Как животные в лесу готовятся к зиме. Как животные готовятся к зиме (беседа)

Беседа с учащимися начальной школы «Дай, Джим, на счастье лапу мне»

При разработке классного часа использован материал книги: Все обо всем. Я и моя собака. - М.: Астрель, ACT, 2002.

Цели: познакомить учащихся с информацией о собаках (происхождение, особенности воспитания и различия, способности); помочь осознать, что появление щенков в доме - большая ответственность; воспитание чувства ответственности за тех, «кого приручили».

Ход беседы

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель . «Дай, Джим, на счастье лапу мне» - так обратился когда-то к собаке по кличке Джим русский поэт Сергей Есенин. И посвятил этому псу целое стихотворение.

Во многих семьях живут четвероногие питомцы. В домах, где люди живут дружно и мирно, где царит лад и любовь, - всем тепло и уютно. В таких семьях домашние питомцы становятся членами семьи.

Есть ли домашние питомцы в вашем доме? Назовите их имена.

Дети называют своих домашних животных, их клички.

Учитель . Оказывается, что в домах учащихся нашего класса - очень разные животные нашли себе приют. Но наш разговор сегодня - о собаках. Хочется, чтобы он был полезен и для тех, кто только мечтает об этом четвероногом друге, и для тех, для кого эта мечта уже сбылась.

II. Основная часть.

Помогать мне сегодня будут эксперты - ребята, которые уже имеют достаточный опыт общения с собаками и воспитания их. Думаю, они с радостью поделятся этим опытом. Пожалуй, с помощью экспертов мы узнаем много интересного и полезного.

1. Происхождение собак.

Эксперты (выступают с сообщениями). Все собаки - от карликового пинчера до силача-ротвейлера - произошли от волков. Доказательства происхождения неоспоримы.

Собаки любят много двигаться; волки находятся в движении целый день.

Собакам, как и волкам, нужен вожак. В волчьей стае - это самый сильный и умный волк. Вожак собаки - человек, хозяин.

Если собаку потревожить во время еды, она начинает рычать. То же самое делает волк, если у него отнимают добычу. Такое поведение расценивается учеными как сигнал из прошлых времен, напоминающий о родственной близости с волками.

Скорее всего, предками домашних собак были волки некрупной породы, непохожие на большого, страшного серого зверя, проглотившего Красную Шапочку и ее бабушку. Когда-то в древности эти звери следовали за первобытными людьми - охотниками и собирателями кореньев. Они подбирались к их кострам и похищали остатки добычи.

Дружба между человеком и собакой началась примерно 12000-15000 лет назад. Судя по наскальным изображениям, первые собаки помогали людям охотиться и охранять детей. Полуприрученная собака держалась рядом с человеком, ведь он кормил ее и давал место у огня.

Со временем собака подчинилась человеку. Он стал ее вожаком (подобно вожаку волчьей стаи), обладающим исключительным правом на принятие решения.

Прошло еще несколько тысяч лет, прежде чем собаки-волки превратились в прирученных домашних животных. Понятие «порода» применительно к древним собакам не употребляется.

Начиная со Средневековья человек целенаправленно занимается разведением собак. Именно он определяет, какими качествами должны обладать те или иные породы собак. Так, например, охотничьим собакам необходимо острое обоняние, со- бакам-пастухам - быстрые ноги и умение направлять стадо.

2. Сколько существует пород собак и какие наиболее популярные?

Всего в мире известно около 400 пород собак; 250 из них считаются распространенными. Одновременно много собак можно увидеть на выставках. Они регулярно проводятся во многих городах России. В крупнейших выставках участвуют до 1500-1700 собак самых разных пород.

Какие же собаки наиболее популярны в семьях, какими особенностями они обладают?

