Краткое содержание кому живется вольготно на руси.  Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. Крестьянка

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар - но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более чем десяти лет. Так получилось, что последней, четвертой, стала глава «Пир на весь мир». В финале она обретает некую законченность - известно, что автору не удалось реализовать замысел в полной мере. Это проявилось в том, что автор косвенно называет самого на Руси. Это Гриша, решивший посвятить жизнь служению народу и родной стране.

Вступление

В главе «Пир на весь мир» действие происходит на берегу реки Волги, на окраине села Вахлачина. Здесь всегда происходили самые важные события: и праздники, и расправа над провинившимися. Великий пир организовал уже знакомый читателю Клим. Рядом с вахлаками, среди которых были староста Влас, приходской дьякон Трифон и его сыновья: девятнадцатилетний Саввушка и Григорий с худым, бледным лицом и тонким, вьющимся волосом, присели и семь главных героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Останавливались здесь также люди, ожидавшие парома, нищие, среди которых были странница да тихий богомол.

Местные крестьяне собрались под старой ивой не случайно. Главу «Пир на весть мир» Некрасов связывает с сюжетом «Последыша», в которой сообщается о смерти князя. Вахлаки стали решать, что делать с лугами, которые теперь они надеялись получить. Не часто, но все же случалось, что крестьянам перепадали благословенные уголки земли с лугами или леском. Их владельцы чувствовали себя не зависящими от старосты, собиравшего подати. Вот и вахлаки захотели сдать луга Власу. Клим провозгласил, что этого с излишком хватит для уплаты и подати, и оброка, а значит, можно будет почувствовать себя свободными. Таково начало главы и ее краткое содержание. «Пир на весь мир» Некрасов продолжает ответной речью Власа и его характеристикой.

Человек добрейшей души

Так называли старосту вахлаки. Он отличался справедливостью и старался помочь крестьянам, оградить их от жестокостей помещика. В молодости Влас все надеялся на лучшее, но любые перемены несли лишь одни обещания или беду. От этого староста стал неверующим и угрюмым. А тут вдруг всеобщее веселье охватило и его. Ему не верилось, что теперь и, правда, наступит жизнь без податей, палки и барщины. Добрую улыбку Власа автор сравнивает с солнечным лучом, озолотившим все вокруг. И новое, ранее не изведанное чувство охватило каждого мужика. На радостях поставили еще ведро, и начались песни. Одну из них, «веселую», исполнил Гриша - ниже будет дано ее краткое содержание.

«Пир на весь мир» включает несколько песен о тяжелой крестьянской жизни.

О горькой доле

По просьбе собравшихся семинаристы вспомнили народную. Она повествует о том, как беззащитен народ перед теми, от кого зависит. Так помещик увел у мужика корову, судья отобрал кур. Незавидна судьба детей: девочек ждет дворня, а мальчишек - долгая служба. Горько звучит на фоне этих историй повторяющийся припев: «Славно жить народу на Руси святой!».

Затем вахлаки запели свою родную - о барщине. Такую же печальную: веселых народная душа еще не придумала.

«Барщинная»: краткое содержание

«Пир на весь мир» рассказывает о том, как живется вахлакам и их соседям. Первая история о Калинушке, чью спину «украшают» шрамы - часто и сильно секли - а живот от мякины вспух. От безысходности он идет в кабак и глушит горе вином - это в субботу аукнется его жене.

Далее повествуется о том, как жители Вахлачины натерпелись при помещике. Днем работали, как каторжные, а по ночам ожидали гонцов, отправленных за девками. От сраму перестали друг другу в глаза глядеть и не могли словом перемолвиться.

Соседний крестьянин сообщил, как у них в волости помещица решила сечь всех, кто крепкое слово скажет. Намаялись - ведь без него мужику никак. Зато получив свободу, наругались вволю…

Глава «Пир на весь мир» продолжается рассказом о новом герое - Викентии Александровиче. Сначала служил при бароне, затем перешел в пахари. Он рассказал свою историю.

О верном холопе Якове

Поливанов купил за взятки деревню и жил в ней 33 года. Прославился жестокостью: выдав дочь замуж, тут же высек молодых и прогнал. С другими помещиками не водился, был жаден, много пил. Холопа Якова, который верно служил ему с малых лет, ни за что бил каблуком в зубы, а тот барина всячески холил и ублажал. Так оба дожили до старости. Стали у Поливанова ноги болеть, и никакое лечение не помогало. Остались у них развлечения: в карты играть да к сестре помещика в гости ездить. Яков сам выносил барина и отвозил в гости. До поры все шло мирно. Да только подрос у слуги племянник Гриша и захотел жениться. Услышав, что невеста - Ариша, Поливанов разгневался: сам глаз на нее положил. И отдал жениха в рекруты. Сильно обиделся Яков, запил. А барину неловко стало без верного слуги, которого он братом называл. Это первая часть истории и ее краткое содержание.

