Белая Криница. Подворье страны Беловодье

Село Белая Криница находится в 50 км к югу от Черновцов (или Черновиц, как говорят там, поскольку прежнее название - Черновицы) и известно как центр старообрядчества.

именно оттуда происходит т.н. Белокриницкая иерархия - Русская православная старообрядческая церковь с митрополией на Рогожском кладбище. В Белой Кринице, на территории Австро-Венгрии, с XIX века существовал старообрядческий монастырь. Закрыт он был после присединения Буковины к СССР, но храмы уцелели, за исключением пятиглавого деревянного Покровского собора. Сейчас они вновь действуют и принадлежат старообрядцам. Главное, из-за чего мы совершили вылазку в БК - это Успенский собор - почти единственный островок русской архитектуры в этом крае.

Успенский собор строился в 1900-1908 гг. и в стилистическом отношении отражает переход от русского стиля конца XIX в. к неорусскому стилю. Его автор явно хорошо ориентировался в русской архитектуре XVI-XVII столетий. Открываем 4-й том памятников архитектуры и градостроительства Украинской ССР (Киев, 1986) и видим следующее: "Построен по проекту архит. В.Клика". Кто-нибудь знает такого архитектора? Открываем свежий путеводитель "Прогулка по Черновцам", и опять читаем, что сооружение осуществлялось по проекту австрийского архитектора Клика, а надзор вели прибывшие из Москвы инженер Кузнецов и подрядчик Тряпкин. Австрийский архитектор - крупный знаток Древней Руси? Такой, что едут к нему из Москвы инженеры да подрядчики воплощать его гениальный замысел!?
А вот у М.В.Нащокиной в "Архитекторах московского модерна" старообрядческая церковь в Белой Кринице перечислена среди работ крупного и очень талантливого арзитектора Александра Васильевича Кузнецова, автора многих отличных зданий в Богородске (Ногинске) - женской гимназии, Новоткацкой мануфактуры, эффектнейшей усадьбы Н.Д.Морозова Льялово, нового корпуса Строгановского училища (МАРХИ), практически уже ар-декошного. Дата, правда, стоит неточная - 1900-1903. Авторство Кузнецова подтверждает старообрядческий журнал "Церковь", где упомянута и заказчица - Ольга Алексеевна Овсянникова, урожденная Рахманова. Клик же надзирал за строительством. Т. е. в "Прогулке по Черновцам" перевернуто всё с ног на голову.
Иконостасы тоже были сделаны в России. Расписывали собор живописцы из Палеха.
Такой вот экспортный продукт. Как водится, высококачественный. Каменные, хорошо прорисованные детали, керамические вставки, облицовка глазурованной плиткой, черепица на шатре колокольни (предполагаю, что и кровли были черепичными, сейчас, увы, заменены на оцинковку).
Заброшенный в австро-венгерско-румынско-украинскую глушь, этот памятник незаслуженно выпал из поля зрения наших науковцев (украинское слово, если кто не знает, - удобное). Кузнецов - фигура вроде бы известная, но данное произведение в контексте его творчества никогда не рассматривалось. Кстати, это единственный его храм. А уж тамошние науковцы и вовсе не знают, как сие интерпретировать. Им что Кузнецов, что Клик - один хрен - "по-московски богато и безвкусно". Цитата, хотя и не точная, и не из научного текста, но отражающая часто встречающееся отношение к подобной архитектуре.
А нам понравилось, даже очень. Еще и погода подыграла. Банально, но собор напоминал каменный цветок, вырастающих из зимнего кружева. Кружево, правда, оказалось скоропортящимся и к обеду облетело. Но и нас в Белой Кринице к тому времени уже не было.
Жаль, внутрь не попали: храм не отапливается и прочно закрыт. Потому настаивать на специальном открывании не стали. Может, не последний раз там, может еще ОИРУ привезем в Черновцы и в БК заодно свозим.




Рядом стоят каменно-деревянно-оцинкованная церковь Космы и Дамиана XVIII-XIX вв., незатейливая, и совсем убогонькая сарайная церквушка (ее главку видно правее церкви КД).


А еще досадно, что в 3 км от БК, но уже по другую сторону границы, в Румынии, есть еще одно старообрядческое село - Климоуцы (Климауц, Климэуць), в котором в те же годы была построена еще одна любопытная церковь в неорусском стиле - уже вполне сложившемся, без эклектической мелочности. Ее фото помещено в том же журнале "Церковь" за 1910 г., но у меня его нет. Колокольня похожа на Ивана Великого - столпообразная, основной объем одноглавый. Средствами на постройку помогал небезызвестный Арсений Иванович Морозов. Вроде бы храм сохранился. На карте два креста. Да и с чего румынам его рушить? ...Местные, как сказал нам таксист, через границу бегают. Но мы не местные...

