Когда можно есть яблоки до яблочного спаса. Традиции в день преображения господня

Фото: Лакомства на Яблочный Спас (pixabay.com/cocoparisienne)

Традиции празднования и история Яблочного Спаса. Можно ли кушать яблоки до Спаса 2017, или это просто народное суеверие?

Яблочный Спас 2017 - второй из августовских Спасов, который совпадает с христианским праздником Преображения и имеет множество традиций. Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса (Преображения Господня), история праздника 19 августа и главные приметы этого дня - в материале .

Яблочный Спас 2017: какого числа отмечают вкусный праздник, история Яблочного Спаса

Ежегодно Яблочный Спас отмечается 19 августа и в церковном календаре совпадает с днем Преображения Господня. Согласно библейским преданиям, именно в этот день Иисус Христос со своими учениками поднялся на гору Фавор и преобразился. Одежда Христа стала белоснежной, и всего его окутал яркий свет. Поэтому Яблочный Спас имеет еще одно название – Спас на горе.

Фото: Яблочный Спас - число празднования 19 августа (pixabay.com/sladkovskaivka)

В народном календаре Второй Спас знаменует проводы лета и начало осени. Какого числа Яблочный Спас знали все садоводы. По примете, только после 19 августа можно было начинать сбор винограда и кушать яблоки.

Яблочный Спас имеет много традиций и обычаев. До наших дней дошло народное поверье о том, что нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса. Насколько же оно правдиво и с чем может быть связан этот запрет?

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

Наши предки строго соблюдали праздничные традиции и ели плоды нового урожая яблок на Второй Спас только после освящения в церкви. В современном мире яблоки доступны потребителю круглый год, поэтому придерживаются давнего правила далеко не все.

К тому же, этот запрет был изначально придуман для монахов и касался не яблок, а винограда. Церковный устав запрещал вкушать виноград до тех пор, пока крестьяне не освятят плоды своего нового урожая в день Яблочного Спаса. В тех регионах, где виноград не рос, запрет накладывался на употребление яблок.

Фото: Лакомства на Яблочный Спас 2017 (pixabay.com/Ajale)

Можно есть яблоки до Яблочного Спаса 2017 или нет, решать вам. К примеру, те кто, соблюдают пост, отказываются от этого фрукта с началом Успенского поста 14 августа, а в Яблочный Спас начинают есть освященные фрукты.

Существует еще одна грустная народная легенда, почему Яблочный Спас считают важным днем для родителей, которые потеряли своих детей. Если до 19 августа отец и мать, чей ребенок умер, не будут есть яблоки, то на небесах в праздник Яблочный Спас их сын или дочь получат вкусные лакомства.

На вопрос "Едят ли яблоки до Яблочного Спаса?", есть и вполне рациональный ответ. На самом деле, многие сорта яблок дозревают только к августу, а употребление неспелых фруктов может вызвать проблемы с пищеварением.

Фото: Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса (pixabay.com/Couleur)

Народные приметы и традиции на Яблочный Спас 2017

Праздник, история которого уходит корнями в древние времена, символизирует проводы лета. Погода меняется, ночи становятся более длинными и холодными.

Ко Второму Спасу крестьяне завершали сбор урожая на полях, потому что наступало время дождей и "хлебогноя". Про Яблочный Спас говорят:

  • Пришел Второй Спас – готовь рукавички про запас.
  • Какая погода на Яблочный Спас, таким и Покров будет.

По традиции, главным символом праздника является яблоня. Яблочный Спас – самое время собирать вкусные и спелые плоды. В старину с самого утра 19 августа вся семья собирала урожай яблок, затем их святили в церкви, обязательно угощали нищих, готовили пироги, варенье и другие блюда из яблок.

Если хотите, чтобы ваше желание исполнилось, нужно откусить кусочек освященного яблока и загадать свою заветную мечту.

Даже мух в этот день нельзя прогонять. Если на вашу руку одновременно сядут две мухи, ждите успеха.

Чтобы быть здоровым весь год, в Спас 2017 съешьте яблоко нового урожая с медом.

Фото: Для здоровья в Яблочный Спас едят мед и яблоки (pixabay.com/cstpdx)

Самый плодородный и вкусный месяц лета – август. Яблочный Спас – день, когда можно освятить в церкви не только яблоки, но также виноград, сливы, груши и потом угостить ими окружающих. Чем больше людей угостите, тем лучший урожай будет в следующем году – так гласит народная примета.

В вечернее время на праздник наши предки проводили яркое мероприятие. Яблочный Спас – время прощания с летом, поэтому на полях водили хороводы, разжигали высокие костры, провожали закат солнца и просили у природы плодородия на следующее лето.

