Что дает профессиональный рост педагога. Профессиональный и карьерный рост педагога. Психологические особенности личности педагога

С. И. Назарова

(Санкт-Петербург)

Стратегия профессионального роста современного учителя

Статья посвящена научно-методическому обеспечению процесса профессионального роста учителя в условиях внедрения ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога, которое строится на принципах субъектной ориентации,учета изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности.

В условиях внедрения и реализации Федерального государственного стандарта общего образования и профессионального стандарта педагога учителю необходимо выстраивать собственную стратегию профессионального роста. В этом смысле разработка модели научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня учителя поможет поиску новых и эффективных путей обеспечения качества образовательного процесса в школе.

Целью научно-методического сопровождения профессионального роста учителя является формирование у него системных психолого-педагогических знаний по организации образовательного процесса, оценке и обеспечению его качества. Такое сопровождение должно строиться на принципах субъектной ориентации, учета изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности, опережающего характера.

Соответствуя требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом и ФГОС общего образования к современному педагогу, он должен обладать способностью и готовностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, знать информационные технологии и использовать их в своей профессионально-педагогической деятельности, решать проблемные ситуации и нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции. Самостоятельно осваивать новые методы и образовательные технологии, знать системы оценивания деятельности обучающихся, владеть самодиагностикой и основными методами диагностики профессионально-педагогической деятельности и образовательного процесса в целом.

Включение требований профессионально-

го стандарта в аттестацию педагогических кадров как нормативного документа во многом определило характер деятельности педагога и отношение к личности педагогического работника, его профессионально важным качествам и элементам квалификации. Требования к педагогу, отраженные во ФГОС общего образования и подкрепленные профессиональным стандартом, привели к созданию новых, более совершенных и прогностичных методов оценки качества профессиональной деятельности . Сегодня в основе процедуры аттестации педагогов лежит новая система оценивания педагогических работников, связанная с реализацией главной стратегической задачи - повышением качества образования .

Нами выделены четыре группы составляющих качества образования.

Первой составляющей системы мониторинга качества образования в школе было определено качество результатов образовательного процесса. Преследуемой целью было удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и повышение комфортности школьной жизни. Объектами мониторинга явились: динамика изменений в обу-ченности, развитии и воспитанности обучающихся, готовности к продолжению образования, изучение психологического состояния обучающихся, отношений с учителями, педагогами-воспитателями, родителями, друзьями, удовлетворения их познавательных потребностей и изучение состояния их здоровья. Формы мониторинговых исследований были следующие: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, контрольно-методические срезы знаний, также медицинское обследование и наблюдение, беседы с родителями. Полученные результаты мониторинга являлись основой для конструирова-

ния целей и ресурсов учебной и воспитательной работы, планирования и коррекции планов методической работы по конкретным предметам .

Второй составляющей мониторинга качества образования в школе было качество образовательного процесса, его условия и ресурсы - оценивались результаты уроков, события, мероприятия и т.п. Преследуемой целью было обеспечение оптимальных условий организации образовательного процесса. Объектами мониторинга явились: качество уроков, внеурочных внутришкольных событий и мероприятий, методической и экспериментальной деятельности. Формы мониторинговых исследований - внутришкольный контроль уроков, событий, мероприятий, внеурочных занятий, в том числе занятий в секциях и т.д. Анализировалась работа методических объединений, проблемно-творческих групп, экспериментальная работа. Полученные результаты мониторинга являлись основой для конструирования целей методической и организационной работы, планирования и коррекции содержания и технологий внутришкольного контроля.

Третьей составляющей мониторинга качества образования в школе было качество кадрового обеспечения образовательного процесса, которое оценивалось по результатам деятельности учителя. Целью мониторинга было обеспечение оптимальных условий для реализации учителем всех профессиональных компетенций и обеспечения комфортности его деятельности. Объектами мониторинга явились: динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя; изучение психологического состояния учителя и воспитателя, их отношения к работе; оценка учителем и воспитателем результатов своего труда, удовлетворенность результатами, уровнем своего профессионализма, участием в жизни школы. Формами мониторинговых исследований были собеседования, анализ уроков, анкетирование, наблюдение, беседы и другие отчетные документы. Полученные результаты мониторинга явились основой для планирования и коррекции планов по самообразованию учителя, проектирования научно-методической работы школы, а также основой для оценки качества внутри-школьного контроля и других видов управленческой деятельности администрации школы.