Немецкая овчарка. Чистокровные собаки появились на свет исключительно от предков одной и той же породы. Например, к ним относится немецкая овчарка, занимающая вторую позицию в списке самых популярных собак. Среди немецких овчарок есть превосходные няньки и просто друзья малышей. И все же эта собака - не для забавы. Смысл своего существования овчарка видит в работе. Не будет преувеличением сказать, что овчарка вытеснила все другие породы собак из военной, милицейской и хозяйственной служб. Овчарке нельзя сидеть без движения. Подумай, сможешь ли ты дать такой собаке настоящее дело или хотя бы активную дрессировку, участие в соревнованиях, словом - спорт? Два часа прогулок в день - самое меньшее, что нужно этой мощной, крупной, до 65 см в холке, собаке.

Такса - идеальный напарник для игр и развлечений. Она радостно носится повсюду - маленькая, ласковая, но в то же время своенравная собачка. Редкий хозяин устоит перед невинным, преданным взглядом этой хитрющей особы. Воспитывая таксу, нельзя быть уступчивым и покладистым, иначе твоя любимица быстро научится использовать твои «слабости» в своих интересах. Таксы отлично подходят для небольших квартир, но из-за вытянутого тела не приспособлены для восхождений по лестницам.

Фаворитами среди собак считаются дворняжки. Почти каждая вторая собака унаследовала внешность, характер и поведение от разных предков. Популярность дворняжек объясняется легко: они неприхотливы и покладисты.

С пуделем тебе не придется скучать: он всегда полон желания прыгать, резвиться и осваивать новые трюки. Эта собака прямо-таки создана для цирка! В городских условиях удобно содержать маленькие породы пуделей. Их тоже надо часто выгуливать. Ведь пудель не сидит без движения и всегда рад тому, кто хочет поиграть с ним. Густую шерсть необходимо расчесывать каждый день независимо от того, какой это пудель - карликовый (до 35 см в холке), средний (до 45 см в холке) или королевский (55-60 см в холке). Чтобы пудель выглядел ухоженным, почаще води его на стрижку.

Среди терьеров наиболее известен йоркширский терьер. Представьте себе, что лет 15 назад в Шотландии эта миниатюрная собачка, едва достигающая 25 см в холке, использовалась для борьбы против крысиных набегов. Четвероногие малютки с густой шерстью до сих пор считаются отважными собаками. В играх йоркширские терьеры проворны и самоуверенны. Они совсем не похожи на тихих комнатных собачек, день и ночь сидящих в четырех стенах. Резвясь с такой крошкой, будь осторожным и внимательным, чтобы не причинить ей вреда.

Тот, кто хоть раз ощутил на себе взгляд черных кнопочных глаз уэст-хайленд-уайт-терьера, не может остаться к нему равнодушным. Уэст-хайленд-уайт-терьер - как и большинство других терьеров - родом из Англии. Точнее говоря, из Шотландии. Суровый климат сделал его неприхотливым и послушным. Первоначально уэст-хайленд-уайт-терьера использовали как охотничью собаку, но постепенно он стал любимцем семьи, приводящим все вокруг в движение благодаря неугомонному темпераменту. Ласковый и резвый друг, уэст-хайленд-уайт- терьер всегда на страже дома. Его способности как охранной собаки совсем не зависят от размеров и возраста. Даже будучи щенком, он защищает хозяев лаем, рычанием, а если понадобится, то и острыми зубами.

У спаниелей, размером до 40 см в холке, всегда было много поклонников. Коккер-спаниель известен неутолимым желанием резвиться. Он может часами гоняться за палкой и мячом, возвращаться с добычей в зубах, размахивая на бегу разлетающимися в стороны ушами. Уши - краса и гордость спаниеля, а потому их необходимо регулярно расчесывать.

У спаниеля только один недостаток; он очень прожорлив. Нельзя пасовать перед его жалобным, просящим взглядом. Не мешает предупредить и соседей, так как коккер-спаниель не стесняется выпрашивать лакомые кусочки у чужих дверей.

Героиня фильма «Лесси» - пожалуй, самая известная собака породы колли. Несмотря на крупные размеры, до 60 см в холке, колли считается идеальной собакой для семьи, ласковой, преданной, покладистой. Внешность колли - само очарование: изящная форма головы, длинная шелковистая шерсть, не требующая особого ухода (многие владельцы чистят своих колли... пылесосом!).

