Что такое хула на святого духа. Что значит хула на Духа Святого? Когда истина не радует

Всё Евангелие говорит о прощении. В этом, собственно, его отличие от множества других религий, включая ветхозаветную. Практически все они так или иначе говорят о грехах и об ответственности за них, и даже о возможности прощения. Но только Евангелие делает это прощение всеохватным: разбойник на кресте, который наверняка сотворил множество злодейств и причинил людям много горя, получает полное прощение, стоило ему только обратиться ко Христу! А притча о блудном сыне, которого отец мало того что не наказывает, но и принимает как долгожданного, сам первый бежит ему навстречу?

И на этом фоне резким диссонансом звучит предупреждение:

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32; сходно в Марк 3:28-29 и Лука 12:10; правда, Марк не упоминает Сына и говорит вообще о «хулениях»).

Мы воспринимаем этот текст через призму . Получается, простительно хулить Сына и непростительно – . А что сказать об Отце? И как вообще такое может быть, если Отец, Сын и Дух – это Единый Бог?

Но в Евангелии Христос не говорит догматическими формулировками, Он обычно отвечает на возникшую ситуацию, на конкретную потребность того или иного человека.

Об этом высказывании довольно много говорили Отцы Церкви, и, что довольно необычно, они высказывались практически в один голос.

Сформулировал свое толкование так:

«Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику» (т.е. диаволу).

Со свойственным ему красноречием поясняет:

«Как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе».

А несколько даже расширяет это толкование:

«Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святого, и кто хулит действия Святого Духа, говоря, что такие действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию».

Но прежде чем обсудить их толкования, вернемся к самому евангельскому тексту и посмотрим, в какой обстановке были сказаны эти слова.

Лука помещает их внутрь довольно длинной речи, которая посвящена, если говорить в самых общих чертах, участи человека перед Богом. А вот Матфей и Марк приводят их в связи с конкретной ситуацией, особенно подробно она описана у Матфея.

Иисус исцеляет больных, изгоняет бесов из бесноватых – иными словами, совершает чудеса, которые невозможно игнорировать. Но Его противники и для этого находят свое объяснение: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матфей 12:24). Раз бесы Его слушаются, то, по мнению этих людей, Он и есть среди них самый главный!

Иисус показывает всю нелепость их построений, и завершает Свой ответ именно этими словами о непростительности хулы на Духа. И в этом контексте можно понять их именно так, как понимали Отцы: ругань, направленная против личности Иисуса, еще может быть прощена, как и всякий человеческий грех. Но если люди приписывают диаволу то, что явным и очевидным образом являет спасительное для людей действие Бога в этом мире, что тогда может их спасти?

Допустим, некий человек упал в воду с борта плывущего корабля и тонет. Если тех, кто стремится ему помочь и бросает спасательный круг, он поносит самыми грязными словами – он всё равно может воспользоваться брошенным кругом и спастись, хотя потом ему придется извиняться. А вот если он прячется от самого круга, уплывает подальше, принимая его за акулу – значит, он отказывается от спасения. Ему осталось только утонуть.

Так и выглядело это тогда: тем фарисеям было настолько важно доказать собственную правоту, что они, не колеблясь, объявляли белое – черным, Божье – бесовским. Речь не шла о какой-то тонкой богословской ошибке, неверном словесном построении, но о вещах вполне ясных и однозначных. Можно было сомневаться, верно ли говорит Иисус во время проповеди, но нельзя было не признать, что тот, кого приносили к Нему больным или приводили бесноватым, уходил от Него исцеленным, и что это было великим благом для человека.

Чудеса подтверждали, что Он не просто говорит о Царствии Божьем, но устанавливает его здесь и сейчас, а те фарисеи предпочли принять всё это за действие диавола, лишь бы остаться правыми в своих глазах.

Обвинения в «хуле на Духа» нередко звучат в полемике между христианами и сегодня. Еще бы, такой убойный аргумент! На самом деле, обычно это обвинение расшифровывается примерно так: «Мне не нравится, как ты говоришь о Боге». Думаю, что в большинстве случаев это обвинение безосновательно.

Но когда человек вдруг начинает называть «прелестью» или «беснованием», или «ересью» то, чего он пока не понимает, но в чем ясно можно различить действие Духа, – боюсь, он подходит к очень опасной черте.

Главная проблема даже не в том, что за какие-то особо дерзкие слова потом с него особенно строго спросится (хотя и это несладко), а скорее в том, что он рискует отвергнуть протянутую к нему Божью руку, если ему отчего-то покажется, что протянута она не там, не тогда и не так, как сам человек посчитал нужным.

ЧТО ЗНАЧИТ ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО?

А.В. Карев

Источник: Карев А. Вопросы верующих / Братский вестник. 1966. №3, С. 21.

Мф. 12, 22-32; Евр. 6, 4-6
Мы знаем повествование Евангелия о преображении Христа. В чем заключалось это преображение Христа? Мы читаем в Ев. Матф. 17, 2: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Евангелист Марк говорит, что на горе Преображения «одежды Христа сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Конечно, с таким сияющим, как солнце, лицом и в такой блистающей и белой, как снег, одежде ученики Хряста не видели еще своего Учителя. Такое преображение Христа было для них уникумом, то есть единственным, ибо оно совершилось пред их глазами только однажды.

