Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться. Воспитание любознательности и познаватель­ных интересов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Стремление ребенка к неизвестному так растет больше, более безопасные и более надежные, то мелкие и крупные исследователи чувствуют себя в своей среде. Альтернатива, разработанная доктором Марией Монтессори из наблюдения за 50 лет поведения в классе. По словам президента испанской ассоциации Монтессори, Марии Хесус Абароа, ее заявление подразумевает, что и у родителей, и у учителей - «помните, что вы учитесь внутри и вне школы», разъясняет две основные задачи.

Дети любят порядок и дисциплину естественным образом

Первое состоит в том, чтобы наблюдать за поведением ребенка, который служит для познания его психической природы и импульсов, которые исходят из этой природы в качестве проводников его. Именно это позволило доктору Монтессори узнать истинную природу ребенка, который согласно ей - это природа, «которая любит порядок и дисциплину; что ведет к активному послушанию, а не к покорности; который любит внутренне конструктивную работу и делает его социальным с другими», - объясняет Абароа.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Использованная литература

Введение

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

При правильных стимулах каждый ребенок учится по-своему

По словам доктора, наши предрассудки неверно истолковывают поведение ребенка. Это поведение интерпретируется взрослыми критериями и неверно. Что касается второй задачи, то речь идет о родителях и учителях, которые готовят и предлагают адекватные стимулы, которые позволяют ребенку выбирать тех, кто требует своих внутренних импульсов.

Чтобы такой выбор был правильным, необходимо, чтобы ребенок окружал его средой, специально подготовленной для развития его физической и психической структуры. В такой среде и с возможностью выбора действий, которые запрашивают его внутренние импульсы, ребенок следует своему методу обучения. Да, под бдительным оком взрослого, он устраняет препятствия и приносит богатую и стимулирующую активность. По словам доктора Монтессори, ребенок, которого ребенок ожидает от взрослого, должен помочь ему сделать это для себя.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности опытно-исследовательской работы были изучены в целом ряде исследований (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков.)

Занятия в Центре Монтессори

Согласно этому методу, в этих группах дети следуют своему ритму, с тем преимуществом, что малыши подражают старейшинам, и это помогает маленьким. По окончании цикла дети, достигшие целей, переходят к следующему циклу и курсу. Для каждого цикла цели такие же, как и в официальной учебной программе. Тем не менее, форма и темпы работы отличаются от формы традиционных школ: класс разделяется по областям, и студент работает с содержанием в соответствии с их темпами обучения и по собственному методу.

Зачем работать с проектами в области дошкольного образования?

Есть несколько аспектов, которые следует учитывать, когда учитель выбирает этот организационный способ для разработки своих действий с детьми. Первое и, несомненно, самое важное - это то, что можно отнести к обучению. Часто мы слышим, как профессионалы, работающие с маленькими детьми, говорят, что они разрабатывают проекты для работы над несколькими темами для достижения разных целей.

На сегодняшний день методика организации детского исследования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и - что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского исследования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Существуют проекты, которые фокусируются на развитии поведения читателей или направлены на приближение к определенным научным концепциям или историческим фактам, в то время как другие ориентированы на знание в искусстве. Наконец, существует множество возможностей для исследований, проводимых с детьми, которые могут быть организованы в рамках этой формы работы.

Проекты могут объединить ряд благоприятных условий для того, чтобы школа взяла на себя наибольшую ответственность: содействовать построению новых знаний со смыслом и глубиной. Но для чего это должно произойти, на какие вопросы должен обратить внимание учитель?

Актуальность. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Исследовательская работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Очень важным аспектом является выбор темы. Кто несет ответственность за это решение: учитель или ребенок? Размышления учителей на учебных встречах показали нам, что идея о том, что проект имеет смысл только тогда, когда он возникает из того, что предлагают дети, является непоследовательным. Иногда, даже не осознавая этого, учитель говорит, что он основывает свою практику на демократическом подходе, но когда мы тщательно рассматриваем планирование и его выбор, мы видим, что решения рассматривались скорее как точка зрения взрослого человека, чем Ребенок.

Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И опыты, и эксперименты, как нельзя лучше, формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и опыты, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Учитель должен сосредоточиться на расширении знаний

Дети заинтересованы в знаниях, и взрослый может усилить этот интерес у многих испытуемых, предлагающих хорошие вопросы и хорошие исследовательские сценарии. Это не означает, что учитель должен проводить действия исключительно с учетом их точки зрения. Напротив, проект направлен на то, чтобы придать смысл обучению, и это происходит с самого начала, прислушиваясь к тому, что дети думают и повествуют, и о взаимоотношениях, которые он устанавливает между слушанием и выбранными для этой цели обучения.

Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-исследовательской работы, как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Роль учителя в проведении проекта - посредник, провокатор новых чувств и раритетов. Вмешательство происходит, когда дети просят об этом и когда они сами видят это, и есть достаточное время для добавления новых вопросов или информации. Выступление учителя, хотя оно и не имеет руководящего характера, никогда не должно быть отказалось. Необходимо оказывать постоянную поддержку для расширения знаний, циркулирующих в группе. В каждый момент учитель принимает такое отношение, которое учитывает детское любопытство, намерения исследования, возможность обмена мнениями, совместные переговоры в моменты социализации и возможность систематизировать знания, созданные группой, которые будут возобновлены и обсуждались в течение всего процесса.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

3. Составить комплекс занятий по опытно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с водой.

Еще один аспект, заслуживающий внимания, - это развитие хода работы. Когда учитель решает вовлечь большое количество областей в один и тот же проект, нет никаких сомнений в том, что он намерен расширить знания о детях. Однако важно учитывать, что избыточное содержание может скомпрометировать весь потенциал связей между субъектами и построение некоторых понятий. Для обучения необходимо регулярно привлекать детей в контексте исследований вокруг одного и того же предмета и допускать возможность совершать ошибки, общаться с мыслями, задавать вопросы и устанавливать отношения между одним знанием и другим.

Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса.

Предмет исследования: условия использования опытно-исследовательской деятельности детей как средство развития познавательного интереса.

Сущность познавательного интереса

интерес познавательный дошкольный вода

Хорошо спланированный проект - это то, что дает вам больше возможностей учиться

Когда планирование и разработка проекта охватывают многие темы, дети не могут углублять свои знания. И содержание, которое изначально должно быть в центре внимания образовательного намерения, заканчивается только поверхностным. Установление фокуса при планировании проекта имеет важное значение для того, чтобы дети могли фактически испытать роль исследователей и быть главными героями их обучения. Когда время и условия обеспечены непрерывностью мышления вокруг предмета, у детей больше возможностей для создания новых связей, и это, конечно же, может включать другие области знаний.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

Но важно не терять измерение ожиданий обучения и думать о вмешательствах, которые могут как относиться, так и углублять концепции различных областей, над которыми будет работать. Например, если учитель намеревается работать с характеристиками морских животных в науке, интересно, что выбрать хорошие ссылки информативных текстов для детей. Но этого недостаточно, чтобы сказать, что он имеет дело с процедурами, характерными для наук.

Часто работа более ориентирована на чтение, чем само исследование. Конечно, это не проблема, если выбор проекта заключается только в том, чтобы работать с информативными текстами, и из этого может возникнуть много интересных производств. Однако, если учитель хочет работать как с чтением, так и с письмом, а также с содержанием наук, необходимо быть внимательным к некоторым вопросам. В этом случае проект должен развивать деятельность, связанную с чтением и письмом, например: чтение преподавателем, процедуры изучения текста, выбор элементов, которые ведут диалог с любопытством детей, регистрация преподавателем устных текстов, разработанных группой и т.д.

Избирательная направленность внимания человека;

Проявление его умственной и эмоциональной активности;

Специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

И как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

Для того, чтобы приблизиться к содержанию наук, этот же проект должен включать наблюдение фактов и явлений, формулирование гипотез, демонстраций и экспериментов, размышление о чтениях в разных источниках, записи, в дополнение к обсуждениям и заключениям, сделанным коллективно и индивидуально. Другими словами, также должны присутствовать мероприятия, способствующие любопытству и построение новых вопросов, связанных с наукой.

Любопытство направляет развитие проекта и действия учителя

Еще один момент, который нужно обсудить, - это лечение, предназначенное для детского любопытства. Нельзя отрицать, что дети постоянно стремятся к новым знаниям, и это можно тщательно изучить в проекте. Учитель должен выбрать то, что необходимо для конкретного исследовательского процесса, и обеспечить, чтобы заданные вопросы были на самом деле инструментами для размышлений.

И как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

И как мощный побудитель активности личности;

И, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Работа с любопытством означает содействие взаимодействию ребенка со сложными средами, которые направляют их мышление на то, что сосредоточено в исследованиях. Следует иметь в виду, что запланированные контексты могут либо расширить опыт, либо ограничить их. Поэтому, ставя детей в качестве главных героев своего обучения, они взаимодействуют со своими рассказами и выражениями, интерпретируя их и всегда связывая их с интенциональностью проекта.

