Кто такой библейский пророк. Библейские пророки

Книги Пророков

В еврейской Библии за «историческими книгами» (книгами «ранних пророков») следуют книги «поздних» пророков. В греческих и латинских изданиях книги пророков публикуются за книгами поучительного характера. Существуют различия и в порядке расположения самих книг пророков, более того, содержание этой части Библии не всегда совпадает в изданиях на разных языках (например,

Книга пророка Даниила находится в еврейском каноне в разделе «Писания», а в греческом и латинском вариантах среди книг пророков). В своем рассказе о книгах пророков мы следуем их месту в латинской Вульгате, наиболее распространенном и известном варианте Библии.

« Священники не говорили: `где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня,

и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают » (Иер.2:8)

Пророки являются наиболее своеобразными фигурами Ветхого завета. Эти люди (мужчины и женщины) были убеждены в том, что они наделены сверхъестественным даром, и требовали к себе отношения как к посланцам бога. Для всех религиозных верований характерно, что среди их последователей есть люди, которые в определенных ситуациях (часто во время танца, пения) приходят в состояние транса, произносят слова и речи, которые окружающими почитаются за божественные.

Ветхозаветные пророки во многом похожи на этих верующих, хотя и отличаются от них. Пророки Ветхого завета не только провидцы в состоянии экстаза, они защитники культа Яхве, прозорливые политики и разоблачители социальных несправедливостей.

Слово prophetes – «пророк» греческого происхождения. Так называли тех, кто выступал от имени другого существа (Яхве). Это перевод еврейского слова «наби», которое носит еще один оттенок: речи от имени другого существа произносились в экстазе. В еврейском тексте Ветхого завета фигурируют также понятия «провидец», «Божий человек».

Первые пророки появились в конце правления судей. Их деятельность в это время носила групповой характер, им вменялось в обязанность сопровождать жертвоприношения Яхве танцами и пением, тем самым усиливая торжественность ритуала, зачастую они тут же впадали в экстаз и начинали произносить речи от имени Яхве.

Это состояние передавалось присутствующим. Но уже в те времена были пророки, которые жили замкнуто (например, пророчица Девора). Пророков принимали за провидцев, к ним обращались за советом по всем насущным делам. Но тогда же встречались и так называемые лжепророки, которые, как верили, могли дать неверный совет и служили «чужим богам» (пророки Ваала).

Позднее о групповой деятельности пророков не упоминается, зато значительную роль начинают играть отдельные выдающиеся пророки. Часть из них жила при царском дворе и выполняла обязанности советников. В надежде на вознаграждение они предсказывали царю весьма приятные вещи. Другие вели себя оппозиционно и бесстрашно высказывали свое мнение.

Эти пророки были выходцами из низших слоев населения и живо реагировали на страдания народа. Во время царствования Соломона углубляются противоречия между отдельными слоями еврейского общества. Пророки оценивают политику имущих с позиций идеализированных представлений.

Будучи свидетелями постоянно ухудшающихся отношений в государстве, усиления эксплуатации, роста бесправия, возрождения древнего ханаанского культа и появления «чужих богов», они считали, что все невзгоды происходят из-за падения веры в Яхве, оттеснения его культа на задний план.

Таким образом, вполне понятно, что ранние пророки не только формулировали социальные требования, но и боролись за чистоту культа Яхве. В учениях пророков Яхве выступает не только как величайший из богов, но и самый справедливый, не дающий в обиду сирот и бедняков.

Распространение земледелия, естественно, вело к заимствованию культов ханаанских земледельцев, политические и торговые связи, династические браки царей также открыли возможность для появления «чужих культов». В этих условиях выступления пророков становились зачастую опасными для власть имущих. Поэтому власти нередко преследовали, а случалось, и казнили пророков.

Пока пророки провозглашали величие и славу Яхве, колесницы враждебных армий вспахивали землю Израиля. Тут ставился под вопрос авторитет Яхве, который отступил перед богами других народов. В периоды испытаний усиливалось доверие к словам пророков, которые гарантировали помощь Яхве лишь в случае чистой и безраздельной веры в него.

