Как люди научились определять границы месяцев. Старт в науке. История науки и проблема ее рациональной реконструкции

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

5.09.2012 Окружающий мир. УМК «Гармония» 4 класс Макарова М.В.

Проверка домашнего задания Что такое археология? Что такое недра? Археологи узнают историю человечества по …. Чем занимаются археологи? Где можно провести раскопки у нас? Что можно найти? наука о прошлом горные породы вещественным источникам раскопками Макарова М.В. Пересказ и ПТ № 4, 5

Что такое сутки? Сутки – полный оборот Земли вокруг своей оси. Солнечные сутки = 24 часа Макарова М.В.

Счёт дней Сначала считали дни, взяв за основу смену дня и ночи Делали зарубки или узелки Почему день сменяется ночью? Почему именно 24 часа в сутках? Найдите ответ на странице 12 учебника. Макарова М.В. День Ночь

Закрепляем Какой была первая мерка времени? Кто разделил день и ночь на 12 равных частей? И почему именно 12? Что случится, если вдруг исчезнут все часы? Почему в разных точках Земли продолжительность суток одинаковая, а длительность светового дня разная? По рисунку на стр. 12 определите, где полдень, полночь, утро и вечер. Макарова М.В.

Считаем года Сколько сезонов на Земле? Почему они сменяются? Наблюдения за сменами сезонов подсказали наиболее крупную единицу измерения времени Древние славяне считали года от лета до лета (столетний, летопись, сколько лет?...) Макарова М.В.

Северные народы определили, что продолжительность дня и ночи изменяется в течение года. Начало нового года они определяли по самому короткому дню. В Англии были специальные сооружения из огромных камней для определения точного дня нового года. Макарова М.В.

Закрепляем Какое движение Земли взято за основу счёта лет? Оборот вокруг Солнца Земля делает за …. 1 год = … месяцев = … суток Что значит високосный год? Чем отличается високосный год от обычного? Везде ли одинаковая продолжительность зимы? Макарова М.В.

Почему в году 12 месяцев? Почему в месяце 4 недели? Найдите информацию на страницах 16 – 17 учебника Время оборота Луны вокруг Земли … ПТ № 6 Макарова М.В.

Домашнее задание Страницы 11 – 17 учебника пересказ ПТ № 7 – 10 Макарова М.В.


Как же ненавистен звон этого будильника по утрам! Хочется выкинуть его и спать, не смотря на время. В нашей жизни все зависит от времени: в определенное время ездит общественный транспорт, который к определенному времени должен отвезти нас на работу, где у нас тоже всё расписано по часам. Невозможно представить жизнь без легкого доступа ко времени. Но механические часы, не говоря уже об электронных, были изобретены по историческим меркам совсем недавно – в начале 11 века н.э., а широкое распространение получили лишь спустя целых восемь веков. Но как люди планировали встречи, назначали свидания, если у них не было часов? Как они умудрялись вовремя просыпаться без будильников?

На самом деле, практически у всех древних цивилизаций (Шумерская, Египетская, Вавилонская, Греческая) были часы. Но основывались они не на работе механизмов, а на движении по небосклону Солнца. Отсюда такие часы и получили свое название – солнечные.


Солнечные часы | bigstockphoto — RidvanArda

Во многих храмовых комплексах существовали специальные сооружения, поделенные на сектора, на которые, по мере движения Солнца, падала тень. Таким образом, древние жрецы понимали, какая часть дня идёт в данный момент. Такие сооружения были довольно редки, поэтому большинство жителей если и заботилось о времени дня, то узнавали его приблизительно, «на глаз» определяя положение Солнца на небе.

Возможно, общение между двумя древними египтянами, договаривающихся о встрече, выглядело так:

— Ну что, встречаемся завтра на площади?

— Да, я буду там, когда тень достигнет третьего квадрата.

А в поселениях без солнечных часов, видимо, договаривались несколько иначе:

— Я выйду из дома, когда солнце будет находиться ровно над крышей.

— Я выйду из дома, когда солнце коснется того дерева.