Десятую строчку среди самых популярных собак занимает неугомонный шпиц. Самые преданные и верные из шпицев - карликовые - имеют всего 22 см в холке.

к) Всех шнауцеров легко узнать по бороде, мохнатым бровям и выразительным глазам. Их шерсть густая и жесткая. В зависимости от размеров шнауцеров разделяют на ризеншнауцеров (до 70 см в холке), миттельшнауцеров (около 50 см в холке) и цвергшнауцеров (30-35 см в холке). Все шнауцеры любят игры с детьми. Они степенны и спокойны, но, почуяв опасность, мгновенно превращаются в отчаянных смельчаков.

Примечание. При рассказе о каждой породе эксперты должны демонстрировать фотографию собаки.

3. О чем нужно подумать, прежде чем завести дома собаку?

Учитель. Собака в доме - не только большая радость, но и серьезная ответственность. Вот почему подходить к решению взять в дом щенка нужно тоже ответственно.

Ответьте на вопросы теста (на каждый вопрос следует ответить: «да» или «нет»):

У моих родителей (у мамы/петы) в детстве была собака.

Мы любим путешествия и приключения, охотно выбираемся на природу.

Дома постоянно кто-то остается, так что наша собака окажется в одиночестве.

Я люблю проводить свободное время на воздухе, даже когда не очень хорошая погода.

Уезжая в отпуск или на каникулы, мы бы непременно взяли собаку с собой.

Если на время нашего отсутствия собака останется дома, она будет окружена вниманием и заботой.

Несмотря на занятия в школе и спортивные увлечения, у меня найдется достаточно времени для собаки.

Я думаю, что собака - товарищ по играм, а не игрушка.

Если хотя бы шесть ответов на вопросы - утвердительные, твоя семья может смело заводить собаку.

4. Что собаке нравится, что не нравится?

Эксперт . Собака очень любит своего хозяина. Есть замечательное произведение: «Синяя птица». Его автор - Морис Метерлинк. Герои этой истории обладают удивительным алмазом, который позволяет увидеть и услышать то, что прежде они не видели и не слышали. Главный герой, мальчик по имени Тиль- тиль благодаря чудесному алмазу слышит своего пса и узнает о том, как тот любит своего хозяина.

Пес . Мое маленькое божество!.. Здравствуй, здравствуй, мое маленькое божество!.. Наконец-то, наконец-то мне можно говорить! Мне столько нужно сказать тебе!.. Напрасно я лаял и вилял хвостом - ты не понимал меня!.. Но теперь!.. Здравствуй! Здравствуй!.. Я люблю тебя... Я люблю тебя!.. Хочешь, я выкину что-нибудь из ряда вон выходящее?.. Хочешь, покажу фокус?.. Хочешь, пройдусь на передних лапах, попляшу на канате?..

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями). Для собаки ее хозяин - пожалуй, главное, что есть у нее в жизни. Собака чувствует, когда тебе грустно: она начинает ласкаться и пытается тебя успокоить. Собака понимает, когда тебе нужны тишина и покой, например, во время выполнения домашнего задания. Она устроится поудобнее где-нибудь поблизости от тебя и подождет, пока ты сделаешь уроки и пойдешь с ней гулять.

Собаке нравится жить в семье. Чем больше людей заботятся о питомце, тем лучше. «Любви никогда не бывает слишком много» - это высказывание справедливо не только для нас, людей, но и для собаки. Когда тебя нет рядом, другие члены семьи накормят, погуляют с ней и приласкают ее. Любой собаке приятно, когда ее чешут за ушками, у шеи, груди и живота.

Собака любит двигаться, лучше всего - весь день, с утра до вечера. Она всегда готова порезвиться, поиграть с мячом, побегать за палкой. Многие обожают плавать и не пропустят ни одного ручья, чтобы не искупаться в нем. Разумеется, имеет смысл разрешать собакам плавать только в тех местах, где это позволено.

Есть вещи, которые собак раздражают. Собака терпеть не может неразбериху. Если сегодня от собаки ожидают одного действия, а завтра в таком же случае - иного, она будет вести себя беспокойно, неуверенно и, что опаснее всего, станет неуправляемой. Собака должна четко понимать, что от нее требуется. Нельзя сегодня запрещать ей делать то, что было разрешено вчера.

