Егэ задание 25 классификация проблем аргументы. Важность процесса познания в жизни человека. Ищем ошибки в аргументации

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Литературные аргументы (25 задание ЕГЭ по русскому языку) Скрипка Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ГКОУ РО общеобразовательный лицейинтернат «Педагогический», автор учебнометодических пособий издательства «ЛЕГИОН»

2 Проблема мастерства, настоящего искусства и псевдокультуры (текст Л.Мозгового) Образец аргументации: В качестве подтверждения своей точки зрения хочу вспомнить булгаковского мастера, который жил и творил в эпоху торжества пошлости и бездарности. Иван Бездомный, поэт-безбожник, отказался от своей поэмы о Христе, а его покровитель Берлиоз получил достойное воздаяние за неверие. М. А. Булгаков в своем знаменитом романе высмеял литераторов МАССОЛИТа, которые превратились в штампованных прозаиков и критиков, а искусство сделали производственным процессом. Цену поэтического вдохновенья знали А. С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов, А. А. Ахматова и Б. Л. Пастернак, который писал: Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

3 Проблема роли поэта носителя гениального сознания в жизни общества (текст Е. Винокурова) Поэт, как сейсмограф, компас общества, передает колебания эпохи. По нему мы определяем пути истории, силу ее подземных толчков. С. А. Есенин является идеальным инструментом для определения социальной и политической температуры, обнаженной совестью нации. Как пророческий дар оценивали талант поэта А. С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. О высоком общественном назначении стихотворца писал Н. А. Некрасов. Тайну поэтического труда воспели А. А. Ахматова и Б. Л. Пастернак. Н. Матвеева верно сказала в своем стихотворении: Когда потеряют значенье слова и предметы, На землю, для их обновленья, приходят поэты, Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов Это каторжный труд суеверных старинных матросов, Спасающих старую шхуну Земли.

4 Проблема загадки вдохновения (текст К. Г. Паустовского). Вдохновение это строгое рабочее состояние человека, но у него есть свой поэтический подтекст. О загадке вдохновенья писал А. С. Пушкин в стихотворениях «Разговор книгопродавца с поэтом», «Муза». А. А. Ахматова в лирическом произведении «Творчество» раскрыла нам тайну поэтического мастерства: Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шёпотов и звонов Встаёт один, всё победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растёт трава, Как по земле идёт с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И лёгких рифм сигнальные звоночки, - Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. В стихотворении «Мне ни к чему одические рати» Ахматова заметила: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

5 Проблема взаимовлияния жизни писателя и его творчества. Подвиги книжные и жизненные (текст К.Г. Паустовского). Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда началом его книг. Гражданский поступок совершил А. П. Чехов, отправившись в путешествие на остров Сахалин и рассказав затем в документальной книге о жизни, протекающей в условиях каторги и ссылки. Поэты военного поколения сделали свою боевую жизнь литературой, а литературу зеркалом подвига. Н. Майоров, С. Орлов, С. Гудзенко, А. Сурков и др. их имена навеки останутся вписанными в огненную книгу военного лихолетья. С. Смирнов, сам строевой командир и военный корреспондент, совершил настоящий гражданский подвиг, создав в память о героях книгу «Брестская крепость».

6 Проблема культуры и цивилизации (текст В.Солоухина) Автор вопрошает: как тяга к красоте, культ цветов может сочетаться у нас с грязью в подъездах? «Мир спасет красота». С этой фразы начинается разговор о творчестве Ф.М. Достоевского. Вопрос: какая красота? Конечно же, духовная. Ее носителями являются героини многих романов писателя: Настасья Филипповна, Сонечка, Дунечка, Настенька и другие. Л. Н. Толстой в романе «Воскресение», осуждая современную цивилизацию, говорит, что жители собрались в городе как будто для того, чтобы забивать камнями землю, дымить каменным углем и нефтью, выгонять из него всех животных и птиц. Однако классик утверждает и возможность возвращения заблудших душ к нравственным первоосновам. А. П. Чехов писал: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Нет смысла оспаривать эту мудрую мысль.

7 Проблема истинного и ложного, поверхностного знания, ведущего к неверному толкованию мыслей великих (текст Г. Смирнова) Публицист осуждает плоды новой русской образованщины. Вспомним мнимое обучение господина Журдена героя комедии французского драматурга Мольера «Мещанин во дворянстве», который с удивлением обнаруживает, что всю жизнь говорил прозой, берет уроки танцев и этикета. Однако все усилия сделать его более культурным человеком пропадают даром. Вопиющим представляется невежество героя «Недоросля» Д.И. Фонвизина Митрофанушки, который из грамматики знает только «существительна» и «прилагательна», но не умеет их различать. Просвещение и книги бранят в московских гостиных герои «Горя от ума» А.С.Грибоедова. Автор «Евгения Онегина» с легкой иронией замечает: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь И все же поверхностное образование позволяет Онегину судить об экономической системе страны, читать древних авторов, иметь представление о европейской истории и словесности.

8 Проблема значения науки в нашей жизни (текст В.Харченко) Автор статьи уверенно заявляет, что занятия наукой не только приносят материальные плоды и доставляют удовольствие, но помогают пережить трудности, беды. Действительно, мы можем привести немало примеров того, как наука помогла ученым-генетикам выстоять в годы сталинских репрессий. Мощная фигура Тимофеева-Ресовского в романе Д. Гранина «Зубр» пример человека, не сломленного жизненными испытаниями. Также вспоминаются герои произведения В. Дудинцева «Белые одежды» Дёжкин, Стригалёв, Посошков, которые, будучи настоящими исследователями-биологами, сохраняют достоинство ученого в жестокий ХХ век. Со страстью генетики служат они науке, открывают тайны природы, и в этом заключается высшее оправдание их жизни.

9 Проблема ограниченности знаний человека. Противоречие между теоретическими знаниями и представлениями о внешнем мире (текст В. Солоухина) Пространству знаний противостоит безграничный, загадочный мир. Практические знания иногда выигрышнее книжной мудрости. В подтверждение верности авторской мысли хочу привести следующие литературные аргументы. Так, например, в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» блестяще образованному Чацкому противостоят Фамусов и Молчалин, чья практическая мудрость, умение жить больше нравятся Софье, чем умствования друга детства. В эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» герои-интеллектуалы образуют антитезу по отношению к персонажам, живущим естественной жизнью. Соединение в эпилоге семей Безуховых, Болконских и Ростовых говорит о достижении высшей гармонии бытия, когда ум соединяется с сердцем.

10 Проблема роли науки в нашем обществе. Значение образования в формировании мировоззрения. Духовное удовлетворение, которое дает нам наука (текст А. Ф. Лосева) Автор публицистической заметки убежден, что те знания, которые мы получаем в течение жизни, способствуют формированию в нас личности. Однако есть еще высокое наслаждение, которое, помимо материальных плодов и выгод, мы получаем от занятий науками. В качестве литературных аргументов, подтверждающих значимость образования и науки в жизни каждого человека в частности и общества в целом, приведем примеры из классики. Еще М. В. Ломоносов в век Просвещения писал: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут О невежестве дворян сокрушались герои «Недоросля» Д. И. Фонвизина Правдин и Стародум. О пользе наук в своих пламенных монологах говорил герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий.

11 Проблема истинных и ложных ценностей. Роль технического прогресса в нашей жизни (текст Г.Смирнова). Автор, подводя итоги ХХ века, утверждает приоритет духовных ценностей над материальными. Решая вопрос: сытость или свобода духа герои Достоевского выбирают последнюю. Конечно же, их искания сопряжены с опасностью, но иначе жить они не могут. Таковы, например, Рогожин и князь Мышкин из романа Ф.М.Достоевского «Идиот». Герой Л. Н. Толстого Пьер Безухов, будучи одним из самых состоятельных людей России, продолжает искать смысл жизни. Сначала он находит его в масонстве, затем в преобразованиях в южных поместьях. В эпилоге Безухов уже показан членом тайного общества.

12 Проблема поиска шедевров в нашей жизни (текст К.Г.Паустовского) Автор убежден, что шедевры бывают не только в искусстве, но и в природе. В рассказе О. Генри «Последний лист» старый художник, спасая больную подругу, рисует свой настоящий шедевр лист плюща, на который загадана была жизнь и смерть Джонси. Шедевр мастера из закатного булгаковского произведения его роман о Понтии Пилате позволяет восстановить историческую и человеческую справедливость.

