Фивейский легион

Святой Маврикий и Фивейский (или Фиваидский) Легион (Alkateeba al Teebia или Alkateeba Al-sáeedia) римской армии во главе с капитаном Маврикием (Maurice), состоял из христиан. За отказ принести жертвоприношение римским богам по приказу императора Максимиана Геркулия (285-305 н.э.) Легион был полностью истреблен.

Путешествующий по трассе, ведущей из Женевы в Рим, заметит маленький и очень старый швейцарский город, называемый Сен-Морис (Saint Maurice). Этот город был известен в римские времена как Агуанум (Aguanum), важный центр коммуникаций. Именно там коптский офицер по имени Маврикий и 6600 воинов умерли ради Христа от руки нечестивого императора Максимиана Геркулия.

Фиваидский (Фивейский, Фиванский) легион (лат. Legio Thebaica, также известный как Агаунские мученики) - фигурирующий в христианской агиографии римский легион эпохи Диоклетиана, солдаты которого были замучены римским императором Максимианом в 286-м году. Состоял из 6600 (по другой версии - из 6666) солдат-христиан и возглавлялся святым Маврикием.

Согласно преданию, восходящему к св. Евхарию Лионскому, местом дислокации легиона была Фиваида, в Египте. Отсюда этот легион был отправлен императором Максимианом в Галлию, для подавления восстания багаудов. Командовал легионом св. Маврикий (Mauritius). Его помощниками были Кандид (Candidus) и Экзюперий (Exuperius), которые тоже почитаются святыми. После разгрома багаудов легион был отведён в город Агаунум, нынешний Сен-Морис д’Агон (Saint-Maurice или Saint-Maurice-en-Valais), а император Максимиан издал приказ, чтобы все в честь победы совершали жертвоприношения римским богам. Легионеры твёрдо и единодушно отказались от этого, за что были подвергнуты децимации и предупреждены, что император не остановится пока приказ не будет выполнен. Тогда св. Маврикий обратился к легиону с призывом не поддаться угрозам и быть верными клятве, данной при крещении, по примеру уже казнённых товарищей. Его слова нашли отклик в сердцах этих отважных солдат и от имени легиона было отправлено письмо Максимиану следующего содержания:

«Император, мы - твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан - смотрите, мы - такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе»

Так как акт устрашения не возымел действия, его многократно повторяли до тех пор пока не был истреблён весь легион.

Согласно посланию Евхария Лионского, тела Агаунских мучеников были обнаружены и идентифицированы епископом города Октодурума (нынешний Мартиньи) Феодором в 350 г. Последний построил в их честь базилику в Агаунуме, которая стала местом паломничества и чьи остатки можно наблюдать и сейчас. Она стала частью аббатства, построенного в 515 году на земле, пожертвованной Королем Бургундии Сигизмундом. Это же послание является самым ранним упоминанием об Агаунских мучениках, «которые прославили Агаунум своей кровью» и описывает последовательность свидетельств за период в 150 лет, со времени мученичества до времени Евхария. Он совершил паломничество в Агаунум. Евхарий упоминает свидетельства паломничества и дорогих подарков от верующих из разных провинций империи, различные чудеса, такие как изгнание бесов и случаи излечения, а сам рассказ о мучениках предваряет словами:

«Мы часто слышим, не так ли, что некоторый град или весь удостоены высокой чести за одного-единственного мученика, который там умер. И это весьма справедливо, потому что в каждом случае святой отдал свою драгоценную душу Всевышнему Богу. Во сколько же раз должно быть более почитаемо святое место Агуанум, где так много тысяч мучеников были усечены мечом ради Христа».

Именно Евхарий говорит, что численность легиона была равна «шести тысячам и шестистам мужам».

Писатель шестого века Григорий Турский в книге «Liber in gloria martyrum» («Книга о славе мучеников») упоминает базилику в Кёльне, "в которой 50 человек из знаменитого Фиваидского легиона, претерпевшие мученическую кончину за имя Христово. Из-за того, что церковь, с её великолепным строением и мозаикой сияет, будто-то позолоченная, жители предпочитают называть её «Базилика Золотых Святых».

Предание о Фиваидском легионе и житие св. Маврикия стали очень популярными в Средневековье и упоминались в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. В этом сборнике число легионеров равняется 6666.

