Иуда искариот анализ. "Иуда Искариот": анализ рассказа Андреева Л.Н. Основные герои повести «Иуда Искариот»

Сочинение


«Психология предательства» - основная тема повести Л. Андреева «Иуда Искариот»-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь - вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его учеником Иудой Искариотом, по-своему истолковывая его. Если в центре внимания Священного Писания лежит образ Христа, то Андреев переключает внимание на ученика, который предал его за тридцать сребреников в руки иудейских властей и тем самым стал виновником крестных страданий и смерти своего Учителя. Писатель пытается найти оправдание действиям Иуды, понять его психологию, внутренние противоречия, побудившие свершить нравственное преступление, доказать, что в предательстве Иуды больше благородства и любви к Христу, чем у верных учеников.

По Андрееву, предавая и принимая на себя имя предателя, «Иуда спасает дело Христа. Подлинной любовью оказывается предательство; любовь к Христу других апостолов - изменой и ложью». После казни Христа, когда «осуществился ужас и мечты», «идёт он неторопливо: теперь вся земля принадлежит ему, и ступает он твёрдо, как повелитель, как царь, как тот, кто беспредельно и радостно в этом мире одинок».

Иуда предстаёт в произведении иным, чем в евангельском повествовании, - искренне любящим Христа и страдающим от того, что не находит понимания своим чувствам. Изменение традиционного толкования образа Иуды в повести дополняется новыми подробностями: Иуда был женат, бросил жену, которая скитается в поисках пропитания. Вымышленным является эпизод состязания апостолов в метании камней. Оппонентами Иуды выступают другие ученики Спасителя, особенно апостолы Иоанн и Пётр. Предатель видит, как Христос проявляет по отношению к ним большую любовь, что, по мнению Иуды, не верившего в их искренность, является незаслуженным. Кроме того, Андреев изображает апостолов Петра, Иоанна, Фому находящимися во власти гордыни - их волнует, кто будет первым в Царстве Небесном. Совершив своё преступление, Иуда кончает жизнь самоубийством, так как не может перенести своего поступка и казни любимого Учителя.

Как учит Церковь, искреннее покаяние позволяет получить прощение греха, однако самоубийство Искариота, которое является самым страшным и не подлежащим прощению грехом, навсегда закрыло перед ним райские двери. В образе Христа и Иуды Андреев сталкивает две жизненные философии. Христос умирает, и Иуда, кажется, может торжествовать, но эта победа оборачивается для него трагедией. Почему? С точки зрения Андреева, трагедия Иуды состоит в том, что он глубже Иисуса понимает жизнь и человеческую природу. Иуда влюблён в идею добра, которую сам развенчал. Акт предательства - зловещий эксперимент, философский и психологический. Предавая Иисуса, Иуда надеется, что в страданиях Христа яснее раскроются людям идеи добра и любви. А. Блок писал, что в повести - «душа автора, - живая рана».

Елена Демиденко. "ИУДА ИСКАРИОТ" ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА

После смерти в Берлине 27 ноября 1906 года жены Андреева Александры Михайловны (урожденная Велигорская, 1881-1906), в декабре Андреев уехал к Горькому на Капри. Здесь он закончил рассказ "Иуда Искариот и другие". В этом рассказе он разрабатывает тему предательства, извечного противостояния добра и зла. Он создает трагический в своей противоречивости образ предателя, совершающего предательство во имя того, чтобы проверить правоту учения Христа, доказать трусость его учеников и низость восторженно внимавшей ему, но не защитившей его толпы. Марксистская критика осудила Андреева за попытку "возбудить симпатию к Иуде и антипатию к человечеству", говорилось о желании Андреева сделать "из пассивности одиннадцати учеников Христовых вывод о низости рода человеческого вообще...". Некоторые критики обвинили Андреева в "кощунстве" над Евангелием. В исследованиях, посвященных этому рассказу, в его современных сценических интерпретациях утверждается мысль о том, что автор изобразил апостолов и евангельские события едва ли не в карикатурном виде. В критике разных лет можно встретить замечания подобного рода: "библейский материал весьма произвольно и смело был использован автором "Иуды"", "не остается никакого сомнения, что Андреев совершенно отверг "Евангелие" как свидетельство о Христе и Иуде или, во всяком случае, его сильно исказил".

Но автор не вступает в противоречие с евангельскими событиями. Например, сцена в Гефсиманском саду. Все реплики Иисуса у Андреева - цитаты из трех Евангелий: "Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму...", "Душа моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте", "Так ли и одного часа не могли вы бодрствовать со мною?", "Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?". Стоит заметить, что до этого слова Иисуса звучат в косвенной речи: "Иисус сказал, что..." или "Иоанн что-то быстро сообразил и проскользнул в дверь, за которою слышался тихий и как будто даже ласковый голос Иисуса". Андреев, кажется, не рискует вкладывать какие-либо вымышленные, не подтвержденные Евангелие слова, в уста Иисуса. Сцена ареста Иисуса также вполне соответствует описаниям в Евангелие, и слова Иуды: "Радуйся, Равви!" и "Кого я поцелую, тот и есть. Возьмите его и ведите осторожно" тоже взяты из Евангелия. Ученики бежали, но не отреклись от учителя, "из близких Господу, из Его Апостолов, кроме Иоанна, мы никого не видим у креста Его. Видно, страх их был сильнее любви в эти воистину ужасные часы Его крестных страданий"; у Петра был свой крест: "он плакал в уединении". У Андреева это выражено очень тонко в сцене разговора апостолов с Иудой после смерти Иисуса. Иуда пытается искусить учеников Христа, призывая их погибнуть вместе с ним, "уйти к Нему". И Петр, который еще не пришел в себя после отречения от Христа, попадает под гипноз его слов. Ученики на проклятие Иуды отвечают: "Будь сам проклят, сатана!", вынося таким образом приговор Иуде.