После падения Северного царства, Израиля, цари и правящие круги южной части, Иудеи, были вынуждены частично принять программу ранее преследовавшихся пророков. Для этого были утверждены законом отдельные социальные требования народа (отраженные во Второзаконии) и утвержден культ Яхве (религиозная реформа царя Иосии).

Но, несмотря на принятые меры, Иудея пала, то есть Яхве вновь показал свое бессилие. Этот факт привел к глубокому религиозному и психологическому кризису не только среди народа, но и среди пророков. Выходом из кризиса стало утверждение, что Яхве - единственный в мире бог и никаких других богов нет и не может быть.

Яхве является повелителем вселенной и истории, он не отступает перед неприятелем, а, наоборот, приказывает ассирийцам и вавилонянам покорить грешную страну и поработить ее население. Все это доступно ему как «мировому божеству», правящему малыми и великими народами.

Яхве обещал избранному народу бесконечное счастье. Однако покой и счастье бог дает через своего помазанника - царя, через мессию. Первоочередной задачей мессии является освобождение народа из рабства и возвращение его на родину.

Учения пророков об единобожии и приходе мессии начали складываться еще до вавилонского плена, в плену они окончательно оформились.

Пророки обращались к живой речи, когда хотели сообщить свои мысли, или проповедовали перед народом, собравшимся у святых мест (например, Амос в Вефиле), или произносили речи перед царями (Иеремия). Зачастую, чтобы выразить суть своего учения, они прибегали к символическим образам или поступкам.

Так, пророк Осия нарек своего сына именем Лоамми (не мой народ), чтобы выразить гнев Яхве. Во время встречи с Иеровоамом в конце царствования Соломона Ахия, как уже говорилось, разорвал свое платье на двенадцать частей и десять отдал Иеровоаму. Так он предсказал, что царство Соломона распадется на две части и одна из них - десять племен - окажется под властью Иеровоама.

« Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но

исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его » (Ис.55:11)

Некоторые пророки излагали пророчества в письменном виде. Затем они зачитывали их перед собравшимися или же оставляли записи для грядущих времен. Какие-то из записей сохранились, они и составляют книги пророков в Ветхом завете, многие были утеряны, однако не бесследно, а послужили источниками для «исторических книг». Самостоятельные книги пророков появляются в VIII в. до нашей эры.

Пророки, которые не оставили письменных документов, именуются «непишущими», а те, чьи пророчества имеются в записях,- «пишущими». Наиболее выдающимися «непишущими» библейскими пророками были Илия и Елисей. «Пишущие» пророки делятся на малых и великих. По традиции христиане выделяют четыре книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила (уже упоминалось о том, что в еврейском каноне последняя среди книг пророков не фигурирует), и двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Канонический порядок книг пророков и деление пророков на великих и малых установлены искусственно: за основу, правда не всегда последовательно, брался объем книги. Поэтому более удачным кажется хронологическое деление, хотя и этот метод не лишен трудностей, поскольку не во всех случаях можно установить время деятельности того или иного библейского пророка.

До плена, в VIII в. до нашей эры, во времена опасности, грозившей евреям со стороны Ассирии, жили четыре пророка, книги которых вошли в Библию как самостоятельные части. В середине века в северной части, Израиле, проповедовали Амос и Осия, а спустя несколько десятилетий в южной части, Иудее, появились Исаия и Михей. Эти ранние пророки, подвергая резкой критике социальную несправедливость, разработали и сформулировали новые монотеистические черты Яхве.

Иеремия, Софония, Наум и Аввакум появляются лишь спустя более чем столетие после ранних пророков, их деятельность падает на конец VII в. до нашей эры. Эта эпоха была не менее сложной, нежели времена Исаии. Если ранее стране угрожала Ассирия, которая завоевала северную ее часть, Израиль, то теперь угроза исходила от Вавилона, который, распространяя свое могущество, захватил южную часть - Иудею. В эти грозные времена пророки прилагали усилия сначала для предотвращения катастрофы, а затем для утешения народа.