Святые, связываемые с Фиваидским легионом:
Александр (+ ок. 296, или 300 или 303, Рим или Бергамо) - воин, мученик из Бергамо. День памяти - 26 августа, 5 мая (перенесение мощей), 30 апреля (Армянская церковь), 25 февраля (Коптская церковь).
Верена(лат. Verena; IV век) - отшельница. День памяти - 1 сентября.
Кандид (+286), мученик. День памяти - 22 сентября.
Маврикий (+ 286), мученик. День памяти - 22 сентября.
Феликс и Регула (+286) - мученики. День памяти - 11 сентября.
Фиделий (+ ок. 304) - воин, мученик. День памяти - 28 октября, 13 марта (вместе со святыми Фелином и Грацианом, а также Карпофором).
Экзюперий (+286), мученик. 22 сентября.
Не все воины легиона были в Агуануме во время казни. Другие находились на постах вдоль по военной трассе, связывающей Швейцарию с Германией и Италией. Впоследствии они были казнены на месте их службы. Вот некоторые из наиболее почитаемых мучеников:
В Швейцарии
Пятеро были замучены в месте Агуанум наряду с остальной частью своего легиона. Этот город известен теперь как Сен-Морис (Saint Maurice en Valais). Их имена: Маврикий (Maurice), Экзюперий (Exuperius), Кандид (Candid), Иннокентий (Innocent), Виталий (Vitalis).
Двое были найдены в Солотурне (Solothurn) наряду с 66 другими: Урсус (Ursus) и Виктор (Victor).
В Цюрихе были замучены: Феликс (Felix), Регула (Regula), Экзюперантий (Exuperantius).
В Цурцахе (Zurzach): Верена из Цурцаха (Verena of Zurzach).
В Италии
Замучен в Бергамо: Александр (Alexander).
Замучены в Турине: Октавий (Octavious), Адвентор (Adventor), Сотутор (Sotutor).
Замучен в Пьяченце (Piacenza): Антоний (Antonius) из Пьяченцы.
Замучены в Коттианских (Cottian) Альпах: Констанций (Constantius), Алверий (Alverius), Сабастьян (Sabastianus), Магий (Magius).
Замучены в Пинероло (Pinerolo): Маурелий (Maurelius), Георгий (Georgius), Тиберий (Tiberius).
Замучены в Милане: Максимий (Maximius), Кассий (Cassius), Секунд (Secundus), Северин (Severinus), Лициний (Licinius)
Замучен в Вентимилии (Ventimilia) среди многих других: Секунд (Secundus) из Вентимилии
В Германии
Замучены в 287 году вТрире (Terier) наряду со многими своими товарищами: Тирс (Tyrsus), Палматий (Palmatius), Бонифатий (Bonifatius) .
Замучены в Бонне среди многих других из их когорты: Кассий (Cassius), Флорентий (Florentius).
Замучен наряду с 318 другими в Кельне: Гереон (Gereon).
Замучены наряду с 330 другими в Ксантене (Xanten): Виктор и Маллозий (Mallosius).

Во время их мучений случились многочисленные чудеса, которые, несомненно, в значительной степени внесли вклад в массовое обращение жителей этих областей в Христианство. В Цюрихе, например, трое казненных мучеников Феликса, Регула и Экзюперантий чудесным образом встали и со своими главами в собственных руках, взошли на вершину холма. Там они встали на колени, помолились и, наконец, легли. Позже на том самом месте был воздвигнут большой собор. Трое мучеников, несущих в руках свои головы, присутствуют на гербе и печати Цюриха до сего дня.

Мученики Виктор, Орс и их товарищи были жестоко замучены Хиртакусом (Hirtacus), римским губернатором Солотурна. По преданию, во время пыток произошло несколько чудес. Так, например, кандалы внезапно спадали, огонь мгновенно гас, и т.д. Те, кто это видел, были, таким образом, переполнены удивлением и стали восхищаться Фивейскими легионерами, за что разъяренный Хиртакус приказал их немедленно казнить. Без малейшего сопротивления они предложили палачам свои шеи. Тела обезглавленных святых тогда возсияли ярким светом. Тела святых, брошенные в реку Аар (Aar), достигли берега, вышли из воды, пошли с главами в руках, затем встали на колени и молились на том месте, где позже воздвигли Базилику Cвятого Петра.

Тела мучеников Агуанума были обнаружены и опознаны Феодором, епископом Октодурма, в 350 г. В Агаунуме он построил в их честь Базилику, остатки которой видны и теперь. Позже она стала центром монастыря, построенного в году 515 году от Рождества Христова на земле, пожертвованной Королем Бургундии Сигизмундом.

Епископ Евхарий Лионский (+494) упоминает, что в его время, многие посещали различные провинции империи, чтобы почтить этих мучеников и принести дары из золота, серебра и пр. Он упоминает, что многие чудеса свершились на местах их упокоения, такие как изгнание бесов и другие исцеления, «в которых могущество Господне являлось каждодневно через заступничество Его святых».

В средние века святой Маврикий был святым покровителем многих римских династий Европы, а позже — Римских императоров. В 926 году Анри I (919-936) даже уступил существующий швейцарский кантон Ааргуа (Aargua) в обмен на копье мученика. Некоторые императоры были помазаны перед алтарем святого Маврикия в Соборе святого Петра в Риме. Меч святого Маврикия был последний раз использован при коронации австрийского императора Карла, как короля Венгрии в 1916.

Короли, дворяне и иерархи соперничали между собой, чтобы получить маленькие части мощей святых, чтобы строить церкви в их честь. Известный король Шарлемань (Charlemangne) предложил монастырю один из хранимых шипов, которые от тернового венца нашего Спасителя взамен маленькой части святых мощей. Он позже построил церковь в честь мучеников во дворе своего дворца.

Святой Маврикий и Фивейский Легион в коптской традиции

Эти святые не включены в коптский синаксарий (Coptic Synaxarion), нет ни одной коптской церкви, освященной во имя этих святых. Имеется единственный алтарь, освященный во имя этих святых. Во время написания этой статьи (сентябрь 1992) единственный алтарь, освященный во имя святого Маврикия, найден в храме Приснодевы Марии и святого Афанасия в Миссиссауге (Mississauga), что в Канаде. Изображение мук святого Маврикия имеется в коптском храме святой Марии в Кембридже, Канада.

В 1991 году христианский мир праздновал семнадцатое столетие мученичества этих святых. Первоиерарх Коптской церкви Папа Шенуда (Shenouda) делегировал епископа Серапиона, чтобы представить Коптскую церковь на этих празднествах. По этому случаю часть святых мощей мучеников Маврикия, Кассия и Флоренция были возвращены Коптской церкви.

