Как животные в лесу готовятся к зиме. Беседа в детском саду: Как зимуют дикие животные

Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей с ОНР в подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"


Автор: Фомина Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 21", г. Снежинска Челябинской области
Описание работы: Предлагаю конспект НОД с детьми подготовительной группы "Дикие животные зимой". Данная разработка будет интересна педагогам коррекционных дошкольных учреждений, которые работают с детьми с нарушениями речи.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Уметь различать хищных и травоядных животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
Активизировать словарь по данной теме
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: - Сядет тот, кто правильно ответит.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу

Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем ле¬су, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зи¬мой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых вет¬вей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще ста¬новится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло
Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Воспитатель: - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос?
Дети: - Это лиса
Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Послушайте еще один голос.
Воспитатель: - Кто это?
Дети:- Волк.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель: - Жилище у бобров называется так интересно - хатка

Воспитатель: - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель: - А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
Воспитатель: - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель: - Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

Физминутка.

Воспитатель: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель: - А почему?
Воспитатель: - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель: - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?
Воспитатель: - И сейчас я вам предлагаю собрать картинки.
Воспитатель: - Давайте расселим ваших животных по домам.
Воспитатель: - Где живет волк?
Дети:- В логове
Воспитатель: - С кем он живет?
Дети:- С волчатами.
(по каждому животному)Воспитатель:- О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
-Назовите жилище диких животных?
- Что интересного вы еще узнали?

Надежда Личман

Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:

Расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;

Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось) и их детёнышей);

Продолжать работу над развитием словарного запаса;

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным;

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

Продолжать формировать эмоциональный настрой детей;

Развивать интерес детей к жизни диких животных, подвести к пониманию, что всё природное окружение нужно беречь, заботиться о нём;

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты.

Образовательные области развития:

Физическое развитие;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Методы обучения:

Словесный;

Наглядный;

Практический

Формы работы:

беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, рассматривание картинок, игровые упражнения, задания, вопросы к детям.

Ход образовательной деятельности

Мотивация

Дети заходят в группу.

Воспитатель: вот и настало время, когда мы с вами собрались вместе. Смотрю я на вас и вижу, у вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, день становится ярче, а на душе теплей. Улыбнитесь друг другу. Подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами будем беседовать, играть. Мы будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь».

За ваши ответы «красавица Зима» приготовила вам сюрпризы.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения:

«Белые шапки на белых берёзах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза,

По белому лесу на лыжах бегу».

(Иван Суриков «Четыре цвета года (белый)»)

О каком времени года этот отрывок из стихотворения? (О зиме)

Совместная деятельность взрослого и детей.

Подберите к слову зима признаки, подставляя вопрос «какая?».

Зима (какая (морозная, холодная, белая, снежная, суровая).

Мороз (какой (жгучий, сильный, трескучий, колючий).

Снег (какой (блестящий, сверкающий, скрипучий, белый, сыпучий, чистый, холодный, пушистый, мокрый, мягкий, глубокий, липкий).

Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, нам нужно отгадать загадки, выставляем картинку с отгадкой на доску (дикого животного). Слушаем внимательно.

Проворная зверушка

Живёт в дупле-избушке.

У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки. (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Любит груши и мёд,

Сладкоежкою слывёт.

А ещё могу сказать,

Очень любит он поспать. (Медведь)

О чём мы сегодня будем беседовать?

(О диких животных.)


Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)

Игра «Кого не стало?»

Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова (картинки на доске). Кто это? (Белка, заяц, ёж, волк, лиса, медведь.)

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сама убирает картинку.

Кто убежал? (Волк). Опишите волка, волк какой? (Сильный, крупный., злой, голодный, зубастый, серый.)

Кто спрятался? (Лиса). Опишите лису. Лиса какая? (Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая, красивая, осторожная, лукавая.)

Кто пропал? (Медведь) Опишите медведя, медведь какой?

(Огромный, косолапый, неуклюжий, мохнатый, могучий, бурый, косматый, неповоротливый)

Кто убежал? (Ёж) Опишите ежа. Ёж какой? (Маленький, серый, колючий, умный, сердитый, осторожный).

Кто спрятался? (Белка) Опишите белку. Белка какая? (Ловкая, юркая, красивая, шустрая, проворная, чудесная, грациозная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, пушистая).