«Пир на весь мир» Некрасов продолжает рассказом о том, как Яков решил отомстить за племянника. Через время вернулся он к барину, покаялся и стал дальше служить. Вот только хмур стал. Как-то повез холоп барина в гости к сестре. По дороге вдруг свернул к оврагу, где была лесная трущоба, и остановился под соснами. Когда стал коней распрягать, испугавшийся помещик взмолился. Но Яков лишь зло рассмеялся и ответил, что не станет свои руки убийством марать. Закрепил вожжи на высокой сосне и свою голову в петлю… Барин кричит, мечется, но никто его не слышит. А холоп над головой висит, качается. Только на следующее утро увидел Поливанова охотник и отвез домой. Наказанный барин только причитал: «Грешен я! Казните меня!».

Спор о грешниках

Рассказчик умолк, а мужики заспорили. Одни жалели Якова, другие - барина. И стали решать, кто грешнее всех: кабатчики, помещики, крестьяне? Купец Еремин назвал разбойников, чем вызвал негодование у Клима. Их спор вскоре перерос в драку. Примирить купца и мужика решил сидевший до той поры тихо богомол Ионушка. Он поведал свою историю, которая и продолжит краткое содержание главы «Пир на весь мир».

О странниках и богомольцах

Ионушка начал с того, что народа бездомного на Руси много. Бывает, целыми селениями попрошайничают. Такие люди не пашут и не жнут, а оседлых крестьян горбом житницы зовут. Конечно, попадаются среди них нечестивые, такие как странница-воровка или паломники, обманом подступившиеся к барыне. Известен и старец, взявшийся учить девок пению, да только перепортил их всех. Но чаще странники - люди беззлобные, как Фомушка, который живет по-божески, опоясан веригами и ест только хлеб.

Рассказал Ионушка и о Кропильникове, который пришел в Усолово, обвинил жителей села в безбожии и призвал их уйти в лес. Странника просили покориться, потом отвезли в острог, а он все твердил, что ждет всех впереди горе и еще более тяжелая жизнь. Испугавшиеся жители крестились, а утром в соседнее село пришли солдаты, от которых досталось и усоловцам. Так сбылось пророчество Кропильникова.

В «Пир на весь мир» Некрасов включает и описание крестьянской избы, в которой остановился захожий странник. Вся семья занята работой и слушает мерную речь. В какой-то момент старик роняет лапти, которые чинил, а девушка не замечает, что уколола палец. Даже дети замирают и слушают, свесив головы с полатей. Так что не изведана еще душа русская, ждет она сеятеля, который укажет верный путь.

О двух грешниках

А затем поведал Ионушка о разбойнике и пане. Услышал он эту историю в Соловках от отца Питирима.

Бесчинствовали 12 разбойников под предводительством Кудеяра. Многих они ограбили и убили. Но как-то проснулась в атамане совесть, стал он тени мертвых видеть. Засек тогда Кудеяр есаула, обезглавил любовницу, распустил шайку, нож под дубом закопал, а награбленное богатство раздал. И стал грехи отмаливать. Много странствовал и каялся, а вернувшись домой, поселился под дубом. Сжалился над ним бог и провозгласил: получит прощение, как только срубит своим ножом могучее дерево. Несколько лет отшельник резал дуб шириной в три обхвата. И вот как-то подъехал к нему богатый пан. Усмехнулся Глуховский и сказал, что жить нужно по его принципам. И добавил, что почитает только женщин, любит вино, много холопов загубил, а спит спокойно. Охватил Кудеяра гнев, и вонзил он свой нож в грудь пану. В тот же миг рухнул могучий дуб. Таким образом, поэма «Кому на Руси жить хорошо» показывает, как бывший разбойник получает прощение после наказания зла.

О крестьянском грехе

Выслушали Ионушку, задумались. А Игнатий вновь отметил, что все же самый тяжкий грех - крестьянский. Клим было возмутился, но затем все же произнес: «Рассказывай». Вот какую историю услышали мужики.

Один адмирал получил от императрицы за верную службу во владение восемь тысяч душ. А перед смертью вручил старосте ларец, в котором было его последнее желание: отпустить всех крепостных на волю. Но приехал дальний родственник, который после похорон призвал к себе старосту. Узнав о ларце, он пообещал Глебу вольную и золота. Жадный староста завещание сжег и обрек все восемь тысяч душ на вечную кабалу.

