Церковь влахернской богоматери в кузьминках. Влахерна — церковь под Покровом Пресвятой Богородицы. Дворянское гнездо Голицыных

Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках построен в 1716 г. по специальному заказу купцов Строгановых. Цель строительства храма заключалась в том, чтобы водворить в него бесценный дар, полученный Строгановыми за заслуги перед Отечеством от самого царя Алексея Михайловича, — Влахернскую икону Божией Матери.

Икона была подарена царю Алексею Михайловичу в 1654 году иноками со святого Афона. Ее появление связывают с именем евангелиста Луки в 1-м веке н.э. С 5-го в. она хранилась в столице христианского мира Константинополе. По преданию, Влахернская икона уберегла Константинополь в 626 году от нападения аваров. В память этого события в субботу пятой недели Великого Поста совершается суббота Акафиста в честь Пресвятой Богородицы. Поэтому Строгановы и решили создать отдельную обитель специально для хранения там древней Влахернской иконы.

Однако первой деревянной постройке церкви не суждено было просуществовать долго — в 1732 году она сгорела. Ту же участь постигла и вторую , ставшую заменой первой, — она была уничтожена пожаром в 1758 году. К этому времени имение Кузьминки перешло в собственность семейства Голицыных. И в 1759 году князь Голицын положил начало строительству каменной церкви.

Возведение церкви и всей усадьбы Кузьминки велось по проекту И. П. Жеребцова, для которого характерен стиль «елизаветинского барокко». Каменный был построен в русской традиции восьмерик на четверике, т. е. на четырехгранном основании установлен восьмигранный барабан. Храму характерен барочный декор. Рядом была установлена деревянная восьмигранная колокольня. Закончилось строительство в 1762 году, однако декорирование храма продолжалось до 1774 г.

Хозяева усадьбы Кузьминки князья Голицыны не жалели средств на ее обустройство. В 1784 — 85 гг. Влахернской Божьей Матери был реконструирован в строгом московском классическом стиле архитектором Р. Р. Казаковым. Четвертик основания был изменен на круглый барабан и увенчан главкой. С четырех сторон пристроили крыльцо и портики, возвели каменную колокольню в двух ярусах.

При наполеоновском нашествии 1812 года храм был сильно разрушен. Для его восстановления были приглашены лучшие архитекторы того времени М. Д. Быковский и Д. И. Жилярди. И лишь к 1829 году левый придел Сергия Радонежского с мраморными иконостасами был полностью восстановлен и освящен.

Советское лихолетье не миновало храм: двухъярусная колокольня конца 18 века была полностью снесена, здание церкви преобразовано в 1929 году в общежитие.

И только в 1992 году храм, наконец, был возвращен верующим. В течение 3-х лет под руководством архитектора Е. А. Воронцовой храм был воссоздан практически в первоначальном облике. 14 октября 1995 года патриархом Алексием было совершено долгожданное освящение храма.

Сегодня действующий Храм Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках трехпрестольный. В нем находятся престолы Божьей Матери, Сергия Радонежского и Александра Невского. Святыни храма — частицы святых мощей Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.

Оригинал Влахернской иконы (Одигитрия) в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. В храме же находится список с этой старинной иконы, выполненной в воскомастичной технике (в воске содержатся частицы мощей святых христианских мучеников).

Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1

Ах, какие названия!
Щучий пруд, Шибаевский пруд, Нижний Кузьминский, Верхний Кузьминский.
Тополевая аллея, Заречье и Зареченская улица.
Влахернское-Кузьминки – так назывался этот дивный уголок до революции.
Эта старинная усадьба на юго-востоке столицы. В свое время считалась лучшей в Москве и третьей по красоте в России (после Петергофа и Павловска) и входила в десятку лучших садово-парковых ансамблей мира.
Как же появилась усадьба? В 1702 году Петр I изъял у Симонова монастыря земли и мельницу на берегу запруженной речки, и передал их за особые заслуги своему сподвижнику, «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову.
Позже усадьба перешла князьям Голицыным.
В середине XVIII столетия Кузьминки украсил каменный храм, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жеребцова. Позднее здание перестроил еще один признанный мастер классицизма – Родион Казаков. Мало того, в создании этого шедевра участвовал и Андрей Воронихин – автор проекта Казанского собора в Санкт-Петербурге. Над интерьерами церкви трудился выдающийся зодчий Доменико Жилярди.
А называется церковь Влахернской. И знаете почему?
В 1654 году в Москву из Влахернского монастыря на берегу Босфора привезли икону Божией Матери. По преданию она была написана самим Евангелистом Лукой, и почиталась как чудотворная. Царь Алексей Михайлович лично перенес образ в Успенский собор Кремля. С почитаемой иконы сделали несколько списков. И один из них был передан Строгановым, которые и возвели в Кузьминках храм для родовой святыни.
Как водится, после революции следы иконы затерялись. А лет 30 назад Влахернский образ из Кузьминок обнаружили в запасниках Третьяковской галереи.
В начале 90-х Влахернский храм попал в список московских святынь, подлежащих восстановлению в первую очередь. И всего за несколько лет Влахернское преобразилось. По старинным чертежам воссоздали колокольню, внешнее и внутреннее убранство церкви.
И сейчас, посетив усадьбу, вы можете не только увидеть храм, удивительным образом вписанный в окружающий парковый ансамбль.
Не менее важно и то, что в храме хранится современный список Влахернской иконы.
Так что записывайте в память место, которое вы обязательно должны посетить – Влахернское-Кузьминки.

Контакты: храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках

Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1

Как проехать:
От м. Рязанский проспект, авт.№29, маршр. №429 до остановки "Кузьминский парк" (конечная), от м.Текстильщики: тр.№27,38, маршр.№338 до остановки "Ветеринарная академия" (конечная), далее 5 мин. пешком по ул.Кузьминская до храма (Парковая аллея).

Схема проезда:

Только раз в год, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в том храме, где в начале X века было явление Божией Матери, совершается торжественное богослужение на церковнославянском языке.

Своим ходом

По правде сказать, я и не чаял оказаться на литургии в знаменитом Влахернском храме. И тем более – в день праздника. Знал, что греки отметили Покров Пресвятой Богородицы на две недели раньше. И все же я спросил у прихожанки русской Андреевской церкви в Стамбуле, когда можно посетить Влахернский храм. В ответ услышал, что именно 14 октября там будет праздничное богослужение. Оказалось, что недавно назначенный на приход Андреевской церкви архимандрит Панарет является клириком Влахернского храма и теперь по просьбе своих прихожан служит на Покров во Влахернах.

Вряд ли вы сможете отыскать на картах Стамбула храм Влахернской иконы Божией Матери. И далеко не всякий таксист знает это место. Однако самостоятельно добраться до церкви не составит большого труда. В старом городе на автостанции «Эминеню» вы садитесь на любой автобус, следующий по берегу залива Золотой Рог, и выходите на остановке «Айвансарай».

Вы увидите, что рядом с остановкой сквозь хаотичную восточную застройку проступает стена древнего Константинополя с остатками врат, возле которых в Средневековье плескалось море – сейчас залив отступил от стены метров на двести. Когда-то здесь были Царские сходни – место причала корабля императора. Пройдя несколько десятков метров по переулку вглубь жилых кварталов, вы упретесь в серые железные ворота с крестом наверху. Это и есть вход на территорию знаменитого храма.

Восставшая из пепла

За большим садом с раскидистыми гранатовыми деревьями и вьющимся виноградом невысокая Влахернская церковь просто незаметна. Я убедился, что не ошибся воротами, только когда увидел звонницу, утопающую в объятиях кедра и кипариса. Сейчас великая святыня выглядит более чем скромно.

Церковь, построенная в V веке, изначально имела величественный вид – на древних иконах праздника Покрова она предстает трехъярусной и многокупольной. Но в 1434 году храм сгорел до основания. Поджигателями оказались городские мальчишки, гонявшие по крышам голубей. У последних императоров Византии не было средств для восстановления святыни, и храм пролежал в руинах почти четыреста пятьдесят лет.

