Источники права международной безопасности. Система коллективной безопасности. Право международной безопасности Право международной безопасности представляет собой

Право международной безопасности – это система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, пресечения актов агрессии, ограничения и сокращения вооружений.

Как и любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права – неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела государств, разоружения.

Сформировался также и ряд отраслевых принципов: равенства и одинаковой безопасности; неделимости безопасности; ненанесения ущерба безопасности государств.

ПРИНЦИПЫ:

■ признание каждым государством всеобъемлющего характера международной безопасности, включающей политическую, военную, экономическую и иную безопасность;

■ право каждого государства на безопасность и свободное развитие без вмешательства извне;

■ отказ всех государств от любых действий, которые могли нанести ущерб безопасности других государств;

■ невозможность обеспечения безопасности одного государства за счет безопасности других государств. Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств включает:

■ поэтапное осуществление мер в области разоружения на справедливой и сбалансированной основе, чтобы обеспечить право каждого государства на безопасность на более низком уровне вооруженных сил;

■ недопущение военного преимущества одних государств над другими на любом из этапов процесса разоружения;

■ ненаправленность мер, предпринимаемых с целью обеспечения безопасности, против суверенитета, территориальной целостности и свободы какого-либо государства.

Указанные принципы в совокупности составляют юридическую основу права международной безопасности.

Источники права международной безопасности Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, например: “О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия” (1972); “Определение агрессии” (1974).



Важнейшее место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:

1.Договоры, сдерживающие гонку ядерных и обычных вооружений в пространственном отношении:

■ Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.;

■ Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.;

■ Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г.;

■ Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) 1995 г.;

■ договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств (например, Договор об Антарктике 1958 г.) и др.

2.Договоры, ограничивающие наращивание вооружений и (или) их сокращение в количественном и качественном отношениях:

■ Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. (пока не вступил в силу);

■ Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

■ Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (СНВ-1);

■ Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. и др.

3.Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и (или) предписывающие их уничтожение:

■ Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г.;

■ Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.;

■ Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.



4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны:

■ Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.;

■ Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 г.;

Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности представляют собой совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов, применяемых государствами индивидуально или коллективно, – это и есть средства обеспечения международной безопасности. К этим средствам относятся:

■ коллективная безопасность,

■ мирные средства разрешения споров,

■ разоружение (сокращение вооружений) и меры по контролю за процессом разоружения,

■ меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения,

■ неприсоединение и нейтралитет,

■ меры по пресечению актов агрессии,

■ самооборона,

■ нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,

■ ликвидация иностранных военных баз,

■ меры по укреплению доверия между государствами и др.

Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений, установления доверия и международного контроля.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Как относительно новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (главы I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей ООН (ст. 1 Устава).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории политико-правовых источников права международной безопасности, например «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» 1972 г., «Определение агрессии» 1974 г. или «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» 1986 г. и «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН» 1988 г. и др.

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры касаются нераспространения ядерного, химического, бактериологического и иного оружия массового уничтожения; создания безъядерных зон (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г., Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г. и др.); договоры, запрещающие испытания ядерного оружия в отдельных регионах Земли или враждебное использование средств воздействия на окружающую среду; договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение об уведомлениях запусков межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г. и др.); договоры, направленные на предотвращение и пресечение международного терроризма.

Какого-либо единого документа, координирующего данную отрасль права, нет. Нет и необходимости его принятия, ибо современное международное право целиком направлено на предотвращение войны.

В XXI в. под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своего существования, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимозависимости с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций на международном уровне, является неотъемлемым элементом системы обеспечения международной безопасности.

Система международной безопасности должна быть основана на международных нормах и принципах при соблюдении их всеми субъектами международного сотрудничества. Однако международная безопасность в настоящее время находится под угрозой, поэтому ситуацию в мире можно оценить как нестабильную. Международные конфликты негативно влияют на безопасность в мире, и вызывают или могут вызывать чрезвычайные ситуации, которые, порой, достигают катастрофических масштабов.

В докладе ООН отмечается, что в 2014 году общее число перемещенных лиц в Сирии достигнет 6,5 миллиона (на конец 2013 года их число оценивается в 4,25 миллиона). По данным МЧС России по состоянию на июль 2014 года количество беженцев с Украины на территорию России составило более 21 тысяч человек.