К ак-то мне рассказали о таком случае: в Троице-Сергиевой лавре, во время крестного хода, перед архиереями бежала старушка и кричала: «Батюшка, простите грех, перед Преображением яблочко съела».

Невольно возникает вопросом: а ведь на душе у этой женщины наверняка есть настоящие грехи, зависть, осуждение, вражда, мало ли еще грехов, которыми мучается душа человека, неужели они не вопиют о прощении. Почему они не заставляют бежать к священнику на исповедь, не дожидаясь удобного времени. Выходит, что иногда непонятные правила и уставы своей таинственностью затмевают простоту и понятность заповедей Божьих. Заповедь о любви к ближнему не всегда открывает свой смысл, зато таинственное правило о невкушении яблок до Преображения воспринимается как настоящее откровение, человек не только яблок не вкушает, он охотно даже от меда отказывается, ведь мед пчелы делают из яблочного цвета! А есть ли основание для такого рвения в церковном уставе, что на самом деле заповедано отцами относительно вкушения яблок на Преображение?

Об обычае освящения начатков овощей и о прещениях, ожидающих тех, кто не дождался праздника, мы читаем в Типиконе: «Подобает ведати, яко предание имамы от святых отец от спасительного сего праздника Преображения, снедати гроздия, идеже обретается. Благословение приемше от иерея... Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздия через весь месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец... Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».

Мы видим, что наказание, в виде запрещения есть виноград целый месяц, грозит неповинующимся уставу св. отец. Но в чем этот устав состоит? В том, чтобы не вкушать винограда до праздника, или в том, чтобы не вкушать его до церковного благословения? Ведь сказано, что на праздник иерей благословляет плоды. Эти же правила предписываются и по отношению к смоквам и «прочим овощам», но о сроках тут ничего не сказано, когда что созреет.

Выходит, что смысл «устава святых отец» в том, чтобы начатки овощей не употреблять без церковного благословения.

Действительно, приношение начатков плодов - очень древний обычай. Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт. 4:2–4 ). Обычай приносить первые плоды урожая был органично воспринят ранней христианской церковью. Отголоски этого мы видим в некоторых канонических правилах (правило 46 Карфагенского собора, правило 28 Шестого Вселенского собора), запрещающих приносить начатки плодов, как евхаристическую жертву, что говорит о необычайной распространенности обычая приношения плодов. И это вполне понятно: верующий человек, получая урожай, понимает, что он от Бога. Св. Иоанн Златоуст говорил: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возвращающаго оные». Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как думают иногда не церковные люди. Человек жертвует в церковь часть своего урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник урожая - благость Божия. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай.

В Греции как раз в начале августа по старому стилю поспевает виноград. Как известно, виноград имеет в церкви важное символическое значение, из него делают вино. Поэтому сложился обычай благословлять виноград, в отличие от других начатков, одновременно для всех, на праздник Преображения.

В приведенных словах Типикона есть еще одно важное замечание: разрешение вкушать виноград, и прещение вкусившим до праздника, касается только тех мест, «идеже виноград обретается». Это еще раз подтверждает, что цель устава не погубить урожай там, где он уже созрел, а напомнить человеку, что источник урожая - Бог, и пользоваться им необходимо по Божьему благословению.

В Русской церкви обычай несколько изменился. Виноград в России не растет так обильно, как на востоке и созревает в другое время. В то же время, красоту обычая общецерковного благословения начатков плодов хотелось сохранить, поэтому русская церковь заменила виноград на яблоки.

В Минее сказано: «Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коегождо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде».

Как видим, о наказании по отношению к тем, кто ел яблоки до праздника, ничего не сказано, зато повторяется мысль о том, что иные плоды приносятся в свое время. Совершенно очевидно, что цель «устава святых отец», о котором упоминается в Типиконе, научить верующего человека благодарности Богу, а не выработать свод таинственных правил о времени вкушении разных продуктов, на подобие фарисейского, о котором апостол Павел сказал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8 ). Если какое-то правило церковного устава, из-за непонимания, вырождается в суеверие, не благочестивее ли следовать его духу, а не букве?

На Украине некоторые сорта яблок созревают за полтора месяца до Преображения. Как быть благочестивому человеку? Выбрасывать урожай, который дал ему Бог? Попытаться что-то законсервировать, чтобы спасти хотя бы малую часть (остальное все равно сгниет)? Может быть, правильнее пойти в храм и пожертвовать часть урожая тогда, когда Бог его дал, а не дожидаясь Преображения, а благословленные плоды вкушать с благодарностью и без смущения? Это и будет означать - «...повиноватися уставу святых отец...»

