Катана и ее строение. Японские средневековые мечи: история, классификация и особенности изготовления Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

История появления катаны

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая - с вакидзаси.

Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.

Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.

Искусство владения мечем

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.

Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Уход за саблей

Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.

С помощью полировальных камней убирают зазубрины.

Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят — Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из Дайто («большего меча»), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето («меньшего меча»), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу — кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) — 95-120 см, короткий — Сето (Вакадзаси) — 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба».

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них — Ко-катана (кокатана) — вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта — кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана — это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

    Тати — меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

    Танто — малый самурайский меч.

    Козука — японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

    Та-чи — однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было — поражение конных войск.

Нодати

Катана — самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна — специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана — самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи — часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука . А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати — меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи — клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия — какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три — тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии — это уже не катана!

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) - Фути (Fuchi),
  • Шнур - Ито (Ito),
  • Лезвие - Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти - Касира (Kashira),
  • Вход в ножны - Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен - Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок - Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти - Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой - Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик - Накаго,
  • Завязки - Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку - Самэ (Same),
  • Ножны - Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) - Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча - Тэцу,
  • Клинок - Тосин,
  • Гарда - Цуба (Tsuba),
  • Рукоять - Цука (Tsuka),
  • Оплетка - Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах - Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси - короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «тати» — от 75 до 90 см. «Одати» от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.


  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части:

  • Ха - режущая кромка
  • Хабаки - крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира - головка рукояти
  • Кои гучи - вход в ножны
  • Моноучи - бьющая поверхность
  • Мунэ - тупой конец клинка
  • Мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго - основание лезвия
  • Сагэо - веревка
  • Сая - ножны
  • Цуба - гарда
  • Цука - рукоятка
  • Синоги - ребро клинка



Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати - край Ха
  • Хамон - линия закалки
  • Боти - линия закалки на острие
  • Екоте - разделяющая линия острия
  • Дзи-ада - лезвие
  • Ицу - канавка для Кодзука (нож)
  • Когай - (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки - острие
  • Кодзири - оконечность ножен
  • Ко-синоги - ребро клинка на острие
  • Куриката - петля для Сагэо
  • Мунэ мати - край Мунэ
  • Мэи - надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана - отверстие для штыря
  • Мэнуки - орнамент рукоятки
  • Нагадза - длина клинка
  • Накаго-дзири - оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ - частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие - Ниои)
  • Самэ-хада - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ - отверстие для Куриката
  • Сори - прогиб
  • Сэпа - шайбы
  • Фути - муфта рукоятки
  • Цука-ито - шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи - плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) - закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ - насечка напильника на Накаго


Любое повествование об историческом холодном оружии будет неполным без рассказа о средневековых японских мечах. Это уникальное оружие на протяжении долгих столетий верой и правдой служило своим хозяевам – свирепым воинам-самураям . В последние десятилетия меч катана, словно, переживает второе рождение, интерес к нему огромен. Японский меч уже стал элементом массовой культуры, катану «любят» голливудские режиссеры, создатели аниме и компьютерных игр.

Считалось, что в мече живут духи всех его прежних владельцев, а самурай всего лишь хранитель клинка, и он обязан передать его следующим поколениям. В завещании самурая обязательно был пункт, в котором распределялись его мечи между сыновьями. Если у хорошего меча был недостойный или неумелый владелец, то в этом случае говорили: «Меч плачет».

Не меньший интерес сегодня вызывает и история этого оружия, секреты его изготовления и фехтовальная техника, которую использовали средневековые японские воины. Однако прежде чем перейти к нашему рассказу, следует несколько слов сказать о самом определении меча самурая и его классификации.

Катана – это длинный японский меч, с длиной клинка от 61 до 73 см, с небольшим изгибом лезвия и односторонней заточкой. Существуют и другие типы японских мечей, в основном они отличаются своими габаритами и назначением. При этом слово «катана» в современном японском языке обозначает любой меч. Если говорить о европейской классификации холодного оружия, то катана вообще не является мечом, это типичная сабля с односторонней заточкой и изогнутым клинком. По форме японский меч очень напоминает шашку. Однако в традиции Страны восходящего солнца мечом называется любой тип (ну, или почти любой) холодного оружия, который имеет клинок. Даже нагината, похожая на европейскую средневековую глефу, с двухметровой рукоятью и клинком на конце, в Японии все-равно именуется мечом .

