Егэ английскому языку аудирование. Аудирование на ОГЭ — разбор и анализ заданий. Даты ЕГЭ по английскому языку

В данной статье рассмотрены приёмы учёта внутренней логики заданий применительно к ЕГЭ по английскому языку. В любом деле есть свои тонкости и хитрости. Можно быть просто сильным человеком, а можно иметь ещё навыки борьбы или работы с тяжестями. Шансы выиграть соревнования в этом случае выше.


Есть, например, группа заданий , которые мы условно назовём: расставить заголовки к абзацам.

Даётся семь пронумерованных заголовков (один лишний) и некоторое время на ознакомление с ними. Потом предъявляется шесть высказываний (текстовых или аудио), обозначенных буквами A, B, C, D, E, F, (в аудио варианте материал разрешается прослушать дважды). Затем предлагается установить соответствия между заголовками и абзацами, заполнив табличку буква-цифра, на основании которой выставляется оценка.

Если сначала запомнить заголовки, потом прослушать аудио материал, возможно, делая какие-то пометки, и потом заполнять табличку, пик нагрузки приходится на конец задания. Основная работа выполняется в уме за очень короткое время, что даже при высоком уровне подготовки может повлечь и смысловые, и технические ошибки. Систему возможных пометок, кстати, лучше тоже продумать заранее.

Рассмотрим более рациональный вариант организации работы и распределения нагрузки на примерах аудирования, как более сложных. Ведь не все, изучающие язык в неязыковой среде, обладают достаточными навыками восприятия речи на слух. Это создаёт дополнительные проблемы.

Аудиозаписи рассматриваемых примеров можно найти здесь:

Выдаваемый для ознакомление блок из семи заголовков содержит около 50 слов. Его дословное запоминание является слишком сложным для оперативной памяти. Но анализ примеров показывает, что этого и не требуется.

У заголовков необходимо выделить общую часть – тему и ключевые слова, определяющие различия заголовков в пределах темы.

Тема рассматриваемого примера — потребление, на что в заголовках указывают схожие утверждения: «я радуюсь покупая…, не могу обходиться без…, всегда нуждаюсь… и т.д.».

А ключевые слова здесь обозначают виды предметов потребления: «носильные вещи (одежда), сладости, фильмы и DVDs и т.д.». Видов этих, кстати, семь, что соответствует объёму оперативной памяти среднего человека. Так что запомнить их вполне реально, да и бумажку с заданием никто не отбирает.

Однако в последующий материал для слушания или чтения ключевые слова могут войти не напрямую, а в виде синонимов. Поэтому хорошо бы сразу припомнить какие-то синонимы из соответствующих областей. Может быть, кратенько записать их где-то рядом.

Над группами синонимов на разные темы следует поработать в процессе подготовки к экзамену отдельно, выписывая их из заданий прошлых лет или специальных словарей.

В заголовках ключевые слова следует сразу подчеркнуть, чтобы лучше запомнились (только не подчёркивайте всё подряд). А мы их выделим семью цветами радуги: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым. Помните из физики мнемоническое правило: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?

Теперь слушаем (или читаем) предлагаемый материал, акцентируясь на ключевых словах или их синонимах. В читаемом тексте около ключевых слов можно ставить номера заголовков, к которым относятся эти ключевые слова. При прослушивании, наоборот, придётся писать около заголовка букву абзаца, в котором слово услышано.

Следим также за позитивным или негативным смыслом предложений, в которых встречаются ключевые слова. Если смысл отрицательный, обозначение пишем со знаком минус, что означает несовместимость данной пары абзац-заголовок.

В абзаце А ключевые слова «читать», «книги», «романы»… встречаются 11 раз, так что около заголовка 5 соберётся 11 маленьких букв «а», которые при обобщении мы заменим заглавной буквой А, связав заголовок 5 с абзацем А .

В абзаце B речь сразу пошла о shi ny things «блестящих вещах», но даже если в начале не ясно, что это за вещи, то перечисляемые во втором предложении ключевые слова bra cele ts, rin g s , earrings or necklaces (4 понятия) однозначно решают вопрос в пользу je w elle ry . Желательно, кстати, знать, как произносится это слово, но письменно оно вполне узнаваемо, а уж «браслеты, кольца и пр.» распознать на слух не проблема. В результате против заголовка 7 появляется 6 букв b.