Но, идя за Христом от Вифлеема до Голгофы, мы видим все снова и снова проявление Его вечной божественной славы. Видели всё снова и снова проявление этой славы и ученики Христа. И от имени их всех говорит апостол Иоанн: и слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Эту сияющую славу Свою Христос являл Своим ученикам изо дня в день. Каким образом? В Своих словах и делах! Каждое чудо Христа, записанное на страницах Евангелия, - это своего рода преображение Христа: сияние Его лица, блистание Его одежды.

Перед нами одно из величайших чудес Христа. Как просто оно описано в Евангелии: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». В этом чуде засияла слава Христа, и эта слава вызвала удивление у всех, кто был свидетелем этого чуда. Мы читаем: «И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос (то есть Мессия), Сын Давидов?» Народ, увидев это сияние славы во Христе, готов был преклониться перед Ним, как перед Мессией. В этом чуде Христа народ увидел действие неземной силы; Сын Человеческий - Иисус засиял перед народом, как Сын Божий, как Бог во плоти.

Но свидетелями этого чуда Христа были и фарисеи. И их поразил свет Христа, совершившего на их глазах это чудо. И перед ними засиял образ Христа как Мессии. В их сознании, может быть, закопошилась мысль, которую их собрат - Никодим высказал Христу, когда пришел к Нему темной ночью: «Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2). Такие слова должны были бы сказать фарисеи Христу или о Христе, когда они увидели, как силою Христа слепой и немой бесноватый стал видеть и говорить.

После такого чуда Христа они должны были бы пасть к ногам Его и поклониться Ему, и призвать народ к следованию за Ним. А что они делают? Чтобы удержать народ от следования за Христом, они провозгласили о связи Его с веельзевулом, князем бесовским. Фарисеи сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Вот после таких слов фарисеев Христос и сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». То есть хула на Духа Святого не простится никогда.

Что же это за грех - хула на Духа Святого? И почему он не простится никогда? Если бы Христос не засиял перед фарисеями как Сын Божий, как Мессия, как Царь царей и Господь господствующих, то их отвержение Христа, как человека, подобного всем человекам, не было бы грехом, которому нет прощения. Или: если бы они находились в тумане - кто Он: Сын ли Человеческий только, или Сын Божий, как это случилось с Иоанном Крестителем, который задал Христу вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 3), - то их грех отвержения Христа, их слова на Христа, даже их хула на Христа могли бы быть прощены. Но они отвергли Христа, они отказались принять Его, несмотря на то что, как и Никодим, они понимали и сознавали, что таких чудес, которые творит Он, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Но в то время, как Никодим принял Христа и стал учеником Его, хотя и тайным, эти фарисеи, которые похулили во Христе Духа Святого, остались без Христа, отвергнув Его сознательно. А остаться без Христа - это значит остаться без прощения и спасения, причем навеки, навсегда.

Таким образом, хула на Духа Святого является грехом отвержения Христа, Которого Дух Святой прославил перед нами не только как Сына Человеческого, но как Сына Божия, как Бога, пришедшего на нашу землю во плоти, и как нашего Спасителя. Ибо задача Духа Святого - прославлять Христа, как и сказал о Нем Христос: «Он прославит Меня» (Ин. 16, 14). Не принимать Христа, прославляемого Духом Святым, - это и значит хулить Духа Святого. Хула на Духа Святого - это не слова только против Духа Святого, это акт, действие, это отвержение Христа, прославляемого перед нами Духом Святым.
В христианстве много обсуждается вопрос: кто может похулить Духа Святого - возрожденный человек или невозрожденный? Случай с фарисеями, которые сказали о Христе, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского, может привести нас к выводу, что грех хулы на Духа Святого совершают невозрожденные люди, поскольку фарисеи были именно такими людьми, то есть невозрожденными.

Но вот в Послании к Евреям 6, 4-6 мы читаем о людях, которых невозможно обновлять покаянием. Мы читаем: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Здесь идет речь о «соделавшихся причастниками Духа Святого», но «отпадших» и дошедших до такого состояния, что они снова «распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему», то есть речь идет о возрожденных людях, дошедших до хулы на Духа Святого. И если у невозрожденных людей хула на Духа Святого выражается в отвержении прославленного перед ними Духом Святым Христа, то у возрожденных хула на Духа Святого заключается в отпадении их от Христа и в последующей ненависти к Нему.

Заметим, что речь идет об отпадении от Христа, а не о падениях христианина или христианки. Большая разница между падением и отпадением. Давид пал, но не отпал от Бога; апостол Петр пал, но не отпал от Христа. Из уст того же самого Петра мы слышим слова: «Я не знаю Его», то есть Христа (Лк. 22, 57), и слова: «…так, Господи! Ты знаешь, что Я люблю Тебя» (Ин. 21, 15). Отпадение же - это уход от Христа, причем такой далекий, уход в такую даль, что он подобен смерти.

Отпадение от Христа - это такое состояние, когда никакие увещания Духа Святого, никакие обличения Слова Божия на отпадшего больше не действуют. Мы знаем, что состояния утонувших бывают разные: иных «откачивают» и они пробуждаются к жизни - остановившееся сердце начинает биться… Но есть утопленники, на которых никакими мерами нельзя больше воздействовать, - медицина объявляет их мертвыми. Есть замерзшие, которых растиранием и теплом можно пробудить к жизни; но есть и такие замерзшие, которых никакое растирание и никакое тепло не вернет к жизни. Их медицина объявляет безнадежными. Так есть отпадшие от Христа, которые возвращаются в отчий дом, к своему небесному Отцу. Это те, которые не дошли до хулы на Духа Святого. Но есть и такие отпадшие от Христа, которые никогда не вернутся к Нему. Они окаменели настолько, что не способны больше каяться; их нельзя обновлять покаянием. Они всей своей жизнью хулят Духа Святого и распинают в себе Сына Божия - Иисуса Христа. Это те, которые навсегда отказались от Христа и тем самым лишили себя навеки прощения и спасения. Вот это и есть грех хулы на Духа Святого.