Значение ФИВЕЙСКИЙ ЛЕГИОН в Православной энциклопедии Древо

ФИВЕЙСКИЙ ЛЕГИОН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Фивейский (или Фиваидский) Легион (Alkateeba al Teebia или Alkateeba Al-sa"eedia) римской армии во главе с капитаном Макрикием (Maurice) , состоял из христиан. За отказ принести жертвоприношение римским богам по приказу императора Максимиана Геркулия (285-305 н.э.) Легион был полностью истреблен.

Путешествующий по трассе, ведущей из Женевы в Рим, заметит маленький и очень старый швейцарский город, называемый Сен-Морис (Saint Maurice). Этот город был известен в римские времена как Агуанум (Aguanum), важный центр коммуникаций. Именно там коптский офицер по имени Маврикий и 6600 воинов умерли ради Христа от руки нечестивого императора Максимиана Геркулия.

История этих мучеников, обычно известных как Фивейский Легион, была сохранена для нас Евхарием, епископом Лионским (+ 494). Евхарий предварил счет мучений этих отважных солдат следующим введением: "Вот история страстей святых мучеников, которые прославили Агуанум своей кровью. Именно в честь этих героических мучений мы опишем своей рукой порядок событий, как они дошли до нашего слуха. Мы часто слышим, не так ли, что некоторый град или весь удостоены высокой чести за одного-единственного мученика, который там умер. И это весьма справедливо, потому что в каждом случае святой отдал свою драгоценную душу Всевышнему Богу. Во сколько же раз должно быть более почитаемо святое место Агуанум, где так много тысяч мучеников были усечены мечом ради Христа".

Восстание галлов, известное как Багод (Bagaude), вынудило императора Максимиана отправиться против них с армией, одной из частей которой был Фивейский легион, состоявший из 6600 человек. Этот легион был завербован в Фиваиде (Верхнем Египте) и полностью состоял из христиан.

После того, как восстание было подавлено, император Максимиан Геркулий издал приказ о том, чтобы вся армия должна присоединилась к жертвоприношениям римским богам за успех их миссии. Приказ включал убиение христиан (вероятно, в качестве жертвы римским богам). Только Фивейский легион посмел отказаться исполнить приказ. Легион отошел и расположился около Агуанума.

Максимиан Геркулий тогда отдыхал в соседнем месте по имени Октудурум (Octudurum). Когда это известие дошло до него, он стал вновь и вновь приказывать, чтобы они повиновались его приказам и распоряжениям. После их твердого и единодушного отказа, он приказал казнить в легионе каждого десятого. Этот приказ был исполнен. Второе уничтожение каждого десятого было приказано на случай, если воины вновь откажутся подчиняться его приказу. Но все легионеры объявили, что никогда не позволят себе выполнить такой кощунственный приказ.

Когда Максимиан узнал про это, он рассердился более чем когда-либо. Подобно дикому животному, он приказал второй раз убить каждого десятого, полагая, что оставшиеся будут вынуждены подчиниться. И еще раз христиане-воины подтвердили свое решение. После второго убиения каждого десятого, Максимиан предупредил оставшихся легионеров из Фивейского легиона, что им бесполезно рассчитывать на их число, поскольку, если они будут упорствовать в своем неповиновении, то ни одному из них не удастся избежать смерти.

Величайшим оплотом их веры в этом испытании был, несомненно, их капитан Маврикий (Maurice) со своим лейтенантом Кандидом (Candid), первым командиром, и Экзюперием (Exuperius). Маврикий, привлекая внимание к примеру их товарищей, уже мучеников, убедил их всех быть готовыми умереть в свою очередь ради той клятвы, которую они дали при крещении . Он напомнил им об их товарищах, которые отправились на Небеса перед ними. При его словах, славный порыв к мученичеству возгорелся в сердцах этих преблагословенных мужей.

Воспламененный таким образом лидерством своих офицеров Фивейский легион послал Максимиану, который все еще гневился, ответ, столь же лояльный, как и храбрый:

"Император, мы - твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан - смотрите, мы - такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое проишествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе".

Когда Максимиан услышал это, он понял, что эти люди были упорно настроены остаться в христианской вере. Поэтому он постановил в заключительном приговоре, что они должны быть окружены и казнены. Отряды, посланные, чтобы выполнить этот приказ, прибыли в благословляемый легион и направили свои мечи на тех святых людей, которые, ради любви к жизни не отказывались умирать. Все они были усечены мечом. Они никоим образом не сопротивлялись. Откложив свое оружие, они предоставили шеи палачам. Ни их число, ни сила их оружия не соблазнили их поддержать свою правоту силой.

Они последовали за Тем, Кто был ведом на смерть без протеста, и Кто, подобно агнцу, не открыл Свои уста. Но теперь они сами, овцы стада Господня, должны были быть казнены, как и Он, уничтожающими все волками. Так дикой жестокостью тирана был сотворен великий сонм святых мучеников. Так был убит тот поистине ангельский легион мужей, которые, как мы в это верим, на Небесах вместе с легионами Ангелов славят Господа Бога нашего, всегда, ныне, и присно, и во веки веков.

Не все воины легиона были в Агуануме во время казни. Другие находились на постах вдоль по военной трассе, связывающей Швейцарию с Германией и Италией. Впоследствии они были казнены на месте их службы. Вот некоторые из наиболее почитаемых мучеников:

В Швейцарии

Пятеро были замучены в месте Агуанум наряду с остальной частью своего легиона. Этот город известен теперь как Сен-Морис (Saint Maurice en Valais). Их имена: Маврикий (Maurice) , Экзюперий (Exuperius), Кандид (Candid), Иннокентий (Innocent), Виталий (Vitalis).