[укр. Бiла Криниця; румын. Fântâna Albă], с. в Глыбокском р-не Черновицкой обл. на Украине (Сев. Буковина), в прошлом кафедра Белокриницких митрополитов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Название села происходит от беловатого цвета воды в нек-рых местных колодцах (криницах), вызванного наличием в почве меловых пород. Время основания села неизвестно, первоначально оно называлось Варница, имело румын. (молдав.) население, до нач. 80-х гг. XVIII в. принадлежало мон-рю Путна. С 60-х гг. XVIII в. (по др. данным, с 20-х гг.) здесь существовали небольшие поселения старообрядцев (липован). После издания в 1781 г. австр. имп. Иосифом II патентов о переселении и веротерпимости на Буковину из османских владений близ устья Дуная в 1783 г. перебралось значительное число старообрядцев, к-рым австр. власти предоставили крупные земельные участки (изъятые у мон-ря Путна) и существенные льготы: освобождение от налогов, воинской службы и иных гос. повинностей на 20 лет, а также возможность вести религ. жизнь по собственным традициям независимо от к.-л. из существовавших в то время в Австрийской империи конфессиональных центров.

Заселение старообрядцами Б. К. произошло в 1784-1785 гг., среди переселенцев с самого начала были как семейные миряне, так и иночествующие обоего пола. По австр. данным, в 1786 г. в Б. К. проживало 30 старообрядческих семей. Вероятно, уже в то время здесь существовали храмы и мон-ри (первым был основан муж. мон-рь). Все храмовые здания были каменными. «Мирскими» являлись церкви: летняя во имя святых Космы и Дамиана и зимняя во имя свт. Василия Великого (после восстановления в кон. 80-х гг. XX в. была переосвящена во имя свт. Николая Мирликийского). Муж. мон-рь был посвящен Покрову Пресв. Богородицы, жен.- Успению, оба мон-ря имели по 2 храма - зимнему и летнему. Поскольку мон-ри в Б. К. создавались в период действия имп. указа о закрытии мон-рей «созерцательного образа жизни» (издан 13 окт. 1781), старообрядческие обители по крайней мере до 1803 г. существовали нелегально на частных земельных владениях жителей Б. К. В 1843 г., по австр. данным, старообрядческое население Б. К. насчитывало 604 чел., а общее число липован Буковины равнялось 1966.

В 1-й пол. 40-х гг. XIX в. Б. К. (в особенности Покровский муж. мон-рь) стала центром деятельности прибывших из России старообрядческих иноков Павла (Великодворского) , Алимпия (Милорадова) и Геронтия (Колпакова), целью к-рых была организация здесь архиерейской кафедры для старообрядцев-поповцев. В 1844 г. на это было получено разрешение австр. властей, и 28 (или 29) окт. 1846 г. в Покровском соборе Белокриницкого муж. мон-ря произошло присоединение к старообрядчеству Босно-Сараевского (К-польский Патриархат) митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . В 1848 г. он был удален из Б. К. по требованию российских властей, однако митрополия была сохранена. Первоначально она была единственным высшим духовным управлением для старообрядцев белокриницкого согласия. Однако, поскольку к кон. XIX в. усилилось значение архиепископии белокриницкого согласия на Рогожском кладбище в Москве, за митрополией в Б. К. сохранились лишь «первенство чести» и духовная власть над приходами согласия, расположенными вне Российской империи.

В 1940 г. Сев. Буковина была присоединена к СССР. Незадолго до входа в Б. К. частей Красной Армии старообрядческая митрополия переехала в г. Брэила (Румыния). В 1940 г. мон-ри в Б. К. были закрыты, в зданиях муж. обители и митрополии была расквартирована погранзастава. В результате боев в июне 1941 г. эти постройки были почти полностью разрушены, после 1944 г. руины использовались в качестве источника стройматериалов, однако отдельные келейные корпуса оставались еще в сер. 70-х гг. XX в. К наст. времени от Покровского муж. мон-ря остались лишь отдельные захоронения с надгробиями на бывш. монастырском кладбище.