Только во второй половине XIX века греческая община выкупила этот участок земли и восстановила церковь. От древнего храма сохранилось несколько мраморных капителей и обломков колонн – они выставлены во дворе у алтарной части. Еще уцелела каменная икона-барельеф (по всей видимости, на ней изображены равноапостольные Константин и Елена), которую можно увидеть в притворе на южной стене.

Особая атмосфера

Внешне очень простая церковь внутри поражает атмосферой древности. Пол храма находится на три метра ниже уровня земли. Все, что выше, – тысячелетний культурный слой. Даже в ясный солнечный день здесь царит таинственный полумрак. Строители не смогли расчистить все пространство древней святыни, но добрались до нижнего яруса и алтаря – так что молящиеся сегодня стоят ровно на том же месте, где совершалась литургия в византийские времена. Иконы и настенные росписи за полторы сотни лет, со времени восстановления церкви, уже состарились и вполне соответствуют многовековой истории храма. Поднимаю голову – из небольшого купола льется теплый малиновый свет.

На службу пришли около ста человек, в основном русские – те, кто постоянно живет в Стамбуле, и те, кто в эти дни совершал паломничество по святым местам древнего Константинополя. Им, как и мне, просто посчастливилось попасть сюда на литургию в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На клиросе пел хор Андреевской церкви. Приход этого русского храма весьма примечателен. Многие годы он состоял из представителей старой русской эмиграции. Да и сейчас остались еще несколько потомков той диаспоры. На службу, например, пришла внучка звезды немого кино Веры Холодной, названная в честь бабушки тоже Верой.

Свечной ящик, где принимают записки о здравии и за упокой, здесь устанавливать не принято. Если кто-то хочет подать записку, самостоятельно относит ее к алтарю, а пожертвования опускает в специальный ящик. При этом записки можно писать по-русски.

Невидимый омофор

О том, что произошло во Влахернском храме в начале Х века, мы знаем из жития святого Андрея, Христа ради юродивого. У стен Царьграда стоял враг, и горожане собрались во Влахернской церкви на всенощное бдение, чтобы помолиться о спасении города. Блаженный Андрей увидел стоящую «на воздухе» Богородицу в окружении ангелов и святых и сказал о видении своему ученику святому Епифанию – будущему патриарху Константинопольскому.

Пречистая Дева молилась со слезами на глазах, после чего покрыла народ в храме своим омофором, защитив его от врага. Никто, кроме святых, этого не видел, но вскоре все смогли убедиться в милости Богоматери. Осада Царьграда была снята – враг отступил.

Праздник Покрова на Руси всегда был любим, как ни в одной другой стране. Особо почитался и блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Известно, что он был славянином (возможно, из русских земель), проданным в рабство. Житие святого Андрея было переведено с греческого на церковнославянский язык еще в XII веке – значительно ранее не только всех других текстов житийной литературы, но и многих книг Священного Писания. Существует предположение, что и сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы изначально был установлен именно на Руси, а не в Византии.

Риза Богородицы и саван Спасителя

Когда-то в древнем Влахернском храме хранилось несколько великих святынь. Риза Богородицы, найденная в Назарете, была перенесена в Царьград в 474 году – в честь этого события установлен праздник Ризоположения. За долгую историю осад Константинополя жители города не раз выносили святыню из церкви и проходили с ней по крепостной стене, прося у Богородицы помощи.

В «Повести временных лет» рассказывается, как корабли Аскольда и Дира, осадившие Царьград, разметала внезапно поднявшаяся буря. Это случилось после того, как Патриарх Константинопольский погрузил Честную ризу в воды Влахернской бухты. Языческие князья были настолько поражены свершившимся на их глазах чудом, что решили принять христианство. Крестились здесь же в Царьграде, сразу после того как утих шторм. Во святом Крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир – Илией.

