Кокойты эдуард джабеевич. Леонид Тибилов: Южная Осетия накануне выборов не допустит повторения раскола в обществе Какойто президент южной осетии

Южная Осетия готовится к президентским выборам, которые пройдут 9 апреля. Определились и основные конкуренты выборной гонки. Сейчас точно известно, что действующий глава РЮО Леонид Тибилов собирает претендовать на второй срок. Его предшественник Эдуард Кокойты , руководивший Южной Осетии десять лет, тоже заявил, что поборется за высший пост в стране. Конкуренцию этим двум кандидатам составит Анатолий Бибилов , который на данный момент продолжает председательствовать в парламенте. У кого из них самые высокие шансы?

Эдуард Кокойты

Из тройки наиболее сильных кандидатов Эдуард Кокойты является самым известным. Еще бы, ведь в 2008-ом ведущие мировые СМИ неоднократно публиковали информацию о нем. На западе его выставляли в негативном свете, зато российские и местные СМИ, наоборот, героизировали его образ. Это определенно положительно сказалось на имидже, и, надо признать, Эдуард Джабеевич до сих пор пожинает плоды. Но на одном лишь внимании масс медиа далеко не уедешь — от него ждали политики, большой политики. С успехом бывший президент, видимо, не сумел справиться. Дело в том, что вслед за признанием в республику хлынули огромные финансовые потоки, направленные в соответствии с российской инвестиционной программой. И что же? Спустя небольшой промежуток времени у Кремля появились претензии к команде Кокойты. Стало появляться все больше слухов на тему невыполнения Цхинвалом своих обязательств по восстановлению собственного государства. Проще говоря, инвестиции грубо разворовывались. До суда, конечно, не дошло, однако определенная натянутость в отношениях президента с Москвой появилась. Ряд российских политологов сошлись во мнении, что в 2011 году Кремль не поддержал на президентских выборах ставленника Кокойты именно по этой причине. С прямыми обвинениями выступало руководство «Дирекции по реализации приоритетных национальных вопросов». Это ведомство курировало некоторые стороны инвестиционной программы РФ в РЮО. Были и другие скандалы, но досидеть до конца срока второму президенту все же удалось.

Все эти причины могут остановить уже разгоняющуюся предвыборную кампанию Кокойты. Дело в том, что потеряв доверие некоторой части российских элит, он лишился поддержки своих соотечественников, вернее, количество его сторонников сократилось в разы. Плюс ко всему после него пришел новый президент, при котором кража российских инвестиций совершенно прекратилась. Во всяком случае, ни российская, ни осетинская сторона не зафиксировала даже одного подобного случая. Такой контраст явно не на руку экс-главе Южной Осетии. Впрочем, есть еще один «тормозящий фактор». Эдуард Кокойты в последние годы проживает в основном в Российской Федерации. Данное обстоятельство может губительным образом проявить себя во время регистрации в Избиркоме. Согласно Конституции государства, кандидат в президенты в течение десяти предшествующих регистрации лет должен проживать исключительно на территории РЮО. Разрешается отсутствовать не дольше трех месяцев в течение года. Перемещения Эдуарда Кокойты никак не согласованы с подобным графиком — отсутствует он намного дольше, чем допускается. Впрочем, есть некоторые лазейки — статья 48 Конституции подразумевает такие жесткие условия исключительно при отсутствии уважительных причин. То есть, дозволяется покидать республику на любой срок, например, при необходимости лечения за рубежом. От кандидата требуется подтвердить важность своего отсутствия. Возможно, для Эдуарда Кокойты это не составит труда.

Несмотря на все трудности, у него все же имеются свои козыри в рукавах. Его президентство было длительным, и за этот период в государстве сложилась определенная система власти, которая с незначительными изменениями функционирует и поныне. На многих постах по-прежнему сидят его люди.

Анатолий Бибилов

Спикера парламента Южной Осетии можно окрестить героем сегодняшнего дня, вернее, последних лет. После неудачи на выборах в 2011 году он быстро оправился и доказал, что ему место в высших эшелонах. На парламентских выборах 2014-ого его партия «Единая Осетия», созданная незадолго до момента голосования, одержала уверенную победу. Теперь парламент под управлением несостоявшегося президента. Этим достижением Бибилов доказал всем своим критикам, что ему есть на кого рассчитывать — на народ Южной Осетии. По большей части избиратели голосовали за него, а не за партию. В чем его успех? В смелых планах, излагаемых доступным языком. Он говорит о желаемом — о воссоединении двух Осетий в составе России. Тут, конечно без популизма не обходится, однако Бибилов всегда предпочитает оставаться реалистом, что, быть можется, связано с многолетней карьерой в вооруженных силах. Спикер парламента еще до выборов 2014-го поднял множество разговоров о потенциале скорейшего присоединения к РФ. Причем сделал это так, что громче всех об этом заговорил президент страны. Он дал повод, но ответственность за исход с себя снял. Более того, он умудрился надоумить Леонида Тибилова назначить референдум после президентских выборов. Если надежды граждан РЮО не оправдаются, а выборы выиграет Бибилов, то ему все простят, учитывая, что официальным инициатором все же был предшественник. При любом ином раскладе он так же ничего не теряет. Очень умный ход. В остальном у него все складывается тоже довольно не плохо. С Москвой он дружен. Бывает в России как с официальными визитами, так и по личным поводам. Регулярно общается с высокопоставленными российскими чиновниками.

Но не все так гладко. Например, специалисты Центра политической конъюнктуры полагают, что Анатолия Бибилова недолюбливают местные элиты. Своим приходом он может внести некий разлад в хрупкую гармонию политической жизни, сохранившей элементы клановости. Весьма спорное утверждение, если учитывать тот факт, что пост председателя парламента он все же занял, и это не принесло никакого разлада. В любом случае является весьма серьезным претендентом на важней государственный пост.

