История лифта. Когда появился лифт? Кто его придумал? Что такое лифт? Определение и история изобретения

Лифт (от англ. глагола lift - поднимать) - вид транспорта, используемый для вертикального перемещения. Лифт состоит из лифтовой кабины, в которой размещаются пассажиры и грузы, и механизма, приводящего кабину в движение. Кабина перемещается по вертикальным направляющим между различными уровнями (этажами).

Современные пассажирские лифты могут перемещать до тридцати (шахтные - до ста) человек со скоростями от 0,5–4 м/с (обыкновенный лифт) до 9 м/с (скоростной лифт). Грузовые лифты перемещают до 10 тонн груза со скоростями до 1,5 м/с. В настоящее время наиболее распространены два типа лифтовых приводов: электрический и гидравлический.

Лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости) возможность несчастного случая практически исключена. Однако лифтом нельзя пользоваться в случае пожара - из-за прекращения электропитания лифт может застыть между этажами. В случае пожара современные лифты автоматически опускают лифтовую кабину на нижний этаж и открывают двери, после чего управление лифтом блокируется.

Сегодня жизнь в мегаполисе невозможно представить без вертикального транспорта - лифта. Каждый второй лифт в Москве обслуживает ОАО «Мослифт», а это почти 60 тысяч столичных лифтов. Ежедневно почти 8 млн. москвичей пользуются вертикальным транспортом. Лифты обслуживают пассажиров в жилых домах и небоскребах, больницах, торговых и офисных центрах, аэропортах, отелях и других объектах городской инфраструктуры, они установлены даже на крупных трансатлантических лайнерах.

Свое развитие вертикальный транспорт начал, как считают историки, с середины 18 века, когда первый лифт был установлен во дворце французского короля Людовика ХV в Версале. Усовершенствование лифта стало происходить параллельно с научно-технической революцией. Так, в 1800 году был придуман паровой лифт для шахт и добычи каменного угля. Вильям Томсон изобрел первый гидравлический лифт в 1845 году, а в 1852 Элайша Грейвз изобрел «безопасный лифт», который обладал неким тормозом и не падал даже в случае, если обрывались тросы. Первый пассажирский лифт был изготовлен немецкой фирмой «Сименс и Гальске» в 1880 году.

В Москве первый лифт поставили доме № 17 на Рождественском бульваре в 1901 году. Но своего лифтостроения в России начала века не было и оборудование были вынуждены закупать за границей. Первые лифты отечественного производства стали устанавливаться лишь послевоенное время. Активное строительство и появление первых высотных зданий (на ул. Котельнической, МГУ, гостиница «Украина» и др.) потребовали не просто обычных лифтов, а обслуживания и монтажа высокоскоростных машин, новых специалистов, создания новой отрасли в коммунальном хозяйстве столицы. Для этого в 1953 году решением Исполкома Моссовета была преобразована контора «Мосгоржилэлектро» в крупный трест «Лифтремонт», который затем был преобразован уже в «Мослифт». На момент создания в тресте на обслуживании находилось 800 лифтов и трудилось 230 человек. Первым руководителем Мослифта стал И. Е. Егоров.

Многие жилищные организации стали передавать новые лифты на обслуживание во вновь созданный трест. В 50-х годах лифты по всей Москве стал ремонтировать и брать на обслуживание «Лифтремонт». Одновременно началось восстановление лифтов, простаивающих со времен окончания Великой Отечественной войны. Но высотных домов в послевоенные годы было немного, для массового жилья в 5–6 этажей конструкторы «Лифтремонта» в 50-х гг. разработали конструкцию каркасно-приставной шахты. Установку и монтаж таких шахт в домах старой застройки проводило специально созданное монтажное управление. В тесном партнерстве с отечественными заводами - изготовителями лифтов (КМЗ, Ленводоприбор и др.) за короткие сроки было положено начало отечественному лифтостроению и Мослифт был и сегодня остается крупнейшей в России специализированной по лифтам организацией без которой невозможно представить жилищно - коммунальное хозяйство столицы.