"Иуда Искариот" - одно из самых неоднозначных и сложных рассказов Андреева, стоящий в ряду с "Жизнью Василия Фивейского", "Мыслью", "Рассказом о семи повешенных"... Без знания Евангелия очень трудно толковать это произведение. Ведь сюжет, казалось бы, известный, знакомый всем - предательство Христа Иудой. Но здесь Андреев создает необыкновенный, новый, непривычный образ как Иуды, так и Христа. Иуды даже в большей степени. Он если не оправдывает его, то ищет в нем причины предательства, хотя для читавших Евангелие все ясно: Иуда просто предатель, лживая и черная душа, предавшая Светлое и Мудрое Существо. Андреев же предлагает совершенно новый образ Иуды. Во-первых, он здесь пожилой человек (по Евангелию, Иуда был ровесником всех учеников Христа): "он, уже старый, сухой, безобразный, со своею бугроватой головой и дико раздвоившимся лицом", во-вторых, сразу же в глаза бросается описание Иуды: "Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв". Его череп "точно разрубленный", отсюда начинается раздвоение, раскол в душе Иуды. Этот лейтмотив проходит через все произведение и является причиной предательства: "Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая...". В Иуде различны даже глаза: "... и хотя по величине она [сторона лица] равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму". В нем двойственно все, даже голос, даже мелочи внешности и характера: "Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха...". С первых же страниц Иуда сравнивается с осьминогом, с чудовищем, эту тему начинает Петр: "Это ничего, что у тебя такое скверное лицо: в наши сети попадаются еще и не такие уродины, а при еде-то они и есть самые вкусные. И не нам, рыбарям Господа нашего, выбрасывать улов только потому, что рыба колюча и одноглаза. Я видел однажды в Тире осьминога, пойманного тамошними рыбаками, и так испугался, что хотел бежать. А они посмеялись надо мною, рыбаком из Тивериады, и дали мне поесть его, и я попросил еще, потому что было очень вкусно. . А ты, Иуда, похож на осьминога - только одною половиною". После этого Иуда беспрестанно сравнивается с осьминогом: "Он внимательно разглядывал Христа и Иуду, сидевших рядом, и эта странная близость божественной красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором и осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами угнетала его ум, как неразрешимая загадка", "у Иуды как будто и вправду появлялись восемь беспокойно шевелящихся ног", "А Иуда понемногу осмеливался: расправил руки, согнутые в локтях, ослабил мышцы, державшие его челюсти в напряжении, и осторожно начал выставлять на свет свою бугроватую голову", "после этого разговора Петр дня два громко называл Иуду своим другом-осьминогом, а тот неповоротливо и все так же злобно старался ускользнуть от него куда-нибудь в темный угол и там сидел угрюмо, светлея своим белым несмыкающимся глазом", "Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще больший обломок, ласково впивался в него длинными пальцами, облипал его, качался вместе с ним и, бледнея, посылал его в пропасть. Бросив свой камень, Петр откидывался назад и так следил за его падением - Иуда же наклонялся вперед, выгибался и простирал длинные шевелящиеся руки, точно сам хотел улететь за камнем", "Иуда вздрогнул и даже вскрикнул слегка от испуга; и все у него - глаза, руки и ноги - точно побежало в разные стороны, как у животного, которое внезапно увидело над собою глаза человека", "кланяясь все ниже, извиваясь и льстя", "и назад он возвращался тихо, тяжелыми и медлительными шагами, как раненое животное, медленно уползающее в свою темную нору после жестокой и смертельной битвы", "коснулся - и выполз бесшумно"; сам Иуда говорит о себе: "многорукий кактус, который вчера разорвал твою новую одежду, один только красный цветок и один только глаз".

