Cистема лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для хронических алкоголиков. Лечебно-трудовой профилакторий

Пьянство было серьезной проблемой советского общества, немалая доля преступлений совершалась в состоянии алкогольного опьянения. Для борьбы с этим опасным явлением в середине 1960-х годов были созданы специальные учреждения – лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Какими методами лечили в них пьяниц?

Форма перевоспитания

Первый из известных лечебно-трудовых профилакториев был открыт в 1967 году в Казахстане. По другим данным, учреждение появилось в 1974 году. Вскоре ЛТП начали открывать по всему СССР.
Главная цель инициаторов создания подобных заведений – перевоспитание человека, придание ему устойчивого чувства отвращения к алкоголю, его приучение к труду. В ЛТП отправляли на срок от шести месяцев до двух лет. Попасть туда могли те, у кого имелись серьезные проблемы с алкоголем и кто, согласно постановлению Верховного Совета СССР, «злостно уклонялся от лечения и продолжал вести антисоциальный образ жизни, нарушая общественный порядок».
Примечательно, что лечебно-трудовые профилактории не подпадали под категорию лечебных учреждений, а находились в ведении МВД и входили в систему пенитенциарных учреждений. Вместе с тюрьмами, колониями и следственными изоляторами. Довольно логично, поскольку идея внедрения ЛТП разрабатывалась в рамках мер по борьбе с преступностью. А правонарушения на почве пьянства были одними из самых распространенных в СССР.

Как попадали

Попасть в ЛТП даже самому закоренелому алкоголику было не так просто. На лечение человека отправляли только на основании заявления от родственников или автоматически после шести «ходок» в вытрезвитель.
Для начала пьяницу отправляли на медицинское обследование, которое определяло, нуждается ли кандидат в принудительном лечении. Если да, то суд выносил решение об изоляции алкоголика и его определению в ЛТП.
Впрочем, некоторые сами изъявляли желание оформиться в «профилакторий», но таких сознательных было подавляющее меньшинство.

Как лечились и жили

Первое время в ЛТП пьяницу ждал карантин. После этого алкоголик проходил обследование, где ему назначалось нехитрое лечение. В первый месяц в основном выдавали большие дозы препарата «Антабус». Также давали анальгин и валериану.
Некоторые проходили принудительный курс рефлексотерапии. Алкоголикам кололи специальные препараты, которые вызывали отвращение к спиртному. После этого пациенту давали выпить. Как правилу, за этим следовала рвота. Процедура проводилась несколько раз.
Жили пациенты в больших комнатах с двухъярусными кроватями. Количество проживающих в одном помещении составляло около 20 человек, иногда больше.
В лечебно-трудовых профилакториях был установлен специальный режим изоляции. Свидания с родственниками разрешались раз в неделю, отпуска домой были запрещены. В крайних случаях (смерть родственников или стихийные бедствия) пациентам могли предоставить отпуск на 10 дней. Однако МВД в своих отчетах сетовало, что правила содержания в ЛТП периодически нарушались.

Трудотерапия

Считалось, что наряду с медикаментами отучить пьющего человека от «зеленого змия» и вернуть его к трезвой жизни может труд. Поэтому большая часть времени пациентов ЛТП была занята трудом.
Их направляли в самые разные сферы народного хозяйства: на сельскохозяйственные работы в колхозы, на заводы и фабрики. Человек становился практически бесплатной рабочей силой, поэтому предприятия устраивали чуть ли не соревнования друг с другом за возможность получить в свое распоряжение дополнительные рабочие руки.
В большинстве случаев пациенты ЛТП выполняли неквалифицированный труд, многих использовали как грузчиков и уборщиков. Возможности обучения и повышения квалификации предусмотрено не было.
Рабочий день начинался в 7-8 утра, кончался примерно в 16. Было предусмотрено время на обед, а также шесть коротких перерывов по 10 минут. К концу 70-х годов пациенты ЛТП составляли немалую долю подсобных рабочих на предприятиях Союза. Так, на одном только Заводе имени Лихачева (ЗИЛ) в Москве трудились около 700 заключенных.

Ликвидация ЛТП

Работа лечебно-трудовых профилакториев часто подвергалась критике, немало специалистов выказывали сомнения в их эффективности и целесообразности существования. К началу 90-х годов, по некоторым данным, через ЛТП прошли порядка миллиона советских граждан. Большинство из них после освобождения продолжало употреблять спиртное, зачастую даже больше, чем ранее. Ведь лишение свободы тяжело сказывается на психике человека.
Вопрос передачи этих учреждений из ведения МВД в компетенцию Минздрава регулярно поднимался в 70-е и 80-е годы. После распада СССР ЛТП решено было упразднить как пережиток советского прошлого.
В июле 1994 года указом президента Бориса Ельцина лечебно-трудовые лагеря прекратили свое существование в России. В настоящее время они сохраняются лишь в Белоруссии, Туркменистане и Приднестровье.