Среди них - могилы Белокриницких митрополитов, а также иноков Павла и Алимпия. Неск. могил со старинными крестами уцелели и на кладбище жен. мон-ря. Из его зданий в наст. время существуют летний соборный храм Успения Пресв. Богородицы, построенный в 1906 г. в «неорусском стиле», неск. хозяйственных построек и часть каменной ограды (нач. XX в.). Сельские (приходские) зимний и летний храмы, построенные в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в традициях западноукр. зодчества, сохранились полностью, летний храм не закрывался. После 1940 г. здесь находилась значительная часть церковно-богослужебного имущества митрополии и мон-рей. Значительное по объему книжное собрание Белокриницкой митрополии в наст. время распылено между храмами Б. К., книгохранилищем старообрядческой митрополии в Брэиле, рядом старообрядческих церквей Румынии и стран СНГ и частными коллекциями. В результате деятельности археографической экспедиции БАН СССР, работавшей в Б. К. в 1971 г., возникло Белокриницкое собрание рукописей БАН. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва (Москва) организовал в Б. К. свой филиал - Музей культуры старообрядчества, к-рый приобрел у местных жителей предметы старины и искусства. Однако после распада СССР финансирование прекратилось, и к сер. 90-х гг. XX в. Белокриницкий музей закрылся, большая часть его фондов была передана в Черновицкий областной историко-краеведческий музей.

Служивший в Б. К. в 1987-1996 гг. старообрядческий священноинок Севастиан (Озерский) предпринимал попытки возродить обители и село путем привлечения на жительство в Б. К. старообрядцев из стран СНГ. В 1993 г. был освящен восстановленный Успенский собор в жен. мон-ре. 7-14 нояб. 1996 г. в нем проходили заседания 1-го Всемирного собора старообрядческой церкви, проводившегося в ознаменование 150-летия Белокриницкой иерархии. Одним из деяний собора была канонизация первого Белокриницкого митр. Амвросия.

К апр. 2002 г. в Б. К. жили ок. 100 чел., преимущественно рус. старообрядцев, хотя в последние годы отмечался рост доли укр. населения. Богослужения совершаются периодически приезжающим в село священником из старообрядческого прихода г. Черновцы, в его отсутствие службы отправляются иночествующими и мирянами, с изъятием иерейских молитв и действий.

Ист.: Сказание о староверцах, живущих в земли Молдавской / Публ. П. С. Смирнова // ХЧ. 1906. Ч. 222. С. 74-78; Старообрядцы в Румынии: Рус. писатели о липованах / Сост. В. А. Липинская. М., 1994.

Лит.: Субботин Н . И . История Белокриницкой иерархии. М., 1874; он же . Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897; Kaindl R . F . Das Entstehen und die Entwicklung der Lippowaner-Colonien in der Bukowina. W., 1896; Polek J . Lippowaner in der Bukowina. Czernowitz, 1896-1899. 3 Bde (Публ. 3-й части в рус. пер.: Липоване на Буковине // Музей культуры старообрядчества: Ежег. за 1992 г. Черновцы, 1992. ч. 2. С. 3-22); Бубнов Н . Ю . Из собрания Белокриницких митрополитов // ПКНО, 1974 г. М., 1975. С. 157-161; Чащина Л . Ф . Русская старообрядческая эмиграция в Австрии и революция 1848 г. // ВИ. 1982. № 8. С. 177-181; Сайко М . Н . Возникновение старообрядческих поселений на Буковине (70-е - 80-е годы XVIII в.- нач. XIX в.) // Музей культуры старообрядчества: Ежег. за 1992 г. Ч. 2. С. 23-43; Крамер М . Основание старообрядческой митрополии на Буковине и пребывание митр. Амвросия в Австрии (по источникам австр. архивов) // Духовные ответы. 1998. № 9. С. 80-131; [Вургафт С . Г .] Чистая вода Белой Криницы // Там же. С. 67-79; Мельников Ф . Е . Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999; Сайко М ., Писарева А . Из истории Белой Криницы // Белая Криница: Правосл.-старообрядч. обществ. журн. 1999. Июнь. [№ 1]. С. 14-19; Панкратов А . В . От востока направо: История, культура, совр. вопр. старообрядчества. М., 2000. С. 83-109, 220-228.

У сибирских староверов известна легенда о стране Беловодье, что скрыта за горами и степями. Туда можно дойти только с Божьей помощью, поэтому там живут только праведники. Но это не рай, а земная страна, куда найдет дорогу тот, чья вера крепка, а сердце чисто. Я не знаю, как относятся к этому преданию ныне, и известно ли оно староверам Буковины. Однако село Белая Криница (то есть Белый Колодец), затерянное на румынской границе, представилось мне чем-то вроде подворья Беловодья.
Ныне это почти опустевшее село остается одной из главных святынь староверия - ведь здесь в 1846 году образовалась Русская Православная Старообрядческая Церковь, известная так же как Белокриницкое согласие.

Вечером в черновицком отеле "Киев" я долго не мог заснуть. По дороге в Черновцы я успел несколько раз поменять решение - ехать мне в Белую Криницу или нет. С одной стороны - я мечтал побывать здесь. С другой - есть риск не добраться. Ситуацию с Белой Криницей мне описывали так - ходит один автобус в день, а само село находится в погранзоне. Думал я, думал - а утром решил рискнуть!

