Каким содержанием наполнена кладовая солнца. «Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь

Очень часто понять смысл произведения помогает отзыв. «Кладовая солнца» - это сказка-быль известного советского писателя М. Пришвина. Эта книга предназначена для детского чтения, ее изучают в шестом классе, однако она несет в себе глубокий философский смысл, так как ее главная идея - вечно актуальная проблема взаимоотношений человека с природой. Повесть проникнута теплым чувством любви автора к своим героям и окружающей их живой среде. Вместе с тем повествование отличается тонким юмором, за что читатели так полюбили эту сказку.

Мнения о героях

При подготовке школьного урока по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Кладовая солнца» по праву считается одним из лучших произведений Пришвина. Именно в данной повести в полной мере проявился его талант как писателя-художника, воспевшего красоту русской природы. Читатели в один голос утверждают, что главные персонажи сказки, брат Митраша и его сестра Настя, получились на редкость удачно.

Смелый, отважный мальчик, стремящийся быть самостоятельным, и рассудительная, умная девочка сразу завоевали симпатии поклонников, любителей творчества писателя. По их наблюдению, автор умело построил повествование на контрасте их характеров. Отзыв («Кладовая солнца», таким образом, стала не только сказкой-былью о приключении на природе, но интересной историей о взаимодействии двух так не похожих друг на друга людей) о книге показывает сохранение интереса у современных читателей к этой простой и несколько наивной повести. Все они отмечают увлекательный сюжет, подробную психологическую характеристику действующих лиц и красочное описание пейзажа.

Вступление

Произведение начинается с описания жизни героев в деревне. Действие происходит в селе неподалеку от города Переяславля-Залесского. Настя и Митраша - сироты, их родители погибли во время войны, так что они вынуждены в одиночку вести свое хозяйство. Девочка рано встает, чтобы успеть сделать всю необходимую работу, а Митраша во всем ей помогает. Читатели указывают на правдивость и достоверность описания автором тех сложных условий, в которых очутились дети. О том, насколько пользователям пришлось по душе данное вступление, свидетельствует отзыв. «Кладовая солнца» является одной из наиболее читаемых книг Пришвина именно за счет верного воспроизведения непростой послевоенной эпохи на примере трудовых будней этих маленьких детей.

Завязка

Толчком к действию послужило решение брата и сестры отправиться в лес собирать клюкву. Они тщательно подготовились к своему походу, так как путь предстоял неблизкий, к тому же в дороге их могли подстерегать опасности. Повесть «Кладовая солнца», главные герои которой заслужили любовь читателя своей непосредственностью и отвагой, содержит очень красочное описание лесной поляны, куда направлялись дети в поисках ягоды.

Читатели отмечают, что это место является одним из лучших во всей повести, так как писатель с особенной любовью и теплотой передал таинственность и красоту русского леса. По их мнению, данный отрывок несет большую смысловую нагрузку, так как именно загадочный лес и стал тем местом, где развернулись главные события повести. Книга «Кладовая солнца», главные герои которой во время похода повздорили и пошли разными дорогами, что привело к удивительным приключениям Митраши, поражает читателей картиной пейзажа, предваряющей основное действие.

Сцена на болоте

Настя нашла полянку с клюквой и так увлеклась ее сбором, что позабыла о ссоре с братом. А последний между тем углубился в самую чащу леса, пока, наконец, не набрел на болото. Читатели справедливо указывают, что писатель не зря так подробно описал весь путь, который прошел мальчик в поисках ягоды: по их словам, образ мрачной глуши, темных деревьев, пустой местности создает ощущение опасности и надвигающегося несчастья. Как никто другой из советских писателей, умел создавать атмосферу таинственности в природе М. Пришвин. «Кладовая солнца» - яркий тому пример. Развернутое повествование о путешествии Митраши по болоту, по мнению читателей, - один из самых интригующих моментов во всей книге. Сцена, созданная автором, и завораживает, и пугает одновременно, поэтому последовавшее за тем происшествие производит двойной эффект.

Домик лесника

Особенно трогательно и проникновенно автор рассказывает о жизни Антипыча в этом дремучем и страшном месте. У него была маленькая избушка, которую он занимал вместе со своей собакой Травкой. Этот человек был местным лесником, и, несмотря на унылую обстановку, в которой ему пришлось жить, он сохранил теплые человеческие чувства ко всему окружающему. Очень большое значение этим второстепенным персонажам придавал М. Пришвин. «Кладовая солнца» - это не только история детей, но и повествование о жизни человека на природе. К моменту действия повести Антипыч умер, и в его маленьком домике осталась только одна Травка. Она охотилась на зайцев, не подозревая, что ей самой угрожает опасность, так как поблизости постоянно рыскал страшный волк, прозванный местными жителями Серым Помещиком.