Леонид Тибилов

И, наконец, Леонид Тибилов. За его плечами пять лет президентства. Что сделано за это время? Ну, первое достижение имело место быть еще в первые дни — избрание Тибилова было своего рода компромиссом. Его кандидатура, малозаметная на фоне шумных Бибилова и Джиоевой , устраивала практически всех. Кокойты давно знаком с преемником и, вероятно, неплохо с ним ладил, пока тот был подчиненным. Вряд ли ему приходила в голову мысль, что Тибилов полноценно реализует себя на должности президента. В нем виделся просто хороший партнер, но вышло несколько иначе. Партнер стал лидером, пускай и не особо харизматичным, но толковым. Как-никак за его плечами годы работы в сфере педагогики и в КГБ. Он рассчитывает свои шаги, стараясь дистанцироваться от голословности и символизма. Получается неплохо, но такую тактику ценят в основном общественники, пристально следящие за порой до нудности медленным политическими трансформациями. Даже СМИ иногда умудряются не заметить того или иного важно решения. Возможно, Тибилов переживает за последствия, что в его положении вполне оправдано. В общем, почти все из того, что он сделал, никто не заметил. Исключением является восстановление столицы и некоторых прочих поселений. Цхинвал в 2017-ом сильно отличается от Цхинвала в 2012-ом. Построены многие здания, восстановлены старые. Облагороженные улицы местами приобрели такой вид, который раньше никогда не был характерен для города. И все благодаря личному контролю над вливающимися в страну инвестициями. Тибилов сумел поубавить аппетиты грабителей и коррупционеров. При этом наиболее влиятельные лица государства не взъелись на него.

Что же до недостатков, то они, конечно же, имеются. Первый — в течение пяти лет Тибилов демонстрировал себя. Он хорош, но местный народ хочет большего. Пускай нет присоединения к РФ, но должен же быть иной прогресс. Здесь президент зарекомендовал себя не с лучшей стороны. За последние годы в стране повысился уровень безработицы, установив новый антирекорд. Кто-то связывает это с антироссийскими санкциями, но многие местные жители склонны перекладывать ответственность на свое руководство. Во-вторых, в стране большие проблемы с медициной. Здешний народ как уезжал раньше лечиться в Россию или Грузию, так и уезжает сейчас. Не хватает кадров, не хватает техники, не хватает больниц. Это одна из наиболее важных проблем сегодняшней Осетии, и тот, кому удастся ее решить, совершит поистине титанический труд. У Тибилова не получилось и вряд ли получится, потому как он данным вопросом практически никогда не занимался.

На сегодняшний день расклад сил такой. Кому отдаст предпочтение народ, сказать сложно. Леонид Тибилов идет на второй срок. Бибилову пророчат второе место. Это несколько странно, учитывая, что, по имеющимся у нас данным, рейтинг у действующего президента не так уж и высок. Впрочем, от выборов в РЮО всегда можно ждать что угодно, как, например, в 2011—2012 гг. Появились на этих выборах и новые лица, два Алана. Один сотрудник республиканского КГБ Алан Гаглоев и второй — депутат парламента врач Алан Козонов . Еще собирается поучаствовать в выборах офицер в отставке, а ныне хозяин строительной фирмы Амиран Багаев

Отзываются о них о всех хорошо, но вряд ли они сегодня могут составить конкуренцию. Впрочем, поживем, увидим.

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов рассказал в эксклюзивном интервью ТАСС о предстоящих в апреле президентских выборах, реализации Договора о союзничестве и интеграции с Россией, а также возможных перспективах воссоединения республики с РФ.

Леонид Харитонович, в апреле в Южной Осетии состоятся президентские выборы. Можно ли быть уверенным, что в период выборов и подведения их итогов в республике удастся сохранить политическую стабильность?

Конечно, период выборов всегда отличается от обычного будничного времени в жизни государства. Появляется определенный всплеск. Предвыборная кампания уже начинается, выборы объявлены. 9 апреля народ выберет президента на следующие пять лет.

Конечно, как действующий президент, я внимательно слежу за тем, как развиваются события. Мы улавливаем, что некоторые претенденты ведут себя несдержанно, используют разные приемы. Я сделал соответствующее обращение к гражданам страны и к тем, кто будет баллотироваться. Мой посыл заключается в том, что мы не допустим отката республики в 2011 год, когда Южная Осетия оказалась практически на грани гражданской войны. Тогда произошел раскол в обществе, было серьезное противостояние. Ценой больших усилий, благодаря мудрости народа и его высокой политической культуре республика сумела преодолеть последствия того кризиса. Поэтому сегодня мы не можем допустить даже намека на его повторение: выборы должны пройти в спокойной обстановке. Это наша первоочередная задача, и на ее решение ориентированы практически все государственные структуры.

- Опасаетесь ли вы каких-либо провокаций со стороны Грузии накануне выборов?

Конечно, любые политические мероприятия в Южной Осетии Грузия оценивает негативно. Это внутреннее дело Грузии. Мы суверенное государство и занимаемся системным решением задач, которые перед нами стоят. Мнение Грузии по поводу процессов, происходящих в Южной Осетии, не имеет для народа республики никакого значения.

Никакого развития межгосударственных отношений между Южной Осетией и Грузией нет. В соседней стране все еще не могут смириться с объективной реальностью, существующей уже более 25 лет

Никакого развития межгосударственных отношений между Южной Осетией и Грузией нет, потому что Грузия не признает суверенитет нашей республики и факт агрессии против Южной Осетии. Если взять Женевские переговоры, то здесь Грузия отказывается подписывать документ о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии. В соседней стране все еще не могут смириться с объективной реальностью, существующей уже более 25 лет.

На днях вы приняли решение о проведении в день выборов президента референдума по переименованию Южной Осетии в Государство Аланию. Поддерживает ли население страны такие планы?

Эта тема была озвучена мной еще в прошлом году. Ведомствам было поручено провести соответствующую работу. Мы получили полную поддержку со стороны интеллигенции республики, молодежи, всего народа, ученых и историков Северной Осетии - Алании. Все они поддержали предложение президента об использовании в будущем двух равнозначных названий: Республика Южная Осетия и Государство Алания. Этот вопрос действительно будет вынесен на всенародное голосование. Референдум по данному вопросу приурочен к выборам президента 9 апреля.

