Азиатско тихоокеанское экономическое сотрудничество. Общая характеристика атэс. Насколько активно россия участвует в атэс

Год образования - 1989.

Число членов - 21.

Размещение руководящих органов - Сингапур.

Рабочий язык - английский.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная международная организация, главная цель которой - экономическая интеграция. Объединяющим началом для сотрудничества служит бассейн Тихого океана, страны которого к концу ХХ в. захватили лидерство в мировой экономике. Века доминирования приатлантических стран подошли к концу. АТЭС - крупнейшее международное объединение, не считая ООН и созданных под ее эгидой организаций. На АТЭС приходится 60% мирового ВВП и около половины объема мировой торговли, совокупное население почти доходит до 3 млрд человек, площадь - 62,5 млн км 2 .

АТЭС образовано в 1989 г. в австралийской столице Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации - обеспечение режима открытой торговли среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и укрепление регионального сотрудничества. Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров иностранных дел, но с 1993 г. стали проводиться и саммиты глав государств и правительств. Руководящие органы АТЭС: саммиты на высшем уровне, встречи министров иностранных дел и экономики, постоянный Секретариат АТЭС, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум.

В АТЭС входит 19 стран АТР и две территории - Сянган, являющийся особым районом КНР, и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами, а экономиками АТЭС. С 1998 г. членом АТЭС является Россия. Наша страна, как одно из притихоокеанских государств, заинтересована в участии в интеграционных проектах АТР, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Наибольшие дивиденды они сулят российскому Дальнему Востоку. Россия - единственное государство АТЭС, граничащее со странами Европы, поэтому она может стать мостом, объединяющим европейскую и тихоокеанскую системы экономического сотрудничества. Принято решение, что саммит глав государств и правительств АТЭС в 2012 г. пройдет в России, на острове Русский близ Владивостока. В Приморье уже начата подготовка к этому значительному событию, планируется реализация нескольких амбициозных строительных проектов, включая строительство самого длинного на Дальнем Востоке РФ мостового перехода (свяжет остров Русский с материком).

Страна Площадь,
тыс. км 2
Население,
2008 г., оценка,
тыс. чел.
ВВП (по ППС),
2007 г., млрд долл.
Австралия 7 692,0 32 738 766,8
Бруней 5,8 381 9,6
Вьетнам 331,7 86 117 222,5
Сянган (особый район КНР) 1,0 7 019 293,4
Индонезия 1 904,5 237 512 845,6
Канада 9 970,6 33 213 1 274,0
Китай 9 598,0* 1 330 045 7 043,0
Малайзия 329,8 25 274 357,9
Мексика 1 958,2 109 955 1 353,0
Новая Зеландия 270,5 4 173 112,6
Папуа – Новая Гвинея 462,8 5 932 16,6
Перу 1 285,2 29 181 217,5
Южная Корея 99,4 49 233 1 206,0
Россия 17 075,4 140 702 2 076,0
Сингапур 0,6 4 608 222,7
США 9 518,9 303 825 13 860,0
Таиланд 513,1 65 493 519,9
о. Тайвань 32,3 22 921 690,1
Филиппины 300,1 92 681 298,9
Чили 756,6 16 454 234,4
Япония 372,8 127 288 4 417,0
АТЭС 62 446,0 2 724 746 36 037,5

* Включая Тайвань, Сянган и Аомынь (Аомынь как отдельная экономика в АТЭС не входит).

Перспективы : В 1994 г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Заинтересованность в присоединении к АТЭС высказывают Индия, Монголия, Пакистан, Лаос, Колумбия, Эквадор. Статуса полноправного члена добивается владение США Гуам (рассчитывает на вхождение на тех же условиях, что и Сянган).

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 г.

В настоящее время его участниками являются 21 страна и территория АТР: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

На сегодняшний день Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) является одной из важнейших международных площадок для России. Это, прежде всего, подтверждают цифры: на долю экономик АТЭС от мирового рынка приходится 54% ВВП, 46% объема экспорта, более 45% объема инвестиций, 43,7 % рабочих мест и 33, 5% от общего количества международных прибытий (по итогам 2016 года зарегистрировано 414 млн. туристических поездок).

