Князь игорь был в 945 г убит. Игорь старый

Игорь был первым князем Древнерусского государства из династии Рюриковичей. Мало кто знает, что сам Рюрик был князем Новгородским. А подчинил Киев и перенес в него столицу князь Олег, именуемый Вещим. Олег был родственником Рюрика и, умирая, тот оставил на него малолетнего Игоря, а также своеобразное регентство при нем. Вещий Олег правил единовластно как неограниченный самодержец, однако ряд дел, особенно кровавых, он вершил именем малолетнего Игоря. Например, обманом выманив из Киева правивших там князей Аскольда и Дира, он казнил их, заявив: «Не князья вы и не княжеского рода. Но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

Князь Игорь правил Киевом 33 года и, казалось бы, что его жизнь, как фактического родоначальника династии, должна быть доподлинно известна. Однако это не так. Нет единства даже в определении даты его рождения. Поэтому энциклопедия указывает, что родился он около 878 года, за год до смерти своего отца, которого часть историков вообще исторической личностью не считают.

Большая часть людей, окончивших советскую школу, смогут припомнить, что Игорь был незначительным князем, погибшим при сборе дани с древлян по своей жадности и глупости. Однако эта версия исторической правде не соответствует. Более того, причины его смерти и реальные убийцы окончательно не установлены.

К самостоятельному княжению Игорь приступил только после смерти Вещего Олега - личности тоже полулегендарной, во всяком случае, ни в одном иностранном источнике не упоминаемой, и это при том, что его «щит - на вратах Цареграда». Умер Олег в 911 (по другим источникам в 922) году. До своей смерти он успел женить Игоря на будущей первой русской святой - княгине Ольге. До брака Ольгу звали Преграда, и родом она происходила из Пскова, где была то ли простолюдинкой, то ли, наоборот, из знатной семьи Гостомысла. Возможно, что на самом деле она родилась в Пловдиве и была болгарской княжной. Ряд историков утверждает, что Ольга была дочерью Вещего Олега. И доподлинно известно лишь то, что при крещении она получила имя Елена.

После Ольги Игорь взял себе еще несколько жен. Однако, согласно древним летописям, та, которая позже стала святой, пользовалась у него наибольшим уважением. Считается, что брак был заключен в 903 году, однако и эта дата вызывает большие сомнения. Особенно если проанализировать тот факт, что их сын Святослав родился в 942 году.

Первый воинский поход князь Игорь совершил против древлян в 914 году. Это славянское племя имело столицу в Искоростени в 150 километрах от Киева. Вещий Олег покорил их, но после его смерти древляне дань платить отказались. Игорь разгромил древлян и обложил их данью больше олеговой. В 915 году у Игоря произошло первое столкновение с печенегами. Игорю удалось заключить с ними «вечный мир», который продолжался до 920 года, после этого на границах Руси и степи шла фактически непрерывная война.

В годы правления Игоря русские дружины охотно плавали по Каспию, грабя прибрежные государства региона. Им даже удалось разграбить и вырезать столицу Кавказской Албании, город Бердаа, находившийся на территории современного Азербайджана. «Рус, жадный к битвам, …пустился в море и на палубах своих судов совершил вторжение… Этот народ опустошил всю территорию Бердаа… Это нечто иное, как разбойники, подобные волкам и львам. Они никогда не предаются веселию пиров… Они овладевают странами и покоряют города…» - писал позднее Низами.

Однако воинская слава Олега - тот самый щит, очень манила князя Игоря. В 941 году он предпринял первый поход на Константинополь. Интересно, что повествующие об этом походе русские летописи являются пересказом греческих источников, они сообщают: «11 июня… на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы». Основные силы византийцев в это время воевали на других фронтах. Однако руководитель города, предупрежденный болгарами о нашествии, смело вступил в бой.

Византийцы имели на вооружении «греческий огонь» - горючую смесь, способную гореть в воде, и сумели сжечь большую часть русского флота. Поход закончился ничем. Однако в результате его князь Игорь стал первым русским правителем, попавшим в византийские летописи. Он первый перекрестно упоминается как в русских, так и в иностранных источниках. И, соответственно, является первым правителем Руси, чье реальное существование считается доказанным.

Первая неудача не обескуражила князя Игоря. В 943-944 году князь собирает новое войско, куда помимо славянских подразделений включается множество варяжских дружин и наемная конница печенегов. Он снова выступает в поход на Константинополь и одерживает победу, причем не пролив ни капли крови. Византийцы настолько испугались сообщений об огромном войске князя, что выслали вперед послов, которые обещали платить дань, щедро наградить каждого воина и, говоря современным языком, предоставить русским купцам режим наибольшего благоприятствования. Посовещавшись с дружиной, князь эти предложения принял. И вернулся в Киев со славой и богатством.