13 Проблема роли книги в жизни человека, ее бессмертия, нравственного подвига человека. (текст В. Г. Лидина). Автор утверждает, что книга спасала человеческие души в условиях фашизма. В романе Р. Брэдбери «451: по Фаренгейту» в будущем мире пожарные сжигают признанные вредными книги, их заменяют «говорящие стены». Но уцелевшие после ядерной войны люди в лесах сохраняют знания, превращаясь в живые книги они заучивают содержание произведений наизусть. Проблема нравственного подвига человека в период Великой Отечественной войны поднимается в повести В. Быкова «Обелиск». Учитель Алесь Мороз продолжает при фашистском режиме учить детей. «Не будем учить мы, будут оболванивать они», - заявляет герой, разделивший со своими учениками смерть.

14 Проблема трудности читательского выбора. Массовая литература («чтиво») и истинная, «живая» книга (текст В. Иванова) Несмотря на засилье массовой литературы в наше время, вместе с В. Ивановым я убежденно заявляю: «Живая книга чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха». «Человек узнает из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает». Конечно, роль художественной литературы в жизни человека нельзя переоценить. М.Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». По кругу чтения мы, обычно, судим о людях. Нам важно, какие книги являются для них настольными, на что они обращают внимание в книжном магазине. Вспомним, какое значение мы придавали тому, что читали литературные герои. Так, пушкинская Татьяна Ларина была поклонницей французских романов, в годы Гражданской войны Елена Турбина из «Белой гвардии» М. А. Булгакова читала «Господина из Сан- Франциско», а лирическая героиня стихотворения М. И. Цветаевой «Книги в красном переплете» восхищалась произведениями Марка Твена.

15 Проблема качества книг. Деградация нации как следствие деградации искусства слова (текст Г. Измайлова) Автор текста всерьез обеспокоен тем, что реклама книжной продукции осуществляется с помощью слогана: «Отправь голову в отпуск!» Поглощение так называемого «чтива» может привести к тому, что мы будем жить в «безголовой России». Вопрос о том, что такое настоящая литература и подделка под нее стоял остро в каждую эпоху. Конечно, есть беллетристика, которую можно читать для развлечения. Но, естественно, при этом должна развиваться серьезная художественная литература, освещающая философские, нравственные проблемы. Когда-то французские романы, которые читала Т. Ларина, считались легкомысленной литературой, теперь многие из них стали классикой. Сейчас появилось много произведений массовой литературы: детективов, дамских романов, фэнтези. Среди них есть немало низкопробной продукции. Однако, безусловно, встречаются и качественные, интересные. Кнут Гамсун писал: «Модная литература. чужда моей душе и моему уму. Я ее не принимаю и чувствую, что она унижает литературу, которой отдано мое сердце, литературу сугубо духовного плана, пред которой я мысленно преклоняю колени».

16 Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема языковой моды и роли СМИ (средств массовой информации) в формировании нашей речевой культуры. Проблема связи языка и общества. Проблема отношения к заимствованиям (В. Г. Костомаров) Конечно, процесс заимствований неизбежен. Но, как справедливо заявляет В.Костомаров, во всем нужна мера. Засорение языка варваризмами, экзотизмами, уголовным жаргоном отражает неблагополучие нашего общества. О влиянии иностранцев, засилии чуждых диалектов предупреждал в своих пламенных монологах Чацкий. Особенно герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» иронизировал над смешеньем языков «французского с нижегородским» в московских гостиных начала XIX века. А вот в языке романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» присутствуют заимствования, кальки с европейских слов, ведь не всегда есть русские эквиваленты англицизмам. Так, о Татьяне автор пишет: Она казалась верный снимок Du comme il faut... *(Шишков, прости: Не знаю, как перевести.) Или:

17 Проблема отношения к заимствованиям (В.Г.Костомаров) Никто бы в ней найти не мог Того, что модой самовластной В высоком лондонском кругу Зовется vulgar * Старшая сестра Ольги «по-русски плохо знала», «выражалася с трудом» «на языке своем родном», но при этом оставалась «русская душою». А. С. Пушкин иронизирует над членами общества «Беседа любителей российского слова», ратовавших за отсутствие в русском языке любых заимствований. Спор «карамзинистов» с «шишковистами» нашел отражение на страницах романа «Евгений Онегин».

18 Проблема экологии культуры, отношения к языку как к составной части духовного наследия нации (текст С.Казначеева) Проблему варваризации родной речи поднимали герои «Бригадира» Д.И.Фонвизина, об этом размышлял в своих монологах Чацкий, осуждали неоправданные заимствования А. С. Пушкин и И. С. Тургенев. Конечно же, во всем нужна мера. Разумное использование иностранных слов не повредит устной речи, но засилье их приведет к утрате родной культуры.

19 Проблема бережного отношения к родному языку (текст Н. Галь). Автор ратует за очищение нашей речи от формализма, штампов, канцелярита, за развитие языкового вкуса. Канцелярит романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» - художественное решение автора, стилизовавшего официально-деловой стиль эпохи. Трудный язык произведений А. Платонова, насыщенный лозунгами эпохи социализма отражение искалеченной жизни. Но писатели решают эстетические задачи, мы же в своей повседневной речи должны бороться за чистоту языка.

20 Проблема чести (текст Д. Гранина) Автор справедливо восклицает: «Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды?..» Действительно, это сугубо личное нравственное чувство актуально во все времена. Достаточно вспомнить, какую важную роль играет это понятие в моральном кодексе пушкинских героев. Так, человеком слова остается Сильвио из повести «Выстрел». Эпиграф: «Береги платье снову, а честь смолоду» определяет поступки персонажей «Капитанской дочки» Пугачева и Гринева. Бесчестное поведение Швабрина приводит его к печальному концу. Не случайно назван дорогой чести жизненный путь героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского. Князь проявляет благородство натуры и на ратном поле, и в миру. Для некоторых персонажей романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» честь только лишнее бремя. Таковы бросивший свою армию генерал Белоруков, позорно бежавшие в Германию гетман и муж Елены Тальберг. С другой стороны, подполковник Малышев, военный врач Турбин, полковник Най-Турс всегда остаются людьми чести и доблести.

21 Проблема душевной черствости, эгоизма, ответственности человека за все совершенное им. Противоречивость поступков спасение или предательство? (текст М.Худякова) Автор осуждает показное геройство, позерство и самолюбование, которые могут стать душевной болью другого человека на всю жизнь. Неоднозначность человеческих поступков заставляет нас вспомнить так называемую «раскольниковскую арифметику». Герой Достоевского размышлял о том, что на одной чаше весов жизнь какой-то ничтожной, вредной старушонки, а на другой тысячи молодых жизней, которые можно было бы устроить на старухины деньги. К чему это привело мы знаем. Можно также обратиться к образу Наполеона в эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Как отмечал князь Андрей, французский император велик в госпитале в Яффе и на Аркольском мосту. Однако нельзя не осудить его позерство и самолюбование в момент, когда сотни польских солдат гибли на его глазах, а Бонапарт упивался этим зрелищем.

22 Проблема милосердия (текст Д. Гранина) По мысли публициста, именно это чувство позволило нашей культуре завоевать народное признание, авторитет. Давайте обратимся к произведениям, появившемся в жестоком ХХ веке эпохе войн и революций. Главный герой эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов тяжело переживает убийство даже на поле брани. После рубки матросов под Климовской он восклицает: «Братцы, нет мне прощенья!» Когда-то он пожалел срезанного косой утенка, теперь Григорий смело смотрит в глаза смерти и несет ее врагам. Однако его противники такие же казаки, как и он. Осознание неверности собственного пути становится для младшего Мелехова источником нравственных страданий. Вспомним также булгаковскую героиню Маргариту. Возлюбленная мастера мстит его ненавистникам и в то же время заступается перед Воландом за детоубийцу Фриду. Милосердие тесно связано с покаянием, раскаянием, поэтому о его отсутствии часто сокрушаются современные прозаики В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, Ч. Т. Айтматов.