Количество записей: 29

Стоит ли каяться в грехе хулы на Святого Духа, если он не простится ни в этом, ни в будущем веках?

Егор

Егор, пока мы живы, значит Господь продлевает нам жизнь, надеясь на наше исправление и покаяние. Поэтому каяться обязательно стоит!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В последнее время мне в голову все время приходят ужасные слова, которых я не хочу и которых боюсь. Особенно страшно, что они связываются в голове с моим ребенком, которого я очень люблю. Но получается, чем больше гоню эти слова, тем больше они меня досаждают. И вот, когда я молилась перед иконой, прося Господа дать мне силы избавиться от них и чтобы они не причинила вреда моим близким, я, задумавшись, эти самые слова еще раз произнесла, как бы желая "развенчать" их в своем сознании, перестать их бояться. Но еще больше испугалась, что, получается, произнесла их перед иконой. Не навредила ли я этим еще больше себе и своему ребенку? Может, этого нельзя было делать? Спасибо большое за помощь!

Лена

Елена, все в порядке, успокойтесь! Не придавайте такого значения своим мыслям. И вот еще - пора уже поставить точку в этом вопросе и идти дальше. Неужели кроме этих мыслей у Вас нет никаких духовных проблем? А грехи? А взаимоотношения с ближними? А молитвенное правило - как оно? Вот этим и займитесь.

игумен Никон (Головко)

Как понять волю Божию? Вот я в чем-то сомневаюсь, потом молюсь, чтобы Бог дал ответ. И как понять какова Его воля? Часто то, что ложиться на сердце после молитвы не соответствует внутреннему голосу, который как бы в голове проноситься коротким ответом "Да", "Нет" и пр. Что лукавит - сердце, или голос проносящийся в голове не от Бога? Вопрос серьезный, т. к. принимать что-то одно из этого за лукавство может быть хулой на Духа, но и обманываться тоже не хочется.

Андрей

Андрей, с такими понятиями, как хула на Духа, поосторожнее. Нет тут никакой хулы, а запугивать самого себя такими громкими обвинениями не следует.
В отношении воли Божией я бы дал Вам следующий ответ: так как мы еще люди духовно слепые и постоянно окрадываемые врагом, то по поводу воли Божией нам надо советоваться каждый раз с духовником. Не доверяйте себе - со стороны видно лучше.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мне 14 лет, до случая этого была не очень верующей. В голову стал сам собой лезть мат на Бога, Богородицу, Иисуса и святых. Начала Библию читать. Дошла до абзаца о хуле на Духа Святого. И она вдруг в голове прозвучала. Я испугалась, плохо стало. Месяц в голове была гадость, потом призналась маме, она купила мне таблетки и посоветовалась со своей подругой. Ее подруга рассказала, что в ее детстве с ней было также. Я успокоилась, но это только усилилось и появился страх смерти. Вчера прочитала такие же истории и почти совсем успокоилась. А сегодня просматривала сайты на эту тему, и нашла сайт, где человек хотел мысленно сказать "будь проклят, дух хульной", но случайно сказал на СВЯТОГО ДУХА! И у меня мысленно произнеслось это в голове! Что мне делать? Бог меня теперь вообще никогда-никогда не простит! И шансов нет? Пишу, руки дрожат, хочется умереть. Бог меня убьет?

Маша

Ах, Маша, Маша... Какие эмоции, какие сильные переживания. Вот если бы Вашу энергию, да в мирных целях!
Выбрасывайте из головы и переживания - ничего с Вами не случится, и сами мысли выбрасывайте тоже, если сможете, по крайней мере, не останавливайтесь на них. Это - обычная мысленная брань, которая бывает у новоначальных. Через некоторое время все успокоится и пройдет, правда, начнутся другие искушения, но о них говорить будем позже. А пока - ничего нового Вам не скажу, как только: почаще на исповедь и к Причастию. Не бойтесь, не обращайте внимания, не ковыряйтесь в этих мыслях - все скоро пройдет.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, батюшки! Недавно на одном сайте был выложен ролик с православной молитвой к Божьей Матери - прекрасное исполнение под музыку. Много замечательных отзывов, и я поблагодарила исполнителей. И тут - ложка дёгтя: какая-то совсем молодая девчонка давай оскорблять верующих, я не сдержалась и пыталась её вразумить, но нарвалась на такой гадкий поток с её стороны - хула на Бога в чистом виде, вспоминать противно, что она писала. Угомонить её попытались ещё несколько человек, но безрезультатно - ну, это и понятно. Вопрос: стоит ли вообще реагировать на таких людей как в интернете, так и в жизни - переубедить их невозможно, но и позволять поносить имя Бога тоже нельзя (отсюда вырастают пуссирайоты). Как правильно себя вести?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Надо помнить, что Бог поругаем не бывает, и отвечать за свои дела придется каждому. Вступать в подобные споры с людьми неверующими и явно агрессивно настроенными против Бога и Церкви я не советую, потому что они изначально не настроены слушать и принимать аргументы. Такие споры бессмысленны и приносят духовный вред.