Это непростая задача. Это требует постоянного размышления со стороны учителя во время планирования и действия. Например, если целью является создание значимых контекстов чтения, которые способствуют погружению детей в качественные рассказы, учитель может планировать свой проект, рассматривая следующий вопрос: приглашает ли среда чтения?

Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Можно задать другие вопросы: например, когда читаешь «Красную шапочку», что дети могут извлечь из этой ситуации? Какие вмешательства можно ожидать на основе намерений обучения проекта? Соответствует ли последовательность планирования проекта помещениям для детей и их наблюдениям по текстам, которые они прочитали? Основываясь на знаниях, которые они представляют, и, в соответствии с тем, что предназначалось для обучения, что должно быть предусмотрено в следующем планировании? Как этот проект может способствовать чтению постоянного действия в рутине группы?

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес . И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е. Берлайн, Г.И. Щукина, Н.И. Рейнвальд, А.И. Крупнов и др.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.

Интерес к познанию реального мира - один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и исследование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий исследование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период исследовательская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять опыты, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Опыты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов исследования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Условия развития познавательного интереса - это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.

Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребенка потребности, прежде всего на его потребность в общении с взрослыми - одобрение действий, поступков, суждений, мнений.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности - познавательной и созидательно - продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему - либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. Например, мальчика интересуют птицы: их внешний вид, повадки, разнообразие. Нужно посоветовать родителям прочитать ребенку книги, показать картинки, наблюдать за птицами непосредственно в природе.

Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.

К детям-флегматикам, холерикам, сангвиникам, меланхоликам требуются разные подходы, т.к. все они имеют разные индивидуальные особенности.

С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и соответствующем подходе к ним учителей.

Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укрепляет культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляют важное условие подготовки ребят к школьному коллективу.

Если воспитатель заботится об установлении в группе отношений дружеского доверия и симпатии, то он должен:

· постоянно выражать ко всем детям заинтересованное, доброе отношение;

· эмоционально-выразительно проявлять себя в общении с детьми, демонстрировать свое отношение к поступкам, чтобы дети научились «читать» эмоции, без чего невозможно взаимопонимания и контакт;

· сделать свое общение с детьми, а также общение детей друг с другом предметом особого внимания.

Обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направление деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета.

На ступенях дошкольного детства воспитатель организует «встречи» детей с предметами таким образом, чтобы ребенок обратил на них внимание, проявил к ним интерес. Педагог ставит предмет в условия, в которых он «рассказывает о себе», т.е. наиболее полно обнаруживает различные свои свойства.

Для опытного воспитателя вопрос ребенка свидетельствует об определенной направленности интересов, о зрелости мысли, о стремлении осмыслить явления жизни. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. В вопросе заложена потребность принять связь известного, знакомого с новым. Дети часто задают вопрос о том, что им уже известно, но в чем они хотят утвердиться. Желание продлить общение, узнать мнение, суждение другого также побуждает задавать вопрос. Способность задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни следует всемерно развивать, использовать для воспитания познавательной активности. Однако ограничиться этим нельзя. Используя потребность в знании, воспитатель должен направлять пытливость ребенка, вооружить его способами самостоятельного поиска ответа.

Ответы на вопросы детей не должны носить категорического характера в форме утверждения или отрицания. Они должны сопровождаться краткой беседой, помогающей ребенку глубже присмотреться к предметам и явлениям, увидеть не только внешние признаки, но и связи. Ответ ребенку не всегда может быть дан в прямой форме: иногда его можно включить в содержание рассказа, раскрыть через художественный образ. Нужно уметь из потока вопросов ребенка извлечь главное и направить детскую мысль на правильный путь.

Важно обращаться с вопросами к детям. Вопрос, поставленный ребенку, активизирует его мысль, побуждает к сравнению, иногда рассуждения, умозаключения. Это развивает познавательную активность, рождает потребность в новых знаниях.

При правильно организованном обучении дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием выполняют трудные задания, которые вызывают необходимость использовать известное и открывать новое.

Таким образом, у детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочения информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Поэтому большое значение имеет общение с взрослым - педагогом, родителями. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.

Комплекс занятий с использованием опытов и исследований с водой для детей старшего дошкольного возраста

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время совместных опытов мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии опытов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание ставить опыты дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты опытов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы. Вот некоторые опыты с водой, которые мы проделываем с детьми.

Способность воды отражать окружающие предметы.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

Прозрачность воды

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода - прозрачная», а «грязная - непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем - продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Круговорот воды в природе.

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Эффект радуги

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Текучесть воды.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Таяние льда в воде.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Разноцветные растения.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Заключение

В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское исследование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода - детские опыты, исследования в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском исследовании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, опытно-исследовательская работа является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Использованная литература

1. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.3-е.М., «Советская Энциклопедия», 1987.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

3. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 2010.

4. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение, 1965. - 295с.

5. Возрастная и педагогическая психология. Оренбург. Издательство ОГПУ. - 2009г.

6. Дощицена З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М., 2011г.

7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2009.

8. Иванова А.И. Живая экология. М., 2010.

9. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.

10. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2012.

11. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково - познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

12. Махмутов М.М. Проблемное обучение. - М.: 2011

13. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология», 2010.

14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2012.

15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2009.

16. Радуга. Программа и методичекское руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И и др.- М.: Просвещение, 2010.

17. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред. М.А. Васильева. М., 2009.

18. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

19. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М., 2011.

20. Рогов Е.И. Психология познания М., 2010.

21. Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 2012.

22. Рыжова Н.А. экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2009.

23. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: 2011.

25. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. М., 2009.

26. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.-Ростов-на-Дону,- 2011.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность познавательного интереса. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Составление комплекса занятий по экспериментальной деятельности для детей с объектами неживой природы.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2015

    Формирование познавательного интереса путем экспериментирования с объектами природы у старших дошкольников. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей, комплекс несложных экспериментов с объектами природы для его формирования.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2013

    Изучение особенностей познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста. Стадии развития и условия формирования этой избирательной направленности личности. Пути развития интереса к обучению старших дошкольников средствами дидактических игр.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Особенности формирования познавательного интереса младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий. Диагностика уровня развития познавательного интереса. Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова "Зеленый дом".

    дипломная работа , добавлен 04.02.2013

    Проблема формирования познавательного интереса младших школьников при обучении. Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий. Разработка учебных занятий и методического обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Особенности теоретического обоснования формирования познавательного интереса младших школьников. Наглядность: понятие, суть, виды, требования. Диагностика мотивов учебы и познавательного интереса учащихся. Методика формирования познавательного интереса.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2008

    Подходы к пониманию интереса и его роли в обучении. Психологические особенности подросткового возраста в контексте формирования познавательного интереса. Конспект урока музыки

Любознательность присуща гениальным личностям. Многие признанные гении обладали этой чертой. важна каждому из нас. Есть несколько причин, которые доказывают это.

Любознательность повышает умственные способности. Разум любознательного человека находится всегда в активном состоянии, человек постоянно задает вопросы и находит на них ответы. Чем чаще люди используют свой разум, тем гибче и лучше он начинает работать.

Любознательность позволяет замечать новые идеи. При отсутствии любознательности свежая идея, даже находящаяся перед человеком не распознается его разумом. По этой причине множество отличных идей остались незамеченными.

Любознательность помогает открыть новые возможности и увидеть новые грани, которые обычно незаметны. Только пытливый ум может заметить это.

Любознательность повышает интерес к жизни. Любознательный человек не может жить скучной жизнью. Всегда есть что-то интересное, достойное внимания и изучения.

Возможно, если воспользоваться несколькими советами.

1. Сохраняйте восприимчивость ума .
Это необходимое условие для развития любознательности. Учитесь, забывайте изученное и снова учитесь. Будьте готовы изменить свое мнение в отношении различных общеизвестных фактов, которые могут оказаться ошибочными.

2. Не полагайте что что-то само собой разумеется .
Загляните глубже под внешнюю оболочку некоторых сторон мира. В противном случае, вы утратите любознательность. Не считайте что то что происходит, само собой разумеется.

3. Постоянно задавайте вопросы .
Чтобы заглянуть вглубь вещей, самое лучшее задавать вопросы. Вы должны выяснить, что это такое, почему оно сделано таким образом, когда это было сделано и кем изобретено? Каким образом оно работает, и зачем было создано? Эти вопросы – признак любознательного человека и его помощники.

4. Не считайте что-то скучным .
Если вы так считаете, то захлопываете одну из дверей своих возможностей. Любознательный человек всегда видит эту дверь в интересный и неизученный мир. Если на изучение его нет времени, то он не захлопнет такую дверь, а оставит ее открытой, чтобы вернуться сюда позднее.

5. Обучайтесь с интересом .
Не воспринимайте обучение как тяжкую обязанность, иначе не захочется изучить предмет глубже. Мотивируйте себя на обучение с интересом. Тогда появится большое желание окунуться в него с головой и узнать все получше.

6. Изучайте различную литературу .
Не замыкайтесь в ограниченной области жизни. Интересуйтесь различными сферами. Расширяйте свои горизонты. Найдите новую для себя область и почитайте о ней литературу. С этого может начаться знакомство с новым для вас миром.