Что означает красить яйца и печь куличи. Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи. История и традиции праздника. Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово

Последнее обновление - 16.02.2015 г.

12 апреля православные и католики празднуют самый большой праздник христианского мира — Светлое Христово Воскресение. На пасхальном столе непременно должны быть кулич и пасха.

Что означают эти пасхальные угощения и откуда пошла традиция их готовить, объясняет АиФ.ru.

Откуда пошла традиция печь куличи на Пасху?

Кулич — один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу — особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме на столе или налое перед Царскими вратами особый хлеб, , обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после Литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос с молитвой раздробляют и в конце Литургии при целовании Креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» — «круглый хлеб». Слово вошло и в европейские языки: kulich (испанский), koulitch (французский).

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые «бабы».

В разных регионах России куличи выпекают разных форм; например, в Вологодской губернии — в форме раскрытого ягодного пирога, но чаще всего им придают цилиндрическую форму, как у артоса.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску. Остаток кулича накрывали срезанным верхом.

Почему мы готовим пасху к Воскресению Христову?

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога.

Творожная пасха в виде усечённой пирамиды означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме — пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), а также крест, копьё, трость, ростки и цветы — символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь — символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

* А́ртос (по-гречески άρτος — хлеб) — освящённый квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из неё частиц). Просфора (просвира) (от др.—греч. предлога προ и глагола φέρω — нести, т. о. «просфора» буквально означает «приносимое») — в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм.Такое значение просфоры сохраняется в Православной церкви и в настоящее время.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    Почему на Пасху пекут куличи

    Уже много столетий подряд все христиане встречают радостный и светлый праздник Пасхи с такими неизменными атрибутами, как пасхальные яйца и пасхальные куличи. Именно с ними, а также с ярким солнцем и печь на Пасху куличи уходят еще во времена апостолов, которые, согласно древним писаниям, и стали прародителями этого ритуала. А началось все с того, что каждый раз во время еды они оставляли своему воскресшему Учителю место за столом и кусочек хлеба, поскольку он являлся к ним и делил с ними трапезу.

    Спустя некоторое время эта традиция перекочевала под своды церкви, где такой хлеб для Христа стали называть по-гречески «артос» и оставлять его на отдельном столике. Во время праздничных крестных ходов в Седмицу артос обносили вокруг храма, а после утренней субботней службы раздавали прихожанам.

    Поскольку семья у христиан считается Малой Церковью, вскоре артос вошел в каждый дом и стал называться привычным для нас куличом. Но не потому, что стал «домашним» пасхальным хлебом, а благодаря своей новой круглой цилиндрической форме - такой, в какой мы знаем его сейчас. Именно поэтому его начали называть опять-таки по-гречески kollikion, то есть круглый хлеб. А уже в европейском варианте он зазвучал, как мелодичный для наших ушей кулич (kulich - на испанском, koulitch - на французском). Он уже выпекался из сдобного теста, а сверху украшался крестом.

    Есть у древних преданий и объяснение тому, почему на Пасху пекут куличи именно из сдобного дрожжевого теста и именно круглой формы. Причиной последнего называют саван Иисуса, который по поверьям тоже был круглым. А вот в отношении теста роль Христа не первоначальна - здесь люди «подхватили» инициативу его учеников, которые после воскрешения своего Учителя перешли с пресного хлеба на хлеб из квашеного теста.

    Таким образом, украшая свой праздничный стол пасхальным куличом, мы вправе надеяться, что эту трапезу разделит с нами и сам Иисус Христос.