23 Проблема значения веры в широком смысле этого слова для формирования личности. Вера в добро и нравственность, вера и убеждения (текст С.Соловейчика) «чем лучше питали человека в детстве добром и красотой тем крепче будет его нравственное здоровье». «Вера в добро со временем укрепится в нем и станет основой мировоззрения». Продолжает верить в добро и милосердие героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова. Уверенность в природной силе жизни выражает в романе «Воскресение» Л. Н. Толстой, герой которого возрождается для истинного бытия.

24 Проблема потребительского отношения к жизни (по мотивам текста С. С. Качалкова) Образец сочинения В погоне за приобретательством, личной выгодой люди зачастую теряют себя, становясь чёрствыми и равнодушными к ближним. Об этом размышляет в своём произведении современный прозаик С. С. Качалков. Перед читателем предстаёт небольшой эпизод из жизни Сергея Николаевича Плетёнкина, автомеханика, работавшего в сервисной мастерской в самом центре города. Придя вечером домой, он взахлёб рассказывает жене и дочери о пассажирке, с которой он беззастенчиво взял чрезмерно большую плату за проезд. Плетёнкин оправдывает своё рвачество тем, что женщина оказалась обеспеченной: «кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная». Внезапно герой С. С. Качалкова понимает, что это была одноклассница, перед которой он очередной раз, как и много лет назад в истории с конкурсным сочинением, продемонстрировал свою жадность и эгоизм. С запоздалым раскаяньем Сергей Николаевич даёт себе клятву вернуть злосчастные пятьсот рублей. Автор заставляет Плетёнкина испить чашу позора до дна, вызывая героя на суд совести. «Разве ты меня обманул?» звенят в сознании автомеханика слова Наташи Абросимовой. «И он поплёлся есть остывающий суп», резюмирует писатель.

25 Образец сочинения Нельзя не согласиться с С. С. Качалковым, осуждающим торжество потребительского начала, утрату традиционных нравственных ценностей, компромисс с совестью, которые являются, к сожалению, характерными чертами нашей эпохи. Подобное сожаление в связи с потерей важных человеческих качеств: чуткости, доброты, щедрости, внимательности к людям испытывают и чеховские герои. Так, доктор Топорков из рассказа «Цветы запоздалые» за радужными бумажками не видит драмы влюблённой в него пациентки, княжны Маруси. Когда доктор понимает, что её преданность и любовь важнее обширной практики и жены с хорошим приданым, он пытается спасти больную Марусю, но тщетно княжна умирает за границей на его руках. Однако Топорков перерождается: из Ионыча он превращается в Старцева, заботится о брате своей возлюбленной, становится мягче и человечнее. О нравственном кризисе своего героя пишет и Ю. В. Трифонов в повести «Обмен». Название произведения становится символом отношений между людьми в современном мире. Дмитриев уже совершил «обмен», предпочтя сытую и спокойную жизнь мещанина верности нравственным идеалам московской интеллигентной семьи. Так же, как Трифонов, Качалков осуждает разрушение морального кодекса порядочного человека. «Времена не выбирают, // В них живут и умирают», сказал А. Кушнер. Но в жизни нужно уметь сделать правильный выбор, чтобы в будущем не сожалеть о совершённом.

26 Проблема последствий необдуманного поступка, авантюризма, переоценки своих сил (текст В. Конецкого) Рассказывая историю штурмана-лихача, вышедшего в море во время шторма, чтобы зажечь маяк, автор предупреждает читателя об опасности рискованных решений. Ставя под удар жизнь и здоровье подчиненных и свое собственное, нужно помнить об ответственности. В качестве примера можно вспомнить тот факт, что героизм лейтенанта Кузнецова в романе Ю. В. Бондарева «Горячий снег» стоил жизни солдатам. Об опасности психологии «шапкозакидательства» говорит и персонаж повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» Фарбер, когда осуждает антигуманное решение штабного начальника Абросимова идти грудью на пулеметы.

27 Проблема лицемерия, подхалимства, подличанья (по тексту Н. В. Гоголя) В художественной форме писатель обличает подхалимство во всех его родах и видах. Подхалимство осмеивал А. П. Чехов в своих юмористических рассказах «Толстый и тонкий», «На гвозде», «Смерть чиновника», «Как у Дездемонова 25 рублей пропало» и др. Чинопочитание во всех его формах и видах осуждал в сатирических стихотворениях и пьесах В. В. Маяковский («Подлиза», «Теплое слово кое-каким порокам», «Клоп», «Баня»).

28 Проблема романтизации уголовной жизни (текст А. Андреева). В. М. Шукшин. Кинороман «Калина красная». Романтизация бандитского существования приводит героя Егора Прокудина к трагедии. Судьба героев произведения А. Константинова «Бандитский Петербург», хорошо известная по одноименному сериалу, разрушает все иллюзии по поводу сладкой блатной жизни.

29 Проблема «функции искусства будить и освещать в соплеменнике чувство родины». Уникальность россиян. Чувство патриотизма (текст В. Конецкого). «Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины» Ностальгию остро ощущали деятели культуры, которые покинули Россию во время первой волны эмиграции в ХХ веке. В стихотворении «Тоска по родине! Давно» М.И.Цветаева нарисовала образ рябины, который стал для поэтессы символом России. В.В.Набоков в лирическом произведении «Расстрел» воссоздал ситуацию трагического возвращения на Родину: Но, сердце, как бы ты хотело, чтоб это вправду было так: Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг!

30 Проблема «функции искусства будить и освещать в соплеменнике чувство родины». Уникальность россиян. Чувство патриотизма (текст В. Конецкого). Пронзительное стихотворение Г. Иванова подтверждает меру тоски по родной стране, которую испытывали невольные эмигранты 1920-х гг.: Россия счастие. Россия свет. А, может быть, России вовсе нет. И над Невой закат не догорал, И Пушкин на снегу не умирал, И нет ни Петербурга, ни Кремля Одни снега, снега, поля, поля... Снега, снега, снега... А ночь долга, И не растают никогда снега. Снега, снега, снега... А ночь темна, И никогда не кончится она. Россия тишина. Россия прах. А, может быть, Россия только страх. Веревка, пуля, ледяная тьма И музыка, сводящая с ума. Веревка, пуля, каторжный рассвет Над тем, чему названья в мире нет.

31 Проблема совести, отзывчивости, чувства нравственного долга как нормы поведения (текст Г. Н. Бочарова). Автор отстаивает принципы гуманизма. Проблема неспокойной совести часто встречается в классической русской литературе. Достаточно вспомнить трагедию героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Р. Раскольникова, который не смог переступить через моральный закон и испытывал нравственные страдания, совершив убийство. Не сумел остаться равнодушным к нарушению норм морали герой поэмы А.А.Блока «Двенадцать» Петруха, расправившийся с неверной Катькой. Тяжело давались убийства на поле боя Григорию Мелехову из романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

32 Проблема позднего раскаянья, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное (текст А.А.Геласимова). Сожаленье автобиографического героя, что не додал тепла и участия самым близким людям сестре и маме. «Все на свете можно изменить, но только не то, что уже сам сделал». Раскаивается в равнодушии к своей пациентке, а затем возлюбленной герой чеховского рассказа «Цветы запоздалые» доктор Топорков. Увы, ничего уже изменить нельзя княжна Маруся умирает, хотя ее последние дни окрашены теплотой чувства доктора. Е. Евтушенко. Стихотворение «Уходят матери». Мы опоздали. Пробил страшный час. Глядим мы со слезами потаенными, как тихими суровыми колоннами уходят наши матери от нас А. Т. Твардовский. Цикл «Памяти матери» (горькое чувство вины перед самым дорогим человеком).

33 Проблема эгоизма, равнодушия, непонимания между людьми (текст Ю. Котляревского). С присущей ему иронией автор говорит нам: все вокруг испытывают подобные ощущения, присмотритесь к окружающим, будьте чуткими к другим. Молодой эгоизм, конечно, естественен, но мы должны учиться видеть что-то и вокруг себя. Замечать людей, нуждающихся в помощи; не забывать о близких, которые ждут нашего тепла и поддержки. По высшим законам гуманизма живут многие герои русской литературы. Так, Родион Раскольников, одержимый бесчеловечной идеей, не замечает ничего вокруг. Поглощен своими страданиями Левин из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Жизнь, однако, вносит в их судьбу свои коррективы. От страшного сна просыпается на каторге герой Ф. М. Достоевского. Включается в общий ход бытия занимающийся хозяйством Левин.