Зашумели вахлаки: «Впрямь великий грех». И предстала перед ними вся их прошлая и будущая тяжкая жизнь. Затем затихли и вдруг дружно затянули «Голодную». Предлагаем ее краткое содержание («Пир на весь мир» Некрасов, кажется, наполняет вековыми страданиями народа). Идет замученный мужик к полоске ржи и призывает ее: «Дозрей, матушка, съем ковригу горой, никому не дам». Будто нутром своим изголодавшимся пропели песню вахлаки и отправились к ведру. А Гриша неожиданно заметил, что причина всех грехов - крепь. Клим тут же вскричал: «Долой «Голодную». И стали рассуждать о крепи, нахваливая Гришу.

«Солдатская»

Стало светать. Игнатий обнаружил у бревен спящего и подозвал Власа. Подошли остальные мужики, а разглядев лежащего на земле человека, стали бить его. На вопрос странников, за что, ответили: «Не знаем. Но так наказано из Тискова». Вот и получается - раз всем миром велено, значит есть за ним вина. Тут хозяйки вынесли ватрушек да гусятины, и все набросились на еду. Развеселило вахлаков известие, что кто-то едет.

На возу оказался знакомый всем Овсянников - солдат, зарабатывавший игрой на ложках. Попросили его спеть. И снова полилась горькая история о том, как пытался добиться бывший воин заслуженной пенсии. Однако все полученные им раны измерили вершками и забраковали: второсортные. Клим подпел старику, а народ по копеечке да по грошу ему рубль насобирал.

Окончание пира

Только к утру стали расходиться вахлаки. Повели домой своего отца и Саввушка с Гришей. Шли они и пели о том, что счастье народное заключается в свободе. Далее автор вводит рассказ о жизни Трифона. Хозяйства он не держал, ели то, чем другие поделятся. Жена была заботливой, но рано умерла. Сыновья учились в семинарии. Таково его краткое содержание.

«Пир на весь мир» Некрасов завершает песней Гриши. Доведя родителя до дома, он отправился в поля. Вспоминались ему в одиночестве песни, что пела мать, в особенности «Соленая». И не случайно. Хлеба можно было у вахлаков попросить, а вот соль только покупалась. Навсегда запала в душу и учеба: эконом недокармливал семинаристов, забирая все себе. Хорошо зная трудную крестьянскую жизнь, Гриша уже лет в пятнадцать решил бороться за счастье убогой, но родной Вахлачины. И сейчас, находясь под влиянием услышанного, он думал о судьбе народа, а мысли выливались в песни о скорой расправе с помещиком, о нелегкой участи бурлака (увидел три груженые барки на Волге), об убогой и обильной, могучей и бессильной Руси, спасение которой он видел в силе народа. Загорается искра, и поднимается рать великая, заключающая в себе несокрушимую силу.

Поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», над которой он работал последние десять лет жизни, но не успел полностью воплотить, нельзя считать незавершённой. В ней есть всё, что составляло смысл духовных, идейных, жизненных и художественных поисков поэта с юности до кончины. И это «всё» нашло себе достойную — ёмкую и стройную — форму выражения.

Какова же архитектоника поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Архитекто́ника — «архитектура» произведения, построение целого из отдельных структурных частей: глав, частей и пр. В этой поэме она сложна. Конечно, непоследовательность в членении громадного текста поэмы и порождает сложность её архитектоники. Не всё дописано, не всё единообразно и не всё пронумеровано. Однако это не делает поэму менее поразительной — она потрясает всякого, способного чувствовать сострадание, боль и гнев при виде жестокости и несправедливости. Некрасов, создавая типические образы неправедно загубленных крестьян, сделал их бессмертными.

Зачин поэмы — «Пролог» — задаёт сказовую тональность всему произведению.

Конечно, это сказочное начало: невесть где и когда, неведомо почему сходятся семеро мужиков. И разгорается спор — как же русскому человеку без спора; и мужики обращаются в странников, бредущих по бесконечной дороге, чтобы найти правду, скрытую то ли за следующим поворотом, то ли за ближним холмом, то ли и вовсе не достижимую.

В тексте «Пролога» кто только не появляется, словно в сказке: и баба — почти ведьма, и зайка серенький, и галчата малые, и птенчик пеночки, и кукушка... Семеро филинов смотрят на странников в ночи, эхо вторит их крикам, сова, лисица хитрая — все побывали тут. Пахом, рассматривая пичужку малую — птенчика пеночки — и видя, что и та счастливей мужика, решает доискаться-таки правды. И, как в сказке, пеночка-мать, выручая птенчика, обещает дать мужикам вволю всего, что они просят с собой в дорогу, чтоб только нашли они правдивый ответ, и указывает путь. «Пролог» — не подобие сказки. Это и есть сказка, только литературная. Так мужики дают зарок не возвращаться по домам, пока не сыщут правды. И начинается странничество.