    Правила поведения с пасхальным куличом

    Есть несколько примет или правил, которых следует придерживаться как при выпечке пасхи, так и при ее употреблении:

    1. Если вы решитесь сотворить такую символическую пасхальную сдобу своими руками, то делать это нужно в Чистый четверг, в чистоте, тишине и душевном спокойствии. Вымешиванию теста должно сопутствовать благостное настроение и положительные мысли. Именно этот процесс считался одним из наиболее действенных способов донести свои молитвы до небес. Вот почему христиане пекут пасхальные куличи без нервов, спешки и суеты, в том числе в голове. Раньше считалось, что удачный кулич - это гарант благополучия семьи на весь год;

    2. Кулич, как и пасхальное яйцо - это первое, с чего нужно начинать разговение. При этом пасху разрезать нужно не вертикально, как делают многие, а горизонтально, поперек, срезая сначала аппетитную верхушку. Причем верхушка эта съедается самой последней, поскольку она все равно выполняет свою «накрывающую» роль, пока весь кулич не разойдется.

    Безусловно, сегодня гораздо проще купить вкусный красивый пасхальный кулич в магазине, но он будет простой «бездушной» сдобой. Поэтому не стоит лишать себя и своих близких радости встретить светлую Пасху такой же пасхальной выпечкой, наполненной вашими надеждами, молитвами и добром.

    Почему на Пасху красят яйца

    Пасха, равно как и все пасхальные традиции, насчитывает уже не одну сотню лет и входит в число наиболее древних христианских праздников. Неизменными и обязательными атрибутами этого светлого праздника в честь Воскрешения Иисуса Христа являются знакомые всем с детства пасхальные куличи и крашеные пасхальные яйца, символизирующие жизнь и вечное обновление. Но откуда пошел обычай красить яйца на Пасху, и почему нужно обмениваться ими? Есть несколько версий на этот счет. С ними мы вас и хотели бы познакомить.

    Дар Тиберию

    Самая распространенная версия - это легенда о Марии Магдалине и римском императоре Тиберии. Согласно этой легенде, именно эта ученица Иисуса стала родоначальницей обряда возвещения о воскрешении сына Божьего пасхальным яйцом и символическими словами «Христос Воскрес!». В то далекое время приходить к императору с пустыми руками, даже с такой радостной вестью, было не принято, поэтому бедная Мария Магдалина принесла ему в дар то, что смогла - яйцо, возвестив об этой благой вести. Естественной реакцией Тиберия на такую новость было ее неприятие, поэтому он, усомнившись в словах вестницы, сказал, что воскрешение настолько же возможно, как покраснение белого яйца. И тут же подаренное ему Марией Магдалиной обычное белое яйцо стало красным.

    Как видите, этот вариант истории можно назвать универсальным, поскольку он дает ответ и то, почему дарят яйца на Пасху, и на то, почему их красят чаще в красный цвет.

    Знак отличия

    Эта версия того, почему на Пасху красят яйца более прагматичная. В те давние времена, когда свято чтились все христианские традиции, во время Великого поста люди варили куриные яйца и красили их. А необходимость в этом была вызвана простой и очень практичной причиной: поскольку в этот пост есть яйца запрещено, а куры продолжали нестись, их хозяева варили, чтобы те не испортились. И красили их лишь с той целью, чтобы отличить от свежих.

    Игрушка для Иисуса

    Согласно этой версии, первым дизайнером пасхальных подарков стала Дева Мария, которая красила и расписывала вареные яйца в качестве развлечения для маленького Иисуса.

    Неверующий хозяин

    По этой версии все происходило еще до воскрешения, за 3 дня. Тогда во время трапезы один из иудеев сказал, что вскоре Христос воскреснет. На что хозяин дома, где иудеи трапезничали, отреагировал подобно императору Тиберию, заявив, что скорее жареная курица снова начнет бегать, а яйца покраснеют, чем кто-то воскреснет. И тут же яйца покраснели, а курица побежала.

    Король Людовик Святой

    Еще одна версия, почему на Пасху красят яйца, связана с идейным вдохновителем крестовых походов королем Франции Людовиком Святым, который правил в ХІІІ веке. И именно на пиру, устроенном в честь его освобождения из плена и отъезда на родину, впервые и появились разноцветные яйца. И если сегодня первоначальный красный цвет пасхальных подарков, символизирующий кровь Христа, уже дополнен и другими цветовыми оттенками, и росписями, и элементами декоративных украшений, то обычай начинать пасхальную трапезу именно с крашеных яиц, святить их и дарить всем гостям так и остался неизменным.