Четвертой составляющей мониторинга качества образования было качество управления образовательной организацией и в целом образовательным процессом школы. Цель мониторинга - обеспечить оптимальные условия для реализации задач и основной миссии школы всеми участниками образовательного процесса. Объектами мониторинга явились: структура управления, методы управленческой деятельности, стиль управленческой деятельности и уровень профессиональной компетентности субъектов управления. Формы мониторинговых исследований - анкетирование, самоанализ, наблюдения, внешняя экспертиза .

Ключевой точкой школьного мониторинга качества образования в школе является включение учителя как субъекта в мониторинговые технологии. Идеи, концепции, ценности могут быть в реальном образовательном процессе «спрятаны» за методиками и технологиями, которые для многих учителей играют роль целеобразующих ресурсов. Важным звеном в управлении образовательным процессом являются созданные в школе психолого-педагогические условия «личностного роста» и реализации профессиональных компетенций учителя в системе внутришко-льной методической и экспериментальной деятельности .

В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на экспериментальной площадке школы № 4 г. Всеволожска Ленинградской области, рассматривали каждую профессиональную компетенцию как единство трех составляющих: когнитивной - наличие системы педагогических и специальных предметных знаний; операционально-технологической - владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету; личностной - этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста.

Разработанная и апробированная рабочая модель мониторинга системы компетенций современного учителя позволяет ему выстроить собственную стратегию профессионального роста и включает следующие составляющие: предметно-методологическую, психолого-педагогическую, исследовательскую, ак-меологическую, коммуникативную, компетентность в области валеологии образовательного процесса, компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать

Карта мониторинга профессиональной компетенции учителя

№ Составляющие мониторинга Год, месяц Самооценка Экспертная оценка

1 Предметно-методологическая

2 Психолого-педагогическая

3 Валеологическая

4 Коммуникативная

5 Медиатехнологическая

6 Управление системой «учитель - ученик»

7 Трансляция собственного опыта

8 Исследовательская

9 Акмеологическая

дидактическое оснащение образовательного процесса, компетентность в области управления системой «преподаватель - обучающийся» и компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Включив данную систему компетенций в структуру модели мониторинга качества образования в школе, мы основывались на том, что постоянный контроль управленческого состава школы и самоконтроль педагога дадут ощутимый результат в активизации педагогической деятельности, а следовательно эффективности учебно-познавательного процесса обучающихся.

В настоящее время во Всеволожской школе № 4 отработана технология мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя, она представляет собой алгоритм совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Ежегодно карта мониторинга профессиональной компетенции учителя заполняется сначала учителем, затем экспертной группой, в состав которой входят все члены аттестационной комиссии школы (таблица).

При заполнении карты мониторинга профессиональной компетенции учитываются результаты годичного административного контроля, участия учителя в методической и экспериментальной работе школы, итоги аттестации, обучение на курсах повышения квалификации и т.д. Система оценки профессиональной компетенции учителя отработана с учетом требований профессионального стандарта педагога и представляет собой нормативный документ в управлении качест-

вом образования в данной школе. Например, оценка предметно-методологической компетентности учителя имеет оптимальный уровень, если учитель отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике, следит за современными исследованиями по базовым наукам, что отражено в оборудовании кабинета, организации учебной деятельности, содержании урочной и внеурочной деятельности учеников, а также имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в том числе групповые, проектные. Однако оценка будет критической, если учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой и в основном применяет традиционные методики. И оценка профессиональной компетенции учителя будет достаточной, если учитель использует материал педагогических публикаций для подготовки докладов, отчетов, использует групповые, проектные формы работы с обучающимися. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса.

Карты мониторинга хранятся в открытом доступе в методическом кабинете и управленческой папке учителя. Данные мониторинга используются в управлении и являются материалом для ежегодного анализа уровня профессиональной компетенции учителя и помогают вовремя корректировать процесс непрерывного профессионального развития педагога, определяющего качество образования и результативность деятельности совре-

По результатам мониторинга выделяются «западающие» компетенции и определяется выбор индивидуальной методической темы учителя. Как правило, в ней отражается связь форм работы учителя с составляющими его профессиональной компетенции. Например, в ходе мониторинга выясняется, что учителю необходимо повысить уровень валеологиче-ской компетенции. Педагогу рекомендуются на выбор формы деятельности, повышающие уровни того или иного вида компетентности.

меннои школы.

