Канке В.А. Философия. Виктор андреевич канке философия

Канке В. Философия: Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения - научного, профессионального и просто житейского - способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Стержневая идея настоящей книги - представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придерживаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в высших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы философствования, на которых во многом строятся образование, наука, культура и техника, экономика и общественная жизнь на пороге XXI века.
Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не подменяя более капитальных учебников и философских трудов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.
3

Учебное пособие
Москва «Логос» 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования. Содержание и структура учебника соответствует требованиям Государственного обязательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы.


Оглавление
От автора 3
Введение. Что такое философия? 5
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 17
1. Античная философия 19
1.1. Античная натурфилософия 19
1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля 26
1.3. Эллинистическая философия 37
2. Средневековая философия 46
3. Философия Нового времени 52
3.1. Философия эпохи Возрождения 52
3.2. Философия от Декарта до Канта
3.3. Философия от Гегеля до Ницше
4. Философия наших дней 70
4.1. О состоянии современной философии 70
4.2. Феноменология 72
4.3. Герменевтика 75
4.4. Аналитическая философия 81
4.5. Постмодернизм. 94
4.6. Философия в России 96
4.7. Восточная философия 103
Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 111
5. Основания философствования 113
6. Философия человека, общества и истории 118
6.1. Философия человека 118
6.2. Философия общества 123
6.3. Философия истории 128
7. Философия как аксиология 133
7.1. Учение о ценности. 133
7.2. Философия искусства 139
7.3. Философия практики 145
8. Философия познания и науки 158
8.1. Философия познания 158
8.2. Философия науки 173
9. Философия языка 187
10. Философия техники 198
11. Философия природы 207
12. Второй пол и философия 216
13. Философия образования 224
Заключение. Философия в современном мире 228
Приложение 1. Курс философии в таблицах 229
Приложение 2. Советы студентам 241
Приложение 3. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 242
Приложение 4. Программа курса философии 243
Приложение 5. Примерное почасовое планирование курса философии
Приложение 6. Методические заметки (для преподавателей) 250
Приложение 7. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) 255
Приложение 8. Великие философы (до XX века) 256
Приложение 9. Выдающиеся философы XX века 261
Литература 266
Словарь-указатель 272
Именной указатель 278


ОТ АВТОРА
.

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы философии, Канке В.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Философия, Учебник, Канке В.А., 2007.

Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века.


Введение
Что есть философия?
Часть 1. История философии
Глава 1.1 Античная философия
Глава 1.2 Средневековая философия
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
Глава 1.5 Философия XVIII в.
Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму
Глава 1.9 Русская философия
Часть 2. Систематический курс философии
Глава 2.1 Метафилософия
Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
Глава 2.4 Философия общества и истории
Глава 2.5 Философия природы
Глава 2.6 Философия науки
Глава 2.7 Философия техники
Глава 2.8 Стратегия будущего
Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
Литература.
Именной указатель.


Введение
.
Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего уяснить себе, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение. Как показывает история становления и развития философии, ответить на поставленные вопросы совсем непросто. В коротких лаконичных ответах трудно исчерпать многообразие философии. К тому же следует учесть ее творческий характер. Только тогда человек становится философом, когда он стремится выработать новое знание, новое чувство и новое откровение. Но это означает, что смысл философии не является чем-то неизменным, от века данным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, создают, творят. Кто всерьез этим занимается, тот и является философом.

Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель, является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборот Пифагор. В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия, Учебник, Канке В.А., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Философия

«Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007

5-е издание, переработанное и дополненное.

Исторический и систематический курс

Аннотация

Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века.
^ Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Краткое содержание

Введение

Что есть философия?
Часть 1. История философии

Глава 1.1 Античная философия

^ Глава 1.2 Средневековая философия

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.4 Европейская философия XVII в.

Глава 1.5 Философия XVIII в.

Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму

^ Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике

Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму

Глава 1.9 Русская философия
Часть 2. Систематический курс философии

^ Глава 2.1 Метафилософия

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология

Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

Глава 2.4 Философия общества и истории

^ Глава 2.5 Философия природы

Глава 2.6 Философия науки

Глава 2.7 Философия техники

Глава 2.8 Стратегия будущего

Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии

Литература

Именной указатель

^

Введение

Что есть философия?

Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего уяснить себе, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение. Как показывает история становления и развития философии, ответить на поставленные вопросы совсем непросто. В коротких лаконичных ответах трудно исчерпать многообразие философии. К тому же следует учесть ее творческий характер. Только тогда человек становится философом, когда он стремится выработать новое знание, новое чувство и новое откровение. Но это означает, что смысл философии не является чем-то неизменным, от века данным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, создают, творят. Кто всерьез этим занимается, тот и является философом.

Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель , является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборот Пифагор . В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.

Философия как наука

Является ли философия наукой? Очевидно, что если бы удалось ответить на этот вопрос, то тем самым отчасти был бы прояснен и вопрос о природе философии. Наука имеет дело с понятиями, законами, принципами, теориями. Есть ли все это в философии? Да, есть. Поэтому многие исследователи считают философию наукой.

Но что изучает философия, другими словами, каков ее объект? Физика изучает физические явления, биология имеет дело с живой природой, интерес гуманитарных наук сосредоточен на социальном. Упомянутые науки рассматривают конкретные явления, на их уровне нет ниши непосредственно для философии. Эту нишу мы находим в сфере общего, точнее, всеобщего. Общим занимаются математика, кибернетика, теория систем. Всеобщее же - подлинное царство философии, поэтому Гегель и называл философию наукой о всеобщем.

Итак, одну особенность философии мы определили. Философия - это наука о всеобщем . Но всеобщее не следует мыслить в отрыве от конкретного, именно в сфере конкретного находятся корни философии. Всеобщее в философии существует в форме целостного, синтеза всего конкретного. В этой связи часто говорят, что философия есть наука о мире в целом . Это верно, но не надо думать, что философия сродни космологии. То целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Как справедливо отмечал Гуссерль, философия есть свободная и универсальная теоретическая рефлексия, т. е. размышление , поиск. По степени универсальности философии нет равных среди других наук, которые, впрочем, превосходят ее в постижении глубин конкретного.

Философия как мироощущение

Является ли философия искусством? Ответ на новый вопрос также позволит приблизиться к пониманию философии. ^ Ф. Шеллинг считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Греческое слово "эстетикос" означает буквально чувственный, чувствующий. Философия - об этом свидетельствует ее содержание - не довольствуется понятийным постижением мира, она еще и реализует эстетическое отношение к нему. В этом своем качестве философия выступает не как теоретическое мировоззрение, а как мироощущение, постижение всеобщего, универсального, целостного в чувствах и эмоциях. Речь идет об особых чувствах и эмоциях, имеющих философское содержание. Например, книга известного датского философа С. Кьеркегора называется "Страх и трепет". В ней без особого труда можно обнаружить и научный, и психологический планы. Но главное содержание является философским. Страх, трепет, отчаяние оказываются универсальными формами мировоззрения всякого человека. В таких философских направлениях, как, например, философия жизни, феноменология, экзистенциализм, философия сближается с искусством. Итак, философия есть мироощущение .

Философия как миропонимание

Философия удивительным образом соединяет в себе теоретическое, научное мировоззрение и мироощущение. Такое соединение многим кажется несогласующимся с дифференцированностью современной культуры и науки, их отделенностью друг от друга. Но философия в соответствии со своими принципами не может предать забвению какой-либо из полюсов мирового целого, будь то наука или искусство. Синтез теоретического мировоззрения и мироощущения приводит к новому философскому феномену, миропониманию .