Очень важно противопоставление Иуды и Иисуса: Иисус у Андреева - удивительно нежный и тонкий образ. Если по Евангелию он был скорее сильный, то здесь - более смиренный и молчаливый. Описания его полностью противоположны Иуде: "Иисус слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже", "божественная красота", "человек с кротким взором", "для всех он был нежным и прекрасным цветком, благоухающей розою ливанскою", "Ты любишь желтую ливанскую розу, у которой смуглое лицо и глаза, как у серны?", "И по мере того, как смотрел [Иуда], гасло все вокруг него, одевалось тьмою и безмолвием, и только светлел Иисус с своею поднятой рукою. Но вот и он словно поднялся в воздух, словно растаял и сделался такой, как будто весь он состоял из надозерного тумана, пронизанного светом заходящей луны; и мягкая речь его звучала где-то далеко-далеко и нежно", "А то, что он красив и молод, как нарцисс саронский, как лилия долин?", "в этом доме он увидел Иисуса. Усталый, похудевший, измученный непрерывной борьбой с фарисеями, он сидел прижавшись щекою к шершавой стене, и, по-видимому, крепко спал. Иуда с нежной осторожностью матери, которая боится разбудить свое больное дитя, с изумлением вылезшего из логовища зверя, которого вдруг очаровал беленький цветок, тихо коснулся его мягких волос и быстро отдернул руку. Еще раз коснулся - и выполз бесшумно". Предав Иисуса, Иуда окружает Иисуса заботой и вниманием; только что коварный предатель, он превращается в заботливого надсмотрщика, в этом вновь проявляется его двойственность, раздвоенность, раскол: "... Тихою любовью, нежным вниманием, ласкою окружил Иуда несчастного Иисуса в эти последние дни его короткой жизни. Стыдливый и робкий, как девушка в первой любви, страшно чутки и проницательный, как она, - он угадывал малейшие невысказанные желания Иисуса, проникал в сокровенную глубину его ощущений, мимолетных вспышек грусти, тяжелых мгновений усталости". Он ухаживает за ним, не требуя за то ни ласки, ни внимания со стороны Иисуса, скрывая свое участие в том, что Иисус получает радость. Он пытается настроить учеников на то, что Иисуса предадут, приносит Петру меч, чтобы защитить Иисуса, если понадобится... И даже когда Иисуса арестовывают, он бежит за ним, проходит за Иисусом весь путь до креста. Самый, на мой взгляд, ужасный, самый кошмарный, тяжелейший психологически момент - избиение Иисуса. За этим следит Иуда, и здесь раскрывается его двойственная натура - он смотрит на то, что сам сотворил, предав Иисуса, и не может видеть этого, его душа болит за Иисуса: "Вдруг за своей спиной Иуда услышал взрыв громких голосов, крики и смех солдат, полные знакомой, сонно жадной злобы, и хлесткие, короткие удары по живому телу. Обернулся, пронизанный мгновенной болью всего тела, всех костей, - это били Иисуса. Ночь проходила, гасли костры и покрывались пеплом, а из караульни все еще неслись глухие крики, смех и ругательства. Это били Иисуса. Точно заблудившись, Искариот проворно бегал по обезлюдевшему двору, останавливался с разбегу, поднимал голову и снова бежал, удивленно натыкаясь на костры, на стены. Потом прилипал к стене караульни и, вытягиваясь, присасывался к окну, к щелям дверей и жадно разглядывал, что делается там. Видел тесную, душную комнату, грязную, как все караульни в мире, с заплеванным полом и такими замасленными, запятнанными стенами, точно по ним ходили или валялись. И видел человека, которого били. Его били по лицу, по голове, перебрасывали, как мягкий тюк, с одного конца на другой; и так как он не кричал и не сопротивлялся, то минутами, после напряженного смотрения, действительно начинало казаться, что это не живой человек, а какая-то мягкая кукла, без костей и крови. И выгибалась она странно, как кукла, иногда при падении ударялась головой о камни пола. То не было впечатления удара твердым о твердое, а все то же мягкое, безболезненное. И когда долго смотреть, то становилось похоже на какую-то бесконечную, странную игру - иногда до полного почти обмана. После одного сильно толчка человек, или кукла, опустился плавным движением на колени к сидящему солдату; тот в свою очередь, оттолкнул, и оно, перевернувшись, село к следующему, и так еще и еще. Поднялся сильный хохот, и Иуда также улыбнулся - точно чья-то сильная рука железными пальцами разодрала ему рот. Это был обманут рот Иуды. [Он] бормотал тоскливо:

Ах, больно, очень больно, сыночек мой, сыночек, сыночек. Больно, очень больно!...

Потом опять пошел к окну, желтеющему тусклым огнем в прорезе черной решетки, и снова стал смотреть, как бьют Иисуса. Один раз перед самыми глазами Иуды промелькнуло его смуглое, теперь обезображенное лицо в чаще спутавшихся волос. Вот чья-то рука впилась в эти волосы, повалила человека и, равномерно переворачивая его голову с одной стороны на другую, стала лицом его вытирать заплеванный пол". Его неутомимое следование за Иисусом, непритворный страх и неприкрытое для читателя трепетное отеческое отношение убеждают в его глубокой и искренней любви к Иисусу. Но в его двойственной натуре и любовь искажена - она, в отличие от истинной, бескорыстной любви Иисуса, определяется любовью к самому себе. И Искариот искренне недоумевает: "почему он не любит меня?... Разве не я спас ему жизнь, пока те бежали..?". Его любовь корыстна по природе своей. Иудой движет любовь к Иисусу, но эта любовь, возносящая его над другими, противна божественной природе Спасителя. Иуда любит в Нем не Бога, а столь же непохожего на других, как и он сам, Иуда. Любовь Искариота не знает смирения, она - почва и орудие для врага рода человеческого. Намеки на возможность подпадения Иуды под власть сатаны в рассказе весьма прозрачны, они заложены в Иуде с самого начала: "любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес", "мой отец... может быть, и дьявол, и козел", Фома говорит ему: "В тебя вселился сатана, Иуда", "я верю, что отец твой - дьявол". Во время беседу Иисуса с учениками в Иуду вселяется сатана: "Вот куполом почувствовал он голову свою, и в непроглядном мраке его продолжало расти огромное, и кто-то молча работал...".

Иуда уходит из жизни, когда не услышан его призыв к ученикам умереть за Иисуса - в лице Иоанна они проклинают его, когда рушатся его последние надежды на переворот в душах людей. Он идет, как полагает, вслед за Иисусом, не сомневаясь, что они встретятся: "Встреть меня ласково, я устал... потом мы вместе с тобою, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?". Даже в этих фразах - корысть. Он, вечно обманывающий всех вокруг человек, вечно повторяющий "Кто обманул Иуду?" обманул себя сам, так и не сумев понять, что взяв на себя право влиять на чужие судьбы, он невольно выполнил предначертанное, определив лишь свою судьбу - не спасителя, а предателя.

