Княжение кия. Древняя русь. Другие легенды об основании Киева

Извечный вопрос, когда и кем был основан Киев , требует уточнения: в каком качестве и смысле. Известно, например, что поселения на месте нынешнего Киева были еще 20 тысяч лет назад. А может быть, речь идет о грозной столице Сарматии, приблизительно в конце первого тысячелетия до нашей эры. «Столица Сарматии Метрополия находится на Днепре . Недалеко от нее Амадока и Азагарий» - так писал Клавдий Птолемей. К слову, Амадок и Азагарий соответствуют нынешнему Любечу и Чернигову. Не лишним будет вспомнить и то, что в IV в. при отце Аттилы, царе Мундиухе , на этом месте была ставка, главный центр Великой Гуннии .

И все-таки, разве не следует считать родоначальником Киева того, кто первым предрек великий Город, что призван стать духовной твердыней христианского мира. Было это в 55 г. н.э., когда святой апостол Андрей , проповедуя в Скифии имя Спасителя , воздвиг на киевских горах крест. Так, по аналогии, уходят в тьму веков поселения на месте Иерусалима. Но существенно то, что сам Бог избрал Иерусалим. Много раз город разрушался до основания. В 135 г.н.э. на его месте провели плугами борозды в знак того, что с Иерусалимом покончено раз и навсегда. Но стоит, и будет стоять Иерусалим - центр трех религий. Так и Киев. Шесть раз он выгорал дотла… Готы, печенеги, половцы, монголы, татары-крымчаки… Сколько их было, пришлых, где они теперь, словно и не было вовсе. А Киев жив! Так было, так будет…

Но вернемся к Кию. Кем был этот человек, кому мы обязаны самим именем Города? Нестор называет Кия перевозчиком, т.к. бывший в старину перевоз звался Киевом. Летописец указывает на то, что Кий начальствовал в роде своем, ходил в Константинополь и приял великую честь от царя греческого. Иные историки полагают, что Кий происходил из восточнославянского племени хорватов, находившегося в беспрестанной борьбе с аварами. Именно эта вражда и стала поводом для встречи с византийским императором, который помог поднять восстание против аварского кагана. Эти две взаимоисключающие легенды сходятся только в одном - Кий был принят императором Константинополя. И кого же принял греческий царь - перевозчика, даже старшего в своем роде? Хорватского военачальника, успехи и поражения которого ничем не грозили Византии?

Иное дело - посланник Великой Гуннии , чья воля читалась как закон. Как уже говорилось, на Киевских холмах размещалась главная ставка гуннов не только при Мундиухе, но и во времена Аттилы. Ряд исследователей полагают, что Аттила родился именно здесь, и отсюда диктовалась его воля, здесь вершились судьбы целых стран и народов.

Принимая эту версию, легко согласиться с теми, кто отводит Кию роль правой руки Аттилы, его верного друга и соратника. Руськолуньский князь Кий - второе лицо в государстве, фактический управитель столицы. После смерти Аттилы и Кия, многие десятилетия Киев оставался в руках племени руськолунии (иное название - роксоланы). Их князья - потомки Кия - Лебедян, Веренез, Велек, Сережень, последовательно правили Киевом и окрестными землями.

Но внимательный читатель вправе спросить: «А где же в этой истории братья Кия - Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ?». Каждый киевлянин покажет вам гору Щекавицу и гору Хоривицу, и даже расскажет о том, что река Лыбедь была когда-то судоходной. Неужели имя Киева, горы Щекавицы и речки Лыбедь, впадающей в Днепр, могли подать мысль к сочинению басни о трех братьях и их сестре? Что ж, примеров таких немало. Греческая мифология из некоторых географических названий составила целые истории и жизнеописания. Иными словами, возникает неизбежный вопрос: Кто или что было первым - человек, ставший героем легенды, или легенда, придумавшая человека.
И сегодня большинство историков отказываются видеть в Кие, Щеке и Хориве основателей Киева. Памятуя о том, что Киев творился по образу и подобию Иерусалима, ученые указывают на библейское происхождение ряда киевских названий, в частности, горы Хоривицы. Вспомните: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Малиамского. Однажды повел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву» (Вторая Книга Моисея. Исход) Господь явил себя Моисею и сказал: «Я буду с тобою вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ (Мой) из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей, желая удостовериться, что перед ним действительно Бог, попросил явить чудо. И сказал ему Господь: «Что это в руке у тебя?» Он отвечал: Жезл. Господь сказал: брось его на землю, и жезл превратился в змия.