Такими формами могут быть, например: курсы вне школы по технологиям общения и ва-леологии; работа в проблемно-творческой группе в школе; работа над темой самообразования в течение года с обобщением достигнутых результатов на методическом объединении или педагогическом совете; разработка и реализация тематического цикла классных занятий; организация и ведение межпредметного элективного курса; обобщение статей периодической печати с выступлениями на методическом объединении.

Литература

1. Приказ Министерства труда и соц. Защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: зарегистрирован Минюстом 06.12.2013, рег. № 30550 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

2. ФГОС общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Ми-нобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644.

3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

4. Брежнева М. Н., Назарова С. И., Первутинский В. Г. Содержание и технология мониторинга, определяющие уровень профессиональной компетентности учителя // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой, Т. А. Каплуно-вич. - СПб.: Филиал ФГБНУ ИУО РАО в СПб, 2016. - С. 108-118.

5. Назарова С. И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 129-133.

6. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Эйдос» ; Изд-во Института образования человека, 2013. (Серия «Новые стандарты»).

Моделирование профессионального роста педагога.

Юдина О.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска,

руководитель ОМО учителей

русского языка и литературы

Восточного образовательного округа.

Плыву не туда, куда ветер дует,

а как парус поставлю.

Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задумывался, тот ли путь он выбрал и не стал ли бы он счастливее, выбрав иную дорогу. Достаточно часто бывает это и с педагогами, поэтому очень важно для каждого из нас знать, что ты состоялся в профессии, что к твоему мнению прислушиваются не только дети, но и коллеги, что у тебя есть чему поучиться, что ты интересен. Отрадно видеть, что проблема педагогических кадров затронула и правительство: одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является совершенствование учительского корпуса, предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования.

В нашей школе в 2007-2008 учебном году началась работа по созданию и реализации проекта «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству», в котором я и приняла участие. В данной статье я постараюсь рассказать, каким образом реализация названного проекта сказалась на моем профессиональном развитии, каким образом была составлена и реализована модель моего профессионального роста.

За основу была взята программа, предполагающая следующие этапы работы (см. схему 1):

  1. определение стартовой позиции педагога через проведение системы диагностик;
  2. выбор форм работы, направленных на профессиональное развитие педагога;
  3. реализация комплекса запланированных мероприятий;
  4. подведение итогов, рефлексия;
  5. определение новой стартовой позиции.

Схема 1

Согласно данной программе в первую очередь необходимо было определить мою стартовую позицию как учителя.

На тот момент у меня имелись некоторые достижения:

образование: высшее педагогическое, Вятский государственный педагогический университет, 1998 год;

педагогический стаж: 13 лет;

награды и поощрения:

Диплом слушателя курса «Интернет-технологии для учителей предметников» за лучшую выпускную работу – презентацию на тему «Серебряный век русской поэзии». 19.11.2005;

Почетная грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации и совершенствованию учебного и воспитательного процесса. Приказ 11-н. 2005 г.;

Грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации учебно-воспитательного процесса» Приказ № 20-н от 27.09.2006г.;

Благодарственное письмо КИПК и ПРО за большую плодотворную работу и высокий профессионализм в рамках деятельности творческой лаборатории «Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся на уроках русского языка и литературы» Приказ № 229/од от 01.08.2007.

Далее был проведен комплекс диагностик профессиональных и личностных качеств педагога. Диагностический этап включает в себя подбор, проведение, анализ диагностических материалов и определение ступени профессионального роста, на которой находится педагог. Для этого использовались различные диагностики, предложенные психологической службой школы:

«Личностный дифференциал». Составитель Истратова О.Н. Цель: изучение социально-психологических свойств личности, самосознания.

«Способность саморегуляции». Составитель Истратова О.Н. Цель: узнать о способности владеть собой в различных ситуациях.

«Способность учителя к саморазвитию». Составитель Рогов В.И. Цель: выявить способность учителя к саморазвитию.

«Кто я есть в этом мире?» Составитель Рогов В.И. Цель: изучение самооценки педагога.

«Факторы саморазвития учителя». Составитель Рогов В.И Цель: выявить факторы, препятствующие и стимулирующие обучению, развитию и саморазвитие учителя.

«Шкала оценки потребности в профессиональных достижениях». Составитель Рогов В.И. Цель: измерить уровень мотивации достижения.

Методика «Ценностные ориентации педагога». Автор М. Рокич. Цель: изучить ценностные ориентации.

(Названные диагностики представлены в следующих изданиях:

Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петероком», 1991;

Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – 2-е изд., переработано и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998.)