Главный грех и вина Иуды в том, что он стремился уподобиться Иисусу, тогда как забыл, что он лишь человек, а Иисус - Сын Божий". Та же проблема "самообожествления" человека под влиянием непомерной гордыни, желания сравняться с Богом выражена в повести "Жизнь Василия Фивейского". В "Иуде Искариоте" видна и чувствуется драма "невозможности любви", на которую обрекли себя люди, думая, что обладают правом наказывать нелюбовью тех, кто с ними рядом. Точно так же в кольцевой композиции "Иуды Искариота" (рассказ начинается со слов о том, что Иуда - "человек очень дурной славы", заканчивается словами: "Иуда из Кариота, Предатель") заложен, на первый взгляд, исход описываемых событий. Однако истинные мотивы предательства скрыты и от изображаемых в рассказе людей, и от самого автора. Их мнения об Иуде очень точно могут быть охарактеризованы словами "Когда дует сильный ветер, он поднимает сор. И глупые люди смотрят на сор и говорят: вот ветер! А это только сор... Вот встретил стену и тихо лег у подножия ее, а ветер летит дальше...".

Андреевский Иуда предатель не ради денег, как в Евангелии. Им движет обиженная любовь, он обижен тем, что Иоанн, а не он, является любимым учеником Иисуса. По-человечески эта ревность понятна, но оказывается, что это чувство может привести к тяжелейшему преступлению. Андреев выражает нравственно глубокую мысль: любовь не должна быть обиженной, она должна быть благородной. Но Иуда не только поэтому совершает свой грех. Он хочет любить Христа деятельной любовью, в отличие от других учеников. Он считает, что толпа, увидев, как избивают Иисуса, поднимет восстание. Это - провокация. Он рассуждает так: если толпа спасет Иисуса и пойдет за ним, значит, мое предательство будет оправданно, послужит благой цели. Если - нет, тогда для кого все учение Христа? Для трусливых людей, оставивших в тяжелую минуту своего Учителя? По той же логике произошла революция 1917 года. Андреев доказывает, что никакая цель не оправдывает неблагородные, подлые средства. И поэтому он заставляет Иуду не торжествовать, а повеситься.

Предательство, на протяжении долгих времён, было и остаётся актуальной тематикой для художественных произведений. Особенно остро стоит данный вопрос в непростые дни отсутствия взаимопонимания между людьми. Возможно, именно по этой причине, повесть Леонида Андреева, написанная в начале XX века, «Иуда Искариот», так популярна и в наши дни. Особенно интересна оценка, которую даёт автор в своём произведении, мотивам предательства.

Сюжет повести основан на евангельской истории, о предательстве Иисуса Христа одним из его учеников – Иудой. Интересно, что Леонид Андреев, взяв за основу Евангелие, сам его не читал, а, следовательно, сюжет передал достаточно субъективно.

На протяжении всего повествования повторяются слова «Иуда Предатель». При помощи такого устоявшегося в сознании людей прозвища, автор позиционирует Иуду как символ предательства. Ещё вначале повести читатель понимает порочную сущность Иисуса: отмечено его безобразие, неприятная внешность - подчёркнута непропорциональность черт лица, голос странный и переменчивый. Его поступки удивляют своей непоследовательностью и нецелесообразностью, так, в разговорах он, то подолгу молчит, то чрезмерно добр, и это настораживает большинство людей. С Иисусом Иуда подолгу не вёл разговоров, но тот любил всех своих учеников без исключения, несмотря на то, что Иуда и был этого недостоин, т.к. часто врал, выглядел глупым и неискренним. Автор в процессе повествования сравнивает Иуду и Иисуса, таким образом, возводя в один ранг два образа, абсолютно противопоставленных друг другу, но он намеренно их сближает.

Греховное деяние, совершённое Иудой вполне может быть обусловлено природой его происхождения. Так, Иуда завидовал чистоте Иисуса, его непорочности и безграничной доброте к людям, т.е. всем тем качествам на которые сам был не способен. И, тем не менее, Иуда безгранично любит Иисуса. В те моменты, когда Иисус отдаляется, Иуда принимает всё очень близко, он переживает, что только подчёркивает любовь и благоговение к своему Учителю. Совершив свой греховный поступок, он обвиняет в этом остальных учеников, он упрекает их в том, то они могут есть, спать, и продолжать жить как раньше без своего Учителя. Для самого Иуды, жизнь после смерти Иисуса, кажется, потеряла весь смысл.

Становится понятно, что совсем не алчность подтолкнула Иуду совершить предательство. Иуда – это избранник, на долю которого выпала та же участь, что и Иисусу – принести себя в жертву. Он, наперёд зная, что совершит тяжёлый грех, ведёт борьбу, но душа не в силах выстоять, т.к. победить предопределение невозможно.

Иуда является олицетворением парадоксальной совокупности предательства и проявления лучших человеческих качеств. Проблема предательства в повести «Иуда Искариот» раскрывается посредствам борьбы личности с предопределённой миссией.

2 вариант

Повесть Андреева «Иуда Искариот» интересна по своему содержанию, сложна, местами противоречива. За основу автор взял известную библейскую историю об Иисусе Христе, его апостолах-учениках и, в частности, о предательстве Христа Иудой. Однако, как видно уже из названия, на первый план он вывел вовсе не Христа, а его предателя – Иуду Искариота.

Андрееву удалось создать сложный образ апостола, полный противоречий. Один его внешний вид внушает читателю неприязнь, Иуду можно назвать уродливым, исходя из описания его внешности. Прочим апостолам его вид также внушает чувство опасности, недоверие. Однако гораздо более противоречивым является внутренний портер Иуды Искариота. С одной стороны, он до жути прямолинеен, даже жесток по отношению к окружающим, язвит им, открыто говорит о чужих пороках, однако подмечает всё это вполне справедливо. Мы видим его подлым, лживым человеком, но, в то же время, нам открыта и другая его сторона. Своими действиями герой пытается искоренить людские пороки, которые видит вокруг себя и своего учителя. Кроме того, Иуда Искариот стал единственным учеником Иисуса, способным по-настоящему полюбить его. Мы видим, что он действительно сильно любит своего учителя, он искренен в своих чувствах. Однако его любовь весьма нездорова: в конце концов, именно Иуда и продаёт Иисуса врагам, а после его смерти заканчивает жизнь самоубийством.

