Благословение у старца можно ли брать. Как просить благословения у батюшки и зачем это нужно

Как взять благословение у священника

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем - так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!) либо (как это принято у большинства церковного народа) "батюшка". К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово "отец", или же "отец диакон". Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение "благословите!" - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде "здравствуйте". Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит" либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...

Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щеку, а затем опять руку.

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением -то есть "креститься на священника". Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.

Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству - вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы". В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием "благословите" ответить поклоном.

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время - у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более что при прощании благословение священника тоже испрашивается.

Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства - отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины.

Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение, - в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.

Как обращаться к батюшке - на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Петр" или "отец Георгий". Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".

Верующие люди часто просят благословения у батюшки. Зачем это делается? В чем смысл такого мероприятия? Да и как просить благословения у батюшки, что при этом говорить? Давайте поговорим подробно. Просто разобраться не получится, так как дело уж слишком важное для души верующего. В религии нет технических моментов, которые возможно оправлять походя, без того, чтобы обдумать и порассуждать над сутью. Выясняя, как правильно просить благословения у батюшки, необходимо понять смысл этого действия, почему возникло такое правило. Еще не мешает разобраться, как следование ему влияет на верующего. Вот этим и займемся.

Что такое благословение?

Начать необходимо с философской стороны, понятной любому верующему. В храм мы приходим для обретения постоянной связи с Господом. Она появляется на уровне сердца. Человек ее ощущает, как единение со Святым Духом. Каждое действие верующего направлено на милости. В этом смысле полезно общение с тем, кто служит Господу. Благословение - это особая молитва. Батюшка ее произносит для просящего. Текст, как правило, зависит от обращения самого человека. Именно поэтому желательно понимать, как просить благословения у батюшки. Ведь можно выразить свою надобность общей фразой, или конкретизировать ее. Батюшка несет ответственность за свою молитву. Это означает, что ему необходимо понимать обращающегося. Люди зачастую не задумываются об этой стороне вопроса. Здесь проявляется гордыня, то есть уверенность в собственной мудрости и правоте. А ведь настоящая религиозность заключена в доверии Господу. Оно проявляется и тогда, когда прихожанин просит благословение у батюшки. Давайте рассмотрим указанные моменты подробнее.

Смысл традиции

Пытаясь выяснить, как правильно просить благословения у батюшки, надобно заглянуть в свою душу. Отчего вы хотите, чтобы священнослужитель помолился за вас? Как можете описать намерение? Дело не простое. Ведь одним нужна поддержка, другим - уверенность в своих силах, третьи желают получить помощь Господа. И это разные вещи. Верующий всегда направляет свои труды на стяжание Духа Святого. Как учил Серафим Саровский, делать это надобно постоянно. Ведь Дух Святой подобен богатствам земным, только он не материален, оттого вечен. Накапливая мы создаем себе «небесный капитал», ценнее которого нет ничего на свете. Когда мы просим у батюшки благословение, тем самым выражаем намерение труды направить на стяжание Духа Святого, то есть обозначаем истинную цель своей деятельности. К примеру, многие интересуются, как просить благословения у батюшки на поездку или новую работу. Ниже опишем технику процесса. Не в ней дело. Чтобы прийти к мысли об обращении к священнослужителю, нужно осознать простую вещь. То, что мы собираемся предпринять, является стяжанием Духа Святого, то есть делается ради обретения благодати. Цель любой деятельности верующего - это стать ближе к Господу, сделать еще один шаг по этой дороге. И любое дело он посвящает Богу. Наверное, так следует сформулировать духовную часть ответа на вопрос о том, как просить благословения у батюшки. Без глубоких размышлений сама традиция теряет смысл. Но есть и другая сторона проблемы.

О смирении

Давайте порассуждаем, зачем просить благословения у батюшки. Одни говорят, что так принято в их приходе, другие пытаются разъяснить, как это поможет в выполнении задуманного дела. Однако суть традиции намного глубже. Тот же Серафим Саровский часто обращал внимание верующих на такой грех, как гордыня. Нужно понять, что все наши способности и таланты - от Бога. Вероятно, мы навыки и опыт сами нарабатываем, но лишь с его благословения. Когда беремся за новое занятие, опираться стараемся на имеющиеся качества. А это не совсем правильно, вернее, их не стоит ставить во главу угла. Первой нашей надеждой является Господь. Он позволит - справится человек со своей задачей, будет против - провалит все, сколь бы талантлив тот ни был. Эту тему священнослужители развивают во время проповедей, о ней говорили святые. Позабыть Господа, опереться лишь на свои навыки и способности - значит проявить гордыню. Негоже верующему человеку так поступать. Иисус говорил о смирении. Каждому Господь отмерил свой путь, его следует принять и пройти. Вот зачем просят благословения батюшки, оно является своеобразной демонстрацией духовного смирения. Но только следует отличать это чувство от преданности или уважения к самому священнослужителю. Ничего общего они не имеют. Через молитву батюшки приходит благодать от Господа. Он - только посредник в этих сложных отношениях. И даже его помощь принять - означает проявить искреннее смирение.