Ответ на этот вопрос может быть крайне разнообразным и на самом деле зависит от того, какой именно лифт вас интересует. На протяжении многих веков, лифты менялись и совершенствовались и не только технически, вместе с тем менялся и их дизайн, который впервые был разработан римлянами в Римской Империи. Считается, что Архимед был первым изобретателем лифта. Но его лифт мог двигаться только при помощи физической силы (человека, животного или воды), которая должна была крутить колесо внутри лифта. Ниже приводятся интересные факты из истории лифтов, а также интересные факты о жизни людей, непосредственно связанных с этими событиями.

Лифты с Паровым Двигателем

Лифты с паровым двигателем появились уже в 19 веке. Примерно в это же время в Америке, Элиша Отис создала уникальное дополнительное устройство для лифта, которое предотвращало его частые поломки, а также падение вниз. Это открытие сыграло важную роль в дальнейшем использовании лифтов в шахтах, так как значительно снизило возможность обрушения работников в таком опасном месте как шахта.

Сэр Уильям Армстронг

Сэр Уильям Армстронг изобрел гидравлический кран для лифта. Это дополнительное устройство оказалось очень важным в истории лифтов, так как в дальнейшем при помощи него уже смогли появиться первые гидроподъёмники. Гидроподъемники были более безопасными, более эффективными в работе, а также двигались быстрее, чем лифты с паровым двигателем.

Электрические Лифты

Лифты, которые мы видим сегодня в небоскребах, гостиницах, торговых центрах, снабжены электричеством. Электрические лифты появились благодаря уникальному немецкому изобретателю Вернеру Фон Сименсу , который впервые создал электрический лифт в 1880 году. Вернеру удалось провести электричество к обычному лифту, благодаря чему постояльцы смогли добираться до нужного этажа уже за считанные секунды. Сименс взял за основу идею римлян и добавил электричество, что стало новым открытием того времени. Электрический лифт работает за счет того, что электричество управляет двигателем и доставляет лифт до нужного места назначения. Двигатель и электричество также влияют на скорость лифта, запуск и остановку, а также позволяет убедиться в том, что лифт работает без проблем. Кроме того, благодаря электричеству и рычагу управления высотой, расположенному внутри машины, пассажирам больше не нужно останавливаться на каждом этаже.

Мы привыкли к многоэтажкам, высоткам и небоскребам, и новости о постройке очередного 150-этажного здания мало кого удивляют. Говоря о подобных гигантах, мы не забываем отдать должное архитекторам, но часто упускаем из вида, что все эти постройки не имели бы никакого смысла без изобретения лифта. Именно лифт сделал возможным повсеместное использование небоскребов людьми, ведь добираться до 198-го этажа по лестнице - это не то, на что бы вам хотелось тратить по несколько часов каждый день.

Египтяне, Архимед и подъемники

Чтобы выяснить, кто изобрел лифт, нам предстоит вернуться на 4 тысячи лет назад, в 2600-е годы до нашей эры. К этому времени относится первое упоминание о рычаге, прямом предке современного лифта. Древние египтяне использовали рычаги, напоминающие колодезные журавли, для поднятия стокилограммовых каменных блоков при строительстве пирамид.

В 236 году до н.э. архитектор Витрувий описал в своем труде подъемную машину, придуманную Архимедом. Такие подъемники стали повсеместно применяться уже с I века нашей эры. Их использовали, например, для подъема гладиаторов на арену Колизея, для подачи блюд из кухни в императорскую столовую или для смены декораций на сцене театра. Чтобы привести эти механизмы в движение, использовались крепкие мускулы рабов.

Людовик XV и Кулибин

Перенесемся из древних веков в средние. Тогда лифты использовались исключительно для подъема грузов и спуска грузов, но никак не людей. Так продолжалось до XVIII века. В 1743 году во Франции сконструировали первый пассажирский лифт. Он был установлен в Версальском дворце, имел вид платформы и был выполнен по секретному заказу Людовика XV. Французскому императору лифт понадобился для тайных визитов к фаворитке.