Миропонимание предполагает ценностное, нравственное отношение к целостному миру. Ясно, что без науки такого миропонимания не достичь. Недостижимым окажется оно и при отсутствии чувственно-эмоционального вектора. В миропонимании реализуется всеобъемлющий, насыщенный нравственными компонентами поиск человеком своего собственного смысла, равно как и смысла внешнего мира. Бесстрашная устремленность философии в самые запредельные нравственные дали и безбоязненная готовность к встрече с любым откровением сближают философию с религией. Однако в отличие от религии философия максимально критична по своему существу. Как только появляются догмы, в том числе и религиозные, философы стремятся дистанцироваться от них. Л. Фейербах остроумно сравнивал религию с юношеской любовью (имеется в виду боязнь религии уронить себя познанием, критикой догм), а философию - с супружеской любовью, для которой характерны не только высота чувств, но и зрелость критической мысли.

Миропонимание - непременная составляющая любой развитой философской системы. Чаще всего миропонимание выступает в форме этической части философии. Но есть философское направление, в котором вопросам миропонимания уделяется первостепенное внимание. Такова герменевтика . Герменевтика - это, по определению, философия понимания. Итак, философия - не только теоретическое мировоззрение и не только мироощущение, но и миропонимание.

Философия как практическое действие

До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, еще и действует. Русский философ П.М. Лавров подчеркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своем миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В отличие от животного он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к нравственному совершенству, свобода, справедливость.

Полтора века назад молодой и критически настроенный Маркс указывал, что философы лишь объясняли мир, а его надо изменять. Верно, мир надо изменять. Но каким образом, в каком направлении? Здесь-то и выясняется особая роль философии в обеспечении успешного развития цивилизации. Плохие философские ориентиры ведут к катастрофам. Наглядных тому свидетельств в истории немало.

Философские идеи обладают высокой смысловой емкостью. Это обстоятельство обычно недооценивается. На первый взгляд, философия оперирует идеями, далекими от насущных практических задач. Но это впечатление крайне обманчиво. Дело в том, что в силу универсального характера философских идей их реализация охватывает все и вся. Иными словами, дает себя знать эффект мультипликации, преумножения. Так, общество, решившее быть справедливым, должно реализовывать этот идеал во всем. В стране с многочисленным населением реализация как ложно, так и правильно понятого идеала справедливости приведет к мощным интегральным эффектам.

Высокая смысловая емкость философии объясняет, почему ее, философии, изучение является весьма эффективным средством экономии времени. Экономия времени давно уже стала для человека необходимостью. В этой связи он не может позволить себе изучать "все подряд", целесообразный поиск часто направлен на выбор наиболее информационно и смыслоемких дисциплин. Высокая степень смыслоемкости философии является результатом деятельности человеческого общества как смыслополагающего целого. Добиваясь миропонимания, человек обобщает свои достижения, придает им компактную форму, которая была бы доступна его ограниченному по своим возможностям сознанию. Философские идеи в этом плане являются самыми смыслоемкими, ибо это первые, основные определения бытия (Аристотель ), то ли знания (И. Кант ), то ли отношения к социуму (К. Маркс ), то ли отношения к миру (М. Хайдеггер ).

Итак, в своей символической форме философия выступает как практическое действие.

Назначение философии

Выше были рассмотрены теоретическая (философия как теоретическое мировоззрение), чувственно-эстетическая (философия как мироощущение) и герменевтическая функции философии. Разумеется, этими функциями не исчерпывается содержание философии. Наряду с перечисленными довольно часто выделяют еще и онтологическую, гносеологическую, методологическую, логическую, аксиологическую, эвристическую, гуманистическую функции философии.

Как онтология философия является учением о бытии (греческое слово "он" = сущее). В качестве гносеологии (греческое "гносис" = знание, познание) философия изучает источники, формы и методы познания. Если философия изучает способы познания, то она выступает методологией (греческое "методос" = способ). В качестве логики философия исследует взаимосвязь и взаимопереход идей. Аксиология (греческое "аксиос" = ценный) - это учение о ценностях. Эвристика (буквально в переводе с греческого означает нахождение) занимается поисками путей творчества и их обоснования. Гуманистическая (от латинского "гуманус" = человечный) функция философии реализуется в философском учении о человеке, которое часто называют антропологией (греческое "антропос" = человек). О каждой из перечисленных функций философии написаны сотни книг. Разумеется, у нас нет возможности рассматривать в подробностях различные функции философии, обилие которых является свидетельством ее многообразия.