С Черновицкого автовокзала я сначала поехал в Глыбокую - районный центр (9,2 тыс. жителей), которому и подчинена Криница.

До Глыбокой из Черновцов всего полчаса пути, маршрутки раз в 20-40 минут. Утром я высадился там еще затемно, а все кадры были отсняты уже на обратном пути. Вообще, Глыбокая оказалась на удивление ухоженным и оживленным городком, а я туда попал еще и в базарный день.

Достопримечательностей в Глыбокой нет, за исключением вокзальчика (видимо, австрийского):

И виадука. Как выглядят австрийские виадуки, я не знаю, но почему-то показалось, что этот - румынский:

Однако всё это обнаружилось уже по возвращении, а утром, в темноте, поселок казался страшной глухоманью. Автовокзал выглядел заброшенным (хотя днем работал вполне исправно), да и высаживаться надо не на автовокзале, а одной остановкой ранее - близ базара. Побродив у базара, я нашел такси, и сторговался за 120 гривен (чуть меньше 500р.), чтобы дядька отвез меня в Криницу и забрал через два-три часа.
Впрочем, уже в Кринице я узнал, что можно было и без такси обойтись: автобусы из Черновцов сейчас ходят дважды в день (12.00 и 16.40), вот только если Вы не паломник, столько времени там делать будет нечего, а пограничники тоже не дремлют.

Расстояние до Криницы оказалось порядочным - километров 25-30, ехали мы около получаса. Таксист Саша оказался на редкость адекватным - и к моим поискам отнесся с пониманием, и рассказал много интересного. Правда, деньги за обратную дорогу попросил наперед, и я не стал спорить. Сошлись на мысли, что вот допустим обманул кого-то на 50 рублей - потеряешь в итоге 500, и может даже сам не заметишь, где и как. И чем позже придет расплата - тем сильнее: может, на следующий день судьба те же 50 рублей отнимет, а может через 10 лет отнимет дом.
...И что особенно показательно, ведь не обманул, и забрал меня из Белой Криницы в назначенное время!

Кстати, помимо прямых автобусов еще можно добраться автобусами на Старый Вовчинец (от него 7 километров) и Баяновку (проезжает мимо отворота, от которого 2 километра).
А местность делалась все более и более глухой. И если в основном села шли подряд, то перед Белой Криницей довольно большой незаселенный участок лесов и заросших полей. КПП оказался пуст, и вскоре я увидел Белую Криницу:

Саша высадил меня на главной улице, между соборов, пообещав забрать отсюда же. На всякий случай оставил мне номер. И вот я оказался один, на рассвете, в пустынном селе:

Староверы пришли в Буковину еще на рубеже 17-18 веков. В те годы многие, не приняв реформы патриарха Никона, бежали в глушь. Возникло несколько "староверческих республик" - кто-то укрылся в глухих лесах (подмосковные , нижегородское Заволжье, Русский Север), кто-то в казачьих степях, кто-то в соседних странах. Староверов, ушедших в Молдавию, называли липоване (сокращение от "филипповцы", "филипповане"), и поныне их около 37 тысяч человек, а многочисленные староверческие села разбросаны по Румынии, Болгарии, Молдове, Украине (например, город Вилково на Дунае). Именно липованами была основана Белая Криница и построена Козьмодемьянская церковь (1745):

Низ каменный, а верх деревянный. Композиция типична для Буковины - базилика с тремя главками в ряд и колокольней над входом (так же устроены кафедральный собор и церковь на Горече в Черновцах). Рядом зимняя Васильевская церковь хатного типа (новодел) - в конце октября службы ведутся уже в ней.

И наверное Белая Криница так и осталась бы просто одним из липованских селений, если бы не события в Москве. В конце 18 века Екатерина Вторая инициировала религиозную "либерализацию" - при ней из тени вышли мусульмане и староверы. В 1771 году был основан , ставший центром староверия, на рубеже 18-19 веков были построены и каменные соборы - в Москве складывалась полноценная старообрядческая Лавра. Трудные времена вернулись при Николае Первом, который в 1827 году запретил старовером принимать новых священников.
А тут стоит сказать, что многочисленные староверческие конфессии делились на две большие группы - "поповцы" и "беспоповцы". Первые рассматривали новообрядцев как "инославие", и принимали людей оттуда через миропомазание, а вторые считали никониан еретиками и безбожниками, поэтому проводили повторное крещение. Как результат, беспоповцы вскоре остались без священников вообще, а поповцы принимали попов-"перебежчиков". Ни у тех, ни у других не было епископов, и при Николае Первом решение этой проблемы стало необходимостью.