То, что этот умудренный многими битвами и тридцатилетним правлением государством, расширивший его границы и успешно сдерживающий натиск врагов князь делал дальше, согласно официальной версии, логическому объяснению не поддается. В 945 году он, по требованию дружины, которая «поиздержалась и поизносилась» отправляется за данью к древлянам. Следует понимать, что дружина - это высший слой тогдашнего общества, из которого впоследствии сформировалось боярство, поэтому голодать и быть плохо одетыми они точно не могли. Кроме того,нигде ничего не сообщается об отказе древлян платить дань, которой Игорь обложил их еще в 914 году. То есть получается, что самодержавец, собрав все руководство страны, отправляется на грабеж своих собственных подданных. Ну, допустим именно так оно и было. Тогда, видимо, в дальнейшем он просто сошел с ума. Собрав дань без всякого сопротивления, Игорь большую часть дружины с ценностями отправляет в Киев, а с малой бандой возвращается в Искоростень, желая ограбить его повторно. Древляне под руководством князя Мала восстают, дружину его уничтожают, самого же князя, привязав к двум деревьям, разрывают на куски.

Дальше - больше. Врага, настолько ненавистного, что для его уничтожения была избрана самая зверская казнь, с большой помпой и почетом хоронят вблизи от Искоростени, насыпав над его телом огромный курган. Князь же Мал, недолго думая, отправляется свататься к княгине Ольге. Неутешная вдова, естественно, как добрая христианка приказывает его и всю его свиту закопать живыми в землю в отместку за смерть супруга. Причем она настолько была убита горем, что позднее еще трижды ходила мстить древлянам.

То, что в этой версии что-то не так, историки заметили давно. Опираться на древние летописи как на достоверный документ достаточно сложно, так как все писалось исключительно на заказ правителей и в том ключе, который эти правители считали верным. Предлагалась версия, что Игорь мог быть убит недовольными варягами. В расширенном варианте версия гласит, что варяги были подкуплены. Остается вопрос: кем? Старинный принцип сыска гласит: «Qui prodest» - ищи кому выгодно.

Так вот, княгиня Ольга, не имея на то никаких династических прав, после смерти князя Игоря единолично правила Русью 17 лет, с 945 по 962 годы.

Князь Игорь – одна из загадочных и неоднозначных личностей в истории. Он был сыном и родственником Вещего Олега. Его правление начинается в 912 году и продолжается до 945 года. Успехи его в государственных и военных делах значительные и тому есть множество документальных подтверждений. Наибольшую загадку представляет его смерть.

Общепринятая версия гибели князя Игоря

После возвращения из похода в Византию, князь перестал участвовать в сборе дани. Он поручил это своему воеводе. Но дружина его начала роптать, что, мол «отроки» Свенельда богатеют от дани, а они бедствуют. Игорь поддался на уговоры и отправился на полюдье в земли древлян. Дружина собрала хорошую дань, основной отряд с собранной добычей князь отправил в Киев, сам же с небольшим отрядом задумал повторить полюдье. Возмущенные древляне на вече решили погубить Игоря. Что и выполнили. Правда, в древнерусской летописи о самой казни нет ни слова. В них князя называют Игорь Старый или Игорь Жадный. Исследователи истории древней Руси пытаются раскрыть тайну гибели первого потомка Рюрика, использую для этого не только древнерусские летописи, но и исторические материалы Византии, Польши.

Другие версии смерти князя Игоря

По одной из версий древляне платили дань по «пакту». А Игорь этот договор нарушил, поэтому и был казнен. Причем казнили князя как разбойника, разорвав его на части. Но это вызывает сомнение потому, что, похоронили князя древляне вблизи города Искоростень, насыпав над телом огромный курган, так обычно хоронят выдающихся, уважаемых людей. Существует предположение, что князь вернулся не за данью, а его специально выманили с малым отрядом, чтобы убить. Историк Лев Прозоров считает, что Киевского князя предали и убили варяжские дружинники. После поражения в 941 году княжеская дружина значительно уменьшилась, поэтому для сбора подати Игорь взял варяжский отряд. В пользу этой версии говорит и то, что русская дружина никогда бы не оставила князя во враждебной земле одного. Следующая гипотеза касается причастности к его смерти воеводы Свенельда. Этому есть подтверждение в древних летописях. После возвращения из Византии князь разрешил воеводе собирать дань с угличей и древлян. Но после ропота княжеской дружины лишил его этого права, что могло стать причиной предательства и убийства со стороны Свенельда. Ученый А.А.Шахматов, основываясь на Новгородскую первую летопись младшего взвода и «Историю Польши», доказывает, что Свенельд являлся отцом князя Мала, а древляне были его подданными. Поэтому воевода не хотел лишиться права на сбор дани и со своей дружиной, при поддержке древлян, напал на Игоря. В этом сражении Игоря убил сын Свенельда.