Одно из значений имени Кия - жезл, посох. Щек по старославянски - змий, дракон. Иными словами и Хорив (г.Хорив), и Щек (змий), и Кий (жезл), говорят в пользу такого толкования легенды о трех братьях.

Так все-таки был на самом деле Кий или нет? Обратимся снова к Нестору-летописцу: «На возвратном пути (из Константинополя), увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем; но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом». Интересно, что на факте существования городка Киевец сходятся многие ученые. Расхождение лишь в одном - то ли Кий шел из Константинополя в Киев уже построенный, то ли, покинув Киевец, где не смог закрепиться, двинулся в Поднепровье, где и заложил Киев.

Это и многое другое, в частности раскопки на Старокиевской горе, где были найдены останки древнейшего городища VII в., убеждают в том, что Кий - воин, основатель города и его правитель - фигура историческая.

Другое дело «Щек, Хорив и сестра их Лыбедь». Происхождение этих имен приписывают более позднему времени. Возможно, речь может идти о периоде, когда в Киев (VIII в.) вошли хазары. Именно тогда Киев стал Гаонатом - духовной академией иудаизма. Творение Киева, как второго Иерусалима, точнее по его библейскому образу, возможно и стало поводом к называнию одной из киевских гор Хоривом, а другой Щеком (в память о превращении жезла в змия). Само название Киев, могло восприниматься как знак, подсказка, указание свыше. Жезл, посох - символ, знамение. Со временем, гора Хорив превратилась в Хоривицу, Щек в Щекавицу, а река Лыбидь дала имя сестре трех основателей города.

Одного мы никогда не узнаем: как же на самом деле звали Кия, была ли это имя дано ему от рождения, или так звали его современники за ратную доблесть (жезл) и склонность к путешествиям (посох). В старину говорили: “По-суху с посохом, по-морю поплывом.”

А все-таки мне нравится легенда о Кие-перевозчике. Скрипят уключины. Медленно опускаются тяжелые весла. День следует за днем, за ночью ночь. Кто знает, может так оно и было?..

Фото 1 из 2

“И быша три братия: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седаше Кий на горе, где же нынче узвоз Боричев, а Щек седаше на горе, где же нынче зовется Щекавица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоривица. И створиша град во имя брата своего старейшего и нарекоша имя его Киев”, – так гласит “Повесть временных лет”.

Достоверность слов инока Нестора, которому принадлежат данные слова, сомнений ни у кого не вызывают. А вот факты, которые древний историк не указал, до сих пор порождают массу споров. К примеру, до сих пор доподлинно не известен период правления Кия, что служит почвой для самых разных инсинуаций. Дело доходит до того, что славного предка называют охотником, перевозчиком, новгородским разбойником и даже греческим царем. Еще больше дискуссий ведется по поводу его национальности – Кий уже побывал антом, готом, гунном, сарматом, аварцем, хазарином, поляком, персом, евреем, индусом...

Да что там национальность, даже имя великого князя до сих пор с точностью не известно: Кой, Киов, Кый... Дело дошло до того, что многие историки стали считать сказание о трех братьях очередной красивой легендой. Некоторые усматривали параллели со популярным славянским мифом о Чехе, Ляхе и Русе. Мол, эти три брата тоже основывали города и делили царства.

“А как же горы, названия которых прямо указывают на братьев?” – спросите вы. Но и на этот вопрос у современных историков есть вполне убедительный ответ. Они считают, что горы получили свои названия благодаря приднепровскому ландшафту и частично греческому языку. Так, Киев в переводе означает темно-синий, грязный и страшный, Скавика-Щекавица (от греческого “скафос”) – яр, низина, Хорив (“хорион”) – мощь, укрепление, а Лыбедь (“лыбадион”) – луг, низовье.