    Еще один традиционный вид праздничной выпечки - пасхальный венок. Испеките такое лакомство, в центр уложите крашеные яйца, красиво оформите - нарядное и вкусное украшение стола готово. Ингредиенты:

    • 500 гр муки
    • дрожжей 10 гр
    • 1 яйцо
    • полстакана молока
    • лимонная кислота
    • орехи, мак кондитерский
    • 75 гр слив. масла
    • сахара 50 гр

    Приготовление: Просеять муку, затем сделать углубление в центре, в него раскрошить дрожжи. Влить молоко, добавить сахар, замесить опару. Оставить на 15 мин. Добавить лимонную кислоту, соль, масло, яйцо, замесить тесто. Затем оставить его на 40 минут. После этого вымесить, раскатать прямоугольником и разрезать на три жгута. Из них сплести косу в форме венка. Выложить его на противень, украсив остатками теста. Мазать яйцом и выпекать.

    Свежая рыба, нежное воздушное тесто, аромат зелени и домашней выпечки - что еще нужно для светлого семейного праздника Пасхи!

    Ингредиенты:

    • слоеное тесто - 500 гр
    • 600 гр вареной рыбы
    • 3 яйца
    • масло - 1 стол. ложка
    • 100 гр шампиньонов
    • зелень укропа
    • рис - 2 стол. ложки
    • лук - 2 шт.
    • Соль, перец

    Приготовление:

    Лук порезать, потушить в масле, смешать с порезанной рыбой, яйцами, обжаренными грибами, вареным рисом, зеленью. Добавить перец, соль.
    Раскатайте тесто, разрезать его на две не равные по ширине части. Узкую часть уложить на противень. На центр теста выложить начинку. Взбить яйцо, смазать им края, сверху уложить широкий пласт, скрепить края. Поверхность кулебяки смазать яйцом. Выпекать кулебяку 20 минут.

    Если при приготовлении пасхи сахар заменить медом, получится не только диетическое и при этом необыкновенно вкусное блюдо со сладким ароматом и божественным вкусом. Ингредиенты:

    • творог - 500 гр
    • 4 яйца (желтки)
    • 2 стол. лож.сахара
    • 2 стол. лож меда
    • слив. масло - 100 гр
    • 100 гр сметаны

    Приготовление: Растереть с сахаром желтки, добавить мед, масло и взбивать. Творог протереть в сито, добавить сметану и яичную смесь, перемешать. Массу уложить в форму, поставить на сутки под тяжесть в холодное место

    Этот кулич готовится не сложно, но при этом получается очень легким, воздушным и пористым. Отличный рецепт для начинающих хозяек! Ингредиенты:

    • 4 яйца
    • полстакана воды или молока
    • дрожжи - 40 гр
    • 2 стакана муки
    • изюм - ¼ стакана
    • слив. масло - 50 гр
    • 1/2 ст. сахара
    • орехи измельченые
    • 1 стол.л. коньяка

    Приготовление: Молоко вскипятить, соединить с ¼ ст. муки, перемешать. Развести в 3 столовых ложках молока дрожжи, влить их в муку, перемешать, оставить в теплом месте. Затем в опару добавить желтки, растертые вместе с сахаром, после этого - взбитые белки, дать тесту подняться. Добавить масло, остальную муку, вымесить тесто. После этого добавить коньяк, изюм, вымесить еще раз. Выложить в форму, дать подняться, испечь (220°С). Готовый кулич облить глазурью

    Этот кулич получается тяжелым, сытным, ароматным и очень вкусным. Сочетание сливок с орехами и цукатами придает ему поистине восхитительный вкус. Ингредиенты:

    • сливки - 3/4 стакана
    • дрожжи - 40 гр
    • 2 стакана муки
    • ванилин
    • четверть стакана изюма, миндаля измельченного, цукатов
    • масло - 100 гр
    • полстакана сахара
    • 2 яйца
    • Соль.