Собака не любит, когда ее злят. Нельзя тянуть ее за уши или хвост, бесцеремонно будить или тревожить в минуты сладкой дремоты. Ни в коем случае нельзя донимать собаку за едой у миски: в этом случае даже самая ласковая и воспитанная собака может огрызнуться.

Нужно обращаться со своей собакой так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой. Собака - не игрушка, которую повсюду таскают за собой. Это живое существо, бесконечно преданное человеку и заслуживающее бережного, уважительного отношения и обращения.

5. Как следует воспитывать собаку?

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями).

При воспитании собаки необходимо соблюдать следующие правила:

Начинай воспитывать собаку с раннего возраста, если не хочешь, чтобы взрослая собака делала все что ей вздумается.

В воспитании следует быть последовательным. Терпение - это спокойный голос. Нельзя кричать, раздражаться по каждому пустяку, в противном случае собака превратится в истеричную, несдержанную особь.

Похвала - главное условие воспитания собаки. Никогда не нужно забывать хвалить ее за самую маленькую победу.

Нельзя наказывать щенка поводком. Поводок, как и рука хозяина, не должен вызывать отрицательных эмоций.

Как только щенок появляется в доме, его нужно приучать к аккуратности.

Кормить щенков нужно всегда в одно и то же время в строго отведенном месте. Щенков надо кормить не менее 6 раз в день, небольшими порциями, молодых собак - 3 4 раза в день, взрослых собак (начиная от года) - 2 раза.

Собака не должна получать со стола ни крошки. Хитрая собака мгновенно усваивает трюк: она усаживается возле обеденного стола и взирает на всех несчастными глазами. Через пару минут находится добрая душа, которая кидает псу что-нибудь вкусненькое. Бедная собака! Обычная пища человека для нее слишком соленая, слишком острая, слишком сладкая и, наконец, слишком жирная. Есть только одно средство противостоять обжорству попрошайки: проявить твердость и не давать ни крошки! Скоро собака потеряет интерес к трапезе хозяев и удалится. Четвероногому питомцу будет легче отказаться от попрошайничества со стола, если кормить его до того, как хозяева сядут есть.

Есть породы собак более или менее миролюбивые. Но к какой бы породе ни принадлежал ваш пес, не забывайте, что очень важно, в какой атмосфере он воспитывался. Даже самую добродушную собаку можно превратить в злую грубостью и жестокостью.

6. Как понять, о чем думает собака?

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями). Многие породы собак обладают выразительной мимикой. Некоторые могут собирать морду в складки (например, таксы). Но есть и другие общие для собак признаки, позволяющие понять собаку:

Уши торчком, хвост поднят, шерсть дыбом - пес занял угрожающую позицию. Если к тому же оскалена пасть, значит, собака не на шутку раздражена.

Уши плотно прижаты к голове, хвост опущен - это признаки страха. Человеку нужно быть осторожным: находясь в та

ком состоянии, пес может наброситься и укусить без видимых причин.

Если хвост приподнят вверх и медленно раскачивается туда-сюда, значит, собака чувствует себя неуверенно и не знает, как себя вести.

~г Собака лает и машет хвостом - это сообщение о возможной опасности.

Если лай переходит в рычание, значит, собака не хочет, чтобы незнакомец приближался.

Если собака принадлежит к породе со стоячими ушами (овчарки, доги, боксеры), по положению ушей хозяин может определить ее настроение: уши стоят прямо - собака сосредоточена, ничего не ускользнет от ее внимания; уши торчком - последнее предупреждение; уши, заведенные назад - признак неуверенности.

7. Возможности собак.

Эксперты (выступают по очереди с сообщениями).

Зрение. Собака видит вдаль хуже человека. Весь мир представляется ей в черно-белых красках. Однако с наступлением темноты собака обгоняет человека в способности видеть. Даже если давно стемнело, собака все еще различает движение.