Можно ли верить истории? В этой статье-исследовании даётся новый взгляд на деяния и гибель князя Игоря.
Историю создают великие люди. А люди невеликие её переписывают. В современных учебниках и энциклопедиях прослеживается общая тенденция славянофобии – роль русского народа приуменьшается, искажается, а иногда обливается грязью. Складывается ощущение того, что нам хотят внушить стыд и пренебрежение к своей истории.

Мы можем любить или не любить свою историю. Но каждый человек должен уметь самостоятельно оценивать исторические события и деяния личностей, разбираться, что может быть правдой, а что больше похоже на ложный вымысел.

Забытые дела

Печальная участь «переписывания» постигла и киевского князя Игоря сына Рюрика, которого в народе прозвали Старым. Он принял власть в 912 году от князя Олега, бывшего ему опекуном, когда сам был уже зрелым мужем и имел жену Ольгу. Он никогда не пытался свергнуть Олега с престола, потому что не сомневался в законности его власти. Это послужило поводом для некоторых историков обвинять его в слабохарактерности и даже трусости. Игорь правил на Киевском престоле с 912 по 945 год. За это время князь свершил немало важных дел, направленных на укрепление Руси.

Но в современной литературе про князя Игоря можно прочитать, что он не прославил своё княжение ни победами в сражениях, ни великими военными походами, ни реформами. Но справедливы ли такие слова?

О мирных делах Игоря часто «забывают». Знаменит он больше благодаря неудачному походу на Византию и легенде о его гибели. А как же заключённый с печенежскими племенами мир в 915 году? Или торговый поход в Итальянские страны в 935, совершённый с греческими купцами? Или появление славянской азбуки Кирилла и Мефодия? Эти дела свидетельствуют о мирных отношениях с окружающими странами и о том, что Игорь заботился о развитии культуры и образования внутри страны.

Внешняя политика

Когда печенеги впервые напали на Русь, Игорь показал себя решительным правителем. Он выступил им навстречу с большими войсками. Сила и слава оружия русов заставили неприятеля пойти на мир. Будь Русь слаба, а её правитель несмел и ненапорист, быть большому сражению, а не переговорам.

В летописях существуют сведения о сражении с печенегами в 920 году (спустя целых пять лет мира!). И результаты этой крупной победы очевидны, если проследить дальнейшую историю. Во-первых, племена печенегов отважатся напасть на Русь лишь в 968 году. Одна победа Игоря Рюриковича дала целых 48 лет спокойной жизни! Во-вторых, есть доказательства того, что печенеги всё это время были если не в вассальной зависимости, то вынуждены были выполнять волю русского князя. Они входили во вспомогательные военные отряды княжеских войск в сражениях с Константинополем, а в 944 году князь приказал печенегам идти войной на Болгарскую землю, как гласит летопись. Даже арабский географ Ибн-Хаукаль в своих записях о землях руссов называет печенегов «копьём в руках князя».

Эти факты говорят определённо за то, что Русь при Игоре Рюриковиче была сильной державой, способной держать врагов в повиновении. Подтверждение этому находятся и в других источниках. В записях арабских историков и географов река Дон и Чёрное море названы «Русскими». Там же сказано, что «только руссы смеют плавать по ним». В записях историка Диакона из Византии можно найти утверждения, что современный Керченский пролив служил князю Игорю отправной точкой – военной базой, как сказали бы сегодня – для константинопольских походов в 941 и 944 годах.

Византийские походы

В современных учебниках говорится, что в 941 году князь Игорь захотел прославиться военной победой над Константинополем. Он снарядил армию и разместил её на 10 000 ладьях. Мотивация такого решения представляется сомнительной. В ту далёкую эпоху военные ресурсы и каждый воин были на счету. А играючи совершить поход на Византию – сильную империю с мощной армией – было не под силу даже Игорю. И, если князь пошёл на такого врага, значит, на то была веская причина. Определённо, Византия представлял для Руси угрозу, и Игорь решил заявить о себе прежде, чем враг придёт на его землю.