    Приготовление: Подогреть сливки, в них растворить дрожжи, добавить ложку сахара (чайную) и треть стакана муки, убрать в теплое место, пока не появится пена. Отделить белков от желтков. Растереть желтки с половиной сахара, ванилином, сливочным маслом и солью. Белки смешать с остальным сахаром и взбить. В опару ввести желтковую массу, перемешать, затем осторожно влить белки, еще раз перемешать. Всыпать 2 ст. муки, замесить мягкое тесто. Сверху его прикрыть пленкой, убрать до увеличения вдвое. После этого добавить орехи, изюм, цукаты, вымесить хорошо. Разложить по формам до 1/3 высоты. Когда тесто поднимется, выпекать (180°С). Остывший кулич посыпать облить глазурью или посыпать пудрой.

    - 6000

    Какое отношение имеют сдобные куличи, крашеные яйца и шоколадные зайцы к тому, что много лет назад одного хорошего человека жестоко убили, распяв его на кресте? Вы очень удивитесь, узнав правильный ответ: абсолютно никакого!

    На днях вся христианская общественность торжественно отметит свой главный праздник – воскрешение распятого бога, Иисуса Христа. В «чистый четверг» с раннего утра верующие старательно чистят своё тело от грехов, убирают в доме, красят яйца и пекут пасхальные куличи. После этого в домах принято не убирать до самой Пасхи, якобы для того, чтобы «не засорять глаза лежащему во гробе Христу» .

    Такая вот сейчас на Руси существует христианская культурная традиция .

    Хозяйки энергично закупают ингредиенты для пасхального стола и с энтузиазмом обмениваются рецептами выпечки куличей и окраски яиц, коими битком забит Интернет; магазины предлагают подарочные наборы с теми же куличами и «церковным кагором», а также шоколадными яйцами, курами и зайцами. За всей этой предпраздничной суматохой редко какой верующий задаётся вопросом: «Какое отношение имеют сдобные куличи, крашеные яйца и шоколадные зайцы к тому, что много лет назад одного хорошего человека жестоко убили , распяв его на кресте?» Ответ на этот вопрос до безобразия прост: «Абсолютно никакого» !

    Единственным блюдом, действительно отражающим суть этого христианского праздника, является собственно пасха (или паска) – специальное блюдо, изготовленное из творога со сливками или сметаной, и спрессованного в виде усечённой пирамидки. На боковых сторонах пасхи изображается крест и буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе». Это, говорят священники, символ Гроба Господня , который замещает на праздничном столе пасхального агнца – ягнёнка, которого было принято приносить в жертву на иудейскую Пасху . Кроме того, пасхального ягнёнка предписывалось есть с пресными лепёшками и горькими травами, а дрожжевые изделия из теста употреблять в пищу запрещалось, о чём даны прямые рекомендации в Ветхом Завете, за несоблюдение которых следовало одно-единственное наказание – смерть :

    «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых – пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» . Исход 12:18-20

    В соответствии же с текстом Нового Завета, Иисус Христос отпраздновал ветхозаветную Пасху с печёным ягнёнком, а затем якобы ввёл новозаветную пасху (1 Кор. 11:23-26) – есть пресный хлеб, как его тело, и пить вино, как его кровь. Я не буду здесь объяснять подоплёку этого странного «завета» из арсенала чёрной магии, хотя она, безусловно, интересна и многое объясняет в христианских «таинствах».

    Темой этой статьи в большей степени являются кулинарные обычаи христианского праздника. В Библии они, как мы видим, прописаны достаточно недвусмысленно – пресный хлеб и вино . Всё! Нет никакого упоминания о куличах и о крашеных яйцах – главных атрибутах традиционного празднования. Откуда же тогда это появилось в христианстве? Почему же на Пасху красят яйца и пекут сдобные куличи? Почему их пекут именно такой, цилиндрической формы, и сверху поливают белками и посыпают разноцветной крошкой? Почему на Пасху принято играть с крашеными яйцами – катать или «биться»?