Однако если слушать внимательно до конца, можно заметить ещё упоминание «книг», правда, в отрицательном контексте (на них особо не тратятся), поэтому ставим к седьмому заголовку ещё -а.

В абзаце С от ресторанов и клубов возможен переход и к одежде, и к ювелирным изделиям, но дальше говорящий называет себя party per son «вечериночным человеком» и любителем «зависать» с друзьями, что явно склоняет в пользу good co mpany . Ставим двебуквы «с» против заголовка 4 .

Потом говорится о незначительном количестве покупок книг и CD дисков. Ставим -с к заголовкам 5 и 3.

В первом же предложении абзаца D говорится о больших тратах на одежду (clothes) , далее упоминаются покупки новой одежды, надо только сообразить, что это идентично c th ings to wear и поставить две d к первому заголовку.

В абзаце E речь об известных местах, путешествиях, т.е. о том, что сто ит «смотрения» вокруг wor th seeing around . Соответствующие слова встречаются 6 раз. Ставим 6 букв «е» напротив заголовка 6.

Обратите внимание, в абзацах А – Е , ключевые понятия появлялись буквально в первых 1-2 предложениях. В абзаце F говорящий начинает с того, что он не тратит много денег на ювелирные изделия и одежду (ставим -f к заголовкам 7 и 1).

Зато дальше речь явно о сладостях swee tie s , которые упоминаются 6 раз. Ставим 6 букв f к заголовку 2 и тут тоже отчётливо просматривается окончательное решение.

Осталось только подвести итоги.

Невостребованным оказался заголовок 3 . Нас о такой возможности предупреждали.

Конфликтных ситуаций, чтобы на один заголовок в равной степени претендовали несколько абзацев или каким-то абзацам не нашлось заголовков, у нас не возникло. Иначе их бы пришлось решать при повторном прослушивании. Тут, возможно, пригодились бы и зафиксированные «отрицательные» связи.

Итог:

5 7 4 1 6 2

Если оценивать общее впечатление, то «всё не так уж сумрачно вблизи». Все ключевые слова относятся к числу самых-самых употребительных. Могут, конечно, встретиться и незнакомые слова, но если их не пугаться, они вреда не причинят, поскольку в связях не участвуют.

Ключевые слова обычно появляются в самом начале абзацев, что позволяет, установив 2-3 соответствия, дальше даже немного расслабиться. Ведь, как показывает данный пример, для окончательного решения не обязательно находить все 6 или 11 ключевых слов.

Что касается отрицательных соответствий, то запись любых пометок это отвлечение от главного – слушания, и опасность пропустить что-то значимое. Возможно, они и включены в тест, чтобы отвлечь внимание или спровоцировать ошибку. Поэтому их фиксации стоит уделить внимание не на первом «прослушивании», как только что делали мы, а на втором, и то если возникнут неясности.

Для более равномерного распределения сил целесообразно во время первого прослушивания внимание не перенапрягать. Достаточно отметить по 2-3 связи на каждый заголовок, и этого будет, скорее всего, достаточно для окончательного решения. Если нет, в запасе есть ещё второе прослушивание.

Конечно, на бумаге всё выглядит проще, чем реально на слух. Кстати, если располагать текстом, как при сдаче чтения, можно номера заголовков ставить около соответствующих ключевых слов в абзацах. В разобранном примере показан и такой вариант, но без обсуждения.

Восприятие на слух нуждается в специальной тренировке. Зарядите в мобильник аудио-фрагменты, тексты которых вам доступны, и слушайте в режиме повторов до полного понимания на слух. Полноту понимания легко проконтролировать, читая текст.