У собаки больший угол зрения, чем у человека. Ей не нужно поворачивать голову, чтобы увидеть, что происходит справа и слева. Породы собак с маленькими головами (например, борзые), не оборачиваясь, могут видеть то, что у них за спиной.

Память. Собаки обладают превосходной памятью. Они наверняка отыщут дорожки, по которой бежали хотя бы один раз. Спрятанную на «черный день» кость собака найдет даже через три года.

Обоняние . Любая собака распознает запахи в сто раз лучше, чем человек.

Служебная собака, состоящая на службе в милиции, обнаруживает присутствие разыскиваемого человека по мельчайшим следам.

По реакции собаки охотник замечает, есть ли поблизости дичь. Собака улавливает ее запах еще задолго до того, как дичь появится в поле зрения человека.

Поисковая собака чувствует присутствие пострадавших даже на глубине 7 метров под снегом.

Собака понимает, нравится ли она присутствующим или нет. Не сомневайся - твоя собака всегда догадается, когда тебе грустно или страшно.

Если ты понаблюдаешь за собакой на улице, то сразу заметишь, как важно для нее обоняние. Она тщательно обнюхивает фонари, углы зданий, деревья. Обнюхивание для собаки составляет не меньший интерес, чем для нас - чтение газеты. Нос собаки сообщает животному новости, например: «Ага, здесь побывала чужая собака».

Слух. Собачье ухо воспринимает звуки на высоте, недоступной для человеческого уха. Собака слышит даже во сне! При этом она отличает «нормальный» шум (например, когда кто-то из домашних открывает ночью холодильник) от попытки проникновения в жилище чужака.

О приходе гостей собаке известно задолго до того, как прозвенит звонок, а знакомых людей собака определяет по их шагам. Вот почему, когда хозяева возвращаются домой, она уже сидит в ожидании перед дверью.

Ученые установили, что собака может «отключать» свой слух, пропуская «мимо ушей» те звуки, которые она не хочет слышать. Телевизор разрывается от оглушительной музыки, а собака спокойно дремлет на ковре.

Учитель. Подошел к концу наш разговор о самых преданных друзьях человека - собаках. Думаю, он был полезен для всех. Очень хочется верить, что вы, дорогие ребята, будете хорошими (умными, терпеливыми, добрыми и ответственными) хозяевами своих питомцев. Не забывайте о том, что вы в ответе за тех, кого приручили.

Приложение 1. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СОБАКАХ

Собаки и кошки говорят на разных языках?

У кошек размахивание хвостом означает: «Убирайся!» Если кошка поднимает лапу, то тем самым она говорит: «Не приближайся, поцарапаю!» У собак эти же движения обозначают совсем противоположное: «Хочу познакомиться, давай поиграем!» Кошек и собак принято считать врагами, но они прекрасно уживаются друг с другом, если живут вместе с раннего возраста.

Существуют собаки с фиолетовым языком?

Да, но не потому, что они постоянно едят чернику, а потому что имеют такой язык с рождения. Это собаки породы чау-чау, родом из Китая. У нас они известны всего лишь один век, а в Китае - на протяжении двух тысячелетий.

Жару с начета июля до середины августа иногда называют «собачьей»?

К настоящим собакам это не имеет никакого отношения. В стародавние времена люди полагали, что жара наступает в период особого расположения звезд в созвездии Гончих Псов.

Есть собаки, которые как угорелые носятся по кругу за своим хвостом?

На первый взгляд, это забавное зрелище, по причина его очевидна - бедняге скучно. Собака пытается разнообразить свою невыразительную жизнь подобным нехитрым развлечением.

Собаки - лучшее охранное устройство?

Больше всего грабители боятся шума. Собака непременно устроит «скандал», если в жилище попытается проникнуть чужак. Даже самые маленькие собаки ведут себя самоотверженно, когда требуется защитить свою семью и дом.

Приложение 2

ТЕСТ ОТ ЭКСПЕРТОВ

1. Борзые собаки носятся со скоростью ветра. Л какая это скорость?

б) 60 км/ч. +

в) 100 км/ч.