Об ответственности

В церковной литературе пишется, что благословение является даром и выражением Божественной любви. В самом процессе есть два участника. Сами задумайтесь, зачем нужно благословение у батюшки просить, в чем его смысл, коли не говорите о своем деле? Нужно понять: на том, кто передает дар, ответственность лежит великая перед Господом. Батюшка же от Его имени действует. А как ему думать, если прихожанин не называет причину просьбы, как благословлять невесть на что? Еще батюшка отвечает за свою молитву и перед просящим. Он же ему дает добро на какую-то деятельность, открывает дорогу к цели. Сами священнослужители по-разному описывают свою ответственность. Некоторые говорят, что не обязательно обозначать цель. Это практикуется тогда, когда батюшка хорошо знает члена паствы. Он уверен, что тот не задумает ничего дурного. Если вы пока еще не установили со священнослужителем доверительных отношений, лучше обозначать причину, заодно поймете, на какие дела можно просить благословение батюшки. Хотя последний вопрос можно назвать пустым. Батюшка не откажет в беседе, постарается помочь разобраться с планами. А вот благословляет не всегда.

Практические вопросы

С философией мы немного разобрались. Но это еще не совсем ответ на вопрос о том, как просить благословения у батюшки. Людей интересует практика, то есть когда подойти, что говорить и тому подобное. Мы и это разберем. Первое, о чем стоит помнить: не нужно отрывать священнослужителя от его трудов. Подождите, пока человек освободится. С одной стороны, необходима в этом, как и в любом другом, общении, вежливость, с другой - это серьезное мероприятие, хоть времени занимает немного. Увидели, что свободен батюшка, тогда спокойно направляйтесь в его сторону. Не торопитесь, дайте ему время вас заметить. А пока идете, еще раз продумайте, можно ли просить благословения батюшки именно в вашей ситуации. Если не уверены, просто задайте священнослужителю вопрос на эту тему. К примеру, не вызывает сомнений, что новая работа, путешествие, женитьба, сватовство, роды, учеба - дела благие. В их благословении батюшка, как правило, не отказывает. Но стоит ли просить молиться за вечеринку, к примеру? Есть ли смысл в том, чтобы батюшка благословил на развлечение? Два последних предложения не являются утверждениями, это вопросы. Ситуации у людей бывают разные. Их нужно обдумывать. Еще пример: допустим, вы не желаете делать операцию, на которую есть все медицинские показания, как просить благословение у батюшки на отказ? Даст ли он его? Ведь ответственность очень велика! В каждом конкретном случае необходимо подробно разбираться, лучше с самим духовником.

Что делать и говорить?

Еще один момент не забудьте: посмотрите на себя в зеркало, когда отправитесь в храм. Надобно одеться скромно. Это нет означает отсутствие косметики или украшений, коли привыкли и к тому, и к другому. Одежда должна выказывать ваше состояние смирения и скромности, то есть быть приличной, не вызывающей. Правило, ныне считающееся ненужным... Однако внутреннее состояние всегда отражается вовне, в том числе и в нарядах. Подойдя к священнослужителю, поклонитесь, протяните ему сложенные вместе руки, ладонями вверх. Сказать при этом надобно так: «Батюшка, благословите на…». Вот и все, что требуется от верующего. Священник оценит вашу просьбу. Как бы быстро он ни отреагировал, этот человек никогда не забывает от ответственности. Если просьба кажется ему нормальной, то перекрестит руки, особым образом сложа персты. Ответ его звучит так: «Бог да благословит». Это короткая молитва именно для такого случая. Иногда батюшка призывает Бога: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Молитва может быть другой, соответствующей вашему случаю. Внимательно и смиренно выслушайте.

Что делать дальше?