Очень важно прослушиваемые тексты читать правильно. Неверно читаемые слова не будут восприняты на слух и не получат необходимых подкреплений в памяти. Подсказки правильных вариантов чтения даны в текстах в виде индивидуального форматирования букв. Полностью систему форматирования, а также краткое доходчивое изложение грамматики можно найти в пособии:

А.Ф. Узкий «Английский без транскрипций. Самоучитель для начинающих», https://play.google.com или https://ru.scribd.com/

Со вторым приводимым примером читатель может попробовать разобраться полностью самостоятельно, как на экзамене. Вот предлагаемые заголовки:

Или сначала разберитесь с форматированным текстом, а прослушивание потом. Но в любом случае стоит специально потренироваться на заданиях такого типа.

Готовы ли вы к ЕГЭ по английскому языку? Проверьте себя!

1. Онлайн-тест по разделам ЕГЭ по английскому языку «Чтение» и «Грамматика и лексика».

Тест состоит из двух заданий на чтение и двух заданий на грамматику и лексику. Всего в тесте 20 вопросов с вариантами ответов или с пропусками, в которые нужно вписать слово. Часть вопросов теста оценивается в один балл, а часть — в 2 балла. Максимальное количество баллов - 30. В конце теста вы сможете увидеть количество набранных баллов. Приступить к тесту .

2. Онлайн-тест по разделу ЕГЭ по английскому языку «Аудирование» (с mp3-файлом)

Для прохождения теста вам нужно будет скачать mp3-файл (28,3 MB). Для прослушивания файла предпочтительней использовать колонки, а не наушники (для того, чтобы всё было почти J как на экзамене). Не прослушивайте файл до начала тестирования, т.к. это может повлиять на конечный результат теста.

Формат и сложность данного онлайн-теста максимально приближены к реальному экзаменационному заданию: тест длится 30 минут и состоит из 3 типов заданий на аудирование. Всего в тесте 20 вопросов, на которые нужно дать ответ. Каждый вопрос оценивается в один балл. За верное выполнение всех заданий можно получить максимум 20 баллов. В конце теста вы увидите количество набранных вами баллов.

Общегосударственная экзаменация по английскому – это один из вариантов выборочного экзамена по иностранному языку. Его структура, сложность и наполнение ничем не отличается от немецкого, французского или испанского, которые также можно выбрать для прохождения . При этом стоит отметить несомненную популярность английского языка – официальная статистика говорит о том, что его желает сдавать около 9% выпускников ежегодно. Экзаменацию по иностранному языку простой не назовешь. К примеру, можно привести такой факт: два года назад английский язык сдавало примерно 70 000 учеников, при этом максимальное количество баллов (100) набрало только 11 школьников!

Английский остается самым популярным из языковых предметов по выбору

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016

Даты ЕГЭ по английскому языку

Досрочный период

  • 8 апреля 2016 г. (пт) - Устный экзамен
  • 9 апреля 2016 г. (сб) - Письменный экзамен
  • 22 апреля 2016 г. (пт) - Письменный экзамен (резерв)
  • 23 апреля 2016 г. (сб) - Устный экзамен (резерв)

Основной этап

  • 10 июня 2016 г. (пт) - Устный экзамен
  • 11 июня 2016 г. (сб) - Устный экзамен
  • 14 июня 2016 г. (вт) - Письменный экзамен
  • 22 июня 2016 г. (ср) - Письменный экзамен (резерв)
  • 23 июня 2016 г. (чт) - Устный экзамен (резерв)

Изменения в экзамене

Напомним, что с прошлого года экзамен по иностранному стал гораздо сложнее – кроме тестовой части, предусматривающей письменные ответы, Минобразования решило ввести дополнительную устную часть. В разъяснительной записке от Министерства сказано, что ученик волен самостоятельно решать, будет ли он сдавать «говорение», однако вполне естественно, что без этой компоненты на максимальное количество баллов рассчитывать не приходится. Письменное и устное тестирование по английскому сдаются в два дня.


