Краткие страдательные причастия материал закрепления на упражнениях. Образуйте причастия от выделенных глаголов. Составьте с ними словосочетания. Составьте словесный портрет причастия размокшая земля Тема: - Словесный портрет причастия

Сочинение Сочинения на свободную тему (5-11 кл) - Разное

Тема: - Словесный портрет причастия

Здравствуйте, люди добрые. Зовут меня Причастие, или Особая Форма Глагола. По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: какой? какая? какое? Если говорить начистоту, то: школу я не закончила и сейчас безработная, поэтому дайте хоть немножко денежек. Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею вид и время; но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею род, падеж, число. Так что же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное? Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи. Поэтому меня выгнали из семьи Глаголов и из семьи Прилагательных. Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым. Когда у меня все нормально - я Действительное, но чаще я Страдательное, поскольку у меня много разочарований. Порой я живу в квартире с родственниками - Зависимыми Словами. Вся наша семья называется Причастным Оборотом. Наши соседи - Определяемые слова, когда на нас не сердятся, мы живем перед ними. Когда же они чем-то недовольны, то ставят нас после себя и отделяются запятыми. Мне это не нравится, но что поделаешь... У меня могут быть разные суффиксы - все зависит от времени и настроения. Чаще всего я бываю Страдательным в прошедшем времени. Я могу быть в разных формах: обычно я Полное причастие, но когда мне невмоготу, то приходится менять обличие - становиться Кратким. В таких случаях у меня меняется внешний вид. Часто Не - мой приятель, находится со мной рядом, но, когда я в Краткой форме, он меня не узнает и уходит подальше. При этом я теряю в суффиксе одно «н». Самое горестное то, что порой меня бьют. В таких случаях в суффиксах над «е» появляются две точки - синяки, они долго не проходят и очень болят. Ну вот и все. Только напоследок хочу сказать: «Люди добрые! Мы сами не местные! Подайте кто сколько сможет...»

Тема: - Словесный портрет причастия

Здравствуйте, люди добрые. Зовут меня Причастие, или Особая Форма Глагола. По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: какой? какая? какое? Если говорить начистоту, то: школу я не закончила и сейчас безработная, поэтому дайте хоть немножко денежек. Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею вид и время; но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею род, падеж, число. Так что же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное? Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи. Поэтому меня выгнали из семьи Глаголов и из семьи Прилагательных. Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым. Когда у меня все нормально - я Действительное, но чаще я Страдательное, поскольку у меня много разочарований. Порой я живу в квартире с родственниками - Зависимыми Словами. Вся наша семья называется Причастным Оборотом. Наши соседи - Определяемые слова, когда на нас не сердятся, мы живем перед ними. Когда же они чем-то недовольны, то ставят нас после себя и отделяются запятыми. Мне это не нравится, но что поделаешь... У меня могут быть разные суффиксы - все зависит от времени и настроения. Чаще всего я бываю Страдательным в прошедшем времени. Я могу быть в разных формах: обычно я Полное причастие, но когда мне невмоготу, то приходится менять обличие - становиться Кратким. В таких случаях у меня меняется внешний вид. Часто Не - мой приятель, находится со мной рядом, но, когда я в Краткой форме, он меня не узнает и уходит подальше. При этом я теряю в суффиксе одно «н». Самое горестное то, что порой меня бьют. В таких случаях в суффиксах над «е» появляются две точки - синяки, они долго не проходят и очень болят. Ну вот и все. Только напоследок хочу сказать: «Люди добрые! Мы сами не местные! Подайте кто сколько сможет...»

Ответ оставил: Гость

Я люблю свою родной край(город).мои родители любят когда мы приезжаем в наш любимый город.мы не очень любим путешествовать.мы недавно приезжали в мой родной край.там есть речка,пляж и мои хорошии друзья Катя и Саша мы самые дружные друзья.саша любит путешествовать,катя любит купаться в речке а я люблю кататься на лыжах зимой и на горнолыжке вот такое сочинение на тему «места моего родного края»

Ответ оставил: Гость

играть Что сделать играть

Ответ оставил: Гость

Во глубине сибирских руд ХРАНИТЕ гордое терпенье.. -определенно-личное, глагольное. Дни поздней осени БРАНЯТ обыкновенно... Неопределенно-личное, но можно считать и обобщенно-личным, глагольное ЗИМА!. Какой волшебный БЛЕСК! Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс-все назывные, именные.КРЕСТЬЯНИН, торжествуя, на дровнях ОБНОВЛЯЕТ путь.. -двусоставное, осложнено одиночным деепричастием, или обособленным обстоятельством. Я ЦАРСТВУЮ. -двусоставное

Ответ оставил: Гость

Моя родина – Узбекистан, удивительная страна. Она древняя, как сама Земля, красивая, как тюльпан. Культура Узбекистана разнообразна, как узоры яркого ковра. Население нашей страны так же пестро по национальному составу, так же богато, как россыпи цветов на склонах узбекских гор или на равнинах.

Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.
Я не могу сказать, что Узбекистан – густонаселенная страна. Если сравнивать со многими странами Азии и Европы, то нас не так много. Однако именно наш Узбекистан может похвастаться самым большим населением в Средней Азии. Каких только интересных национальностей не проживает здесь. От узбеков и казахов, русских и украинцев, таджиков и каракалпаков до иранцев, корейцев, немцев, армян и чеченцев. Фактически, каждый человек в Узбекистане – уникальная личность с историей, непохожей на других. Общаясь с людьми разных культур, можно почерпнуть массу интересного: от рецептов вкуснейших блюд до знаний психологии разных народов.

Рабочий лист урока Фамилия, имя___________________________класс________дата________ Тема урока_____________________________________________________ Девиз урока: СО_________________ СО___________________ СО_________________ _______________ ______________ ______________ _________________это ___________________________________________

«Теоретики» 1. Разобрать по составу ______ПРИЧАСТИЕ________________________________________ _ 2. Выяснить происхождение слова «причастие», используя «Школьный этимологический словарь русского языка» под редакцией Н.М. Шанского. ___________________________________________________________ 3. Подобрать однокоренные слова ___________________________________________________________ 4. Дать определение причастию как части речи Причастие – это которая_______________________________________________ _____________________________________________________________

«Исследователи» 1. Есть ли причастия в других языках? (смотри справочные материалы урока) __________________________________________________________ 2. Какой термин причастия? Обоснуйте свой ответ. более точно выражает суть «гибридности» _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 3. Распределить по столбикам свойства причастия, «унаследованные» от глагола и прилагательного ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Изменяется по падежам, числам, по родам. Синтаксическая роль ­ определение. Синтаксическая роль – в краткой форме ­ сказуемое Имеет полную и краткую форму. Время наст., прош., Вид сов., несов. Возвратность. 4. Доказать, что в словосочетаниях разные части речи Блестящий ученый ­ блестящее от росы поле

«Конструкторы» 1. Составить формулу причастного оборота ___________________________________________________________ 2. Составить алгоритм нахождения причастного оборота, определив последовательность действий цифрами 1, 2, 3. Найдите определяемое слово (существительное или местоимение), от которого ставится вопрос к причастию. Установите, есть ли при причастии слово, к которому ставится вопрос от причастия (зависимое слово). Найдите причастие.

3. Составьте схему выделения причастного оборота, расположив стикеры в нужном порядке. «Грамотеи» 1.Составьте опорный конспект слитного и раздельного написания Не с причастиями. НЕ слитно НЕ раздельно 1. Полные причастия с зависимыми словами. 2. Не употребляется без НЕ. 3. Есть противопоставление с союзом А. 4. Краткое причастие. 5. Нет противопоставления с союзом А. 6. Нет зависимого слова. 2. Раскройте скобки, выберите слитное или раздельное написание причастий с НЕ:

(Не)исчерпаемые богатства; никем (не)нарушаемая тишина; (не) раскрывшийся цветок; рожь (не)сжата; (не)меркнущий свет; (не)видимые узы; (не)созревшие, а лишь набирающие силу колосья. Из истории подсолнуха: Были времена, когда подсолнечнику, считавшемуся воплощением божества, поклонялись ацтеки, населявшие Северную Америку. Это растение, произраставшее исключительно в указанной местности, лишь с 16 века начинает свое путешествие по миру. Семечко – «дитя» подсолнуха, с древности прозванное «солнечным цветком», начали культивировать индейцы. Крупное ярко­жёлтое, как солнце, соцветие, поворачивающееся навстречу солнечным лучам, привлекало их внимание. Семечки подсолнуха представляют собой своеобразную, созданную матушкой­природой кладовую, способную в течение длительного времени хранить и поставлять нашему организму многие полезные и необходимые питательные вещества. В России подсолнечник оказался двумя столетиями позже. Есть версия, что произошло это не без участия Петра I, очарованного «солнечным цветком» в Голландии. Подсолнечник, пришедший на Кубань в 70­е годы 19­го века, покорил ее поля. В 1912 году открывается первое на Кубани опытно­селекционное поле "Круглик", душой которого становится Василий Степанович Пустовойт. Удивительна судьба этого ученого­селекционера, разглядевшего перспективность выращивания подсолнечника на Кубани. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, а затем оккупация, во время которой фашистами были разрушены оранжереи в "Круглике", только на время приостановили работу кубанского селекционера. Он эвакуировался в Закавказье. Жена Мария Николаевна и дочь Галина не смогли сесть на последний отходящий в Краснодар поезд. Мария Николаевна, рискуя жизнью, сохранила весь селекционный материал (пакетики с семенами), накопленный Василием Степановичем за тридцать лет его