Историкам гораздо проще изучать японский меч, чем европейское или ближневосточное историческое холодное оружие. И причин здесь несколько:

  • Японский меч использовался в сравнительно недавнем прошлом. Катана (это оружие имело специальное название гун-то) массово применялась еще во время Второй мировой войны;
  • В отличие от Европы, до настоящего времени сохранилось большое количество старинных японских мечей. Оружие, возраст которого составляет несколько столетий, зачастую находится в отличном состоянии;
  • Производство мечей по традиционным средневековым технологиям продолжается в Японии и в наши дни. Сегодня изготовлением этого оружия занимаются около 300 кузнецов, все они имеют специальные государственные лицензии;
  • Японцы бережно сохранили основные техники искусства боя на мечах.

История

Железный век начался в Японии сравнительно поздно, только к VII столетию японские кузнецы освоили технологию изготовления оружия из многослойной стали. До этого момента железные мечи завозились в страну из Китая и Кореи. Древнейшие японские мечи чаще всего были прямыми и имели обоюдоострую заточку.

Период Хэйан (IX-XII столетие). В этот период японский меч получает свой традиционный изгиб. В это время центральная государственная власть ослабла, и страна погрузилась в череду бесконечных междоусобных войн и вошла в длительный период самоизоляции. Начала формироваться каста самураев – профессиональных воинов. В это же время значительно выросло мастерство японских кузнецов-оружейников.

Большинство схваток происходили в конном строю, поэтому место прямого меча постепенно заняла длинная сабля. Первоначально она имела изгиб около рукояти, позже он сместился область, отстоящую на 1/3 от конца хвостовика. Именно в период Хэйан окончательно сложился внешний вид японского меча, и была отработана технология его изготовления.

Период Камакура (XII-XIV столетие). Значительное улучшение доспехов, которое произошло в этот период, привело к изменениям в форме меча. Они были направленны на повышение ударной мощи оружия. Его вершина стала более массивной, увеличилась масса клинков. Фехтовать таким мечом одной рукой стало значительно сложнее, поэтому их в основном стали использовать в пеших поединках. Этот исторический период считается «золотым веком» для традиционного японского меча, позже многие технологии изготовления клинков были утрачены. Сегодня кузнецы пытаются восстановить их.

Период Муромати (XIV-XVI столетие). В этот исторический период начинают появляться очень длинные мечи, габариты некоторых из них превышал два метра. Такие гиганты являются, скорее, исключением, чем правилом, но общая тенденция была на лицо. Длительный период постоянных войн требовал большого количества холодного оружия, зачастую за счет снижения его качества. Кроме того, общее обнищание населения привело к тому, что мало кто мог позволить себе по-настоящему качественный и дорогой меч. В это время распространение получают печи-татары, что позволяет увеличить общее количество выплавляемой стали. Изменяется тактика поединков, теперь бойцу важно опередить соперника в нанесении первого удара, поэтому все более популярными становятся мечи-катаны. К концу этого периода в Японии появляется первое огнестрельное оружие, что изменяет тактику сражений.

Период Момояма (XVI столетие). В этот период японский меч становится короче, в обиход входит пара дайсё, позже ставшая классической: длинный меч катана и короткий меч вакидзаси.

Все вышеописанные периоды относятся к так называемой Эпохе старых мечей. В начале XVII века начинается Эпоха новых мечей (шинто). В это время в Японии прекращаются многолетние междоусобицы, и воцаряется мир. Поэтому меч несколько теряет свое боевое значение. Японский меч становится элементом костюма, символом статуса. Оружие начинают богато украшать, значительно больше внимания уделяется его внешнему виду. Однако при этом снижаются его боевые качества.

После 1868 года начинается Эпоха современных мечей. Оружие, выкованное после этого года, называется гэндай-то. В 1876 году ношение мечей было запрещено. Это решение нанесло серьезный удар по касте воинов-самураев. Большое количество кузнецов, занимавшихся изготовлением клинков, потеряли работу или были вынуждены переквалифицироваться. Только в начале прошлого века начинается кампания возвращения к традиционным ценностям.

Наивысшей частью для самурая было умереть в бою с мечом в руках. В 1943 году был сбит самолет с японским адмиралом Исороку Ямамото (тот самый, что руководил атакой на Перл-Харбор). Когда обугленное тело адмирала достали из-под обломков самолета, то обнаружили в руках мертвеца катану, с которой он и встретил свою смерть.

В это же время для вооруженных сил мечи начали изготавливать промышленным способом. И хотя они внешне напоминали боевой самурайский меч, это оружие уже не имело никакого отношения к традиционным клинкам, изготовленным в более ранние периоды.

После окончательного разгрома японцев во Второй мировой войне победители издали приказ об уничтожении всех традиционных японских мечей, но благодаря вмешательству историков он вскоре был отменен. Производство мечей по традиционным технологиям было возобновлено в 1954 году. Была создана специальная организация «Общество по сохранению художественных японских мечей», ее основной задачей стало сохранение традиций изготовления катан, как части культурного наследия японской нации. В настоящее время существует многоступенчатая система оценки исторической и культурной ценности японских мечей.