В вавилонском плену пророчествовал Иезекииль, а также еще один неизвестный пророк, которого называют Второисаией, его труды вошли в Книгу Исаии. Вся их деятельность направлена на утешение страждущих, на поддержание надежды на возвращение. Происходит усиление монотеизма, поскольку, по логике вещей, Яхве лишь в том случае способен вернуть на родину свой народ, если является единственным повелителем и господином истории.

В плену же происходит детализация учения о мессии, помазаннике божьем, призванном освободить народ из плена и сохранить от всяческих бед. В это время в Иудее пророчествовал Авдий.

После плена появляются пророки Аггей, Иона, Малахия и Захария. Они прилагают все усилия для возрождения культа Яхве. Создаются книги Даниила и Иоиля, а также книга Тритоисаии, которые являются произведениями еврейской апокалипсической литературы, созданными с намерением утешить страждущих читателей и показать счастливое будущее в царстве мессии.

Христиане особенно подчеркивают значение четырех книг пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, которые отличаются от других книг по своему объему и содержанию. Считается, что они были предшественниками христианства, заложили основы этого учения.

Эти книги предсказывали, что мессианские обещания относятся не только к потомкам Авраама, то есть к евреям, но и ко всем тем, кто хотел бы оказаться в благословенном царстве мессии. Действительно, до вавилонского плена пророки считали, что задача избранного народа состоит в том, чтобы получить право входа в страну мессии для всего человеческого рода.

Учение пророков содержало указание на то, что хотя мессия и будет рожден среди евреев, он будет из колена Давидова, но обещание царства божьего распространяется на любого человека.

Разделение Израиля и Иудеи

После смерти Соломона на царский престол вступил его старший сын Ровоам, который легко завоевал власть в южной части страны. В Сихеме был созван совет, на котором появился изгнанный Соломоном и враждебно настроенный по отношению к племени Иуды ефремлянин Иеровоам.

Присутствующие потребовали от Ровоама не следовать примеру отца, облегчить положение северных племен, сняв с них непомерные повинности. Тот отверг эти притязания. Это привело к тому, что десять северных племен, отказавшись признать власть Ровоама, выбрали царем Иеровоама.

Так страна раскололась на две части, которые начали враждовать между собой. Иеровоам попытался отделиться от южного царства и в религиозном отношении, отвергнув культовый центр в Иерусалиме, где находился ковчег завета. Он построил новые святилища: один в Вефиле, другой в Дане, установил в них двух золотых тельцов и поклонялся им как богу Яхве.

Поступок Иеровоама вызвал нарекания пророков, которые, по законам Моисея, запрещали изображение Яхве. Пророк Ахия, который ранее предсказывал царство Иеровоама, заявил о грядущем падении династии.


« Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни » (Ис.53:2-3)

После раскола страны между двумя царствами в течение шестидесяти лет с переменным успехом шла война. Сын и наследник Ровоама Авия вторгся в северную часть страны и захватил Вефиль и его окрестности. Хотя пророки требовали уничтожения идола, он оставил золотого тельца в неприкосновенности. Уничтожил золотых тельцов в Иудее его сын Аса. Во времена Асы Израиль постоянно угрожал Иудее, которая сохраняла свою самостоятельность лишь с помощью сирийских войск.

Первый период существования двух царств (931 - 841 гг. до нашей эры) характеризовался братоубийственными войнами, заговорами и мятежами. Вааса, уничтожив семью Иеровоама в Израиле, силой присвоил себе царскую власть. Против его сына восстал один из военачальников Замврий, но его правление длилось всего лишь неделю, так как еще один военачальник, по имени Амврий, захватил власть и провозгласил себя царем.

Во времена междоусобиц и распрей в обоих царствах распространялись чужеземные культы. Так, в царствование Ахава в Израиле официально признанным богом стал древнеханаанский Ваал, которому поклонялась жена Ахава Иезавель. Против культа Ваала, как говорилось в Библии, восстали пророк Илия и его ученик Елисей, которые взяли под защиту культ Яхве.

Во второй период существования двух царств (841 - 721 гг. до нашей эры) над ними нависла угроза со стороны Ассирии. В эти годы она достигла высшего могущества, стала ведущей державой в Передней Азии и начала вести захватническую политику. Ее целью было завоевание Египта. Путь в Египет из земель, расположенных между Тигром и Евфратом, вел через Ханаан.