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для повышения материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Международные нормы, регулирующие обеспечение международной безопасности, образуют соответствующую отрасль - право международной безопасности , которая представляет собой отрасль международного права, включающая совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств по обеспечению международной безопасности.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные международные принципы, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. См., например, Устав ООН, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года.

Существуют и специальные принципы:

Принцип неделимости международной безопасности. Действительно, современное развитие общества, инфраструктуры, экономики предполагает тесную взаимосвязь всех государств в мире. Опыт показывает, что любая чрезвычайная ситуация в одной части мира может вызвать негативные последствия в другой ее части. Вооруженные конфликты, аварии и катастрофы вызывают кризисные ситуации не только в странах, на территории которых они происходят. Часто бывают затронуты интересы других государств, иногда десятков и даже сотен стран. Поэтому все государства должны ставить перед собой задачу совершенствования и развития системы обеспечения международной безопасности, а не только безопасности своего региона.

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение каждым государством такой внешней политики, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества.

Принцип равной и одинаковой безопасности означает, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, то есть они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная безопасность создается в целом для нашей планеты. Она основана на системе международных соглашений (договоров), направленных на обеспечение международной безопасности для всех государств.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Главным ее органом по обеспечению международной безопасности является Совет Безопасности ООН (Совбез ООН). В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности ООН вправе определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.

Совет Безопасности ООН является постоянно действующим органом и имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры можно лишь при единстве всех государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Региональная международная безопасность - это безопасность в отдельном регионе.Например, система коллективной безопасности в Европе основана на механизме функционирования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 году, когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время в ОБСЕ входят 57 государств из Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Россия является членом ОБСЕ.и Организации Североатлантического договора (НАТО)http://www.nato.int.

В рамках ОБСЕ состоялись встречи на высшем уровне и встречи на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Например, в 1999 году государства-члены ОБСЕ приняли Хартию европейской безопасности . В ней отражена концепция безопасности мирового сообщества, ориентированная на 21 век. В ее основу положены два принципа: коллективности, при которой безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других, и принцип первоочередной ответственности Совбеза ООН за поддержание международного мира.

ОБСЕ определена как одна из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и один из главных инструментов в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов.

ОБСЕ в 2014 году активно участвует в урегулировании кризиса на Украине.

Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО, которая располагает мощными вооруженными силами. Эти силы могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств-членов НАТО В настоящее время НАТО включает 28 государств-членов. Однако НАТО старается расширять свои границы. либо, как показывает практика, возникновения нестабильных регионов в Европе.

Россия не приветствует расширение НАТО. Тем не менее, Россия сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 года было подписано соответствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудничества Россия-НАТО. С момента создания Совета Россия-НАТО данные субъекты международных отношений работали вместе по различным вопросам, начиная с борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом и заканчивая спасанием подводных лодок и гражданским чрезвычайным планированием. В настоящее время отношения между Россией и НАТО стали напряженными. 1 апреля 2014 года министры иностранных дел стран НАТО осудили незаконное военное вмешательство России в Украине и нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины. Министры подчеркнули, что НАТО не признает незаконную и противоправную попытку России аннексировать Крым

Существенное значение для обеспечения европейской безопасности имеет Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 года. Этот Договор должен действовать в адаптированном виде, о чем договорились его участники, подписав в ноябре 1999 году в Стамбуле соответствующее Соглашение об адаптации ДОВСЕ.В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать соответствующие параметры вооружений, обусловленные Договором.

Одним из примеров создания основ региональной коллективной безопасности служит подписание 25 апреля 2002 года Документа о мерах укрепления доверия и безопасности на Черном море. В сочетании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» Основные задачи «Блэксифор»: проведение совместных учений поисково-спасательного характера, противоминных и гуманитарных операций, операций по защите окружающей среды, а также проведение визитов доброй воли., Документ по мерам доверия формирует целостный механизм военно-морского взаимодействия в регионе. В частности, предусматривается обмен различной информацией, в том числе ежегодными планами военно-морской деятельности и предварительными уведомлениями о проводимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотрудничества между черноморскими государствами. Участниками Документа явились шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина.

Другой пример формирования региональной системы коллективной безопасности - в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участниками ШОС являются шесть государств: Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.. ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения безопасности в регионе расположения государств-участников.