На этом традиционное общение не заканчивается. Батюшка благословляет человека молитвой и рукой (крестит). Далее полагается выказать ему благодарность. Принято брать его руку в свои и целовать. Людей, редко посещающих храм, подобное поведение может покоробить. Прислушайтесь к своим чувствам обязательно. Если есть внутри недовольство тем, что нужно руку поцеловать, значит, гордыня говорит громче совести. Из этого следует один вывод: надобно помолиться о смирении. Видать, пока еще вы не готовы к тому, чтобы получить благословение Господа. На самом деле это довольно серьезный момент. Монахи, к примеру, почти на каждое дело благословения просят. Эти люди решили работать со своей душой, идти к Господу всеми силами. С них и надобно пример брать. Когда говорите с батюшкой, в нем следует видеть посланника Господа, а не обычного человека. Он же передает вам наивысшую ценность, которую мы можем получить на земле - дар Божественной любви. Кстати, иногда священник спрашивает о подробностях дела, на которое просите благословение. Нужно рассказать. Он не из любопытства интересуется - как уже сказано, на нем лежит великая ответственность.

Как просить благословения у батюшки на роды?

Есть женщины, отчаянно страшащиеся предстоящего таинства появления ребеночка. Смешно, правда? Куда малышу деваться, если мама его не выпустит? Нервничать в такой ситуации не просто непродуктивно, но и опасно. Именно поэтому женщины идут в храм, благословения у батюшки просят. Это успокаивает и настраивает на конструктивный лад. Делать все надобно, как описано выше. Только помните о скромности и искренности веры. Бояться родов - значит проявлять неверие, отказываться от Господа. Он же уже благословил вас на зачатие, даже если не просили. Без Его воли не происходит ничего в этом мире. Когда к батюшке обращаетесь, он отвечает специальной молитвой на благоприятное разрешение. Получается, что женщина уже не одна в своей заботе, а вместе с Господом. Очень многим помогает. Хорошо еще свечи поставить за здравие, свое и малыша. И ничего, что он не крещен пока. Господь все равно поддержит чадо Свое. А когда батюшка благословил, надо страхи откинуть. Верующим помогает молитва. Женщинам рекомендуют посмотреть, сколько сил и времени они тратят на переживания, да посвятить его обращению к Господу или Богородице. Все равно ничего продуктивного не делаете, так лучше помолиться, откинув гордыню. Так легче станет, да и ребенок внутри перестанет беспокоиться, чувствуя мамины страхи.

К чему снится просить благословение у батюшки?

Душа человека всегда к Господу устремлена, даже если его эго сопротивляется. Иногда она дает некие знаки во сне, подталкивающие к размышлениям. Если вы не собирались в храм, то сюжет с батюшкой намекает на необходимость советоваться с совестью. Не секрет, что мы иногда совершаем не самые моральные поступки, они вредят окружающим. Кто-то обиделся, другой разозлился, третий гневается, в результате стараемся сорваться на близких или коллегах. Чистая душа во снах подсказывает, что так делать не нужно. Когда вредите другому, сами переживаете. Батюшка в ночном видении - это знак страшащейся страданий совести. Она не шепчет таким способом, а кричит уже, что настало время переоценить свое поведение, изменить отношение к проблеме или человеку. О ком или о чем конкретно идет речь - предстоит разобраться самостоятельно. Но такое сновидение пропускать нельзя. Обязательно поразмышляйте над его смыслом. Иногда оно имеет иную цель. Господь посредством сна подсказывает, чем стоит заняться в ближайшее время. Припомните, на что хотели благословение получить. Именно это и сделайте своей главной заботой.

Знаете, порой бывает так сложно разобраться в себе, понять, что важно, а от чего нужно отказаться... Это самое обычное для человека состояние. Но оставаться в растерянности на всю жизнь - значит провести ее напрасно. Наверное, это тот самый случай, когда необходимо как воздух благословение. Ведь нашей первой задачей является понять, для чего в мире появились, как сделать его лучше во имя Господа. Вы как думаете? Никогда не просили благословения у батюшки, вот вам повод получить первый опыт. Тем более он полезен тем, кто стремится идти к Господу, стяжать Дух Святой. Поверьте, не в сети информацию нужно искать о том, как и что делать, а с поговорить об этом. И не думайте, что священник не поймет или слушать откажется. Паства - его самая важная забота на земле. Обязательно выслушает и поможет, подскажет, посоветует.

Не только в крайних случаях, но и в любых жизненно важных ситуациях мы просим благословения священника. Какой в этом смысл и в чем заключается его действие? По каким поводам нужно за ним обращаться? Попробуем разобраться.

Не только послушание

То, что нужно знать в первую очередь, — благословения бывают разные. Нужно научиться их различать.