34 Проблема разгильдяйства, расхлябанности, надежды на «авось» (текст Г. Черникова). Знаменитая русская пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» является хорошей иллюстрацией проблемы, поднятой автором этого текста. Авось кривая вывезет по такому принципу живут многие герои русской литературы. Это и действующие лица гоголевской комедии «Ревизор», прежде всего Хлестаков, и персонажи знаменитых романов И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Надеются на то, что жизнь наладится сама собой, безответственные жители Матеры из повести В. Г. Распутина.

35 Проблема разных форм выражения любви (текст В.П.Астафьева). Жалкую любовь инвалида, его собачью преданность жене Мурочке автор не в силах понять и принять. Вспоминаются произведения А. И. Куприна «Поединок» и «Гранатовый браслет». Ромашов понимает низменность своей истории с Раисой Петерсон на фоне просыпающихся чувств к Шурочке Николаевой. В произведении «Гранатовый браслет» генерал Аносов рассказывает своим воспитанницам Вере и Анне истории любви прапорщика и полковой дамы, а также жены капитана, которые выглядят жалкими в сравнении с чувствами Желткова.

36 Проблема силы жизни, скрытых возможностей человека (текст Т. И. Косицкого и И. Н. Дьяконова). Авторы призывают нас быть достойными человеческой миссии, не зарывать свой талант в землю. Осуществить свое предназначение быть женой и матерью стремится Наташа Ростова из романа-эпопеи «Война и мир», сожалея, что так, ни для кого, проходят лучшие годы. В эпилоге героиня обретает высший смысл своего существования в семье и служении мужу. За мастера и его великое произведение борется Маргарита в знаменитом романе М. А. Булгакова. «Рукописи не горят», - провозглашает Воланд. И возрожденный роман о Понтии Пилате будет жить в веках.

37 Проблема восприятия мира, быстротечности времени (текст К. Г. Паустовского). «Можно, даже сидя всю жизнь на одном месте увидеть необыкновенно много». Как известно, друзья подшучивали над Ж. Верном, что он плавает только по своей чернильнице. Путешествовать писатель начал только в зрелые годы. Можно также вспомнить домоседа И. А. Гончарова, который, подобно своему персонажу Обломову, проводил все дни в стенах кабинета. Единственное путешествие к берегам Японии он описал в романе «Фрегат Паллада». Однако, благодаря воображению, романисты объездили весь мир.

38 Проблема потребительского отношения к искусству, пассивного восприятия телевизионных программ. Неоднозначность влияния телевидения на нашу жизнь (текст В. Солоухина). Отдавая предпочтение определенным каналам и программам, мы можем регулировать процесс потребления продукции масс-медиа. Но, безусловно, просмотр телепередач не должен вытеснять живое общение с людьми, чтение, посещение культурных мероприятий, музеев, театров. В антиутопии Д. Оруэлла «1984» видеотрансляция жизни каждого человека реальность будущего. Жизнь стала передачей, изображение жизнью. В романе Р. Брэдбери «451: по Фаренгейту» реальность героям заменили телевизионные стены. Телевидение поглотило их сердца и души. Результат такого опустошения плачевен.

39 Образец сочинения по тексту И. П. Косолапова. В своей публицистической заметке автор ставит много острых вопросов, среди которых проблема технического прогресса, его воздействия на развитие цивилизации, культуры, роль книги в жизни человека, ее преимущество перед «бездушной машиной» компьютером. И. П. Косолапов размышляет: «Сегодня нас окружают полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники» Конечно, нынешний уровень развития техники позволяет экономить время, делает нашу жизнь более комфортной. Публицист справедливо отмечает: «Теперь не надо носить воду из колодца не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм!» Отталкиваясь от эпатажного заявления молодого программиста, что книга это «кипа пыльной бумаги», Косолапов пытается убедить читателя, что печатные издания не стали хуже, просто изменились люди, возомнили себя покорителями духовных высот, владельцами несметных богатств. «Честным и бескорыстным другом», «умным, внимательным и доброжелательным собеседником» в противовес «дорогущему капризному агрегату» называет автор заметки книгу.

40 Образец сочинения Я не могу полностью согласиться с мнением публициста. С одной стороны, нельзя не разделить опасения Косолапова по поводу негативной роли всеобщей машинизации. О неконтролируемой власти технических устройств над людьми написано много книг, снято огромное число кинофильмов, в том числе научно-фантастических. В то же время человеческая гордыня по-прежнему остается одним из смертных грехов. Вспомним историю о Вавилонской башне, когда люди решили приблизиться к Богу и поплатились за это невозможностью говорить на одном языке. О последствиях утверждения людьми своей избранности писали Ф. М. Достоевский («Братья Карамазовы»), Стругацкие («Трудно быть Богом») и др. И все же сложно переоценить значение компьютера в нашей повседневной жизни. Благодаря Интернету мы имеем возможность знакомиться с новинками печатной продукции и заказывать ее через сеть. Конечно, нельзя променять духовные богатства литературы на бездушную машину. Еще М. Горький писал: «Всем хорошим в себе я обязан книгам» Но компьютер предоставляет нам доступ к мировой виртуальной библиотеке. Сидя в квартире, на удобном диване, мы можем наслаждаться шедеврами художественной литературы. Поэтому вопрос о применении техники в нашей жизни не должен решаться максималистски. Требуется разумный подход, обеспечивающий свободу использования достижений прогресса и нивелирующий возможный их вред.

41 Проблема духовной жажды, стремления к правде, добру, красоте (текст С. Соловейчика). Автор полагает, что истинная интеллигентность заключается не в образованности, а в духовности. Существуют «ум ума» и «ум сердца», который ценит Л. Н. Толстой. Его героиня Наташа Ростова из романа-эпопеи «Война и мир» живет естественной жизнью, наслаждается стихией бытия. В то же время грибоедовский герой Чацкий, как мы помним, испытывал «горе от ума». Его высокие, благородные помыслы столкнулись с практическими интересами семьи Фамусова и всего московского общества в целом.

42 Образец сочинения (текст Р. С. Савинова). Рассказ российского писателя и публициста Р. С. Савинова об истории из детства ставит целый спектр проблем: цивилизации и жизни в естественных условиях, роли человеческой памяти, времени и вечности, значения преемственности поколений в сохранении личного опыта. Автор вспоминает, как по окончании девятого класса оказался вместе с двоюродным братом на пасеке. Судьба преподнесла ему подарок: сбылась детская мечта подростка пожить жизнью охотников, индейцев. Однако вскоре наступило разочарование: «Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника казалось огромным кладбищем» Неожиданный случай прервал скуку и тоску парня по культуре и цивилизации. На пасеку нагрянули гости: внук и дед. Здесь, где когда-то стояла родная деревня старика, не осталось «никакого знака былой жизни». Рассказчик со страхом задумался над вопросом: «Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?» Вскоре он нашёл ответ на него: «Чуткая человеческая память. Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности». Частью памяти подростка стал живой рассказ о молодости повстречавшегося ему старика.

43 Образец сочинения Действительно, велика сила человеческой памяти. Она может победить смерть и забвение. Достаточно вспомнить выразительную сцену из эпилога тургеневского романа «Отцы и дети»: родители Базарова сохраняют воспоминание о своём сыне-бунтаре, примирившись с равнодушной природой. Яркие, необычные картины исторической памяти о прошлом страны посещают маленького Ваню в произведении И. С. Шмелёва «Лето Господне», когда он отправляется с дядькой на праздник в Кремль. Сюжет воспоминаний доминирует и в цикле И. А. Бунина «Тёмные аллеи». В одноимённом рассказе героиня Надежда встречается много лет спустя с Иваном Алексеевичем, возлюбленным из прошлого, и убеждается в глубине и силе своего чувства, не потускневшего со временем. Хранит в сердце образ первой жены и герой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» А. Размётнов. На могиле Евдокии он говорит о чувстве, связавшем их в вечности: «А ведь я доныне люблю тебя, моя незабудная, одна на всю мою жизнь видишь, всё некогда Редко видимся. Ежли можешь прости меня за всё лихо За всё, чем обидел тебя, мёртвую» Так, мы убеждаемся в справедливости жизненных наблюдений рассказчика из текста Р.Савинова о том, что наша память сильнее быстротекущего времени.