Чуть позднее, в 1795-м, пассажирский лифт появился и в России. Изобретение принадлежит Ивану Кулибину. Он сконструировал винтовой лифт - механизм с подъемными и спускными креслами. Первый такой лифт установили в Зимнем дворце.

Ловители, Отис и безредукторный привод

Переходим к последней части истории о том, кто изобрел лифт. Лифт в том виде, в котором мы его знаем, появился благодаря гениальным разработкам Элиши Отиса. В 1854 году Отис показал всему миру ловители, предотвращающие падение лифта при обрыве каната. Именно устройство безопасности сделало реальной идею строительства сверхвысоких зданий. Всего через 7 лет после изобретения ловителей Отис запатентовал электрический лифт. Первый пассажирский лифт, работающий от электричества, двигался со скоростью 2 метра в секунду. С этого момента архитекторы избавились от оков, не дававших им строить слишком высоко. А электрические лифты постепенно вытеснили подобные механизмы с другими приводами.

Последняя на сегодняшний день революция в лифтостроении произошла в 1990-х с изобретением безредукторного привода. Лифты с таким приводом не нуждаются в машинных помещениях, создают минимум шума при работе и позволяют использовать лебедки меньших размеров.

Итак, кого же благодарить за изобретение лифта?

Нужно понимать, что лифт - это не детище какого-то одного гения. Тот лифт, которым мы пользуемся, прошел несколько этапов эволюции от простого рычага до сложного механизма, работающего от электричества. Но если говорить о конкретных именах и датах, можно отметить следующие:

  • Древние египтяне, 2600-е годы до н.э. - изобретение рычага
  • Архимед, II век до н.э. - изобретение подъемного механизма платформенного типа
  • Иван Кулибин, XVIII век - изобретение винтового пассажирского лифта
  • Элиша Отис, 1854 и 1861 годы - изобретение ловителей и патент на электрический лифт

Строго говоря, утверждать, кто был первым изобретателем лифта, сложно. Принято считать, что им был Элиша Грейвс Отис, однако, сам лифт, не как сложное техническое устройство, а как платформа для перемещения людей и грузов, появился задолго до устройства известного изобретателя. Так, первые, элементарные лифты были в эксплуатации ещё в древнем Риме. Считается, что в 236 году до нашей эры одно из таких устройств было создано Архимедом – греческим математиком, физиком, инженером, изобретателем и астрономом. А недавно итальянские специалисты восстановили первоначальный вид одного элеваторов, который поднимал львов и других животных на арену Колизея для драки с гладиаторами. Всего в знаменитом амфитеатре было 24 лифта, каждый из которых приходил в движение силой, как минимум, 8 мужчин. Так, учёные утверждают, что все подъёмники в Колизее управлялись, по крайней мере, 200 мужчинами. Этот лифт представлял из себя предельно простой механизм – кабина, привязанная к нескольким тросам, двигалась по шкивам, а подъёмные канаты наматывались на барабан. Однако, на воссоздание одного из 24 элеваторов Колизея историкам потребовалось 15 месяцев.

Также есть подтверждённые сведения о том, что в 18 веке специально для короля Людовика XV в Версале был создан лифт, который доставлял Его Величество к фаворитке на другой этаж. Впоследствии, этим приспособлением пользовалась и другая дворцовая знать, чтобы тайно проникать в покои друг друга. Собственно, само устройство, которое также известно, как «летающее кресло», по технике исполнения мало чем отличалось от лифтов в древнем Риме. Несколько слуг на нижнем этаже подтягивали, идущие по шкивам, тросы, и кабина поднималась вверх. Тем не менее, считается, что это был первый пассажирский лифт.