неустанных поисков. Благодаря этому счастливому обстоятельству В. С. Пустовойт продолжил свои исследования по селекции подсолнечника... Ученый скрестил техасский дикий гелиантус с культурным подсолнечником и получил гибрид с новыми свойствами. Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника. Среди них непревзойденный сорт «Передовик» ­ прекрасное растение, имеющее корзинку, туго набитую семенами, диаметром до 40 сантиметров! Этот красавец отечественных полей, перешагнувший границы России, миролюбиво "завоевал" многие страны и континенты нашей планеты. Вот о чем рассказало мне родное поле, когда я смотрел на его широкий простор, горящий желтым живым пламенем. (По книге Виталия Бардадыма "Радетели Земли Кубанской"). «Экспериментаторы» Задание: Проанализировать роль причастий в текстах разных стилей речи. 1. В научном стиле: Закон __________________? На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная весу жидкости или газа, вытесненных телом. слов_____, самостоятельных частей речи_____ причастий__________ Греческий механик, физик, математик, инженер 2. В стихотворной речи Замените причастия прилагательными в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина». Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Люблю дымок ______________жнивы, В степи ____________________обоз И на холме средь желтой нивы Чету ______________________берез.

Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему? 3. Сделать вывод о выразительной «силе» причастия, опираясь на высказывания ученых в справочных материалах урока Причастия придают тексту ______________________________________ ______________________________________________________________ Эту мысль очень точно отразил__________________________________ Справочные материалы причастие ПР И Ч АА С Т ИЕ, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное п. | прил. причастный, -ая, -ое. П. оборот. II. П Р И Ч АА С Т И Е, -я, ср. 1. То же, что причащение. 2. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда причащения. Словарь русского языка Ожегова С.И. причастие пр ич аА стие калька лат. participium, которое калькирует греч. μετοχή – то же: μέτοχος "участвующий", μετέχω "принимаю участие", потому что причастие имеет отчасти особенности имени, отчасти глагола (Томсен, Gesch. 19). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964 -1973. В.И. Даль «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению М. человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…» Иными словами, причастие несёт в себе значение и действия, и признака предмета. Поэтому к нему часто можно одновременно задавать

разные вопросы: и что делающий? (что делавший?), и какой?При таком обилии и разнообразии признаков неудивительно, что учёные долго не могли найти для причастия место в системе частей речи. Одни лингвисты признавали его самостоятельной частью речи. И это логично: такого набора признаков нет ни у одной из общепризнанных частей речи. Другие языковеды относили причастие к отглагольным прилагательным. В этом случае главными считались грамматические свойства: особенности образования форм и роль в предложении. А в современных школьных учебниках причастие чаще называют особой неспрягаемой формой глагола. Добавим, что так же определяется причастие и в школьных учебниках по близкородственному украинскому языку. Только называется оно другим термином: [диепрыкмэтнык] (буквально - «дееприлагательное, действующее прилагательное»).

1. Полные причастия и прилагательные заменить краткими, найти слова, от которых они образованы: болезненная операция - операция болезненна (болезнь); вспаханные поля- поля вспаханы (вспахать).

Измученная лошадь, берега пустынные, предложение жизненное, потерянные ключи, чулки длинные, юные лица, дописанное сочинение, оконченные работы, выученная теорема, ценное изобретение, единые требования, оставленные вещи, развеянные сомнения.

2. В данных словосочетаниях полное причастие заменить кратким, записать полученные предложения.

Установленные проекционные фонари; огороженные конопляные участки; оштукатуренное старинное здание; прерванная телефонная связь; исправленные многочисленные- ошибки; заброшенная водяная мельница; скошенное овсяное поле.

3. Сначала устно образовать от данных глаголов полные причастия, затем письменно - краткие; с полными составить предложения.

Поля вспахали и удобрили. Яблоки собрали и рассортировали. Журналы сброшюровали и переплели. Траву скосили и сложили в копны.

4. Из данных словосочетаний построить предложения. В качестве сказуемого употребить сначала краткое причастие, а затем краткое прилагательное: пустынные слабо освещенные улицы - Пустынные улицы слабо освещены. Слабо освещенные улицы пустынны.

1) Потерянные ценные вещи.

2) Внезапно разбуженные полусонные ребята.

3) Выученные трудные уроки.

4) Бесчисленные запутанные следы.

5) Мужественные овеянные славой герои.

5. Комментированное письмо.

1) Пустыня таинственна и безжизненна, пока не разгаданы ее тайны.