Многие верующие просто трясутся от стараха, что нельзя есть яблоки до Преображения и мед до 14 августа... в Греции и жарких странах не едят виноград, арбузы и дыни... да много чего боятся верующие... Вобщем нашла вот тут одну статью священника о.Игоря Илюшина и полностью согласна.

СУЕВЕРИЕ – КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ.

Наша конференция носит название “Церковные суеверия”. У Церкви, конечно, суеверий быть не может, поэтому правильнее обозначить такие суеверия “церковными” (в кавычках), или еще лучше – около-церковными, псевдо-церковными и даже анти-церковными. Церковь всегда боролась с суевериями, а если таковые все же появлялись, они исходили от неосведомленности людей и своевременно осуждались Церковью.

Если мы заглянем в “Толковый словарь русского языка” Владимира Даля, то найдем там следующее объяснение суеверию – “ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно”.

Современное общество людей именующих себя “верующими”, к сожалению, оказывается именно суеверным. Такие люди к Церкви относятся суеверно. Принимают Таинство святого Крещения с мыслью о том, чтобы не болеть, ходят в храм для того, чтобы постоять под куполом – подзарядиться, ставят свечи, чтобы исполнилось то или иное желание.

Основная масса таких верующих ходит в храм два раза в год: на Крещение Господне – за святой водой, и на Пасху – освятить куличи и яйца. Все это суеверный подход к Церкви, то есть ошибочный, пустой, ложный и потребительский.

Суеверие – это состояние души человека, которая не уповает на Бога, а верит помраченной природе материального мира. Здесь и сокрыта подмена веры в Бога суеверием, а значит идолослужением. Суеверие рождено страхом человека пред какими-либо явлениями, из Священного Писания мы знаем, что в доверии и любви к Богу “нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение” (1Ин.4:18). Суеверный человек действительно мучается и чтобы избежать неприятностей, хватается за любую ниточку, вместо того, чтобы довериться Богу, начинает впадать в идолопоклонство.

И раз сегодня мы говорим о “церковных” суевериях, то ложную, суетную веру можно найти не только в среде мирян, но и в среде клира. Некоторые клирики обольщаясь своим духоносным положением, начинают верить в свои “высокие” достоинства перед Богом. К таким суевериям можно отнести известное явление “младостарчества”, суеверного, ложного старчества. Например, когда раздаются сомнительные благословения не брать продукты, на этикетках которых есть печать антихриста (имеется ввиду штрих-код), а если и брать, то вырезать ее и сжигать в церковной печи. Или известная недавняя проблема с ИНН, паспортами, карточками и прочим.

Как видно из опыта современной церковной жизни – “церковные” суеверия на сегодняшний день очень серьезная проблема, которую нужно решать немедленно и на высоком уровне.

Большинство суеверий появляется из-за неосведомленности людей, из-за отсутствия информации. Когда традиция остается, а ее объяснение изменяется – происходит деградация традиции. Например, не ешь яблоки до Преображения – отбираешь у усопших. Отсюда, из-за ложной мотивации, сама традиция становится языческой.

Обратимся к Святому Евангелию, Господь с учениками срывают и едят колосья в субботу, не умывают руки, Господь исцеляет в субботу и говорит: “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2:27) – вот ответ Самого Господа на все традиции обросшие суеверным идолопоклонством, в которых усматривается отношение к Богу не как к любящему Отцу, а как к карателю.

Есть и другая опасность – принимать за суеверия благочестивые обычаи. Такие как, креститься на храм, читать молитву перед выходом из дома и другие. Поэтому нужно определить четкую грань между благочестивыми обычаями и суевериями.

Каким образом бороться с “церковными” суевериями и возможно ли их победить? Дерзну ответить на этот вопрос словом “ДА”. “Церковные” суеверия победить можно.

В храме, конечно, это проповедь, а в миру - это миссионерство. Люди подвержены суеверию, потому что их так кто-то научил, этот кто-то подчас некомпетентен. Задача Церкви научить человека верить в Бога, а не суеверить в кумира. Господь Иисус Христос призывает нас: “идите, научите все народы” (Мф.28:19), наша сегодняшняя задача сводится не только к одному народу, но к той части народа, который именует себя верующими. Речь идет о людях подверженных “церковным” суевериям.

Нужно использовать все возможные средства массовой информации: телевидения и радио, особенно перед великими церковными праздниками. Не просто рассказывать о событии праздника и комментировать Богослужение, а объяснять важность церковной жизни, постоянного посещения Богослужений, участия в таинствах Церкви, особенно Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин, и предостерегать людей от суеверного подхода к Богу.

