Кто изобрел электрический фонарь. Как был изобретен карманный фонарик. Применение источников света

29.05.2011

Многим покажется странным, что вроде бы такое нехитрое устройство, как привычный всем - изобретение совсем недавнее. Он был придуман в конце девятнадцатого столетия, несмотря на то, что в то время дома уже практически повсеместно освещались электрическими лампочками.

Скорее всего, создание компактного переносного фонаря затормозило то обстоятельство, что в те времена еще не было сухих элементов питания. Существующие на тот момент батарейки представляли собой наполненные жидким электролитом емкости, которые было затруднительно носить с собой. Поэтому, когда речь заходит об этом изобретении, стоит вначале упомянуть Карла Гасснера - именно он в 1886 году впервые изобрел и запатентовал элемент питания, из которого, как ни верти, электролит не вытекал.

Сам же , ставший прообразом современных электрических фонариков, был создан в 1899 году американским изобретателем Давидом Майселлем. Свой патент он в том же году продал компании American Electrical Novelty and Manufacturing Company, которая была основана Конрадом Хьюбертом, эмигрантом из Белоруссии. Внешне изобретение Майселля очень напоминало современный фонарик брелок, только в увеличенном виде - он представлял собой плотную картонную трубку, в которую была вмонтирована лампочка с линзой и металлическим отражателем. Внутри трубки располагались три цилиндрических источника питания. Первый фонарик имел весьма необычный по своей конструкции выключатель - для того, чтобы его зажечь, нужно было нажать на металлическое кольцо, прикрепленное к металлическому обручу, охватывающему корпус. Эту довольно неудобную конструкцию вскоре сменил более эргономичный и надежный выключатель, придуманный Конрадом Хьюбертом.

Поскольку батарейки не отличались большим ресурсом, первые фонарики светили довольно тускло и в отличие от современных изделий использовались не как источник яркого света, а в качестве вспышки, способной на мгновение осветить что-то необходимое. Поэтому и название переносной фонарик у американцев получил соответствующее, flashlight - мигающий свет или вспышка света. А вот англичане дали карманному электрическому фонарю уже другое название - torch, то есть факел. Связано это, вероятнее всего, с тем, что эти устройства прибыли на Туманный Альбион в усовершенствованном виде. Конечно, это еще не был такой яркий, знакомый нам сейчас светодиодный фонарик, но все же он претерпел значительные изменения в лучшую сторону.

Все это время Майсселль и Хьюберт совместно работали над совершенствованием конструкции электрического фонарика, однако прославились они лишь тогда, когда их детище по достоинству было оценено полицейскими Нью-Йорка - изобретатели раздавали им фонари в целях рекламы.

Серийное производство фонарей, которые выпускались под брендом Eveready, было налажено в 1905 году компанией The American Ever Ready Company, в которую Хьюберт переименовал свою фирму. Теперь же они широко распространенны и можно повсеместно.

Мощная иллюминация мегаполисов, уличное освещение небольших поселений сделали жизнь современных людей активной, вне зависимости от времени суток. При этом никто не задумывается над вопросом – а кто изобрел электрическое уличное освещение, и как создавались фонари.

Первые уличные фонари и их создатели

Искусственное освещение улиц вошло в обиход с 15 века. Самый первый фонарь давал малую площадь освещения, так как в нем использовались парафиновые свечи или конопляное масло. Благодаря керосину, уровень яркости на улицах удалось повысить. Но революционный прорыв произошел, когда изобрели первую электрическую лампу, в конструкции которой использовались сначала угольные, а затем вольфрамовые и молибденовые нити.

Ян ван дер Хейден

Голландский художник и изобретатель Хейден в 17 веке предложил расположить масляные фонари вдоль улиц Амстердама. Благодаря системе, изобретенной Хейденом, в 1668 году сократилось число падений людей в каналы, которые не были огорожены, снизилось число преступлений на улицах, облегчилась работа пожарных при тушении очагов возгорания.

Уильям Мердок

В 19 веке Уильям Мердок выдвинул интересную мысль о способе освещения улиц газом, но над ним посмеялись. Вопреки насмешкам, Мердок наглядно доказал, что это возможно. Так на улицах Лондона в 1807 году загорелись первые газовые приборы освещения. Немногим позже конструкция изобретателя распространилась на другие столицы Европы.

Павел Яблочков

В 1876 году русский инженер Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую свечу и установил ее в сферу из стекла. Конструкция была простая, но эффективная. Поверх свечей проходила угольная нить. При соприкосновении с током нить прогорала, а между свечами загоралась дуга. Это явление, называемое дуговым электричеством, положило начало первым электрическим приборам. Русские «свечи», как их называли, были установлены на Литейном мосту в 1879 году. Также 12 светильников Яблочкова зажглись на разводном мосту через Неву. Изобретение электрического уличного освещения стало началом новой эпохи в использовании электротока.

