Егэ русский язык задание 6 упражнения. Употребление имени существительного. Существительные в именительном падеже

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Задание 6 Морфологические нормы (образование форм слова)Выполнилаучитель русского языка и литературы МОУ Новочарская СОШ №2В.Н.Пришутова Как формулируется задание в КИМеВ одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.ЛЯГТЕ на пол ИХ работа горячие СУПЫ ШЕСТИСТАМИ учениками ИНЖЕНЕРЫ 6. Алгоритм выполнения задания 6:1. Определи часть речи № Часть речи. Вид морфологической нормы 1 Имя существительное. 1.Образование множественного числа. 2.Образование форм родительного падежа множественного числа. 2 Имя прилагательное. Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней. 3 Имя числительное. 1. Склонение сложных и составных числительных. 2. Употребление числительных оба, обе.3.Употребление собирательных числительных. 4 Местоимение. Образование форм. Алгоритм выполнения задания 6:1. Определи часть речи 5 Глагол.1. Образование личных форм. 2. Образование возвратных форм. 3. Образование форм повелительного наклонения. 4. Образование форм прошедшего времени. 6 Причастие. Образование причастий. 7 Деепричастие. Образование деепричастий. 8 Наречие. 1. Образование наречий. 2. Образование сравнительной степени наречий. 2 шагЕсли это, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: проверим правильность образования формы И.п. множественного числа:редакторы, слесари, шофёры; почерки, кремы, торты; директора, доктора, инспектора; кузова, купола, округа. 2 шаг Если это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ:проверим правильность образования формы Р.п. множественного числа:несколько килограммов, граммов, гектаров, каратов, помидоров; пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель;много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев;много раздумий, оладий, сидений, солений. 2 шаг Если это ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ,проверим правильность образования формы степеней сравнения:Нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степенейОшибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).Правильно: более поздний - позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший 2 шаг Если это ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ:помним, что:у сложных количественных имен числительных склоняются обе части;при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово; 2 шаг Если это ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ:помним, что:числительное оба употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, а обе - женского рода; Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами. Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных, парные предметы или имеющими форму только множественного числа. 2 шаг Если это МЕСТОИМЕНИЕ,проверим образование форм:Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.Правильно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.* Посреди, среди - предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н. 2 шаг Если это ГЛАГОЛ:Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:Лечь - (ты) ляг, (вы) лягтеЕхать - (ты) поезжай, (вы) поезжайтеЕздить - (ты) езди, (вы) ездитеПоложить - (ты) положи, (вы) положитеКласть - (ты) клади, (вы) кладитеЛазать -(ты) лазай, (вы) лазайтеБежать - (ты) беги, (вы) бегите 2 шаг Если это ГЛАГОЛ:проверим образование личных форм глагола:У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 2 шаг Если это ГЛАГОЛ:проверим образование форм глаголов прошедшего времени:Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок. 2 шаг Если это НАРЕЧИЕ:проверим образование наречий:Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам. 2 шаг Если это ДЕЕПРИЧАСТИЕ,проверим правильность образования:Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав. 2 шаг Если это ПРИЧАСТИЕ,Проверим правильность образования причастий:Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида. Потренируемся В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.ОТТУДОВАкилограмм абхазских МАНДАРИНОВопытные ИНЖЕНЕРЫКРАСИВЕЕДЕВЯНОСТА рублямиоттуда В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. МЕНЕЕ чёткийикра из БАКЛАЖАНОВПОМАХАЙ рукойадминистративные ОКРУГАПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиямипомаши В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.ПОЕЗЖАЙ прямобелых ГОЛЬФлучшие ТРЕНЕРЫТРЕМЯ ПЯТЫМИСЛОЖИВ полотенца гольфов В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. двести двадцать ВАТТплохие ПОВАРАПЛОШЕшесть БЛЮДЕЦВЗРОСЛЫЙ шимпанзе хуже В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. очередные ОТПУСКАЗАХОТЕЛОСЬСДЕЛАЮЩИЙ всё возможноеПОЛОЖИ деньги в кошелёкк ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТОМУ году делающий ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара ПОЛОТЕНЕЦталантливые КОНСТРУКТОРЫХОРОШИЙ шампуньЛЯЖЬТЕ на бокэскадрон ГУСАР 2.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. к ШЕСТИСТАМ РУБЛЯМпара ЧУЛКОВПОЕЗЖАЙТЕ прямоОТСЮДАполкило ЧЕРЕШНИ 3.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. административные ОКРУГАКОЛЫХАЕТэскадрон ГУСАРСАМЫЙ ЛЮБИМЫЙКЛАДЁМ: 4.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. посреди НЕЁспелых ПОМИДОРОВразделим ПОПОЛАМХОТЕЛОСЯНАПИСАВ диктант 5.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. зачитывался ДЮМАвокруг НИХДВИЖЕТС ПОВИДЛОЙк ОБЕИМ девушкам 6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. больше ВОСЬМИСТА рублейпять КИЛОГРАММбабушкиных ВАЛЕНОКс ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОГО ГОДАвосемь КИЛОГРАММОВ 7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.к ШЕСТИСТАМ РУБЛЯМпара ЧУЛКОВПОЕЗЖАЙТЕ прямоОТСЮДАполкило ЧЕРЕШНИ 8.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. парламентские ВЫБОРЫбольше всегоЗАКОНЧА выступлениев ДВУХСТАХ МЕТРАХнет свободных МЕСТ 9.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ДВОЕ друзейв ПОЛУТОРА ЧАСАХпара НОЖНИЦсто ВОЛЬТОВпять КИЛОГРАММОВ 10.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. МАШУ рукойПОЗДНЕЙШИЙТРОЕ инспекторовнаши ОТПУСКАк ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году Ключи 1 лягте 6 восьмисот 2 чулок 7 чулок 3 колышет 8 закончив 4 хотелось 9 вольт 5 с повидлом 10 ДВЕТЫСЯЧИПЯТНАДЦАТОМУ (запись без пробелов) Использованы и адаптированы материалыИнтернета.