иерей Владимир Шлыков

Что делать, если занимался колдовством, хулой христианской символики, молился нечистой силе? Как вновь вернуться к Церкви?

Вячеслав

Чтобы исправить что-то злое, нужно каяться и делать доброе. В Вашем случае - молиться, посещать церковные службы, участвовать в Таинствах (Исповедь, Причастие), совершать дела милосердия. Не мучайте себя, Господь способен исправить последствия любого греха: "Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли" (Ис.1,18-19) .

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков! Извините за беспокойство, но прошу ответить как можно скорее. Заранее спасибо. Мне 16 лет. Год назад после смерти близкого человека, я решил жить более праведно, чем жил до этого. До того я совершил очень много грехов, в том числе и смертных. От многих из них я твердо решил отказаться. Поначалу все шло хорошо, но позже меня стали одолевать хульные мысли. Я ходил в Церковь, но они не отстали.

Я несколько раз ходил на Причастие. Когда я готовился к Исповеди, я много читал о том, какие бывают грехи. Примерно три-четыре месяца назад, в конце весны, я начал замечать, что в своей жизни постоянно совершаю огромное количество грехов. Это стало мучить меня. Я подумал, что грехи отягчаются, если сознаешь греховность поступков, но продолжаешь так поступать. Кроме того, я стал замечать грехи других людей, постоянно осуждать их, призывать Бога покарать их. Я знаю, что это очень греховно, но поделать с собой порою ничего не могу. Это продолжается до сих пор. Я прочитал, что это называется неофитством. Кроме того, все это время и до сих пор я постоянно расширяю свои знания, читая о грехах. Я стал раздражаться на семью. Я не знаю, как мне жить. Я разрываюсь между своей нормальной жизнью, в которой я жил прежде - праздной, грешной, в которой я учусь в школе, участвую в различных олимпиадах и конкурсах (теперь я стал опасаться что это является стремлением к славе и тщеславием), увлекаюсь футболом, играю в компьютерные игры, смотрю телевизор и т. п., и новой жизнью, в которой я стараюсь соблюдать молитвенное правило, посты и ходить в Церковь по воскресеньям. Однако многие вещи, например, молитва, бывают мне в тягость, меня все больше одолевают хульные мысли и даже проклятия в адрес Бога, Богородицы и Святых, я гневаюсь на Бога, Церковь. Мне хочется прежней жизни, но я понимаю, насколько это плохо и грешно. Мое состояние расстраивает моих родственников и вводит меня и их в печаль и уныние. Мне кажется, будто я стал фарисеем. Помогите мне, пожалуйста разобраться в такой жизненной ситуации, понять как жить дальше, можно ли жить как раньше, например смотреть телевизор в пост, играть в компьютер, если это не превращается в страсть, много кушать, в том числе и сладостей и т. п. Я понимаю, что, возможно, я просто не готов к тяготам христианской жизни и борьбе со страстями, пытаюсь оправдаться и получить разрешение снова грешить, но все равно я тревожусь, не знаю, как мне быть. Пожалуйста, ответьте на вопрос как можно скорее и извините меня за слишком развернутый и длинный вопрос! Спасибо! До свидания!

Дмитрий

Дмитрий, со временем Вы найдете тот истинный, срединный путь, по которому нужно идти в христианской жизни, и в этом Вам должен помочь духовник. Но на старую жизнь возвращаться, конечно, не стоит. Были в ней вещи достаточно безобидные, но были и такие, которые однозначно надо оставить.
Постарайтесь не скорбеть чрезмерно по поводу своих исканий - это путь всякого нормального человека, - но чтобы не тратить своих душевных сил понапрасну, старайтесь как можно чаще советоваться со священником и выяснять все назревающие вопросы безотлагательно у него. А вопросов впереди будет еще очень много!

игумен Никон (Головко)

Батюшка, как различить голос совести от благодати, и смущение совести от бесов? Часто голос внутри подсказывает перечитать, скажем, молитву под предлогом того, что невнимательно читал, хотя читаю внимательно всегда, но полное внимание бывает не всегда, при прочтении же во второй раз все силы уходят, т. к. молитве уделяю много времени и иногда, бывает, сильно выматываюсь, когда еще и перечитываю. Или когда уже устал, голос говорит: на "Господи помилуй 12 раз" сделать непременно 12 поклонов, или не съесть шоколадку, не поперчить пищу и многое другое, под предлогом "сделай так, если любишь Господа". Или приходит помысел, который не принимаю, и потом следующая мысль - надо покаяться, а каясь, я как бы соглашаюсь с тем, что принял помысел. Постоянно происходит глубокое самокопание. С одной стороны, такое самокопание дает постоянное покаяние, с другой, получается, что я принимаю на свою совесть весь мусор, который происходит в голове, и который никоим образом не принимаю. Часто слушаю этот голос, не понимая, Дух Святой указывает на это, или бес, т. к. не хочу допустить хулы на Святого Духа, приняв его за голос беса. С другой стороны, не хочу брать бремен неудобоносимых. Следовать же принципу "не отрицай и не принимай" не получается, т. к. здесь нужно конкретное действие, либо сделать то, что подсказывает этот внутренний голос, либо нет. Очень прошу помочь разобрать мне в этом. Вообще, думаю о монашестве, и не знаю, может, это призывы на малые подвиги, чтобы испытать веру, или все таки смущение бесовское, чтобы выбить меня из сил и смутить. Очень надеюсь на Вашу помощь. Спаси Госоподи!!