2) Торжественна и загадочна тишина леса.

3) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля.

4) Все эти книги прочитаны длинными бессонными ночами.

5) Все были захвачены и потрясены его искренней пламенной речью.

6) Многочисленные северные острова затеряны в ледяных просторах.

7) Мне была подарена шкатулка, оклеенная диковинными ракушками.

Наташа была равнодушна, сдержанна и как будто рассеянна.

Учащиеся ошибаются не только в написании нн и н в прилагательных и причастиях; часто приходится встречаться с ошибочным написанием гласной перед н в кратких причастиях (засеян, увенчан, успокоен) и в некоторых прилагательных единственного числа мужского рода (опасен, строен).

Чтобы не ошибиться в правописании этих орфограмм, учащиеся должны краткую форму заменить полной и по ней определить часть речи. Если это причастие, то у него в краткой форме сохраняется та же гласная, что и в полной (засеянный - засеян, увенчанный - увенчан, успокоенный - успокоен), если это прилагательное, то в краткой форме мужского рода единственного числа у него появляется беглое е (ясный - ясен, стройный - строен, опасный - опасен, душный - душен, знойный - зноен).

Учащиеся также часто смешивают краткую форму прилагательного слышен (слышна, слышно, слышны), образованную от полной формы слышный, с кратким причастием услышан (услышана, услышано, услышаны), образованным от причастия услышанный.

Полезно обратить внимание учащихся и на то, что от прилагательного достойный краткая форма будет достоин, а удостоен - краткое причастие, образованное от глагола удостоить.

Материал для тренировочных работ.

1. Краткую форму причастий и прилагательных заменить полной и наоборот.

а) Дом выстроен, отпуск обещан. Сын послушен. Достоин награды. Деньги разменяны. Мальчик доволен. Удостоен звания.

б) Голодный щенок. Запущенный сад. Рассеянные ученики. Знойный полдень. Душный воздух. Интересный рассказ, засеянный участок. Прямолинейный ответ.

2. Из данных предложений выписать в один столбик причастия, а в другой - прилагательные. Найти их полную форму.

1) Воздух душен, сонна степь.

2) Керосин из бочки выкачан.

3) Прекрасен, но опасен бурный океан.

4) Прозрачен и зноен воздух.

5) Победитель овеян славой и увенчан лаврами.

6) Путь его был труден й опасен, он совсем измучен.

7) Костюм его плохо скроен и сильно изношен.

Отряд замечен и обстрелян неприятелем.

9) Портрет увеличен и вставлен в раму.

10) Ребенок послушен и достоин похвалы.

Предложения, которые можно использовать для диктанта.

1) В заснеженном лесу звериные тропы длинны и запутаны.

2) На заболоченном участке организованы осушительные работы. Заказанные товары закуплены и отправлены.

3) Атомный ледокол построен и спущен на воду.

4) На его картине отдаленные горы в Предутреннем тумане были едва намечены.

5) Найденные недавно старинные монеты переданы в местный музей.

Особую трудность для правописания представляют краткие страдательные причастия и сходные с ними краткие прилагательные от причастного образования. Например: По полю рассеяны семена и эти мальчики на уроке рассеянны.

Для различения этих форм можно использовать следующие приемы.

1. Причастие всегда можно заменить глаголом: По полю рассеяны семена.- По полю рассеяли семена; Экзамены выдержаны отлично.- Экзамены выдержали отлично.

Прилагательные заменить глаголом нельзя, но от них можно образовать сравнительную степень: Эти мальчики на уроках рассеянны.- Эти мальчики сегодня были рассеяннее, чем всегда. Ваши друзья выдержанны.- Ваши друзья стали выдержаннее.

2. Причастие можно заменить другим причастием: По полю рассеяны семена.- По полю разбросаны семена; Экзамены выдержаны.-Экзамены сданы.

Прилагательное можно заменить другим прилагательным:

Мальчики на уроках рассеянны.- Мальчики на уроках невнимательны.

Ваши друзья выдержанны.- Ваши друзья дисциплинированны.

К каждому предложению с сомнительным случаем мы применяем один из указанных приемов, а если сомнение, не разрешено, то проводим проверку обоими способами.

Закрепить этот навык можно при разборе предложений.

1) Путешественники озабочены отсутствием проводника.

2) Организована группа продленного дня.

3) Мое внимание сосредоточено на решении задачи.

4) Она всегда слишком озабоченна.

5) Бурные потоки воды сдержаны плотиной.

6) Бригада организованна и дружна.

7) Дети воспитаны и умны.

На уроке все были сосредоточены.

В результате такой работы над темой учащиеся, как правило, усваивают отличие прилагательных от причастий и не допускают ошибок в этих грамматических формах.