И заявление это было достаточно серьёзное. Посмотрим, в 941 Игорь проиграл сражение. Византийский военачальник Феофан Протовестиарий сжёг флот русичей «греческим огнём». А на берегу им нанесли поражение пехота и конница императора Лакапина. Но почему навстречу русичам войска вывел сам император? И почему он после не преследовал князя? И даже после победы не совершил похода в русские земли, чтобы уничтожить опасного соседа? Ответ очевиден – победа над славянами стоила Византии больших потерь, а разгром страны русов был невозможен.

А вот Игорь хотел обезопасить себя от опасного соседства. В 943 году он повторяет поход на Византию (в войсках князя, к слову, были отряды печенегов и наёмных варягов). Армия русов была столь сильна и многочисленна, что император Лакапин посчитал нужным откупиться от сражения. И здесь Игорь предстаёт перед нами мудрым дипломатом. Он принял мир, а Византию обложил данью, больше той, что брал Олег. Можно ли после этого говорить, что Русь была страной «варваров», а возглавлял её несмелый и нерешительный князь?

Гибель Игоря

Зависимость славянских племён от киевского князя выражалась платежом дани. При Игоре её выплачивали деньгами, пушниной, продуктами и ремёсленными изделиями. Каждый год поздней осенью князь с дружиной начинал объезд подчинённых земель. Полюдье продолжалось всю зиму до весны. Возможно, оно сопровождалось побоищами и всяким насилием над местным населением. К тому же размер дани не был определён, брали столько, сколько считали нужным. Ясно, что народ не раз восставал против такого обращения.

Под конец княжения Игорь перестал ездить за данью. Он посылал за ней воеводу Свенельда с его дружиной. Те быстро богатели, и завистливые дружинники Игоря уговорили его поехать за данью к древлянам – самому большому и богатому племени славян. Дальнейшие события мы знаем ещё со школы – князь, собрав дань, вернулся взять ещё. Но древляне восстали и убили Игоря с дружиной.

Следуя официальной исторической версии, понять древлян можно – их грабили, и они защищались. Но всё же есть в ней несколько моментов, заставляющих усомниться в их правдоподобности.

Во-первых, княжеская дружина не могла завидовать в богатстве Свенельду и его отряду. Ведь за год до этих событий Игорь получил откуп от Византии. Причём, больше того, сколько взял Олег. Княжеская дружина имела серебро и золото, шелка и прочие богатства. А чем мог Свенельд разбогатеть в землях славян? Только медами, мехами и ремёсленными изделиями.

Поэтому едва ли Игорь в преклонном возрасте нарушил свои привычки и поехал за данью к древлянам. Возможно, это был всего лишь предлог оказаться в тех землях, а на самом деле он имел другую цель. Какую же? Древляне часто проявляли неповиновение. Вполне вероятно, Игорь заподозрил их в бунте и приехал для его подавления.

Во-вторых, собрав дань, едва ли Игорь возвратился добрать ещё. Это поступок жадного и алчного человека. А славяне всегда славились щедростью, доходящей до расточительства. К тому же, как утверждают летописи, возвращался князь с малым отрядом, а это уже совсем неразумно – ехать с небольшим количеством людей к обобранным данью древлянам.

Так что же могло случиться? Возможно, древляне все-таки подняли бунт и хитростью вызвали к себе князя, где его и убили. Тогда не было и в помине жадных поборов князя. Возможно, Игорь погиб от рук дружины. Известно, что после войн с Византией ряды дружинников пополнили наёмные варяги, для которых предательство – не самый большой грех. В таком случае их предательство похоже на умышленное убийство. И мы можем лишь гадать, кому была выгодна гибель старого князя – воеводе Свенельду, княгине Ольге или другим «сильным мира сего»?

Эпилог

Судить с уверенностью о событиях древней истории невозможно. Вся проблема в том, что историю Руси мы можем узнать из ничтожно малого числа письменных источников. Это античные, древнееврейские, византийские и арабские сочинения. Большинство из них носят поверхностный характер, не дают точных сведений, имён и датировок.

А более ценные русские летописи писались при княжеских дворах или монастырях. И здесь большое значение имени политические взгляды и интересы летописца. К тому же, за столетия летописи многократно переписывались, и каждое поколение вносило в них свои поправки.