Диагностики показали:

  • способность учителя к саморазвитию – 36 баллов;
  • уровень мотивации достижения – 14 баллов;
  • уровень развития профессиональной компетентности учителя – 82 балла;
  • уровень коммуникативных и организаторских склонностей – 12 баллов;
  • стиль общения педагога – 29 баллов;

Общее количество: 73 балла, что соответствует среднему показателю развития педагога.

Таким образом, по итогам первого этапа работы можно сделать вывод:

педагог готов к использованию инноваций, знает интерактивные формы и методы обучения, владеет современными педагогическими технологиями, умеет анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, т.е. педагог находится на 4 ступени профессионального развития – мастерство.

Следующим очень важным этапом реализации программы стало определение форм методической работы, которые помогли бы мне подняться на более высокую ступень профессионального развития. Вот некоторые из них:

  1. участие в методических мероприятиях:
  • конкурсы профессионального мастерства;
  • научно-практическая конференциях;
  • творческая лаборатория;
  • методическая олимпиада педагогов;
  1. обмен опытом работы через
  • выступления-презентации;
  • публикации;
  • работу педагога-андрогога КИПК и ПРО;
  • проведение открытых уроков;
  1. освоение новых технологий педагогической деятельности:
  • педагогическая мастерская;
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум.

В 2008 году я начала работу по новой методической теме «Использование информационных технологий на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся».

Для реализации методической темы имелись необходимые ресурсы: пройдены курсы «Информационные технологии в образовании», появилась возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе, участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня. Педагогический опыт по реализации методической темы был представлен через публикации в сборнике докладов Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования, проведение мастер-класса «Технология проведения публичного урока» на ОМО учителей русского языка и литературы, открытых уроков культуры речи «Экология языка» в рамках областной творческой лаборатории кафедры управления развитием образования КИПК и ПРО (технология педагогических мастерских), «Берегите наш язык!» в рамках курсов КИПК и ПРО «Управление развитием детской одаренности в общеобразовательной школе» в форме публичного урока на окружном и региональном уровнях.

Возникла потребность в повышении профессиональной компетентности, поэтому, не дожидаясь очередных курсов, я приняла участие в курсовой подготовке по следующим вопросам:

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации образования (профильная школа)». 2008 г.

«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы». 2009 г.

«Проблемы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта». 2009 г.

Особый интерес у меня вызвала исследовательская работа в творческих лабораториях КИПК и ПРО:

«Развитие и совершенствование способности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся»

«Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы»

«Актуальные проблемы углубленного изучения русского языка»

Эта работа помогла проанализировать мою педагогическую деятельность.

Небывалый до этого интерес вызвали различные методические мероприятия школьного, районного, окружного и регионального уровней.

Как результат реализации программы профессионального роста появились следующие достижения:

учитель высшей квалификационной категории (с 2009 г.);

руководитель РМО учителей русского языка и литературы;

член методического Совета школы и РУО Омутнинского района;

участник рабочей группы ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;

руководитель ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа;

эксперт аттестационной комиссии педагогов Восточного образовательного округа;

член Совета школы.

Таким образом, мне была предоставлена возможность подняться на более высокую ступень профессионального роста.

Вновь проведенная диагностика показала, что я, набрав в общей сумме 197 баллов, перешла на 5 ступень профессионального развития педагога - повышенный уровень готовности к инновациям (по Марковой А. К.)

Профессиональный рост был замечен коллегами, я стала победителем профессионального школьного конкурса «Звездный час», призером предметно-методической олимпиады учителей русского языка Кировской области в 2010 году, была награждена Почетной грамотой департамента образования Кировской области за творческий педагогический труд, значительные успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2009 г.), а в 2012 году - победителем конкурсного отбора лучших педагогических работников области.

Впереди – новая ступень. Были намечены и новые перспективы профессионального роста:

работа в творческой лаборатории КИПК и ПРО «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях ОУ»;

экспериментальная деятельность по профессионально-личностному развитию (ВятГГУ);

освоение, внедрение и реализация ФГОС ООО;

становление педагога-андрогога, т.е. работа в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации, которые проводятся на базе нашей школы как методического центра института развития образования Кировской области;

участие во Всероссийских конкурсах и проектах;

Профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому впереди еще много интересного и нового.

Таким образом, реализуемая в школе в рамках проекта программа позволяет сделать процесс профессионального развития педагога более целенаправленным, а значит, и более эффективным.

Я согласна с Л.Н.Толстым: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни».