Решение было принято после тщательного изучения общественного мнения. Признание государственного суверенитета Южной Осетии стало возрождением исторической традиции аланской государственности. Если народ одобрит предложение президента, то этот факт найдет отражение и в имени нашего государства.

- Вы приняли решение участвовать в предстоящих выборах. Что вы можете сказать о своих конкурентах?

На сегодня в ЦИК уже обратились в том числе и мои сторонники, и претендентов сейчас семь. Я, конечно, должен ценить каждого, потому что все они граждане нашей республики, но вместе с тем каждый из них должен понимать задачи, которые предстоит решать в новой пятилетке. Это очень непростые задачи, и нужно быть абсолютно готовыми к их решению. Если соответствующего опыта нет, то, конечно, будет тяжело, и может произойти определенная пробуксовка в темпах развития республики.

Сейчас в ЦИК обращаются инициативные группы по выдвижению кандидатов. Это будет продолжаться до начала марта. ЦИК уже дает им возможность собрать подписи, их должно быть 3500. Образована также лингвистическая комиссия с целью определения уровня владения кандидатами на должность президента государственными языками - осетинским и русским.

Леонид Харитонович, до сих пор не утвержден бюджет на текущий год. Какие загвоздки кроются здесь? Увязываете ли вы этот вопрос с предвыборной кампанией еще одного претендента на должность президента - председателя парламента Анатолия Бибилова?

Если непринятие бюджета является для кого-то предвыборным ходом, то, честно говоря, этот ход нужно назвать откровенно неудачным. Проект закона о бюджете был направлен в парламент в конце ноября. На протяжении месяца парламент его не рассматривал, и только в последние дни 2016 года мы получили информацию о том, что вопрос бюджета не выносится на обсуждение депутатами, поскольку спикер парламента и его партия хотят включить в бюджет проект судебной реформы по своему сценарию. Вдаваться в подробности я сейчас не намерен. Но увязывать принятие бюджета с судебной реформой или чем-то иным в корне неправильно. Бюджет - это деньги народа, социальные и экономические программы, это отражение нашего сотрудничества с Россией.

К сожалению, спикер парламента поставил свои личные амбиции выше всего этого, и в Южной Осетии такой подход не встретил понимания. Могу определенно сказать, что он не встретил понимания и в России. Спикер полностью проигнорировал и мнение исполнительной власти, и мнение наших российских коллег, и интересы народа Южной Осетии, организовав в республике бюджетный кризис. Я считаю такие действия неверными и несистемными, и они, конечно, будут иметь последствия.

Сейчас нам уже нельзя терять времени, государственный бюджет будет принят с тем замечанием, что внесение парламентом в закон о бюджете положения касательно судебной системы незаконно и противоправно. Соответствующие органы получат поручение работать по этому вопросу.

- Ощущает ли ваша команда поддержку российской стороны?

Я считаю большой привилегией возможность ответить на ваш вопрос без каких-либо сомнений. Поддержка президента Путина и наших коллег из российских министерств и ведомств является одним из важнейших факторов развития Южной Осетии. Совместными усилиями нам удалось переломить определенные негативные тенденции, имевшие место в республике, и на протяжении последних лет у нас нет ни одного примера нецелевого использования средств.

Республика преобразилась, стала намного более комфортным местом для жизни. Конечно, без внимания и поддержки России мы бы таких результатов не добились

Республика преобразилась, стала намного более комфортным местом для жизни. Конечно, без внимания и поддержки России мы бы таких результатов не добились. Уровень взаимодействия очень высокий, он позволяет оперативно решать любые возникающие вопросы в рабочем порядке. Доверие руководства и народа России для меня как президента имеет огромное значение. Уверен, что оно позволит нам и в будущем успешно решать имеющиеся задачи.

- Реализация каких проектов по развитию республики намечена на ближайшее время?

В марте ждем завершения строительства Государственного драматического театра. Рассчитываем, что темпы строительства и финансирования университетского комплекса позволят нашим студентам уже в сентябре начать учебу в новом здании. Текущий год мы посвящаем и строительству дорог. Продолжаем строить хирургический комплекс с отделением гемодиализа. В 2016 году мы завершили строительство детской больницы, аналогов которой нет даже в республиках на Северном Кавказе. Завершается строительство мясоперерабатывающего комбината. Надеемся, что это произойдет также в марте. В этом году продолжается закладка фруктовых садов, речь идет о 70 гектарах рядом с Цхинвалом. Продолжается работа по выращиванию сельхозпродукции, появился свой семенной фонд.

Сейчас правительство работает над предложениями по программе на 2018–2019 годы. Денежные средства, которые предоставляются для развития республики, не сокращены, несмотря на то что на территории РФ многие субъекты получили сокращение. Такое решение российской стороны по Южной Осетии свидетельствует о доверии к нам, и руководство республики сделает все, чтобы его оправдать.

В новой программе будут и объекты социального значения. Нам нужны новые детские садики, пока количество не охватывает всех детей. Будем ставить вопрос о ремонте школ. Важное внимание уделим развитию сельского хозяйства.

В общем, могу определенно сказать, что основные наши планы и программы на ближайшие годы связаны с проектами развития. Особое внимание при этом будет уделено поддержке местных предпринимателей. Я вижу предпринимательский класс одной из основ экономического развития Южной Осетии и создания новых рабочих мест. К решению задач развития мы намерены в большей степени привлекать новые управленческие кадры.

Как вы оцениваете в целом реализацию Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией? Какие дополнительные соглашения остается подписать?