Кульминация

Наиболее острым и напряженным моментом в сказке является сцена, в которой автор описал приключение Митраши на болоте. Мальчик выбрал очень опасный путь для того, чтобы пробраться на поляну, и, проходя по узенькой тропинке среди больших деревьев, случайно попал в Слепую Елань. Так в деревне называли лесную топь. Повесть «Кладовая солнца», содержание которой отличается сдержанностью и неторопливостью, характеризуется чередованием картин природы и захватывающими сценами.

По словам читателей, происшествие на болоте является самым напряженным и динамичным во всей повести, хотя повествование ведется в прежнем духе и темпе. Однако, по утверждению пользователей, автор смог в том же стиле передать всю динамику и напряжение момента. По отзывам большинства читателей, особенно выразительным получился тот эпизод, в котором автор подчеркивает твердость и рассудительность мальчика, не потерявшего присутствие духа, вспомнившего советы отца и сумевшего с помощью Травки спастись от смерти.

Развязка

На школьных уроках ученикам часто предлагают тему «Пришвин о природе». Рассматриваемое произведение как нельзя лучше подойдет для раскрытия данного вопроса, поскольку в нем лес является полноценным действующим лицом. Автор, следуя сказочным мотивам, показывает, как природа иногда помогает детям, а иногда, напротив, таит для них опасность. Большинство пользователей отмечает, что писатель провел идею о том, что бережное и разумное взаимодействие с окружающей средой помогло героям избежать опасности. Итак, повесть «Кладовая солнца», тема которой - это необходимость единения человека и природы, признана одной из лучших повестей в жанре сказка-быль в отечественной литературе.

Сочинение

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин - сказка-быль. Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья - братец Митраша и сестренка Настя - это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

Гу-гу-гу… - красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, - это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были - тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.
Дети собираются за клюквой.
Ребята повздорили и пошли разными тропами.
Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.
Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.
Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се­рого Помещика, и дети возвращаются домой.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя

Произведение по жанровой направленности является сказкой-былью и повествует о детях, оставшихся сиротами в военные годы, преодолевающих жизненные трудности.

Главными персонажами рассказа являются брат и сестра Настя и Митраша, вынужденные выживать самостоятельно, поскольку рано лишаются родителей.

Писатель дает подробное описание главных героев, представляя девочку Настю, старшую в семье, в образе ответственной и трудолюбивой малышки, отличающейся веснушчатым лицом, светлыми локонами, хрупкостью и острым умом. Девочка всегда помогает братишке и даже уступает ему в его капризах. Автор именует Настю золотой курочкой, имеющей высокие ножки, поскольку девочка встает до рассвета, выгоняет на пастбище коров и целый день хлопочет по хозяйству.

Митраша представляется как маленький мужичок в мешочке, поскольку имеет от отца некоторые ремесленные навыки и занимается мужской работой в доме, иногда продавая свои изделия либо обменивая на продукты.

Писатель подчеркивает разделение домашних обязанностей между детьми, демонстрируя сплоченность и дружбу родных людей.

Сюжетная линия рассказа развивается путем произошедшего с детьми события в момент их похода в лес за клюквой. Настя увлекается сбором ягод и не замечает отсутствие брата, который попадает в болото и не может самостоятельно выбраться из трясины. Помощь оказывает собака Травка, которая приводит сестру к брату. До этого момента Митраша не очень любит собаку, но после спасения становится для нее полноценным хозяином.

Однако приключения детей на этом не заканчиваются, поскольку впереди у них еще встреча с голодным волком. В этой ситуации Митраша проявляет себя как настоящий мужчина, не растерявшись выстрелив в зверя.

Отличительной особенностью рассказа является авторское описание окружающей природы, которая представляется в произведении самостоятельным персонажем, настроенным на жизнь детей.

В момент расставания Насти и Митраши на небе появляется серая туча, закрывая солнечные лучи, в сопровождении резкого ветра, завывающего и стонущего. Таким образом, природа предупреждает героев о предстоящем испытании.

Смысл произведения заключается в проявлении истинных человеческих чувств даже маленькими детьми, в душе которых много тепла, любви, чувства собственного достоинства, понимания природы и родственных отношений.

Вариант 2

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

  • Сочинение Что такое Мечта? (9, 11 класс. ОГЭ ЕГЭ)

    У каждого есть какое-либо желание. Оно у всех может быть разным, ведь мы все по-разному думаем, мыслим, индивидуально смотрим и формируем в себе те или иные взгляды на жизнь. Но несмотря на все эти различия

  • Если бы была возможность выбирать себе жилье самостоятельно, следует остановиться на просторном доме. В нем обязательно должна быть большая гостиная, чтобы вся семья могла собраться и поговорить хотя бы раз в неделю

  • Сочинение Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева

    Данное произведение написано с высоким психологическим пониманием человеческих поступков. Автор раскрывает сущность жизненного уклада всех героев, заглядывая в их души и срывает все маски с героев повести.