И всё же вероятность того, что легендарный князь Кий – реально существовавшая историческая личность, довольно велика. В основном это заслуга автора “Повести временных лет”, летописца Нестора, который указывает на то, что Кий посещал Царьград, и ему воздавали там княжие почести. В реальности существования Кия уверены такие видные историки, как Ломоносов, Карамзин, Костомаров, Максимович, Франко, Брайчевский, Толочко и другие.

Но вот доказательств существования его братьев и сестры гораздо меньше. В один голос лишают их жизни многие исследователи. Памятуя о том, что Киев творился по образу и подобию Иерусалима, ученые указывают на библейское происхождение ряда киевских названий, в частности, горы Хоривицы. Библия гласит: “Моисей однажды повел стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. Господь явил себя Моисею и сказал: «Я буду с тобою, вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей, желая удостовериться, что перед ним действительно Бог, попросил явить чудо. И сказал ему Господь: «Что это в руке у тебя?» Он отвечал: «Жезл». Господь сказал: «Брось его на землю», – и жезл превратился в змия”.

Таким образом, ученые пришли к тому, что одно из значений имени Кия – жезл, посох. Щек по-старославянски – змий, дракон. Иными словами, и Хорив (г. Хорив), и Щек (змий), и Кий (жезл) говорят в пользу такого толкования легенды о трех братьях. Что же касается Лыбеди, то царевну в этой гипотезе вниманием обошли. И может, это и к лучшему – красивая легенда об основателях Киева имеет право на существование.

Женя Штрих

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Памятник основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди был установлен в 1982 году в честь 1500-летия Киева в Наводницком парке (до 1993 года – парк имени В.М. Примакова) недалеко от моста Патона. Официальное название монумента – «Парящая Лыбедь», хотя чаще всего его называют «памятник основателям Киева» или просто «Ладья».

Скульптурная композиция представляет собой ладью, плывущую по волнам, на корме которой с луком, стрелами и копьями стоят три брата – Кий, Щек и Хорив, а на носу ладьи, раскинув руки как крылья, возвышается стройная женская фигурка – сестра Лыбедь. Одежда ее развевается на ветру, она словно парит как птица. Монумент окружен бассейном с фонтаном.

Легенда гласит, что князья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь основали на правом берегу Днепра город и нарекли его в честь старшего брата Киевом. Как писал Нестор Летописец в «Повести временных лет»: «И были три брата: один, по имени Кий, а другой – Щек, а третий – Хорив, и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив – на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя брата своего старшего и назвали его Киевом».

Автор монумента – скульптор Василий Бородай является автором многих известных памятников. Таких как , на бульваре Шевченко и в Мариинском парке.
В феврале 2010 года памятник «Парящая Лыбедь» разрушился – откололась задняя часть Ладьи с двумя братьями Щеком и Хоривом. Но ко дню города в том же 2010 году памятник был отреставрирован. Ходили слухи, что разрушение памятника стало роковым ударом по здоровью пожилого скульптора. Побаиваясь за самочувствие Василия Захаровича, родные несколько дней не говорили ему об этом. По трагическому стечению обстоятельств скульптор умер 19 апреля 2010 года.

Наводницкий парк – одно из самых популярных мест для свадебных прогулок и фотосессий. У молодоженов даже существует традиция, связанная с памятником-ладьей. Пара, стоя спиной к памятнику, должна забросить букет цветов прямо в ладью. Тогда, согласно примете, их семейная жизнь будет долгой и счастливой.

Интересно, что в Киеве существует . Уменьшенная копия памятника находится на территории Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры на Вознесенском спуске.
Рядом с монументом основателям Киева в августе 2010 появилась еще одна скульптура, полюбившаяся молодоженам. Это – . На нем невесты с женихами повязывают ленточки и загадывают желания.

Лыбедь - легендарная сестра основателей Киева Кия, Щека и Хорива.