Сразу бросается в глаза, что данный подход имеет множество недостатков. Помимо того, что точное время по таким часам узнать было невозможно, они обладали такой характеристикой, как сезонность. Это означает, что в различные времена года Солнце движется в небе по-разному, что создавало трудности и неточности при ведении каких-либо записей. И, конечно же, солнечные часы абсолютно бесполезны ночью. Обойти эту проблему удалось египетским астрономам (существует мнение, что египтяне переняли эту идею у шумеров), которые, глядя в ночное небо, выделили группу из 24 звезд, по движению которых научились определять текущее время.

Самые известные астрономы древности проживали в Вавилоне. Они пользовались системой солнечных часов, похожей на Египетскую, но внесли в неё некоторые усовершенствования, а именно добавили сезонность, позволяющую более точно определять время в различные времена года. Особой популярностью пользовалось изобретение, называемое гномон . Обычно это был большой постамент в виде круга, поделенный на некоторое количество частей (отчасти напоминает циферблат). Посередине находился простой металлический шест, тень от которого падала на «циферблат» и показывала время. Этот шест мог отклоняться в различные стороны в зависимости от сезона. Конечно, нахождение точного градуса отклонения требовало скрупулезных вычислений и долгих наблюдений за Солнцем, но вавилонские астрономы отличались терпеливостью.

Тысячелетием позже древнегреческие ученые, ознакомившись с вавилонской системой, решили избавиться от сложных вычислений и отказаться от сезонных часов, но недостатки такой системы снова дали о себе знать, и предпочтение вновь было отдано солнечным часам, учитывающим наступление различных времен года.

Это интересно: а вы знали, что в Древней Греции изобрели первый в мире будильник?

Стимулом к изобретению механических часов стала необходимость точно знать время утренней и вечерней службы. Первые механические часы были сконструированы в конце 10-го века – начале 11-го в Европе (точная дата неизвестна, однако есть предположения что часы были изготовлены в 996 году монахом Гербертом в немецком городе Магдебург). В течение последующих нескольких столетий часы появляются в крупных городах Европы.


Самые старые работающие часы той эпохи находятся в Солсберийском соборе в Англии

Прогресс не стоял на месте – в 15 веке началась эра часов, которые могли поместиться в жилую комнату, а столетием позже появились и первые настольные часы. Важно понимать, что подобные часы имели только часовую стрелку: деление часа на 60 равных отрезков произошло позже. Часовые механизмы долгое время оставались довольно редким явлением, которые были даже не во всех городах, не говоря уже о поселках и деревушках. Поэтому большинство людей, как и тысячелетия назад, договаривались о встрече, ориентируясь на движение Солнца.

— Предлагаю встретиться в то время, когда Солнце будет находиться прямо над городским храмом,- возможно, такие разговоры мы бы услышали, пройдясь по улочкам средневекового города.

Но что делать, если нужно было встать к определенному времени? Несмотря на патент механизма будильника в 1847 году, прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем он прочно закрепился в нашей жизни. Поэтому, чтобы не проспать, люди пользовались старинными методами: оставляли на ночь сосуд, куда стекала вода, и в определенный момент под тяжестью воды сосуд переворачивался и издавал шум (возможен вариант с тлеющей нитью). Те, кто жили в городах, также полагались на звон колоколов в церквях (чуть позже, с появлением первых фабрик, рабочих, например, будили гудком или свистком) или же договаривались с окружающими, чтобы их разбудили. В некоторых городах даже существовала профессия «будильщика». Люди в сельской местности заводили петухов или оставляли открытыми окна на восточной стороне, чтобы быть разбуженными первыми солнечными лучами. А одна из версий утверждает, что перед сном люди, которым нужно рано встать, выпивали много воды – под утро естественная потребность организма помогла их разбудить.

В 1675 году был запатентован механизм карманных часов, которые быстро распространились по Европе и стали символом статуса и богатства. Несколько позже появились знакомые нам наручные часы. Но широкое распространение они получили только в начале 20 века, когда с ускорением ритма жизни появилась потребность всегда знать точное время.

Это интересно: примечательно, что наручные часы изначально предназначались как аксессуар для женщин, и ни один мужчина ни за что не стал бы их носить на руке. Но оказалось, что часы на руке были незаменимым инструментом во время боевых действий. К концу 19 века все офицеры стали носить на руке часы – они были всегда на видном месте, не могли потеряться. С тех пор мода наручные часы являются незаменимым атрибутом не только женщин, но и мужчин.