Позднее в ковчег с ризой были помещены омофор и пояс Богородицы, обретенные в Ее гробнице в Гефсимании. Возможно, среди святынь церкви была и знаменитая Туринская плащаница. Крестоносец Роберт де Клари, участвовавший в захвате Царьграда в 1204 году, утверждал, что во Влахернском храме хранился «саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было ясно видеть Лик нашего Господа». Видимо, это та самая плащаница, которая теперь хранится в Турине.

«Омой грехи свои»

Какие же святыни до наших дней сохранились в храме? Это святой источник с мраморной купелью и чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Источник находится прямо в храме справа от алтаря. Это целый грот, уходящий глубоко под землю. О том, что храм изначально был построен именно у целительного ключа, свидетельствует древнее византийское «послание». В нем говорится, что здесь «бьют источники для телесных омовений, избавляющие и от душевного морока». В византийские времена в этих водах императоры совершали особое ритуальное омовение, последовательность которого подробно описана в трактате Константина Багрянородного.

Целительная сила источника известна уже полторы тысячи лет. Обычай умываться водой из него закрепился еще в древности, при этом было замечено, что особенно часто святая вода исцеляла глазные болезни. У источника люди просили у Господа и о духовном прозрении, крепости в вере. На мраморной плите запечатлен призыв: «Омой свои грехи, а не только лицо».

Вода в источнике по-прежнему бьет ключом, ее температура 39 градусов. Однако в сам грот никому, кроме служителей храма, пройти не дозволяется. Паломники набирают святую воду из кранов, вмонтированных в мраморную купель.

Влахернский образ

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится также справа от алтаря, непосредственно возле источника. Святыня, увы, пребывает в плачевном состоянии. Прекрасный оклад сверкает серебром, но само изображение Богородицы едва различимо. Икона отгорожена стеклянной дверцей, за которую все желающие опускают пожертвования на восстановление Влахернского образа. За стеклом немало серебряных подвесок, имеющих форму руки, ноги или целого человека. Так по греческой традиции верующие благодарят Пречистую Деву за исцеление, дарованное по молитве перед Ее образом.

Члены местной общины верят, что это та самая икона Богоматери, которая была написана апостолом Лукой. Святыню приобрела супруга императора Феодосия II Евдокия, когда в 436 году совершала паломничество в Иерусалим. Затем икону преподнесли в дар сестре императора святой Пульхерии, которая и поместила образ во Влахернском храме.

Тысячелетняя история пребывания святыни в Константинополе знаменовалась множеством исходящих от нее чудес – как исцеление страждущих, так и спасение целого города от завоевателей.

По воле Богородицы

Хорошо известно и о так называемом привычном чуде. Каждую пятницу на закате солнца покрывало, которым был занавешен образ, чудесным образом приподнималось. Византийцы видели в этом особую волю Богородицы. Если император, например, готовился к военному походу и в пятницу перед выходом войск покрывало над иконой не шевелилось, то кампания откладывалась.

Даже свои житейские споры византийцы отдавали на суд чудотворной иконе. Так, в 1075 году губернатор Фессалоник и монахи обители Каллиас спорили из-за прав на мельницу. Дело осложнялось тем, что каждая сторона имела множество судебных вердиктов в свою пользу. Тогда было решено обратиться к суду Богородицы. Перед иконой сложили все документы, условившись, что мельница отойдет монахам, если покрывало не поднимется в течение определенного времени. Когда время истекло, а покрывало не шелохнулось, монахи стали праздновать победу. И в этот момент занавес на иконе стал подниматься. Решение Богородицы заставило всех задуматься…

В притворе храма хранится особо чтимый список с Влахернской иконы Богоматери. Образ хоть и древний, но сохранился очень хорошо. Его специально вынесли в притвор, чтобы паломники могли помолиться Богородице и прочитать перед святыней акафист, если вдруг придут в неурочный час. Церковь открывают только во время богослужений. Как сообщил отец Панарет, службы на греческом языке проходят здесь ежедневно в десять часов утра и в четыре часа вечера, кроме вторника.

На шестом холме

После литургии мы с прихожанами Андреевской церкви решили прогуляться по окрестностям. Влахерны – особый район старого города. Он весь сплетен из узких кривых улочек и переулков. То и дело на глаза попадаются старинные деревянные хибары и невысокие дома из дикого камня. Здесь царит патриархальный уклад жизни – спокойный, тихий, очень домашний.