Глава I — «Поп». В ней батюшка определяет, что есть счастие — «покой, богатство, честь» — и так описывает свою жизнь, что ни одно из условий счастья к ней не подходит. Бедствия крестьян-прихожан по нищим деревням, разгул помещиков, оставивших усадьбы, запустелый поместный быт — всё это есть в горьком ответе попа. И, низко поклонившись ему, идут страннички далее.

В главе II странники на «ярмонке». Картина села: «дом с надписью: училище, пустой, / Забитый наглухо» — и это в селе «богатом, но грязном». Там, на ярмарке, звучит знакомая нам фраза:

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого—

Белинского и Гоголя

С базара понесёт?

В главе III «Пьяная ночь» с горечью описан извечный порок и утешение русского крепостного мужика — пьянство до беспамятства. Вновь появляется Павлуша Веретенников, известный среди мужиков села Кузьминского как «барин» и встреченный странниками ещё там, на ярмарке. Он записывает народные песни, прибаутки — мы бы сказали, собирает русский фольклор.

Позаписав достаточно,

Сказал им Веретенников:

«Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся—

Обидно поглядеть!»

Это оскорбляет одного из мужиков:

Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Этот мужик, что вступается за всех и отстаивает достоинство русского крепостного, — один из важнейших героев поэмы, крестьянин Яким Нагой. Фамилия эта — говорящая. А живёт он в деревне Босове. Рассказ о его немыслимо тяжёлой жизни и неискоренимом гордом мужестве узнают странники от местных крестьян.

В главе IV странники похаживают в праздничной толпе, горланя: «Эй! Нет ли где счастливого?» — а крестьяне в ответ кто усмехнётся, а кто плюнет… Появляются притворщики, зарящиеся на обещанную странниками «за счастье» выпивку. Всё это и страшно, и несерьёзно. Счастлив солдат, что бит, да не убит, с голоду не помер и в двадцати сраженьях выжил. Но странникам отчего-то этого мало, хоть и в чарке солдату отказать грех. Жалость, не радость вызывают и другие наивные труженики, что смиренно считают себя счастливыми. Истории «счастливых» становятся всё страшнее и страшнее. Возникает даже тип княжеского «раба», счастливого своей «благородной» болезнью — подагрой — и тем, что хоть она сближает его с барином.

Наконец, кто-то направляет странников к Ермилу Гирину: уж если не он счастлив, так кто ж! История Ермила для автора важна: народ собрал деньги, чтоб, обойдя купца, мужик купил себе мельницу на Унже (большая судоходная река в Костромской губернии). Щедрость народа, отдающего последнее для доброго дела, — радость для автора. Некрасов гордится мужиками. Всё после отдал Ермил своим, остался рубль неотданный — не нашлось хозяина, а деньги собраны были громадные. Рубль Ермил отдал нищим. Следует история о том, как же Ермил завоевал доверие народное. Его неподкупная честность на службе сперва писарем, потом и барским управляющим, его помощь за многие годы это доверие создали. Казалось, дело ясное — не может такой человек не быть счастливым. И вдруг седоволосый поп объявляет: сидит Ермил в остроге. А посажен туда в связи с бунтом крестьян в деревне Столбняки. Как и что — не успели узнать странники.

В главе V — «Помещик» — выкатывается коляска, в ней — и впрямь помещик Оболт-Оболдуев. Помещик описан комически: толстенький барин с «пистолетиком» и брюшком. Заметьте: у него «говорящее», как и почти всегда у Некрасова, имя. «Скажи ж ты нам по-божески, сладка ли жизнь помещичья?» — останавливают его странники. Странны крестьянам рассказы помещика о его «корне». Не подвиги, а безобразия в угоду царице да намерение поджечь Москву — вот памятные дела прославленных предков. За что же почёт? Как понять? Рассказ помещика о прелестях прежней господской жизни как-то не радует крестьян, да и сам Оболдуев с горечью вспоминает о былом — оно ушло, и ушло навеки.

Чтоб приспособиться к новой жизни после отмены крепостного права, нужно учиться и трудиться. Но труд — не дворянская привычка. Отсюда и горе.