Иллюстрация: bigstockphoto | Imagemaxinc

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Я все время ношу наручные часы и чувствую себя очень не уютно, когда не могу посмотртеть время. Контролирую когда и куда надо прийти, что сделать. Сколько уже затрачено на какой то процесс времени. Хоть и есть такая поговорка, что счастливые часов не наблюдают, но даже во время отдыха постоянно с часами.

А как в старые времена люди обходились без точного контроля времени? А ведь и тогда люди могли достаточно точно определять время, лишь с небольшой погрешностью.

Гномон - солнце светит, время известно

До того, как механические часы получили широкое распространение, время определяли при помощи солнечных часов. Это устройство имело три детали: гномон, то есть элемент, отбрасывающий тень, циферблат, на которой эта тень попадает, и еще одна, условная деталь - непосредственно солнышко, которое и «заводит» эти самые часы.



На циферблат нанесены линии, а гномон имеет величину и форму, для расчёта которой используются географические координаты. То есть каждые солнечные часы создаются для определённой местности. Их изготовление - кропотливый и сложный процесс, требующий знаний, умений. Потому такие устройства стоили недешево.

На Руси поступали проще: наши предки просто вкапывали в землю высокий шест, который и отбрасывал тень. Наблюдая за величиной тени, можно было определить время. Конечно, это не был идеальный способ. Но сравнивая длины тени, например в полдень, в вечернее время или на рассвете, а также замеряя ее в разное время года, наши предки составляли достаточно чёткий определитель времени.

Всё бы было хорошо, если бы на Руси постоянно светило солнышко. К сожалению, это из области фантастики - дожди, облачность и прочая непогода здесь очень часта. Если добавить особенность северных районов, где солнце не поднимается слишком высоко над горизонтом, отчего и теневые показатели гномона имеют очень большую длину, получается, что солнечные часы нельзя было рассматривать как единственный, точный, круглогодичный вариант.

У нас в Белгороде тоже на улице есть огромные солнечные часы. Как то проходя мимо сравнил со своими наручными - точно показывают солнечные! Вот ведь! буквально до минуты.

Клепсидры, которые крадут воду

Вид часов, которые не зависят от солнечного света - водяные. Называются они клепсидра. Если разобрать это слово на части, а состоит оно из klepto - скрывать и hydor - вода, то понятно, что в переводе с греческого но означает не что иное, как «похититель воды». Простейшая клепсидра представляет собой два сосуда, установленных на различных уровнях. В верхнем есть отверстие, через которое вода по капле попадает в нижний. Время определяли при помощи наблюдения за тем, как понижается уровень воды в верхнем сосуде, либо - как поднимается в нижнем. Есть версия, что отсюда произошло выражение «течение времени».



Клепсидра


Поскольку на скорость движения воды влияет давление в сосуде, то ёмкость стали делать в виде усеченного конуса. По строению клепсидра имеет преимущество перед солнечными часами, поскольку система сообщающихся сосудов может быть доведена до совершенства. Их можно использовать в любое время суток, они определяют время более точно.


Современные водяные часы.

Но использовать их можно только в том случае, когда вода находится в жидком состоянии. Увы, на Руси часто бывают морозы, и она могла просто замерзнуть. Широкого распространения среди населения такие конструкции не нашли, использовались они в основном при проведении церковных обрядов и назывались при этом «гидрология».

Петухи, жаворонки и цветочки для бедноты

Часы на Руси долгое время были предметом роскоши. Простые люди использовали свои собственные методы, позволяющие обходиться без сложных механизмов. Наши предки были наблюдательны, природные процессы не были для них тайной.



Например, птицы. Понятно, что будильником в стародавние времена (да во многих деревнях и поныне) был петух, которой кукарекал три раза за ночь: в первый раз после полуночи, затем в два часа пополуночи, и в последний раз рано утром, примерно в начале пятого. Иволга, жаворонок, воробей - эти птахи тоже просыпались и начинали свои песнопения в определенное время. Надо было лишь понаблюдать, прислушаться к советам стариков и запомнить время.