44 Образец сочинения (текст Е. А. Сикирич). «Любовь, любовь гласит преданье // Союз души с душой родной // Их съединенье, сочетанье», писал полтора столетия назад Ф. И. Тютчев. Есть кровные узы, которые связывают родных, а есть духовные узы, которые соединяют прежде чужих друг другу людей. Вот о таких связях, которые часто оказываются сильнее родства, пишет Е. А. Сикирич. Автор размышлений рассказывает о том, что является основой, сближающей людей. Есть формальные семейные связи, которые базируются на общности материальных ценностей: дома, дачи, денег, внешней привлекательности. Но есть и другие типы союзов. Сикирич отмечает: «Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты». «Для взаимоотношений нужны двое. На одном человеке союз не может держаться», подчеркивает автор заметки. И с этим нельзя не согласиться. Мы действительно должны преодолеть чувство собственности и эгоизма, не пытаться переделать, воспитать людей по своему образу и подобию. Вместе с тем мы обязаны сохранить свою личность, неповторимый комплекс качеств. Подводя итог своим рассуждениям, Е. А. Сикирич отмечает: «Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они две колонные, поддерживающие крышу одного храма». Такой выразительной метафорой можно охарактеризовать идеальный союз двух сердец.

45 Образец сочинения О тайных механизмах любви размышляли философы и поэты с начала времён. «Тайна сия велика есть», сказано о любви в Книге Книг. В переложенной А. И. Куприным библейской «Песни Песней» мудрый царь Соломон говорит: «тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит». В произведении «Суламифь» звучит гимн взаимной любви, над которой не властно время: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдёт и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, царица, потому что любовь прекрасна!» Загадка и противоречивость взаимоотношений мужчины и женщины мучает бунинских персонажей из рассказа «Чистый понедельник». Познав вершину чувственной любви, героиня неожиданно уходит в монастырь. Двойственность её натуры заключается в стремлении к европейскому образу жизни и в одновременном следовании православным традициям Руси. Слияние судеб и характеров влюбленных воспел в «Балладе о любви» В. С. Высоцкий: И вдоволь будет странствий и скитаний: Страна Любви великая страна! И с рыцарей своих для испытаний Все строже станет спрашивать она: Потребует разлук и расстояний, Лишит покоя, отдыха и сна Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мёртвых воскрешал Потому что если не любил, Значит, и не жил, и не дышал! Так, великая русская литература, ставшая мировой классикой, убеждает нас в справедливости размышлений современного публициста о сущности отношений двух любящих.

46 Образец сочинения (текст С. Покровского). Кто чаще всего одерживает победу: тот, у кого больше людей и оружия, или тот, у кого больше стойкости и мужества? На этот вопрос призван ответить рассказ С. Покровского, посвященный Прутскому походу Петра I. В этом поучительном эпизоде из российской истории отразились представления русского человека о чести и достоинстве, истинном благородстве воина. Русские полководцы отчасти сами были виноваты в том положении, в котором оказалось их войско во время турецкой кампании. Противник заманил возомнивших себя непобедимыми россиян в ловушку безводные степи. Завещание Петра, которое было послано Боярской думе, решило вопрос: враги неожиданно пошли на перемирие с нашим войском. С. Покровский объясняет итог этой военной кампании феноменом «русского духа». Кодекс чести заставил визиря принять странное, по мысли шведского правителя Карла, решение о перемирии. Турецкий полководец осознал, что оказавшийся у последней черты противник будет сражаться насмерть, несмотря на численное преимущество вражеской армии. Нельзя не согласиться с выводами автора текста. В этой связи напрашиваются многочисленные исторические параллели. Об указанном феномене писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Его любимый полководец Кутузов опирался не на мастерство своих военачальников, не на собственную удачу или тщательно разработанные стратегические планы, а на то, что мы называем «духом народа». Ему отдавал приоритет старый, мудрый воин, и «дубина народной войны» сделала свое дело.

47 Образец сочинения Пирровой победой можно также назвать Куликовскую и Бородинскую битвы. Историки до сих пор спорят о том, кто здесь победитель, а кто побеждённый. Человеческие потери, понесенные русскими, могли оспорить чистый выигрыш, однако моральный перевес оказался на нашей стороне. То же нравственное превосходство над противником ощущали обречённые защитники дома Грекова в романе-эпопее В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» (его прототипом стал знаменитый дом Павлова в Сталинграде). Рыцарями Ордена благородства и мужества показали себя защитники Киева, герои булгаковской «Белой гвардии». В той страшной Гражданской войне не было правых и виноватых, но все были жертвами исторических обстоятельств. Всецело разделяя авторскую позицию относительно результатов воинских походов, не могу не отдать дань уважения мудрости полководцев, принимавших непопулярные решения, подчиняясь стратегической интуиции и огромному жизненному опыту.

48 Образец сочинения (текст В. М. Пескова). Как известно, благими намерениями выстлана дорога в ад. Именно о такой экологической и нравственной катастрофе рассказывает в своём очерке писатель, журналист и путешественник В. М. Песков, открывший для нас когда-то удивительный мир старообрядцев Лыковых. Спектр проблем, поднятых автором очерка, широк: это и противостояние власти и народа, и чиновничье равнодушие, халатность, потребительское отношение людей к природе. В. М. Песков рассказывает нам о вопиющем случае. Полагаясь на сухие инструкции, бездушные заготовщики леса решили пойти лёгким путём: обработать лес химвеществом, чтобы упростить валку деревьев. Никто не подумал о страшных последствиях такого легкомыслия, а точнее сказать вредительства. Жертвами его стали двадцать семь лосей, множество мелких птиц, тетеревов. Действительно, в погоне за прибылью мы готовы забыть об ответственности, которую должны нести перед природой-матерью. Поднятая автором проблема больше связана с экологией духа, нежели с состоянием окружающей среды. Песков полагает, что ничем нельзя оправдать последствия такого цивилизованного варварства: «Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?» Автор считает, что в подобных случаях нами обязаны руководить Осторожность, Мудрость и Любовь: «Мы не должны забывать в любом деле о самом главном о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу»

49 Образец сочинения В подтверждение этой мысли хочу вспомнить неутешительные прогнозы судьбы нашей цивилизации, сделанные в романах Ч.Т. Айтматова. Мы не должны уподобляться манкуртам, не помнящим родства, потерявшим все человеческие связи и не чувствующим ответственности ни за что. «Расстрельщики», уничтожающие поголовье сайгаков в Моюнкумских степях, «анашисты» напрочь утратили связи с живым миром. О потере, омертвлении души пишет и В. Г. Распутин в повести «Пожар». Не стоит уподобляться «архаровцам», искавшим лёгкой наживы и не помышлявшим о последствиях своих разбойных действий. Без морализаторства и резонёрства рассказывает писатель о заготовщиках леса, знающих только одну дорогу в магазин. Кончается это трагедией воровством и убийством сторожа. Прислушаемся к мудрому слову В. М. Пескова, проанализируем его наблюдения за поведением человека в природной среде и сделаем соответствующие выводы на будущее

50 Образец сочинения (текст М. С. Крюкова). Украденные мысли, идеи, жизни Всё тайное, действительно, когда-то становится явным. Сколько стоит земная слава? В чём заключается истинное и ложное величие? Среди других важнейших проблем М. С. Крюков ставит в своих размышлениях вопрос и о цене самоутверждения. Самодовольство великий грех. Только в заботе об общем благе можно заработать «доброе имя, общественное признание». В этом убеждает нас приведенная писателем история фараона Птолемея Филадельфа, приказавшего архитектору Сострату построить александрийский маяк. Имя настоящего создателя одного из семи чудес света все равно открылось. «Что сделаю я для людей?» воскликнул горьковский герой Данко и совершил подвиг. И пусть осторожный человек наступил на гордое сердце героя, его поступок увековечен в легенде Изергиль. «Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается». В справедливости этой мысли автора текста убеждают нас многочисленные примеры из жизни великих людей. Так, обруганные и оболганные С. А. Есенин, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак вернулись в недавнем прошлом на книжные полки и в наши читательские сердца.

51 Образец сочинения Пастернаковская формула бытия говорит о скромности гения и человека, глубинном понимании того, что справедливость рано или поздно восторжествует: Быть знаменитым некрасиво Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Об этом свидетельствует и судьба Наполеона, возомнившего себя властелином мира и бесславно окончившего жизнь в ссылке. О последних днях великого полководца рассказывается в повести М.Алданова «Святая Елена, маленький остров». «Так проходит земная слава», таков грустный итог жизни великого Бонапарта.