На письменную часть отведено 80 баллов; за говорение вы получите еще 20

Общие сведения

Продолжительность письменной экзаменации по иностранному языку составляет 180 минут, в течение которых будущий абитуриент должен успеть выполнить значительное количество заданий – 46. Экзаменационный билет состоит из четырех компонентов:

  • Аудирование, в котором содержится 9 заданий (как показывает практика, на эту часть ученикам не стоит отводить больше 80-90 минут времени);
  • Чтение, в рамках которого выпускнику предлагается выполнить 9 заданий. Первая часть, включающая 2 задания, довольно проста – нужно суметь установить соответствие. Вторая часть (то есть еще 7 заданий) предусматривает выбор правильного ответа. На эту часть билета ученикам не стоит тратить более получаса;
  • Раздел по грамматике и лексике включает самое большое количество заданий – 20. Первая часть состоит из 13 заданий, предусматривающих краткий ответ. Оставшиеся 7 заданий предполагают выбор и запись правильного ответа. Выполнение данного раздела оптимально вложить в 40 минут времени;
  • Письмо, которое состоит из 2 заданий, представляющих собой небольшую письменную работу. Первое задание заключается в написании письма личного характера (100-140 слов). Второе предусматривает небольшое письменное рассуждение на определенную тематику и должно состоять из 200-250 слов. На эту работу не рекомендуется тратить более 70-80 минут. Данный вид работы вы можете сначала выполнить на черновике, однако не увлекайтесь пространным изложением мыслей. Если у вас не хватит времени, чтобы переписать задания начисто, ваш черновик оцениваться не будет.

Блок под названием «говорение» состоит из четырех компонентов. Ученикам будет предложено прочесть небольшой отрывок текста, сформулировать вопросы для интервью, составить рассказ на основании изображения и дать сравнительную оценку двух событий, запечатленных на фото.

Как распределяются баллы?

При сдаче письменной части экзамена ученик может максимально набрать 80 баллов. «Говорение» позволяет набрать еще до 20 максимальных баллов. Напомним также, что с 2015 года минимальный балл по данной дисциплине был повышен и составляет 22 балла.


На ЕГЭ по английскому вам предстоит выполнить 46 заданий за 180 минут

Как подготовиться?

Воспользуйтесь предложенной нами возможностью и скачайте себе демо-версию пробного тестирования по английскому языку (см. начало статьи). Так вы сможете проникнуться атмосферой экзамена, оценить свою текущую готовность и заранее подтянуть все слабые места. Учтите, что некоторые из заданий формулируются на английском языке, так что заранее займитесь их переводом, чтобы не впасть в ступор на общегосударственном экзамене.

Не забывайте о важности подготовки к аудированию – воспринимать информацию на слух не так просто, как кажется. Не менее серьезной подготовки требует и устная речь, ведь вы можете отлично писать, однако не будете хорошо говорить без тщательной отработки произношения. Скачайте несколько простых для понимания сериалов или фильмов на английском языке.

Для начала можно поискать версию с субтитрами. Постепенно усложняйте задачу – начните прослушивать аудиокниги (или отрывки из них). Подберите картинки из интернета на различную тематику и попытайтесь их описать. Сначала вы будете долго подбирать слова и заглядывать в словарь, но со временем вам станет проще говорить и понимать иностранную речь.

Аудирование – один из самых сложных аспектов ЕГЭ по английскому языку. Иногда понимание англоязычной речи у слушающего составляет менее 50%. Почему это происходит? Причин несколько. Отсутствие англо-говорящей среды (особенно у детей, которые проживают в небольших городах и поселках) – одна из главных причин. Не секрет, что порой и уроки английского языка проходят зачастую на русском языке.

Вторая причина – это высокий темп английской речи. То есть, носитель языка не подстраивается под слушающего и не замедляет специально свою речь, чтоб вам было легче понять его, а говорит в своем обычном темпе.

Поэтому в процессе подготовки к экзамену обязательно работайте с прилагаемыми для аудирования текстами.

Чтобы получить максимальный результат, выполняя задания по аудированию, я со своими учениками работаю по такой схеме:

— прослушиваем аудиофайл, как положено на экзамене 2 раза и отмечаем предполагаемые ответы

— сравниваем свои ответы с предложенными вариантами в КИМах

— прослушиваем аудиофайл с опорой на текст, подчеркивая в тексте те словосочетания, в которых есть информация, помогающая выбрать правильный ответ

— обязательно прорабатываем синонимичные пары слов и выражений

— из каждого задания учим не менее 5 – 6 слов (произношение + правописание)

— подчеркиваем те места, которые во время первого прослушивания вызвали трудность (были не понятны на слух), прослушиваем эти места 3- 5 раз дополнительно, при этом стараемся произносить их вслух за диктором, имитируя темп и интонацию. Таким образом, тренируем свою слуховую память.