Двое были найдены в Солотурне (Solothurn) наряду с 66 другими: Урсус (Ursus) и Виктор (Victor).

В Цюрихе были замучены: Феликс (Felix), Регула (Regula), Экзюперантий (Exuperantius).

В Цурцахе (Zurzach): Верена из Цурцаха (Verena of Zurzach).

Замучен в Бергамо: Александр (Alexander).

Замучены в Турине: Октавий (Octavious), Адвентор (Adventor), Сотутор (Sotutor).

Замучен в Пьяченце (Piacenza): Антоний (Antonius) из Пьяченцы.

Замучены в Коттианских (Cottian) Альпах: Констанций (Constantius), Алверий (Alverius), Сабастьян (Sabastianus), Магий (Magius).

Замучены в Пинероло (Pinerolo): Маурелий (Maurelius), Георгий (Georgius), Тиберий (Tiberius).

Замучены в Милане: Максимий (Maximius), Кассий (Cassius), Секунд (Secundus), Северин (Severinus), Лициний (Licinius)

Замучен в Вентимилии (Ventimilia) среди многих других: Секунд (Secundus) из Вентимилии

В Германии

Замучены в 287 году в Трире (Terier) наряду со многими своими товарищами: Тирс (Tyrsus), Палматий (Palmatius), Бонифатий (Bonifatius) .

Замучены в Бонне среди многих других из их когорты: Кассий (Cassius), Флорентий (Florentius).

Замучен наряду с 318 другими в Кельне: Гереон (Gereon).

Замучены наряду с 330 другими в Ксантене (Xanten): Виктор и Маллозий (Mallosius).

Во время их мучений случились многочисленные чудеса, которые, несомненно, в значительной степени внесли вклад в массовое обращение жителей этих областей в Христианство. В Цюрихе, например, трое казненных мучеников Феликса, Регула и Экзюперантий чудесным образом встали и со своими главами в собственных руках, взошли на вершину холма. Там они встали на колени, помолились и, наконец, легли. Позже на том самом месте был воздвигнут большой собор. Трое мучеников, несущих в руках свои головы, присутствуют на гербе и печати Цюриха до сего дня.

Мученики Виктор, Орс и их товарищи были жестоко замучены Хиртакусом (Hirtacus), римским губернатором Солотурна. По преданию, во время пыток произошло несколько чудес. Так, например, кандалы внезапно спадали, огонь мгновенно гас, и т.д. Те, кто это видел, были, таким образом, переполнены удивлением и стали восхищаться Фивейскими легионерами, за что разъяренный Хиртакус приказал их немедленно казнить. Без малейшего сопротивления они предложили палачам свои шеи. Тела обезглавленных святых тогда возсияли ярким светом. Тела святых, брошенные в реку Аар (Aar), достигли берега, вышли из воды, пошли с главами в руках, затем встали на колени и молились на том месте, где позже воздвигли Базилику Cвятого Петра.

Тела мучеников Агуанума были обнаружены и опознаны Феодором, епископом Октодурма, в 350 г. В Агаунуме он построил в их честь Базилику, остатки которой видны и теперь. Позже она стала центром монастыря, построенного в году 515 году от Рождества Христова на земле, пожертвованной Королем Бургундии Сигизмундом.

Епископ Евхарий Лионский (+ 494) упоминает, что в его время, многие посещали различные провинции империи, чтобы почтить этих мучеников и принести дары из золота, серебра и пр. Он упоминает, что многие чудеса свершились на местах их упокоения, такие как изгнание бесов и другие исцеления, "в которых могущество Господне являлось каждодневно через заступничество Его святых".

В средние века святой Маврикий был святым покровителем многих римских династий Европы, а позже - Римских императоров. В 926 году Анри I (919 - 936) даже уступил существующий швейцарский кантон Ааргуа (Aargua) в обмен на копье мученика. Некоторые императоры были помазаны перед алтарем святого Маврикия в Соборе святого Петра в Риме. Меч святого Маврикия был последний раз использован при коронации австрийского императора Карла, как короля Венгрии в 1916 .

Короли, дворяне и иерархи соперничали между собой, чтобы получить маленькие части мощей святых, чтобы строить церкви в их честь. Известный король Шарлемань (Charlemangne) предложил монастырю один из хранимых шипов, которые от тернового венца нашего Спасителя взамен маленькой части святых мощей. Он позже построил церковь в честь мучеников во дворе своего дворца.

Святой Маврикий и Фивейский Легион в коптской традиции Эти святые не включены в коптский синаксарий (Coptic Synaxarion), нет ни одной коптской церкви, освященной во имя этих святых. Имеется единственный алтарь, освященный во имя этих святых. Во время написания этой статьи (сентябрь 1992) единственный алтарь, освященный во имя святого Маврикия, найден в храме Приснодевы Марии и святого Афанасия в Миссиссауге (Mississauga), что в Канаде. Изображение мук святого Маврикия имеется в коптском храме святой Марии в Кембридже, Канада.

В 1991 году христианский мир праздновал семнадцатое столетие мученичества этих святых. Первоиерарх Коптской церкви Папа Шенуда (Shenouda) делегировал епископа Серапиона, чтобы представить Коптскую церковь на этих празднествах. По этому случаю часть святых мощей мучеников Маврикия, Кассия и Флоренция были возвращены Коптской церкви.