Статья о соотношении непрерывного обучения на протяжении всей жизни и эффективности преподавания.

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом

В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Анализ направлений модернизации образования в России показывает,

что основным ожидаемым изменением является достижение нового качества образования, которое соответствует основным факторам развития современного общества:

  • Информатизация жизни общества (становление приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).
  • Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.
  • Становление гражданского общества, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности
  • Становление нового культурного типа личности (характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность личности).
  • Профессионализация в течение всей жизни (которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни).

Эти факторы оказывают прямое влияние на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность учителя.

Мнение учащихся и их родителей относительно первоочередных задач школы также можно рассматривать как социальный заказ системе образования, отражающий основной смысл школьного образования - формирование потенциала личности - ориентированный на достижение в первую очередь личностных результатов. Требования общества касаются качества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляют характеристику современного культурного типа личности.

Важным аспектом понимания качества образования на современном этапе является необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Именно эти цели выдвигает программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Однако если в ряде стран мира остро стоят такие проблемы, как обеспечение доступа населения к образованию, вовлечение в систему начального образования, обеспечение качественного образования для женщин, то в России цели реализации программы «Образование для всех» имеют определенную специфику, а именно: обеспечение равенства населения соответствующего возраста в возможности получения качественного образования вне зависимости от социального положения, материальных доходов семьи, уровня обученности, места жительства (имеется ввиду в первую очередь разница в возможностях городских и сельских школ) и пр.

Качество ресурсного обеспечения российских школ очень разнородно. Однако сегодня совершенно ясно, что в массовой практике школы не всегда эффективно используется чрезвычайно мощный ресурс обеспечения качества образования - потенциал учительского корпуса. Результаты образования российских школьников сегодня весьма высоки в области так называемых академических знаний по школьным предметам - знаний фактов, законов, процедур, алгоритмов и т. д. При этом понятно, что современное качество образования требует большего - умения применить школьные знания для решения жизненных проблем.

Таким образом, в современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны.

В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек понимается как уникалная целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Гуманистическая парадигма опирается на результаты осмысления центральных для гуманистической психологии проблем самоактуализации, саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления (Г.А.Берулава, М.Н. Берулава, И.А.Зимняя, В.П.Зимнеченко).

Уровни профессионального развития педагога

Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность - эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Совокупность различных профессиональных умений учителя называется педагогической техникой.

В понятие «педагогическая техника» входит две группы показателей. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (управление эмоциями, настроением,мимика, пантомимика, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение), техника речи (дикция, темп речи) и др.

Вторая группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико- аналитические и другие умения.

Следующим этапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство , под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития.

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства учителя.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество . Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.

«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию .

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  • выбор направления и темы самообразования,
  • формулирование цели и задач самообразования,
  • определение круга источников информации,
  • выбор формы самообразования,
  • составление плана самообразования,
  • определение результата самообразования.
  • анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла, изменения смысловых установок необходимо создавать условия в виде:

  • преобразования психолого-педагогических знаний;
  • становления рефлексивной позиции;
  • осознания и преобразования мотива;
  • обеспечения успеха в деятельности.

Современная система повышения квалификации работников образования развивается быстрыми темпами, постоянно улучшается и обновляется. Большинство студентов ориентируется на активность самого преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от собственных карьерных целей, профессиональных задач и личных потребностей.

Определение карьерного роста

Карьерный рост определяется по-разному. Но в общем виде можно дать такое определение.

Определение 1

Карьерный рост – это преднамеренно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, которое гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.

В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались Э. Шейном, М. В. Александровой, Д. А. Ашировым, В. Г. Поляковым, Б. З. Вульфовом, С. Д. Резником и другими учеными. Они достаточно обстоятельно разработали концепцию карьеры в менеджменте организации. Например, в 1971 -м году доктором Массачусетского института технологии Э. Шейном было внесено предложение рассмотрения карьеры в виде трехмерного конуса. Ученый отметил, что планирование карьеры представляет собой замедленный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, умений, отношений с окружающими людьми и ценностей. Успешный карьерный рост зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и возможностей.

Еще совсем недавно отечественная педагогика не использовало понятие “карьера”. В основном это слово носило негативный характер. В последнее время отрицательное мнение о карьере стало пропадать. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.

Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?

Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности.

Определение 2

Потому сегодня понятие «карьера» в общем виде и в системе воспитания в частности понимается двусмысленно:

  1. Вертикальная карьера : предполагает продвижение вверх по служебной лестнице;
  2. Горизонтальная карьера : отражает продолжение профессиональных способностей преподавателя при отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей.