«Последыш». Эта часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» начинается с картины сенокоса на заливных лугах. Появляется барская семья. Страшен облик старика — отца и деда благородного семейства. Древний и злобный князь Утятин жив тем, что его бывшие крепостные, по рассказу мужика Власа, сговорились с барским семейством изображать прежние крепостные порядки ради спокойствия князя и ради того, чтоб его семье не отказал он по причуде старческой в наследстве. Крестьянам пообещали отдать после смерти князя заливные луга. Сыскался и «раб верный» Ипат — у Некрасова, как вы уже заметили, и такие типы среди крестьян находят своё описание. Один только мужик Агап не выдержал и изругал Последыша почём свет стоит. Наказание на конюшне плетьми, притворное, оказалось для гордого крестьянина смертельным. Последыш же умер чуть не на глазах у наших странников, а за луга крестьяне до сих пор судятся: «Наследники с крестьянами тягаются доднесь».

По логике построения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» далее следует как бы её вторая часть , озаглавленная «Крестьянка» и имеющая собственный «Пролог» и свои главы. Крестьяне, разуверившись найти счастливого среди мужиков, решаются обратиться к бабам. Нет необходимости пересказывать, какое и сколько «счастья» находят они в доле женской, крестьянской. Всё это выражено с такой глубиной проникновения в женскую страдающую душу, с таким обилием подробностей судьбы, неспешно рассказанной крестьянкой, с уважением именуемой «Матрёна Тимофеевна, она же губернаторша», что временами то трогает до слёз, то заставляет сжимать кулаки от гнева. Счастлива она была одну свою первую женскую ночь, да когда это было!

В повествование вплетаются песни, созданные автором на народной основе, словно шитые по канве русской народной песни (Глава 2. «Песни» ). Там и странники поют с Матрёной поочерёдно, и сама крестьянка, вспоминая былое.

Мой постылый муж

Подымается:

За шелкову плеть

Принимается.

Хор

Плётка свистнула,

Кровь пробрызнула…

Ах! лели! лели!

Кровь пробрызнула…

Под стать песне была замужняя жизнь крестьянки. Только дедушка по мужу, Савелий, жалел да утешал её. «Счастливец тоже был», — вспоминает Матрёна.

Отдельная глава поэмы «Кому на Руси жить хорошо» посвящена этому мощному русскому человеку — «Савелий, богатырь святорусский» . Название главы говорит о её стилистике и содержании. Клеймёный, бывший каторжный, богатырского сложения старик говорит мало, но метко. «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть», — его любимые слова. Старик живьём закопал в землю за зверства над крестьянами немца Фогеля — барского управляющего. Образ Савелия собирательный:

Ты думаешь, Матрёнушка,

Мужик — не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою — а богатырь!

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие

Прошли по ней — сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной…

Всё терпит богатырь!

В главе «Дёмушка» случается самое страшное: сынишку Матрены, оставленного дома без присмотра, заели свиньи. Но и этого мало: мать обвинили в убийстве, и полицейские вскрывали ребёнка у неё на глазах. И ещё страшней, что невинно виноватым в смерти любимого внука, пробудившего исстрадавшуюся душу деда, был сам Савелий-богатырь, глубокий уже старик, который уснул и недоглядел за младенцем.

В главе V — «Волчица» — крестьянка прощает старика и терпит всё, что ещё осталось ей в жизни. Погнавшись за волчицей, унёсшей овцу, сын Матрёны Федотка-пастушонок жалеет зверя: голодная, бессильная, с набухшими сосцами мать волчат опускается перед ним на траву, терпит побои, и мальчонка оставляет ей овцу, без того уже мёртвую. Матрёна принимает за него наказание и ложится под кнут.

После этого эпизода песенные причитания Матрёны на сером камне над рекой, когда кличет она, сирота, то батюшку, то матушку на помощь и утешение, завершают рассказ и создают переход к новой године бедствий — главе VI «Трудный год» . Голодная, «Похожа с ребятишками / Я на неё была»,— вспоминает Матрёна волчицу. Мужа её без срока и не в очередь забривают в солдаты, остаётся она с детьми во враждебной семье мужа — «дармоедка», без защиты и помощи. Жизнь солдатки — особая тема, раскрытая с подробностями. Сынишку её розгами порют солдаты на площади — уж и не поймёшь, за что.

Страшная песня предшествует побегу Матрёны одной в зимнюю ночь (глава «Губернаторша» ). Кинулась она навзничь на снежную дорогу и молилась Заступнице .