Именно поэтому не стоит всегда полагаться на официальные источники. История всегда была орудием в руках манипуляторов общественного сознания. Узнать определённо, что было на самом деле, невозможно. Поэтому нам и остаётся единственный выход – пропускать всю информацию через «фильтр» своего здравого разума.

Относительно недавно, летом 2008 года, в российской прессе появилось сенсационное сообщение: найдено место предполагаемой казни легендарного князя Игоря, супруга княгини Ольги! Украинские исследователи утверждали, что точно знают, где древляне расправились с великим киевским правителем. Прежде об этом месте говорили только сельские старожилы и несколько этнографов.

Сейчас ученые убеждены, что казнь была осуществлена возле местности Игорев брод, рядом с селом Беловеж (Ровенская область, Розовский район). В Х веке здесь находились непроходимые болота. Тем не менее исследователи отмечают, что для князя Игоря с женой Ольгой это был кратчайший путь из Киева в древлянскую землю. По их мнению, именно через этот брод он возвращался после получения дани с гордого племени. С того времени это место и называют Игоревым бродом. Казнили же князя в шести километрах отсюда. Ни машина, ни мотоцикл, ни кони не пройдут по этим узким тропам. На месте, где киевский князь принял жестокую смерть от древлян, нет ни указателя, ни памятного знака. Однако место это до сих пор пробуждает в селянах из соседних сел мистический страх…

Еще с пятого класса из учебника истории все школьники знают: древляне привязали князя за ноги к двум молодым березам (по другой версии – к двум дубкам) и отпустили деревья. А все потому, что киевский правитель был очень жадным и обкладывал их непомерной данью. До сих пор, как и века назад, здесь растет много берез и дубов и водится множество диких зверей.

Как гласят летописи…

Согласно древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», князь Игорь был сыном Рюрика и преемником вещего князя Олега. Главным направлением деятельности Игоря была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил он в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912 года, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить полюдье (дань). Всего правление великого киевского князя Игоря длилось тридцать три года.

Имя князя Игоря, кроме того, связано с первым упоминанием о Пскове в общерусском летописном своде и относится к 903 году. В этом году он женился на псковской девушке Ольге, ставшей впоследствии великой княгиней Киевской, мудрой правительницей и первой из русичей, принявшей христианство. А внук княгини, Владимир Красно Солнышко, стал крестителем Руси.

В том же 903 году под предводительством князя Игоря был совершен поход к Каспийскому морю. Двигаясь вдоль морского побережья, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за пропуск хазарам была обещана половина добычи. Она была огромной, и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

Вернувшись в Киев, князь был вынужден собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов, которые вели кочевой образ жизни.

Встретившись с сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бессарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915 году, они пять лет не тревожили русских, но с 920 года, как пишет составитель «Повести временных лет», начали вновь вторгаться на просторы Руси.

Договор о вечном мире

В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел селений и монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым греческим огнем (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.

Игорь отступил и вновь пошел на греков лишь в 943 году. Предупрежденные булгарами и хазарами «о русичах без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911 гг.) в русской истории. Договор 944 года устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли какой-то правитель вражеской земли хотели начнеть наше царство от нас отъимати, да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…».

Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Неудивительно, что русский летописец внес текст этого договора в «Повесть временных лет» – столь велико его значение.

«Договор о вечном мире» 944 года называл русских князей, сопровождавших Игоря (архонтов), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными архонтами, или конунгами. Важно отметить, что в дележе участвовали не только мужи, но и жены князей и старших конунгов, архонтессы Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами (ярлствами). Эти знатные женщины также послали своих послов в Царьград, а с ними и жена Игоря – княгиня Ольга, владевшая как ярлством городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа.

Те самые древляне

После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!» После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 году со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Собрав ее, он ушел, но вскоре передумал: не потребовать ли побольше? Отослав большую часть дружины в Киев, он с оставшейся малой частью вернулся в древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили, что поборам не будет конца, и решили разом с этим покончить: маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря, по свидетельству византийского историка Льва Дьякона, убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. После смерти Игоря вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове князя, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю.

Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. После смерти Игоря княгиня Ольга вместе с малолетним сыном Святославом пошла войной на древлян. По сведениям летописи, Ольга жестоко расправилась с ними и во избежание подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки», то есть определила места, периодичность и размеры собираемой дани.

К концу правления князя Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-востоке – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова.