Андреев пытался понять мотивы Иуды, создавая свою интерпретацию библейского сюжета. Многие критики считают, что ему этого не удалось, слишком сложным и полным противоречий получился образ Иуды Искариота. Герой – явно не образец для подражания, его правота весьма относительна. Тем не менее, автор поставил серьёзные философские проблемы в своём произведении, а на первый план вывел проблематику предательства. Именно по этой причине на первый план и выведен Иуда, а не Христос или один из других его учеников. Чтобы рассмотреть мотивы поступков Иуды, Андреев делает его главным героем своего произведения. Как уже было отмечено раньше, персонаж выходит очень спорным и неоднозначным, а вся библейская история предстаёт в новом свете. Кто-то относится к получившемуся образу Иуды совершенно негативно, кто-то жалеет его, но, в целом, можно сделать вывод, что судьба героя глубоко трагична, однако, это не служит оправданием его сущности. По сути, борьба Иуды за свои идеалы оказалась им проиграна.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Левинсона в романе Разгром Фадеева

    Один из главных героев романа «Разгром» Фадеева - командир отряда партизан, бесстрашный Осип Абрамович Левинсон.

  • Анализ произведения Хозяйка медной горы Бажова

    Сказка «Хозяйка медной горы», написанная русским писателем Бажовым, носит глубокий философский посыл. Краткий анализ данного замечательного произведения представлен в данной статье.

  • Сочинение Примеры взаимовыручки из литературы

    Отношения между людьми и в реальной жизни, и в произведениях литературы строятся благодаря разным понятиям: доброте, искренности, пониманию, а также взаимовыручке. Взаимная поддержка друг друга способна творить чудеса.

  • Сочинение Родной язык в моей семье

    В моей семье говорят на русском языке. Это родной язык для меня и моих родителей. Великий и могучий - русский язык

  • У каждого человека в любой сфере жизни есть свои предпочтения и пристрастия. Так же и в выборе пищи у всех есть свои любимые или не очень продукты и готовые блюда. В течение всей жизни вкус у человека

Обзор материала

Обзор материала

Цели:

Обучающие:

    Учить одиннадцатиклассников постигать идею произведения через раскрытие образа героя, мировосприятие его и автора;

    совершенствовать навыки филологического анализа текста;

развивающие:

    развивать критическое мышление учащихся, умения ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

    развивать коммуникативные навыки учащихся (работа в группах, учатсие в обсуждении проблемного вопроса);

воспитательные:

    формировать чувство ответственности за свои поступки и решения в ситуации нравственного выбора;

    воспитывать нравственные ценности и критическое отношение к злу;

    формировать нравственную позицию, закладывать основы нравственного поведения;

    развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать;

    прививать любовь к чтению художественной литературы

Оборудование:

Портрет Л. Андреева, портреты Иисуса Христа и Иуды Искариота,

Тексты повести Л. Андреева «Иуда Искариот»,

Репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».

Форма проведения урока: урок-исследование

На доске оформлен эпиграф, записаны слова, приготовленные учащимися для проведения «Литературной разминки».

Он [Фома] внимательно разглядывал Христа и Иуду,

сидевших рядом, и эта странная близость божественной
красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором
и осьминога с тускло-жадными глазами угнетала его ум,
как неразрешимая загадка.

Л. Андреев «Иуда Искариот»

В эпиграфе закрыты слова «божественной» и «чудовищного».

Ход урока

    Организационный момент.

    Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

    Работа с эпиграфом. Лексическая работа.

Учитель предлагает учащимся выразительно прочитать эпиграф и по памяти восстановить закрытые слова или предложить свои. Как показывает опыт, есть дети, которые помнят цитату. В противном случае учащиеся предлагают свои варианты: красота неземная, великолепная, яркая, добрая, завораживающая, безобразие – отталкивающее, неприятное, раздражающее, страшное. Во втором случае принимаются все варианты и потом открываются закрытые бумагой в эпиграфе слова. Учащихся нужно подвести к выводу, что все предложенные ими варианты так или иначе можно соотнести со словами «божественной» и «чудовищного». Главное убедить, что они следуют правильно за авторской мыслью, которая заключается в стремлении показать «странную близость» противоречивых явлений. В этом и предстоит убедиться, анализируя текст произведения и образ Иуды, созданный Л. Андреевым.

    Метод «Литературная разминка» (позволяет проверить знание текста художественного произведения). На доске написаны отдельные слова, связанные с содержанием повести «Иуда Искариот»: Иисус Христос, Иуда, Гефсиманский сад, апостолы, предательство, сомнения, первосвященники, 30 сребреников, любовь, Учитель, мечи, дурная слава, Иоанн, ложь, кража, отец, мать, поцелуй, гора Елеонская, Понтий Пилат, Голгофа, толпа, раскаяние, обманутые надежды, петля, Иерусалим. Учащиеся выходят к доске, обводят мелом выбранное слово и рассказывают, как оно связано с произведением/героем/ событием.

    Проверка домашнего задания.