  • Во-первых, это может быть часть церковного этикета, форма приветствия . В церкви мирянам не принято здороваться со священнослужителем за руку или еще как-то иначе. Мы говорим: «Благословите, батюшка!», и он осеняет нас крестным знамением. Это и есть наше «Здрасьте!». К тому же виду относится и то, которое мы берем после исповеди.
  • Во-вторых, бывают случаи, когда нам нужно попросить у священника совета или разрешения . Мы просим, чтобы он нас на что-то, задуманное нами, благословил. В таком случае решение мы, конечно же, принимает сами, как и несем за него всю ответственность. Безусловно, духовник нас может немного «подкорректировать», посоветовать, как лучше поступить, но принимать окончательное решение можем только мы сами.
  • В-третьих, можно брать благословение в виде послушания на какое-либо дело у старца. Данное послушание имеет значение беспрекословного выполнения сказанного без рассуждения, по сути — приказа. Его цель — полностью заменить свою волю волей Божьей через подчинение духовному отцу. Скажем только, что последний вид сегодня для нас недоступен, так как почти не осталось таких духоносных старцев. Не говоря уже о достойных послушниках.

Кроме того, благословляющим жестом пастырь осеняет всех присутствующих несколько раз во время службы. Но оно имеет смысл общего, поэтому о нем мы говорить не будем. А интересовать нас может только второй вид, тот, который связан с советом и рассуждением.

Зачем обращаться за благословением к священнику?

Первый вопрос, который у нас закономерно возникает: зачем? То есть зачем вообще нужно брать благословение? Неужели нельзя обойтись без него? Обойтись-то иногда и можно. Но при этом нет уверенности, что даже при успешном разрешении ситуации ее благоприятный исход послужит нам во благо. Почему так?

Дело в том, что духовные законы, по которым мы живем, часто не совпадают с законами «мира сего». Часто то, что, как нам кажется, для нас лучше, оказывается худшим из зол. Потому что живем мы по своим желаниям и своей воле, руководствуясь принципами «ветхого человека».

Господь, между тем, ждет от нас лучшего выбора. Вспомните слова из Евангелия: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Матф. 16, 25). Как это следует понимать? Говоря другими словами: кто хочет творить Господню волю, спасен будет, а кто всегда ищет своего, тот погибнет.

Благословение священника служит именно для этой цели — дать человеку возможность поступить так, как Богу угодно , а не нам. В чем состоит Божья воля, мы не всегда можем знать, и чаще всего не знаем. Получив разрешение от батюшки, мы можем быть уверены, что теперь Господь Сам вмешается в задуманное нами, и через наделенных такой властью людей пошлет нам укрепляющую благодать и помощь Божью.

Другой интересный вопрос: является ли это залогом того, что дело будет иметь благоприятный исход? Нет, не является. Если оно не будет спасительным для нашей души, то намеченные планы Господь волен разрушить. Таким образом тоже проявляется Его великая милость к нам, грешным и близоруким.

Поэтому не всегда обязательно выполнять то благословение, которое было получено. То, что после этого задуманное нами вдруг оказывается невыполнимым, может просто означать то, что Господь задумал о нас что-то лучшее.

На что можно брать благословение?

Обращаться за благословением нужно только в какие-то особо важные моменты жизни, в случаях неразрешимых ситуаций. Обращаться за этим по поводу покупки нового мобильного телефона или покраски волос не стоит. Этим только унижается смысл призывания благодати Божией.

Конечно, существует мнение, что Господь должен присутствовать во всяком деле, независимо от его масштабов. Это правильно и справедливо. Но в повседневных делах и маловажных ситуациях можно ограничиться простой личной молитвой с просьбой о помощи Божьей.

Нельзя просить благословения священника на заведомо плохое предприятие, которое противоречит евангельским заповедям. Например, ни один батюшка никогда не благословит вас на аборт, так как это убийство, причем целенаправленное. И во многих аналогичных случаях ответ будет тот же самый. Помним, что благодать и грех вместе никогда не живут.

Что касается других, безобидных замыслов и предприятий, как, например, благополучная поездка или любое благое начинание, то на некоторые из них даже составлены специальные последования, которые служатся в виде молебнов. Это тоже дело хорошее, по возможности верующие стараются такой молебен заказать и помолиться не только лично, но и вместе с Церковью.

Как правильно это делать?

Если вам нужно получить пространный совет на какое-то важное дело, то, конечно, лучше заранее попросить духовника уделить вам для этого немного времени. В случае, когда подробные разъяснения, как вы считаете, не нужны, можно это сделать, например, после исповеди или подходя ко кресту после службы.