Кого не стало? (Зайца) Опишите зайца. Заяц какой? (Беленький, пушистый, быстроногий, длинноухий, косой, трусливый, осторожный, пугливый).

А теперь, ребята, расскажите о том, как готовятся и зимуют дикие животные.

Белка и заяц.

Что общего в подготовке к зиме у этих животных?

Меняют окраску меха – заяц: серую на белую; белка – рыжую на серую.

В чём разница? Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет домика, живёт под кустиком.

Волк и лиса.

Готовятся ли эти животные к зиме? Нет!

Почему? Они хищники. Сильные ноги и острые зубы помогут пережить зиму.

Чем они питаются зимой? Лиса мышами-полёвками, ловит птиц, зайцев, и курей может стащить в деревне. Волки охотятся на зайцев, могут утащить овечку, напасть на телёнка.

Медведь и ёж.

Как готовятся к зиме эти животные? Усиленно питаются, чтобы накопить жирку на долгую зиму.

Как они проводят зиму? Медведь устилает берлогу листьями, мхом, хвоей и укладывается спать в свою мягкую постель.

Когда настанут холода ёж заберётся в свою тёплую и уютную норку и крепко проспит до весны.

Знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят?

(Воспитатель показывает картинку барсука).

А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Отгадайте загадку и вы узнаете это животное.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Почему трудно лосю зимой? (Не охотится, он травоядное животное).

Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)

Правильно! Заповедник.

Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.

Как называют такого человека?

Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую сибирскую зиму.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.

Выходим на середину комнаты и строимся друг за другом.

Предлагаю вам, ребята

Я пробраться в зимний лес. Обычная ходьба.

Там ещё не спят зверята, Ходьба с высоким подниманием колен

Там сугробы до небес

Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки

И мороз такой колючий.

От мороза убежим скорее Лёгкий бег,

Наши ноженьки согреем. мягкие пружинки

Отдохнули. Тихо садимся на свои места и продолжаем наше общение.




Самостоятельная деятельность детей.

Ребята, подумайте и скажите, кто, чем питается?

На доске картинки: морковка, капуста,; орехи, грибы; малина мёд; трава, куры, зайцы. Нужно поставить картинки к соответствующему зверю и сказать, например: «Заяц любит морковку, капусту».



А теперь, ребята, поиграем в игру «Найди пару».

Вы будете работать группами по три человека. У каждой группы несколько пар картинок (взрослые звери и детёныши). Вы должны разобрать картинки по парам. (Работа детей).

У меня есть интересная картина. Игра «Назови жилище».

На ватмане в левой стороне сверху вниз приклеены картинки диких

животных, а на правой стороне приклеены картинки с жилищами зверей. Ребёнок протягивает ленточку от жилища к дикому животному и говорит: «В дупле живёт белка. Под кустом живёт заяц и т. д.».



А вот этот «чудесный мешочек» прислала вам красавица Зима.

Нужно на ощупь определить зверя (игрушку, назвать его и вытащить

из мешочка. За правильный ответ ребёнок открывает изображение снежинки с определённой буквой.

Должно открыться слово: МОЛОДЦЫ!

Рефлексия.

С какими дикими животными мы с вами встретились?

Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?

Что вам больше всего запомнилось?

Что было самым интересным?

Появляется волшебный сундучок с угощением.

Ребята, это Зимушка – красавица угощает вас за ваши хорошие знания.

Спасибо за внимание, друзья!

Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой

Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Ребята, сейчас я буду описывать животных, а вы должны будете отгадать о ком я говорю.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу

Воспитатель:- Почему их называют дикие животные?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Животные - это часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло


Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.


Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.


Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - А что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

Юлия Богер
Беседа в старшей группе «Звери зимой»

Тема : «Звери зимой »

Цель :

Расширять знания детей животном мире, повадках животных, их особенностях, показать обычных животных, но имеющих интересные особенности.

Задачи :

образовательные : закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц , способами их приспособления;

обучающие : развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки : умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

воспитательные : воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Материал :

плакат с изображением «следов» лесных зверей ; плакат с изображением диких животных, цветовые модели (соответствующие звери ) .