Андрей

Андрей, прекращайте, пожалуйста, Ваши мысленные баталии и спасайтесь, если можно так выразиться, попроще. Вам обязательно нужен постоянный личный контакт и совет со священником, найдите себе духовника. А эти собеседования, которые у Вас в сознании происходят, оставьте, и не обращайте на эти помыслы никакого внимания.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, ответьте, пожалуйста, т. к. я начинаю отчаиваться. Несколько лет назад согрешил богохульством и враждой к Богу из-за своих жизненных обстоятельств, не хотел принять Его Святой воли и хулил его Святое Имя вслух. Знаю, что хула на Духа Святого (сознательное хуление Бога, зная его существование) не прощается ни в этой, ни в следующей жизни. Полгода назад начал воцерковляться, оставил греховную жизнь, в грехе том исповедовался давно, но только недавно начал понимать всю глубину и ужас его. Отчаяние сродни унынию - смертному греху, но как тут не унывать, когда надежды на прощение нет? Как найти грань между сокрушением и отчаянием? Знаю, что постриг как второе крещение - прощаются все грехи, скажите, в чем разница прощения грехов при постриге и при обычной исповеди?

Олег

Почему же у Вас нет надежды на прощение? Вы осознали свой грех и раскаялись в нем - грех уже прощен! Вот если бы Вы думали, что правы, и пребывали бы дальше в этом греховном состоянии, тогда конечно, грех был бы непростительным. А сейчас он прощен. И слава Богу, что Господь не сразу, а постепенно открывает его глубину, а вместе с ней и бездну Своего Милосердия: из какой пропасти грехопадения Он Вас спас.
Грань между сокрушением и отчаянием Вы найдете опытным путем, если не будете больше себя "загонять" в такие нехорошие состояния. Она состоит в том, что в сокрушении Вы не теряете надежду на спасение, а в отчаянии спасение кажется уже невозможным.
На исповеди прощаются все грехи, в которых Вы искренне раскаялись, а вот чем отличается "прощение" в постриге, рассуждать сложно. В любом случае, в постриге как бы рождается новая личность, и если человек не возвращается на путь былой греховной жизни, то Господь не помянет его грехов.

игумен Никон (Головко)

назад
CTRL ←
2

всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему;
если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Матф.12:31-32

Что такое "хула"? Какое-то особенно сильное ругательство или оскорбление? И что означают слова "хула не простится"? Что если мы произнесли какое-то ругательство против Кого-то определенного, то за это нас постигнет ужасное наказание, за которое прощения нет и никогда не будет?

Хула против Святого Духа - это не греховный поступок и не словесное кощунство, а такое состояние души, при котором покаяние становится невозможным. А по этой причине становится невозможным и прощение. Хула против Святого Духа есть сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине, о которой человек внутри себя знает, что это истина.

Пример - убийство Христа, совершенное руководителями еврейского народа. Его первосвященниками (то есть высшими церковными иерархами, по-нашему: митрополитами и патриархом), фарисеями (то есть монахами), книжниками (то есть богословами). Это были образованные и дальновидные люди своего времени, из которых состоял высший орган власти - синедрион. Когда синедрион принял решение убить Христа? После воскрешения Им четверодневного Лазаря. То есть уже после совершенно явного, очевидного чуда, сокрушающего всякое сомнение и даже саму мысль о нем. Никогда в истории такого не было! Труп на жаре пролежал четыре дня, полуразложившийся, смердящий. И воскрес. Каков же вердикт синедриона? Вот каков: "убить и Лазаря". Сознательное, упорное противление Истине, ненависть к Ней, нежелание Ее существования до такой степени, что убивают и самое свидетельство о Ней. Хула на Святаго Духа.

Еще пример . Одно дело - искреннее стремление к святой истине. Старание насколько возможно, насколько действительно получается, осуществить в своей жизни правду, истину, совесть, а не хуление, не противление Духу Святому, не противление той истине и правде, которая открывается в человеческой душе. Другое дело - лукавое рассуждение «сейчас поживем, а потом покаемся». Вот в своем лукавстве и будут уловлены лукавые потому, что это уже есть хула на Духа Святого. Святитель Феофан Затворник говорит: «Бог нелицемерен и будет судить всякого по тому закону, который он сознавал для себя обязательным». В глубине себя мы ведь знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Отвержение от себя этого знания, противление ему, отрицание в угоду хотения страстей и похотей, самовластия, славолюбия, сребролюбия (в широком смысле) - есть хула на Святаго Духа.

Итак, Всякий грех и хула простятся человекам, даже хула на Самого Сына Божия; хула же на Духа Святого не простится человекам ни в этом веке, ни в будущем.

Опасный пример . Пройдя до конца по этой ссылке , ты сможешь ознакомиться с данными и рациональными, добросовестными научными аргументами, подтверждающими историческое существование Христа и верность описания Его земной биографии. Для продолжения отрицания историчности Христа от тебя потребуется либо отказаться от достоверности всей античной истории человечества, либо отказаться от исторической науки со всеми ее методами как таковой, либо ни что иное, как отвергнуть представленные данные без рассмотрения по существу и не учитывать в дальнейшем их существование (т.н. аргумент типа "нет, ну все равно..."), то есть совершить хулу на Святаго Духа. Впрочем, если ты не поймешь написанного - ничего страшного не произойдет. А вот если нарочито заявишь, что не понимаешь, с неудовольствием будешь отторгать прочитанное - хула совершена. Если ты смел - пробуй.