Учащиеся предлагают свои сочинения-рассуждения «Каким я представляю себе Иуду в повести Л. Андреева?» (см. Приложение)

Учитель обращает внимание учащихся после прослушивания нескольких сочинений на то, что авторы работ затруднялись с однозначным ответом и это неслучайно. Образ библейского Иуды сложен и противоречив, образ героя Леонида Андреева тоже многогранен. В этом предстоит убедиться, анализируя содержания повести.

    Работа по теме урока.

    Анализ повести «Иуда Искариот».

Метод «Вопрос-ответ». Для обсуждения учителем предлагаются вопросы по тексту повести (далее - возможные вопросы и ответы):

* Какова внешность главного героя повести Л. Андреева?

Внешность Иуды отталкивающая, все двойственно: странный через, словно разрубленный с затылка, запоминающееся лицо (одна сторона подвижна, с морщинками, другая – плоская и застывшая). Разные глаза: один – черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. Голос странный, переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как будто у старой женщины

* Что мы узнаем об Иуде из первых страниц повести?

Мы судим о нем по слухам в народе. Это человек, которого сопровождает дурная слава. Он корыстолюбив, крадет искусно. Люди говорят, что его нужно остерегаться. Слухи нарушили мирную жизнь Иерусалима и христианской общины. Поэтому в повести почти сразу появляется мотив тревоги.

* Кто и как называет Иуду в повести?

Когда читаешь повесть, сразу обращаешь внимание на то, что ученики называют героя Иудой, автор повести называет его «насекомое», «наказанная собака», «чудовищный плод», «старый обманщик», «суровый тюремщик». Думаю, что П. Андреев, используя метафоры, и так называя главного героя, выражает свое негативное отношение к нему.

* Почему, на ваш взгляд, такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

Поступками Христа руководит любовь к людям. Дух светлого противоречия влечет его котверженным и нелюбимым.

* Как ученики Иисуса Христа объясняли желание Иуды приблизиться к Учителю? Какую видели в этом цель? Как ученики отнеслись к тому, что Христос принял Иуду и доверил ему общие деньги?

Ученики Христа считали, что в желании Иуды приблизиться к Учителю был тайный расчет, какое-то коварство. Однако Иисус встретил нового ученика с любовью и доверился ему больше остальных учеников. Поэтому апостолы стали волноваться и роптать. Но Иисус их не слушал, приблизил к себе иудея.

5. Как вы думаете, почему Иуда предал Христа?

Интерактивное упражнение «Создание кластера»

Фиксируются все предположения учащихся, формируются несколько положений.. Потом предлагаем одиннадцатиклассникам разделиться на группы и доказать свою точку зрения о причине предательства Иуды.

    Давайте вернемся к картине Джотто ди Бондоне, о которой мы говорили на прошлом уроке, - «Поцелуй Иуды». Посмотрите на картину великого мастера и прослушайте эпизод из повести Леонида Андреева.

Учащийся читает наизусть отрывок из повести «Иуда Искариот»:

Вот толпа воинов окружила их, и дымный, тревожный блеск огней отогнал куда-то в стороны и вверх тихое сияние луны. Впереди воинов торопливо двигался Иуда из Кариота и, остро ворочая живым глазом своим, разыскивал Иисуса. Нашел его, на миг остановился взором на его высокой, тонкой фигуре и быстро шепнул служителям:

Кого я поцелую, тот и есть. Возьмите его и ведите осторожно. Но только осторожно, вы слыхали?

Затем быстро придвинулся к Иисусу, ожидавшему его молча, и погрузил, как нож, свой прямой и острый взгляд в его спокойные, потемневшие глаза.

Радуйся, равви! - сказал он громко, вкладывая странный и грозный смысл в слова обычного приветствия.

Но Иисус молчал, и с ужасом глядели на предателя ученики, не понимая, как может столько зла вместить в себя душа человека. Быстрым взглядом окинул Искариот их смятенные ряды, заметил трепет, готовый перейти в громко ляскающую дрожь испуга, заметил бледность, бессмысленные улыбки, вялые движения рук, точно стянутых железом у предплечья,- и зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос. Вытянувшись в сотню громко звенящих, рыдающих струн, он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его холодную щеку. Так тихо, так нежно, с такой мучительной любовью и тоской, что, будь Иисус цветком на тоненьком стебельке, он не колыхнул бы его этим поцелуем и жемчужной росы не сронил бы с чистых лепестков.

Иуда,- сказал Иисус и молнией своего взора осветил ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Искариота,- но в бездонную глубину ее не мог проникнуть.- Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?

И видел, как дрогнул и пришел в движение весь этот чудовищный хаос. Безмолвным и строгим, как смерть в своем гордом величии, стоял Иуда из Кариота, а внутри его все стенало, гремело и выло тысячью буйных и огненных голосов:

«Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест - и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь».

Так стоял Иуда, безмолвный и холодный, как смерть, а крику души его отвечали крики и шум, поднявшиеся вокруг Иисуса.

    О чем рассказывает этот эпизод, ставший основой картины Джотто ди Бондоне?

На картине изображен трагический момент, когда Иуда указывает легионерам на своего Учителя, который уже знал, что будет предан учеником. И отрывок из повести драматичен, и тревожное, неприятное чувство рождается, когда смотришь на картину. По сути Иуда, предавший Христа за 30 сребреников, продолжает идти по пути предательства, помогая воинам. Целуя (предавая) Христа, он навсегда расходится со своим Учителем, преступая законы нравственности.

    Пересказ учащегося отрывка «Допрос Иисуса и Понтия Пилата и казнь».

Учитель помогает учащимся сделать вывод. На пути к Гологофе Иисусу предстоит явиться перед синедрионом, потом – допрос у Понтия Пилата. Во время казни выглядит страдающим, любящим, переживающим сильное потрясения.