Предварительная работа :

чтение рассказов и стихотворений о зиме; рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних загадок, беседа о приметах зимнего периода; наблюдение за снегом; беседа , диких животных и птиц в зимний период;

Ход беседы : Послушайте загадку и отгадайте ее :

Когда повяли все цветы

Мы прилетели с высоты

Мы прилетели на поля

Чтоб стала белая земля. (Снег)

Правильно это снег. А какому времени года характерно это явление?

Посмотрите на календарь, с какого числа установилась зима? Учёные считают, что зима устанавливается с 22 декабря. В этот день солнце находится очень низко над горизонтом, день длится всего 7 часов. Сегодня мы отправимся в зимний лес. Будем наблюдать жизнь этого морозного края. В лесу полная тишина. И мы свами будем ходить тихо, тихо, чтобы не нарушить зимнего глубокого сна. кажется, что в лесу все спят, нет никого, нет ничего живого. Но это не так. А вот как, мы это сегодня и выясним.

Каких зимних лесных обитателей вы знаете? (заяц, волк, лиса, медведь, белка, лось, барсук)

А вы знаете,что каждый из них приспосабливается к зиме по своему и внешне и внутреннее? Зимой , меж деревьев мы можем даже не заметить. Единственное что подскажет нам о их существовании-это следы. Посмотрите, как много следов в лесу на снегу, их много даже там куда казалось бы зима не могла впустить ни человека ни птицу ни животное. Вот по этим то следам мы будем в лесу ориентироваться и определять кто какой след оставил.

Отгадайте ка загадку :

В гору бегом с горы кувырком? (заяц)

Зайцы бывают беляки и русаки. В наших лесах живут-русаки. У зайцев очень крепкие ноги, когда он бежит, то передние ноги сзади, а задние спереди. Бегают зайцы во много раз быстрее лис, волков. На зиму зайцы линяют, т. е. меняют шерсть, она становиться у них белого цвета. Зимой зайцам хорошо , они совсем не видны на фоне белого снега, а вот осенью зайцам приходится очень тяжело, линять они начинают до того как выпал снег и ему очень трудно белому спрятаться в темном осеннем лесу. В такую пору заяц нередко становится добычей лисы или волка. Заяц охотится ночью, а днем спит.

В народе говорят : Зайца кормят ноги.

А чем же он питается? (корой деревьев, особенно осин)

Днем зайка отлежится в ямке, а ночью выходит, где достанется ему кора, а если он в поле, то раскопает снег и достает себе озимые с посевы, которые уже взошли. В зимнюю пору зайцы приносят огромный вред, садоводам, они едят кору и тем самым портят дерево. И когда деревья наливаются жизнью, это дерево либо болеет, либо вообще погибает. В это время у зайчихи появляются зайчата. Они рождаются здоровыми, маленькими, пушистыми, не слепыми. Зайчиха накормит их своим жирным молоком и исчезает, чтобы волк или лисица не нашли ее вместе с зайчонком по запаху. Ведь от зайчихи отдает спец. Запахом, по которому она себя может легко обнаружить себя. А зайчонок еще ни чем не пахнет. Вот и бросает своего малыша зайчиха ради его же спасения. Этого маленького зайчонка всегда накормит другая зайчиха, которая будет пробегать мимо и увидит его. Молоко у зайчихи жирное, зайчонку хватает на долго, после 6-7 кормлений зайчонок становится самостоятельным. Вот идем дальше по лесу и видим :

«Рыжая хозяйка из леса пришла

Всех кур пересчитала, и одну с собой унесла»

Следующая наша попутчица- лиса. Шерсть у лисы к зиме становится грязно рыжей, лапки обрастают шерстью, чтобы зимой не замерзнуть .

А чем питается лиса?

Мышами, зайцами

Да, лиса может поймать и зайца, но заяц тоже хитер, он умеет так запутать следы, что даже самая хитрющая лисица не сможет найти его. А вот мышами лиса лакомится чаще. Она достает их из нор из под снега. В это время и у лисицы появляются лисята. Мать начинает учить их, как добывать пищу, как хитрить. У лисы очень красивый мех. Лису носят на себе девушки зимой как украшение .

«Сероватый, зубоватый

По лесам рыщет,

Телят, ягнят ищет»

Да, мы видим еще одного грозного обитателя леса- волка. На какое домашнее животное похож волк?