В 1838 году в Буковину пришли двое иноков - Павел и Алимпий. У них была миссия - найти епископа и место для обустройства архиепископии. Разрешение на последнее им дало в 1844 году правительство Австрийской империи, которой это было, разумеется, очень на руку. А в 1840 году Константинопольский Патриарх низложил Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Папа-Георгополу), выступавшего против турецких чиновников и благословлявшего повстанцев. Амвросий жил в нищете в Стамбуле, где его и нашли Павел и Алимпий, предложив возглавить старообрядческую церковь. Центром ее уже была выбрана Белая Криница, где с конца 18 века находился крупнейший в стране липован монастырь.
Так возникла первая старообрядческая иерархия, из подпольной секты староверие превратилось в полноценную конфессию - Русскую Православную Старообрядческую Це рковь (РПСЦ), или "Белокриницкое согласие" (белокриничане, белокриничники). Впрочем, уже в 1848 году Амвросий под давлением Николая Первого был арестован австрийским властями, но успел рукоположить епископа Кирилла. Через несколько месяцев, после австрийской революции Белая Криница возродилась, а в 1853 году (200-летие Раскола) архиепископская кафедра во главе с назначенным в Кринице архиепископом Антонием появилась и в Москве, и с этого времени РПСЦ стала двуцентрической. В 1940 году, когда Буковину передали "безбожникам", центр РПСЦ в Румынии был перенесен в город Браилов (Брэила). Две РПСЦ остаются крупнейшими конфессиями староверия - "основная" РПСЦ окормляет 1,5 миллиона человек (из 2 миллионов староверов России), а румынская - около 200 тысяч. При этом отношения двух церквей весьма непростые.

Белая Криница же после 1940 года почти опустела - в ней осталось менее 200 жителей. Но она сохранила историческую роль одной из главных святынь староверия и места паломничества. В 1900-1908 годах на деньги московского купца-старовера Овсянникова был построен огромный для деревни Успенский собор:

Официально автором собора считается австриец Клик, а среди инженеров-консультантов значится русский архитектор Александр Кузнецов, один из лучших мастеров позднего русского модерна. На самом деле все было наоборот - собор строил Клик по проекту Кузнецова: так тонко владеть "русским стилем" мог только россиянин.

Вообще, "русский стиль" в архитектуре - это почти ругательство, так как большинство его образцов являют собой редкостную безвкусицу и банальность. Но тут дело в исполнении, а не в стиле - и в Белой Кринице собор относится к шедевром русского зодчества своей эпохи. Пожалуй, по сложности и эффектности его можно поставить в один ряд с петербургским Спасом-на-Крови и работами Щусева.

При этом много в архитектуре и местных (молдавских и османских) мотивов:

Ныне в соборе вновь женский монастырь, благодаря которому выбор Павла и Алимпия пал на это село. Еще два монастырских храма были уничтожены в советское время - Покровский собор

И Никольская церковь:

Между соборами, но только по другую сторону дороги - красивейший яблоневый сад:

Говорят, годовой сбор яблок тут достигает тонны на человека, а сады основали еще липоване:

В саду тут и там видны православные кресты:

Это кладбище святых и белокриницкого духовенства. У одного края, ближе к селу, покоятся Павел и Алимпий:

У другого, меж трех гигантских лип - могилы четырех архиепископов под одним крестом:

Еще один крест... Увы, я забыл имена похороненных здесь:

Последний крест стоит буквально на границе Румынии. Слева - погранзастава. А Румыния выглядит так, как ее и представляешь - стена черных туманных холмов:

Сама же Белая Криница очень маленькая, и непохожая на сёла Буковины:

Больше всего напоминает глубинку Брянской, Калужской, Смоленской областей:

Село абсолютно русскоязычное, да и сами липоване считаются русскими, а не украинцами.

На главной улице села - настоящий трафик гужевого транспорта:

В принципе, на осмотр села с лихвой хватит получаса. Но я два часа провел за разговором с дьяконом (который из-за меня опоздал на автобус!), и экскурсия по селу очень быстро перешла в разговор о религии и Спасении.
Напоследок дьякон остановил телегу, на которой мы проехали пару сотен метров до его дома:

А в доме, где нас встретила его жена, продолжили разговор за чаем. С батюшкой поговорить мне так и не довелось (он был в отъезде). А в назначенное время я вернулся ко входу в собор, куда через 5 минут подъехал и таксист Саша.

P.S. Заранее прошу прощения за наверняка допущенные грубые ошибки. Ведь я не старообрядец, и действительно знаю о староверии очень мало.