О хуле на Духа Святого Иисус сказал: «Посему говорю вам; всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам,» (Матф. 12, 31). Это и есть грех к смерти, как об этом говорит ап. Иоанн в своем послании» (1Иоан. 5, 16).

Что же из себя представляет этот ужасный грех, которому нет прощения? Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, лучше было бы рассмотреть некоторые примеры, записанные в Библии, когда люди совершали непростительный грех или хулили Духа Святого.

Корей, Дафан и Авирон, восстав против Моисея и Аарона, похулили Духа Святого, совершили непростительный грех (См. Числа 16 гл.). Эти три человека возбудили народ и возглавили восстание, состоящее из 250 выдающихся людей Израиля. Они обвинили Моисея и Аарона в том, что те присвоили себе очень большие права. Они настаивали на том, чтобы и они также могли участвовать в руководстве людьми. Они считали, что Бог и их призвал к руководству.

Моисей не пытался оправдать себя. Он предоставил это дело Богу и просил Его о том, чтобы Он сам разрешил этот вопрос (См. Числ. 16, 4-11). Божье решение обнаружилось в том, что земля разверзлась и поглотила троих главных бунтовщиков вместе с их семьями (см.ст. 31-33). После этого с неба сошел огонь и пожрал их 250 сторонников (ст. 35).

Елена Уайт говорит, что Корей, Дафан и Авирон «совершили непростительный грех, похулив Духа Святого, грех, при котором сердце человека совершенно ожесточается против влияния божественной благодати» (ПП. стр. 405). Ясно, что эти три бунтовщика совершили непростительный грех, так что Сам Бог лишил их жизни, уничтожив их немедленно».

Другой пример хулы на Духа Святого мы видим в жизни Саула, первого Израильского царя. После того, как Самуил помазал его царем, он стал обращенным и получил помазание Духа Святого. Он стал новым человеком (См. 1Цар. 10, 6. 9). «Огромное изменение произошло в нем посредством Св. Духа. Свет божественной чистоты и святости засиял во тьме плотского сердца. Он увидел себя таким, каким видел его Бог.

Он увидел красоту святости» (Там же, стр. 610, 611). Господь Сам призвал Саула стать царем.

Он наделил его Духом Святым (См. 1Цар. 10, 6-10). Однако пришел день, когда Саул отказался следовать Божьим повелениям относительно полного уничтожения врагов Божьих — амаликитян. Да, он частично повиновался, но не полностью. Он предпочел планам Божьим свои собственные планы. После этого через некоторое время Дух Святой оставил его (См. 4Цар. 16, 14). В конце концов, он совершенно отказался от повиновения Богу, обратившись за советом к волшебнице из Аэндора по поводу предстоящей войны с филистимлянами. В начале своего царствования он сам издал приказ, чтобы во всей стране медиумы были преданы смерти (См. 1Цар. 28, 9). Саул, оставленный Богом и пораженный филистимлянами, умер на поле сражения, которое закончилось гибелью его самого и его армии. Он погиб безвозвратно (См. 1Цар. 31). Он пренебрег «обличениями и предостережениями Слова Божия и Его Духа Святого» (Там же, 633).

В наше время то же самое делают многие люди. Они говорят о своей вере в Бога и в Его учения. Но поскольку Бог и Его учения не согласуются с их мышлением, они осуществляют свои планы и следуют своим понятиям, пренебрегая волей Божией. Царь Саул так и поступил; и поступая так, он окончательно оскорбил Духа Божия. Он так и погиб навечно, хотя однажды был исполнен Духом Святым.

Приписывание работы Духа Святого сатане — это другой вид греха против Духа Святого.

Так поступили книжники, когда говорили, что Иисус изгоняет бесов силою бесовского князя Веельзевула (См. Марк. 3, 22). Иисус предупреждал их об этом. «Фарисеи, которых предостерегал Иисус, и сами не верили тому, в чем они Его обвиняли… Они слышали голос Духа, провозглашающего Его Помазанником Израиля. Этот Дух призывал следовать за Ним». (ЖВ. 322 стр. ориг.).

Эти люди заглушили побуждения Духа Святого. Этим они согрешили и отвергли время благодати, предоставленное им.

Если мы лжем Духу Святому, то совершаем другой вид непростительного греха.

Анания и Сапфира, члены молодой Иерусалимской церкви, проявили лицемерие и обманули Петра, сказав, что они продали имение за цену, которую принесли в церковь, как пожертвование. Так поступив, «они солгали Духу Святому, и их грех получил возмездие посредством немедленного и ужасного суда». (См. Деян. 5, 1-11).

По природе все люди — грешные. Но именно грешников Иисус пришел спасти. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19, 10). Он спасает падшее человечество посредством Духа Святого. Он спас и Марию Магдалину, хотя она была падшей женщиной, опозоренной и павшей в явных грехах. Окликнувшись на призыв Божий, «она стала причастницей Божеского естества». Та, которая так низко пала и чей разум был пристанищем демонов, так сильно сблизилась со Спасителем в святом общении и служении». (ЖВ. 568). Это Мария так долго стояла у креста (См.