2. Все ли собаки умеют плавать с рождения?

б) Нет, они учатся плавать у своей матери.

3. Сколько зубов в пасти взрослой собаки?

4. Почему собаки трутся носами?

а) Они хотят узнать, могут ли они подружиться, понюхав друг друга. +

б) Так приветствуют друг друга влюбленные собаки.

в) Этот жест - тереться носами - собаки подглядели у эскимосов.

5. Против чего необходимо регулярно прививать собаку?

а) Против гриппа.

б) Против бешенства. +

в) Против выпадения шерсти.

6. Что такое помесь?

а) Порода собак.

б) Синоним слова «дворняжка». +

7. Почему кобель поднимает ногу у каждого дерева?

а) Он так часто вынужден ходить в туалет.

б) Тем самым он говорит другим собакам: «Принюхайтесь, это.моя территория!». +

8. Когда началась дружба между человеком и собакой?

а) Примерно 100000 лет назад.

б) 12000 лет назад. +

в) В Средневековье.

9. Как часто нужно выводить собаку на прогулку?

а) Утром, в обед к вечером минимум по полчаса. +

б) Утром и вечером, столько, сколько захочет собака.

в) Утром, в обед и вечером по десять минут.

Приложение 3

ТЕКСТ

(фрагмент повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Фрагмент может быть использован для беседы о преданности собаки человеку и об ответственности человека.

«Бим долго бежал. И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно - тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных им. Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на Земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут.

Нет на Земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.

Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

Подошла женщина. Сильная, большая женщина. Видимо, она сперва подумала, что Бим уже мертв, - наклонилась над ним, став на колени, и прислушалась: Бим еще дышал. Он настолько ослабел со времени прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за поездом, — это безрассудно. Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!

Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?

У этой грубоватой на вид женщины был теплый и спокойный голос. Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду. Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул еще раз. И стал лакать. Женщина гладила его по спине. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути - провожать навсегда, это все равно что хоронить живого.

Она каялась Биму:

Я вот-тоже... И отца, и мужа провожала на войну... Видишь, Черное ухо, старая стала... а все не забуду... Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просила себе смерти... Пей, мой хороший, пей, горемыка...

Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал ее грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слез человека: первый раз - горошинки хозяина, теперь вот — эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просоленные неизбывным горем.

Женщина взяла его на руки и снесла с полотна дороги под откос:

Лежи, Черное ухо. Лежи. Я приду, - и пошла туда, где несколько женщин копались на путях.

Бим смотрел ей вслед мутными глазами. Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрел за нею. Га оглянулась, подождала его. Он приплелся и лег перед нею.

Хозяин бросил? - спросила она. - Уехал?

Бим вздохнул. И она поняла».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 «Подснежник»

142000, Московская область, г. Домодедово, микрорайон Центральный, ул. 25 лет Октября, д.2а

Конспект занятия

по экологии в средней группе №8

Воспитатель:

Танова Галина Анатольевна

г. Домодедово

«Беседа о диких животных в лесу»

Цель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных (лиса, заяц, белка, волк, ёжик медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни.

Задачи:

    Расширять кругозор, развивать интерес к диким животным;

    воспитывать любовь к живой природе, вызвать желание заботиться о животных леса.

    Развивать речь детей.

    Закрепить навыки правильного произношения.

Ход занятия

Я предлагаю вам не хмурить брови, а посмотреть друг на друга и улыбнуться. А теперь посмотрите, на меня и тоже улыбнитесь. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и вместе с вами отправимся в лес.

Речь с движением «По тропинке в лес…»

По тропинке в лес пойдем (дети шагают)

Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек (перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево (смотрят налево)

Посмотрели мы направо (смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны)

Ну вот, мы с вами и пришли в лес.

Воспитатель: А знаете ли вы, какие звери живут в лесу? (ответы детей).

Показ картинок -животных

Отгадывание загадок.

Зимой спит - летом ульи ворошит? (медведь)

«Медведь»: Косолапый, медведь живет в лесу. Любит лазить на деревья и плавать. Питается он ягодами, грибами, кедровыми шишками, рыбой. За лето и осень он накапливает жир, а зимой он спит в берлоге.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг

По снежочку тык-тык (заяц).