Литература

Samir F. Girgis, PhD, "The Theban Legion in Switzerland".

Samir F. Girgis, PhD, "The significant contribution of the Copts to the early evangelization of Switzerland".

Samir F. Girgis, PhD, "A short introduction to the Coptic orthodox Church of Alexandria.

J.R.Fox: "The treasure at Saint Maurice of Aguanum".

L"Abbaye Saint Maurice en Valais: A place called Saint Maurice.

Thurston & Attwater: Butler"s lives of the Saints.

Использованные материалы

http://www.coptic.net/synexarion/MauriceOfTheba.txt

http://home.scarlet.be/amdg/sankt/oct06.html

Обещание, которое каждый дает при своем крещении, отказаться от сатаны и его отвратительных дел и поклоняться только Богу

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИВЕЙСКИЙ ЛЕГИОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕГИОН в Кратком церковнославянском словаре:
    - отряд воинов, полк, …
  • ЛЕГИОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Мф 26:53) - отряд солдат в Римском войске, состоявший от 6,000 до 7,000 человек; первоначально и легионе числилось 6,200 человек …
  • ЛЕГИОН в Словаре военно-исторических терминов:
    (лат. legio) - легион; основная организационная единица римской армии на протяжении всего ее существования. Численно равен шести …
  • ЛЕГИОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (лат. legio род. п. legionis), основная организационная и тактическая единица в армии Др. Рима (4,5-10 тыс. человек). Состоял из манипул …
  • ЛЕГИОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. legio, род. падеж legionis, от lego - собираю, набираю), основная организационная единица в армии Древнего Рима. Первоначально Л. называлось …
  • ЛЕГИОН
    (Legio) — Л. называлась у римлян крупная войсковая единица. При Сервии Туллии Л. набирался из locupletes (зажиточных людей), делившихся на …
  • ЛЕГИОН
    [латинское legio (legionis)] 1) высшая боевая единица римского войска; 2) громадное число, множество; 3) название разных воинских частей в различные …
  • ЛЕГИОН в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. ист. В Др. Риме: крупная войсковая единица. | Л. делился на 10 когорт, или 30 манипул, или …
  • ЛЕГИОН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. В Древнем Риме: крупная войсковая единица. 2. Название особых воинских частей в нек-рых странах. Иностранный л. …
  • ЛЕГИОН
    ЛЕГИ́ОН, в др.-рус. счёте 100 …
  • ЛЕГИОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕГИ́ОН (лат. legio, род. п. legionis), осн. орг. и тактич. единица в армии Др. Рима (4,5- 10 т.ч.). Состоял из …
  • ФИВЕЙСКИЙ
    (Михаил) ? священник, писатель и переводчик. Главные его труды: "Шотландский проповедник Эдвард Ирвинг и его последователи" (М., 1887); "Учебник священной …
  • ЛЕГИОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Legio) ? Л. называлась у римлян крупная войсковая единица. При Сервии Туллии Л. набирался из locupletes (зажиточных людей), делившихся на …
  • ЛЕГИОН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    легио"н, легио"ны, легио"на, легио"нов, легио"ну, легио"нам, легио"н, легио"ны, легио"ном, легио"нами, легио"не, …
  • ЛЕГИОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Древнеримский …
  • ЛЕГИОН в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. legio (legionis)) 1) основная организационная в тактическая единица в армии др. рима; первонач. - все римское войско; 2) …
  • ЛЕГИОН в Словаре иностранных выражений:
    [лат. legio (legionis)] 1. основная организационная в тактическая единица в армии др. рима; первонач. - все римское войско; 2. * …
  • ЛЕГИОН в Словаре синонимов Абрамова:
    || имя им …
  • ЛЕГИОН в словаре Синонимов русского языка:
    армия, множество, полк, …
  • ЛЕГИОН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Крупное войсковое подразделение в Древнем Риме. 2) Название особых воинских частей в некоторых странах. 3) перен. Неисчислимое, множество …
  • ЛЕГИОН в Словаре русского языка Лопатина:
    леги`он, …
  • ЛЕГИОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    легион, …
  • ЛЕГИОН в Орфографическом словаре:
    леги`он, …
  • ЛЕГИОН в Словаре русского языка Ожегова:
    В Древнем Риме: крупная войсковая единица легион Poet несчислимое множество Легионы звезд. легион Название особых воинских частей в некоторых странах …
  • ЛЕГИОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в древнерусском счете 100 тыс. - (лат. legio, род. п. legionis), основная организационная и тактическая единица в армии Др. Рима …
  • ЛЕГИОН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    легиона, м. (латин. legio). 1. У древних римлян - Отряд войск, основная боевая единица, полк (истор.). Легионы Цезаря. || Отряд …
  • ЛЕГИОН в Толковом словаре Ефремовой:
    легион м. 1) Крупное войсковое подразделение в Древнем Риме. 2) Название особых воинских частей в некоторых странах. 3) перен. Неисчислимое, …
  • ЛЕГИОН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Крупное войсковое подразделение в Древнем Риме. 2. Название особых воинских частей в некоторых странах. 3. перен. Неисчислимое, множество …
  • ЛЕГИОН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. 1. Крупное войсковое подразделение в Древнем Риме. 2. Название особых воинских частей в некоторых странах. 3. перен. разг. …
  • ПЛАТОН (ФИВЕЙСКИЙ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Платон (Фивейский) (1809 - 1877), архиепископ Костромской и Галичский. В миру Фивейский Павел …
  • ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павел Фивейский, Египетский (+ 341), преподобный. Отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве; …
  • МАВРИКИЙ ФИВЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маврикий (Морис, Maurice) (+ ок. 285 - 305), капитан Фивейского легиона, мученик. Пострадал за …
  • ФИВЕЙСКИЙ (МИХАИЛ)
    Фивейский (Михаил) - священник, писатель и переводчик. Главные его труды: "Шотландский проповедник Эдвард Ирвинг и его последователи" (М., 1887); "Учебник …
  • ПЛАТОН (В МИРУ ПАВЕЛ СИМОНОВИЧ ФИВЕЙСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Платон (в миру Павел Симонович Фивейский; 1809 - 1877) - духовный писатель, воспитанник Московской духовной академии, ректор духовной семинарии, в …
  • ВАСИЛИЙ ФИВЕЙСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    - герой рассказа Л.Н.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» (1903). Основная мысль рассказа, по словам писателя, в том, «что не философствующий, не …
  • ФИВЕЙСКИЙ МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    священник, писатель и переводчик. Главные его труды: "Шотландский проповедник Эдвард Ирвинг и его последователи" (М., 1887); "Учебник священной истории Нового …