Вначале Израиль с выгодой использовал захватническую политику Ассирии. Правда, он стал ее данником, но зато во время царствования Иоаса израильтяне одержали победу над Сирией и в царствование сына Иоаса Иеровоама II присоединили ее территории.

Царствование Иеровоама II было временем расцвета Израиля, оживилась торговля, успешно развивалась хозяйственная жизнь страны. Но тем быстрее шло классовое расслоение, небольшая группа богачей нещадно эксплуатировала израильский народ. Пророки, чей авторитет особенно возрос в эти годы, поднимали свой голос против социальной несправедливости (Амос, Осия).

Они выступали против чужеземных культов, против поклонения золотым тельцам в Вефиле, объясняя, что все беды народные происходят из-за измены истинному богу Яхве. Они утверждали, что если бы удалось спасти культ Яхве, то исчезла бы социальная несправедливость. Израилю перестала бы угрожать опасность извне. В противном случае, предрекали пророки, страну ожидает жестокая война и страшное поражение.

В этих условиях в Израиле начали возникать различные группировки. Одна из них предлагала оградить страну от ассирийцев путем выплаты соответствующей дани, другая видела выход в вооруженном сопротивлении Ассирии. В период правления царя Факея усилились позиции сторонников вооруженного сопротивления, был заключен союз с Дамаском и с другими мелкими царствами против Ассирии, предполагалось заключить союз и с Иудеей.

Ахаз, царь Иудеи, отказался от союза с Израилем. Тогда Факей и сирийский царь пошли войной на Иудею. Видя отчаянное положение своего народа, Ахаз послал послов к ассирийскому царю Тиглатпаласару III, прося его о помощи. А тот воспользовался случаем, захватил Дамаск и вторгся в пределы Израиля.

В 721 г. до нашей эры другой ассирийский царь - Саргон II захватил столицу северной части страны Самарию. Израиль потерял самостоятельность. Население страны было переселено в различные районы Ассирии, а на их место привезены поселенцы из Ассирии. Переселенцы из Израиля быстро ассимилировались с местным населением, а оставшиеся на родине породнились с пришельцами.

Появившийся в результате смешения народ стал называться самаритянами. Самаритяне поклонялись Яхве и другим богам и, хотя придерживались в основном Закона Моисея, все же отошли от иудейского культа. Раскол сопровождался взаимной ненавистью, евреи и самаритяне не вступали в контакты друг с другом.

Пророки Исаия и Михей критиковали царя Ахаза, который возродил древние ханаанские культы, воздвиг капище с вечным огнем в честь Молоха и даже ввел человеческие жертвоприношения.

В иудео-христианском богословии пророки - прово­звестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период прибли­зительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.

Этим термином в Септуагинте и в Новом Завете пе­редаётся древнееврейский термин «нави» (ивр. נָבִיא‎, мн. ч. «невиим», ивр. נְבִיאִים‎).

Пророки иногда назывались:Прозорливцами - 1Цар.9:9 «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шёл вопрошать Бога, говорили так: "пойдём к прозорливцу"; ибо тот, кого ныне пророком, прежде назывался прозор­ливцем».

Стражами - Иер.6:17 «И поставил Я стражей над вами, сказав: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать"», Ис.56:10 «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредя­щие лежа, любящие спать», Иез.33:197 . Пророки называ­лись стражами, потому что они должны были бодрство­вать и предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности.

Пастырями - Зах.10:2 «Ибо терафимы говорят пус­тое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря», Иеремия 23, Иезекииль 34. Пророки назывались пастырями, потому что должны были заботиться о порученных им Богом овцах Израилевых - народе Божьем.

Мужами Божьими - 3Цар.17:24 «И сказала та жен­щина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно», 2Пет.1:21 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

Практически всё наследие библейских пророков вхо­дит в еврейский и христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии. Однако список пророческих книг в иудейском и христиа­нском каное различный.