Как известно, жaвoрoнки нaчинaют пeть в 2 чaсa нoчи, ивoлгa в 3 чaсa, a вoрoбьи прoсыпaются лишь в 6 чaсoв yтрa. Главными же "часами" в старину был петух. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз — в 2 часа ночи, третий раз — в пятом часу утра.

Крестьяне вели наблюдение за цветами, поскольку те, повернувшись к солнцу, распускаются и закрываются в строго определенное время. Жизнeнный цикл мнoгих рaстeний и живoтных сooтнoсится сo врeмeнeм сyтoк. Цвeтки рaзных рaстeний рaскрывaются и зaкрывaются в рaзнoe, при этoм oпрeдeлённoe врeмя. Бoльшинствo цвeтoв рaспyскaются yтрoм и зaкрывaются вeчeрoм, нo eсть и тaкиe, кoтoрыe зaкрывaются и рaскрывaются в сeрeдинe дня или нoчью. Oснoвывaясь нa этoм принципe, в свoё врeмя Кaрл Линнeй придyмaл и сoздaл цвeтoчныe чaсы, кoтoрыe «рaбoтaли» с трёх чaсoв yтрa дo пoлyнoчи. Глядя нa них, мoжнo былo oпрeдeлять врeмя сyтoк с тoчнoстью дo 30 минyт.

Ну и, конечно, само солнце. Славяне делили сутки на день и ночь, ориентируясь на движение небесного светила. Серединой дня был полдень, когда солнце находилось в самой высокой точке. Чем позднее, тем длиннее тени от предметов.



В древности не было электричества, освещать избы было нечем. Да, были свечи, но жечь их постоянно было экономически невыгодно. Потому как только солнце садилось, дома накрывала тьма - можно ложиться спать с чистой совестью. Кроме того, наши предки не нуждались в четком определении времени, в минутах, секундах. Для чего? Рассветает - можно идти в поля, работа - до заката, в сумерках возвращаются в деревню. Пастухи, например, измеряли тень от дерева при помощи лаптей, надетых на ноги. Тень достигла семи лаптей - можно собирать стадо и вести домой.

Интересен процесс замены временных понятий пространственными, например: « -Далеко ли эта деревня? - Да, далековато, два дня ходьбы». Отрезок, которое можно было пройти за один день, называли днище.

Четкие биологические часы

О биологических часах сегодня знают все, так называется внутренний циркадный ритм. Для его формирования требуются годы, с его помощью формируется все биологические процессы человеческого организма. Мы испытываем голод, значит, подошло время обеда, к которому мы привыкли. Нам хочется спать - можно посмотреть на часы убедиться, что уже полночь (час ночи, два и так далее), в зависимости от привычки.


Художник К.Маковский. Крестьянский обед во время жатвы.


Наши предки жили по строгому распорядку. Крестьянка знала, что ей не нужно звать мужа к обеду. Он приходил сам, либо уже ждал жену в поле, поскольку тяжелая работа и привычка делали свое дело, и аппетит разыгрывался очень сильно.

Размеренность, монотонность, свойственные жизни на Руси, следование определенному распорядку, отсутствие искусственного освещения делали ориентировку во времени простой и отчасти условной.


Цветы распускаются и закрываются в определенное время.


Часовые мастерские стали развиваться в России в 18 веке. Это событие ознаменовалось открытием «Часового двора» в Москве. А сегодня часами невозможно удивить даже детсадовца - настолько привычным, недорогим и повсеместно распространенным стал этот предмет.

источники

Часов, как таковых, на Руси не было очень долгое время. Первые солнечные часы появились только в XV веке. Да и те были такой роскошью, что поначалу ее могла себе позволить только знать. При этом и простой народ жил по распорядку и вполне адекватно ориентировался в сутках.

Природные мерила

Самым главным параметром для определения времени являлось движение солнца на небосклоне. Сутки абсолютно естественно делились русичами на дневное и ночное время по моменту заката/восхода солнца. Когда светило находилось в самой высокой точке, любой понимал, что наступил полдень. Чем длиннее становились отбрасываемые разными предметами тени, тем сильнее день клонился к вечеру.