Некоторые исследователи считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры представляют собой не только разные методы жизни в профессии, но и разные методы жизни в общем.

Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.

Пример 1

Образец горизонтальной карьеры – это усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог иностранного языка создает собственный сайт в интернете, на котором общается со своими слушателями, тем самым он увеличивает свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Второй преподаватель осваивает новые технологии и становится создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • Точка зрения руководителя;
  • Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
  • Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
  • Помощь и стимулирование творчества;
  • Выработка рефлексивно-творческих качеств.

Сейчас, когда удачно выполняется государственная программа становления воспитания на 2011 - 2020 гг., раскрываются большие способности для преподавателей, которые не хотят уходить с любимой работы, искренне любят учить детей и понимают, как это делать умело. Осуществление представленной программы создает определенные условия для возможностей карьерного роста, к которым относится следующее:

  • Стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии;
  • Муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей;
  • Одобрение наилучших преподавателей.

А это, между прочим, провоцирует преподавателей к освоению новейших способов методической работы, научному изучению, пониманию значимости собственной практической деятельности.

В последние годы значительно выросло число педагогов, которые решили заняться научно-исследовательской работой, что также способствует их карьерному продвижению. Конечно, пока данный критерий еще сравнительно небольшой в системе повышения квалификации, но все же существует заметный рост количества преподавателей, желающих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность.

Это всего лишь некоторые возможности карьерного роста современных преподавателей. Естественно, имеются и другие пути генезиса карьеры в системе образования, поскольку карьеру необходимо рассматривать не только со стороны восхождения по административной лестнице, но и как вероятность становления успешным специалистом в своей деятельности.

Профессиональный рост

Если рассматривать карьерный рост преподавателя как динамический процесс, то нужно отметить, что он прямо связан с профессиональным ростом, как и личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках собственной профессиональной деятельности.

Определение 3

Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.

Главное значение в профессиональном росте имеет сам преподаватель, а также его ожидания, представления о своем рабочем будущем.

Сегодня карьера преподавателя требует особого внимания. Развивающемуся сообществу не все равно, кто будет работать с преподавателями: бесстрастный к занятию исполнитель или же стремящийся к большему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Именно это диктует необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, которые нацелены на помощь, сопровождение, побуждение и применение всех реальных навыков карьерного роста.

Выделяют следующие ступени профессионального роста преподавателя:

  • Педагогическая умелость;
  • Мастерство;
  • Творчество;
  • Новаторство.
Определение 4

Педагогическая умелость представляет собой ту базу мастерства преподавателя, при отсутствии которой невозможно обучать детей в школе. Педагогическая умелость основывается на необходимой теоретической и практической подготовке преподавателя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в школе.

Следующая ступень профессионального роста преподавателя – это педагогическое мастерство.

Определение 5

Педагогическое мастерство представляет собой высококачественную характеристику учебно-воспитательной деятельности учителя, то есть это доведенная до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость.

Конечно, для выработки педагогического мастерства учитель обязан владеть всеми необходимыми природными качествами, твердым голосом, хорошим слухом, наружным обаянием и пр. Однако несмотря на принципиальный смысл природных и личных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, главное значение имеют приобретенные свойства.

Значительной спецификой обладает и педагогическое творчество.

Определение 6

Педагогическое творчество включает в себя конкретные составляющие новизны, но зачастую эта новизна имеет отношение не сколько к выдвижению новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько к видоизменению методов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизации.

Определение 7

Высший уровень профессиональной деятельности учителя – это педагогическое новаторство . Оно включает в себя внесение и реализацию новых, современных мыслей, основ и методов в процесс обучения, значительно меняя и увеличивая их качество.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Внутришкольный контроль – взаимосвязь профессионального роста учителя и успешности работы школы

Когда начала работу наша школа, 13 лет назад, средний возраст ее педагогов составлял 30 лет, и вместе со школой растут и ее учителя. В слово «рост» я вкладываю не только временные (возрастные) рамки, но в первую очередь имею ввиду профессиональный рост учителей. У нас в школе, да я думаю, что и у вас также, вопрос профессионального развития учителя не выделяется в отдельный контроль, а складывается из результатов всей образовательной деятельности педагога, это контроль за успеваемостью учеников и за качеством их знаний, контроль за уровнем преподавания предмета, за объемом выполнения учебных программ, за подготовкой к государственной итоговой аттестации, за ведением документации, это вопросы тематических проверок. В школьном Положении о ВШК одной из целью контроля заявлено - …. В общем, весь внутришкольный контроль по большому счету – это контроль за образованием в школе, а значит он направлен на профессиональное совершенствование педагогов.