«Заяц»: Живет он в лесу и прячется от своих врагов лисы и волка в густых кустарниках и зарослях. Но если вдруг настигнет враг, то он тут же начинает отбиваться задними лапами. Шубка его весной, летом и осенью серая, а зимой белая. Питается он травянистыми растениями, корой деревьев.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж).

«Ежик»: На спине у него иголки, они помогают ему защищаться от врагов. Живет в лесу в норе. Осенью на своих иголках он переносит туда листву и мох для того, чтобы было зимой тепло. А питается он мышами и змеями.

Живу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

«Белка»: она живет в лесу. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках деревьев, и прекрасно лазает по веткам. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Питается она семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные останутся в целости.

В лесу под кустом лежит рыжая с хвостом (лиса)

«Лиса»: хитрая и рыжая плутовка, живет в глубокой норе в лесу. она хищница, поэтому с удовольствием ест мышей, зайцев, в реке ловит рыбу. Но особенно любит полакомиться птицей. Поэтому частенько заглядывает в курятники.

«Волк»: он живет в лесу в логове, и похож на собаку. он хищник, гоняется за зайцами. Шерсть у него серого цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери? (ответы детей: в лесу живут малыши).

Речевая игра «Найди ошибку»

У волка – лисята

У медведя - зайчата

У лисы - медвежата

У ежа – бельчата

У белки – ежата (Дети называют правильный ответ)

Воспитатель: Ребята, как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (дикие животные).

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, физкультминутку проведем. Превращаемся в лесных, зверят.

Раз, два (присядка, руки на пояс)

Это заячья зарядка, ушки на макушке

А лисята как проснуться (ладошки в кулачки, потирают глаза),

Любят потянуться (потягиваются)

Обязательно зевнуть (имитация зевания)

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спину выгнут и тихонечко подпрыгнут

Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,

С зайкой вместе долго топчутся на месте.

Ребята, а куда мы с вами сегодня ходили? С какими животными мы познакомились? Где живет и чем питается волк (лиса, еж, медведь, заяц, белка)? Вы все сегодня молодцы!

Как звери в лесу Новый год встречали.

Зима – время больших молчаливых снегов. Прилетают снега всегда неожиданно. Вдруг ночью зашепчутся деревья, зашумят - что-то происходит в лесу таинственное. А утром всё белым-бело, пришла настоящая зима. Лес утонул в невиданных сугробах. Под холодным небом склонили тяжёлые головы белые деревья.

Выпал снег. Все лесные птицы и звери куда-то подевались, скрылись. Время тянется еле-еле. Льдами покрылись реки. Короток стал день. Солнце всё ниже и ниже проходило свой путь над лесом. А тени от деревьев становились всё длиннее и длиннее.

Приближался Новый год. И вот как-то накануне праздника собрались на лесной опушке птицы и звери. Стали они совет держать: как бы им повеселее встретить приход нового года.

Большие снега плотно окутали землю, а с нею спряталось и всё то, чем кормилось зверьё. Голодно и холодно было лесным жителям в ту пору. На носу был праздник, а какое же веселье на пустой желудок? Вот и решили они принести на новогодний стол всё, что было вкусненького припасено. Многие птицы и звери делают осенью вкусные и полезные запасы на зиму.

Белочка орешки кедровые принесла. Сушёных грибочков и яблок ёжик притащил на своих иголках. Тетерев сушёной рябины принёс. Мышка-полёвка зёрнышек разыскала. Зайчата в заброшенном огороде моркови нарыли. Синички прилетели с веточками сушёной малины в клювах. Бурундуки сладких кореньев накопали. Так все понемножку и насобирали целую гору угощений!

Сороки тем временем облюбовали ёлочку на поляне, самую пушистую и зелёную. Огромную двухметровую ёлку белочки нарядили игрушками и гирляндами, которые изготовили заранее. Елка переливалась разноцветными огнями, поблескивала блестящими боками игрушек. Тетерев с неё снег стряс, а зайчата его притоптали своими лапками, чтобы было место для хоровода. Даже снеговика слепили и метлу ему в руки дали, сделанную из берёзовых веточек. Чем не праздничное убранство!