Помимо положения солнышка на небе ориентиром для жителей Руси были и естественные процессы в природе.

Так, русские крестьяне нередко определяли время суток по пению птиц. Как известно, жaвoрoнки нaчинaют пeть в 2 чaсa нoчи, ивoлгa в 3 чaсa, a вoрoбьи прoсыпaются лишь в 6 чaсoв yтрa.

Главными же "часами" в старину был петух. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз - в 2 часа ночи, третий раз - в пятом часу утра.

Летом могли определять время по цветам. Так, цвeтки рaзных рaстeний рaскрывaются и зaкрывaются в рaзнoe, при этoм oпрeдeлённoe врeмя.

Ко сну отходили, когда светило садилось и в помещении становилось темно. Так делали не только потому, что вставать на следующее утро нужно было очень рано, но и из соображений экономии. Укладываясь спать в 9-10 часов вечера, можно было экономить свечи, а это немаловажный фактор.

Для такого времяисчисления вполне естественным было то, что никто не измерял и не определял время с точностью до минуты. Были приблизительные ориентиры для разных событий: «на рассвете выйдем в поле», «на закате закончим такие-то работы», «в сумерки» и т.д.

Свои собственные часы

Несмотря на то, что дневное время с приходом зимы сокращалось, а ночное увеличивалось, люди прекрасно ориентировались и по своим «внутренним», биологическим часам (циркадному ритму). Этот механизм вырабатывается годами и определяет все биологические процессы в организме: появление чувства голода в определенное время; сонливость вечером, когда пора ложиться спать, и другие процессы.

Хозяйке на Руси не нужно было наводить будильник на 14:00, чтобы позвать семью к обеденному столу. К этому моменту после тяжелой работы в поле у крестьянина и так просыпался зверский аппетит, поэтому он вовремя приходил к обеду (или жена приносила ему пищу в поле). Жизнь на Руси была достаточно размеренной, подчиненной «раз и навсегда» заданному образцу, поэтому ориентироваться во времени было достаточно просто.

Считать предметы мы умеем с 1 класса. Это очень просто - один, два, три... Измерить расстояние тоже несложно. А как и чем измерять время? Самыми древними «часами», которые никогда не останавлива­лись и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день - не очень точ­ные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблю­дения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появ­лялся Сириус, в Египте отмечали наступление нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени - год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней. Но год слишком уж большая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство (посев, выращивание, сбор урожая), нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или, по-другому, месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуние).

Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в Древнем мире умели определять время!

А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота - день Сатурна;

воскресенье - день Солнца;

понедельник - день Луны;

вторник - день Марса;

среда - день Меркурия;

четверг - день Юпитера;

пятница - день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты Солнечной си­стемы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9,10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

Итак, самое сложное - найти мерки времени - было сделано уже в Древнем мире. Этими мерками пользуются и по сей день. Только на­зывают их по-разному. На Руси названия дней недели произошли от по­рядкового номера дня:

понедельник - по неделе, день, начинающий неделю;

вторник - второй день;

среда - середина недели;

четверг - четвертый день;

пятница - пятый день;

суббота, воскресенье - эти названия взяты из церковного словаря.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

«Начальная школа», 2004, № 6

Тема: Время от 0 часов до 24 часов.

Цели: учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей време­ни - секундой; совершенствовать вычислительные навыки, уме­ние решать задачи и уравнения; воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новой единицей времени - секундой; научатся решать задачи на опре­деление начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Логические задачи

Игорь на 4 года старше своего брата Алексея и на 5 лет млад­ше своей сестры Маши. Если сложить возраст всех троих, то получится 31 год. Сколько лет Игорю? (10лет.)

Ирина старше своей сестры Надежды ровно в 3 раза. Сколь­ко лет каждой из сестер, если половина их суммарного воз­раста - 12 лет? (6 и 18лет.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает задачи.)

Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?

Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до шко­лы и подготовиться к урокам?

Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начи­наются уроки?

Чем похожи задачи? Чем они отличаются?

Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

№231 (с. 49). (Устное выполнение.)

№232 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

1) Решение: 12 ч 30 мин - 10 ч = 2 ч 30 мин. Ответ: экскурсия продолжалась 2 ч 30 мин.