  • Контрольный тест по литературе.

    М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)

    Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»

    А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

    3) сказка-быль

    4) баллада

    А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

    1) на Смоленщине

    2) в Кистеневке

    3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

    4) На Кубани

    А3. От чьего лица ведётся повествование?

    1) Митраши

    2) разведчиков болотных богатств

    3) жителей села

    А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

    1) на 7 лет

    2)на 3 года

    4) на 2 года

    А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

    1) Золушка

    2) Золотая Курочка

    3) Золотая веснушка

    г) Носик-курносик

    А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

    1) делать деревянную посуду

    2) ремонтировать инструменты

    3) делать глиняную посуду

    4) плести лапти

    А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

    1)волшебный клубок

    2) яблочко

    4) сапоги- скороходы

    А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

    1) земляникой

    2) клюквой

    3) черникой

    4) брусникой

    А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

    1) рябины и дуба

    2) березы и осины

    3) ели и сосны

    4) липы и клена

    А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч?

    1) Пуганая ворона куста боится.

    2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

    4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

    А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

    1) метафора

    2) олицетворение

    4) антитеза

    А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

    1) упрямство

    2) смелость

    3) жадность

    4) доброта

    А13. Кто спас Митрашу?

    1) собака Травка

    3) ему самому удалось спастись

    4) охотники

    А14. Человеческая правда Антипыча - это правда борьбы людей:

    1) за охрану природы

    2) за здоровье;

    3) за любовь;

    4) за справедливость.

    А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

    1) отдала больным детям из Ленинграда

    2) угостила односельчан

    3) накормила Митрашу

    4) съела сама

    А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

    1) взаимоотношения между детьми

    2) трудности военного времени

    3) природа и ее богатства

    4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

    А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

    2) «Природа и человек»

    3) «Друг человека»

    4) «Интересная история»

    В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

    Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

    В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

    С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

    Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

    Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

    Первый уровень вопросов (А) - наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

    Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

    Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

    За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2- от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

    80 % от максимальной суммы баллов - оценка «5»

    60-80%- оценка «4»

    40-60 %- оценка «3»

    0- 40%- оценка «2»

    Ключи к тесту

    Первый уровень

    А10

    А11

    А12

    А13

    А14

    А15

    А16

    А17

    2 Природа волнуется за мальчика и предупреждает об опасности. Земля под ногами Митраши стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной. Елочки- старушки преграждали ему дорогу. На гнезде кричал встревоженный чибис.

    Тест

    М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

    1. Жанр произведения:

    а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.

    2. Действие произведения происходит:

    а) до Великой Отечественной войны; в) после войны;

    б) во время Великой Отечественной войны; г) в наши дни.

    3. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

    а) «мужичок в мешочке»; б) «мальчик с пальчик»;

    в) «золотая веснушка»; г) «носик-курносик».

    4. По весне дети стали собираться в лес:

    а) на охоту; б) за грибами;

    в) за сладкой клюквой; г) за подснежниками.

    5. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

    а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.

    6. В чём смысл истории сосны и ели?

    а) Это элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

    б) Это рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;

    в) Это предыстория конфликта между Митрашей и Настей.

    7. Настя всю свою клюкву

    8. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:

    а) стона деревьев; б) раскатов грома; в) воя волков; г) сильных порывов ветра.

    9. Собирая клюкву, Настя испугалась:

    а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.

    10. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

    а) Настя; б) собака Травка; в) односельчане;

    г) ему самому удалось вылезти и спастись?

    11. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, — это правда:

    а) принципа «Один за всех и все за одного»;

    б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;

    в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».

    12. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:

    а) богатых залежах торфа на болоте;

    б) душевном богатстве людей;

    в) богатом растительном и животном мире лесов.

    13. Тема произведения:

    а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;

    б) взаимоотношения между людьми;

    в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

    14. Повествование в произведении ведётся от лица:

    а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни.

    15. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

    а) прекрасное равенство;

    б) бесспорное первенство сестры;

    в) преимущество брата.

    16. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

    а) люди, попав в неё, теряли зрение;

    б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»;

    в) внешне она никак не отличалась от остального болота.

    17. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:

    а) они напоминали ей о её собственном горе;

    б) собаке было страшно слышать этот вой;

    в) ей было их жалко.

    18. Рассказ о тетереве – косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».) представляет собой:

    а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

    19. В предложении: «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» — используется:

    а) антитеза; б) сравнение; в) гипербола.

    20. Сколько лет Митраше?

    а) Десять с хвостиком; б) Девять с хвостиком; в) Восемь с хвостиком.

    21. Митраша младше сестры

    а) на 2 года; б) на 3 года; в) на 1 год.

    22. Митраша и Настя отправились за клюквой

    а) осенью; б) весной; в) летом.

    23. Настя всю свою клюкву

    а) отдала детям; б) выбросила; в) заготовила впрок.