Изучение любого вопроса в рамках внутришкольного контроля позволяет выявить сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя, найти причины возникающих в педагогической деятельности проблем, продумать систему мер по их устранению, ликвидировать недочеты. Контроль проводится как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План внутришкольного контроля корректируется по мере необходимости. Контроль проводится с соблюдением его основных принципов: научности, гласности, объективности, цикличности, плановости. Итоги контроля обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений, в беседах с учителями, с некоторыми результатами проверок мы знаком родителей на классных собраниях, по результатам контроля составляются справки, издаются приказы.

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в школе созданы определенные условия, которые способствуют формированию атмосферы взаимной поддержки, уважения, психологической комфортности.

У нас в школе вся работа по формированию и совершенствованию необходимых компетенций учителя строится в рамках методической темы - «Повышение качества образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов». Для работы в этом направлении в рамках внутришкольного контроля были определены следующие задачи:

  1. Изучение педагогических потребностей посредством диагностики и мониторинга. Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности, выработка путей решения педагогических проблем и затруднений.
  2. Развитие механизмов включения педагогов в деятельность инновационного уровня.
  3. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.
  4. Оказание методического сопровождения учителю в самообразовательной деятельности. Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов школы в ходе работы учителей по темам самообразования.

Внутришкольный контроль и профессиональный рост учителя отражаются в таких направлениях и показателях, как использование современных образовательных технологий. На контроле находится курсовая система повышения квалификации, в том числе и внутришкольная система повышения квалификации через теоретические и практико–ориентированные семинары, открытые уроки, мастер – классы. ВШК также тесно связан с педагогической аттестацией

Активизирует работу учителей по творческому саморазвитию участие в заседаниях педагогического совета по таким проблемам как «Современный урок: традиции и инновации», «Профессиональная компетентность учителя». В форме круглого стола на педсовете мы обсуждали вопросы: «Культура и воспитанность учителя», «Имидж современного педагога», «Пути выхода из конфликтных ситуаций».

Одним из направлений ВШК является использование современных педагогических технологий, методов и форм организации образовательного процесса. Этот вопрос контролируется при организации и проведении ежегодных методических недель, которые проводятся по единой теме, например, в прошлом году были проведены методические недели:

-«Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы»,

- «Использование национально-регионального компонента, краеведческого материала на уроках»

- «Активизация мыслительной деятельности младших школьников»;

- «Применение сингапурских структур в преподавании русского языка и литературы»

– «Современные подходы в преподавании: Обучение для 21 века

- «Стратегия образования в развитии национального образования» (в рамках этой недели прошел регион-ый семинар учителей тат. яз. и литературы)

– «Инновации в преподавании предметов естественно- математического цикла».

По результатам методических недель были оформлены папки-альбомы с планом проведения недели, разработками уроков, занятий, семинаров, а также небольшой фотоотчет о работе.

О том, что учителя совершенствуют свое мастерство можно говорить по тем качественным изменениям в работах учеников, которые представлены на традиционной школьной научно – практической конференции учеников. В рамках проведения конференции осуществляется внутришкольный контроль за состоянием работы по приобщению обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Ежегодный анализ проведения мероприятия показывает, что уровень подготовки учеников растет и позволяет представлять им свои проекты на научно-практические конференции не только в школе, но и в районе и в республике. Так за прошедший учебный год педагоги школы подготовили:

7 победителей и призеров республиканских НПК, руководители работ – (педагоги – Ф.И.О...)

9 победителей и призеров районных НПК, руководители работ – (педагоги – Ф.И.О ….)

На сегодняшний день в нашей школе сложилась определенная система в развитии профессиональной компетентности педагогов и система внутришкольного контроля за профессиональным ростом учителя.

Каждый учитель конкретизировал общую методическую тему школы с учетом своей деятельности и сформулировал свою методическую тему, разработал план самообразования по удобной для него схеме (форме). Главное условие - чтобы работа не носила формальный характер. На совещаниях при директоре, заседаниях ШМО, семинарах в школе и районе учителя делятся с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали, проводят самоанализ своей деятельности.