2) Решение: 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин. Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин. №234 (с. 49).

Прочитайте.

Сколько часов в сутках?

Как найти третью часть суток? (24: 3 = 8 (ч).)

Что такое половина суток? Как ее найти? (Это вторая часть суток: 24:2= 12 (ч).)

Как найти четверть часа? (1 ч = 60мин, 60:4 = 15(мин).)

- Как найти четверть года? (1год=365сут., 365:4 = 91 сут. 6ч.)

№235 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)

Ответы: 2 мм, 10 мм 2 .

V. Физкультминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания вправо и влево.)

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять - (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять - (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь - (Шаги на месте. )

Чтоб луна светила всем. (Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с единицей времени - секундой

(Учитель показывает часы.)

Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? (Три.)

- Назовите их. (Часовая, минутная и секундная.)

Понаблюдайте, как они движутся. (Часовая почти не сдви­нулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)

- За какое время минутная стрелка проходит одно деление? (За 1 мин.)

А что сделала за это время секундная стрелка? (Прошла 60 делений.)

- Какой можно сделать вывод? (В 1 мин 60с.) (Запись на доске и в тетрадях.)

1 мин = 60 с

На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время. А как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)

- Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин. А сколько это секунд?(Учитель показывает секундомер.) Секундную стрелку можно остановить.

Работа по учебнику

Прочитайте теоретический материал на с. 50.

Правильное ли соотношение мы вывели?

№239 (с. 50). (Устное выполнение.)

№240 (с. 50). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

№241 (с. 50).

- Прочитайте задачу.

Больше или меньше снимков сделает камера? (Больше.)

Во сколько раз? (10: 2 = 5 (р.).)

Сколько снимков сделает камера за 10 с? (32 . (10: 2) = = 160 (с.).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учеб­ник, с. 49, 50). Проверка.) Ответы С. 49: в 13 ч. С. 50: 12 с, 6 с.

VIII. Подведение итогов урока

В каких единицах измеряют время?

Сколько секунд в 1 мин?

Домашнее задание

Учебник: № 243-245 (с. 50).

Тема: Единицы времени. Век.

Цели: познакомить с единицей времени - веком; обобщить исистематизировать знания о единицах времени; составить таб­лицу единиц времени.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с едини­цей времени - веком; научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать ана­логии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам

(Карточки получают учащиеся, хорошо освоившие тему.)

Реши задачу.

Василий пришел домой после школы в 2 ч 35 мин. Ему пона­добилось 10 мин, чтобы переодеться и умыться, 25 мин - чтобы пообедать, 1 ч 45 мин он затратил на приготовление домашне­го задания, 25 мин - на уборку комнаты и 30 мин - на дорогу до Дома юного техника, в котором он занимается моделирова­нием. Во сколько начинаются занятия по моделированию, если Василий опоздал на них на 25 мин? (В 5 ч 25мин.)

2. Фронтальная работа

Вставьте нужные единицы времени.

Оля прочитала 100 слов за 1 ... (мин).

Осенние каникулы длятся 1 ... (нед.).

Летние каникулы длятся 3 ... (мес).

Вова уехал в лагерь на 18 ... (сут.).

Волк может прожить 15-20 ... (лет).

Решите задачи.

Лена вышла гулять в 13 ч, а пришла домой в 14 ч 20 мин. Сколько времени гуляла Лена? (1ч 20мин.)

Дорога от дома да кинотеатра у Вовы занимает 25 мин. Во сколько он должен выйти из дома, чтобы встретиться у кинотеатра с другом в 11ч? (В 10 ч 35мин.) .

Расстояние между двумя городами поезд проходит за 2 ч 27 мин. Во сколько он вышел из одного города, если прибыл в другой город в 20 ч? (В 17ч 32мин.)

Вычислите.

Во сколько раз 1 мес. меньше, чем 1 год? (В 12раз.)

На сколько дней 1 мес. меньше, чем 1 год? (На 335 или 336 дней.)

Сколько часов в 1 нед.? (168ч.);

Урок длится 40 мин. Сколько это секунд? (2400с.)