Вначале нужно сказать, на что вы хотите брать благословение (это обязательно), наклонить голову и протянуть руки, сложив их ладонями вверх одна на другую, правая на левую. Священник благословляет вас либо крестом, который держит в руках, либо перекрестив и опустив руку на голову, либо — чаще всего — осеняет крестным знамением рукой и кладет ее на ваши ладони (для чего вы их и складывали).

Все эти действия равнозначны, в них нет никакого различия. В последнем случае батюшка складывает пальцы особым образом, так что они изображают начальные буквы имени Иисуса Христа. Это говорит о том, что хотя видимое действие совершает священнослужитель, но благословляет Сам Господь. При этом и батюшка произносит: «Бог благословит». И целуем мы тоже после этого руку священника как невидимую десницу Христа.

«На Бога уповай, да сам не плошай»

Еще один важный момент: благословение священника вовсе не означает, что дальше нам делать ничего не нужно, «Господь Сам все управит». Это в корне неверно. Теперь то, на что мы просили нас благословить, нужно попытаться исполнить. Если мы просили о работе, то нужно, как минимум, попытаться ее найти. Нельзя переехать в новую квартиру лишь помощью Божьей, невозможно отремонтировать автомобиль только действием Святого Духа, без участия человеческих рук.

Мы уже говорили о том, что ответственность за свое решение всегда несет сам человек. Ни батюшка, ни Господь не могут делать ничего за нас, жить нашей жизнью. Они могут только помочь, если дело ведет к добру. А отвечать за свои поступки, их совершение мы будем сами.

Сколько священников — столько мнений?

И наконец, самое главное! Благословение по одному конкретному поводу можно брать только у одного священника. Причем желательно, чтобы батюшка знал вас лично. Если вы не получили разрешения у одного духовника, не стоит бегать в поисках другого, «более опытного», который точно благословит. Иначе происходит профанация этого действия.

Благословение священника — это не экзамен, который можно пересдать другому преподавателю. Если мы действительно ищем совета, то не стоит настаивать на своем мнении и «терроризировать» пастырей своеволием. Мы как раз за другим приходим в церковь. Нас интересует не тот ответ, который нас устроит, а тот, который в итоге окажется единственно правильным.

Лучше, искренне помолившись, попросить у Господа, чтобы он через духовника открыл нам Свою волю. То же самое нужно делать, когда мы вовсе не знаем, как поступить. И тогда уж точно помощь Божья не замедлит прийти.

О том, как церковное действие не превратить в спорт, рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Зачем берут у священника благоговение и целуют у него руку?

Когда верующий человек подходит к священнику взять благословение, то Господь в первую очередь благословляет священника, а священник уже благословляет дитя Божие. То есть священник является проводником благодати Божией. Поэтому целуют, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника.

Как правильно брать благословение? Взяла у батюшки благословение устроиться на работу, а ничего не получается. Я запуталась в этих благословениях... На какое расстояние действует благословение?

Как правильно брать благословение? Когда мы устраиваемся на работу, прежде надо ее найти. Или если хотим выйти замуж, нашли жениха, пришли к священнику и говорим: "Батюшка, я хочу выйти замуж". Или: "Я хочу устроиться на работу. Благословите?"

Священник должен дознаться, не будет ли эта работа во вред. Может, человек будет аборты делать или в парикмахерской женщин для блуда готовить? Много есть богопротивных работ. А у желающей выйти замуж надо узнать, что за жених, не безбожник ли, или иной веры. Если священник поймет, что работа хорошая, жених добропорядочный, он одобрит выбор, скажет: "Бог благословит".

А если нет жениха, нет работы, а просят: "Батюшка, благословите устроить свою жизнь", - это пустые слова, определенного ничего в них нет.

Далеко ли простирается благословение? Когда человек садится за руль и едет в какой-то город, он осеняет дорогу со словами: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". На какое расстояние это благословение имеет силу? Если я еду из Иванова в Москву и благословляю дорогу, то это благословение действует до конца моего пути, т.е. до Москвы. Но, конечно, во время пути надо читать молитву Иисусову, а если есть верующие пассажиры, пусть читают каноны, акафисты, "Богородице Дево, радуйся". Даже если что-то случится в дороге, главное - быть в молитве, ведь Господь сказал: "В чем застану, в том и буду судить".

Кто благословляет на путь старчества, духовничества или становление происходит естественным путем?

Благословляет Сам Господь. Много есть монахов, которые исповедуют, но у них нет таких дарований. Нет прилежания так исповедовать людей, принимать, наставлять, даже если они хорошо знают святых отцов. Знать могут много, а отдачи нет.