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .

Задание №6 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку

У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.

Грамматические нормы имен существительных

Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И Окончание множественного числа им. падежа А/Я
Бухгалтер Адрес
Возраст Вексель
Выговор Ворох
Грифель Директор
Драйвер Доктор
Диспетчер Катер
Договор Китель
Инженер Кузов
Инструктор Купол
Компрессор Колокол
Конструктор Кучер
Контейнер Ордер
Лекарь Окорок
Месяц Округ
Плеер Повар
Полис Погреб
Порт Профессор
Почерк Пояс
Прожектор Паспорт
Пудель Сорт
Ректор Стог
Редактор Сторож
Слесарь Тенор
Свитер Терем
Трактор Тополь
Снайпер Хутор
Столяр Штемпель
Табель Якорь
Токарь Фельдшер
Торт Отпуск
Тренер
Флигель
Фронт
Шофёр
Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.

Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.

Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар

Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов

Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:

  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:

  • ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт

Но: граммов, гектаров, килограммов

Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:

  • много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Однако: много деревцев, оконцев

Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:

  • много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.

Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей

Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:

  • много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней

Склонение имен числительных

Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:

  • сорока, девяноста, ста

В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.

Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:

  • две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)

При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:

  • по обеим улицам (не по обоим); по обоим домам (не по обеим).

Морфологические нормы глаголов

Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:

лечь ляг лягте
ехать езжай езжайте
ездить езди ездите
глядеть гляди глядите
махать маши машите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
класть клади кладите

И настоящего и будущего времени:

Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:

  • постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь

Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.

Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
  3. Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
  4. Ищем неверно написанное слово.
  5. Записываем правильный ответ (правильную форму слова).

Разбор типовых вариантов задания №6 ЕГЭ по русскому языку

Шестое задание демонстрационного варианта 2018

  1. опытные ТРЕНЕРЫ
  2. по ОБОИМ сторонам
  3. звучит не менее ГРОМКО
  4. ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
  5. нет ТУФЕЛЬ
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Опытные тренеры занялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко . Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
  3. Опытные тренеры тренер . Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко . Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель туфля .
  4. Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.