Надо отметить, что во время допроса Христа у Понтия Пилата Иуда беседует то с одним, то с другим из шумной и крикливой толпы, сопровождавшей Учителя. Он надеется на то, что люди поймут: Христос невиновен. Но его нелюбовь к людям, негативное отношение к ним усугубляется, когда толпа требует освободить преступника и распять Христа. С этого же момента начинается и позорная слава Иуды. Его стали ненавидеть и бояться. Но он оставался равнодушным.

    Вы помните текст повести. Иуда до последней минуты был рядом с Христом и надеялся на его спасение. Он был рядом, когда Христа били солдаты, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как распинали на кресте. Что же ждет Иуду за совершенное предательство?

Иуду ожидают за его грех страшные испытания и «жестокая участь». 2000 лет и дальше он будет напоминать людям о самом страшном преступлении. Имя Иуды стало нарицательным. Означает «предатель». Заканчивается повесть словом «предатель», символизирующим распад человеческих отношений. Иуда уходит к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь очень устал. «Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?» Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.

* Безусловно, Иуда - предатель. Но можно ли утверждать, что тема предательства в повести Л. Андреева по-новому звучит, когда Иуда приходит к ученикам и начинает их обвинять?

Образ Иуды двойствен: формально - предатель, а по сути - единственно преданный Христу человек. В 9 главе он возвращается к ученикам и обвиняет их в молчаливом невмешательстве в исход трагедии. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: "Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Поражают слова Иуды: «Кто любит, тот не спрашивает, что делать, а идет и делает все».

Автор намеревался не оправдать предательство, а выставить напоказ иные, не столь явные, но типичные его формы. Героями его повести стали именно «другие» - ученики Христа, его апостолы, которые, как «кучка напуганных ягнят», теснились и разбежались перед воинами, пришедшими взять Учителя. В «день мести», свой последний земной день, Иуда пришел к ним, чтобы обличить и приравнять к холодным убийцам-первосвященникам. Так проясняется главная идея повести: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, - тоже предатель.

    Проблемный вопрос: «Можно ли сравнить Иуду с главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

В ходе обсуждения важно подвести учащихся к выводу, что сравнение возможно. В основе преступления Родиона Раскольникова лежит теория о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», в основе предательства Иуды – теория о том, что все люди плохие. Герой Достоевского проверяет теорию, убивая старуху-процентщицу. В результате осознает абсурдность и антигуманность теории, раскаивается в совершенном преступлении. Герой Л. Андреева проверяет теорию, предавая Христа, и до последнего надеется, что люди заступятся за Учителя. В нем все поет: «Осанна!», он радуется, когда теория подтверждается. Он оказался прав: люди плохие! Но так же, как и Раскольников, Иуда не смог вынести тяжести своего преступления, и ушел из жизни. Таким образом, Л. Андреев своей повестью доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. Поэтому автор не дает своему Иуде возможность торжествовать победу, он приводит героя к самоубийству.

    Итоги урока. Рефлексия.

Подводя итоги. Учитель говорит о том, что образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве с такой единственной экстравагантной трактовкой. Леонид Андреев охарактеризовал повесть как «нечто по психологии, этике и практике предательства». Возвращаясь к эпиграфу, обращает внимание учащихся на то, что у Л. Андреева нет антогонизма между Иудой и Христом. Их объединяют страдания. На которые обрекает любовь. Любовь Иисуса к людям абстрактна, любовь Иуды конкретна, сильна и глубока. Автор ставит их рядом, дерзко заявляя о равенстве перед лицом Вечности.

Учитель предлагает учащимся устно ответить на один из вопросов (по выбору):

Повесть «Иуда Искариот», краткое содержание которой изложено в этой статье, создана на основе библейского сюжета. Тем не менее Максим Горький еще до публикации произведения сказал, что понятно оно будет немногим и вызовет большой шум.

Леонид Андреев

Это довольно неоднозначный автор. Творчество Андреева в советские времена читателям было незнакомо. Прежде чем приступить к изложению краткого содержания «Иуды Искариота» - повести, вызывающей как восторг, так и негодование, - вспомним основные и наиболее интересные факты из биографии писателя.

Леонид Николаевич Андреев был человеком неординарным и очень эмоциональным. Будучи студентом юридического факультета, начал злоупотреблять алкоголем. Некоторое время единственным источником дохода для Андреева было написание портретов на заказ: он был не только писателем, но и художником.

В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Неудачный выстрел привел к развитию сердечного заболевания. На протяжении пяти лет Леонид Андреев занимался адвокатской деятельностью. Писательская известность к нему пришла в 1901 году. Но уже тогда он вызывал у читателей и критиков противоречивые чувства. Леонид Андреев с радостью встретил революцию 1905 года, но вскоре разочаровался в ней. После отделения Финляндии оказался в эмиграции. Умер писатель за границей в 1919 году от порока сердца.

История создания повести «Иуда Искариот»

Произведение было опубликовано в 1907 году. Сюжетные задумки пришли в голову писателю во время его пребывания в Швейцарии. В мае 1906 года Леонид Андреев сообщил одному из своих коллег, что собирается написать книгу по психологии предательства. Воплотить замысел ему удалось на Капри, куда он отправился после смерти жены.

«Иуда Искариот», краткое содержание которого представлено ниже, написан в течение двух недель. Первую редакцию автор продемонстрировал своему другу Максиму Горькому. Тот обратил внимание автора на исторические и фактические ошибки. Андреев не раз перечитывал Новый Завет и вносил правки в рассказ. Еще при жизни писателя повесть «Иуда Искариот» была переведена на английский, немецкий, французский и другие языки.

