траекторией для транспортировки спецзаряда [...] и глобальном варианте для доставки к цели спецзаряда [...] с началом летных испытаний - IV квартал 1963г.;
Межконтинентальной ракеты Р-36 (разработчик ОКБ-586 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике), обеспечивающей в баллистическом варианте доставку к цели спецзаряда [...] на дальность 12000 км, спецзаряда [...] на дальность 16000 км и в глобальном варианте спецзаряда [...] с использованием стартов ракеты Р-16 с необходимыми доработками. Срок начала совместных летных испытаний ракеты в баллистическом варианте - IV квартал 1963 г. и глобальном варианте - III квартал 1964 г.;
Новой боевой головной части к ракете Р-7А (разработчик ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике) со спецзарядом [...]. Срок окончания работ - первое полугодие 1963 г.
2. Поручить Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам совместно с Министерством обороны СССР по результатам совместных летных испытаний ракеты Р-9А доложить в ЦК КПСС предложения для окончательного решения вопроса по этой ракете. Одновременно рассмотреть и представить предложения по глобальной ракете ГР-1.
3. Ограничить в 1962 году разработку тяжелых ракет-носителей для космических объектов стадией эскизного проекта с необходимым экономическим обоснованием стоимости создания этих носителей:
Тяжелой ракеты-носителя Н-1 для вывода на орбиту космических объектов весом до 50-60 тонн, разрабатываемой ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике в соответствии с постановлением ЦК КПСС и
Тяжелой ракеты-носителя Р-56 (разработчик ОКБ-586 Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике) для вывода на орбиту космических объектов весом до 30 тонн.
Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам рассмотреть эскизные проекты, предварительно подвергнув их технической экспертизе, и свои предложения о дальнейшей работе доложить ЦК КПСС.
4. В целях дальнейшего развития работ по освоению космического пространства с использованием серийной ракеты-носителя Р-7А обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике и Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике разработать в III квартале 1962 г. предэс- кизный проект стыковки элементов космических кораблей на орбите и представить в Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам необходимые предложения.
Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам рассмотреть эти предложения и доложить ЦК КПСС о плане дальнейших работ в этом направлении.
5. Для сосредоточения сил и средств на выполнении важнейших тем по межконтинентальным баллистическим и глобальным ракетам и носителям космических объектов прекратить разработку трехступенчатой межконтинентальной ракеты на базе Р-7А [...], предусмотренной постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1961 г. 853-364".
По межконтинентальной ракете Р-26, разрабатываемой по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1960 г. № 548-223 , провести совместные летные испытания.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС |
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР |
АП РФ. Ф.93. Коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1962 г. Заверенная копия на бланке.
Источники:
1. Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946-1964 гг./ Под ред. Ю. М. Батурина. - Москва: Издательство «РТСофт», 2008.
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О РАСПРОСТРАНЕНИИ ЛЬГОТ, УСТАНОВЛЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИЗ ЧИСЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПАРТИЗАН,
НА ВОЛЬНОНАЕМНЫЙ СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. Распространить льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907 для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и партизан, на лиц вольнонаемного состава Советской Армии, Военно - Морского Флота, войск и органов Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны либо находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.
2. Установить, что лицам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, льготы предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, форма которого разрабатывается Министерством обороны по согласованию с Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР.
3. Выдачу удостоверений о праве на льготы лицам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, возложить соответственно на Министерство обороны, Министерство внутренних дел СССР и Комитет государственной безопасности СССР.
Установить, что решения о праве указанных лиц на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, принимаются специальными комиссиями, создаваемыми Министерством обороны, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР, на основании документов, подтверждающих работу их в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии.
4. Разрешить Министерству обороны, Министерству внутренних дел СССР и Комитету государственной безопасности СССР за период выполнения работы по реализации настоящего Постановления, но не долее 1 июля 1982 г., производить доплату в размере 30 процентов должностного оклада служащим военных округов, военных комиссариатов, архивов Министерства обороны, соответствующих органов внутренних дел и государственной безопасности, непосредственно занятым выполнением этой работы.
5. Министерству финансов СССР и Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить изготовление до 1 мая 1981 г. одного миллиона бланков удостоверений о праве на льготы и полутора миллионов бланков листов - талонов на приобретение участниками войны проездных билетов с 50-процентной скидкой.