Ответ: обеим

Первый вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. ПОЕЗЖАЙ прямо
  2. белых ГОЛЬФ
  3. лучшие ТРЕНЕРЫ
  4. ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
  5. СЛОЖИВ полотенца
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямо по дороге. У нашей сборной лучшие тренеры . Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
  3. Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать . Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер . Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
  4. Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.

Ответ: гольфов

Второй вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МАШУ рукой
  2. ПОЗДНЕЙШИЙ
  3. ТРОЕ инспекторов
  4. наши ОТПУСКА
  5. к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
  3. Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать . Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний . Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор . Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск .
  4. Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.

Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.

Третий вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МЕНЕЕ чёткий
  2. икра из БАКЛАЖАНОВ
  3. ПОМАХАЙ рукой
  4. административные ОКРУГА
  5. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Менее четкий рисунок. Икра из баклажанов получилась на славу. Административные округа отреагировали на заявление. Контрольная представлена пятьюдесятью заданиями .
  3. Менее четкий – верно образованная сравнительная степень прилагательного четкий. Икра из баклажанов – верная форма множественного числа родительного падежа существительного баклажан - ЗАПОМНИ . Административные округа – верная форма множественного числа именительного падежа существительного округ. Пятьюдесятью заданиями – в сложных числительных склоняются обе части.
  4. Здесь в склонении числительного ошибки не допущено, зато ее можно встретить в сочетании под номером 3. Нужно раз и навсегда запомнить, что правильный вариант – помаши .

Слайд 1

Отработка задания №6

Слайд 2

1.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) пара сапогов 2) решать гораздо лучше 3) четырьмя способами 4) лягте на пол 1 сапог

Слайд 3

2.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет 3) трое братьев 4) у новых туфлей 4 туфель

Слайд 4

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) четырьмястами строчками 2) полощущий бельё 3) все директора гимназий 4) более выше 4 более высокий

Слайд 5

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) шестьюстами учебниками 2) едь вперёд 3) спелых абрикосов 4) жёстче дерева 2 поезжай

Слайд 6

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны 2 падежей

Слайд 7

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) чудеснейший день 2) много вишен 3) две седьмых участка 4) сади дерево 4 сажай

Слайд 8

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами 2 проповедует

Слайд 9

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) полутораста книгам 2) толковые инженера 3) трех восьмых 4) наименее удобный 2 инженеры

Слайд 10

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) всех милее 2) ящик мандаринов 3) подошел к ему 4) жарких пустынь 3 к нему

Слайд 11

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) много народу 2) семисот двадцати 3) группа англичан 4) директоры заводов 4 директора

Слайд 12

11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) двести килограмм 2) выступали профессора 3) их предложения 4) более красивый 1 килограммов

Слайд 13

12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) пара сапог 2) ехайте быстрее 3) шесть гусаров 4) мало народу 2 поезжайте

Слайд 14

13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) двумстам сорока трем 2) рядом с ними 3) самый умнейший 4) плантации чая 3 самый умный

Слайд 15

14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) видели арабов 2) к обоим старикам 3) авторы пособий 4) пятистами рублями 4 пятьюстами

Слайд 16

15.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) приближаются выборы 2) трехсот девяноста писем 3) не реже двух раз 4) в двухтысяч восьмом году 4 две тысячи восьмом

Слайд 17

16. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) построили катера 2) пара цапель 3) более тише 4) два ведра баклажанов 3 более тихий

Выполнение этого задания связано с образованием форм слова. Разберем несколько примеров.

Употребление имени существительного

1.Запомните формы мн. ч. Им. п. некоторых существительных.

Нормативные формы: бега, болота, векселя, векторы, гнёзда, директора, доктора, донья (бочек, сосудов), катера, корма, купола, кучера, отпуска, паспорта, повора, профессора, сторожа, сорта, терема.

Бухгалтеры, возрасты, выборы, выпуски, дёсны, договоры, инженеры, клапаны, консулы, лекторы, контейнеры, офицеры, очереди, переговоры, плоскости, площади, почерки, разы, секторы, слесари, супы, торты, редакторы, ректоры, шофёры.

Вариантные нормы: вымпелы, вымпела, прожекторы, прожектора, теноры, тенора, тракто­ры, трактора, фельдшеры, фельдшера, цехи и цеха.