На этом и закончу серию о Подолии и Буковине. Как и прошлая серия о Галиции (30 постов), эта получилась самой длинной, что я когда-либо выкладывал (33 поста). Но в завершение мне сказать особенно нечего. Наверное, потому что до настоящего завершения еще далеко.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010

В 1650-60-х гг. Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх Никон при поддержке царя и не менее великого князя всея Руси Алексея Михайловича учинил церковную реформу, целью которой была унификация русской обрядовой традиции с современной (на то время) греческой (в первую очередь константинопольской). Как и любая реформа, она вызвала нешуточный баттхерт у некоторой части общества, категорически отказавшейся креститься тремя перстами, учинять крестовые ходы против солнца, отменять малые земные поклоны и совершать прочие новомодные богопротивные действия. Эту часть общества стали называть раскольниками или более политкорректно старообрядцами (староверами), немедленно подвергнув ее разного рода репрессиям.

От репрессий было принято уклоняться, потому старообрядцы сочли за лучшее бежать от преследований зачастую в глухие, богом забытые места, куда никонианской квазиинквизиции добраться было сложновато. Среди популярных маршрутов были и сопредельные России государства, где работящих и не пьющих старообрядцев разумеется принимали с распростертыми объятиями и селили их в медвежьих углах, требовавших человеческого освоения. Так старообрядцы массово появились в Речи Посполитой, заселив Латгалию (где я недавно побывал) и Стародубщину (куда я вскорости поеду). Другим распространенных направлением для бегства был юго-запад: Молдавское княжество. Там для переселившихся старообрядцев даже придумали термин "липоване". Внутренние миграции староверов продолжались и в пределах новых ареалов обитания. Так, в конце XVIII века группа липован из Причерноморья, Валахии и Бессарабии польстилась на посулы австрийского императора Иосифа II и переехала на ПМЖ в буковинское урочище Варница. Румыны называли эту местность Фынтына Албэ (Белый Источник). Липоване, не долго думая, поименовали свое новое село Белая Криница.

Белая Криница быстро выросла в зажиточный населенный пункт с храмами и монастырем, вроде ничем особенным среди себе подобных не выделявшийся. Однако в 1830-е годы после очередной волны гонений на староверов в Российской империи именно ее было решено сделать местом нахождения старообрядческой епископской кафедры за пределами России. Так Белая Криница стала одним из важнейших центров старообрядчества, точнее одного из его течений, т.н. Белокриницкого согласия. С тех пор, правда, епископская кафедра оттуда была перенесена (даже дважды, сначала в Москву, а потом в румынский Брэил), но следы славного прошлого там все же остались. Собственно, именно для их осмотра мы и явились в это затерянное на самой румынской границе буковинское село.

О Белой Кринице в этой серии.

1. От Сторожинца до Белой Криницы около 45 запутанных километров. Нанятый таксист дорогу знал смутно, брал несколько языков, заезжал не туда, но в конце концов на место доставил. На белокриницкий старообрядческий комплекс храмов открываются хорошие виды на подъезде к селу. Слева Козьмодемьянская церковь рубежа XVIII-XIX вв., далее заметна серебристая кровля теплой Васильевской церкви, а справа поражающая в этой казалось бы полнейшей дыре громада роскошного Успенского собора. Еще два местных храма были снесены в советское время.

3. Въезжаем в Белую Криницу. Туристам надо понимать, что румынская граница здесь в нескольких километрах, мобильник отлично ловит румынских операторов, на въезде заброшенный КПП пограничников. Село вроде бы входит в погранзону, и в советское время посторонним сюда было не попасть. Сейчас, похоже, сказывается традиционный украинский пофигизм, и это хорошо.

4. Высадившись между белокриницкими храмами, отправились сначала к Успенскому собору.

5. Колокольня с вроде бы разноцветной черепицей, при ближайшем рассмотрении больше похожей на раскрашенный гонт.

6. Успенский собор был построен в 1900-08 гг. по проекту известного московского архитектора Александра Кузнецова (хотя формально строительством руководил австрийский архитектор). Деньги на возведение столь огромного и пышно декорированного храма выделил московский же купец 1-й гильдии Глеб Овсянников. Среди богатейших купцов и промышленников России вообще было много старообрядцев.

7. Фрагмент небезынтересной и явно оригинальной ограды.

8. Кое-где в ней даже сохранилась кованная решетка.

9. Ворота.

10. Главы.

11. Хата напротив. После переноса архиепископской кафедры в Москву, а митрополичьей в Румынию (последнее случилось в 1940 году после присоединения Буковины к СССР), Белая Криница как-то захирела. Сейчас здесь живут около 170 человек.