Что касается договора, то буквально на днях наши соответствующие ведомства плотно поработали с Министерством обороны России. Нам остается подписать, в частности, дополнительное соглашение по военным ведомствам. Отрабатывались возникшие вопросы правового характера о вхождении отдельных подразделений Министерства обороны Южной Осетии в состав ВС России, в основном в состав 4-й военной базы. Вопросы урегулированы. Это дополнительное соглашение практически готово к подписанию, планируем подписать его в течение месяца. Учения при участии наших войск, которые уже проходят и проходили, в частности, на территории Северного Кавказа - это уже совместная работа и служба.

По линии МВД мы подписали дополнительное соглашение о создании совместного координационного центра, он будет базироваться в Цхинвале. Сейчас идет подбор кадров в этот центр. Что касается финансового и материально-технического обеспечения МВД, то здесь тоже практически разработано дополнительное соглашение, и мы сможем его вскоре подписать. Так что уже в этом году мы скажем, что договор реализован и действует.

- Вы упомянули совместные учения. Какова оценка сторон? Успешно ли они проходят?

Учения проходят успешно. На последних учениях были представители командования Северо-Кавказского округа. Они отметили, что все прошло нормально, при хорошем взаимодействии. Оценка была высокой. Это говорит о полном взаимопонимании между нашими военными ведомствами.

- Сохраняете ли вы как кандидат в президенты идею по вхождению Южной Осетии в состав России?

Идея вхождения в состав России не принадлежит мне или кому-либо еще, она в полном смысле народная. Все жители Южной Осетии настроены на сближение с Россией. Уже сегодня можно сказать, что мы находимся с РФ в едином экономическом, политическом и информационном пространстве. Но если говорить о непосредственно вхождении, то мы, сохраняя эту идею, должны понимать, что есть серьезные вопросы, которые подлежат проработке и осмыслению, притом не в одностороннем порядке. Мы не должны создавать каких-то трудностей для наших российских коллег.

В прошлом году мы пришли к некой схеме, которая позволила бы нам на базе референдума прийти с предложением к руководству РФ о вхождении. Это внутригосударственный процесс. Я вышел с предложением о внесении изменений в статью 10 нашей Конституции, но потом возникли разные противоречивые мнения относительно процедур, и как президент страны я пришел к выводу, что вопрос должен быть подробно рассмотрен на политическом совете.

На политсовете мы приняли решение вернуться к этому вопросу после выборов 2017 года. Время для работы с нашими коллегами из России есть, в Москве с нашими идеями знакомы.

Беседовала Юлия Шарифулина

МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Новым президентом Южной Осетии, по предварительным данным ЦИК республики, станет спикер парламента Анатолий Бибилов.

На прошедших в воскресенье выборах за него проголосовали, по предварительным данным, 57,98% голосов, а за действующего главу республики Леонида Тибилова - 30%. Порог явки составляет 50% плюс один голос. Для победы кандидату необходимо было набрать более половины голосов. Официальные результаты выборов будут опубликованы в течение пяти дней.

Президент по военной линии

Бибилов родился в столице Южной Осетии 6 февраля 1970 года. Еще в школе он выбрал военную карьеру: после восьмого класса поступил в интернат в Тбилиси с усиленной военно-физической подготовкой, затем - в Рязанское училище ВДВ.

После окончания училища распределен в 76-ю Псковскую воздушно-десантную дивизию. Входил в сводный батальон миротворцев в Южной Осетии. После этого служил в вооруженных силах республики, командовал ротой специального назначения.

В 1998-2008 годах снова служил в миротворческих силах в Южной Осетии, на этот раз - в североосетинском батальоне.

В 2008 году принимал активное участие в боевых действиях в ходе вооруженного конфликта с Грузией, организовывал оборону одного из районов Цхинвала, зачистку города от грузинских сил.

В октябре 2008 года назначен главой министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 2011 году Бибилов уже баллотировался в президенты республики и тогда уступил во втором туре бывшему министру образования Алле Джиоевой. Однако вскоре Верховный суд Южной Осетии признал выборы недействительными, а по итогам прошедшего через несколько месяцев нового голосования президентом стал Тибилов.

В конце июня 2014 Бибилов стал главой парламента республики. Он возглавляет партию "Единая Осетия", которая и выдвинула его кандидатом в президенты.

Курс на Россию

В своей политике Бибилов традиционно для представителей Южной Осетии ориентируется на Россию.

"Отношения с Российской Федерацией не могут претерпеть какие-то изменения в худшую сторону. Наоборот мы их будем наращивать", — сказал он после оглашения предварительных результатов выборов.

"Договор, который мы подписали с Российской Федерацией, конечно, будет исполняться и интеграция в Российскую Федерацию будет идти", — добавил Бибилов.

Он и ранее говорил о желании объединить осетинский народ.

"Воссоединение двух Осетий, несомненно, должно произойти. Нам надо строить сильную Осетию, где будет комфортно жить не только избранным, как это сейчас, но всем без исключения гражданам. Впереди два месяца сложной предвыборной борьбы, и самое главное для нас — это четкое соблюдение всех норм закона. С уверенностью могу сказать, что я вас не подведу", — отмечал Бибилов.

Подтвердил он эту позицию и после избрания. "Я всегда подчеркивал и сейчас подчеркиваю, что желание народа Южной Осетии вернуться в состав Российской Федерации живет с момента разделения осетинского народ (с двадцатых годов)", — сказал Бибилов.

Он напомнил, что через три года будет 100 лет, как осетины живут "в разных политических единицах". "Считают это абсолютно неправильным. В любом случае… референдум будем обсуждать с Российской Федерацией", — подчеркнул Бибилов.

В сфере внутренней политики он обещает в первую очередь наладить взаимодействие между всеми органами государственной власти.

"Это самая главная задача, потому что за последние три года мы наблюдали определенную напряженность между ветвями власти… Если есть порядок и взаимодействие между ветвями власти, то и народ Южной Осетии это оценит", — уверен Бибилов.

Присоединение не нужно?

Координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков считает, что в целом ждать каких-то существенных перемен после выборов в Южной Осетии не стоит.

"По крайней мере, в отношении России точно", — отметил эксперт в разговоре с РИА Новости.