В византийские времена на этом месте была огромная площадь, на которой стоял императорский дворец. По свидетельству очевидца, в нем «от сияния драгоценных камней ночью было светло, как днем». Оставшиеся от дворца руины поднимаются от Влахернской церкви вверх на шестой холм Царьграда. Только так называемый дом Багрянородного частично восстановлен, сейчас в нем находится музей.

Масштабы Влахернской резиденции впечатляют. Сюда на закате Византии переместилась вся жизнь священной империи: государственная, деловая и религиозная.

…Я рассказал местным христианам, что в России на Покров обычно выпадает снег, который верующие воспринимают как видимый символ Божией благодати. «Как же, знаем, – отвечали мне, – “паче снега убелюся”, поется в псалме. У нас тоже зимой раньше снег лежал, в детстве мы на лыжах катались. Теперь, если и выпадает, то быстро тает. Для нас великая благодать на Покров – сама праздничная литургия во Влахернах, ведь в былые годы это случалось так редко».

Влахернская церковь в местечке Кузьминки трижды меняла свой облик. Впервые она упоминается в документах под 1716 годом, когда постройку освятили в честь Влахернской иконы Божией Матери - фамильной реликвии владельцев усадьбы в Кузьминках.

Эта семейная икона очень древняя. Ее истоки - в 7 веке нашей эры. Царю Алексею Михайловичу святыню привезли в дар из Константинополя, после чего ни один военный поход не обходился без этой реликвии.

Во время эпидемии холеры в Москве, казалось, не осталось ни одного места, где бы ни свирепствовала болезнь. Вот только село Влахернское-Кузьминки, в храме которого разместилась чудотворная икона, ни один человек не умер. Более того, никто даже не заболел.

Неудивительно, что в Москве и ее окрестностях икону особо почитали и благоговели перед ней.

В 1732 году церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках сгорела в пожаре.

Новая отстроенная церковь также была деревянной и в 1758 году постройку постигла та же участь - она была уничтожена огнем.

Храм Влахернской иконы - становление современного облика

В 1759 году развернулось очередное строительство во Влахернском храме во имя иконы Божией Матери в Кузьминках.

По проекту архитектора Жеребцова было возведено само здание и деревянная колокольня. Через 20 лет постройка нуждалась в ремонте и по указу князя Голицына храм частично перестраивают и сооружают новую колокольню. В разработке проекта участвовал архитектор Родион Казаков .

После революции Влахернская церковь в Кузьминках была действующей недолго.

Чудотворную икону успели передать в Успенский храм, после закрытия которого святыня оказалась в Третьяковской галереи , где хранится и по сей день.

С 1929 года во Влахернском храме уже не ведутся богослужения. Здание было решено передать автотракторной промышленности. Церковный барабан, колокольню со старинными часами было решено снести. Круглые окна переделали на прямоугольные, причем в результате изрядно пострадали стены здания. Внутри закрасили роспись, на месте алтаря построили туалет.

Только в 1992 году храм Влахернской иконы в Кузьминках передали Православной Церкви.

В реставрационных и ремонтных работах были задействованы многие организации. Убрать водонапорную башню, установленную в советское время, удалось лишь взрывом, при этом ни одно соседнее здание не пострадало. Колокол отлили на заводе им.Лихачева.

Свою лепту в восстановление исторического памятника постарались внести и прихожане.

Влахернский храм (церковь) иконы Божией Матери в Кузьминках расположен по адресу: Москва, Кузьминская, 7, стр. 1 (станция метро Кузьминки).

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок - Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название - село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг.