Как правильно относиться к данному старцем благословению? Обязательно ли выполнять его при изменении обстоятельств или надо сказать, чтобы он благословение снял?

Если священник за грехи дал епитимью, то благословение надо выполнить. Допустим, делать ежедневно целый месяц пятьдесят поклонов. И исполнить благословение надо в точности: не пятьдесят один и не сорок девять, а ровно пятьдесят поклонов. А потом прийти к батюшке и сказать: "Вы мне давали епитимью. Я ее исполнила".

Так же и тогда, когда священник дал на что-то благословение. Например:

Батюшка, благословите, я хочу поменять квартиру.

Батюшка говорит:

Бог благословит.

И вдруг что-то не получилось. Надо тогда прийти и известить его об этом или сказать:

Батюшка, я передумала менять квартиру. Снимите Божие благословение с меня.

Вот так должно быть. Благословением надо дорожить. Знаете, некоторые так привыкают к благословению, что держат его за какое-то простое дело. Подходят к священнику, а в голове совсем другое: не благословение взять, а просто так, для приличия:

Батюшка, благослови... Слушай, Иван, ты там машину с углем разгрузи! Батюшка, благослови, благослови меня...

А батюшка ждет, когда человек перестроится, сообразит, что к чему. Конечно, так себя вести нельзя. Когда мы подходим к священнику брать благословение, то должны настроить себя так: "Сейчас Господь через священника видимым образом будет меня благословлять". В это время Господь посылает Свои милость и благодать и будет нас хранить.

Взяли мы благословение у священника, у епископа, целуем руку не священнику, а прикладываемся к руке Самого Господа. Через руку священника Господь послал нам Свое благословение. А если мы привыкли брать благословение для приличия, а в голове в это время всякие продажи, машины, тряпки, деньги, хозяйственные дела, то с таким настроем мы благодати не получим. С таким настроем брать благословение не разрешается.

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.

Владыка, как «работает» благословение? Если, например, врач предписывает есть мясное, а батюшка благословляет строгий пост, кого слушаться?

Как вы сказали, «работает» по слову Священного Писания: «По вере вашей да будет вам». Человек верит, что через священника или архиерея получит прямой ответ от Господа, и готов это слово в точности исполнить.

Давайте вспомним, для чего вообще нам нужен пост. Посты установлены Церковью для пользы человека, чтобы освятить его, оградить от влияния злых духов, ведь «сей род ничем не исходит» – только молитвой и постом.

Можно сказать, что - это и наше послушание церковное. Святые отцы определили именно такое количество постов и постных дней, чтобы помочь спасению души, и если мы доверяем им, доверяем Церкви, значит, выполним все постановления. Если примем, что пост - это благословение Церкви, нам будет легко его соблюдать. Многие церковные люди говорят, что с нетерпением ожидают поста, а когда он заканчивается, чувствуют некую скорбь: так не хочется с ним разлучаться, настолько ты привык, настолько тебе легко.

Тому, кто внимательно читает Евангелие, в какой-то момент может показаться, что Иисус Христос пренебрегал постом, потому что не постился, как другие, и вёл образ жизни не такой, как окружающие: посещал дома грешников и мытарей, всё время был на людях, в центре внимания. И когда фарисеи упрекали Его, Господь отвечал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11). Но надо помнить, что служение Христа на земле было кратким – чуть более трёх лет, поэтому Он сконцентрировался на самом важном. Когда же оставил Своих учеников, вознёсся на небо, тогда вернулись все посты и установления, и апостолы стали их соблюдать, как и было предсказано: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Высшая цель поста - это, как я уже сказал, освящение человека, примирение с Богом, пребывание в Его любви. Но без физического упражнения достичь такой духовной высоты невозможно. Вот для чего нужен пост: он дисциплинирует, учит самоограничению, самопожертвованию.

Когда же человек болеет, сама болезнь становится для него неким ограничением, ставит его в такие условия, когда он чем-то стеснен, бывает, не может даже с постели подняться, жить полноценной жизнью, и должен смиряться. Недуг лишает мирских радостей, приводит в состояние покоя, когда мы углубляемся в себя, ищем духовные корни болезни, задумываемся над своей жизнью. К этому, собственно, ведёт и пост. Так что можно сказать, кто болеет, тот уже постится.

Кого слушать: врача или священника. Если человек доверяет Церкви, возлагает всю свою надежду на Бога, что Бог направит ум этого священника, вразумит правильно дать благословение, он идёт и спрашивает. И каждый священник, наверное, когда просят благословение, подходит к этому очень серьёзно, ведь тебе готовы довериться полностью, а ты, как священнослужитель, должен взять на себя ответственность, что человеку делать дальше.