На собаку - овчарку

Летом волку хорошо, добычи много, летом в лесу жизнь кипит, а вот зимой среди такой тишины попробуй - ка учуй зайца или другую добычу. Кроме того снег глубокий, волку тяжело ходить, а уж за добычей гнаться – и подавно. Поэтому чтобы было легче поймать редкую добычу, волки живут стаями по 10 – 12 волков. Эти голодные стаи рыщут по лесу, и не дай – Бог, кому ни будь попасться на их пути. Разорвут в клочья. Но как бы, не страшны волки, они приносят огромную пользу. Волки санитары леса, зимой они могут догнать только, слабых, а слабые значит больные. Больных волки съедают, а остальные остаются здоровые, быстрые, ловкие.

Вот и мы с вами давайте притаимся, что бы волки на нас случайно не напали. Оглянемся, вокруг никого, только вьюга воет в вышине, морозный воздух заходит в грудь, а вот взгляните вверх, кто там скачет с сосны на сосну, с веточки на веточку. Кто же это быстрая шалунья?

Это белка.

Что вы знаете о жизни белки?Чтоони едят (грибы сушоные,шишки,орехи,ягоды)

Белка это самый ценный пушной мех-зверь . На зиму белка линяет, она становится серой. А летом, какого цвета шерсть у белки? (рыжая)

Белка попрыгунья она может прыгнуть в длину 4-5 метров. Зимой белочку совсем не видно. Она серая и ствол сосны тоже серый, поэтому ей легко скрыться. Где живет белка? В дупле старом , где раньше жил дятел.

Если белочка не найдет дупло по осени, то она строит гнездо. Она большая мастерица. Белка запасает на зиму корм. В лютый мороз белка сидит, а дупле. А когда станет немного теплее выходит из дупла и ищет свои запасы. Вот копает под снегом лапками. Вытащила желудь,гриб,полакомилась,закапала и дальше побежала. Бывает, что белкины запасы уже кто-нибудь съел. Например, сойка. Но белка не унывает, у нее много запасено. Все равно на зиму хватит. А и сойкам тоже питаться надо. Это лютое время у белки появляются бельчата,5-6 штук. Они слепые, беспомощные. Долго белка обхаживает их. Иногда 1.5 года. Но у белки есть свои враги. Это рысь, хитрая хищница,похожвя на кошку, только больше по размеру. Рысь вступает в борьбу даже с волком и нередко побеждает. (картина соболя)

Ну а кто узнал этого зверька ?

Соболь –хищник, он меньше кошки, его мех очень ценится. В наших лесах было очень много соболей, но их истребили, сейчас охота на соболей запрещена. Соболь занесен в красную книгу. Сейчас есть заповедники, фермы, где соболей разводят в неволе. У соболей рождается 3-4 малыша. Они беспомощные, слепые. Соболиха, как и белка долго кормит своих детенышей.

Ребята а каких вы знаете животных, которые впадают в спячку?

Медведь, барсук, ёж.

- Ёж поздней осенью делает гнездо, носит в него запасы. Если до наступления зимы ёж не успел лечь в спячку, то он погибает. Всю зиму ежи спят, ранней весной они справляют свадьбу. Позже появляется потомство,у ежат нет иголок. Вместо иголок у них ``пушистые иголки`` совсем не колючие. Только когда ёж взрослеет, иголки у него грубеют и становятся его надёжной защитой.

Медведи поздней осенью залегают в спячку. Медведь-большое животное. Рост- 2.5- 3 метра, вес- 300 кг, они быстро бегают, лазают по деревьям, известно, что медведи большие сластёны. За лето медведь накапливает много жира и спит всю зиму. В феврале у медведя рождаются медвежата. Они по 500 гр., маленькие, беспомощные.

Какие животные ещё спят зимой ?

Да, но когда оттепель они просыпаются, кормятся, а когда непогода и мороз- вновь ложатся в спячку.

Тихо, тихо кажется мы слышим шаги хозяина нашего сибирского леса. Да, это он. Кто же это?

Лоси - огромные красивейшие копытные, их рост достигает 2,5м, а вес- 650 кг. У лося на голове есть рога. Кто видел такие рога? Может у кого-то дома есть? У лося стройные, сильные ноги, поэтому лось везде может пройти. На лосиных фермах доят лосих. Молоко лосих жирное- 6% жиру, оно питательное, целебное. В зимние времена трудно приходится лосям. У них тоже есть свои враги. Это волки, рыси. Им приходится охраняться. Человек должен помогать животным, лесники и ставят в лесу сено, кормушку с солью. Эти места называются, `лесными столовыми` `Ещё лось и сам питается. Он ест кору молодых осин. Лесники кормят их и салом.