Матф. 27, 56). Мария участвовала в погребении Иисуса (См.Матф. 27, 61). Она первая пришла ко гробу Иисуса утром в день Его воскресения (См.Марк. 16, 1). Мария, которая была очищена от своих грехов и омыта кровью Иисуса белее снега, также была первой, провозгласившей о воскресении Спасителя» (См. Марк. 16, 9-10).

В деле спасения Иисус никогда не отворачивается от человека из-за его падшего состояния, если только он готов и желает откликнуться на зов Его любви, посылаемый через Духа Святого. «Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7, 25).

Дух Святой работает над необращенным грешником. Если бы не Он, то никто не мог бы прийти к Иисусу с покаянием во грехах. Иисус Сам сказал, что Дух «обличит мир о грехе» (Иоан. 16, 8).

Это служение Духа для неверующих, которое богословами называется милостью или благодатью, было исполнено Им (Духом) в день Пятидесятницы. Слушатели пришли и сказали Петру и прочим апосталам: «Братья, что нам делать?» и Петр сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар Св. Духа» (Деян. 2, 37-38). Хвала Господу! Грехи этих людей, прибывших на праздник, были изглажены.

Но грех против Духа Святого непростителен и ведет к вечной смерти. Многих смущает и озадачивает этот непростительный грех, совершаемый против Духа Святого. Они желают знать, что он из себя представляет на самом деле. Некоторые боятся, что совершили этот грех и находятся в страхе, что они навсегда погибли. «Никто не должен считать, что грех, совершаемый против Духа Святого, является чем-то неопределенным и таинственным». (ЕГУ. К. АСД. т. 5. 1093 стр.).

Из четырех библейских примеров, описанных выше, мы узнали, что грех против Духа Святого может быть совершен разным способом. Корей, Дафан и Авирон, восстав против помазанников Божиих и упорно сопротивляясь им, совершили этот грех, настойчиво идя своим путем и пренебрегая волей Божьей. Царь Саул совершил этот грех, настойчиво идя своим путем и пренебрегая волей Божией. Во дни Иисуса еврейские руководители совершили этот грех, приписав работу Божью дьяволу, Анания и Сапфира оказались виновными, солгав Духу Святому.

Вот, совершая такие действия и им подобные, мы прежде всего огорчаем Духа Святого (См. Ефес. 4, 30). Настойчиво действуя таким образом, мы можем даже отвергнуть Его и лишиться Его влияния. (См. 1Фес. 5, 19). Непростительный грех или хула на Духа Святого — это упорное отвержение света.

Это неизбежно ведет к духовной слепоте и ожесточению сердца человека, который будет глух к многочисленным и продолжительным побуждениям Духа Святого. В конце концов, душа будет объята тьмой, такой человек будет навсегда потерян, потому что он лишил себя способности быть восприимчивым к побуждениям Духа Святого.

Грех, который Бог не прощает — это непризнаваемый, любимый и неисповеданный грех, потому никогда не оставляемый.

Этот грех пойдет вместе с грешником в могилу и принесет вечную смерть. В конечном итоге — это грех своеволия, который часто проявляется в человеческой гордости и явном эгоизме. «Грех, совершаемый против Духа Святого — это грех упорного отказа ответить на призыв покаяния». (Там же).

Пытаясь объяснить это в классе студентам, я обычно рисовал большую яму или колодезь. На дне этой ямы находился человек. Исключена возможность, что он сможет выбраться из этой ямы, по ее стенам, но на краю этой ямы стоит человек с веревкой. Он спускает веревку человеку, находящемуся на дне, и просит того обвязать ею свою талию и держаться за нее, пока он и другие люди не вытащат его. И хотя веревка была спущена ему, человек, находяшийся в яме, упрямо держит свои руки в карманах и с пренебрежением смотрит на нее. До тех пор, пока он игнорирует веревку, для него нет ни помощи, ни спасения. Ему было предложено спасение из ямы, но он отказался от помощи, не ухватившись за веревку. Таким образом и Дух Святой пытается спасти нас, но если мы отказываемся ответить на Его призыв, для нас больше не существует спасения. Бог не желает, чтобы мы погибли, в нашей гибели будем виновны только мы.

Св. Дух хочет согреть нас Своей любовью и сделать нас способными исполнять волю Божию, но мы можем затушить Его теплоту, подобно тому, как если возьмем сырой коврик и накинем его на горящую свечку. Если мы упорно отказываемся ходить во свете и будем продолжать лелеять грехи, зная при этом, что они ненавистны Богу, тогда мы находимся на очень опасном пути. Молиться Богу и в то же время продолжать лелеять идола в своем сердце,- это богохульство.

Бог отвернется от такого человека. (См. Иезек. 14, 7-8). Если мы не откажемся от этих идолов, придет день, когда мы станем «бесчувственными» (Ефес. 4, 19). Больше мы никогда не услышим голос Св. Духа и Его призыв к покаянию. Наша молитва должна быть подобна молитве Давида: «И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». (Пс. 18, 14). Умышленные грехи — это те грехи, которые мы совершаем умышленно с широко раскрытыми глазами.

Если мы упорно идем против воли Божией и отказываемся покаяться в грехах, тогда, в конце концов, мы придем к тому, что будем верить заблуждению. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2, 11-12). Иногда находясь в разъездах, мне приходится останавливаться в гостинице, не всегда имея будильник при себе. В таком случае я прошу служащего разбудить меня утром, в определенное время. Представьте себе, что после того, как я попросил его позвонить мне и разбудить меня в 5 часов, я снял телефонную трубку. Наступило 5 часов, а я все еще крепко сплю, ничего не зная о времени.