Японская классификация мечей

Какие же еще мечи, кроме знаменитой катаны, существуют (или существовали в прошлом) в Японии. Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. То, что будет описано ниже, это всего лишь краткий обзор, который дает лишь общее представление о вопросе. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей:

  • Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне очень она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;
  • Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);
  • Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;
  • Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири , ну и для других, более мирных целей;
  • Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;
  • Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя . По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;
  • Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;
  • Гун-то. Армейский меч прошлого века. Это оружие изготавливалось промышленным способом и в огромных количествах направлялось в армию и на флот;
  • Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

Изготовление японского меча

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

Перед началом процесса мастер много времени проводил в медитации, он молился и держал пост. Нередко кузнецы на время работы надевали облачение синтоистского священника или же придворный церемониальный костюм. Перед началом процесса ковки кузня тщательно убиралась, у ее входа вывешивали обереги, предназначенные для отпугивания злых духов и привлечения хороших. На время работы кузня становилась священным местом, в нее мог заходить только сам кузнец и его помощник. Членам семьи (кроме женщин) в этот период вход в мастерскую был запрещен, женщинам же вообще не разрешали заходить в кузницу, опасаясь их дурного глаза.

Во время изготовления меча кузнец ел пищу, приготовленную на священном огне, а на животную пищу, крепкие напитки, а также на сексуальные контакты было наложено жесткое табу.

Металл для изготовления холодного оружия японцы получали в печах татара, которые можно назвать местной разновидностью обычной домницы.

Клинки обычно делают из двух основных частей: оболочки и сердцевины. Для изготовления оболочки меча воедино сваривают пакет из железа и высокоуглеродистой стали. Его многократно складывают и проковывают. Основная задача кузнеца на этом этапе – добиться гомогенизации стали и очистить ее от примесей.

Для сердцевины японского меча используют мягкую сталь, ее также многократно проковывают.

В итоге, для изготовления заготовки меча мастер получает два бруска, из прочной высокоуглеродистой и мягкой стали. При изготовлении катаны из твердой стали формируют профиль в форме латинской буквы V, в который вкладывается брусок из мягкой стали. Он несколько короче общей длины меча и немного не доходит до острия. Существует и более сложная технология изготовления катаны, она заключается в формировании клинка из четырех брусков стали: из самой твердой стали производятся острие и режущие кромки оружия, на боковые стороны идет несколько менее твердый металл, а сердцевина выполняется из мягкого железа. Иногда и обух японского меча изготавливают из отдельного куска металла. После сваривания частей клинка мастер формирует его режущие кромки, а также острие.

Однако «главной фишкой» японских кузнецов-оружейников считается закалка меча. Именно специальная техника термообработки придает катане ее несравненные свойства. Она существенно отличается от аналогичных технологий, которые использовались кузнецами в Европе. Следует признать, что в этом вопросе японские мастера продвинулись куда дальше своих европейских коллег.

Перед закалкой японский клинок покрывают специальной пастой, сделанной из глины, золы, песка, каменной пыли. Точный состав пасты держался в строгом секрете и передавался от отца к сыну. Важным нюансом является то, что паста наносится на клинок неравномерно: на лезвие и острие наносился тонкий слой субстанции, а на боковые грани и обух – значительно более толстые. После этого клинок нагревали до определенной температуры и закаливали в воде. Участки клинка, покрытые более толстым слоем пасты, остывали медленнее и получались мягче, а наибольшую твердость при такой закалке получали режущие поверхности.

Если все выполнено правильно, то на клинке появляется четкая граница между закаленной областью лезвия и остальной частью. Она называется хамон. Еще одним показателем качества работы кузнеца являлся белесый оттенок обуха клинка, он называется уцуби.

Дальнейшую доработку клинка (полировку и шлифовку) обычно проводит специальный мастер, работа которого также ценится весьма высоко. Вообще же изготовлением и украшением клинка могут заниматься более десяти человек, процесс очень специализирован.

После этого меч должен пройти испытания, в древности этим занимались специально подготовленные люди. Тесты проводились на скрученных циновках, а иногда и на трупах. Особенно почетным было испытать новый меч на живом человеке: преступнике или военнопленном.

Только после испытаний кузнец выбивает на хвостовике свое имя, и меч считается готовым. Работы по монтировке рукояти и гарды считаются вспомогательными. Рукоять катаны обычно обклеивалась кожей ската и обматывалась шелковым или кожаным шнуром.

Боевые качества японских мечей и сравнение их с европейскими мечами

Сегодня катану можно назвать самым популярным мечом в мире. Трудно назвать другой вид холодного оружия, вокруг которого существует такое количество мифов и откровенных сказок. Японский меч называется вершиной кузнечного искусства за всю историю человечества. Однако с таким утверждением можно и поспорить.