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII-IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Та­нахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) - исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской тради­ции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Са­муил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоми­нается ещё множество пророков.

Собственно пророческими являются лишь книги поз­дних пророков. При этом в христианстве к числу проро­ческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел - Писания.

Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:

Великие пророки : Исаия (состоит из произведений живших в разное время двух, а возможно, и трёх авто­ров), Иеремия, Даниил (только в христианстве) и Иезеки­иль;

Малые пророки : Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Мала­хия.

По свидетельству Библии, пророки по мере своей праведности и развитию духовных умений могли слы­шать Голос Бога, говорить с Ним и передавать Его слова людям. Некоторые из них могли толковать вещие сны, которые Бог посылал разным людям в качестве послания или предупреждения. Поздние пророки являлись также религиозно-политическими ораторами и проповедниками. В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных.

Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. Если вы придерживаетесь традиционной и консервативной герменевтики, то вы будете считать, что Сам Бог стоял за процессом. Либералы склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софо­ния, Наум, Аввакум.

Датирование книг также зависит от вашей текстоло­гии и герменевтики. В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые посте­пенно дополнялись и объединялись (не всегда в хроноло­гическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI-V вв. до н. э.).

Произведения пророков отличаются богатством и яр­костью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К идеям П. обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестья­нских войн и других народных движений, социалисты-утописты.

В то же время, консервативная герменевтика утверж­дает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики - вера в то, что речи пророков являю­тся частью Божьего Слова.

    СТАРОЗАВІТНЕ ПРОРОЦТВО ЯК ФЕНО­МЕН. ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ПРОРО­ЧИХ КНИГ СТАРОГО ЗАВІТУ. КОЛІЗІЯ «ПРОРОК І ЦАР».

Пророч книги Зтарого Завітуі: Ісайї, Єремії, Єзекіїла, Даниїла, 12-ти малих пророків.

Ісая - біблійний пророк, належав до 4 «великих» пророків Старого Заповіту. Святий Ісая походив з Єруса­лима. Він проповідував Господнє слово близько сорока років у VIII ст. перед Христом. Про покликання на Божого пророка Ісая оповів у своїй пророчій книзі. За проповідування Божих наказів він багато терпів. Існує передання, що під час облоги Єрусалима ассирійцями Ісая молитвою добув з гори Сіон джерело, яке він назвав «Силоам», тобто «послане від Бога».

За наказом юдейського царя Манасії, який поклоня­вся поганським божкам, Ісаю поклали в дуплаву колоду та перерізали пилою вздовж тіла. Загинув пророк муче­ницькою смертю 696 року.

Коли пророк Ісайя провістив про народження Христа Господа від Діви, чого розум людський і помислити не міг, і коли через кілька століть Христос народився від Пресвятої і Пренепорочної Діви Марії, тоді не можна не бачити, що здійснення пророцтва – це діло Боже і що Сам Бог наперед сповістив його. Євангеліст Матвій, повіст­вуючи про народження Христа, наводить і пророцтво Ісайї. Це все сталося, каже він, щоб збулося сказане від Господа: “Ось Діва в утробі прийме, породить Сина і дадуть йому ім’я Емануїл, що означає: з нами Бог” (Мт. 1, 22-23; Іс. 7, 14).

За цінні пророцтва про Ісуса Христа й Пресвяту Бо­городицю Ісаю називають євангелистом Старого Завіту. Пророк Ісая ще задовго до народження Ісуса Христа зі своєї духовної висоти, як зі сторожової вежі, бачив майбутнє Ізраїлю і всього світу, і зазвучало слово від Бога в його вустах: «Дитя народилося нам, даний нам Син, і влада на раменах Його, і кликнуть ім’я Йому: Дивний Порадник, Бог сильний, Отець вічності, Князь миру». Ще за сотні років до Його приходу на землю, пророк Ісая сказав (53 розділ): «А Він був ранений за наші гріхи, за наші провини Він мучений був, кара на Ньому була за наш мир, Його ж ранами нас оздоровлено. Усі ми блу­кали, як ті овечки, розпорошились кожен на власну дорогу і на Нього Господь поклав гріх усіх нас».