По его словам, как Бибилов, так и Тибилов "нацелены на максимально возможную интеграцию с Россией". Однако референдум о присоединении республики к РФ, считает Скаков, неактуален. "Присоединение к России зависит не только от воли народа Южной Осетии, но и от возможностей и желания России. Пока что такого нет", — подчеркнул Скаков.

Он обратил внимание, что жители Южной Осетии в большинстве своем являются российскими гражданами, имеют соответствующие права, "есть программы повышения зарплат и пенсий до уровня РФ", поэтому на этом фоне присоединение Южной Осетии "совершенно не нужно и не стоит, только создаст лишние проблемы".

Тем не менее, эксперт уверен, что финансирование республики со стороны России сохранится. "Для Москвы не важно, кто будет президентом, важно, чтобы все было по закону. Так все и прошло, поэтому в данном случае я не вижу каких-либо препятствий", — считает Скаков.

Одна из немногих сфер, где возможны изменения, — кадровая. "Те кадры, которые были при Тибилове, которые во многом достались от бывшего президента Эдуарда Кокойты, видимо, будут сменены, и это только хорошо, потому что нельзя находиться у власти слишком долго. Там (в Южной Осетии — ред.) есть проблемы семейственности, клановости", — пояснил Скаков.

Действующий президент Южной Осетии Леонид Тибилов проиграл выборы. Победителем стал председатель парламента Анатолий Бибилов. Он сможет придать динамику отношениям с Россией, говорят эксперты

Леонид Тибилов

На выборах президента Южной Осетии, состоявшихся 10 апреля, победу одержал председатель парламента частично признанной республики Анатолий Бибилов. По предварительным данным, он получил 57,98% голосов, сообщил ЦИК. Действующий президент Леонид Тибилов, занимавший пост с 2012 года, получил второй результат: за него проголосовали 30% избирателей. Третье место занял сотрудник КГБ Алан Гаглоев с 11,01% голосов. Явка на выборах составила 81%.

78% избирателей также поддержали введение равнозначного наименования Южной Осетии — Государство Алания.

Победа со второго раза

Шансы Тибилова на переизбрание считались высокими. В предвыборных обзорах его называл фаворитом близкий к Кремлю Центр политической конъюнктуры. Первые выборы Тибилов выиграл в 2012 году, возглавив страну после политического кризиса 2011 года. На приведших Южную Осетию к этому кризису выборах 2011 года Бибилов был фаворитом Москвы, однако проиграл оппозиционерке Алле Джиоевой. После ее победы и отказа бывшего президента Эдуарда Кокойты покинуть свой пост в республике начались митинги протеста. В результате переговоров с участием московских чиновников было решено провести новые выборы, в которых ни Джиоева, ни Бибилов участия не принимали.

После поражения на президентских выборах 2011 года и вынужденного отказа от выдвижения на повторных выборах Бибилов смог доказать обоснованность своих политических амбиций. В 2012 году он демонстративно покинул партию «Единство», которую возглавлял Кокойты, чтобы создать свое политическое движение. На парламентских выборах 2014 года его новая партия «Единая Осетия» одержала победу, а он занял пост спикера парламента, описывает политический путь бывшего министра по чрезвычайным ситуациям Центр политической конъюнктуры.

На воскресные выборы Бибилов шел с программой, в которой обещал более тесные связи с Россией и экономический рост. Обеспечить рост занятости и доходов населения, по его мнению, можно за счет развития сельского хозяйства.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что Кремль приветствует выборы в Южной Осетии и констатирует, что они прошли конкурентно и демократично. «Еще большее удовлетворение вызывает то, что основная конкуренция велась между двумя кандидатами, которые являются убежденными сторонниками тесных отношений Южной Осетии с Российской Федерацией», — заметил Песков.

До выборов оба основных кандидата побывали в Москве. Тибилов 21 марта встретился с Владимиром Путиным, который пожелал ему удачи на выборах. А Бибилов 24 марта побывал у председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Победа Бибилова не должна считаться сюрпризом, уверен координатор рабочей группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков. Выигрыш председателю парламента обеспечил протестный электорат, который не видел возможности собственного развития в республике, а также сторонники экс-президента Эдуарда Кокойты, который не был допущен к выборам, объясняет эксперт. Москву устраивала победа как действующего президента, так и председателя парламента, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

В Москве позитивно оценивают победу Анатолия Бибилова, он известен и понятен России, его победа позволит еще более укрепить стратегическое сотрудничество России и Южной Осетии, сказал РБК источник, близкий к управлению президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Бибилов добьется прогресса в отношениях и доведет их до уровня фактического объединения в правовой, экономической и оборонной сферах, прогнозирует собеседник. Претензий к уходящему президенту и его команде в Кремле нет, указывает собеседник. За пять лет команде уходящего президента и правительству удалось навести порядок сначала в экономической сфере, уйти от имевшего место безобразия при предыдущей власти и в целом повысить эффективность работы всей системы органов государственной власти, рассказывает он.

Президент Путин в поздравлении Бибилову выразил надежду, что отношения между странами получат дальнейшее развитие.

Будущее с Россией

Ситуация в республике спокойная, сообщило в середине дня 10 апреля Министерство внутренних дел Южной Осетии. Бибилов призвал своих сторонников, собравшихся ночью у здания ЦИКа, разойтись.

«Это выбор народа, мы разумно должны подходить к выбору народа», — прокомментировал сообщение избиркома о собственном поражении Леонид Тибилов.

«Вектор отношений (с Россией) не будет меняться, он будет в большей степени наращиваться. Все остальное — внутренняя политика, ломать ничего не будем», — заявил Бибилов в интервью ТАСС . Победивший кандидат отметил, что готов к совместной работе со своими оппонентами, и не исключил, что в его команду будет приглашен Кокойты, который после отказа в регистрации на президентских выборах начал выводить народ на митинги и призывал голосовать за Бибилова.


Анатолий Бибилов (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Бибилов заявил, что в первую очередь будет начата работа над улучшением благосостояния граждан. Он также считает необходимым разграничить полномочия парламента и президента. «Первое, что будет сделано, — принят закон, который разделит обязанности законодательной власти и президента», — отметил Бибилов.