    Ни один христианский поп не скажет Вам правду по этому поводу, даже, если он её и знает. Они буду повторять выдумки по поводу Марии Магдалины, которая якобы преподнесла первое пасхальное яйцо императору Тиберию, когда пришла к нему с вестью о воскрешении Христа. Император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо вдруг станет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, якобы стало красного цвета.

    Вам не скажут, что обычай окрашивать пасхальные яйца в красный цвет уходит корнями в так называемые «языческие времена», когда красное яйцо считалось символом солнца , пробуждающего природу после долгой зимы, что расписные яйца находят и в древнем Египте, и в скифских курганах, что при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесёнными на него символическими знаками.

    Тем более Вы не услышите от церковников, что обычай «биться» яйцами был установлен в далёком прошлом, в память о грандиозной планетарной катастрофе , произошедшей более 100 000 лет тому назад:

    «Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кощеев, что на ближайшей Луне находились... Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею... Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи... Но расплатился Мидгард за свободу, Даарией скрытой Великим Потопом... Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, Ибо Луна раскололась на части и ратью сварожичей в Мидгард спустилась…»

    Именно поэтому на каждый славянский ведический праздник церковники придумали свой. Так, день бога Ярилы превратился в праздник перенесения мощей св. Николая Весеннего, день Ивана Купалы – в рождество Иоанна Крестителя, Масленица – в Благовещенье, Коляда – в Рождество Христово, Триглав – в св. Троицу, день бога Перуна – в день Ильи пророка и т.п. Они даже в название своей организации используют исконно славянское ведическое слово – Православие. Не сразу это произошло.

    После кровавого крещения Киевской Руси в X веке и до 1448 года христианская церковь на этих землях называлась Киевской метрополией Константинопольского патриархата . Православной она стала называться уже только после реформы Никона в XVII веке, который изменил название церкви с правоверной на православную, и с 1700 по 1917 одним из названий её было Православная Кафолическая Греко-Российская Церковь . А в «Словаре Академии Российской» ещё в самом конце XVIII века (1789 г.) употребляется название «Грекороссийская церковь», а само понятие «Церковь» определяется, как «Собрание, общество правоверных христиан…» (том 6, 1794 г., стр. 625).

    И это было ещё одним шагом в обмане генетической памяти русского народа и его подчинении, потому что Православие никогда никакого отношения ни к христианству, ни к какой другой религии не имело и иметь не могло!

    «…Мы – православные, ибо мы правь и славь прославляем. Знаем мы воистину, что правь – Мир Светлых Богов наших, а славь – Светлый Мир, где обитают Великие и Многомудрые Предки наши. Мы – Славяне, ибо славим от нашего чистого сердца всех Светлых Древних Богов и Святомудрых Предков наших...» ( «Славяно-Арийские Веды» , Книга Третья).

    Откуда взялась РПЦ?

    Наименование «Русская православная церковь» было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года, но без наделения статусом юридического лица. Последний был получен в полном объёме 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви (Википедия).

    «Но, заметьте, какой бы христианская церковь ни была – хорошей или плохой – нынешняя РПЦ к той имперской церкви никакого отношения не имеет. Все христианские священнослужители после революции уехали в США и Канаду. А вот эта РПЦ была создана в 1943-м году по указу Иосифа Виссарионовича Джугашвили-Сталина, и первый патриарх был генерал-полковник госбезопасности…» (Из выступления А. Хиневича на «Второй международной конференции ПравоСлавных староверов» 12-17 сентября 2004 г., г. Анапа).