Первый прообраз современного лифта был создан русским изобретателем Иваном Кулибиным. Устройство работало совершенно иначе – при помощи винтового механизма, который в свою очередь, приходил в действие паровым приводом. Этот лифт представлял из себя кресло, которое также, как и «летающий стул» Людовика XV перемещалось по этажам в вертикальном направлении. При этом стул Кулибина тоже служил царственной персоне. Этим подъёмником, установленном в Зимнем Дворце, пользовалась Екатерина II – с возрастом императрице было труднее перемещаться по лестнице, посему она и заказала для себя подобное перемещающеся кресло. Однако действительно знаковое изобретение было благополучно забыто после смерти царицы, а затем и вовсе заложено кирпичом. Фрагменты устройства обнаружили только в начале 20 века, когда рабочие стали разбирать декоративную стену, чтобы открыть вид на парадный подъезд Зимнего Дворца.Значительный шаг в строительстве лифтов был сделан в начале – середине 19 века, когда впервые отпала необходимость ручного управления лифтами. Первые подъёмники приводились в движение паровым приводом. Как раз в эти годы они начали относительно широко применяться в основном для транспортировки различных материалов и грузов, но не для пассажиров.Однако изобретение двух британских архитекторов Бертона и Хормера, созданное в 1823 году, служило в своё время и для извоза людей. Их паровой лифт, который они сами называли «восходящей комнатой», служил в качестве развлечения для лондонской публики. Людям предлагалось осмотреть панораму города с высоты 37 метров. При этом, одновременно подняться в «комнате» могло до 20 человек. Впоследствии их изобретение было частично усовершенствовано архитекторами Фростом и Статтом, которые добавили к уже существующему механизму ремни и противовес.Стоит также отметить, что уже с 1835 года стали испытываться лифты на двухцилиндровом двигателе, а в 1846 изобретение англичанина сэра Уильяма Армстронга, который представил миру гидравлический кран, во многом изменило будущее лифтов. Уже с 1870 года паровые лифты стали понемногу заменяться гидравлическими – приводимыми в движение тяжёлым поршнем, двигающемся в цилиндре, и управляемыми водяными или масляными помпами.

Однако наиболее значимым в истории лифтостроения был 1854 год, когда на Международной ярмарке в Нью-Йорке, известный сегодня на весь мир изобретатель Элиша Отис поднялся на лифте на немалую высоту и принялся, к ужасу людей, перерезать канат, успокаивая при этом публику словами, что всё это «совершенно безопасно». На этом и закончилась история «падающих лифтов», так как устройство, которое продемонстрировал Отис – было ловителем – незаменимым сегодня элементом любого лифта. Если трос был натянут достаточно, то устройства мирно покоились, давая кабине плавный ход, а если натяжение даже на немного ослабевало – пружины немедленно останавливали кабину лифта.Считается, что именно лифт Отиса дал старт строительству небоскрёбов. Кстати, компания, носящая имя изобретателя в 1889 году – в день рождения Эйфелевой башни, оснастила своим лифтом будущий символ Парижа. Известно также, что фирма Отиса в 1883 году устанавливала лифты в Зимнем Дворце и Кремле по личному заказу императора Александра III.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Кто изобрел лифт?

Кто изобрел лифт?

Лифт был изобретен не каким-то одним человеком, эта идея развивалась на протяжении длительного времени. Механизмы, действующие по принципу лифта, использовались уже много веков тому назад.

Древние греки поднимали предметы, используя блоки и лебедки. Блок – это колесо с желобом, по которому скользит веревка. Лебедка – это механизм с более широким колесом или барабаном, к которому прикреплен конец веревки. При повороте барабана рукоятью веревка наматывается или разматывается с барабана. Когда веревка пропущена через блок, она может поднимать или опускать груз.

В XVII веке был изобретен «летающий стул». Он был предназначен для подъема людей на верхние этажи зданий и приводился в движение системой гирь и блоков. Стул и его механизм находились вне здания. Однако «летающий стул» широкого применения не нашел.

В первой половине XIX века лифт уже существовал, но использовался, главным образом, для подъема грузов. Позже стал использоваться паровой двигатель, чтобы поворачивать барабаны этих подъемников.

Больше всего люди боялись, что удерживающие лифт веревки могут лопнуть, и лифт обрушится вниз. Но когда Илайша Отис изобрел средства безопасности, исключающие аварии, лифты стали очень популярны. Тогда же для подъема и опускания кабин начали применять гидравлические подъемники, в которых используется жидкость под высоким давлением.