Интересный факт: в 1883 году во время коронации императора Александра III благодаря лампам накаливания освещалась круговая зона около Храма Христа Спасителя и Кремля.

Плодами изобретения воспользовались в европейских столицах.
Парижские и берлинские улицы, магазины, прибрежные зоны – все было освещено уличными светильниками, созданными по этой технологии Яблочкова. Жители назвали уличную иллюминацию символично: «русский свет», а Павел Яблочков, русский инженер, который изобрел электрическое уличное освещение, стал известен в то время во всех просвещенных кругах Европы.

Однако, после того, как многие мировые столицы осветились ярким, но непродолжительным светом дугового электричества «свечей» Яблочкова, эти приборы просуществовали всего несколько лет. Их заменили более совершенные лампы накаливания. Изобретение русского инженера было практически забыто, а сам Павел Николаевич умер в бедности в провинциальном Саратове.

Новый этап в развитии уличного освещения

Весомый вклад в разработку электрического уличного освещения внес русский ученый Александр Николаевич Лодыгин и американец Томас Алва Эдисон.

Лодыгин создал конструкцию лампочки, за основу работы которой взял молибденовые и вольфрамовые нити, закрученные спиралью. Это был прорыв в области электрических открытий. Один из важнейших критериев осветительного прибора – продолжительность эксплуатации. Именно Лодыгин поднял ресурс своих ламп с 30 минут до нескольких сотен часов работы. Он же впервые стал использовать лампы с вакуумом, откачивая из них воздух. Это давало возможность намного продлить срок службы осветительного прибора.

Впервые лампы накаливания Лодыгина появились в уличном освещении Одесской улицы в Санкт-Петербурге в 1873 году.

Получив патент и премию за свое изобретение, Александр Николаевич не смог распространить его в массы. Талантливый инженер не имел предпринимательской хватки и не смог довести производство до нужных масштабов.

Упорством в достижении своей цели отличался другой инженер – американец Томас Эдисон. Именно он, взяв за основу изобретение Лодыгина, усовершенствовал его конструкцию и смог внедрить в широкое производство. Нельзя сказать, что Эдисон получил свою славу незаслуженно. Ведь он упорно проводил тысячи экспериментов и разработал очень важный этап в электрическом освещении – от источника тока до потребителя, что позволило запустить электрическое освещение в масштабах целых городов.

Так, благодаря знаниям русского инженера Лодыгина и проворности американского ученого Эдисона, электрическое уличное освещение вытеснило газовые фонари.

Как выглядели первые фонари: видео

Согласно истории первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века.

Ещё в далёком 1417 году мэр Лондона Генри Бартон дал распоряжение на вывешивание уличных фонарей зимними вечерами. Этот шаг он предпринял для того, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Французы решили не отставать и по прошествии некоторого времени подхватили его инициативу.

Баселона фонари Гауди

В самом начале XVI столетия каждый житель французской столицы был обязан держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Именно при Людовике XIV Париж наполнили огни многочисленных фонарей. В 1667 году он издел указ об уличном освещении, за что и получил прозвище «Король-солнце». По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Венеция

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. После, когда уже стали применять керосин, значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Изобрёл их англичанин - изобретатель Уильям Мердок. Естественно, поначалу он подвергся насмешкам.
Воронеже

Сам Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Эти насмешик не помешали Мердоку воплотить в жизнь свою идею и он с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения.

Германия

В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В России уличное освещение появилось при Петре I.

Египет

В 1706 году он велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем.

Киев Эта люстра служит уличным фонарем возле кафе

В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве.

Китай

История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона.

Львов

В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешевую в производстве.

Москва

С её появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим

Будапешт

В Брянске

Венеция

Венеция

Венна

Дубровник

Замок Егг Бавария Альпы

Зихрон Яков 19 век

Испания

Китай город Шеньжень

Кронштад

Лондон

Львов

Львов

Львов

Москва

Москва

Над Дамаском

Одесса

Париж

Парк Шевченко Киев

Питер

Питер

Район черепах Сиена

Рим

Талин

Смотрите по сторонам в мире еще полно прикрастного...

В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель - англичанин Уильям Мердок - поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 года 4 полосатых красавца, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Так у нас появилось регулярное освещение улиц.

В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.

Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»

Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».

Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.

Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.

Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.

Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажень, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажень, скорость фонарщика - двадцать сажень в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)

Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».

Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.

В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.

В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.

В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.

В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.

Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта, а еще ранее Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.

Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.