12. Вид на Козьмодемьянскую и Васильевскую церкви от ворот Успенского собора.

13. Колокольня. Весь комплекс зело богат декором и архитектурные детали можно рассматривать очень долго, тем более это тот редкий случай, когда они все вместе смотрятся гармонично.

14. Многие строительные материалы привозились из России.

16. Боковой придел.

17. Оформление главного входного портала.

18. Собор облицован голубой глазурованной плиткой, местами уже облупившейся.

19. Прекрасный образец ретроспективно-русского стиля рубежа XIX-XX вв. Уж насколько я далек от него, но в белокриницком Успенском соборе все смотрится уместно.

21. Крыльцо бокового предела.

22. Окна цоколя.

23. Давно я так подробно не отснимал отдельный храм, но тут еще сказывается ощущение полнейшей оторванности от большой земли, понимание, что уж сюда ты точно больше не вернешься никогда, а оттого зуд фотографирования обостряется.

25. Боковой фасад.

26. Местные жители.

27. Отправились к остальным двум храмам.

28. Зимняя Васильевская церковь очевидно современная, а вот дальняя Козьмодемьянская была построена скорее всего сразу после переселения липован в Фынтына Албэ, за полдесятка лет до превращения села в значимый старообрядческий центр.

29. Первый этаж церкви каменный, верхние ярусы из дерева.

30. Рядом даже велопарковка, изготовленная на деньги Евросоюза (!). Может я ошибаюсь, но судя по тому, как озирались на нас местные жители, туристов здесь бывает немного.

31. Парковка установлена около обнесенного сеткой-рябицей кладбища, на котором всего четыре могилы.

32. Прошлись еще немного по Белой Кринице, обнаружив даже любопытный сельский клуб.

33. Дверь была открыта, клуб работает.

34. Мозаика с изображением ученого с мирным атомом, хлебороба с колосьями, еще какого-то мужика с корзиной неких плодов и все это на фоне ГЭС и лика Ленина.

35. Выезд из села с автобусной остановкой (прямые автобусы есть и из Черновцов, но крайне редко). Проще брать такси (желательно не в Сторожинце, а в ближайшем (12 км) к Белой Кринице райцентре поселке Глыбокая.

36. Вот такая дорога ведет в одно из сакральнейших старообрядческих мест. На осмотр всего нам с лихвой хватило 28 минут - именно столько прошло между этим снимком и фотографией под номером 2 в этом отчете.

После Белой Криницы у нас образовался резерв времени, который мы и потратили на Глыбокую. Оттуда будет следующая часть.

В предыдущих сериях.

Одним из самых известных культовых мест Буковины является небольшое село БЕЛАЯ КРИНИЦА Старововчинецкого сельского совета Глыбоцкого района Черновицкой области - настоящая Мекка для паломников-христиан, любителей древности и обычных туристов, что расположено у самой границы Украины с Румынией. Своё название село получило благодаря тому, что вода в колодцах здесь почти белого цвета: с известкой и сладковатая на вкус. С конца ХVІІІ века и до наших дней Белая Криница является центром Русской Старообрядческой церкви и святой землей для всех староверов.

Старообрядцы, или липованы - православные християне, которые сохранили чистоту русской веры после церковной реформы, внедренной во второй половине XVII века патриархом Никоном при участии Московского царя Алексея Михайловича. Спасаясь от преследований за свою веру со стороны московской власти, часть староверов направилась в далекую Сибирь, а часть, вместе с украинскими казаками армии гетмана Ивана Мазепы, разбитой войсками Петра І, поселилась вдоль берегов Дуная, провозгласив казацко-старообрядческую Дунайскую республику.


Однако их преследование не прекратилось, и староверы, продолжая поиски своей «земли обетованной», поселяются на Буковине, которая начиная с 1774 года попадает под власть Австрийской империи. Габсбурги в лице императора Иосифа ІІ, известные своей толерантностью по отношению ко всем конфесиям, в 1783 году предоставляют разрешение на поселение старообрядцев на Буковине.

Белая Криница становится одним из первых поселений липованов на буковинской земле. Сюда переселяются 22 семьи во главе с зажиточным казаком Никифором Ларионовим 7 монахов-старообрядцев и игумен, какие основывают мужской монастырь. На базе монастыря по решению старообрядческого собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. Первым митрополитом Белокриницкой епархии становится бывший митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, который с разрешения австрийского императора Фердинанда 28 октября 1846 года прибыл в Белую Криницу.