Фиваидский легион (Фивейский легион , Фиванский легион , лат. Legio Thebaica, также известный как Агаунские мученики ) - фигурирующий в христианской агиографии римский легион эпохи Диоклетиана, солдаты которого были замучены римским императором Максимианом в 286 году. Состоял из 6600 (по другой версии - из 6666) солдат-христиан и возглавлялся святым Маврикием.

Предание

Согласно преданию, восходящему к св. Евхарию Лионскому, местом дислокации легиона была Фиваида, в Египте. Отсюда этот легион был отправлен императором Максимианом в Галлию, для подавления восстания багаудов. Командовал легионом св. Маврикий (Mauritius). Его помощниками были Кандид (Candidus) и Экзюперий (Exuperius), которые тоже почитаются святыми. После разгрома багаудов легион был отведён в город Агаунум, нынешний Сен-Морис д’Агон (Saint-Maurice или Saint-Maurice-en-Valais), а император Максимиан издал приказ, чтобы все в честь победы совершали жертвоприношения римским богам. Легионеры твёрдо и единодушно отказались от этого, за что были подвергнуты децимации и предупреждены, что император не остановится пока приказ не будет выполнен. Тогда св. Маврикий обратился к легиону с призывом не поддаться угрозам и быть верными клятве, данной при крещении, по примеру уже казнённых товарищей. Его слова нашли отклик в сердцах этих отважных солдат и от имени легиона было отправлено письмо Максимиану следующего содержания:

«Император, мы - твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан - смотрите, мы - такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе».

Так как акт устрашения не возымел действия, его многократно повторяли до тех пор пока не был истреблён весь легион.

Согласно посланию Евхария Лионского, тела Агаунских мучеников были обнаружены и идентифицированы епископом города Октодурума (нынешний Мартиньи) Феодором в 350 г. Последний построил в их честь базилику в Агаунуме, которая стала местом паломничества и чьи остатки можно наблюдать и сейчас. Она стала частью аббатства, построенного в 515 году на земле, пожертвованной королём Бургундии Сигизмундом. Это же послание является самым ранним упоминанием об Агаунских мучениках, «которые прославили Агаунум своей кровью» и описывает последовательность свидетельств за период в 150 лет, со времени мученичества до времени Евхария. Он совершил паломничество в Агаунум. Евхарий упоминает свидетельства паломничества и дорогих подарков от верующих из разных провинций империи, различные чудеса, такие как изгнание бесов и случаи излечения, а сам рассказ о мучениках предваряет словами:

«Мы часто слышим, не так ли, что некоторый град или весь удостоены высокой чести за одного-единственного мученика, который там умер. И это весьма справедливо, потому что в каждом случае святой отдал свою драгоценную душу Всевышнему Богу. Во сколько же раз должно быть более почитаемо святое место Агаунум, где так много тысяч мучеников были усечены мечом ради Христа»

Именно Евхарий говорит, что численность легиона была равна «шести тысячам и шестистам мужам».

Писатель VI века Григорий Турский в книге «Liber in gloria martyrum» («Книга о славе мучеников») упоминает базилику в Кёльне,

Фиваидский легион

Фиваидский (Фивейский, Фиванский) легион (лат . Legio Thebaica , также известный как Агаунские мученики ) - фигурирующий в христианской агиографии римский легион эпохи Диоклетиана , солдаты которого были замучены римским императором Максимианом в 286-м году. Состоял из 6600 (по другой версии - из 6666) солдат-христиан и возглавлялся святым Маврикием .

Предание

Согласно преданию, восходящему к св. Евхарию Лионскому , местом дислокации легиона была Фиваида , в Египте. Отсюда этот легион был отправлен императором Максимианом в Галлию, для подавления восстания багаудов . Командовал легионом св. Маврикий (Mauritius). Его помощниками были Кандид (Candidus) и Экзюперий (Exuperius), которые тоже почитаются святыми. После разгрома багаудов легион был отведён в город Агаунум, нынешний Сен-Морис д’Агон (Saint-Maurice или Saint-Maurice-en-Valais) , а император Максимиан издал приказ, чтобы все в честь победы совершали жертвоприношения римским богам. Легионеры твёрдо и единодушно отказались от этого, за что были подвергнуты децимации и предупреждены, что император не остановится пока приказ не будет выполнен. Тогда св. Маврикий обратился к легиону с призывом не поддаться угрозам и быть верными клятве, данной при крещении, по примеру уже казнённых товарищей. Его слова нашли отклик в сердцах этих отважных солдат и от имени легиона было отправлено письмо Максимиану следующего содержания:

«Император, мы - твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан - смотрите, мы - такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе»

Так как акт устрашения не возымел действия, его многократно повторяли до тех пор пока не был истреблён весь легион.