В отличие от своих братьев, Лыбедь предстаёт отрицательным персонажем. Несмотря на это, именно ей посвящено большинство топонимов в Киеве, связанных с четырьмя легендарными основателями Киева. Есть река с таким названием, недалеко расположена станция метро «Лыбедская». Существуют улицы Лыбедская и Владимирско-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (теперь часть улицы Горького), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне улица Панаса Любченко).

Легенда про основателей Киева называет Лыбедь не сестрой, а дочерью князя. Согласно сюжету, девушка была прекрасной как майское солнце. Со всех стран света съехались молодые рыцари, князья и королевичи просить её руки. Но княжна и слышать не хотела про свадьбу. Мол, не пойду, - и всё тут! Рыцари и королевичи хотели прельстить княжну своим богатством, храбростью, силой. Не один склонил голову, чтобы ей понравиться, но всё напрасно. Тогда претенденты посоветовались друг с другом, пожали плечами, сели на своих коней и разъехались. Больше к ней суженые не приезжали. А через несколько лет князь помер. Роскошный дворец перешёл к следующему правителю, и Лыбедь должна была освободить замок. Она построила себе избушку за Киевом на горе, и жила там отдельно. Но трудной казалась ей эта монашеская жизнь. Дни и ночи она плакала, из её слёз постепенно образовался ручей, который со временем стал рекой Лыбедь. А гора, где обитала княжна, называется Девич-горой.

Лыбедь < др.греч. leibo "лить, проливать, струить, литься, разливаться, быть в слезах, горько плакать".

Libas, libados "влага, вода, источник", libos "капля, слеза".

Лыбедь - libados (влага, вода, источник, капля, слеза). Лыбедь также могла произойти от греческого «либадион» – луг (низовье). С древнеславянского – «топкое место», «верховья реки».

Хорив (др.-рус. Хоривъ) - согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) - гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- - название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка - скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Хорив < др.-греч horeio "учреждать священные пляски; устраивать хороводные пляски, водить хороводы; плясать, танцевать; славить хороводными плясками; справлять или праздновать с хороводными плясками; побуждать к пляске, кружить в хороводе".

Веселились на Хоревице.

В районе Киева издревле находился перевоз через Днепр.

Кий, Киев < лат. cieo (двигать).

От латинского "cieo" произошло слово КИЙ "шест". Посредством этих шестов и осуществлялось движение на перевозе.

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя: «И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий...» Городок этот назвали Киевец. На Дунае и сегодня расположено болгарское село Киово, именно в его окрестностях в начале ІІ века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.

Совершенно верно, как мы видим. Потому столько много КИЕВОВ (перевозов) в Европе.

У Киева имеется множество городов-тезок (Киев, Киево, Киевица, Кия-ны, Кии и т.п.). М.Ю. Брайчевский насчитал их полтора-два десятка в западнославянских землях, особенно в Польше. Село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их – два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются села Кияны и Кии. Села с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Села с названием Киевец – в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев – в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, поселок Киево – в крае Косово.

Щекавица (Скавика, Олеговка, Олегова гора) - гора в Киеве над Подолом. Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) - Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора); далее, на северо-запад - Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, - Юрковица (Иорданские высоты).

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева - Щека.

Возле подножия горы размещены славянские захоронения предхристианского периода VIII-IX столетий. На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег:

«И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год).

Скавика-Щекавица (яр, провалье) – издревле использовалась под некрополи – приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же – «Змей».

Щек < греч. skafeus "землекопатель",
skafeo "подвергать корытной пытке (пытка у персов, состоявшая в том, что казнимого клали в корыто и закрывали другим корытом, оставляя открытыми голову, руки и ноги и обрекая его на медленную смерть от укусов насекомых)",
skafe "корыто, бассейн, ванна, челн, лодка".

Рецензии

Хорив (др.-рус. Хоривъ) - согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) - гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- - название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка - скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Да брось ты... Грива - это и сегодня цепь холмов. взгорье, возможно, заросшее. При чем тут персы и скифы?
И это не подражание вроде Yes - Есть!
Ведь грива действительно - ВЕРХНЯЯ часть коня (и заросшая:о) Обычная метафора...