Когда я даю благословение, прежде всего узнаю, как человек живет, какой у него график, сколько свободного времени на молитву, чтобы благословение не было непосильной нагрузкой.

Любой священник, если желает помочь, постарается вникнуть в жизнь человека и подберет такое молитвенное правило и такую меру воздержания в пище, которые помогут выздороветь и физически, и духовно. И если человек с верой принимает благословение духовника, тогда всё у него получается.

Но безрассудно доверять тому, что скажет батюшка, не надо. Нужно смотреть, преподается ли благословение в церковной традиции, насколько оно соизмеримо с силами самого человека, его жизненного графика, физических и нравственных, душевных сил.

10 акафистов не благословляю

- Как вы сами определяете, когда надо давать благословение, а когда нет?

Человек, который ищет благословения, должен понимать, что тем самым он добровольно отдает себя в послушание духовнику.

Вот приходят за благословением читать в день 10 акафистов. Я не благословляю. Потому что человек может иметь такое благое желание, и ему кажется, что он это осилит. Но начинать нужно всегда с малого. Вначале читайте один, потом, возможно, будет больше, и так далее.

Или просят благословение не есть мяса. Если человек церковный и понимает, на какой шаг идет, и у него есть для этого возможности – тогда такое благословение дается. Оно поможет верующему идти по этому пути, так как дальше придут искушения, и ему не обойтись без помощи Божьей.

Даёте ли вы благословение, если знаете, что человеку будет трудно услышать и принять ваше слово? Или пожалеете?

Это уже будет в некоторой степени епитимия, лекарство для души. Каждый священнослужитель должен заботиться о здоровье своих прихожан, духовных чад, и иногда приходится давать такие благословения, которые, на первый взгляд, могут людям не нравиться.

Например, просит кто-то или освобождения от поста. Жалуется, что недостаточно сил, но священник видит, что это от малодушия, и в этот момент человека нужно просто поддержать. Духовник не даёт благословения и тем самым укрепляет веру. А человек потом удивляется, как ему удалось всё выдержать, и радуется тому, как мудро с ним священник поступил, что не дал повода расслабиться.

Мы все немощны и ищем послабления. Каждый оправдывает себя даже перед своей совестью. Но это - убаюкивание себя, а нужно трезво посмотреть, взбодриться, и тогда даже то, что на первых порах казалось невозможным, с благословением становится реальным. В данном случае благословение - это как молитвенное укрепление человека в деле, в его служении, в его жизни.

На что нельзя благословить

Не является ли поход к священнику «за благословением» попыткой переложить ответственность за свою жизнь и поступки на другого человека?

Да, в некоторой степени ответственность ложится на духовника, но лично я стараюсь придерживаться позиции, что любое благословение должно быть принято с согласием. Если человек не готов довериться, лучше повременить и благословения не давать. А если вижу, что люди готовы, всё у них для этого есть, но нет решимости, в таком случае слово пастыря становится для них как толчок, и дальше они с радостью идут по этому пути. Бывает, человеку трудно сделать первый шаг и когда, доверившись духовнику, он этот шаг делает, то выходит на качественно иной уровень, более высокий.

Такое благословение, например, иногда нужно студентам, которые окончили семинарию, женились, но не решаются принимать священный сан.

- Доводилось ли вам давать такое благословение, которое бы полностью меняло жизнь людей?

Люди сами должны решать, как им менять свою жизнь. Священник может быть только советчиком.

Вот буквально в этом году ко мне обратилась семейная пара за благословением на усыновление. Они думали только одного ребенка взять, а оказалось, что в детдоме находятся ещё четверо его родных братиков и сестричек, и самый маленький болен СПИДом. И эти родители очень переживали, смогут ли понести такой крест. Они советовались со священником, потом подошли ко мне. Это было перед началом Великого поста. И мы с ними решили так: весь Великий пост будем усиленно молиться об этом, чтобы Господь открыл Свою волю, а мы за это время укрепимся в вере, определимся с намерениями, и тогда уже будет видно.

Когда наступила Пасха, супруги подошли ко мне и сказали, что… готовы. И тогда уже я дал им архиерейское благословение.

Был и такой случай. Один бизнесмен колебался, брать ли в семью ещё одного ребенка из детдома. И также, после молитвы, как следует всё обдумав и посоветовавшись, он получил такое благословение.

В ситуации решительного выбора священник не может делать его за своих духовных чад. Ты пускаешь неродного ребенка в свою семью и будешь стараться окружить его любовью и заботой, чтобы он почувствовал себя родным - на это нельзя благословить. Человек должен быть готов.