Итак, в чем же состоит назначение философии? Почему человек философствует? Немецкий мыслитель М. Хайдеггер считал философию вопрошанием в поиске удела человека. По Хайдеггеру, философия есть ностальгия, тоска по тому, чтобы везде быть дома в том причудливом мире, где нам суждено быть или не быть. Быть или не быть - вот в чем вопрос. А если быть, то каким?

Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек - философ, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступать иначе, ибо это самый универсальный и необходимый способ его существования. На всем протяжении своего существования человек стремился возвысить этот способ существования. И, очевидно, правильно делал.

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества.

Приступая к изучению философии, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин, которые можно сосчитать и представить в форме, легкой для запоминания и последующей сдачи экзамена или зачета. Философия - это динамичный, светящийся мир понятий и идей, проблем, вопросов, сомнений, верований. Научиться ориентироваться в этом мире, разумеется, совсем непросто. В этой связи в учебниках философии излагают сначала историю философии, а уже после этого философию как систематический курс. Такой, кажущийся в чем-то усложненный, путь изучения философии не всем по душе. Но он обладает многими достоинствами.

Всегда, когда осваивается исторический материал, сохраняется опасность повторения студентом тех исторических заблуждений, которые уже давно преодолены в силу развития человеческой культуры. Так обстоит дело и в математике, и в физике, и в философии. Впрочем формально-символический аппарат современных естественно-научных и технических дисциплин столь специфичен, что уже простое овладение им как бы предохраняет от соскальзывания в область устаревшего. В философии такой аппарат отсутствует, здесь на протяжении многих веков пользуются вроде бы одними и теми же словами: истина, красота, благо, идея… Но смысл, вкладываемый в эти слова, меняется по мере развития философии. В этих условиях подъем на вершину современных философских воззрений предполагает достаточно ясное понимание того, что уже было, прошлых достижений и неудач. Как показывает практика изучения философии, тот, кто не знает истории развития философских идей, рискует повторить неудачи былого. Очевидно, что следует избегать этого.

С учетом изложенного мы будем стремиться к достижению вершин современной философии. Но для этого необходимо преодолеть определенный путь, пройти некоторую школу мысли и чувства. Для читателя, которому присуще живое чувство увлечения новым, этот путь не покажется утомительным, поскольку предстоит встреча с выдающимися философами разных эпох. Их достижения впечатляют уже сами по себе. Даже в своих ошибках они умели быть великими, фактически стимулируя будущую мысль на новые открытия. Более того, удивительно, но выдающиеся философы прошлого довольно часто оказываются на высоте современных философских проблем. Как вполне справедливо отмечал наш отечественный выдающийся философ А.Ф. Лосев, история философии - это база духовной культуры вообще.

«Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007

5-е издание, переработанное и дополненное.

Исторический и систематический курс

Аннотация

Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века.

Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Введение

Что есть философия?

Часть 1. История философии

Глава 1.1 Античная философия

Глава 1.2 Средневековая философия

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.4 Европейская философия XVII в.

Глава 1.5 Философия XVIII в.

Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму

Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике

Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму

Глава 1.9 Русская философия

Часть 2. Систематический курс философии

Глава 2.1 Метафилософия

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология

Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

Глава 2.4 Философия общества и истории

Глава 2.5 Философия природы

Глава 2.6 Философия науки

Глава 2.7 Философия техники

Глава 2.8 Стратегия будущего

Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии

Литература

Именной указатель

Введение

Что есть философия?

Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего уяснить себе, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение. Как показывает история становления и развития философии, ответить на поставленные вопросы совсем непросто. В коротких лаконичных ответах трудно исчерпать многообразие философии. К тому же следует учесть ее творческий характер. Только тогда человек становится философом, когда он стремится выработать новое знание, новое чувство и новое откровение. Но это означает, что смысл философии не является чем-то неизменным, от века данным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, создают, творят. Кто всерьез этим занимается, тот и является философом.

Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель , является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборотПифагор . В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.