Какие болезни могут быть противопоказанием к посту и требуют консультации врача перед Рамаданом? Можно ли во время поста пользоваться духами? Можно ли закапывать лекарства в нос

Зайнулла Атаев ответил редакции Mirmol

Можно ли пить лекарства?

Можно ли купаться на море?

", "Russian Female");" type="button" value="🔊 Прослушать новость"/>

Во время Рамадана у мусульман возникает ряд вопросов, касающихся поста. В сетевой паутине размещено много информации по этой теме. Однако их источники порой вызывают сомнения у читателя.

Руководитель отдела по фетвам при Муфтияте Дагестана Зайнулла Атаев ответил редакции Mirmol на интересующие наших читателей вопросы по Великому посту.

Можно ли чистить зубы во время поста?

Можно чистить зубы зубной пастой во время поста, но не желательно, так как в большинстве зубных паст содержатся​ благовония, и нужно остерегаться, чтобы​ ничего не прошло внутрь дальше середины гортани от зубной пасты, тогда пост нарушается.

Можно ли полоскать рот водой?

Полоскать рот водой (не в омовении), после того как солнце поднимется до зенита, не желательно, и если вода пройдёт вовнутрь, то пост нарушается.

Если человек держит уразу и случилось так, что он поругался с кем-то, нарушается ли пост?

Подобное поведение канонически не нарушает поста, однако споры и ругательства могут лишить человека благодати поста, а то и всей награды.

Можно ли пить лекарства?

Все зависит от тяжести болезни. Если речь идет о таком протекании болезни, которое при отсутствии лечения или не приеме лекарства, может существенно нанести ущерб его здоровью или жизни, то в этом случае продолжать пост запрещено. Что касается легкого недомогания и дискомфорта, то это вполне естественные для поста явления, а не самоистязание.

Есть ли какие-то допущения для жителей тех городов, в которых заходит солнце поздно?

В той местности, где происходит полноценный закат солнца за горизонт, необходимо соблюдать пост до полного заката солнца, каким бы длинным не был день. Если же солнце вообще не заходит за горизонт, тогда ориентируются на ближайшую местность, где заходит солнце и по времени этой местности разговляются.

Нарушается ли пост при вдыхании ароматов еды?

Нежелательно вдыхать аромат еды во время поста, но от этого пост не нарушается.

Нарушается ли пост, если капать капли в глаза во время поста?

Не нарушают пост капли в глаза, даже если вкус этих капель ощущать в горле, так как через глаза нет пути в полость.

Нарушается ли пост, если капать капли в уши и в нос во время поста?

Капли в уши и в нос портит пост, если эти капли достигнут полости ушей и носа.

Можно ли купаться на море?

Если человек знает, что при погружении вода зайдет через естественные проходы, например в рот, и достигнет ниже середины гортани, или в нос до основания носовой кости, или в уши до участка, где завершается ушное отверстие, или в половые органы, то ему купаться в море не разрешается, и проникновение воды при этом портит пост.

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Если эти поцелуи и объятия способны вызвать страсть, то делать это запрещено, а если они не вызывают страсти, то лучше этого не делать.

Идут первые дни Священного месяца Рамазан. Этот месяц мы ждем целый год. Ведь это 29 дней, полные наград, тому кто уразумеет, тому кто будет выполнять приказ Всевышнего. Но жизнь порой вносит свои корорективы. Так и в Рамазан может настигнуть болезнь, немудрено захворать так, что возникнет необходимость получения, проведения различных медицинских процедур. И тогда в сердце постящегося беспокоят вопросы, нарушит ли пост, если принимать уколы? Можно ли вырвать разболевшийся зуб и не прерывать пост? А если очень нужно закапать капли в нос или в глаза? Мы попытались ответить на наиболее актуальные вопросы медицинского толка.

Нарушается ли пост…

При уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.орг.), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

… при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходмо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день.Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

…при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство (жидкость, вода), введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

…при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» , .

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

Нарушает ли пост использование капель в нос,в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1837-хадис.
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

Наступил священный Рамадан - месяц прощения, милости и наград. Многие мусульмане знают, как правильно подготовиться к посту в летние месяцы, как соблюдать адекватный режим труда и отдыха, как питаться, чтобы не нанести вред здоровью.

Иногда верующим, особенно недавно пришедшим в Ислам, непросто решить: поститься ли в Рамадан в этот раз или перенести пост на зимний период. Ведь лишение организма еды и питья на 18-20 часов, особенно в летом, - серьёзное испытание. Особенно сомневаются люди, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Известно, что при наличии болезней и плохой переносимости поста разрешено воздержаться от богослужения или же перенести на более «лёгкое» время.

Когда человек с каким-либо хроническим заболеванием спрашивает у врача, можно ли ему поститься, обычно звучит категоричный ответ: «Конечно, нельзя!» Он связан с позицией доктора, что пост годится только для абсолютно здоровых людей, которым всё нипочём. Однако таких не бывает. И с подобной логикой можно запретить данную религиозную практику почти всем верующим.

Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост . Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего , а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.

Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.

Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, - опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.

Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан . Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать - поститься однозначно запрещено.

Практически все болезни почек

Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность - серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение , если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии - когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.

Болезни печени и желчного пузыря

Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет - не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае - вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.

Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Наличие в прошлом этих болезней при редком обострении - не противопоказание для поста. Если пациент с заболеваниями ЖКТ регулярно посещает врача, проходит обследование, лечится и соблюдает адекватную диету, а результаты анализов и самочувствие позволяют переносить пост. то почему бы и нет? К тому же, пациент, в обычное время принимающий «блокаторы протонной помпы» (препараты типа «омепразола»), может спокойно удвоить дозу без риска для здоровья - для профилактики обострения заболевания. Понятно, что если голод вызывает боли в животе, то рисковать не стоит.

Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание - то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.

Хронические болезни сердечно-сосудистой системы

Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.

Головные боли

Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.

Плохое самочувствие и обострение заболеваний - не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни - хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.

Конечно же, эта статья - не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз . Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается - голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.

Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься летом, и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост - это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении - вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.

Пост (ураза) в Рамадан является одним из столпов ислама. Соблюдать его должен каждый мусульманин, который является совершеннолетним и находится в здравом уме. Не соблюдать уразу разрешается пожилым людям (должны выплачивать фидию), беременным женщинам, кормящим матерям, больным, которые вынуждены принимать лекарства, и путникам, которых пост застал вне дома (расстояние должно быть не менее 100 км). Однако им в дальнейшем нужно возместить все дни поста.

Во время поста запрещается в светлое время суток принимать пищу и лекарства размером с горошину, пить воду или лекарства, вступать в половую близость.

«Пост - это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание от грехов, совершаемых языком и другими частями тела. Не следует говорить о ком-либо плохо, делать дурные поступки, а наоборот, в этом месяце следует стараться совершать как можно больше добра», - рассказывает Нияз хазрат Сабиров.

Когда пост не считается нарушенным?

По словам имама-хатыйба Апанаевской мечети Нияза хазрата Сабирова, если мусульманин в светлое время суток выпил воду или съел что-то по забывчивости, ураза не считается нарушенной.

«В таких случаях говорят: его накормил Аллах, - рассказывает Нияз хазрат Сабиров. - Но если постящийся намеренно принял пищу в запрещенное время, то ему нужно совершить искупление - держать непрерывно пост в течение двух лунных месяцев или накормить 60 бедняков».

Также в период уразы разрешается пробовать на вкус приобретаемый товар и прожевывать пищу для ребенка.

Можно ли делать уколы во время Рамадана?

«Все, что вводится внутрь организма человека, запрещено в период поста, поэтому и делать уколы нельзя. Если человек болен и вынужден принимать лекарства, то он не должен держать уразу», - комментирует Нияз хазрат Сабиров.

Исключение составляет лечение пиявками.

После захода солнца все запреты снимаются. Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

Можно ли купаться?

Нырять и купаться нежелательно, так как вода попадает в нос и рот. Если в солнечные дни мучает жажда и появляется слабость в теле, лучше просто принять душ или обтереться мокрым полотенцем.

Правда ли, что нельзя чистить зубы во время уразы?

Во время уразы следить за чистотой полости рта разрешается с помощью сивака - это зубочистка из ветвей и корней дерева. Сивак обладает сильным запахом и приятным вкусом. Он укрепляет десна, придает блеск зубам и освежает дыхание.

«Использовать зубную пасту во время поста нежелательно, так как она может попасть в организм. Поэтому сивак является отличной заменой. Купить такую зубочистку можно в любом мусульманском магазине», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Можно ли есть мясо после захода солнца?

После захода солнца можно есть все, что не запрещает Ислам. Напомним, свинина и алкоголь - строго под запретом. Мясо, употребляемое в пищу, должно быть халяльным.

«С наступлением вечера, сразу после заката, постящийся принимает легкую пищу, за 2 часа перед зарей (сяхар) более плотную еду. На вечерний обряд разговения приглашают гостей, родственников, близких, друзей или соседей. Такое угощение считается богоугодным делом и служит прощением грехов. Желательно, чтобы среди присутствующих был человек, знающий Коран или хотя бы основные молитвы. Во время такого ужина читают суры, рассказывают о деяниях Аллаха и его пророков. Не возбраняются и светские разговоры», - рассказывает хаджи Абдулла Дубин.

Молитва придаст сил

Нияз хазрат Сабиров держит пост с 8 лет. По его словам, больших трудностей в период месяца Рамадан он не испытывал.

«Кажется, что 18 часов без еды и воды - это невыносимо, но Аллах помогает. Начинающим держать пост я советую больше времени уделять молитвам, изучать Коран. При возможности нужно больше спать, например, после предзакатного намаза. Спортсменам на время поста советую прекратить тренироваться, поберечь силы», - говорит Нияз хазрат Сабиров.