В церкви находилась семейная реликвия - Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись - «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

По построенному храму местность получила третье название - село Влахернское. В 1920 г. Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 г. и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день. В 1923 г. в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви, на котором принято было решение о закрытии храмов. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когда-то был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 г. поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. В один из дней 1929 г. по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы. При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузнаваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма. Чудом уцелевшая, эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

В 1992 г. по распоряжению мэра Москвы здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Источник: http://www.kuzminky.ru/p1.htm



Нынешняя Влахернская церковь в Кузьминках - третья по счету, была построена в период с 1759-1762 гг. по проекту петербургского архитектора С.В. Чевакинского и архитектора И.П. Жеребцова. Центральная часть церкви окончательно отделана и освящена в 1774 году. В 1784-1785 гг. церковь была перестроена в формах классицизма. Автором проекта перестройки стали арх. Р.Р. Казаков и В.И. Баженов.

В 1812 году церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, по словам очевидцев, французы въезжали в храм на лошадях, церковная утварь, иконы похищены. В 1828 году императрица Мария Федоровна подарила фамильной святыне храма Влахернской иконе брошь из жемчуга и бриллиантов, которая украсила главную икону. В 1829 году в церкви по проекту арх. М.Д. Быковского и Д.И. Жилярди был устроен придел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на приделе установлены часы, отличавшиеся от обычных тем, что имели одну часовую стрелку. В период 1858 года церковь посетил император Александр II и императрица Мария Федоровна. После смерти С.М. Голицына (1774-1859) придел Сергия Радонежского превращен в фамильную усыпальницу Голицыных, где был похоронен С.М. Голицын. В 1899-1900 гг. церковь была вновь отреставрирована и освящена в 1901 году.

В первые годы советской власти из церкви были изъяты все культовые предметы, в 1929 году снесены купола. Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. В дальнейшем церковь использовали под жилое помещение и административные здания ВИЭВ.

В 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А. Воронцовой была проведена реставрация церкви. 14 октября 1995 года Влахернская церковь освящена патриархом Алексием II. Престолы: центрального придела освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская», южного - в честь святого благоверного князя Александра Невского, северного - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Источник: http://ppb-uvao.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=73&Itemid=63



Ризница при Влахернском храме в Кузьминках по проекту Жилярди. Под ней до переворота 1917 года располагался вход в фамильную усыпальницу Голицыных, разорённую в советский период.

За церковью Влахернской иконы Божьей Матери находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829-1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25). Здание реконструировано в 1990-е годы.



Первый храм в Кузьминках начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения списка чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, которую тогдашний владелец усадьбы Григорий Строганов "за большие заслуги" получил в дар от царя Алексея Михаиловича. А вместе с иконой Строганову выдали и благословенную грамоту на возведение храма. Освятили церковь, разумеется, в честь драгоценной реликвии. Село также стало именоваться Влахернским. Из книги священника Н. А. Порецкого "Село Влахернское, имение князя С.М. Голицына". 1913 г. мы можем узнать, что: "Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720-х годах. Г.Д. Строгановым и вдовой его Марией Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела. В 1732 году барон А.Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 году перешло к Голициным. Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме в 1759 году. Первым в 1762 году был освящён придел Александра Невского, а в 1774 году освятили и главный престол. В 1784 году покрытие храма было переделано из восьмерик в купольное... В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце. Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребённого при Влахернском храме в 1776 году". М.П. Захаров в "Путеводителе по окрестностям Москвы", который вышел в свет в 1867 году, отмечал, что "село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмой, откуда и пошло второе имя селения... В храмовый праздник 2 июля здесь большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающее гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной Роще".

Ныне существующий храм по проекту петербургского архитектора С.И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы - князь М.М. Голицын (кстати, потомок династии Строгановых) в 1759 году. Современную Влахернскую церковь строили достаточно долго. Сначала в течение трёх лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня, проект которой разработал И.П. Жеребцов. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана. Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке храма в стиле зрелого классицизма. Итак, реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали такие архитекторы, как Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов. Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Храм получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню. Есть вероятность, что в строительстве кузьминского храма принимал участие В.И. Баженов: по крайней мере, его имя значится в смете, составленной перед приобретением стройматериалов. Строительство нынешней, "классической" версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году. Во время Отечественной войны 1812 года Влахернской церкви был нанесён огромный урон. Французские солдаты изрядно поглумились над ней, после чего храм пришлось переосвящать, что и было сделано в 1813 году. К середине ХIХ века подошло время нового ремонта. В главном храме и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде - башенные часы.