Международная безопасность на региональном уровне обеспечивается и в рамках СНГ. В настоящее время членами СНГ являются одиннадцать государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. является организацией общей компетенции. Организацией специальной компетенции по обеспечению коллективной безопасности является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В настоящее время членами ОДКБ являются шесть государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. .Цель ОДКБ - обеспечение безопасности в регионе расположения государств-участников. См., например, Договор о коллективной безопасности 1992 года, Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года.

В соответствии с Декларацией государств-членов ОДКБ, принятой на июньской сессии 2006 года Совета коллективной безопасности ОДКБ, отмечается, что одним из основных направлений по развитию интеграционных процессов в рамках ОДКБ является деятельность в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2007 году в целях координации взаимодействия министерств и ведомств государств-членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Организации создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (КСЧС), в состав которого вошли руководители уполномоченных органов по чрезвычайным ситуациям. Членом Координационного совета по чрезвычайным ситуациям Организации Договора о коллективной безопасности от России является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На КСЧС возлагается решение задач по:

Организации взаимодействия уполномоченных органов в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Выработке предложений по осуществлению совместных организационных и практических мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение эффективности мер по ликвидации их последствий;

Развитию международно-правовой базы сотрудничества в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Подготовке предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств государств-членов ОДКБ;

Координации подготовки и проведения совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Подготовке предложений по разработке проектов межгосударственных программ и планов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Организации обмена опытом и информацией, содействие в подготовке и повышении квалификации кадров;

Участию в методическом и информационно-аналитическом обеспечении уполномоченных органов государств-членов Организации в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании Решения Совета коллективной безопасности, принявшего изменения в Положение о КСЧС ОДКБ, председатель Координационного совета назначается начиная с 2010 года сроком на три года. С декабря 2010 года в Координационном совете председательствовала Республика Беларусь. В 2013 году на три года председательство перешло к Казахстану. Возглавил КСЧС ОДКБ Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Владимир Божко.

Важное значение в деле обеспечения международной, региональной и национальной безопасности имеют двусторонние договоренности между государствами, например, между Россией и Францией. Для углубления взаимодействия двух государств по проблемам международной безопасности и в области двусторонних отношений в соответствии с решением президентов двух стран был создан Российско-французский совет сотрудничества по вопросам безопасности. Основные темы в повестке дня Совета - проблемы глобальной и региональной безопасности, борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). В рамках Совета сформированы совместные рабочие группы по нераспространению ОМУ и по борьбе с новыми угрозами и вызовами.

Таким образом, международная безопасность занимает важнейшее место в системе международных отношений, поскольку на принципах международной безопасности возможно развитие и плодотворное сотрудничество государств во всех сферах отношений, в том числе в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Международная безопасность в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - состояние защищенности государств, их граждан, материальных и культурных ценностей от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, которые возникли и могут возникнуть.

Международная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций предполагает:

Обеспечение безопасности государств и их граждан при чрезвычайных ситуациях;

Предупреждение чрезвычайных ситуациях;

Ликвидацию чрезвычайных ситуациях;

Защиту людей и материальных объектов от чрезвычайных ситуаций;

Восстановление территорий;

Нормативное правовое регулирование данной области;

Создание сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возможно только при условии сотрудничества государств и (или) международных организаций.

Такое международное сотрудничество осуществляется на международных нормах и принципах. Среди таких принципов можно назвать следующие, которые, в частности, регулируют отношения по обеспечению безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций:

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств;

Принцип мирного разрешения международных споров;

Принцип невмешательства во внутренние дела;

Принцип неделимости международной безопасности;

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств;

Принцип равной и одинаковой безопасности, а также:

Окружающая среда - общая забота человечества;

Свобода исследования и использования окружающей среды;

Рациональное использование окружающей среды;

Взаимозависимость охраны окружающей среды и прав человека. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой;

Предотвращение загрязнения окружающей среды;

Ответственность государств;

Платит тот, кто загрязняет;

Принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды и др.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций может осуществляться в рамках как одного государства, так и в рамках определенного региона или всего мира.