52 Образец сочинения Нельзя не согласиться с мыслью Крюкова, что разменивать своё достоинство, как мелкую монету, низко. В этом убеждают нас поступки эгоистического себялюбца Лужина, героя «Преступления и наказания». В этой связи можно вспомнить и судьбы истинно талантливого генетика Ф. Дежкина и псевдоученого Лысенко, описанные в романе В. Дудинцева «Белые одежды», жизнь другого ученого-биолога Тимофеева-Ресовского, изображённую в романе Д. Гранина «Зубр». Истинная, а не показная величина их личностей, их таланта была оценена только потомками. История всё расставила по своим местам: достойные получили признание, недостойные осуждение и дурную славу. В повседневной жизни чаще вспоминайте высказывание Л. Н. Толстого на тему истинной и ложной самооценки: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

53 Требования к итоговому сочинению Разбор тематических направлений учебного года Система творческих заданий Примеры готовых работ Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов н/д: Легион, 2014

54 ЛИТЕРАТУРА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПОСОБИЕ СЕРИИ «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.А. СЕНИНОЙ Пособие является наиболее полным изданием по литературе, предназначенным для подготовки к ЕГЭ. Оно содержит пятнадцать авторских учебно-тренировочных вариантов, написанных в соответствии со спецификацией 2015 года, словарь литературоведческих терминов и справочные материалы с комментариями из программных произведений, ответы ко всем заданиям 8-9, 15-17, которые помогут в достаточно короткие сроки развить навыки написания сочинений.

55 Книги можно заказать в нашем интернет-магазине на сайте: Спрашивайте в книжных магазинах города!

56 Издательство регулярно проводит онлайнсеминары авторов пособий с педагогами. По завершении каждого вебинара участники получают электронные сертификаты. Ссылки для участия вы сможете найти на сайте издательства Все вебинары издательства «Легион» носят обучающий характер

57 Также вступайте в группу «Издательство «Легион» контакте, на одноклассниках и в сети acebook. Видео вебинаров смотрите на. Адрес для корреспонденции: , г. Ростов-на-Дону, а/я 550


Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8 литература п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение 1 DVD- Мировая художественная

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе, 2016 2017 учебный год. Методические рекомендации. Общие комментарии тематических направлений. Материалы подготовила учитель русского

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического

Программа вступительных испытаний по литературе Вступительное испытание по литературе проводится в форме теста. Тестирование по литературе нацелено на проверку знаний поступающими: 1) литературоведческих

Содержание Предисловие...11 Как работать над сочинением...13 Древнерусская литература...15 Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»...15 Литература первой половины XIX века...18 Жанр баллады в творчестве

Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено в соответствии с

П/п Тема Количество часов.. Введение. Литература и история. Выявление уровня литературного развития уч-ся. Устное народное творчество 2 2.. УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе УМК под ред. Курдюмовой урока Тема, количество часов Сроки Развитие и углубление Различные виды письменных работ 1 Введение (1ч.) Анкетирование"10

Вопросы к зачету по литературе. 2 семестр 1. Историко-литературный процесс первой половины XIX века. 2. Романтизм ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Самобытность русского

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8-ом КЛАССЕ Билет 1 1. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные

КРУГ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ) Е. В. Каргаполова, И. А. Медетова, Ю. А. Савельева Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань

1 Содержание 1. Пояснительная записка.3 2. Задания для самостоятельной работы.4 3. Критерии оценок 8 4. Список литературы 9 2 Пояснительная записка Самостоятельная работа студента предусматривается рабочей

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Наряду с первостепенным

ВОСКРЕШЕНИЕ ДУШИ Р. РАСКОЛЬНИКОВА. (УРОК ПО РОМАНУ Ф.М ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ")

Акатьева Татьяна Васильевна заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 17» г. Пермь ВОСКРЕШЕНИЕ ДУШИ Р. РАСКОЛЬНИКОВА.

Проблема влияния музыки на человека

А.И.Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна Шеина плачет, чутко реагируя на музыку Бетховена, понимая ее глубину. Героиня осознает, что большое чувство, которое способен испытать далеко не каждый, прошло мимо нее.

И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы»

Талантливое пение Якова Турка поразило слушателей, задев струны души каждого из них. В этом пении была вся палитра чувств, которые знакомы и близки русскому человеку.

Проблема сострадания и милосердия

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

Потерявший во время войны всех близких Андрей Соколов не очерствел, не опустил руки. Он живет и дарит душевное тепло маленькому Ване, оставшемуся сиротой в военное время. Внутренний стержень не позволяет Андрею отчаяться, дает силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

Страдалица Соня Мармеладова жертвует собой ради семьи. Ей жаль отца, Катерину Ивановну и детей. Соня сопровождает Раскольникова на каторге, став его опорой, надежным другом.

Проблема нравственного выбора человека

В. Быков. Повесть«Сотников»

Рыбак и Сотников оказываются перед сложным выбором: остаться верными себе и долгу, а значит быть готовыми к смерти, или подчиниться обстоятельствам ради сохранения собственной жизни. Каждый из героев делает свой выбор. Рыбак становится предателем, а Сотников не готов пойти на компромисс с собственной совестью.

М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Нравственный выбор делает смелый Данко, готовый пожертвовать собственной жизнью ради спасения людей. Он понимает, что рискует, но в то же время осознает значимость предпринятых действий.

Проблема поиска смысла жизни

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Уставший от лжи и лицемерия светского общества, Андрей Болконский ищет себя и свое место в мире. Он идет на войну ради славы, участвует в работе комиссии Сперанского, но разочаровывается, видя в этом «все пустое». Война 1812 года становится для князя Андрея новым этапом в жизни, когда он осознает свою тесную связь с народом, с Отечеством.

Пьер Безухов пытается разобраться в себе, найти свое предназначение, совершая ряд ошибок. Кутежи в обществе Долохова и Курагина, женитьба на Элен, масонство. Знакомство с Платоном Каратаевым помогает Пьеру понять, что самое важное - жизнь, способность делать добро.

Истинное предназначение женщины, по мнению Л.Н.Толстого, - быть хорошей женой и матерью. Наташа Ростова обретает гармонию и счастье, став женой Пьера и матерью его детей. Желание сделать счастливыми родных и близких - основа ее поведения.

Проблема нравственной деградации человека

А.П.Чехов. Рассказ «Ионыч»

Дмитрий Старцев, разочаровавшись в любви, теряет интерес к жизни. Из молодого человека, полного сил, энергии и планов, он превращается в раздражительного обывателя Ионыча, утратившего все духовные интересы и стремления.

А.П.Чехов. Рассказ «Крыжовник»

Еще в молодости Николай Иванович мечтал об усадьбе с крыжовником. Когда мечта сбылась, герой торжествует, он наслаждается тем, что цель достигнута. Его не тяготит одиночество, не беспокоит жизнь других людей. Счастье собственника делает главного героя ограниченным, жадным, равнодушным.

Проблема влияния детства (роли детства)

Лев Николаевич Толстой. Повесть «Детство»

Главный герой Николенька Иртеньев способен к самоанализу, он сам оценивает свои поступки, пытается понять свои чувства. Это необходимо ему для познания мира и самого себя.

Лев Николаевич Толстой. Повесть «Юность»

Л.Н. Толстой пишет о формировании личности юного героя, пытливо всматривающегося в окружающий мир. Николенька Иртеньев стремится к нравственному обновлению, самосовершенствованию. Совершая ошибки, он ищет себя, учится взаимодействовать с миром и людьми.

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»

Поэт подчеркивает, что мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Автор создает картины вольной жизни крестьянских детей и их раннее приобщение к нелегкому труду взрослых.

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Главный герой Митрофанушка не получил должного воспитания. Изнеженный и капризный юноша не способен к самостоятельной жизни, к принятию решений.

Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»

Отцовский наказ «Береги честь смолоду» становится для Петра Гринева основным жизненным правилом. Молодой человек всегда помнит о долге и чести, не страшится смерти, остается верным Отечеству.