Киев не от кия - шеста, а от воды КУЙА (или лат. A"QWA c учетом атлантского артикля А), потому и у Идриси Куйава, или Ку(Чу)- Куйава (Чугуев, былинный Киев на Донце). И значит водную КУЙА дорогу -ВА (протяженность: тети-ва, бече-ва, кана-ва, Дра-ва, Мора-ва, Влта-ва, Не-ва - НЕ-длинная:о)

Гора Сина́й (ивр. הַר סִינַי‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) - гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Гора помнишь? Хоры - это высокое место в церкви.

κορυφή
1) верхняя часть головы, макушка
2) вершина, верхушка
3) высшая точка
ex. τὸ κατὰ κορυφέν σημεῖον Plut. - зенит
4) мат. вершина

Файл:Брати Щек Кий Хорив і їх сестра Лебідь.jpg

Кий, Щек, Хорив и Лыбедь (1907)

Кий - легендарный князь днепровских полян , основатель Киева .

Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица .

Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva - название горной страны. Народно-этимологически названием связывали с библейской горой Хорив .

Лыбедь - это небольшая речка, впадающая в Днепр. Имя Лыбедь возводят обычно к словам лебедь, луб, лыва . Другое название Киева, упомянутое Константином Багрянородным в X веке , Самватас , и встречающееся как имя в византийской надписи VI века , возводят либо к еврейскому , либо к хазарскому языку . Однако славянские топонимы «сувит», «собот» и пр. также очень распространены как обозначение «слияния», «соединения» [ ] . Сами же евреи , жители города, в переписке X века называли его Киевом.

При этом ряд учёных, в том числе профессор М. И. Артамонов , отмечают, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Так, гипотеза об иранских корнях имени легендарного Кыя (Кия из русской летописи) получила развитие в советской историографии у В. Н. Топорова . Также широко известна гипотеза американо-украинского востоковеда О. И. Прицака , который полагал, что возникновение Киева связано с хазарами и что Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе. Гипотеза Прицака была подвергнута критике, как заведомо необоснованная .

Археологические свидетельства

И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани

Новгородская летопись в отличие от «Повести временных лет» утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом».

Между тем, историки высказывают сомнение даже относительно того, были ли Аскольд и Дир действительно соправителями и современниками, или же таковыми их сделал киевский летописец, писавший приблизительно спустя два столетия после их убийства князем Олегом , пришедшим к стенам Киева с дружиной и выманившим их за пределы городской стены (Н. М. Карамзин , В. О. Ключевский , С. Ф. Платонов).

Параллели легенды

Среди многочисленных легенд о трех братьях и сестре, легенда о Кие наиболее часто сравнивается с готской легендой о борьбе Германариха с роксаланами в Северном Причерноморье в конце IV века .

Скандинавским аналогом Кия, как божьего кузнеца, может выступать бог Тор .

Образ перевозчика также часто встречается в славянском фольклоре (княгиня Ольга) и скандинавской (Харбард) и других мифологиях. Он связан с мировоззренческим спором между перевозчиком и тем, кого он перевозит.

В русском фольклоре с Кием также могут быть связаны образы Белого Полянина и Чурилы Пленковича . Последний по былине живёт не в Киеве, а в Киевце.

Другие легенды об основании Киева

Из таких сведений до нас дошло немного. Во-первых, о Киеве кратко повествуют скандинавские саги : «…Кёнмар звался конунг, он правил Кенугардами, а там сначала жил Магог, сын Иафета, сына Ноя». («Сага об Одде Стреле »). Магог обычно отождествляется со скифами, поэтому данное известие вполне может быть сопоставлено со словами русской летописи о племенах восточных славян: «…этих всех называли греки „Великая Скифь“». Название Киева в скандинавских сагах - Кенугард - буквально означает «город лодок» . Это перекликается с версией, опровергаемой автором «Повести временных лет», о том, что Кий был перевозчиком.