Если сегодня миссионеры не идут сами на агитационную проповедь в мир, то когда сам народ идет в наши храмы – мы просто обязаны наставить каждого случайно зашедшего, пусть даже заблудившегося христианина.

Зная тот факт, что верующие люди подверженные церковным суевериям, приходят в храм несколько раз в году, а именно, на Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху. Необходимо в эти дни бесплатно раздавать, например, вместе с Крещенской водой, буклеты в которых разъяснять смысл праздника и отношение христианина к святой воде, церковным таинствам, посещению богослужений. В таких буклетах должны находиться молитвы, и разъяснения о важности молитвенного общения с Богом. Желательно, чтобы каждый человек, пусть даже случайно зашедший в храм, в любой день года, мог получить бесплатно такой буклет. Уверяю, что храмы от этого не только не потеряют, но приобретут новых людей нашедших истину.

Дорогие отцы, братия и сестры! Я надеюсь, что нашими общими стараниями проблема “церковных” суеверий, в течение ближайшего времени будет исчерпана.

Священник Игорь Илюшин,

клирик храма во имя иконы Божией Матери “Державная”

Суеверие?
Вопрос:
- Добрый день, о.Андрей.
1. Я только недавно начала воцерковляться и у меня пока нет духовного отца. Можно в молитве я буду (хотя бы пока) указывать Ваше имя, т.к. Вы уже не раз направляли меня в своих ответах и не раз помогали мне ответами на вопросы других христиан этого сайта в дни уныния и маловерия?
2. Батюшка, недавно мне сказали, что кто делал аборты (прости нас, Господи) не могут есть яблоки нового урожая до Яблочного спаса. Это суеверие или церковное правило?

1. Да, конечно, можете, и за молитвы буду только благодарен.
2. Это суеверие и глупость. Есть русская традиция не есть яблоки до Преображения, но это тоже только традиция. Если где-нибудь в южных районах страны их не есть до Преображения, то придется есть гнилые. Спаси Христос!

Ежегодно Яблочный Спас отмечается 19 августа. Большинство из нас яблоки кушают до Яблочного Спаса , невзирая на запрет православной церкви. Те, кто мужественно удерживаются перед яблочным соблазном, также отказываются от винограда и морковки. В общем, от всех овощей и фруктов, уродивших в этом году.

Яблочный Спас: первая причина, почему нельзя есть яблоки до Спаса

Считается, что перед тем как их отведать, урожай нужно освятить. В день Преображения люди благодарят Бога за плоды. Исходя из этой благодарности, мужчины и женжины отказываются от вкушения яблок, груш, винограда.

Яблочный Спас: вторая причина, почему нельзя есть яблоки до Спаса

Яблоки и груши дозревают как раз к Яблочному Спасу. Поэтому не совсем спелые фрукты могут навредить вашему желудку. Особенно это касается детей, которые норовят съесть все зеленым. Конечно, сейчас выведено много сортов яблок, которые поспевают намного раньше, но все же лучше довериться матушке-природе и дождаться середины августа.

Яблочный Спас: третья причина, почему нельзя есть яблоки до Спаса

Запрет на яблоки особенно касается женщин. Есть поверье - если женщина съест яблоко до Спаса , она возьмет на себя грех праматери Евы. Именно Ева преподнесла яблоко Адаму, нарушив при этом единственную заповедь. После этого все люди были выгнаны из Рая. Существует еще одно поверье. Оно касается женщин, которые потеряли ребенка. Им запрещено есть яблоки до Спаса , так как этим они забирают еду у детей на небесах.

Кушать яблоки , груши, сливы или виноград до Спаса дело лично каждого, но не стоит забывать о рекомендациях в период религиозных праздников. Возможно, в них есть тайная сила и тонкий смысл.

Никто не станет спорить с тем, что яблоко – полезный и вкусный плод. Организм человека нуждается в клетчатке, витаминах и микроэлементах, особенно в железе. Всем этим нас могут обеспечить душистые, ароматные, кисло-сладкие фрукты. Однако на Руси существовал строгий запрет, не позволявший людям лакомиться яблоками, когда они начинают созревать. Так почему эти плоды наши предки не могли есть до Яблочного Спаса?

Народная традиция

Помните, в известной поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок – несчастная мать, похоронившая маленького сына – говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру». Этим женщина дает понять, что она заботится о своем ребенке, пусть даже он и находится на том свете.