И пошла наутро Матрёна к губернатору. Упала в ноги прямо на лестнице, чтобы вернули мужа, — и родила. Губернаторша оказалась сострадательной женщиной, и возвращались Матрёна с ребёночком счастливые. Прозвали Губернаторшей, и жизнь вроде наладилась, но тут пришла пора, и взяли старшего в солдаты. «Чего же вам ещё? — спрашивает крестьян Матрёна, — ключи от счастья женского... потеряны», и не сыскать.

Третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», не называемая так, но имеющая все признаки самостоятельной части, — посвящение Сергею Петровичу Боткину, вступление и главы, — имеет странное название — «Пир на весь мир» . Во вступлении некое подобие надежды на дарованную крестьянам свободу, которой ещё пока и не видно, озаряет лицо мужика Власа улыбкой чуть не впервые в жизни. Но первая её глава — «Горькое время — горькие песни» — представляет то стилизацию народных куплетов, повествующих о голоде и несправедливостях при крепостном праве, то заунывные, «протяжные, печальные» вахлацкие песни о неизбывной подневольной тоске, наконец, «Барщинную».

Отдельная глава — рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» — начинается будто бы о крепостном мужике того рабского типа, который интересовал Некрасова. Однако повествование делает неожиданный и крутой поворот: не стерпев обиды, Яков сперва запил, бежал, а вернувшись, завёз барина в болотистый овраг да и повесился у него на глазах. Страшный грех для христианина — самоубийство. Странники потрясены и напуганы, и начинается новый спор — спор о том, кто всех грешней. Рассказывает Ионушка — «смиренный богомол».

Открывается новая страница поэмы — «Странники и богомольцы» , за ней — «О двух великих грешниках» : сказ о Кудеяре-атамане, разбойнике, загубившем несчётное число душ. Рассказ идёт былинным стихом, и, словно в русской песне, просыпается совесть в Кудеяре, принимает он отшельничество и покаяние от явленного ему угодника: срезать тем же ножом, которым убивал, вековой дуб. Работа многолетняя, надежда, что до смерти удастся её завершить, слаба. Внезапно перед Кудеяром появляется на коне известный окрест злодей пан Глуховский и искушает отшельника бесстыдными речами. Не выдерживает искушения Кудеяр: нож в груди у пана. И — чудо! — рухнул вековой дуб.

Крестьяне затевают спор о том, чей же грех тяжелее — «дворянский» или «крестьянский». В главе «Крестьянский грех» также былинным стихом Игнатий Прохоров рассказывает об иудином грехе (грехе предательства) крестьянского старосты, соблазнившегося на мзду наследника и скрывшего завещание хозяина, в котором все восемь тысяч душ его крестьян отпускались на волю. Слушатели содрогаются. Погубителю восьми тысяч душ нет прощения. Отчаяние крестьян, признавших, что среди них возможны такие грехи, выливается в песне. «Голодная» — страшная песня — заклинание, вой несытого зверя — не человека. Появляется новое лицо — Григорий, молодой крестник старосты, сын дьячка. Он утешает и воодушевляет крестьян. Поохав и поразмыслив, они решают: Всему виною: крепь!

Выясняется, что Гриша собирается «в Москву, в новорситет». И тут становится ясно, что Гриша-то и есть надежда крестьянского мира:

«Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!»

Но повествование продолжается, и странники становятся свидетелями того, как на возе с сеном подъезжает старый солдат, худой, как щепка, обвешанный медалями, и поёт свою песню — «Солдатскую» с припевом: «Тошен свет, /Хлеба нет, /Крова нет, /Смерти нет», и другим: «Пули немецкие, /Пули турецкие, /Пули французские, /Палочки русские». Всё о солдатской доле собрано в этой главе поэмы.

Но вот и новая глава с бодрым названием «Доброе время — добрые песни» . Песню новой надежды поют Савва с Гришей на волжском берегу.

Образ Гриши Добросклонова, сына дьячка с Волги, конечно, объединяет черты дорогих Некрасову друзей — Белинского, Добролюбова (сравните фамилии), Чернышевского. Такую песню могли бы петь и они. Едва удалось Грише выжить в голоде: песня матери его, спетая крестьянками, так и названа — «Солёная». Слезами матери политый кусок — замена соли для погибающего от голода ребёнка. «С любовью к бедной матери /Любовь ко всей вахлачине /Слилась, — и лет пятнадцати /Григорий твёрдо знал уже, /Что будет жить для счастия /Убогого и тёмного родного уголка». В поэме появляются образы ангельских сил, и стиль резко меняется. Поэт переходит к маршевым трёхстишиям, напоминающим ритмическую поступь сил добра, неотвратимо теснящего отжившее и злое. «Ангел милосердия» поёт призывную песнь над русским юношей.