Приложение 1

Тексты для аудирования

Сейчас Вы будете выполнять задания по аудированию. Каждый текст прозвучит 2 раза. После первого и второго прослушивания у Вас будет время для выполнения и проверки заданий. Все паузы включены в аудиозапись. Остановка и повторное воспроизведение аудиозаписи не предусмотрены. По окончании выполнения всего раздела «Аудирование» перенесите свои ответы в бланк ответов № 1.

Задание 1

Вы услышите 6 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A–F и утверждениями, данными в списке 1–7 . Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз . В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. У Вас есть 20 секунд, чтобы ознакомиться с заданием.

Now we are ready to start.

Speaker A

If you want to get new cultural and social experiences, the easiest, the fastest and the safest way is to go to a foreign country to teach English. If you have a university degree, an international certificate in English, a couple thousand dollars and about 3 months, you can start your life in an exotic location . I’m going to do this and I know people who’ve done it and I know what I’m talking about. You never know what to expect in a foreign country, that’s true, but isn’t it challenging at the same time?

Speaker B

I was thinking about spending my gap year teaching English abroad but I had second thoughts about it. I was told that only experienced teachers can get a working visa, coverage for their cost-of-living and a decent job. After reading some interviews on what’s it like to teach English in immersion camps, I gave up on the idea completely . That’s not what I’m ready to put up with. My parents are happy about that.

Speaker C

English is my major but the rivalry is so tense in the trade market now that I’m thinking of going somewhere for a couple of years to gain more experience and improve my teaching skills. Taiwan seems a perfect choice as everything is included for an inexperienced teacher – visas, accommodation and high salary . I’m worried about getting a social life there – I speak only English and I wonder if I can find friends there apart from my future students.

Speaker D

My uncle , David Dune, is a teacher, writer and runner. He is an educator with over 17 years of experience of teaching English as second and as a foreign language. He has taught and presented in Korea, Canada, France, and Ukraine. He specializes in Web 2.0 and using technology in the classroom. That must be an exciting life and the only thing I can think about is following in his footsteps. I hope he’ll share some secrets of being a good English teacher abroad.

Speaker E

I don’t remember how that magazine caught my sight but recently I read an interview with Neil Mullen who is a veteran English teacher in Japan. He started as a regular teacher and now he owns a school there. He is looking for new language teachers and I’m planning to send my CV . His e-mail address was included in the interview, not his personal address, of course. I just hope the e-mail won’t go to his spam folder and he’ll choose me as his employee.

Speaker F

People in my college are crazy about the idea of going to teach English somewhere in Thailand, China and what not. I listened to their heated discussions very attentively and understood it’s high risk. There are so many things to care about like visas, security, medication and cultural barriers. I’d better stay in the US to serve my country. In my view it’s more patriotic; besides, I’m not sure I can solve the problems connected with moving to another country.

Now you will hear the texts again. (Repeat.)

(Pause 15 seconds.)

Задание 2

Вы услышите диалог. Определите, какие из приведённых утверждений А–G соответствуют содержанию текста (1 – True ), какие не соответствуют (2 – False ) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 – Not stated ). Занесите номер выбранного Вами варианта ответа в таблицу. Вы услышите запись дважды. У Вас есть 20 секунд, чтобы ознакомиться с заданием.

Now we are ready to start .

Peter: Hi, Lucy! You weren’t at school today . What is the matter? I was worried about you.

Lucy: Hi, Peter. It’s nothing serious, actually. I just felt a bit sick in the morning, so my mom let me stay at home.

Peter: You poor thing! And are you feeling better now?

Lucy: Yeah, much better, thank you. I guess it must have been the pizza that I ate yesterday. That was the reason for my bad stomachache. I had too much . But now, yeah, I feel all right. I think I won’t have to miss any more lessons this week.

Peter: But you haven’t been to the doctor’s office, have you? Won’t you have problems at school because you missed classes? When I was ill last month, I brought a medical certificate to school.