Основным способом обеспечения международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций является международное сотрудничество в указанной области, что определяется особенностью основных участников международных отношений - государств. Государства обладают суверенитетом, который определяет характер их взаимоотношений - взаимное сотрудничество.

Действительно, международное сотрудничество является важнейшим элементом обеспечения безопасности и для России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только НАТО, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 20 ст. 2444

Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

Отмечается, что на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на основе международных принципов, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международных норм, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику. ООН и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.

Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также ОДКБ и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками СНГ. См. там же. П.13

Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на определенной договорно-правовой основе.

В целях сохранения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства Российская Федерация будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.

Таким образом, в Стратегии национальной безопасности России описана международная экономическая, политическая, социальная и другая ситуация, которая является в настоящее время или может явиться угрозой возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, требующих участия всего мирового сообщества.

В Стратегии государственной национальной политики определяется, что на развитие национальных, межнациональных отношений влияет такой негативный фактор, имеющий глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Задачами в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации являются :

Содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений;

Проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных повлиять на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации;

Обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;

Использование механизмов приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;

Создание в рамках межгосударственных контактов и договоренностей условий российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, для гарантированного осуществления их гуманитарных контактов и свободы передвижения;

Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;

Укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов;

Налаживание партнерских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС, СНГ и других международных организаций. См. там же. П.21

Указанные задачи должны реализовываться в любой сфере международного сотрудничества, в том числе в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Главный орган государственной власти в области международного сотрудничества в России - Министерство иностранных дел (МИД) Российской Федерации .

Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями и координирует:

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе МЧС России, в области международных отношений и международного сотрудничества;

Международные связи субъектов Российской Федерации;

Международную деятельность организаций, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» представлять Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров России. Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 46 ст. 6477

Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах должны обеспечивать проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государствах пребывания и осуществлять в этих целях координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государствах пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций, корпораций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации.

На территории Российской Федерации главным органом, осуществляющим предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, является МЧС России.

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль современного международного права, право международной безопасности регламентирует определенный круг международно-правовых отношений, среди которых выделяются:

  • а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;
  • б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;
  • в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.

Принципами указанной отрасли международного права являются все основные принципы международного права, но отрасли права международной безопасности присущи и свои специфические принципы:

Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что международная безопасность гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое государство будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов государства. Принцип ненанесения ущерба безопасности государства, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности государства само по себе может угрожать международному миру и безопасности.

Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

  • · коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
  • · разоружение;
  • · мирные средства разрешения споров;
  • · меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;
  • · меры по предотвращению ядерной войны;
  • · неприсоединение и нейтралитет;
  • · меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
  • · самооборона;
  • · действия международных организаций;
  • · нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
  • · создание зон мира в различных регионах земного шара;
  • · меры по укреплению доверия между государствами.

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.

Система международной безопасности - совокупность средств, обеспечивающих поддержание международной безопасности, в ней различают два момента:

  • · первый: коллективные меры - широкое международное сотрудничество;
  • · второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров.

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

Интересы международной безопасности требуют исключить даже возможность возникновения вооруженного конфликта. На сегодняшний день при разрешении вооруженного конфликта крайне важно использовать исключительно политические средства, к????ые допускаются международным правом. Роль международного права в данном случае состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения очагов напряженности - как новых, так и уже урегулированных. Доминирующая роль в данных ситуациях принадлежит праву международной безопасности.

Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Стоит заметить, что она содержит в себе экономические, политические, военные, гуманитарные, экологические, информационные и другие аспекты, к????ые тесно связаны между собой. Всегда существовала военно-политическая безопасность государств, к????ая в последнее время дополнилась экономической, продовольственной, экологической, информационной другой безопасностью. В последнее время перед всем цивилизованным сообществом выявились проблемы (экологические, сырьевые, демографические, продовольственные и др.), к????ые потребовали к себе огромного внимания и требуют для???его разрешения объединенных усилий всех государств планеты. Все??? с большой уверенностью позволяет говорить о возникновении и становлении всеобъемлющей системы международной безопасности.

Международная безопасность по???ей сути неделима. То есть нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого государства. Военные доктрины всех государств мира должны быть строго оборонительными. Помимо???го, международная безопасность не может строиться на базе существования и односторонних действий НАТО в обход Совета Безопасности ООН, без учета мнений ОБСЕ и таких держав, как Россия, Китай и Индия.