Как известно, первый русский князь из рода Рюриковичей, князь Игорь Рюрикович, погиб в 945 году от Рождества Христова. В «Летописи временных лет» Нестора-летописца этот исторический эпизод из истории Киевской Руси является одним из самых ярких и поучительных:

«В лето 6453. Рекоша дружина Игореви: «Отроци Свенделжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази; и поиди, княже, с нам в дань, да и ты добудешь и мы» И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примысляше к первой дани, и нисиляще им, и мужи его; и вомя дань, и поиде в свой город. Идущю же ему вспять, размысли, рече дружине своей: «Идите вы с данью домови, а я возвращюся и похожю еще». И пусти дружину свою домови, с малом же дружины возвратися, желая большая именья. Слышавше же Древляне, яко опять идет, сдумавше Древляне с князем своим Малом и рекоша: «аще ся ввадить волк в овцы, то относит по единой все стадо, аще не убьють его; тако и сий, аще не убьем его, то вси ны погубить»; и послаша к нему глаголющее: «Почто идеши опять? Поимал еси всю дань». И не послуша их Игорь, и шедше из города Искоростеня противу Древляне, и убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало. И погребен бысть Игорь; и есть могила его у Искоростени города в Деревах и до сего дни».

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. Цитируя Льва Диакона, император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Всего лишь два упоминания о смерти князя Игоря. И больше ничего. Князь, который во главе русского войска ходил в победные походы против самого Константинополя, вдруг оказался настолько мелочно корыстным и недальновидным, что жизнь свою закончил на верхушках деревьев в лесах под Коростенем в поисках древлянской дани – неужто это вся правда о его смерти?

Летопись подробно описывает последующие события, когда древляне посылали посольства в Киев с предложениями княгине Ольге стать женой древлянского князя Мала, и как потом Ольга, после долгих и безуспешных попыток овладеть столицей Древлянского княжества городом Коростенем, сумела его взять только хитростью.

Здесь не может не возникнуть первый вопрос: если столь непросто было покорить древлян, если княгиня Ольга вместе с варяжским воеводой Свенельдом во главе русских и варяжских дружин не смогла просто так, легко и без усилий, разбить древлянское войско и захватить древлянскую столицу – то почему князь Игорь рискнул оказаться на территории Древлянского княжества с малой частью своей дружины?

Была ли смерть русских князей Игоря и Святослава следствием их нерассудительности?

Сразу же хочу провести параллель со смертью единственного сына князя Игоря – князя Святослава. Как известно, великий и храбрый воин, князь Святослав, покоривший много народов и достойно сражавшийся против Византии, погиб на острове Хортица, возвращаясь домой в Киев из Болгарии. Свенельд с большей частью войска пошел на Киев прямо, а Святослав с малой частью дружины пошел окружным путем по Днепру - и попал на Хортице в окружение. Целый год (!) Святослав сражался в окружении врагов, но помощи из Киева так и не дождался. Свенельд, благополучно прибыв в Киев, о Святославе почему-то «забыл». А летописцы написали, что князь Святослав поступил упрямо и неразумно, не послушавшись мудрого Свенельда.

Получается так, что варяжский воевода Свенельд оказался мудрее русских князей Игоря и сына его Святослава, которые погибли, одинаково оказавшись с малой частью своей дружины в окружении своих врагов.

Но была ли смерть русских князей Игоря и Святослава следствием их нерассудительности? Расследуя причины смерти Святослава, многие историки пришли к выводу, что Свенельд, сговорившись с печенегами, "подставил" князя, специально послав Святослава в западню. Потому что хотел поставить сына своего Люта править Киевской Русью во главе варяжской династии. Но Люта, как мы знаем, убил сын Святослава, древлянский князь Олег.

После смерти Игоря именно воевода Свенельд возглавил войско княгини Ольги в ее войне против древлян. Почему же Свенельд не участвовал в походе князя Игоря против древлян? Или участвовал - и покинул его? А потом летописцы изобразили такого себе алчного князя, польстившегося якобы легкой добычей и нашедшего себе смерть «в Деревах» у Искоростеня, где могила его и «до сего дни».

Казалось бы, простая и понятная версия. Пошел князь за данью в Коростень и там его и убили, и похоронили. Так и написано во всех исторических учебниках.

Но, как оказывается, и здесь не все так просто. То, что я напишу дальше, можно называть исторической сенсацией – хотя на самом деле для многих историков и краеведов эти факты известны. Но официальная история о них почему-то умалчивает. Предпочитая довольствоваться так называемой «варяжской» версией истории Киевской Руси, получившей наибольшее распространение и поддержку во времена Екатерины II. И до сих пор остающейся главной исторической версией в изучении истории Руси.