Другое косвенное свидетельство об истории города содержит хроника Титмара , в которой говорится, что Киев населен не только варягами, но и беглыми рабами , которые вместе защищали город от набегов кочевников. Мотив о поселениях и валах беглых рабов восходит к скифской эпохе и хорошо известен на Руси. Жители разных городов награждали друг друга обидными эпитетами, унижавшими соперников. Так как информаторы Титмара - это немцы и поляки, помогавшие Святополку, правившему на Волыни, то легенда эта отражает мнение волынян и их соседей. Летописец, например, награждает эпитетом «толковины» («умники») племя тиверцев, радимичей называет «пищанцами», а новгородцев - «плотниками».

Поход Кия на Дунай и попытки отождествления

Историки неоднократно пытались выяснить, имеет ли легенда под собой какие-либо исторические основания.

Летописец не знает имени византийского «царя», от которого Кий принял «честь». Ещё в Средние века возникла версия о том, что Кий был современником императора Константина Великого . В одном из летописных сводов, дошедших в рукописи XVIII века, названа дата основания Киева: «Бысть основание его в лето от Христа 334». Эта версия, как полагает историк М. Ю. Брайчевский , восходит к трудам византийского писателя XIII-XIV веков Никифора Григоры, который рассказывает легенду о том, что сразу после утверждения христианства в Византийской империи к Константину приходили правители разных стран, чтобы получить из царских рук символ власти. Среди этих паломников упоминается и «повелитель Руси», который получил от императора титул и сан «царского кравчего » .

Современные историки полагают, что летописным «царём», к которому ездил Кий, мог быть один из императоров VI-VII веков. Например, Юстиниан I носил среди прочих титулов и титул Антического. По одной версии - за частые нападения в его правление антов , по другой версии этот титул Юстиниан принял после заключения в 540-х годах договора с антами, по которому они получили на Дунае земли вокруг города Туррис. Слова летописца «великую честь принял от царя» неверно понимать как «получил почести», так как слово «честь» означало на Руси также феодальную службу сюзерену. Таким образом, легенда говорит о том, что Кий был федератом византийского императора. Археологические находки более раннего времени (медальоны федератов) говорят о наличии такой практики у населения территории будущего Киева. В VI веке среди известных антов на службе императора были Хильбудий (530-е года) и Доброгаст (с 550-х годов).

Во-вторых, легенда рассказывает о происхождении полян. По «Повести временных лет», единый славянский народ, живший на Дунае ещё при апостолах Христа (I век), расселился оттуда под давлением валахов (скорее всего - римлян), предки полян осели на днепровских «горах», где и основали Киев. При этом в тексте летописи сказано, что поляне получили своё название оттого, что сидели «в поле», то есть в степи , и что племя существовало до «братии» Кия, Щека и Хорива, потомками которых являются киевляне (кыяне). Б. А. Рыбаков связывал происхождение полян с черняховской археологической культурой (II-IV века), которая была распространена в степях Северного Причерноморья и Нижнего Дуная, а также в Поднепровье. Гуннское нашествие в конце IV века стало причиной упадка культуры и переселения её носителей в более северные лесные районы.

В-третьих, легенда о Кие рассказывает о союзе восточнославянских племён, который существовал во времена Кия и распался после смерти братьев, что привело к попаданию полян в зависимость от хазар. Историки отождествляют этот союз племён с антами, которые упоминаются в VI-VII веках. Иордан упоминает об участии антов ещё в событиях конца IV века, когда антский вождь Бож был убит готским полководцем Винитарием. Иордан рассказывает, что анты занимают Северное Причерноморье от Днестра до Днепра и к середине VI века разделились на отдельные племена, получившие названия по местностям проживания. Эти сведения перекликаются с рассказом «Повести временных лет» о разделении славянского языка и происхождении названий племён (IX-XI века). С антами письменных источников В. В. Седов связывал распространение пеньковской культуры, считая её продолжением черняховской культуры. Пеньковская культура датируется концом V-VII веками и распространяется вплоть до Дуная. В её ареале достаточно городищ, которые можно связать с легендарным Киевцем.

Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань“». Анты упомянуты в последний раз в 602 году , однако зафиксировано участие князей «тавроскифов» в осаде Константинополя в 626 году , которую считают последним военным походом антов. Уже в VI веке анты выступают в союзе с хазарами [ ] , а к концу