Иногда окончания указывают на смысловые различия: кондукторы (приспособления в тех­нике), кондуктора (работники транспорта), пропуска (документы), пропуски (что-либо пропущенное), тона (цветовые), роды (ряд поколений), роды (при рождении ребёнка), тоны (звуковые), хлебы (печё­ные), хлеба (злаки).

2. Запомните формы падежа имени существительного.

· Сущ. М. р. 2 скл. в П.п. в случае обстоятельственного значения имеет окончание –У : в шкафУ, в бытУ , в садУ ; а в случае объектного значения - окончание Е : разбираться в садЕ , понимать в бытЕ народа

· Запомните варианты окончаний РОДИТЕЛЬНОГО падежа часто употребляемых в речи существительных м. р.:

Названия единиц измерения: (несколько) ампер, киловатт, рентген, НО акров, граммов, килограммов

Названия овощей, фруктов: дынь, маслин, яблок, НО абрикосов, ананасов, апельсинов и т. д.

Названия, связанные с воинской службой: партизан, солдат, кадет (название лиц по принадлежности к воинским соединениям), НО кадетов (при обозначении отдельных лиц), офицеров, саперов, рекрутов

Названия лиц по национальности: англичан, болгар, лезгин, осетин, румын, армян, НО греков, курдов, монголов, эскимосов, якутов

Названия парных предметов: пара ботинок, брюк, валенок, колготок, лосин, манжет, мокасин, погон, сандалий, сапог, туфель, чулок, НО гольфов, носков

3.Запомните некоторые примеры употребления форм рода.

Вуаль – ж. р.; гуашь – ж. р.; мозоль – ж. р.; тюль – м. р.; шампунь – м. р.: кофе – м. р.

Употребление форм РОДА ЗАПОМНИ!

Вуаль - ж. р. (смотрю за тёмную вуаль), гуашь - ж. р. ( белой гуашью), мозоль - ж. р. ( наступить на любимую мозоль), тюль - м. р. ( красивым тюлем), шампунь - м. р. ( мыть голову шампунем).



УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

ОСТОРОЖНО! ОШИБКА

1. Ошибка... от избытка чувств!

Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выгля­дит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь - сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд, самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со зна­чением «очень высокая степень проявления признака»)... Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.

ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и состав­ные формы обеих степеней сравнения ( самый тончайший, более худшее, наименее красивое, менее легче, самый красивейший )!!!



2. ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)

Близкий - ближе, богатый - богаче , бойкий - бойчее и бойче, высокий - выше, гибкий - гибче, глад­кий - глаже , глубокий - глубже, горький (опыт) - горше, горький (на вкус) - горче, далёкий - дальше , дикий - дичее и диче, жаркий - жарче, звонкий - звонче, красивый - красивее, краше, крепкий - крепче , ловкий - лов­чее и ловче, мелкий - мельче, мягкий - мягче, поздний - позже, слабый - слабее , сладкий - слаще, тонкий - тоньше, твёрдый - твёрже, толстый - толще, узкий - уже, хлёсткий - хлестче , чистый - чище, широкий - шире, ярк ий -ярче.



У сложных числительных от двухсот до девятисот при склонении также изменяются обе части, причём первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая часть – как существительное во множественном числе.

Двухсот, четырёхсот, девятисот (книг)

Двумстам, четырёмстам, девятистам (книгам)

Двести, четыреста, девятьсот (книг)

Двумястами, четырьмястами, девятьюстами (книгами)

(О) двухстах, четырёхстах, девятистах (книгах)

При склонении составных числительных изменяется каждое слово.