    Эта информация легко подтверждается сведениями с сайта музея Великой Отечественной Войны :

    «С весны 1943 года в правительстве СССР обсуждался вопрос о проведении нового курса в религиозной политике. 4 сентября этого года Сталин провёл совещание, во время которого им был представлен полковник Карпов, намеченный на пост председателя Совета по делам Русской Православной Церкви. Поздно вечером того же дня в Кремль для переговоров со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий и Николай (Ярушевич). В ходе двухчасовой беседы Сталин выразил одобрение патриотической деятельности Церкви и подчеркнул, что она “может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР». Московской Патриархии было дано разрешение на проведение Архиерейского Собора для избрания Патриарха, открытие приходов и духовных школ, возобновление издания ‘Журнала Московской Патриархии’”…».

    А уже 8 сентября 1943 года был созван Архиерейский Собор, на котором мгновенно избрали Святейшим Патриархом «Русской Православной Церкви» митрополита Сергия…

    Вот так под чутким руководством «отца народов» образовалась т.н. «Русская Православная Церковь» – РПЦ…

    Почему на пасху пекут куличи? Многие люди, с детства воспитывавшиеся в традициях христианства, даже не задумываются, откуда пошел этот обычай, ведь куличик всегда был главным украшением пасхального стола, наряду с творожной пасхой и крашеными яйцами.

    Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь куличики изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а три раза в год, в честь наступления праздников, значимых для древних славян. Когда же произошло слияние язычества и христианства? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.

    Разбираемся с понятиями

    С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово «кулич» тоже греческого происхождения, означающее «круглый хлеб».

    Какие события связаны с данным атрибутом светлого праздника?

    С приходом христианских традиций на Русь традиционный славянский обрядовый хлеб стал именоваться куличом и являлся обязательным атрибутом пасхальной трапезы. Он выпекается из дрожжевого сдобного теста с добавлением цукатов и изюма и имеет форму высокого цилиндра, украшенного сахарной глазурью. Для большей декоративности старославянские куличики посыпались крашеным пшеном. В наше время с этой целью применяют декоративные посыпки.

    Страстная (Великая) суббота, предшествующая Пасхе – время освящения куличей, пасхи и крашеных яиц (вопрос: «зачем красят яйца на пасху?» снова отсылает нас к необходимости обратиться к историческим справочникам).

    В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. По большей части куличик напоминал высокий церковный хлеб – артос, хотя вологодские крестьяне выпекали его в виде открытого ягодного пирога.

    Какими бы ни были пасхальные пироги: большими или маленькими, узкими или широкими, они всегда имеют округлую форму. Это связано с воспоминанием о том, что Христос был облачен в саван круглой формы.

    То, что пасхальные хлеба выпекаются из очень сладкого и сдобного теста, указывает на праздничность этого блюда, посвященного светлому событию в истории всего человечества. Иисус и его апостолы до принесения великой жертвы знали лишь вкус хлеба, испеченного из пресного теста. После же чудесного воскрешения на их столе появился хлеб из необыкновенно вкусного, заквашенного теста.

    Куличики были скоромными: тесто, из которого они выпекались, содержало огромное количество сливочного масла и яиц. Известны рецепты, согласно которым на два килограмма пшеничной крупчатки добавлялась целая сотня яиц.

    После семи недель Великого поста небольшой кусочек пирога был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

    Разговлялись (то есть в первый раз после соблюдения поста ели скоромную пищу) знаковым хлебцом только после пасхальной церковной службы.

    Значение куличика в старославянской традиции

    Обрядовый хлеб, выпекаемый из кислого теста, поначалу приносился в жертву земле-матушке, предкам или природным стихиям. Целью такого жертвоприношения являлось желание получить их поддержку, обеспечив тем самым богатый урожай и плодородие почвы. Выпекались обрядовые караваи в канун посевных работ.

    Праобразы будущих куличей поначалу выпекались два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая). В петровские времена их стали выпекать и зимой, в связи с наступлением нового календарного года.