В целях реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи, а также в соответствии с пунктом 3 и подпункта 6 пункта 4 статьи 23 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" и приказа Департамента социальной защиты населения города Москвы от 2 декабря 2010 года №2802 "Об утверждении Примерного положения о лечебно-трудовых мастерских учреждений стационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы" в интернате организованы работы в лечебно-трудовых мастерских (далее ЛТМ).

Заведующий ЛТМ совместно с договорным отделом интерната организует привлечение сторонних организаций для исполнения ЛТМ заказов и разрабатывает необходимый пакет документов для подписания Договоров об оказании услуг, а также отчетные бухгалтерские документы для оформления выполненных работ и их оплаты.

Вовлечение получателя социальных услуг в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом из состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения лечащего врача. Недееспособные получатели социальных услуг привлекаются к участию в лечебно-трудовой деятельности по решению ВК и с согласия опекунской комиссии (опекуна).

При направлении на работу в ЛТМ получателя социальных услуг, лечащий врач должен провести беседу с ним и разъяснить ему лечебное значение трудовых процессов, указать вид и продолжительность работы. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности получателей социальных услуг не должна превышать 4 часа в день. Через каждые 3 месяца врачебная комиссия учреждения совместно с лечащим врачом и с инструктором ЛТМ решает вопрос о целесообразности продолжения работы получателя социальных услуг в ЛТМ.

Работы в ЛТМ проводятся под руководством инструкторов производственного обучения. Лица, направленные в ЛТМ, но испытывающие затруднения в обучении, занимаются с инструктором трудового обучения в специально выделенном помещении по индивидуальной программе.

​Сделать жизнь человека интересной - одна из задач социальной службы.

​Трудовая реабилитация и абилитация людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната разнообразна: трудовая занятость, трудовая терапия, трудовое обучение и трудоустройство.

В Лечебно - трудовых мастерских ГБУ ПНИ №3 успешно функционируют четыре цеха, о них подробнее:

«Швейная мастерская».

Швейную мастерскую ежедневно посещают получатели социальных услуг. Инструктора производственного обучения помогают им осваивать приемы ручного шитья и работу на бытовой швейной машине. Получателями социальных услуг освоено много новых техник и приемов рукоделия (вышивка крестиком и гладью, печворк, лоскутное шитье, вязание, плетение, декоративная строчка). Получателями социальных услуг изготавливается большое количество предметов бытового назначения для оформления их комнат и помещений общегго пользования (подушки, панно, покрывала, сумки, игольницы, жилеты, картины и т.д.). Лица, посещающие Лечебно - трудовые мастерские активно принимают участие в подготовке праздничных мероприятий, проводимых в учреждении, изготавливая костюмы и реквизит.

​Совсем недавно успешно прошла уже вторая персональная выставка проживающих ГБУ ПНИ №3, организованная совместно с Дмитровской межпоселенческой библиотекой под названием "Творчеством согреется душа", первая состоялась в декабре 2015 года под названием "Душой мы видим мир".

​Огромное удовольствие от выставки получили гости посетившие её, а также и сами художники, чьи работы были экспонированы на выставке.

​В Щелковской галерее были выставлены работы Швейной мастерской и Столярного цеха ЛТМ, в рамках проекта Красного Российского креста "150 лет на страже милосердия и гуманизма". Выставка прошла в апреле 2017 года.

Цех «Фасовка».

В мае 2015 года на базе ЛТМ был открыт цех фасовки системы для укладки плитки, позволяющий обеспечить получателям социальных услуг занятость трудом и вознаграждение за работу. Работы были организованы совместно с компаниями "Крита" и "ДЛС". Получатели социальных услуг имеют возможность небольшого заработка своими силами, что стимулирует их на дальнейший труд.

​Перед началом работ проводится ежедневный инструктаж, включающий в себя правила поведения в цехе и правила работы с деталями и оборудованием.

Цех «Озеленение».

В 2015 году была впервые организована работа по посеву и выращиванию семян цветов в помещении Лечебно - трудовых мастерских. К труду было привлечено более 15 человек получателей социальных услуг. Таким образом было выращено более 500 саженцев. В конце мая была успешно высажена рассада в грунт. Организован ежедневный уход за рассадой (полив, прополка, рыхление). В августе и сентябре были собраны семена цветов для будущего посева. Выращенные в ЛТМ цветы весь сезон радовали глаз сотрудников, получателей социальных услуг и гостей интерната. Так же в теплицу организована высадка рассады культурных растений (огурцы, помидоры, лук, укроп, петрушка) и ежедневный уход за ней. В зимний период времени в цехе выращиваются комнатные растения для озеленения помещений учреждения.