Есть люди, которые боятся и желают переложить тяжелый жизненный выбор на плечи священника. Когда с такими вопросами приходят ко мне, стараюсь объяснить, что в своей жизни мы сами должны принимать решения.

Как вы относитесь к тому, что духовник не благословляет, например, жениться? Или наоборот, рекомендует конкретным юноше и девушке создать семью? Действительно ли священники обладают каким-то духовным даром или, может, это житейский навык такой - видеть, кто кому подходит, и какой путь кого ждет?

Если говорить о церковной традиции, то Православная Церковь знает старцев, которые имели дар прозорливости, из собственного духовного опыта видели, кто может подходить друг другу по темпераменту, характеру, совместимости. Но в настоящее время этот дар присутствует только у отдельных личностей.

Может, священник знает сокровенную духовную жизнь молодого человека и девушки, видит их настроение, что они симпатизируют друг другу, но не имеют решимости. Тогда он может попробовать им предложить создать семью. Но это при единственном условии - что люди ведут церковный образ жизни, слово духовника для них авторитетно, и в дальнейшем они смогут также с ним советоваться.

Но есть и очень пагубная практика, я бы сказал, душевредная, когда священник берет на себя право решать судьбы людей: одним благословляет жениться, другим уходить в монастырь, иным говорит, что не нужно детей рожать, поскольку наступили последние времена. Кто такое может знать? Мы что, пророки? Пророки - «до Иоанна» (Мф. 11:13), а дальше всё, пророчество прекратилось, и сейчас человек каждый день должен уповать на милость и волю Божью.

Мы не можем прекратить исполнять свои прямые обязанности. Если есть семья, пусть в ней рождаются дети. Если молодой человек хочет служить Богу в монастыре, не нужно преграждать ему доступ и благословлять жениться только потому, что священник так рассудил. Можно посоветовать повременить, испытать себя, пожить в обители в качестве послушника, но вершить судьбы людей - категорически неприемлемо.

Учитесь мыслить самостоятельно

По каким вопросам можно обращаться за благословением: только по очень важным или по всем? Спрашивают ли у вас, например, купить или продать поросят, вышивать ли в воскресенье? Что вы отвечаете?

Да, бывают и такие вопросы. Но они только на первый взгляд кажутся недостойными внимания, а на самом деле, это жизнь человека, и для него это очень важно.

Преподобный Амвросий Оптинский мог часами говорить с женщиной об индюшатах. Когда его спрашивали: «Батюшка, здесь же столько людей ждут вас для разговоров на серьезные духовные вопросы», он отвечал: «Понимаете, её индюшата - это вся ее жизнь, мы и говорим о её жизни, о том, что её беспокоит».

Так и человек переживает, волнуется: удастся ли ему совершить сделку - продать квартиру или даже тех же поросят. И для большей уверенности в помощи Божьей он подходит за благословением.

Но желательно, чтобы христианин имел некий навык и по мелким бытовым вопросам не бегал за советами, а решал сам. Должен быть внутренний стержень, чувство, которое подсказывает человеку, согласуются ли его поступки и слова с православной церковной традицией, стои т ли он сам на твердом камне Евангельских заповедей или уклонился в сторону.

Так и у нас. Бывает, спрашивают, можно ли на праздники на дачу съездить. Стараюсь вникать в каждый вопрос, но наставлять людей так, чтобы впоследствии они сами могли рассмотреть, противоречат ли их намерения заповедям Божьим, уставу церковному, и если нет, то можно действовать, и не обязательно при этом каждый раз заручаться благословением священника. Не всё ребёнка молочком кормить, он должен расти и вкушать уже твердую пищу.

Что делать человеку, если он получил благословение, с которым, скажем так, не согласен, и понимает, что так поступать не сможет. Можно ли «отменить» благословение?

Совет на будущее: с каким бы то ни было вопросом о благословении подходите только к тому священнику, которого вы хорошо знаете и которому доверяете.

Иное дело, если священник свое благословение навязал или как-то по-иному принуждает вас к его исполнению. В таком случае можно обратиться к архиерею.

Но всё же, чтобы не попадать в такие ситуации, нужно воспитывать в себе доверие к священнику и ответственность за свою жизнь. Если вопросы реально сложные, взвесьте всё как следует и примите решение, а затем просто спросите у священника совет. Когда ситуация непростая, мнение людей может пролить свет на проблему, в том числе, и бесценный духовный опыт батюшки.

Беседу вела Юлия Коминко