Так, только за прошлый учебный год:

Обобщали свой опыт работы в форме выступлений на уровне школы 20 учителей, на уровне района – 10 учителей, на уровне республики – 3 учителя (педагоги – Ф.И.О ….)

Разместили свои методические разработки в открытых профессиональных сообществах в сети Интернет 18 учителей; опубликовали методические материалы в печатных изданиях 3 учителя (педагоги – Ф.И.О ….)

Все учителя принимали участие в работе семинаров, конференций районного уровня, республиканского уровня – 10 учителей, российского уровня (в режиме видеоконференции) – 3 учителя

Результаты работы учителей за конкретный учебный год по его окончанию оформляются в форме отчета в табличном виде, единая форма позволяет быстро обобщить результаты работы учителей по школе в целом. Информационная справка о работе учителя (Приложение). Учителям также удобна эта форма отчета, т.к. в свою очередь помогает быстро без лишней траты времени дополнить Портфолио. Свое Портфолио создали все учителя школы и оформлены они в соответствие с Положением о Портфолио, которое мы разработали для своей школы. Эта работа ведется в течение уже 4-х лет. Также учителя школы создали электронные Портфолио, эта форма также очень удобна для учителя, когда нужно быстро представить материалы о себе либо для аттестации, либо для участия в конкурсах – шаблон уже готов. Кроме того, что учитель оформил свое Портфолио, мы стали проводить еще школьный конкурс Портфолио педагога и подведение результатов проводим накануне 8 марта, т.к. коллектив у нас в основном женский и приятно получить признание коллег накануне праздника. Подобный конкурс является своего рода стимулом в работе учителя. Вообще стимулы профессионального развития педагога мы выделили по следующим группам:

Мотивы самореализации : когда учитель имеет возможность дать мастер-класс для педагогов школы, города или района, имеет возможность работать по интересующей программе, использовать образовательные технологии; разработать собственную авторскую программу и т.д.

Мотив личного развития: сюда мы относим стажировки, престижные курсы, предоставление времени на методическую работу, дополнительные дни к отпуску,

Мотив самоутверждения: т. е. достижение социального успеха – это участие в работе конференций, семинаров различных уровней, обобщение и трансляция опыта, подготовка собственных публикаций, представительство от школы на ответственных мероприятиях , привлечение к руководству методическими объединениями педагогов, педагогическая аттестация на 1 и высшую квалификационные категории.

Потребность быть в коллективе: здесь имеется ввиду включение в состав различных органов, групп, решающих важные проблемы жизни школы, делегирование полномочий.

Мотив состязательности: участие в профессиональных конкурсах, а также рейтинговая система оценивания деятельности учителя (в начале уч. года работает комиссия по оцениванию работы за прошедший год и подсчитываются баллы за качество НСОТ и тут также срабатывает финансовый мотив)

К результатам по стимулированию и мотивации педагогов к профессиональному росту можно отнести такие факты:

2 учителя нашей школы прошли зарубежную стажировку – в Америке и Сингапуре;

2 учителя являются тренерами по сингапурской системе образования и участвуют в обучении учителей района;

3 учителя школы являются руководителями районных методических объединений

(уроки 2-х из них вы сегодня видели). Библиотекарь школы и зам. директора по ВР также руководят соответствующими районными объединениями библиотекарей и классных руководителей школ района

В школе 9 учителей имеют высшую кв. категорию, 17 первую категорию;

Педагоги школы принимают активное участие в различных профессиональных конкурсах. Среди них есть победители конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, ежегодно несколько учителей становятся победителями республиканского конкурса – гранта «Наш лучший учитель» (4-6). Только за прошлый уч. год 14 учителей участвовали в различных профессиональных конкурсах.

О профессиональном росте педагогов школы можно также судить по результатам во внеурочной деятельности детей. Так за прошлый учебный год педагоги школы подготовили победителей, призеров и лауреатов различных конкурсов, олимпиад:

- 37 международного уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 91 всероссийского уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 15 республиканского уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

- 36 районного уровня (педагоги – Ф.И.О ….)

Но, конечно же, наряду с хорошими результатами в работе по профессиональному развитию учителей есть и ряд проблем. И в первую очередь это не очень хорошие результаты ЕГЭ прошлого учебного года. Эту проблему мы обсуждали и на ШМО и на педагогическом совете, выявили проблемные зоны, поставили задачи на этот учебный год, сейчас над ними работаем, стараемся, но что из этого получится, будет ясно только после экзаменов. Понятно, что нам есть над чем работать и вопросы профессионального развития будут актуальны во внутришкольном контроле всегда!