    Подобная бережливость объяснялась довольно высокой стоимостью получаемого продукта, поскольку для их изготовления требуется большое количество ценных и дорогостоящих продуктов. Помимо этого, технология выпечки отличается большой сложностью и длительностью самого процесса, что делает их исключительно атрибутом лишь торжественного и значимого застолья.

    Некоторое время праздничные хлеба использовались в языческих культовых обрядах наряду с отправлением христианских обычаев, в результате чего произошло незаметное взаимопроникновение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл обряда забылся, уступив место христианскому значению, связанному с историей гибели и воскрешения Иисуса Христа.

    Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово?

    Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

    Со временем в праздник Пасхи появилась церковная традиция выпекать особый хлеб – артос (представляющий собой всецелую просфору) и оставлять его на особом столе, в подражание действиям учеников Христа.

    Во все дни пасхальной недели артос является непременным атрибутом крестных ходов, совершаемых вокруг храма. В субботу Святой недели (после прочтения молитвы на раздробление артоса) священнослужители делят его на части и раздают прихожанам после окончания церковной службы в качестве святыни. Раздача артоса сопровождается целованием креста.

    Одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья представляет собой малую церковь, которая в светлый праздник Пасхи должна иметь собственный артос. Роль такого артоса и стал выполнять куличик.

    Таким образом, присутствие пасхального хлебца на столе стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме. На столе каждого православного христианина в этот день обязательно должны быть кулич и пасха. Церковь всемерно содействует верующим, принимая участие в их освящении.

    Куличик символически означает хлеб, преломленный воскресшим Иисусом во время трапезы апостолов.

    Праздничный хлеб является отличительной чертой между Пасхой иудеев и христиан. Во время иудейской Пасхи на столах верующих присутствует только пресный хлеб. Квасной хлеб в этот момент находится под строжайшим запретом. Православные же христиане отмечают Пасху, лакомясь вкуснейшими сдобными пирогами.

    Таинство приготовления

    Ставя опару и замешивая тесто, необходимо соблюдать чистоту мыслей и высокий душевный настрой, поэтому хозяйка в этот момент должна прочитать молитву и обратиться к Господу с просьбой помочь ей приготовить удачный кулич.

    С давних пор считается, что вид пасхального пирога на весь год определяет благосостояние всей семьи. Ровная и гладкая поверхность готового кулича означает, что дела семьи сложатся удачно. Если же кулич плохо поднялся или на его поверхности образовались трещины – это предвещает немало предстоящих разочарований и утрат.

    Выпекают куличи в Чистый четверг, в обстановке уюта, чистоты и порядка. Хозяйка, занимающаяся выпечкой в прежние времена, обязательно надевала чистую рубаху.

    В момент выпечки куличей в доме нельзя было не только стучать, но и повышать голос, а также растворять двери и окна.

    Для того чтобы не допустить оседания свежевыпеченного пирога, его высаживали на пуховую подушку до полного остывания. На это время из кухни удаляли всех домочадцев, чтобы исключить возникновение сквозняков и посторонних потоков воздуха, сопровождающих любое движение.

    Как правильно разрезать пасхальный хлеб?

      Нарезают кулич не вдоль, а поперек, кольцами. При необходимости (если кулич большого диаметра) эти кольца можно разрезать радиально.

      Верхнюю часть кулича сохраняют до последнего момента (пока не будет съеден последний кусочек мякоти), используя его в качестве крышки, которая предохраняет нежную мякоть кулича от высыхания.

      Куличи выпекаются с учетом количества членов в семье. Кулич необходимо распределить на всю пасхальную неделю: каждый член семьи ежедневно должен получать по одному кусочку.

    В чем уникальность русского кулича?

    В отличие от европейских сортов пасхального хлебца (например, английского кекса или австрийского райндлинга) русский вариант кулича является значительно более легким как по структуре, так и по степени усваивания организмом человека.

    Уникальное сочетание сдобности и легкости кулича делают его незаменимым продуктом, способствующим постепенному и безопасному переходу от соблюдения жесткого поста к употреблению скоромной пищи.