Исследования, проведенные специалистами с использованием новейших методов, показали, что европейские мечи (в том числе и античного периода) мало чем уступали японским аналогам. Сталь, которую использовали европейские кузнецы для изготовления оружия, оказалась рафинированной не хуже, чем материал японских клинков. Они были сварены из множества слоев стали, имели селективное закаливание. При исследовании европейских клинков были привлечены современные японские мастера, и они подтвердили высокое качество средневекового оружия.

Проблема заключается в том, что к нашему времени дошло очень мало образцов европейского клинкового оружия. Те мечи, которые обнаруживают во время археологических раскопок, обычно находятся в плачевном состоянии. Есть особо почитаемые европейские мечи, которые пережили столетия и сегодня находятся в музеях в хорошем состоянии. Но их очень мало. В Японии же из-за особого отношения к холодному оружию к нашему времени сохранилось огромное количество старинных мечей, причем состояние большинства из них можно назвать идеальным.

Несколько слов следует сказать о прочностных и режущих характеристиках японских мечей. Без сомнения, традиционная катана – это превосходное оружие, квинтэссенция многовекового опыта японских оружейников и воинов, но резать «железо как бумагу» она все-таки не способна. Сцены из фильмов, игр и аниме, где японский меч без особых усилий режет камни, пластинчатые доспехи или другие металлические предметы следует оставить на совести сценаристов и режиссеров. Такие способности лежат за гранью возможностей стали и противоречат законам физики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Меч с выгнутым наружу лезвием длиной более 60 см (дайто) с длинной и прямой рукояткой, которая дает возможность применять хват двумя руками. Несильный изгиб лезвия и заостренный конец допускают также использовать колющие удары. Сражение одной рукой сильно осложняется тем, что

у катаны нет навершия. Масса японской катаны традиционная для мечей данного типа (примерно 1 - 1,5 кг).

Самурайский меч катана фото

История и характеристика катаны

Эпоха самурайского меча катаны началась в 15 столетии в результате совершенствования тати. Катана применялась в качестве стандартного вооружения самурая, преимущественно в паре (так называемый комплект дайсё – длинный и короткий) с малым мечом вакидзаси, который использовался в ближнем бою или в харакири. Катану было разрешено носить только самураям. Катана – наиболее прочный в мире меч, который позволял разрубать почти все материалы - мясо, кости и даже железо. Профессионалы владения катаной в сражении с бойцом, применяющим европейский меч, могли перерубить этот меч (твердость лезвия катаны 60-65 HRC против 50-58 HRC твердости европейских мечей).

Приемы владения катаной

Длинная рукоять давала возможность эффективно маневрировать катаной. Как правильно держать катану? Преимущественно использовался хват, при котором конец рукоятки лежит в середине левой ладони, а правая рука сжимает рукоять около гарды. Синхронное движение обеих рук дает возможность создавать широкую амплитуду взмаха без больших силовых затрат. В основном удары наносятся вертикально. Распространенное в Европе деление на "блок-удар" практически не используется. Вместо этого наносятся удары по мечу или рукам соперника, убирающие его оружие с траектории атаки и позволяющие дальнейшим взмахом поразить противника.

Хват катаны

Настоящий японский самурайский меч катану можно отличить по характерной линии закалки хамон, которая образуется вследствие использования особых методов ковки и закалки, и по рукояти цука, которая обернута кожей ската и замотана полоской шелка. В качестве обтяжки могла использоваться простая кожа. Деревянные рукояти или рукояти из слоновой кости бывают только у сувенирных и парадных катан.

фото линия закалки хамон

Клинок сделан по крайней мере из двух различных типов стали: вязкого в сердцевине и прочного в режущей кромке. Эти составляющие перед ковкой проходили очищение приемом множественного сложения и сварки.

Ножны самурайского меча катаны носят название сая; они сделаны из дерева и на их поверхность нанесен лак.

Фото ножны катаны сая

Ношение катаны

Японские самурайские мечи катану и вакидзаси носят лезвием вверх на левом боку в ножнах, которые помещены за поясом. Когда самурай заходил в дом, он вытаскивал катану из-за пояса. При угрозе он держал меч в левой руке в состоянии готовности к бою или, если хотел показать доверие, в правой. Присаживаясь, он клал меч на пол в черте досягаемости, при этом вакидзаси оставался за поясом. Если нужда часто применять катану отсутствовала, ее оставляли дома в недекорированной оправе сирасая, сделанной из магнолии, которая сохраняла меч от коррозии.

Ношение катаны

Катана видео

Видео, в котором демонстрируются основные приемы владения катаной, техника выполнения ударов.

Другие интересные статьи