Нормы права международной безопасности находятся во многих международных договорах, в первую очередь - в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и т. п. Ядро отрасли «Право международной безопасности» составляют основные принципы международного права, например неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. При этом в то же время в праве международной безопасности имеются и???и отраслевые принципы: принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интересов, принцип достаточности и др.

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака:

  • 1. принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
    • · не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
    • · разрешать все споры мирным путем;
    • · активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
  • 2. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).

Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Право международной безопасности – отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм и правил, направленных на поддержание международного мира и безопасности. (Международная безопасность – такое состояние, когда отсутствует угроза миру и безопасности.)

Право международной безопасности включает в себя:

  • Общепризнанные нормы МП;
  • Меры для предотвращения актов агрессии и устранения угрозы миру;
  • Меры по ограничению и сокращению вооружений;

Источники права международной безопасности

  • Устав ООН;
  • Международные договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений;
  • Международные договоры, ограничивающие наращивание вооружений;
  • Международные договоры, запрещающие производство и использование определенных видов оружия;
  • Международные договоры, направленные на пресечение и борьбу с терроризмом;
    и др.

Коллективная безопасность как институт права международной безопасности

Система коллективной безопасности – совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по поддержанию международного мира и безопасности. Юридически система коллективной безопасности оформлена международными договорами.

Виды систем коллективной безопасности

I . Универсальная или всеобщая (предусмотрена уставом ООН) – данная система создается для всех государств мира независимо от того, в какой части планеты они находятся. В ее основу положены многочисленные универсальные договоры.

Основные меры:

  • Мирные средства;
  • Принудительные средства (как вооруженного, так и невооруженного характера);
  • Использование для своей деятельности региональных организаций.

ООН может потребовать от членов организации, какие именно меры применять для осуществления его решений (перерыв экономических отношений, средств сообщения, разрыв дипломатических отношений и др.). Все члены ООН для внесения вклада в общее дело должны предоставить в распоряжение ООН вооруженные силы, необходимые для поддержания мира и безопасности

II . Региональные системы коллективной безопасности – создается и действует в отдельном районе земного шара. Региональные системы коллективной безопасности не в праве решать вопросы, затрагивающие интересы всего мира и интересы государств, находящихся в других регионах. Они вправе принимать решения только касательно региональных действий. (Принятие новых государств в региональную систему коллективной безопасности возможно только с согласия всех государств данной системы)
СБ ООН всегда должен быть полностью информирован о действиях, предпринятых региональными системами для поддержания мира и безопасности.

Разоружение и ограничение вооружения

Разоружение – одна из ключевых проблем права международной безопасности.

Основные направления по сотрудничеству в данной сфере:

  • Ядерное разоружение – нельзя проводить испытательные взрывы в атмосфере и космическом пространстве, под водой, в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков;
  • Также государства, обладающие ядерным оружием не должны передавать его иным государствам, а государства, не имеющие ядерного оружия, обязуются не принимать его;
  • Запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия – запрещается применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы. Запрещается разрабатывать химическое и биологическое оружие;
  • Ограничение отдельных видов оружия – например, ограничение систем противоракетной обороны, ликвидация межконтинентальных ракет и т.д;
  • Ограничение территории размещения отдельных видов оружия – данное направление подразумевает, что определенные виды оружие не могут находится на определенной территории. Например, на дне океана не может находится ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения;
  • Ограничение и сокращение вооруженных сил – предусматривает наличие договоров, которые ограничивают число вооруженных сил (военной техники).

Меры укрепления доверия и институт международного контроля

Меры укрепления доверия – институт права международной безопасности, который представляет собой совокупность норм, устанавливающий меры информационного и контрольного характера с целью предупреждения, предотвращения внезапного нападения, а также обеспечения процесса разоружения.

В рамках укрепления доверия могут быть предусмотрены:

  • Уведомления о пуске межконтинентальных ракет;
  • Уведомление о крупных стратегических учениях;
  • Обмен информацией о военных силах (в отношении военной организации, личного состава, основных системах вооружения и техники);
  • Информация о планах развертывания систем вооружения и техники;
  • Информация о военных бюджетах.