Иван Александрович Гончаров. Роман "Обломов»

Детство, проведенное в Обломовке, наложило отпечаток на формирование личности и характера главного героя. Илья Ильич не привык трудиться, ему по душе спокойная, размеренная жизнь.

Проблема русского национального характера

Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

В центре рассказа нелегкая судьба простого русского солдата, потерявшего на войне семью, но не сломавшегося, не потерявшего веру в людей и в себя. Большое сердце Андрея способно подарить тепло и любовь маленькому Ване, оставшемуся без родителей в военное время.

Александр Трифонович Твардовский. Поэма «Василий Теркин»

В центре поэмы собирательный образ простого русского солдата Василия Теркина. В герое сочетаются остроумие, скромность, патриотизм, способность рисковать собственной жизнью, ответственность.

Проблема нравственной прочности человека

Любимая героиня А.С.Пушкина Татьяна руководствуется соображениями чести и морали, помнит о верности мужу и, несмотря на любовь к Онегину, делает выбор в пользу семьи: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Уроки французского»

Автор создает образ молодой учительницы, наделенной душевной щедростью, желающей помочь своему ученику. Неравнодушие героини вызывает уважение у читателей и у героя, получившего не только знания в области французского языка, но и серьезный нравственный урок.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова»

Калашников готов защищать честь своей жены. Благодаря силе духа и самообладанию он борется за правду, проявляя лучшие человеческие качества.

Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Сюжетом рассказа является один день из жизни человека, оказавшегося в тюрьме. Автор пишет о нравственной прочности, непоколебимости Ивана Денисовича, оставшегося самим собой в жестоких условиях лагерной жизни.

Проблема восприятия человеком природы

Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Для нигилиста Базарова природа - это не храм, вызывающий восхищение, а объект исследования, мастерская, в которой работает человек.

Виктор Петрович Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба»

По мнению автора, потребительское отношение человека к природе разрушает гармонию. Губя живое, человек теряет самого себя. Природа - слово женского рода, поэтому требует бережного, внимательного, заботливого отношения.

Борис Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Главный герой Егор Полушкин - удивительный человек, способный видеть красоту и создавать ее. Его отличает неумение притворяться и желание помогать природе, оберегать ее.

Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

Отношения людей в высшем свете построены на фальши и равнодушии. Онегин, как и многие его знакомые, не интересуется жизнью тех, кто рядом, не имеет настоящих друзей.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

Эгоист Печорин равнодушен к тем, кто его окружает, способен причинить боль. Он жесток по отношению к доброму Максиму Максимычу, испытывающему к нему искреннюю симпатию.

Проблема самопожертвования

М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

Ради Мастера Маргарита жертвует собственным благополучием, отказывается от спокойной жизни в уютном доме. Она становится королевой ежегодного бала сатаны, надеясь на то, что Воланд вернет ей любимого.

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Живущая по христианским заповедям Соня Мармеладова готова пожертвовать собой ради семьи. Вера дает ей силы для жизни, не позволяет отчаяться, разочароваться. Соня поддерживает Раскольникова, сопровождая его на каторге.

Важность процесса познания в жизни человека


1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение
русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И.А. Гончарова
«Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно
совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту.
Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать
человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
2. Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении
«Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный
процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как
личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник

1. Люди забывают о том, что природа – их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева “Отцы и
дети”. Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: “Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Именно таким Автор видит в нем
“нового” человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям,
живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким
последствиям это может привести.
2. Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова
«Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина,
сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения.
Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств
Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко
сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось
Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и
является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания
Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной
Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной
аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние
героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Духовная деградация

1. Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай
Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке
собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его
поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В
результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого
и самоуверенного «барина»..
2. Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не
раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны
Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни – устройство своего
материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается
ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена
с мозайковым портфелем).

Чиноугодничество

1. Русская литература богата произведениями, затрагивающими проблему
чиноугодничества. К счастью, есть истинные любители свободы, вольнодумцы, противники
раболепия. Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» автор устами своего героя —
Александра Андреевича Чацкого — гласит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Чацкий, будучи натурой исключительно одаренного ума, вынужден страдать в обществе,
обреченном на вечное пресмыкание перед вышестоящими. Его фраза, несущая небывалую
мощь, проходит сквозь все произведение и не утрачивает своего значения и по сей день.
2. Народная мудрость гласит: «дружба дружбой, а служба службой». Однако важно, чтобы
эта самая служба не перерастала в чиноугодничество, в преклонение перед вышестоящими.
К сожалению, в литературе и в жизни мы часто сталкиваемся с неоправданным
чинопочитанием. Так, в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» чиновники уездного города по
ошибке принимают Хлестакова за настоящего ревизора, всячески пытаясь угодить ему, они
совсем не обращают внимания на его глупость и лживость. Таким образом, вся комедия
пронизана смехом сквозь слезы, ибо Н.В. Гоголь прекрасно понимал, что проблема
чиноугодничества, раболепия, пресмыкания перед сливками общества не только вызывает
смех, но и приводит к плачевному результату.
3. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей,
бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют
себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза,
полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними
возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается
встречей двух неравных чинов.

1. о проблеме влияния учителя на учеников; о проблеме существования настоящих учителей; оценки личности учителя.
2. о проблеме роли близких людей в постижении настоящего искусства.
3. о проблеме предательства.
4. о проблеме патриотизма творческих людей.
5. о проблеме памяти об учителе.
6. о проблеме оценки человеческих взаимоотношений.
7. о проблеме отношений между людьми.
8. о проблеме роли литературы в жизни человека.
9. о проблеме возникновения потребности людей покупать цветы.
10. о проблеме понимания красоты.
11. о проблеме вечных моральных ценностей.
12 .о проблеме взаимопонимания родителей и их детей.
13. о проблеме отношения людей к Родине.
14. о проблеме отношения детей к своим родителям.
15. о проблеме роли детства в жизни человека.
16. о проблеме сиротства.
17. о проблеме совести.
18. о проблеме силы характера русской женщины.
19. о проблеме силы национального духа.
20 .о проблеме самооценки личности.
21. о проблеме нравственного выбора.
22. о проблеме сохранения воспоминаний детства.
23.о проблеме самоотверженной преданности своему делу.
24. о проблеме необходимости любви к детям.
25. о проблеме мужества и стойкости.
26. о проблеме малодушия.
27. о проблеме истинной красоты.
28. о проблеме истинного профессионализма.
29. о проблеме взаимоотношений родителей и ребёнка.
30. о проблеме верности своему слову.
31. о проблеме бережного отношения к родной земле.
32. о проблеме слабохарактерности.
33. о проблеме умения спорить.
34. о проблеме возрождения русской деревни.
35. о роли памяти в жизни человека.
36. о проблеме человеческой силы и слабости.
37. о проблеме воспитания культуры.
38. о проблеме восприятия окружающего мира.
39. о проблеме познания окружающей природы
40. о проблеме необходимости проявления родительской мудрости
41. о проблеме возникновения чувства любви к Отчизне.
42. о проблеме поведения воспитанного человека.
43. о проблеме самовоспитания в становлении личности.
44. о проблеме отличия хорошего работника от плохого.
45. о проблеме детского восприятия мира.
46. о проблеме определения понятия мудрости.
47. о проблеме необдуманного обращения со словом
48. о проблеме выбора книги для чтения.
49. о проблеме изменения мироощущения человека на войне.
50. о проблеме поиска смысла жизни.
51. о проблеме влияния фамилии на отношение к человеку.
52. о проблеме одиночества человека, посвятившего свою жизнь другим людям.
53. о проблеме оскудения духовности.
54. о проблеме взросления подростков.
55. о проблеме развития научно-технического прогресса.
56. о проблеме противостояния человека жизненным обстоятельствам.
57. о проблеме веры как проявления нравственной стойкости человека.
58. о проблеме сравнения подростков разных поколений.
59. о проблеме засорения русского языка.
60. о проблеме связи пейзажа и ландшафта страны с духовностью народа.
61. о проблеме странничества.