​На сегодняшний момент объемы выращиваемых растений увеличены до 1000 штук.

​Таким образом, направленные на трудовую терапию получатели социальных услуг получают огромное удовольствие от результатов своего труда.

Столярный цех

В сентябре 2016 года начал свою работу столярный цех. Цех оборудован станками (токарным, сверлильным, дерево-обрабатывающим, универсальным). А также ручным столярным инструментом (отвертки, стамески, плоскогубцы).

​Получатели социальных услуг получают навыки и знания по работе с ручным столярным инструментом. В цехе изготавливаются кормушки для птиц, различные деревянные поделки и изделия бытового назначения, заготовки для де-купажа и т.д.

​Перед началом работ проводится ежедневный инструктаж получателей социальных услуг, включающий в себя правила поведения в цехе и правила работы с ручным столярным инструментом.

ШВЕЙНЫЙ ЦЕХ

Общеизвестно, что наличие самого диагноза душевного расстройства, официально поставленного больному человеку, нередко выталкивает его из социума, создает огромные трудности в получении достойного образования, работы.

В истории реабилитации психически больных можно выделить ряд моментов, сыгравших существенную роль в ее развитии:

1. Эра моральной терапии. Этот реабилитационный подход, получивший развитие в конце XVIII - начале XIX столетия, заключался в обеспечении психических больных более гуманной помощью. Основные принципы этого психосоционального воздействия сохраняют значение по сей день.

2. Внедрение трудовой (профессиональной) реабилитации. В России этот подход в лечении «душевно больных» внедрился в первой треть XIX века и связан с деятельностью В.Ф.Саблера, С.С.Корсакова и др. прогрессивных психиатров.

В докладе Всемирной Организации Здравоохранения, посвященной состоянию психического здоровья (2001г.), сказано: «Психосоциональная реабилитация - это процесс, который даёт возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе.

Какие специалисты занимаются психосоциальной реабилитацией? Пациентам и их родственникам следует знать, что психосоциальной реабилитацией занимаются психиатры, психологи, специалисты по социальной работе, социальные работники, трудотерапевты, медицинские сестры. При этом сами пациенты должны ощущать себя не менее полноправными гражданами, чем другие группы населения. Цель реабилитации можно определить так: это улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.

Трудовой терапии, как направленностью современной отечественной психиатрии, начали уделять особое внимание, начиная с 50-х годов прошлого столетия. Существовала сеть лечебно-трудовых мастерских и специальных цехов, где могли трудиться психически больные люди, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении.

Такие лечебно-трудовые мастерские есть и в ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница». Например «Швейный цех», в котором трудятся пациенты с 8 утра до конца рабочего дня, соревнуясь между собой кто больше пошил изделий. А шьют они многое: медицинскую спец.одежду, спец.одежду для поваров, постельные комплекты, полотенца, платья, халаты и многое другое, всегда находясь под наблюдением инструктора и медицинского персонала.

Начальница швейного цеха - Дорощенко Валентина Николаевна, которая работает в ОГБУЗ «ТКПБ» более 30 лет, а начальником швейного цеха - около 25 лет.

ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

C cамого открытия Томской психиатрической лечебницей был взят курс на «развитие трудовой терапии, чтобы больные не содержались, а лечились». Долгое время успешно работали ткацкая, портняжная, корзиночная, переплетная и сапожная мастерские.

Однако военные годы привели в упадок трудовую деятельность больницы. И только с приходом в 1967г. главного врача А.И. Потапова и зав. кафедрой психиатрии Е.Д. Красика началась реабилитационная перестройка. Больными выполнялись разовые заказы отдельных предприятий города, которыми были оборудованы цеха. Наряду с этим, специально разрабатывались и внедрялись программы социально-трудовой реабилитации, основанные на приоритетности медицинских задач. Поэтапная реабилитация предполагала последующее трудоустройство на промышленные предприятия города.
В 1978г. состоялось открытие ЛТМ во вновь построенном 3этажном здании, где трудились около 26% больных стационара.
В 1980г. деятельность ЛТМ в Томской психиатрической больнице была признана лучшей в СССР.
С начала 90-х годов социально-экономический кризис в стране отразился на состоянии ЛТМ. В 1997г. число работавших снизилось до 500-600, а показатель занятости стационарных больных до 5,8%. Условия рыночных отношений требовали поиска новых форм работы. К ним относится сотрудничество с Федеральным центром занятости населения.
В 1996г. при больнице открыт цех для выпечки хлеба. В том же году создано государственное унитарное лечебно-производственное предприятие, в его состав введено подсобное хозяйство. Предполагалось сделать это предприятие более перспективным в плане оказания социальной помощи инвалидам. Однако этот опыт не оправдал надежд, и в 2002г. ЛТМ и подсобное хозяйство были переданы в оперативное управление больницы. В 2007г. подсобное хозяйство ликвидировано.