Согласно посланию Евхария Лионского, тела Агаунских мучеников были обнаружены и идентифицированы епископом города Октодурума (нынешний Мартиньи) Феодором в 350 г. Последний построил в их честь базилику в Агаунуме, которая стала местом паломничества и чьи остатки можно наблюдать и сейчас. Она стала частью аббатства, построенного в 515 году на земле, пожертвованной Королем Бургундии Сигизмундом. Это же послание является самым ранним упоминанием об Агаунских мучениках, «которые прославили Агаунум своей кровью» и описывает последовательность свидетельств за период в 150 лет, со времени мученичества до времени Евхария. Он совершил паломничество в Агаунум. Евхарий упоминает свидетельства паломничества и дорогих подарков от верующих из разных провинций империи, различные чудеса, такие как изгнание бесов и случаи излечения, а сам рассказ о мучениках предваряет словами:

«Мы часто слышим, не так ли, что некоторый град или весь удостоены высокой чести за одного-единственного мученика, который там умер. И это весьма справедливо, потому что в каждом случае святой отдал свою драгоценную душу Всевышнему Богу. Во сколько же раз должно быть более почитаемо святое место Агуанум, где так много тысяч мучеников были усечены мечом ради Христа»

Именно Евхарий говорит, что численность легиона была равна «шести тысячам и шестистам мужам».

Писатель шестого века Григорий Турский в книге «Liber in gloria martyrum» («Книга о славе мучеников») упоминает базилику в Кёльне,

"в которой 50 человек из знаменитого Фиваидского легиона, претерпевшие мученическую кончину за имя Христово. Из-за того, что церковь, с её великолепным строением и мозаикой сияет, будто-то позолоченная, жители предпочитают называть её «Базилика Золотых Святых».

Предание о Фиваидском легионе и житие св. Маврикия стали очень популярными в Средневековье и упоминались в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского . В этом сборнике число легионеров равняется 6666.

Критика предания

Против историчности Фиваидского легиона приводят следующие доводы :

Святые, связываемые с Фиваидским легионом

  • Александр (+ ок. 296, или 300 или 303, Рим или Бергамо) - воин, мученик из Бергамо. День памяти - 26 августа, 5 мая (перенесение мощей), 30 апреля (Армянская церковь), 25 февраля (Коптская церковь).
  • Верена (лат. Verena; IV век) - отшельница. День памяти - 1 сентября.
  • Кандид (+286), мученик. День памяти - 22 сентября.
  • Маврикий (+ 286), мученик. День памяти - 22 сентября.
  • Феликс и Регула (+286) - мученики. День памяти - 11 сентября.
  • Фиделий (+ ок. 304) - воин, мученик. День памяти - 28 октября, 13 марта (вместе со святыми Фелином и Грацианом, а также Карпофором).
  • Экзюперий (+286), мученик. 22 сентября.

История создания

В некий день и час некоего года в безвестной годвилльской таверне собралась компания героев с целью восславить своих богов за распитием хмельных напитков. И увидели боги, что это хорошо. Героям была свыше внушена мысль о создании гильдии, так как название «Общество анонимных алкоголиков» кто-то уже придумал. Герои сдвинули кубки и провозгласили гильдию созданной.

Название гильдии

Существует несколько версий создания гильдии. Так как все присутствовавшие при данном событии были изрядно пьяны, никто не может вспомнить, почему гильдия названа именно так. На сегодняшний день историографы выделяют три наиболее вероятных версии происхождения названия.

Версия первая (благородная)

Присутствовавших было не более дюжины, а то и вовсе двое, но тот зрительный эффект, что сообщает глазу алкоголь, позволил насчитать несколько тысяч участников сборища. Именно это позволило считать гильдию легионом.

Версия вторая (менее благородная)

Под влиянием хмеля мысли учредителей гильдии путались, поэтому они (учредители) не могли прийти к единому мнению относительно названия. Решено было выбрать названием первое же слово, которое будет сказано случайным прохожим. На беду собравшихся, первый же прохожий споткнулся о камень и произнёс слово из трёх букв. Верные своему слову учредители согласились считать вышеупомянутое слово названием гильдии и даже заказали герб с такой надписью. Однако, протрезвев наутро, они осознали произошедшее, затёрли последнюю букву на гербе, а первые две буквы стали считать аббревиатурой «Божественный легион».

Версия третья (придуманная завистниками и недоброжелателями)

Существуют клеветнические измышления о том, что название гильдии было дано свидетелями геройской попойки и звучало как «Убожественный легион». Боги накажут авторов этих грязных инсинуаций (что бы это слово ни означало)!

Резиденция гильдии

Резиденцией гильдии считается любое питейное заведение, в котором собралось не менее двух представителей «Божественного Легиона».