Двух тысяч пятисот семидесяти трёх (книг)

Двум тысячам пятистам семидесяти трём (книгам)

Две тысячи пятьсот семьдесят три (книги)

Двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя (книгами)

(О, на) двух тысячах пятистах семидесяти трёх (книгах)

Ошибки при употреблении глаголов
При употреблении форм повелительного наклонения

Начальная форма глагола

Форма повелительного наклонения (единственное число)

Форма повелительного наклонения (множественное число)

ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ)

ВЫ ЛЯГТЕ(неправильно ЛЯЖЬТЕ)

ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ)

ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)

ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ)

ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)

ПОЛОЖИТЬ

ТЫ ПОЛОЖИ (неправильно ПОЛОЖЬ)

ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)

ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ)

ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)

ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ)

ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)

ТЫ ЛАЗАЙ (неправильно ЛАЗЬ)

ВЫ ЛАЗАЙТЕ (неправильно ЛАЗЬТЕ)

Ошибки при образовании форм глаголов настоящего, будущего, наклонения:
ЕЗДИТЬ – Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ – Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:
СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё- либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЁНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.
СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно что-нибудь на другого человека (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

1. Одеть брюки или надеть?
Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду.
Неправильно: одеть брюки

2. Займи мне или одолжи мне?
Я занял у родителей денег,
И не вернул, потому что бездельник

Весной друг байк мне одолжил,
И я до лета не дожил.
Неправильно: займи мне, я одолжил (в значении «взял взаймы»)

3. Пожарник или пожарный?
Я тушил вагон товарный,
Потому что я пожарный.
Неправильно: пожарник

4. Согласно чего или согласно чему?
Согласно царскому указу
Боярам выбили по глазу.
Неправильно: согласно указа.

5. В Митино или в Митине, из Бутова или из Бутово? (Склоняются ли топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно)*
Баба Люба (сама живет в Митине)
Позвала зятя из Бутова на чаепитие.
Неправильно: в Митино, из Бутово
*Если во фразу добавить родовое слово («город», «село»), топоним не склоняется. Пример: «в районе Митино».

6. Договоры или договора?
Мы не жулики, не воры,
Подписали договоры
Неправильно: договора

7. Носок или носков, чулок или чулков?
Я оставил ей в залог,
Пару синеньких чулок,
И уехал сразу в Псков,
С ящиком цветных носков.
Неправильно: носок и чулков

8. По средАм или по срЕдам?
Не советую я вам
Напиваться по средАм.
Неправильно: по срЕдам (дни недели)

9. Подпись/роспись
Агенты Моссада
Поймали араба, организовав засаду.
Сделав на фасаде еврейского дома роспись,
Араб поставил в акте сдачи-приемки не ту подпись.
Неправильно: поставить в акте роспись

10. ОдноврЕменно/одновремЕнно?
Сразу две сказали одноврЕменно:
«Дорогой, похоже, я берЕменна».
Неправильно: одновремЕнно.

1. Выбор правильного падежа и предлога

Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ «дружат» только с Дательным падежом.

Например: согласно расписаниЮ , вопреки прогнозУ , благодаря наставникУ

P.S. употреблять эти предлоги с родительным падежом: потерять балл!

2. Предлог ПО употребляется с дательным, винительным и предложным падежами.

Например: уехать по истечнИИ , по окончанИИ лекции, по приездЕ в Москву

Предлог ПО при местоимения МЫ и ВЫ употребляется в предложном падеже.

Например, скучать по ваС , тосковать по наС

3. Управление в предложении с однородными членами

Часто в предложении при двух или нескольких однородных членах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одного падежа и предлога .

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при однородных членах, требующих разного управления.

Например: Трест организовал и руководил предприятием.

4. Ошибки при употреблении предложений с однородными членами

Вы должны помнить, что в языке есть парные союзы КАК…ТАК И, НЕ ТОЛЬКО…НО И . Составлять неправильные пары типа не только, а также, не только…но, не только…а нельзя !

Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Например, Главный герой полюбил войну и рисковать жизнью – или глаголом и прилагательным: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая .

5.Ошибки при употреблении конструкций с прямой речью.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Неправильно строить такие конструкции: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил Я свободу». Правильно : «в свой жестокий век восславил» он свободу.

6.Распространенной ошибкой является неправильное употребление приложения в названиях книг, фильмов и т.д.

Неправильно: В романе Л. Н. Толстого «Войне и мире» рассказывается…

Правильно: В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывается… или В «Войне и мире» Л. Н. Толстого рассказывается…

ТРЕНАЖЕР по подготовке к заданию 6 ЕГЭ от
Марины Николаевны Максимовой

Видеоурок подготовлен школой "Хочу знать"