Вот только Михаил Потапович всё не приходил. Наверное, не расслышал спросонья приглашения. Вот и решили звери косолапого ещё раз позвать. Добрались до берлоги, стучали-стучали, так и ушли ни с чем. Очень сладко спит Мишка. Побрели звери на полянку без него, а мороз тем временем всё крепчал!

Подходят они к ёлочке, а на ней нет ни одной игрушки. Стоит ёлочка грустная и без праздничного убранства. Угощение, которое спрятали под ёлочкой, тоже куда-то исчезло. Будто и не было здесь ни кореньев сладких, ни душистой малины. И снеговика тоже кто-то поломал. Ой! Как расстроились зверушки!

А из-за кустов волк и лиса смеются. За животы ухватились и катаются по снегу!

Тут на поляну неожиданно вышел Михаил Потапович. Он увидел, как веселятся разбойники, и как заревёт во всю силу. Испугались волк и лиса! Побросали всё и ну, бегом, пока голова цела!

Обрадовался лесной народ. Собрали все ёлочные украшения, угощения, нарядили ёлочку, слепили нового снеговика и начали встречать долгожданный праздник! А Михаил Потапович принёс с собой бочонок с мёдом. Веселью зверей не было предела! Они и хоровод под ёлочкой водили, и пели, и плясали, и конкурсы устраивали! Так, дружно и весело встретили они Новый год!

А там скоро и день начал прибавляться, солнышко повернуло на лето, морозы стали слабеть. Пришёл рассвет нового года. . .

Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой

Конспект НОД по реализации ОО "Познавательное развитие" для детей подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Ребята, сейчас я буду описывать животных, а вы должны будете отгадать о ком я говорю.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу

Воспитатель:- Почему их называют дикие животные?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Животные - это часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло


Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.


Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.


Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
Дети: – В логове
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - А что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

В конспекте по познавательному развитию в подготовительной группе представлена беседа на тему "дикие животные", где детей в увлекательной беседе знакомят с лесными обитателями, их повадками. В дополнение дети видят фото животных и слушают звуки леса (презентация).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по "Познавательное развитие" в подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"


Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Активизировать словарь по данной теме
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: - Сядет тот, кто правильно ответит.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель :- давайте послушаем как она разговаривает. (презентация, звук, слайд )

Правильно, это белочка . Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло (слайд)
Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.(слайд)
Воспитатель: - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц . (слайд) Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. (слайд) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки.(слайд) Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос? (слайд-звук)
Дети: - Это лиса
Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится.(слайд) Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто-нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. (слайд)
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. (слайд)
Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Послушайте еще один голос.(слайд-звук)
Воспитатель: - Кто это?
Дети:- Волк.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее.(слайд) К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. (слайд)
В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. (слайд)
Воспитатель: - А днем прячутся в своем жилище. Как оно называется, кто знает?
Дети: – В логове
Воспитатель: - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель: - Давайте послушаем голос (слайд-голос)

Воспитатель: - Правильно, это бобр (слайд).

Жилище у бобров называется так интересно - хатка
Воспитатель: - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. (слайд) Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель: - А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
Воспитатель: - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель: - Это барсук , посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.(слайд-звук)
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. (слайд)
Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - Они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

Физминутка.

«Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)

Чтоб ответить на вопрос

тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте)

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)

Воспитатель: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель: - А почему? (слайд)
Воспитатель: - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. (слайд) Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель: - А это чей звук? (слайд-звук)
- А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. (слайд) Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?
Воспитатель: - И сейчас я вам предлагаю собрать картинки.
Воспитатель: - Давайте расселим ваших животных по домам.
Воспитатель: - Где живет волк?
Дети:- В логове
Воспитатель: - С кем он живет?
Дети:- С волчатами.
(по каждому животному)

Итог

Воспитатель:- О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
-Назовите жилище диких животных?
- Что интересного вы еще узнали?