Ребята, все, что мы сегодня видели в безмолвном зимнем крае надо охранять, надо помогать всему живому. Мы знаем такие слова`` Охранять природу-значит охранять родину``

Кто сказал эти слова?

Вот, чем больше мы принесём добра всему живому, тем больше получим прекрасного и такого-же доброго всего живого, тем лучше, пусть на немножко, на капельку но лучше,жить станет всем нам. Всей нашей необъёмной стране.

Как звери в лесу Новый год встречали.

Зима – время больших молчаливых снегов. Прилетают снега всегда неожиданно. Вдруг ночью зашепчутся деревья, зашумят - что-то происходит в лесу таинственное. А утром всё белым-бело, пришла настоящая зима. Лес утонул в невиданных сугробах. Под холодным небом склонили тяжёлые головы белые деревья.

Выпал снег. Все лесные птицы и звери куда-то подевались, скрылись. Время тянется еле-еле. Льдами покрылись реки. Короток стал день. Солнце всё ниже и ниже проходило свой путь над лесом. А тени от деревьев становились всё длиннее и длиннее.

Приближался Новый год. И вот как-то накануне праздника собрались на лесной опушке птицы и звери. Стали они совет держать: как бы им повеселее встретить приход нового года.

Большие снега плотно окутали землю, а с нею спряталось и всё то, чем кормилось зверьё. Голодно и холодно было лесным жителям в ту пору. На носу был праздник, а какое же веселье на пустой желудок? Вот и решили они принести на новогодний стол всё, что было вкусненького припасено. Многие птицы и звери делают осенью вкусные и полезные запасы на зиму.

Белочка орешки кедровые принесла. Сушёных грибочков и яблок ёжик притащил на своих иголках. Тетерев сушёной рябины принёс. Мышка-полёвка зёрнышек разыскала. Зайчата в заброшенном огороде моркови нарыли. Синички прилетели с веточками сушёной малины в клювах. Бурундуки сладких кореньев накопали. Так все понемножку и насобирали целую гору угощений!

Сороки тем временем облюбовали ёлочку на поляне, самую пушистую и зелёную. Огромную двухметровую ёлку белочки нарядили игрушками и гирляндами, которые изготовили заранее. Елка переливалась разноцветными огнями, поблескивала блестящими боками игрушек. Тетерев с неё снег стряс, а зайчата его притоптали своими лапками, чтобы было место для хоровода. Даже снеговика слепили и метлу ему в руки дали, сделанную из берёзовых веточек. Чем не праздничное убранство!

Вот только Михаил Потапович всё не приходил. Наверное, не расслышал спросонья приглашения. Вот и решили звери косолапого ещё раз позвать. Добрались до берлоги, стучали-стучали, так и ушли ни с чем. Очень сладко спит Мишка. Побрели звери на полянку без него, а мороз тем временем всё крепчал!

Подходят они к ёлочке, а на ней нет ни одной игрушки. Стоит ёлочка грустная и без праздничного убранства. Угощение, которое спрятали под ёлочкой, тоже куда-то исчезло. Будто и не было здесь ни кореньев сладких, ни душистой малины. И снеговика тоже кто-то поломал. Ой! Как расстроились зверушки!

А из-за кустов волк и лиса смеются. За животы ухватились и катаются по снегу!

Тут на поляну неожиданно вышел Михаил Потапович. Он увидел, как веселятся разбойники, и как заревёт во всю силу. Испугались волк и лиса! Побросали всё и ну, бегом, пока голова цела!

Обрадовался лесной народ. Собрали все ёлочные украшения, угощения, нарядили ёлочку, слепили нового снеговика и начали встречать долгожданный праздник! А Михаил Потапович принёс с собой бочонок с мёдом. Веселью зверей не было предела! Они и хоровод под ёлочкой водили, и пели, и плясали, и конкурсы устраивали! Так, дружно и весело встретили они Новый год!

А там скоро и день начал прибавляться, солнышко повернуло на лето, морозы стали слабеть. Пришёл рассвет нового года. . .