Туризм играет значимую роль в АТЭС, что неоднократно упоминалось в итоговых документах форума. В Декларации 25-й встречи лидеров экономик АТЭС (ноябрь 2017 г., Вьетнам) участники договорились продвигать устойчивый туризм и исследовать его потенциал для развития удаленных территорий как важного компонента атэсовской Стратегии экономического роста и инструмента усиления взаимосвязанности между людьми. В документе также задана стратегическая цифра - 800 млн. путешественников в регионе АТЭС к 2025 году (почти в два раза больше текущей цифры). Такое намерение создает хорошие возможности для реализации одной из первостепенных задач России в отрасли туризма - увеличение экспорта российских туристических услуг на мировой рынок. Учитывая, что форум объединяет двадцать одну экономику, в частности, крупные туристические рынки (Китай, Япония, Корея, США и т.д.), задача приобретает большую значимость. Взаимодействие осуществляется в рамках Рабочей группы по туризму, которая учреждена в 1997 году и призвана создавать благоприятные условия для развития туризма в регионе. Активность Федерального агентства по туризму на этой площадке заметно возросла в год председательства России в АТЭС в 2012 году. Ведомство разработало Инициативу по обеспечению безопасности туристов в регионе АТР - официальный документ АТЭС, который предусматривает разработку унифицированных конкретных мер, отвечающих интересам экономик АТЭС в деле обеспечения безопасности путешествий.

В развитие Инициативы Ростуризм в 2013 году подготовил проект «Программа ‘Smart Traveller’ Обеспечение безопасности туристов и содействие международным путешествиям в регионе АТЭС». Программы ‘Smart Traveller’, основанные на последних достижениях информационных технологий, позволяют путешественникам оставаться на связи со своей страной и получать поддержку в случае чрезвычайной ситуации, включая природные катаклизмы и общественные беспорядки. Кроме того, каждый турист может найти на специально созданном портале важную информацию по заграничному туру (въезд, выезд, законы, здравоохранение, др.), зарегистрировать свои контактные данные и программу зарубежного путешествия и/или подписаться на рекомендации выезжающему за рубеж. На сегодняшний день программа успешно имплементирована рядом стран. В России программа была запущена МИДом России в виде мобильного приложения «Зарубежный помощник».

В 2017 г. Ростуризм продолжил свою проектную деятельность по актуальному направлению для экономик региона.

В июне 2017 г. был представлен российский проект «Анализ перспектив устойчивого развития туризма на удаленных территориях экономик АТЭС». Тематика была заимствована из комплексной Инициативы Минэкономразвития России «Преодоление разрыва в экономическом развитии и интеграция удаленных территорий в целях устойчивого роста региона АТЭС», которая была презентована на Совещании Высших должностных лиц во Вьетнаме в феврале 2017 г.

Развитие удаленных территорий, бесспорно, является предметом глубокого интереса экономик АТЭС, которые располагают большим количеством таких территории имеют ряд социальных и экономических проблем, которые препятствуют росту их туристической привлекательности и, как следствие, привлечению туристических потоков.

Российская идея получила поддержку ряда экономик АТЭС, ко-спонсорами проекта по туризму выступили Филиппины, Папуа-Новая Гвинея и Индонезия.

По итогам второй проектной сессии документ вошел в список 30 проектов, представленных на рассмотрение Бюджетному комитету АТЭС (всего на сессии было представлено 123 проектные заявки), а в декабре 2017 г. проект получил окончательное подтверждение финансирования.

В проекте планируется собрать международную команду экспертов из экономик АТЭС и международных организаций. Само исследование будет состоять из следующих этапов:

  • 1. Обзор удаленных территорий экономик АТЭС: выявление отличительных особенностей и существующих проблем;
  • 2. Разработка рекомендаций по развитию туристического потенциала указанных территорий;
  • 3. Организация обмена опытом между экономиками АТЭС посредством проведения семинара.

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - — Тематики электросвязь, основные понятия EN Asia Pacific economic cooperationAPEC … Справочник технического переводчика

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - … Википедия

    АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - (Asian Pacific Economic Cooperation) Межправительственная организация 21 государства региона, среди которых США, Канада, Япония, Мексика, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Южная Корея, страны АСЕАН и др., создан в 1989 г. по инициативе… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - ASIA PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC) Региональный экономический блок, образованный в 1990 г. с целью создания зоны свободной торговли. В группировку вошли: Австралия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия,… … Словарь-справочник по экономике

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная группировка, созданная в 1989 г. В объедиение входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития. В 1995 г. принята Программа, предусмативающая создания зоны свободной торговли и… … Геоэкономический словарь-справочник