Государственный бюджет республики в основном состоит из помощи, которую оказывает Россия, сообщил президент Тибилов в интервью РБК накануне выборов. Однако, по его словам, если в 2012 году собственные доходы республики составляли не более 150-160 млн руб., то в 2016 году собственные доходы выросли до 780-800 млн руб. По его оценкам, в конце 2017 года доля собственных доходов в бюджете должна вырасти до 11%. По словам Тибилова, после его прихода к власти были созданы условия для привлечения инвесторов. В частности, в 2013 году заработала фабрика БТК-4 по пошиву спецодежды, на которой работают около 530 человек. В конце марта было открыто производство по переработке мяса. Перспективным для развития Тибилов называл сельское хозяйство, швейную отрасль и энергетическую — строительство ГЭС.

Если говорить о связях с Росс​ией, то ситуация в Южной Осетии напоминает абхазскую, говорит Скаков: между Россией и обеими республиками подписан договор о союзничестве, однако многие его положения должны быть реализованы через отдельные соглашения, а их подписание затягивается из-за согласования позиций. В том, что каждая из сторон отстаивает свои интересы, нет ничего удивительного, однако ускорить эти процессы можно, обращает внимание эксперт.

Грузия результаты нынешних выборов, как и независимость Южной Осетии, не признает. Президентские выборы и референдум о переименовании республики не имеют ничего общего с международным правом, заявил министр Грузии по вопросам евроатлантической интеграции Виктор Долидзе.

Президент Южной Осетии заявил, что не делает трагедии из того факта, что страну признали пока лишь несколько государств

Анатолий Бибилов

Москва. 16 ноября. сайт - Президент Республики Южная Осетия (РЮО) Анатолий Бибилов в первый раз приехал в Россию с официальным трехдневным визитом. Во вторник он встретился с президентом России Владимиром Путиным. О том, какие вопросы удалось обсудить с российским лидером, и о дальнейшем развитии сотрудничества РЮО и РФ "Интерфаксу" рассказал Анатолий Бибилов.

- Анатолий Ильич, накануне вы встречались с президентом РФ Владимиром Путиным. О чем удалось договориться?

Фактически удалось обсудить все сферы жизнедеятельности Южной Осетии, начиная от обеспечения безопасности и заканчивая социально-экономическим развитием, в том числе, и вопросы развития здравоохранения, аграрного сектора, развития двухсторонних отношений, вопросы поставки в РФ продукции, производимой на территории Южной Осетии. Одним словом, практически все сферы жизнедеятельности и взаимоотношений РЮО и РФ.

- Вы упомянули о поставках товаров из Южной Осетии в Россию. Что это за товары?

В основном это товары сельхозпроизводства – это и яблоки, и переработка мяса, и вино, и минеральная вода, которая изобилует в Южной Осетии. Причем мы должны понимать, что эта вода абсолютно экологически чистая - у нас нет вредных производств, поэтому визитной карточкой можно представить именно экологически чистый продукт, который производится на территории Южной Осетии. Кроме того, сегодня довольно успешно работает швейная фабрика, она входит в "БТК-групп" (крупнейший холдинг легкой промышленности в РФ - ИФ ), которая на сегодняшний день является крупнейшим предприятием на территории Южной Осетии.

- В какие регионы могут поставлять эти товары?

Поставлять мы можем в любые регионы России - не только на Северный Кавказ - и за рубеж. Обсуждались как раз эти вопросы, и были даны конкретные поручения соответствующим министерствам, ведомствам взаимодействовать с соответствующими министерствами и ведомствами Южной Осетии, чтобы реализовать эти договоренности.

Вчера также говорилось о том, что готовится соглашение об облегченном получении гражданства РФ жителями РЮО. Когда примерно могут подписать это соглашение?

Вряд ли мы успеем до конца года (подписать - ИФ ), хотя в принципе это соглашение находится на внутригосударственной экспертизе – сейчас его согласуют все министерства и ведомства, которые занимаются или имеют какое-то отношение к его подготовке. В Южной Осетии мы провели необходимые процедуры, переслали коллегам в РФ. Я думаю, что уже в начале следующего года это соглашение будет подписано.

- По вашим оценкам, сколько примерно граждан Южной Осетии могут получить гражданство РФ в ближайшее время?

На сегодняшний день подавляющее большинство граждан республики уже являются гражданами РФ. Но, как мы знаем, в 2008 году уже после признания РЮО выдача паспортов гражданам России, проживающим за рубежом, была приостановлена. Я думаю, после упрощения процедуры получения гражданства его получат еще где-то 10% населения РЮО.

Раньше вы высоко оценивали возможность вхождения РЮО в состав России. Обсуждался ли этот вопрос на встрече с президентом РФ?

Этот вопрос весьма актуален. В 1920-1921 годах Осетия была разделена на Северную и Южную: Южная вошла в состав ГССР, а Северная - в состав РCФCР. С этого момента началась борьба осетинского народа за восстановление исторической справедливости и включение Южной Осетии в состав России.

Фактически, каждые 10 лет мы пытались донести мнение народа Южной Осетии до высшего руководства, чтобы Южная Осетия вошла в состав России. К сожалению, пока мы имеем то, что имеем. Возможности есть без сомнения – пока этот вопрос обсуждается. Я думаю, что будущее Южной Осетии в любом случае в составе РФ.

Ранее планировалось провести референдум по вхождению Южной Осетии в состав России в 2017 году. Возможность провести его до конца 2017 года невелика. Когда планируется провести референдум?

В 2017 году в республике прошел референдум о переименовании в Государство Алания. Нам показалось вполне логично, чтобы мы провели и референдум по вхождению в состав РФ. В принципе один референдум у нас был в 1992 году, где 99,8% проголосовали за вхождение в состав России. Но в 2006 году был еще один референдум. Тогда ставился вопрос, войдет ли Южная Осетия в состав РФ или станет независимым государством. Тогда за независимость проголосовало 98%. Но там ведь был поставлен вопрос о независимости от Грузии, но тем не менее, получилось, что референдум 2006 года нивелировал результаты 1992 года. Потому что по международному праву юридическую силу имеет референдум, проводившийся позже.