К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 3-0Экзаменуемый выразил своё мнение по



менее 2-х аргументов, один из которых взят из
художественной, публицистической или научной
литературы) 3

сформулированной им проблеме, поставленной
автором текста (согласившись или не согласившись с
позицией автора), аргументировал его (привёл не
менее 2-х аргументов, опираясь на
знания, жизненный опыт), или привёл только
1 аргумент из художественной, публицистической или
научной литературы 2

К 4

К4
Экзаменуемый выразил своё мнение по
сформулированной им проблеме, поставленной
автором текста (согласившись или не согласившись
с позицией автора), аргументировал его (привёл 1
аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт 1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по
проблеме, поставленной автором
текста (согласившись или не согласившись с
позицией автора), но не привёл
аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено
лишь формально (например: «Я согласен / не
согласен с автором»), или мнение экзаменуемого
вообще не отражено в работе
0

План сочинения

1. Вступление
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к поставленной проблеме (с
примерами из текста)
4. Позиция автора
5. Собственная позиция
6. Аргумент № 1
7. Аргумент № 2
8. Заключение

Обратите внимание!

Недостаточно формально заявить о своём
мнении: Я согласен(не согласен) с
автором.
Ваша позиция, даже если она совпадает с
авторской, должна быть сформулирована в
отдельном предложении.

Обратите внимание!

Например: Таким образом, автор
стремится донести до читателя мысль о
том, что природа уже давно нуждается в
помощи каждого из нас. Я полностью
согласен с автором и тоже считаю, что
человечество должно пересмотреть своё
потребительское отношение к природе.

Авторская позиция
Собственная позиция
Автор убеждён, что сказки помогают
увидеть пути решения многих житейских
проблем, духовно и эмоционально развивают
человека.
Захаров В. считает, что только искренние
чувства – причина самоотверженных
поступков.
Автор текста утверждает, что умные
книги, являясь особой формой познания
мира, воздействуют на сознание и души
людей, помогают найти правильные
ответы на многие вопросы.
Автор уверен: необходимо противостоять
злу в любом его проявлении.
Публицист убедительно доказывает:
только та красота может считаться
истинной, которая помогает сберечь душу
от разрушения.
По мнению автора, настоящая любовь способна
воскресить человека.
Он (автор) уверен: невозможна жизнь без
любви и добра.
ПОЧЕМУ согласен
или НЕ согласен с позицией
автора?

Аргументация

В аргументации должны прослеживаться
причинно-следственные отношения между её
частями!
Тезис
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1
Аргумент 2
Что следует из вышесказанного?
Вывод

Тезис (ваша позиция)
Аргумент № 1 (иллюстрации)
Аргумент № 2 (иллюстрации)
Вывод

Аргументация – это способ доказательства
истинности какой-либо мысли с помощью
объяснений, примеров.
Аргументы – это основания, доводы,
подтверждающие какую-либо мысль.
Важным элементом аргументации являются
иллюстрации, т.е. примеры,
поддерживающие аргумент.

Образец аргументации

Тезис
Серьёзная музыка подобна
чудодейственному лекарству. (почему?)
Аргумент 1
(Так как…)В самом деле, иногда любую
душевную травму способна исцелить
прекрасная мелодия.
Иллюстрация
Так, духовную музыку, благодаря ее
способности облегчать боль, ученые
называют анальгетиком в мире звуков.

Аргументы,
оцениваемые 3
баллами
Пример из
художественной;
публицистической;
научной (научно-популярной) литературы + пример
из житейского опыта,
либо 2 примера из читательского опыта.
Аргументы,
оцениваемые 1-2
баллами
Афоризмы,
пословицы,
поговорки
без
размышления
над их
содержанием
Примеры из
спектаклей,
кинофильмов,
телепередач
Наблюдения
над жизнью
окружающих,
общества в
целом
Предположительные
примеры

Аргументы из публицистической литературы

1. …Так, можно привести убедительные аргументы,
подтверждающие эту мысль. Обратимся, в частности, к
книге
С. Мусского «100 великих людей»
С.Мусского «100 великих поэтов»
К.Семёнова «100 великих полководцев России»
Д.Самина «100 великих учёных»
В.Ломова «100 великих русских писателей»
(С Мусский «100 великих людей»; собраны великие
представители человечества по группам:
религиозные деятели, мыслители, политические деятели,
военачальники,
ученые, писатели, мастера искусств, изобретатели,
путешественники, спортсмены).
…Знакомя читателя с биографией…,(указать, кто он и
чем известен), автор приводит пример (чего?)….
(подчеркивает, обращает внимание читателя на…и т.п),
что...
2. … Справедливость вышесказанного подтверждает также
публицистическая литература.
Вспомним, например,
книгу Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»...

Аргументы из учебной литературы

Учебники истории, литературы, физики,
химии, биологии и т.д.:
биографии писателей, поэтов, знаменитых
ученых;
фрагменты текстов из воспоминаний личных
(или современников), дневников;
тексты, дающие оценку какому-либо событию
или деятельности известной личности;
тексты известных ученых, в которых
излагаются разные точки зрения на одно и то
же явление.

Переходные конструкции от собственного мнения к аргументу № 1

Соглашаясь с …., хочется обратиться к произведению …., в
котором можно найти аргументы, подтверждающие правоту
автора. Вспомним, например….
В справедливости авторской позиции легко убедиться,
обратившись к (роману, повести, рассказу, очерку и т.д.)
(указать автора и название произведения). Например,…
Не обошла вниманием эту проблему и русская (зарубежная)
литература. Вспомним, к примеру…
Убедительные аргументы, подтверждающие авторскую
позицию, можно найти в художественной (публицистической,
научно-популярной) литературе. Обратимся, например, к …
В связи с этим мне хочется вспомнить…
Конструкции вопросительного характера типа
Какие аргументы, подтверждающие авторскую позицию,
можно привести? Обратимся к ….
Конструкции побудительного характера типа
Докажем это, обратившись к примерам из художественной
(публицистической, научно-популярной) литературы.

К аргументу № 2

Моё согласие с авторской позицией можно
обосновать ещё одним аргументом…
Кроме того, соглашаясь с автором, хочется
вспомнить также…
Нельзя не согласиться с автором ещё и потому….
К этой проблеме обращался и…
Думаю, что ещё одним убедительным
подтверждением авторской позиции может
служить….
Бесспорность (справедливость) авторской позиции
можно обосновать также ещё одним
аргументом:…
Не только …, но и …

Пример

Тезис
Речь человека – это показатель его интеллектуального и
нравственного развития.
Аргумент 1
Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо,
одежда и многое другое.
Иллюстрация Например, среди моих близких друзей нет таких, чья бы речь была
к аргументу 1 пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово
несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы
услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?
Аргумент 2
Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы.
Не случайно писатели всегда рассматривают речь персонажа как
важнейший способ его характеристики.
Иллюстрация Вспомним хотя бы помещика Ноздрёва из поэмы Н. В. Гоголя
к аргументу 2 «Мёртвые души». Это человек, склонный к разгульному образу
жизни, азартной игре и авантюре. Он склонен к совершению
нечестных поступков. Поэтому вся его речь – это пустая, пошлая
болтовня, сплошное враньё. Ноздрёв, отчаянный игрок, вставляет в
свою речь выражения, связанные с карточной игрой.
Вывод
Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его
речь.

Типичные ошибки аргументации

1. Отсутствие аргументов.
2. Довод ученика не развивает тезис, а
перефразирует, повторяет его.
3. Аргументация подменяется выражением своего
отношения к автору, героям, событиям исходного
текста.
4. Собственная аргументация подменяется анализом
доводов. Используемых автором.
5. Отклонение от тезиса.
6. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом.
7. Этически некорректное изложение доводов.

Ищем ошибки в аргументации

Тезис
Умные книги помогают
найти ответы на многие
житейские вопросы.
Аргумент 1
Герои книг дают
возможность понять, как
вести себя в различных
ситуациях, помогают
увидеть себя со стороны,
оценить свои поступки и
действия.
Аргумент 2
Книги нужно читать
неторопливо и вдумчиво.

Ищем ошибки в аргументации

Тезис
Умные книги помогают
найти ответы на многие
житейские вопросы.
Аргумент 1 Книга - это самое значимое
изобретение за всю историю
человечества.
Аргумент 2 Талантливые писатели мудрые люди, они
способны видеть больше,
чем остальные.

Пишем сочинение

Работа в черновике по тексту В. Захарова о
Герде.
Собственная позиция
Аргумент № 1
Аргумент № 2

Домашнее задание

1. Выучить теорию по сочинению + клише
2. Доделать работу по тексту В. Захарова
(переписать на чистовик – двойной листок)