Где убит князь Игорь?

Летопись говорит о могиле князя Игоря возле Коростеня, которая и до сего дня там есть. Действительно, есть. На окраине села Немиривка недалеко от Коростеня. Но там ли был похоронен князь? Эту могилу еще в советское время дважды раскапывали – но ничего не нашли. Кроме одного-единственного железного меча.

Я недавно побывал в том месте. Честно говоря, не ожидал, что могила первого из Рюриковичей окажется в столь запущенном состоянии, и в столь, как бы помягче выразиться, откинутом от цивилизации селе. Хотя и находится это село буквально в двух километрах от трассы Киев-Варшава, но доехать до него, и, тем более, до самой могилы, оказалось не очень просто.

У подножия кургана я увидел камень с надписью: "У рік 945... древляни вийшовши на супроти з города Іскоростеня, вбили Ігоря і дружину його... і похований був Ігор і єсть могила його коло Іскоростеня-города в Древлянах і до сьогодні. Повість минулих літ ". Как мне поведали местные жители, этот камень недавно там был поставлен. Хочу сразу сказать, что надпись на камне не совсем соответствует оригиналу, потому что в летописи написано немножко не так, а именно: "И не послуша их Игорь, и шедше из города Искоростеня противу Древляне...". Я бы усомнился именно в этом месте. Потому что по древнему тексту не совсем можно понять, кто шел из города Коростеня - Игорь против деревлян, или Игорь вопреки воле деревлян, или древляне против Игоря. Но главное даже не в этом.

В краеведческом музее Коростеня работники музея название села Немиривка привязывают к смерти Игоря, мол, немирные жители там были и убили князя. Но это, во-первых, противоречит той же надписи на камне, которая гласит, что князя убили не жители села, а древляне, вышедшие из Коростеня. Во-вторых, в самом селе название села со смертью князя никто не связывает, говорят, что название произошло из-за того, что между собой жители его не могли мириться. В самом селе о князе Игоре никаких преданий не осталось – ни о его смерти, ни о тризне, описанной в летописи. А летопись, напомню, сообщает о 5 тысячах перебитых древлян и указывает место, где это произошло - возле кургана, где был похоронен князь. Но жители села знают о тех событиях только из учебников. Хотя под самым Коростенем есть село Шатрище, о котором ничего не сказано в летописях, но люди там помнят, что название их села связано как раз с теми событиями – когда княгиня Ольга, прибыв с огромным войском под Коростень, разбила недалеко от стен города множество больших шатров.

В краеведческом музее Коростеня о гибели князя Игоря говорят только словами летописи – и больше ничего я там узнать не смог. Более того, работники музея удивились тому, что я ищу следы князя Игоря – ведь это, по их словам, завоеватель, варяг, а их герой и защитник – князь Мал. Громадная статуя которого, с русским мечом в руках, стоит в центральном парке Коростеня, на высокой круче над бурлящей внизу среди огромных валунов реке Уж.


Но самой главной сенсацией является то, что память о смерти князя Игоря в народе сохранилась – но не в Коростене, и не в Немиривке, а в ста километрах на запад от Коростеня, на границе Житомирской и Ривненской областей. Из столетия в столетие передают там легенды и о смерти князя Игоря, и о княгине Ольге, и о Тризне. Более того, именно Тризной названа речка, протекающая через село Беловеж Рокитновского района Ривненской области. Эта речка Тризна протекает только лишь через село Беловеж, в окрестностях соседнего села она впадает в Ствигу, а та - в Припять.

А село это расположено на самой границе Ривненской и Житомирской областей (до 1939 года это была граница СССР и Польши). Река Тризна берет свое начало в урочище Тризна, где, по преданиям, княгиней Ольгой и был совершен обряд Тризны - недалеко от места смерти князя Игоря. Убили его в урочище, называемом ныне Завышень. Именно там древляне, нагнув два молодых дуба, привязали за ноги князя, и отпустили его. Дубы и сейчас растут в том месте.

В 12 километрах на юг от Беловежа, на полпути к нему из райцентра, есть сегодня село Сновидовичи. Согласно местным преданиям, в селе Сновидовичи князь Игорь определился на ночлег в свою последнюю ночь. И приснился ему сон, что нельзя ему идти дальше - потому что ждет его смерть. И он решил возвращаться домой, в Киев. И пошел, оставляя чуть слева село Беловеж, в сторону теперешнего села Комсомольское Олевского района Житомирской области. Как раз по пути князя было непроходимое болото - там и сегодня тяжело пройти – но был найден брод, который сейчас называют Игоревым бродом. Когда князь перешел этот брод, его там и взяли. Привели в село Беловеж показать людям, и потом повезли казнить.