В 1920-х годах в Кузьминках по решению новых властей снесли все намогильные памятники и кресты. Засыпали даже колодец со святой водой. К концу 1920-х годов добрались и до церкви: богослужения запретили, а у настоятеля забрали ключи. Чуть позже экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракорной промышленности. Этого настоятель вынести не смог и обратился к местным жителям и бывшим прихожанам с просьбой заступиться за храм. Правда, противостояние оказалось безрезультативным - вскоре церковь лишилась своего барабана, а затем и колокольни. А потом началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости - вместо круглых сделали прямоугольные, Церковное здание надстроили ещё одним этажом с балконами, при этом металлические ленты, которые были призваны стягивать постройку, оказались серьёзно повреждены. Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре, как это часто тогда случалось, устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костёр. Удалось спасти только уникальный образ Влахернской Богоматери. Долгое время икона находилась в Успенской церкви в Вешняках, а потом попала в Третьяковскую галерею. Незадолго до Великой Отечественной войны помещение переделали, на сей раз под один из корпусов дома отдыха Центрального Комитета профсоюза автомобильной прмышленности.

В 1960-е годы бывший храм стал общежитием, потом в 1978 году в помещении располагался конторский корпус Всесоюзного института экпериментальной ветеринарии, который занимал и остальные строения усадьбы. В статье Н. Кармазина "Храм гибнет", опубликованный в "Вечерней Москве" 17 июня 1991 года, можно прочитать, что "зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответ на вопрос об аварийном состоянии храма вдруг сообщил, что он передаётся Патриархии. Между тем крыша грозит обвалом". Через год тогдашний мэр Москвы Ю.М. Лужков распорядился безвозмездно передать церковь, а также ризницу и дом причта православному приходу в Кузьминках. Всего за пару лет церковь отреставрировали. Архитектор Елена Аркадьевна Воронцова разработала специальный проект восстановления. Чтобы привести разорённый и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести её. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили, а чуть позже открыли при ней воскресную школу и библиотеку. На первоначальном этапе возведения Влахернской церкви, в конце 1750-х годов, предполагалось. что храм буден возведён в стиле барокко. Однако работы тогда были закончены лишь вчерне, много лет здание не использовалось и уже к концу 1770-х годов стало требовать ремонта. Где ремонт, там и переделка...

Нынешнее здание построено в формах зрелого классицизма. Специалисты отмечают ещё одну особенность Влахернской церкви: очень оригинальную конструкцию большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана. Неочевидное снаружи (а вблизи так и вовсе не разглядеть, четверик закрывает), но крайне необычное решение ротонды-барабана. Фактически он получается двухсветовым, причём полуциркульные оконца нижнего яруса - это люкарны купольного свода. Такая "двухъярусность" наиболее эффектно смотрится изнутри: нижний ярус - затемнённый свод с отдельными "всплесками " света из люкарн, в его центре - яркое световое пятно обильно остеклённого верхнего яруса. Довольно интересен архитектурный приём - скруглённые углы четверика. Это не ротонда, хотя скруглённые углы в обрамлении тосканских портиков да ещё и с циркульными окнами создают такую иллюзию. Если приглядеться, за колоннадами видим абсолютно ровные плоскости стен. Так что всё-таки это четверик! В тимпанах фронтонов - барельефное изображение: затейливый растительный орнамент, а в верхнем углу - изображение Святого Духа, нисходящего на раскрытую Библию. Храм окружает сплошная симфония колоннад. Они и в проёмах яруса звона, у сквозных фонариков-"беседок" на самом храме и его звоннице, у потиков по сторонам четверика, да еще и полуколонны по всей окружности нижнего яруса колокольни! Широкое использование колонн придавало постройкам зрелого классицизма неожиданную, порой просто-таки воздушную лёгкость - искусство, напрочь утраченное с приходом ампира.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №173, 2016 г.