В последние годы реабилитация в больнице развивается в направлении психосоциальной модели, взаимодействуя с социальными службами, социальной поддержки с использованием психообразовательных программ и тренингов.
В больнице более 30 лет успешно функционирует общежитие для больных, утративших родственников и жилье. Число мест в общежитии увеличилось до 50. Все пациенты - инвалиды II группы, находятся на режиме «открытых дверей», трудоустроены, самостоятельно расходуют пенсию и заработанные деньги. С участием персонала организовывается их досуг и работает совет самоуправления.
С 2002г. в больнице работают специалисты по социальной работе, они лоббируют интересы пациентов в административных учреждениях, судах, отстаивают их имущественные права.
На протяжении всего существования больницы большое внимание уделялось развлечениям больных. С первых дней работы существовали составленный из служащих больницы духовой оркестр и оркестр балалаечников. Выпускался журнал «Думы», который печатался на пишущей машинке в 4-5 экземплярах. Ежегодно устраивался «праздник белого цветка» (продажа венков и букетов из ромашек в пользу «Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом»). Организовывались гулянья, танцы под оркестр (эта традиция сохранилась и до сего времени).

Сейчас больные охотно участвуют в праздничных мероприятиях, проводятся турниры по шахматам и шашкам. На базе 26 отделения (общежитие) успешно функционирует футбольная команда, занимающая призовые места в городских соревнованиях. Художественные работы пациентов трижды выставлялись в Областном художественном музее. Поэтические способности пациентов нашли свое отражение в поэтическом сборнике стихов.

Лечебно-производственные (трудовые) мастерские — подсобное предприятие преимущественно при психиатрической больнице, психоневрологическом или наркологическом диспансере, предназначенное для трудовой терапии и трудового обучения психически больных, обеспечивающее врачебное наблюдение за ними и, при необходимости, продолжение медикаментозного лечения.

В лечебно-производственных мастерских используются:

  • различные виды труда в целях лечебного воздействия на больного, повышения его психического и физического тонуса, создания благоприятных условий для достижения стойких ремиссий и предупреждения дальнейшей психической и социальной деградации;
  • трудовое обучение с целью освоения больными новой профессии, соответствующей степени их трудоспособности;
  • содействие в трудоустройстве больных на предприятия по окончании курса трудовой терапии и овладении ими новой профессии.

Процесс трудового обучения, освоения профессиональных навыков должен вызывать у больных интерес, приносить им эмоциональное удовлетворение.

В соответствии с этим трудовые процессы, которые применяются в условиях лечебно-производственных мастерских, должны быть разнообразными с включением операций современного индустриального производства и достаточно сложными. При этом важно учитывать, что лечебно-производственные мастерские не должны быть местом постоянного трудоустройства больных. В дальнейшем реабилитация психически больных должна проводиться в условиях промышленного производства с учетом компенсаторных возможностей, личностных установок пациентов, их эмоционального отношения к определенным видам труда, имеющихся профессиональных навыков и динамики состояния.

Больных, выписанных из психиатрической больницы после длительного пребывания в ней с выраженной социально-трудовой декомпенсацией, следует включать в поэтапную программу мероприятий по промышленной реабилитации. Больные начинают с освоения простых трудовых процессов, а затем по возможности овладевают профессиональными навыками различной сложности.

Широкое распространение получило трудоустройство больных в специальных цехах, которые организуются промышленными предприятиями и совхозами совместно с психиатрическими больницами или диспансерами. Организация трудовых процессов различной сложности в специальных цехах позволяет проводить трудовое обучение с последующим трудоустройством больных со сниженной трудоспособностью, включая инвалидов. Конечной целью восстановления социально-бытового и трудового статуса больных применительно к условиям современного индустриального производства должно быть включение их в систематический труд на промышленном производстве и в активную жизнь производственного коллектива.

Наибольшая социальная компенсация с максимальным использованием трудовых возможностей психически больных достигается в условиях промышленного предприятия. В этом случае многие больные шизофренией сохраняют прежний профессиональный статус, успешно осваивают новые профессии, включая специальности высокой квалификации (инженерно-технические работники, служащие, высококвалифицированные рабочие). Больные, работающие на производстве, обеспечиваются квалифицированным медицинским наблюдением, комплексом всех видов терапии. Важную роль в этом разделе работы играет активная помощь администрации и общественности учреждения.

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.