Места обитания богов (Карта)

Глава гильдии

Достойнейший представитель гильдии, выбираемый общим голосованием. Боги благословляют каждого главу «Божественного Легиона» способностью ответить на любой вопрос словами «Потому что никто этого не сделал». Так же глава обладает правом награждать особой татуировкой за заслуги перед гильдией. (подробности смотреть в соответствующем разделе)

Список глав

Девиз

Девизом гильдии и, одновременно, ритуальным приветствием является фраза «Ave БЛ*!» При этом последняя буква не произносится, но очень сильно подразумевается. Историки относят возникновение этого девиза к временам зарождения организации, описанным выше. Смысл выражения в том, что произносящий его встречает невзгоды и превратности судьбы спокойно и с достоинством. Историки гильдии приписывают авторство фразы главе гильдии Джон Джонович . Спасибо ему за это! Ревностный адепт и поборник принципов гильдииКапустий начертал слова «Ave БЛ*!» на своём щите в качестве личного девиза, за что был забанен на сутки. Это позволяет считать его первым великомучеником и страстотерпцем гильдии. Слава тебе, Капустий , дела твои не забыты!

Гимн

Герой идет сверкая медной бляхой, И бляха-муха реет в небесах; От «Аve БЛ*» его друзья ликуют, а монстры злобно прячутся в кустах! ПРИПЕВ ля-ля-ля ля-ля-ля, ave БЛ*! Авторы текста: Башир , Yarosurabu

Гимн (расширенная версия)

Герой идет сверкая медной БЛ*хой, И БЛ*ха-муха реет в небесах; От «Аve БЛ*» его друзья ликуют, А монстры злобно прячутся в кустах! Все выше и выше и выше Вздымается храм к небесам! А кто кирпич притаранит Тот выше становится сам! Во славу гильдии, герой в ПэЗэ ползет, Лопатой раскаленной землю рвет, Финала, если сможет, обойдет… Герой в любой беде не пропадет! Все БЛиже и БЛиже и БЛиже, БЛестит под киркой дивный клад! А кто его к храму доставит Получит бревно и деньжат! Ковчег в заплыв уходит словно буря! Трофеев жирных набирая в сеть! А если встретим в море мегабосса - Наш Легион сумеет дать ответ! Все выше, выше и выше Наш флаг реет в небе родном! И после заплыва в ковчеге Добычу в трактире пропьем!

Гильдейские походы

В один прекрасный день боги увидели, что Легионом гильдия должна называтся не просто так, а представляя собой хоть какую-то сплоченную группировку. Невзирая на слабые возгласы героев «Ну БЛ*, ну не хочу!» и «Мы же и так в тавернах собираемся…» и запустив несколько молний в несогласных, было решено учередить общегильдийские тренировки. Арена для этого дела подходила мало, как и воображаемые бои , потому что результатом их были только ненависть и нежелание побежденного опосля пить с победителем.

Дабы не разлагать, а наоборот, поднимать сплоченность коллектива полем для тренировок были выбраны подземелья . «Не, нуачо? Дерутся против монстров, а не друг с другом, можно больше двоих в команде, да и на богоугодное дело - строительство ковчега - влияет хорошо.» - сказал Джон Джонович , и на том порешили.

Время для походов было выбрано очень благоприятное, в полдень, потому что герои сыты да напоены, а на улице самое пекло, так что в погреб спустится душа просит, тем более храбрости ребятам уже не занимать. Так что на монстров и ловушки в это время герои смотрели благодушно и снисходительно, ни капли не беспокоясь о последствиях. Традиция быстро прижилась, а особо непоседливые боги учередили еще и утренние и вечерние совместные походы.

Впрочем, богам не всегда удается отправить подопечных в одно подземелье. Сами понимаете, то пальцем чуть сильнее надавишь, то провал не в том месте откроешь. А иногда и тупае тренировку саботирует, праны не намоливши. Тем не менее было замечено, что даже одиночный поход в подземелье в гильдийское время благоприятно влияет на боевой дух всех согильдийцев в подземельях. А как же иначе? Все вынесут по сундуку золота, а я что, не легионер что ли? - так думает каждый герой и с удвоенным усердием принимается крушить босса возле сокровищницы.

На молодое поколение богов совместные тренировки тоже имеют положительное влияние. Герою, храм не построившему, глядя на совместные попойки и щеголяния после выхода товарищей из подземелья с полными мешками золота и трофеев, становится до крайности любопытно. И он с удвоенной скоростью начинает собирать золотые кирпичи, тем более, что бог, снедаемый тем же любопытством, подстегивает молниями.

В общем, от совместных походов сплошная благодать и никакого разочарования.

Первый в истории поход в подземелье, когда все участники стояли под штандартами Божественного Легиона произошёл в 13:13 2883 дня г.э. Так как день очень удачно (а по мнению некоторых, неудачно) совпал с понедельником, все понедельники отныне считаются днями Общегильдейского Праздника Единения в Подземелье. АВЕ БЛ*! Запрыг, кстати, увенчался успехом: заблудившиеся и ведомые нетвёрдой рукой Fr0z3ns0u1 герои случайно зашли в сокровищницу не с той стороны, с которой их ждали, и разграбили её прямо под носом босса.

Наградная татуировка

Наградная татуировка БЛ*

За подвиги во славу богов и гильдии, а также, за долгую беспорочную службу в гильдии глава может награждать соратников особой татуировкой. Этот накожный рисунок может быть 1-й, 2-й и 3-й степени. Так как татуировка мистическим образом служит и алкотестером, то степень определяется не заслугами, а степенью опьянения награждаемого. Имя татуированного гильдийца и причина награждения заносится на страницу «Божественного Легиона» в Энциклобогии.