Электрический лифт, которым мы пользуемся по сей день, был изобретен немецким инженером Вернером фон Сименсом.

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Лифт - Вы не боитесь остаться в застрявшем лифте с таким маньяком как я?- Вы не знаете, а этот лифт в рай идет?- Вы меня преследуете?- Мы поднимаемся или спускаемся?- Похоже, мы попали в самый медленный лифт в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Лифт Лифт (от англ. lift - поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте. Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о Л. относятся к 6 в.

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Кто изобрел мяч? Никто не знает, кто первым начал играть в мяч, но было это еще в доисторические времена. Каждая цивилизация, от первобытных времен до наших дней, играла в игры, используя различные виды мяча. Некоторые древние народы плели мяч из тростника, другие

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Кто изобрел лифт? Лифт был изобретен не каким-то одним человеком, а эта идея развивалась на протяжении длительного времени. Механизмы, действующие по принципу лифта, использовались уже много веков тому назад. Древние греки поднимали предметы, используя блоки и лебедки.

Из книги Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона автора Миллер Ллуэллин

Лифт Похоже, что многие пассажиры лифтов играют в маленькую игру под названием «Сделай проход труднее». Иначе трудно объяснить, почему ожидающая лифт толпа полностью перекрывает выход и заставляет покидающих лифт тратить время на то, чтобы из него выбраться. Почему так

Из книги Настоящий джентльмен. Правила современного этикета для мужчин автора Вос Елена

Лифт В частной жизни, в подъезде многоэтажного дома, согласно правилу, находясь рядом с дамой, мужчина заходит в лифт первым, однако на практике, проявляя галантность, мужчины часто дают даме пройти вперед.Даже если мужчина ценит правила безопасности, но дама оказалась

Из книги Энциклопедия биолокации автора Красавин Олег Алексеевич

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Лифт Лифт – транспортное средство для перемещения грузов и людей в вертикальном направлении. Это стационарный подъемник – кабина или платформа, движущаяся по направляющим, находящимся в шахте. Движение вертикальное прерывного действия. Основные характеристики лифтов

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Космический лифт Космический лифт – устройство, которое предположительно сможет осуществлять доставку грузов на планетарную орбиту либо за ее пределы.Первое упоминание о возможности создания устройства, способного осуществить доставку на орбиту, можно найти в трудах

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Кто изобрел расческу? «Ну и вопросик, – скажете вы. – Откуда нам это известно?» Да, действительно, назвать имя этого человека мы не можем. Да и было ли у него имя? Ведь первые гребни для ухода за волосами, которые обнаружили при археологических раскопках ученые, относятся к

Из книги автора

Кто изобрел косметику? Косметика всегда была нужна для того, чтобы сделать женщину более привлекательной. Но всегда существовали разные идеалы красоты, поэтому в разное время, в разных странах косметика была разной. Например, женщины диких африканских племен украшали

Из книги автора

Кто изобрел духи? Пожалуй, с самых первых дней существования люди начали пользоваться духами. Кстати, слово «парфюмерия» заимствовано из латыни: там слово «фумус» обозначало «дым». Это наводит нас на мысль, что древние люди, чтобы получить аромат, сжигали приятно пахнущую

Из книги автора

Кто изобрел трактор? Паровая машина Кюньо 1770 года была одновременно трактором и машиной. Однако изобретение трактора обычно приписывается англичанину по имени Кили. В 1825 году изобретатель сконструировал машину на колесах, приспособленную к передвижению по любому виду

Из книги автора

Кто изобрел асфальт? Мы привыкли к асфальту, этому невзрачному серому материалу. Его можно увидеть повсюду – у нас под ногами, на крышах зданий, в каналах и на днище просмоленной лодки и даже на картинах великих художников: в основе красок, которыми они пользовались, лежит

Из книги автора

Кто изобрел акваланг? Люди всегда испытывали любопытство к тому, что происходит в подводном мире, и пытались туда проникнуть. Но как получить запас воздуха для дыхания под водой? Это было довольно сложно.Нужно было решить две проблемы: трудность передвижения в воде и