Изгоняя Духа Святого из наших сердец, мы можем порвать свяь с Богом, так что он больше не сможет обличить нас во грехе. Без обличения не может быть покаяния, а без покаяния не может быть прощения. В таком случае мы будем навсегда потеряны, потому что только посредством Св. Духа Бог может предупредить и обличить нас во грехе. Не потому, что Он не желает простить нас, а просто Он уже, в таком случае, лишен средства, которым можно спасти нас. Мы становимся подобны тому человеку, на дне ямы, возле которого висит веревка для спасения.

Духу Святому свойственны кротость и смирение. Он никогда не испытывает недовольства. Он во всякое время добр. Но Он не будет терпеть постоянно повторяющийся грех. Поступая своевольно, я не могу расчитывать на то, чтобы Он пребывал постоянно со мной. Такое поведение, в конце концов, огорчит Его. Если я беззаботен и легкомыслен, это также может огорчить Его. Я могу делать то же самое своим равнодушным отношением к Нему.

Бог не желает нашей гибели — это не в Его плане. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр. 3, 9). Пр. Иезекииль повторяет то же самое божественное намерение. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших, для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33, 11). Наш Спаситель всем нам предлагает вечную жизнь при условии, если мы соединимся с Ним.

Когда мы сольемся с Ним, подобно тому как срастается ветвь с виноградной лозой, мы будем жить Его жизнью и иметь Его силу.

Подобно тому, как ветвь не может существовать в отрыве от лозы, так и мы не будем иметь жизни, находясь в стороне от Иисуса. Мы должны сделать твердое решение ухватиться за веревку, которую небесный Отец со Христом опустили в яму греха. Эта веревка, или соединяющее звено, есть Святой Дух. Если мы не откликнемся на Его умолящий зов, тогда мы погибнем навсегда. Если мы будем противиться Его желанию спасти нас от этой ямы, непременно мы огорчим все три Личности Божества.

Для того, чтобы принять спасение, человек должен почувствовать в этом нужду. Спасение только для тех, кто нищ духом, смирен и сожалеет о своих грехах. «Господь до тех пор не сможет восстанавливать человека, пока последний не осознает свою беспомощность, не откажется от самонадеянности и не отдаст себя руководству Божию». (ЖВ. 300).

Человек не может сам покаяться во грехе. Иисус Сам сказал, что это работа Св. Духа. Он сказал: «И Он пришед обличит мир о грехе, о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня, о правде, что Я иду к Отцу Моему и уже не увидите Меня. О суде, что князь мира сего осужден». (Иоан. 16, 8-11). «Истинное покаяние в грехе — это результат работы Святого Духа». (ЖВ. 300).

После того, как человек осознает свои грехи, он должен покаяться.

«Но если не покаетесь, все также погибнете». (Лук. 13, 5). Чтобы Бог смог простить человека, последний должен сначала покаяться. «Христос прощает тех, в которых Он сначала производит покаяние». (ЕГУ. Нагорн проп.

стр. 7). Грешник должен сожалеть о своих грехах, чтобы поступать праведно. Бог не оставит без внимания ни одного неисповеданного греха, хотя Он праведен и милосерд. Он простит только те грехи, которые будут исповеданы. (См. Прит. 28, 13).

Кто-то должен умереть за наши грехи.

В конечном итоге, или мы сами должны будем умереть в огненном озере или Иисус умер за нас на кресте. Ап. Петр сказал: «Его возвысил Бог десницею Своею в начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов». (Деян. 5, 31). Как покаяние, так и прощение — это дары Божии. «Благость Божия ведет тебя к покаянию». (Римл. 2, 4).

Но мы можем совершать непростительный грех более скрытно, а именно, если неоднократно будем принимать предложение врага об отсрочке ответа на призыв Духа Святого.

Я знал одного очень хорошего человека. Но его служба препятствовала ему принять Божью истину, и стать членом церкви остатка. Он говорил, что когда пойдет в отставку непременно примет Божью истину и присоединится к церкви. Наконец пришел тот день, когда он пошел в отставку, но он так и не принял Божьего плана относительно его жизни. Он был хорошим, честным человеком, но он сказал: «Теперь мне невозможно посвятить Богу остаток своей жизни». Он пришел к выводу: «Всю свою жизнь я прожил без Него, и с моей стороны будет нечестно и малодушно придти к Нему, когда моя жизнь подходит к концу». Так он никогда и не посвятил своей жизни Богу.

Нам следует помнить, что постоянно повторяющиеся действия формируют привычку. А привычки в свою очередь формируют характер. Этот человек слишком долго откладывал посвящение своего сердца Господу, так что это стало для него привычно и в конце концов, это стало свойственным его характеру. Для него стало невозможным в возрасте 65 лет или старше посвятить свою жизнь Богу. Он неоднократно отказывался делать это, так что для него стало невозможным изменить свой образ действий. Сатана знает, что если неоднократно ему удастся уговорить нас отложить решение принять Христа,- в конечном итоге мы станем его. Нам следует помнить, что решение, не сделанное в пользу Христа — это решение сделанное в пользу сатаны. Многие честные люди попадаются в эту хитрую ловушку сатаны. Таким образом, также может быть отвергнут Дух Святой.

Когда человек отказывается ответить на благость Божию, которая намерена привести к покаянию (См. Римл. 2, 4), его отказ принять Божью благодать — приведет к непростительному греху и, следовательно, к смерти.