Ісая - перший серед пророків. Його книга - куль­мінаційний пункт старозавітного Божественного відк­риття. Зі своєї духовної висоти, як зі сторожової вежі, провидець бачить майбутнє всього світу. Він поєднює громовий голос древніх вождів Ізраїля з лірикою Давида.

    ЛІРИЧНІ ЖАНРИ ТАНАХУ. ПСАЛТИР.

Псалтир (книга Псалмів) - одна з книг Святого Пи­сьма (святих Книг - Біблії). Однією з перших перекладена на старослов"янську мову ще за часів Кирила і Мефодія. Складається з 150 ліричних пісень-псальм з молитвами до Всевишнього, часто друкується окремою книгою та використовується для богослужбових піснопінь.

Псалтир віками уживали, як шкільний підручник, чи­тали над померлим, а також над хворим. Цитати з П.; зустрічаються вже в укр. літературі 11 ст. до найновіших часів. З П. у давнину ворожили, і текст т. зв. гадательного П., у якому до кожної псальми було пояснення, що в певних обставинах псальми радять діяти, був знаний уже в 11 ст..

Тематично псальми поділяють на декілька груп: гі­мни, індивідуальні лементи, спільні лементи, пісні довіри, індивідуальні псальми подяки, королівські псальми, псальми мудрості, паломницькі псальми, літургічні псальми. По іншій типології псальми поділяють на: пісні Сіона - псальми 48, 76, 84, 87, 122, 134, історичні літанії - псальми 78, 105, 106, 135, 136, паломницькі літургії - псальми 81, 21, літургії входу - псальми 15, 24, літургії правосуддя - псальми 50, 82, змішані типи - псальми 36, 40, 41, 68.

Псальми широко вживались та вживаються у бого­служінні іудаїзма. Також їх використовували ще найпе­рші християнські спільноти ще до формування канону Нового Заповіту.

Широко вживається у богослуженнях християнських церков (також укр.); для цього поділена на відповідні розділи - 20 кафизмів. Текст П. був у ч. найдавніших перекладів на слов. мову за часів св. Кирила й Методія і поширився в Україні відразу після прийняття християнс­тва. Дуже рано став тут відомий Псалтир з толкуванням («толковий») неясних місць та викладами, звич. проти іудейської віри.

Як популярна кн., Псалтир був у ч. найстаріших бі­лор.-укр. друкованих видань: Скорини (1517) і Федоро­вича в Заблудові (1570) та Острозі (1580).

Псалти́рь, Псалты́рь (от греч. ψαλτήριον, по названию струнного щипкового музыкального инструмента псалте­рия) - библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), изла­гающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется תְּהִלִּים (тегилим) - буквально «восхваления», располагается в начале треть­его раздела Танаха - Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч. ψαλμοί, англ. psalms и т. д., причём это название отличается от еврейского, так как в Танахе греческому ψαλμός соответ­ствует מִזְמוֹר (мизмор).

Книга Псалмів або Псалтир , так називається збірка 150-ти духовних піснеспівів, що виникли в різний час історії Ізраїля.

Починаючи арфою Давида, спів псалмів супроводжує всі храмові богослужіння, тимчасово припиняючись за царів боговідступників, втішає народ під ярмом вавилон­ським, а вже після відбудови храму і богослужіння при Ездрі та Неємії псалми знову займають належне їм місце. Вони виливають перед Богом все, що хвилює серця вірних: скорботу з приводу панування беззаконня на землі, і надію на перемогу світла над пітьмою, каяття за особисті гріхи і спрагу на спасіння згори; найбільш натхненні псалми підносяться до пророчого бачення Месії - Христа.

Псалми прийняті до канону новозаповітних книг, тому що вони являють Божественне Одкровення у виразах, що відповідають людським переживанням; і в образах, що передують переживанням Боголюдини в Його перевтіленні, стражданнях, воскресінні з мертвих і прийдешнім зацарюванні на землі.