Когда княгиня Ольга шла к месту казни Игоря, последним селом на этом ее пути было село Комсомольское. Раньше оно называлось Собечиным, и в народе его так и называют до сих пор. А происхождение названия объясняют тем, что так это село назвала княгиня Ольга - Собачьим.

В селах Беловеж, Сновидовичи, Собечине (Комсомольском) до сих пор в народной памяти хранят легенды о смерти князя. И названия урочищ: Игорев брод, Завышень, Тризна. Игорев брод и Завышень сейчас расположены на территории Житомирской области, Тризна – на территории Ривненской.

Если есть народные предания, есть легенды, то почему же нигде, ни в одной летописи этого нет? Не потому ли, что кто-то попытался тщательно вычистить из истории все, связанное со смертью князя – чтобы скрыть историческую правду?

В летописях много описано о жестокой мести княгини Ольги за смерть мужа - потому что войну с Коростенем трудно было вычеркнуть из истории. Но историки, трактуя те давние события и саму летопись, мало внимания обращали на то, что на самом деле стояло за казнью князя Игоря. А ведь в этом, казалось бы, немаловажном историческом факте, спрятано, наверное, очень много. Спрятана истинная история и истоки нашего государства. Но не всем эта история нравилась.

Речь о противостоянии славян и пришлых варягов

Дело в том, что параллельно с действующей официальной версией создания Киевского государства якобы варяжской династией Рюриков сегодня существует и несколько иных исторических версий. Например, некоторые историки считают, что Игорь был приговорен, а стало быть, и казнен за прегрешения перед Русью не только лично свои, но и всей Варяжской династии, которая тогда пришла к власти в Киеве. То есть, речь идет о противостоянии давних княжеских родов, правивших на территории Украины, и пришлых варягов. Варяги стали править в Киеве, но в Древлянском княжестве у власти оставались славяне. Убив Игоря, на главный княжеский престол в Киевской Руси стал претендовать древлянский князь Мал. Но он проиграл войну против Ольги и воеводы Свенельда.

И здесь также возникает еще один очень немаловажный, а, может быть, и основной вопрос нашей истории - о давности существования на территории Украины государственных образований.

Во всех учебниках первым государством на территории Украины называют Киевскую Русь, государство, которое якобы создали пришлые варяги. «Более 1100 лет назад племена восточных славян создали могущественную средневековую монархию - Киевскую Русь, которая положила начало государственности украинской нации» – именно так и не иначе трактует историю официальная историография. И хотя есть несколько вариантов ответа на вопрос «Откуда есть пошла Русская земля», но практически незыблемым остается постулат: «Киевская Русь - колыбель трех братских народов», а основателем этого государства является варяжский князь Рюрик.

Но ведь даже описанный Нестором знаменитый поход русов на Константинополь (Царьград) в 860 году доказывает, что государство русов существовало задолго до Рюрика. Более того, например, известный историк Б.А. Рыбаков, ссылаясь на ряд зарубежных письменных источников, создание государства Руси относит к VI столетию.

Скажете, какое отношение вопрос создания Русского государства имеет к смерти князя Игоря? Самое прямое. Князь Игорь был первым Рюриковичем в Киевской Руси. А погиб в землях деревлян, собирая там дань, и его смерть стала причиной похода княгини Ольги против Коростеня. Именно с описания этого исторического эпизода мы узнаем, что Коростень был хорошо укрепленной столицей Древлянского княжества. Которое (Древлянское княжество) создавали отнюжь не варяги. «И стояла Ольга все лето, и не могла взять город», - констатирует летописец (между прочим, "все лето" может означать и "целый год", что более вероятно, ведь "летопись" - это "запись событий по годам".) Судя по всему, в IX и середине X века Коростень был неприступным. Гранитные холмы дала ему природа, а деревянные стены и башни выстроили сами древляне. А что у крепости были отважные защитники, не скрывает и летопись.

О силе ее говорят и косвенные данные: в летописях есть сведения о том, как варяги в IX веке брали Смоленск, Любеч, Киев, но о Коростене такие сведения отсутствуют. Взять его варягам тогда так и не удалось (потому-то у Коростеня в середине X века и оказался свой князь, да еще со славянским именем).

Анатолий Герасимчук

Продолжение следует

Http://uargument.com.ua/index.php?id=3870&show=news&newsid=24068