Реалии таковы, что сейчас появились две вновь образованные республики, которые мы признали – это Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР). Думаю, вопрос вхождения РЮО в состав РФ сам собой предопределен. Когда? Мы в Южной Осетии даже 24-25 августа 2008 года (когда Абхазия и Южная Осетия объявили о своей независимости от Грузии – ИФ ) не представляли, что через день или два Россия признает независимость нашей республики. Политические процессы протекают очень бурно. Мы в любое время можем принять решение о проведении очередного референдума. Так что это дело времени. Причем, недалекого времени.

- Как в целом вы оцениваете реализацию договора о союзничестве и интеграции между РФ и РЮО?

Оцениваю, конечно же, высоко. Тем более по этому договору с 2015 года подписано уже около 100 соглашений. Буквально вчера были еще подписаны соглашения между министерствами здравоохранения и внутренних дел (МВД). Я думаю, что эти процессы неизбежны. Много разных дорог, которые имеют одну и ту же цель. И мы к ней придем.

- Только что упомянули о соглашении по линии МВД. Что это за соглашение? О чем оно?

Это соглашение об оптимизации структур, рабочем взаимодействии, об улучшении материально-технической базы министерства внутренних дел. Это и повышение зарплаты, и повышение социальных гарантий, которые должны иметь сотрудники МВД. То есть, это поступательное движение, развитие и самого МВД РЮО и взаимоотношений с МВД РФ.

Вчера президент также упомянул о новой инвестиционной программе, которая формируется на 2018-2019 годы. Какие направления будут заложены?

Проекты, которые мы уже согласовали и которые войдут в инвестпрограмму 2018-2019 годов, фактически определены. В основном они направлены на развитие экономики и социальной сферы республики – это и социальные объекты, в том числе школы, и объекты здравоохранения. Но сегодня особый акцент делается на развитие экономики – это самое главное. Потому что социальная сфера уже развивается – строятся объекты, современнейшее оборудование поставляется в медицинские учреждения. Теперь акцент смещен на развитие экономики: увеличение рабочих мест, увеличение внутреннего производства. Программа как раз направлена на развитие экономики РЮО.

РЮО сейчас активно проявляет себя и во внешней политике. Какие основные направления вы сейчас для себя видите? И намерены ли в дальнейшем добиваться признания РЮО?

Я, скажем так, радикальный сторонник вхождения РЮО в состав РФ. В то же самое время я всегда говорил, что сидеть на месте и ждать, когда же мы войдем в состав РФ, как минимум недальновидно. Поэтому статус, который сегодня есть у РЮО, мы будем наращивать и будем работать с нашими друзьями по признанию РЮО и другими государствами.

Многие напоминают, что уже девять лет прошло, а Южную Осетию признают только несколько государств. Мы из этого трагедии не делаем. Работа в этом направлении идет. Мы прекрасно понимаем, что Советский Союз тоже не сразу признали. Много государств, в том числе, и такие маленькие государства, где граждан меньше, чем в РЮО, допустим, тот же Науру (островное государство в Тихом океане - ИФ ) - тоже не сразу были признаны. Но сегодня они находятся и в ООН, и в серьезных тихоокеанских международных организациях. Поэтому мы никуда не спешим. Мы планомерно, уверенно будем идти к тому, чтобы Южную Осетию и дальше признавали.

- Как вы оцениваете формат Женевских международных дискуссий. Насколько он эффективен для РЮО?

Он не то, что эффективен, он просто нам необходим. На сегодняшний день Женевские дискуссии – это единственная высокая политическая площадка, где Южная Осетия высказывает свое мнение, где Южная Осетия доводит до мирового сообщества те процессы, которые происходят на территории РЮО – политические, внешнеполитические, взаимоотношения с нашим соседом с Грузией. Он необходим, но эффективность работы, конечно, может быть выше. Это зависит не от самой площадки Женевской, а от участников дискуссии.

В данном случае я говорю про Грузию. Потому что уже девять лет основным вопросом, который наша делегация ставит на каждой встрече, является подписание меморандума о неприменении силы. К большому сожалению, грузинская сторона до сих пор не хочет подписывать этот меморандум. Это, конечно, очень сильно напрягает нас и всех тех, кто хочет мира в этом регионе.

На сегодняшний день США выделили около $100 млн для перевооружения и оснащения грузинской армии. Мы это уже проходили. После реализации программы партнерства во имя мира никакого мира мы не увидели - мы увидели войну. К большому сожалению, опять происходит перевооружение грузинской армии, опять США дают какую-то моральную и финансовую поддержку для того, чтобы вооруженные силы Грузии имели возможность решить вопросы именно силовым путем. Не хочется увязывать, но абсолютно четко это просматривается: не подписание соглашения о неприменении силы, вооружение и выделение финансовых средств для перевооружения грузинской армии – они в какой-то степени наталкивают на очень недобрые мысли.

- Какие-то еще вопросы планируете поднять на этой площадке?

На этой площадке в основном обсуждаются взаимоотношения РЮО и Грузии. В том числе, обсуждается граница соприкосновения между РЮО и Грузией, неоднократное нарушение границ гражданами Грузии, пропавшие без вести люди. Все эти вопросы рабочие и переносятся со встречи до встречи.

К сожалению, пока мы не можем найти людей, которые пропали без вести в 2008 году, хотя их показывают по центральному каналу Грузии, есть видео, что они живы. Может быть, после этого видео, не дай Бог, с ними что-то случилось. Но как бы там ни было, мы хотим знать, где же находятся наши граждане, которые по вот этим видеоматериалам действительно жили, действительно их допрашивали, причем их били полицейские Грузии. Конечно же, хотелось бы возвратить их обратно домой.