Человек дурной славы

Никто из апостолов не заметил появления Иуды. Как ему удалось войти в доверие Учителя? Иисуса Христа много раз предупреждали, что это человек очень дурной славы. Его следует остерегаться. Иуду осуждали не только люди «правильные», но и негодяи. Он был худший из худших. Когда ученики спрашивали Иуду о том, что побуждает его совершать ужасные поступки, он отвечал, что каждый человек грешен. То, что он говорил, созвучно было со словами Иисуса. Никто не вправе осуждать другого.

В этом философская проблема повести «Иуда Искариот». Автор, конечно, не сделал своего героя положительным. Но он поставил предателя в один ряд с учениками Иисуса Христа. Идея Андреева не могла не вызвать резонанс в обществе.

Ученики Христа спрашивали не раз Иуду о том, кто был его отцом. Тот отвечал, что не знает, быть может, дьявол, петух, козёл. Разве может он знать всех, с кем его мать делила ложе? Подобные ответы потрясали апостолов. Иуда оскорблял своих родителей, а значит был обречен на погибель.

Однажды на Христа и его учеников набрасывается толпа. Их обвиняют в воровстве козленка. Но человек, который уже совсем скоро предаст своего учителя, бросается на толпу со словами о том, что учитель вовсе не одержим бесом, он просто любит деньги так же, как и все. Иисус в гневе покидает селение. За ним следуют его ученики, проклиная Иуду. Но ведь этот маленький, омерзительный человек, достойный лишь презрения, хотел спасти их...

Кража

Христос доверяет хранить сбережения Иуде. Но тот утаивает несколько монет, о чем ученики, конечно же, вскоре узнают. Но Иисус не осуждает непутевого ученика. Ведь апостолы не должны считать монеты, которые присвоил его брат. Их упреки лишь обижают его. В этот вечер Иуда Искариот очень весел. На его примере апостол Иоанн понял, что такое любовь к ближнему.

Тридцать серебряников

Последние дни своей жизни Иисус окружает лаской того, кто его предаст. Иуда же услужлив с учениками - ничто не должно помешать его замыслу. Скоро свершится событие, благодаря которому его имя навсегда останется в памяти людей. Оно будет называться почти так же часто, как имя Иисуса.

После казни

При анализе повести Андреева «Иуда Искариот» стоит особое внимание уделить финалу произведения. Апостолы вдруг предстают перед читателями людьми трусливыми, малодушными. После казни Иуда обращается к ним с проповедью. Почему они не спасли Христа? Отчего не набросились на стражников, дабы вызволить Учителя?

Иуда навсегда останется в памяти людей предателем. А те, что молчали, когда Иисуса распинали, будут пользоваться почитанием. Ведь они несут по земле Слово Христа. Таково краткое содержание «Иуды Искариота». Для того чтобы сделать художественный анализ произведения, следует всё же прочитать повесть полностью.

Смысл повести «Иуда искариот»

Для чего автор в столь необычном ракурсе изобразил отрицательного библейского персонажа? «Иуда Искариот» Леонида Николаевича Андреева - это, по мнению многих критиков, одно из величайших произведений русской классики. Повесть заставляет читателя задуматься прежде всего о том, в чём истинная любовь, настоящая вера и страх перед смертью. Автор словно спрашивает, что скрывается за верой, много ли в ней истиной любви?

Образ Иуды в повести «Иуда искариот»

Герой книги Андреева - предатель. Иуда продал Христа за 30 серебряников. Он худший из всех, кто когда-нибудь жил на нашей планете. Можно ли испытывать к нему сострадание? Конечно, нет. Писатель словно искушает читателя.

Но стоит помнить, что повесть Андреева - это отнюдь не богословское произведение. Книга не имеет никакого отношения к церкви, вере. Автор просто предложил читателям взглянуть на хорошо известный сюжет с другой, непривычной стороны.

Человек заблуждается, полагая, что может всегда с точностью определить мотивы поведения другого. Иуда предает Христа, а это значит он плохой человек. Это говорит о том, что он не верит в Мессию. Апостолы же отдают учителя римлянам и фарисеям на растерзание. И они поступают так потому, что верят в своего учителя. Иисус воскреснет, в Спасителя уверуют. Андреев же предложил взглянуть на поступок и Иуды, и верных учеников Христа иначе.

Иуда безумно любит Христа. Однако ему кажется, что окружающие недостаточно ценят Иисуса. И он провоцирует иудеев: предает обожаемого учителя, чтобы проверить силу народной любви к нему. Иуду ждет жестокое разочарование: ученики разбежались, а народ требует убить Иисуса. Даже слова Пилата о том, что он не нашел вины Христа, никем не услышаны. Толпа жаждет крови.

Эта книга вызвала возмущение верующих. Неудивительно. Апостолы не вырвали Христа из лап конвоиров не потому, что верили в него, а потому что струсили - вот, пожалуй, главная мысль повести Андреева. После казни Иуда обращается к ученикам с упреками, и в этот момент он совсем не мерзок. Кажется, что именно в его словах истина.

Иуда взял на себя тяжкий крест. Он стал предателем, тем самым заставив людей очнуться. Иисус говорил, что виновного убивать нельзя. Но разве его казнь не стала нарушением этого постулата? В уста Иуды - своего героя - Андреев вкладывает слова, которые, возможно, хотел произнести сам. Не пошёл ли Христос на смерть с молчаливого согласия своих учеников? Иуда спрашивает у апостолов, как они могли допустить его смерть. Им нечего ответить. Они растерянно молчат.