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - В связи с предстоящим саммитом глав государств и правительств АТЭС, 18 19 ноября. Межправительственный форум "Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) создан в ноябре 1989 года на первой конференции министров… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Азиатско-Тихоокеанский регион - Страны Азиатско Тихоокеанского региона Азиатско Тихоокеанский регион политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в сам … Википедия

    АТЭС - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) международная (региональная) экономическая организация. АТЭС крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли… … Википедия

Книги

  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Вчера, сегодня, завтра , Книга продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием `Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья`. Во второй книге серииделается попытка ответить на… Категория: Экономика предприятия Серия: Библиотека GSL Издатель: , Производитель: Издательство Дальневосточного университета , Купить за 2750 грн (только Украина)
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра , Курилов В.И. , Монография продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием 171;Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья 187;. В ней делается попытка ответить на… Категория: Внешняя политика. Международные отношения Серия: Издатель:

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений . АТЭС было создано в 1989 году. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

В АТЭС в настоящее время входят 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совета экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС

Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.
АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

История АТЭС

Объединение образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС

Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели и задачи АТЭС

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Богорские цели АТЭС

Богорские цели (Bogor Goals) АТЭС были провозглашены в Декларации глав государств и правительств экономик-участниц по итогам их встречи в Богоре (Индонезия) в 1994 г. - одном из главных программных документов Форума. Цели устанавливают долгосрочный ориентир в деятельности АТЭС - формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования: для развитых экономик к 2010 г., для развивающихся - к 2020 г. Особо оговорен принцип добровольности - каждая страна индивидуально определяет темпы своего движения к указанным целям, а также приверженность идеям «открытого регионализма», т.е. устранения барьеров для торговли и инвестиций в отношении не только партнеров по АТЭС, но и в равной степени всех прочих стран.

В 2005 г. на основе индивидуальных планов действий экономик-участниц и с привлечением представителей делового и научного сообществ региона проведен т.н. среднесрочный обзор движения к Богорским целям. По его итогам подготовлен проект доклада старших должностных лиц АТЭС с рекомендациями министрам и главам государств/правительств.

Основной вывод обзора состоит в признании, с одной стороны, существенного вклада АТЭС в экономический рост и благополучие региона через либерализацию условий торговли и инвестирования и, с другой - необходимости продолжения согласованных усилий на этом направлении с учетом новых задач как глобального, так и регионального экономического развития.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

1. Либерализация торговли и инвестиций.
2. Содействие бизнесу.
3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Россия в АТЭС

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.

АТЭС и упрощения бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Саммит АТЭС

Саммит АТЭС - ежегодная встреча лидеров государств АТЭС:

Саммит АТЭС 2007 (Австралия)
Саммит АТЭС 2008 (Перу)
Саммит АТЭС 2009 (Сингапур)
Саммит АТЭС 2011 (Гонолулу, США)
Саммит АТЭС 2012 (Владивосток, Россия)
Саммит АТЭС 2013 (Бали, Индонезия)

Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) -- международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

АТЭС основан в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран -- 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины).

К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994),Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов -- России, Вьетнама и Перу -- введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Нужно отметить, что в АТЭС входит 19 стран и две особых территории -- Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов -- АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южно-тихоокеанского форума и т.?д. Ещё в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это -- обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и укрепление регионального сотрудничества.

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается в различных направлениях. Основным принципами работы являются:

Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине2000-х по-прежнему имеет такой статус);

Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 21 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики;

Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли;

Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС;

Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-PacificEconomicCommunity) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран. Выполнение этого плана отнюдь не бесспорно: в 1995 на Осакском саммите АТЭС уже была названа дата начала формирования зоны свободной торговли (1 января 1997), но это решение не выполнено.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На саммите стран АТЭС в Осаке уже было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

торговые тарифы;

нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

международные услуги;

международные инвестиции;

стандартизация товаров и услуг;

таможенные процедуры;

права интеллектуальной собственности;

конкурентная политика;

распределение государственных заказов;

правила, касающиеся происхождения товара;

посредничество в спорах;

мобильность бизнесменов;

внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Стремясь создать свободную зону инвестиций, страны АТЭС принимают меры, стимулирующие движение капиталов между странами региона: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовой режим для предпринимателей, обеспечивают широкий доступ к экономической информации.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен.

Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Стратегической целью деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества является создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Страны-члены АТЭС идут к достижению этой цели семимильными шагами, а Россия занимает одну из лидирующих позиций на этом пути.