Гриша, проснувшись, спускается в луга, думает о судьбе родины и — поёт. В песне его надежда и любовь. И твёрдая уверенность: «Довольно! /Окончен с прошедшим расчёт, /Окончен расчёт с господином! / Сбирается с силами русский народ / И учится быть гражданином».

«Русь» — последняя песня Гриши Добросклонова.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

«Не все между мужчинами отыскивать счастливого, пощупаем-ка баб!» - решают странники. Им советуют пойти в село Клин и спросить Корчагину Матрену Тимофеевну, которую все прозвали «губернаторша». Странники приходят в село:

Что ни изба - с подпоркою, Как нищий с костылем; А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома.

В воротах странникам встречается лакей, который объясняет, что «помещик за границею, а управитель при смерти». Какие-то мужики ловят в реке мелкую рыбу, жалуются, что раньше рыбы было больше. Крестьяне и дворовые растаскивают кто что может:

Один дворовый мучился У двери: ручки медные Отвинчивал; другой Нес изразцы какие-то...

Седой дворовый предлагает купить странникам заграничные книги, злится, что они отказываются:

На что вам книги умные? Вам вывески питейные Да слово «воспрещается», Что на столбах встречается, Достаточно читать!

Странники слышат, как красивый бас поет песню на непонятном языке. Оказывается, «певец Ново-Архангельской, его из Малороссии сманили господа. Свезти его в Италию сулились, да уехали». Наконец странники встречают Матрену Тимофеевну.

Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

Странники рассказывают, почему отправились в путь, Матрена Тимофеевна отвечает, что ей некогда рассказывать о своей жиани - надо жать рожь. Странники обещают помочь ей убрать рожь, Матрена Тимофеевна «стала нашим странникам всю душу открывать».

До замужества

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Было много веселья, но и много работы. Наконец «выискался суженый»:

На горе - чужанин!

Филипп Корчагин - питерщик,

По мастерству печник.

Отец подгулял со сватами, пообещал выдать дочку. Матрена не хочет идти за Филиппа, тот уговаривает, говорит, что не станет обижать. В конце концов Матрена Тимофеевна соглашается.

Глава 2 Песни

Матрена Тимофеевна попадает в чужой дом - к свекрови и свекру. Повествование время от времени прерывается песнями о тяжелой доле девушки, вышедшей замуж «в чужую сторонку».

Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал...

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!..

Странники спрашивают: «Уж будто не колачивал?» Матрена Тимофеевна отвечает, что только один раз, когда приехала сестра мужа и он попросил дать ей башмаки, а Матрена Тимофеевна замешкалась. На Благовещенье Филипп опять уходит на заработки, а на Казанскую у Матрены родился сын, которого назвали Демуш-кой. Жизнь в доме родителей мужа стала еще трудней, но Матрена терпит:

Что ни велят - работаю, Как ни бранят - молчу.

Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня...

Матрена Тимофеевна спрашивает странников, рассказывать ли про деда Савелия, те готовы слушать.

Глава 3 Савелий, богатырь святорусский

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал...

Ему уж стукнуло,

По сказкам, сто годов.

Дед жил в особой горнице,

Семейки недолюбливал,

В свой угол не пускал;

А та сердилась, лаялась,

Его «клейменым, каторжным»

Честил родной сынок. Савелий не рассердится, Уйдет в свою светелочку, Читает святцы, крестится Да вдруг и скажет весело: «Клейменый, да не раб»...

Однажды Матрена спрашивает у Савелия, за что его зовут клейменым и каторжным. Дед рассказывает ей свою жизнь. В годы его молодости крестьяне его деревни тоже были крепостные, «да только ни помещиков, ни немцев-управителей не знали мы тогда. Не правили мы барщины, оброков не платили мы, а так, когда рассудится, в три года раз пошлем». Места были глухие, и никто туда по чащобам да болотам не мог добраться. «Помещик наш Шалаш-ников через тропы звериные с полком своим - военный был - к нам подступиться пробовал, да лыжи повернул!» Тогда Шалашни-ков присылает приказ - явиться, но крестьяне не идут. Нагрянула полиция (была засуха) - «мы дань ей медом, рыбою», когда приехала в другой раз - «шкурами звериными», а на третий раз - ничего не дали. Обули старые лапти, дырявые армяки и пошли к Шалашникову, который стоял с полком в губернском городе. Пришли, сказали, что оброку нет. Шалашников велел их пороть. Шалашников порол крепко, пришлось «онучи распороть», достать деньги и поднести пол шапки «лобанчиков» (полуимпериалов). Шалашников сразу утих, даже выпил вместе с крестьянами. Те двинулись в обратный путь, два старика смеялись, что домой зашитые в подкладке несут сторублевые бумажки.