    Закваску для русского кулича ставят за неделю до Пасхи, а тесто традиционно творят в Чистый четверг.

    Муку, предназначенную для кулича, просеивают не менее двух раз: это способствует ее насыщению кислородом.

    Кадку с сотворенным тестом обкладывают подушками, чтобы предотвратить его проседание, а во время его расстойки недопустимы громкие разговоры и хождение по комнате в тяжелой обуви.

    В комнате, где готовят куличи, должна быть постоянная температура воздуха, исключающая даже малейшие температурные перепады.

    Праздничный православный кулич немыслим без прочитанных над ним молитв.

    Светлое Христово Воскресенье (иначе – Пасха) – самое главное событие в году для всех христиан. Недаром его называют «торжество из торжеств», или иначе – «праздников праздник». Именно в такой день случилось чудо – воскресение Господа. Христианское толкование слова «пасха» – переход от бренного земного существования и смерти к вечной жизни на небесах. Празднование Пасхи по церковным канонам продолжается 40 дней, а кульминацией становится Воскресенье Христово.

    С самым великим церковным праздником связано множество атрибутов и ритуалов. Самые главные из них: праздничное богослужение, пасхальное приветствие, появление Благодатного огня, крестный ход с торжественным звоном и пасхальная трапеза.

    Что такое пасхальная трапеза?

    В Великую субботу и по окончании праздничной службы в крупных храмах и маленьких сельских церквях проходит освящение традиционного праздничного угощения: пасхальных яиц, творожных пасх и куличей. Этот процесс сопровождается особой молитвой.

    Православный вариант празднования Пасхи предполагает использование во время богослужений особого хлеба – артоса, который освящается на первой праздничной службе. Он символизирует краюшку хлеба, которую всегда оставляли апостолы во время своих трапез для Иисуса Христа после его Вознесения. Тем самым он как бы символически обозначает Его постоянное присутствие за трапезой.

    Со временем традиция оставлять хлеб для Спасителя стала неотъемлемой частью праздника Воскресенья Господня, и артос стали класть на особый стол в храмах. Артос во время всей Светлой Седмицы остаётся в церкви и каждодневно обносится вокруг неё с крестным ходом. Этот освящённый хлеб разделяется между христианами после заключительной праздничной службы. Существует традиция сохранять кусочки артоса в доме долгое время и съедать обязательно натощак только в исключительных случаях, например во время серьёзной болезни.

    Что такое традиционный кулич?

    Любая семья – это в духовном смысле тоже как бы храм в миниатюре, поэтому со временем стало традицией в каждом доме иметь подобие настоящего церковного артоса – кулич.

    Этот хлеб имеет особую круглую и высокую (цилиндрическую) форму. Его делают максимально скоромным, то есть с большим содержанием сдобы (масла и яиц) в тесте. Добавляют изюм и всегда украшают сверху сахарной пудрой или глазурью. Католики готовят аналогичное праздничное угощение из песочного теста и называют его «баба».

    Название «кулич» произошло от греческого kollikion, что в переводе означает «круглый хлеб». Это слово встречается не только в русском языке. Испанцы называют «домашний» артос kulich, а французы – koulitch.

    Освящённой во время службы в Великую субботу выпечкой разговляются по окончании Великого поста. Происходит это чаще всего во время праздничной семейной трапезы. Принято разделять праздничный хлеб на всех домочадцев. Прихожане могут угощать кусочками выпечки друг друга и священнослужителей сразу после праздничной службы.

    Выпекание праздничных куличей к христианскому празднику Великой Пасхи очень логично совместилось с народной традицией изготовления весеннего обрядового хлеба, символизирующего начало посевных работ. Такие хлеба было принято печь только в особых случаях: на праздник урожая, отмечая начало нового сельскохозяйственного либо календарного года. Такую сакральную выпечку крестьяне не съедали просто так, а использовали в различных охранительных обрядах для повышения урожая зерна и приплода скота, а также при гаданиях.