Lucy: Well, my mom called our class teacher, so I don’t think there will be any problems. Besides we don’t have many lessons on Wednesdays. How was Geography, by the way? Did you take a test?

Peter: Oh, no, we didn’t, but we revised the material for the test. The teacher asked several people to do exercises with the map of the UK at the blackboard, and then we had a sort of contest in groups where we had to find different mountains, rivers and lakes – the quicker the better, that was fun! And we also checked our homework and asked the teacher questions if we were not sure about the answers. You know, I feel well-prepared for tomorrow’s test now.

Lucy: Wait a second! Are we going to take the test tomorrow? I can’t believe it!

Peter: Yes, our teacher said that we are starting a new topic next week, so we have to finish this one tomorrow. Do you need any help with geography?

Lucy: Uh, if you can lend me your exercise-book with notes and checked homework, that would save me hours.

Peter: I am afraid I can’t give you my exercise-book right now because I have to revise the material for the test myself. But if you call me in two hours, we could probably study for the test together .

Lucy: Sounds like a great idea. And thanks so much for offering to help. It’s so nice to have a friend like you.

Peter: No problem. See you later then. Bye for now.

Lucy: Bye, Peter.

You have 15 seconds to complete the task. (Pause 15 seconds.)

Now you’ll hear the text again. (Repeat.)

This is the end of the task. You now have 15 seconds to check your answers.

(Pause 15 seconds.)

Задания 3–9

Вы услышите интервью. В заданиях 3–9 запишите в поле ответа цифру 1 , 2 или 3 , соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды. У Вас есть 50 секунд, чтобы ознакомиться с заданиями.

Now we are ready to start.

Presenter: Good afternoon, and here we are with our special program for teens where we explore advantages and disadvantages of all sorts of professions. Today we have Carl Fox, a travel agent. Hello, Carl!

Carl Fox: Good afternoon.

Presenter: So Carl, tell us a little bit about yourself.

Carl Fox: Well, as you already know, I’m a travel agent, and I work for one of the major chains on High Street. I’ve been with them for about 10 years and while I’ve been working I’ve studied for a number of qualifications.

Presenter: What inspired you to become a travel agent?

Carl Fox: People often ask me why I decided to become a travel agent. As a young adult I loved travelling and worked for a while as a rep in Spain. When I came back to the UK I decided to stay within the travel industry, and my experience of working in resorts abroad helped me to get a job as a travel agent. I have to admit that one of the main reasons I wanted to be a travel agent was that we get cheap flights and holidays. It’s a great perk!

Presenter: I see. What are your responsibilities at your job?

Carl Fox: Basically, I’m a sales person. I advise people on the holiday options available to them, you know, different destinations, types of holiday, ways to get there, and so on. When customers have decided what they want, I book it for them and make any other arrangements they might need, such as car hire or tours. My responsibility doesn’t end there, though. I have to make sure that clients know if any visas are necessary, or if they will need vaccinations , and how to get them. If they are flying, I need to tell them what time they have to check in, and make sure they know what time they will be arriving. I also give information on likely weather conditions and anything else I think will be useful for them.

Presenter: That’s a lot to do! And I bet it’s getting more and more difficult to work in your sphere because of the rivalry.

Carl Fox: Well, not because the rivalry is too high, it’s the same everywhere. The point is that more and more customers want a tailor-made holiday , not just a package from a brochure . However, I love the challenge! It’s a lot more interesting for me if I can organize the whole thing – make out an itinerary, book flights, ferries, trains, accommodation and everything. I love providing a personalized service, especially if it’s to places that I know. I can really help customers get a great holiday that will be ideal for them.

Presenter: People who are going on holiday must be relaxed and easy to deal with, right?

Carl Fox: Generally yes, but not always. Sometimes I get difficult customers. One man came in wanting a flight to Venice the next day. I checked out times and fares on the computer, and found a very reasonable flight at a suitable time, so we booked it there and then. A week later he came in and he was absolutely furious. He wanted to know why I had flown him to Venice, in Italy, when he had had an important meeting in Vienna, which is in Austria. I didn’t know what to say, but since then I’ve always been careful to check that people really know where they want to go.