Отменно драл Шалашников, А не ахти великие Доходы получал.

Скоро приходит уведомление, что Шалашников убит под Варной.

Наследник средство выдумал: К нам немца подослал. Через леса дремучие, Через болота топкие Пешком пришел шельмец!

И был сначала тихонький: « Платите сколько можете ». - Не можем ничего!

«Я барина уведомлю».

Уведомь!.. - Тем и кончилось.

Немец, Христиан Христианыч Фогель, тем временем вошел в доверие к крестьянам, говорит: «Если не можете платить, то работайте» . Те интересуются, в чем работа. Тот отвечает, что желательно окопать канавками болото, вырубить, где намечено, деревья. Крестьяне сделали, как он просил, видят - получилась просека, дорога. Спохватились, да поздно.

И тут настала каторга

Корежскому крестьянину -

До нитки разорил!

А драл... как сам Шалашников!

Да тот был прост: накинется

Со всей воинской силою,

Подумаешь: убьет!

А деньги сунь - отвалится,

Ни дать ни взять раздувшийся

В собачьем ухе клещ.

У немца - хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя, сосет! Такое житье продолжалось восемнадцать лет. Немец построил фабрику, велел рыть колодец. Его рыли девять человек, в том числе Савелий. Поработав до полудня, решили отдохнуть. Тут и появился немец, начал ругать крестьян за безделье. Крестьяне спихнули немца в яму, Савелий крикнул «Наддай!», и Фогеля живьем закопали. Дальше была «каторга и плети предварительно; не выдрали - помазали, плохое там дранье! Потом... бежал я с каторги... Поймали! Не погладили и тут по голове».

А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги.

Лет двадцать поселения.

Я денег прикопил,

По манифесту царскому

Попал опять на родину,

Пристроил эту горенку

И здесь давно живу.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Краткое содержание: «Кому на Руси жить хорошо» — Часть 3 Крестьянка . И в закладках появилось готовое сочинение.

Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо

Над произведением «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал несколько лет, отдав поэме все силы своей души.

В произведении мы видим путешествие семерых странников в поэме. Они пытаются найти человека, который бы жил счастливо. Одному из них, кажется, что счастлив чиновник, другим - поп, купец, помещик или царь. Странники хотят найти на земле Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Им важно докопаться до сути того, что же такое счастье. Все семеро мужиков - спорщики, они часто друг на друга, но именно спор и толкает их вперед. В поисках счастья.

Они любовно относятся к окружающей природе. Наблюдают за травами, кустами, цветами, понимают голоса животных и птиц. У каждого из них свой взгляд на вещи, свой характер. Между тем все они вместе представляют собой что-то общее, неразлучное.

Некрасов в поэме показывает все стороны народной жизни. Он описывает жизнь и нищих, и солдат, и ремесленников, и ямщиков. Мы видим нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию.

Но и в рабстве у народа России остается живой душа. Некрасов показывает русский народ трудолюбивым, отзывчивым к чужому страданию, с чувством собственного достоинства, удалым и веселым. Он показывает людей, которые полны жажды социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Важное место в поэме занимает Савелий. Он наделен чертами богатыря. Его могучая удаль проявляется уже в том, что в одиночку ходил на медведя. Он презирает рабскую покорность и стоит за народные интересы. В этом образе есть что-то былинное. В образе внучки Савелия — Некрасов е воплотил свой эстетический идеал, все положительные черты, присущие русской женщине, он пронесла через страдания и жизненные испытания. Некрасов посвятить образу Матрены целую третью часть поэмы. Она исповедуется перед странниками, рассказывает и о своих счастливых минутах в жизни, и о тяжелой женской доле. С шести лет она пасла скот, работала в поле, пряла, хлопотала по дому. А дальше — рабский труд в замужестве и воспитание детей. Но, несмотря на тяжелую жизнь, она осталась благородна и непокорна.

А вот образ совершенного человека Некрасов представляет в лице Гриши Добросклонова. Добросклонов молод. Он — разночинец по происхождению, сын батрачки. Ему пришлось пережить голодное детство. Потом он учился в семинарии. Жизнь связала его с трудом, нуждами своих земляков. Он выручает крестьян своим трудом, а мужики помогают ему в пропитании. Гриша знает всю крестьянскую работу — косит, жнет, сеет. Он — выразитель чаяний простого народа. Григория не пугают и предстоящие испытания, так как он видит, что сам народ пробуждается к борьбе и эта мысль наполняет его душу радостью.