Дело в том, что на Руси существовало жутковатое поверье, что если мать покойного малыша позволит себе съесть этот фрукт до православного праздника Преображение Господне, который отмечается 19 августа, то в Раю сам Бог не даст ее ребенку яблока. Не желая невольно навредить детям, ушедшим в мир иной, православные старались вообще не есть никаких плодов до установленной даты.

Народные традиции во многом раскрывают суть представлений жителей той или иной страны о высших силах. Видимо, русские крестьяне считали Бога и ангелов, раздающих угощение, крайне мстительными и жестокими созданиями. Мысль о том, что невинные дети могут быть обижены и обделены едой (которой в Раю неограниченное количество) в наказание за поступки их родителей, отражает отношение простого народа к высшим силам, прежде всего, как к карающим структурам.

Запрет на поедание яблок распространялся не только на несчастных матерей, скорбящих о своих покойных детях, но и на всех женщин в целом. Говорят, что это связано с библейской историей о грехопадении Адама и Евы. Поскольку наша прародительница нарушила указание, данное самим Богом, соблазнившись плодами, то и русская крестьянка, съев яблоко, якобы тем самым возьмет на душу грех самой Евы. Так считали на Руси.

Впрочем, все православные люди старались не нарушать этой традиции, ведь во время праздника Преображение Господне церковь освящает плоды нового урожая. До этого момента яблоки воспринимались людьми как фрукты, недозволенные к употреблению.

Ранние сорта – под запретом

В августе православные христиане отмечают три особых праздника. День Происхождения честных древ Животворящего креста в народе называется Медовым Спасом, поскольку в эту дату церковь освящает плоды труда пасечников. Затем следует Яблочный Спас (Преображение Господне). И завершает череду праздников, посвященных урожаю, день Спаса Нерукотворного, называемый Ореховым Спасом. Интересно, что мед и орехи на Руси также не ели до их освящения в церкви.

В настоящее время, когда в магазинах круглый год продаются любые фрукты, православные люди, придерживающиеся народных традиций, стараются ограничить употребление яблок с начала Успенского поста.

Некоторые специалисты по церковной истории высказывают мнение, что запрет на поедание кисло-сладких плодов до 19 августа был обусловлен заботой священников о здоровье русских крестьян. Дескать, не все плоды поспевают к началу августа, большинство фруктов в это время года еще недозрелые, что вредно для работы желудочно-кишечного тракта.

Впрочем, наличие такого запрета само по себе могло сказаться на народной селекции. Люди выбирали и сажали в своих садах только те деревья, которые начинают плодоносить во второй половине августа, чтобы не вводить себя и своих домочадцев в искушение.

Кстати, первые упоминания о выращивании яблони как садовой культуры содержатся в исторических документах времен Ярослава Мудрого. Плоды этого дерева в России начинают созревать в конце июля. А такой известный сорт как Белый налив в некоторых регионах нашей страны можно употреблять в пищу еще за месяц до Преображения Господня. В советские времена многие селекционеры работали над выведением ранних сортов яблок. Это, например, Китайка золотая ранняя и Грушовка ранняя.

Что говорит церковь?

Современные священники стараются преодолеть негативное отношение, сложившееся в народе по отношению к Богу и ангелам. Служители церкви подчеркивают, что высшие силы не могут отыгрываться в Раю на покойных детях, обделяя их чем-то в наказание за поступки родителей. То есть, как такового запрета на поедание яблок до 19 августа не существует.

Первоначально, еще до принятия христианства на Руси, на Святой земле в день Преображения Господня было принято освящать в церкви виноград. Поскольку он не растет повсеместно в России, люди стали заменять гроздья более распространенными плодами – яблоками.

Единственный запрет, имеющий отношение к вышеупомянутому празднику, содержится в церковном уставе (Типиконе). Там говорится, что священнослужители, вкусившие созревшие гроздья с лозы до их освящения, лишаются возможности есть виноград до конца августа. То есть, в течение последующих 10 дней. И все. И никаких несчастных детишек, страдающих в Раю. И никакой Евы с Адамом. И никакого страшного греха.

Тот факт, что праздник Преображения Господня приходится на строгий Успенский пост, тоже не означает, что яблоки в это время должны быть исключены из рациона. Они, как и виноград, не относятся к числу продуктов, недозволенных православным во время поста.

Единственное, почему церковь лишь рекомендует христианам по возможности воздерживаться от употребления яблок до 19 августа, это тот факт, что они еще не освящены. Яблочный Спас воспринимается верующими людьми, в первую очередь, как возможность поблагодарить Бога за дарованный урожай. Невежливо есть, не сказав «спасибо». Так полагают многие священники.