Кроме того, мы предлагаем грузинской стороне провести, наконец, демаркацию границ, чтобы мы понимали, где чья граница проходит. Но пока мы не видим четкого ответа. Со своей стороны мы, конечно же, будем проводить демаркацию, будем оснащать границу с Республикой Грузия, как это делается во всех государствах, уважающих себя.

- Сейчас территория границ РЮО охраняется. Как вы в целом оцениваете уровень безопасности в Южной Осетии?

Абсолютно четко и понятно, что РЮО сегодня находится в полной безопасности, можно сказать в стопроцентной безопасности, какие бы финансовые средства не вкладывались в вооруженные силы Грузии. Гарантом РЮО является РФ. На сегодняшний день на территории находятся четвертая военная база Вооруженных сил РФ, сегодня там находится пограничное управление ФСБ РФ по РЮО. Границу мы охраняем совместно с российскими пограничниками. Безопасность обеспечивается вооруженными силами, в том числе, силовой составляющей РФ. Совместно с Минобороны РФ проходят учения и занятия. Также наши военнослужащие проходят подготовку на базах ВС РФ, молодые ребята у нас поступают в учебные заведения РФ, все это взаимосвязано.

Вернемся к вопросам экономики. Сейчас обсуждается вопрос транзита грузов из стран Закавказья через Южную Осетию в Россию. Какие-то шаги уже принимаются в этом направлении?

Мы готовы рассмотреть этот вопрос, готовы полностью содействовать тому, чтобы заработала транзитная дорога Иран-Турция-Грузия-Южная Осетия-Россия плюс еще Армения. Мы не хотим, чтобы эти государства страдали из-за нас в экономическом плане.

В то же самое время должно быть абсолютно понятно, что РЮО здесь будет участвовать как полноценный партнер. Я думаю, что на сегодняшний день вся проблема в этом: Грузия не может определиться, как же там Южная Осетия будет участвовать. Нашим грузинским коллегам надо уже понять, что реалии совершенно другие. Есть признанная Республика Южная Осетия, и с ней надо считаться и работать. Я думаю, что все-таки появятся политические силы в Грузии, которые это поймут, и взаимоотношения, в том числе, и политические, будут меняться по отношению к РЮО.

Полгода назад вы вступили в должность главы РЮО, за это время сформирована новая команда. Какие цели и задачи вы ставите в развитии республики?

Мы понимаем, что любое развитие связано с финансированием. Основная задача для нас - это мобилизация возможностей республики по увеличению собственных доходов, и нам это удается. За этот период мы фактически увеличили доходы государства на 25%. Впереди, конечно, огромная работа по мобилизации бюджета республики. В то же самое время, мы ни в коем случае не собираемся увеличивать налоги или другие выплаты в бюджет государства. На сегодняшний день самая главная задача – это администрировать те доходы, которые должна получить Южная Осетия во всех сферах. Нам пока это удается, и, я думаю, наша работа будет способствовать увеличению государственного бюджета.

Помимо этого нам нужно развивать экономику – без этого не может существовать ни одно государство. Мы разработали законопроект, где не менее 2% бюджета РЮО будет направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства. Он заработает уже с 1 января 2018 года. Конечно, эти финансовые средства будут наращиваться, и мы сможем оказать поддержку нашим предпринимателям, которые работают в сфере сельского хозяйства, производства, промышленности. Я думаю, что все у нас будет хорошо.

Какова сейчас политическая и социальная ситуация в РЮО после выборов? Какие вопросы нужно решить в первую очередь в социальной сфере?

Вопросов на самом деле много. Нельзя сказать, что власть поменялась и, как по мановению волшебной палочки, все встало на свои места. Вопросов много, в том числе, и восстановления жилья, на которое РФ выделила довольно-таки большие средства. Однако эти дома не все, скажем так, были отремонтированы. Мы сегодня решаем вопрос, чтобы уже внутренними возможностями решить эту проблему. Фактически 2018 год у нас будет посвящен как раз устранению этой проблемы. Я уверен, что нам это удастся.

Конечно же, огромная проблема и с рабочими местами, много вопросов по инфраструктуре, которая тоже развивается. Проблемы есть, но они решаемы. Другое дело, что все это связано с финансами. И опять-таки мы приходим к тому, что надо наращивать собственные доходы в бюджет республики. Все зависит от финансов, которые будут у государства.

Много говорилось о создании резервной линии передачи электроэнергии в РЮО. Как обстоят дела в этом направлении?

Сейчас согласуются специальные условия, которые необходимы для решения вопроса об обеспечении резервной электроэнергией. Мы об этом говорили и с министерством транспорта РФ. Пока мы ждем специальной технической документации, которая нам позволит приступить к работам. Финансовые средства заложены. Никаких проблем с возможностями протянуть кабель и пустить резервную энергию у нас нет. Остается только вопрос согласования вот этой специальной технической документации, условий. Вопрос решится.

- Как вы считаете, в следующем году уже могут начаться работы в этом направлении?

Да. Уверен, что такие работы начнутся.

- В первой половине года?

В первой. Этот вопрос обсуждался на встрече.

Тема восстановления в первые годы после войны в августе 2008 года шла рука об руку с коррупционными скандалами. Как сейчас обстоит дело? Какие шаги по борьбе с коррупцией принимаются руководством РЮО?

Мы далеко ушли от той ситуации, которая тогда складывалась. На сегодняшний день все идет в рамках законодательства. Недавно у нас работала Счетная палата. Хочу отметить, что серьезных нарушений по использованию средств инвестпрограммы не выявлено. Она исполняется хорошими темпами. Планируем, что инвестпрограмма (на 2015-2017 годы - ИФ ) будет завершена с максимальной процентностью исполнения - более 95%. Почему не 100%? Остальные проценты заложены на подготовку документации, сдачу объектов. Эти проценты мы уже возвращаем по фактической работе и отдаем после того, как тот или иной объект будет полностью сдан. Фактически реализуемая инвестиционная программа будет выполнена полностью.