По всей вновь созданной старообрядческой епархии начинают основываться кафедры и назначаться священники. Однако радость буковинских староверов была недолгой. Узнав о деятельности владыки Амвросия, которая распостранялась и на старообрядческую иерархию для России, царь Николай І под угрозой войны требует от Габсбургив закрыть епархию и монастырь. Уже в декабре 1847 года Амвросия вызывают в Вену, предлагая сделать выбор: отречься от руководства старообрядческой епархией и возглавить епархию в Константинополе, либо навсегда отправиться на ссылку. Однако владыка не отрекся своей веры и находясь 15 лет в ссылке до конца своих дней, остался верным старообрядчеству.

Однако через несколько лет деятельность Буковинской старообрядческой епархии удалось возродить, и Белая Криница еще почти на столетие становится духовным центром всего движения старообрядцев. На начало ХХ века Белая Криница насчитывает около 20 культовых сооружений: церквей, келий и других зданий. Самыми величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» были многокупольний Покровский собор с огромной пятиярусной колокольней высотой 45 метров и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. Именно в Покровском соборе состоялось присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. А в конце ХІХ века в Белой Кринице было основано еще и женской монастырь.

К сожалению, сегодня мало что осталось от прежнего величия старообрядческой столицы. Покровский собор с колокольней, Никольскую церковь и почти все культовые сооружения монастыря в конце 40-х годов прошлого века было варварские уничтожены большевиками. Почти на полвека этнос липованов фактически прекратил свое существование.

От старых достопримечательностей культового зодчества Белой Криницы сегодня остались лишь два храма, которые незаурядно впечатляют немногочисленных туристов. Первый из них, церковь Козьмы и Демьяна, находится в начале села справа от дороги. Впервые построенная в конце XVIII века, церковь подверглась перестройкам на протяжении ХІХ века, во время которых она приобрела теперешний вид. Церковь имеет черты типично буковинской храмовой архитектуры: квадратные притвор и неф с боковыми пристройками и полукруглую алтарную часть.

Основной объем церкви построен из кирпича, верха - деревянные. С запада над притвором возвышается трехъярусная квадратная в плане деревянная колокольня, над нефом - восьмигранный купол на четверике, над алтарем и притвором - небольшие восьмигранные бани. Все верхи церкви увенчаны маленькими лукообразными главками. Стены церкви опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами, окна имеют арочный вид.

Значительный интерес представляет и интерьер Козьмодемьяновской церкви. Здесь сохранился иконостас с девятью рядами старообрядческих икон, портрет первого белокриницкого митрополита Амвросия, его сподвижников Кирилла и Алимпия, последующих митрополитов.

Рядом из Козьмодемьяновской церковью уже в годы независимости появилась еще одна деревянная церквушка с небольшой баней над навой - храм Святого Николая, который служит зимней церковью.

Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Успенский собор, построенный в 1900 - 1908 годах, как главный храм женского монастыря, на средства зажиточной семьи московских старообрядцев Глеба и Ольги Овсянникових по проекту московского архитектора А.Кузнецова (за другими данными - австрийского архитектора В.Клика). На его построение была потрачена астрономическая по тем временам сумма - полмиллиона российских рублей золотом. Строительные материалы, гранитные детали и отделки для храма были доставлены непосредственно из Москвы, а под его фундамент даже были привезены две подводы российской земли.

Храм является крестовым в плане с пятью банями, которые напоминают огромные луковицы. Купола покрыты медными листами и увенчаны позолоченными крестами. В его отделке использованы элементы эклектической архитектуры: тесаные камни, многоцветная керамическая глазурь голубого, оранжевого и розового цветов, задействованы такие элементы старинного русского храмного зодчества, как кокошники, бусинки, поребрик.

Собор действительно поражает своим величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или храмом Василия Блаженного в Москве.

Интерьер собора представлен одним большим и двумя малыми иконостасами, вырезанными из дуба наилучшими резчиками из Владимира и живописцами Палеховских мастерских.
Впечатляет своей архитектурой и богатством внешней отделки и колокольня собора, которая действительно не имеет себе подобных на всей территории Украины. За высотой она превышает собор, имеет четыре яруса, а ее верх покрыт разноцветной черепицей. Из колокольни открывается неповторимый вид на Успенский собор, Белую Криницу и окружающую местность.

В помещении Успенского храма проходили два всемирных собора Русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах.

Сегодня на территории комплекса старообрядческих храмов в Белой Кринице возрождается музейный комплекс старообрядчества, который существовал здесь с 1988 года и был закрыт в 1996 году в связи с нехваткой средств. Завершается строительство двухэтажного деревянного дома, в котором будут размещены трапезная, кельи и музейная комната.
При посещении Белого Колодца обязательно берите с собой паспорт: село находится в пограничной зоне.

Еще об одном старообрядческом селе Буковины - Липованах , можно почитать