Месіанських псалмів (пророцтв про Ісуса Христа) багато: 2, 8, 15, 21, 22, 23; 39, 40, 44, 46, 49, 54, 67, 68, 71, 88, 109, 117. Особливо виразні псалми 2, 21, 109. Біль­шість псалмів є справжньою духовною скарбницею, з котрої скорбота може черпати втіху, спокій та надію.

Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте).

Православная церковь использует переводы, основан­ные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов.

Римско-католическая церковь традиционно исполь­зует латинский перевод (именуемый Вульгата), где нумерация также совпадает с греческой; такая же нумерация и в современном латинском издании Литургии часов. Однако в новом латинском переводе Библии (Новая Вульгата), равно как и во многих переводах на национа­льные языки используется масоретская нумерация.

Протестанты обычно используют масоретскую ну­мерацию.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии, в том числе и протестантских, обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная. В данной статье, в соответствии с установившейся традицией, также применяется греческая нумерация.

Пророками Библия называет весьма многих людей, точный подсчет которых едва ли возможен. Строго говоря, библейская история различает пророков-писателей, проповедовавших Слово Божие и записавших данное им откровение, и пророков, оставивших след в истории, но ничего не записавших.

Пророки-писатели — это не менее 15 и вряд ли более 20 человек, среди которых следующие:

1. Моисей. Моисей происходил из колена Левиина, воспитан дочерью фараона, долгое время жил в Синайской пустыне, вывел Израиль из египетского рабства. К Моисею восходит наиболее древняя часть Пятикнижия: основа книг Бытия и Исхода. К концу 5-го в. до Р.Х. именем Моисея было надписано также все Пятикнижие, хотя он и не был формально его автором.

a. Исайя и его школа

i. Пророк Исайя (Первоисайя) был знатным человеком и «государственным деятелем» и жил в Иерусалиме во второй половине 8-го в. до Р.Х., при царях Ахазе и Езекии. Первоисайя оставил первые 39 глав «книги пророка Исайи» и, кроме того, имел множество учеников и последователей.

ii. Автор второй части, неизвестный по имени и называемый «Второисайя», жил в середине 6-го века до Р.Х., был в вавилонском плену, одним из первых вернулся в Иерусалим около 540 г. до Р.Х. Ему принадлежат 40-66 главы «книги пророка Исайи». Возможно, ему также принадлежат некоторые главы первой половины книги.

iii. Третий Исайя (?). Некоторые исследователи Библии утверждают, что главы 61-66 могли быть написаны еще одним последователем Первоисайи, отличным от Второисайи. Это мнение не является, впрочем, общепринятым.

b. Иеремия и Варух.

i. Пророк Иеремия (ок. 650 г. до Р.Х. — ок. 580 г. до Р.Х.) происходил из священнического рода из селения Анафоф близ Иерусалима. Проповедовал в Иерусалиме при последних иерусалимских царях Иосии, Елиакиме и Седекии, после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. погиб (согласно преданию) в изгнании в Египте. Автор книги.

ii. Варух — ученик пророка Иеремии. О жизни его практически ничего не известно. Возможно, был редактором-составителем книги пророка Иеремии. Надписанная именем пророка Варуха книга составлена не ранее 3-го века до Р.Х.

c. Иезекииль. Священник, родился в конце 7-го века до Р.Х. в Иерусалиме (?), большую часть жизни провел в вавилонском плену, где и умер около середины 6-го века до Р.Х. Автор книги.

3. Так называемые «Двенадцать малых пророков», авторы двенадцати небольших по объему книг (в хронологическом порядке):

a. 8-й век до Р.Х.

i. Амос. Пастух и сезонный сельскохозяйственный рабочий, жил в Северном царстве в первой половине — середине 8-го века до Р.Х., проповедовал в Вефиле во дни царя Иеровоама II. Изгнанный царскими служителями, первый из всех пророков начал записывать свою проповедь.

ii. Осия. Священник, младший современник Амоса и старший современник Исайи Первого, жил в Северном царстве в середине 8-го века до Р.Х. Проповедовал также в Вефиле, главном святилище Северного царства.

iii. Михей. Младший современник пророков Осии и Исайи Первого, был, скорее всего, простым, незнатным человеком из города Морешит в Южном царстве и жил во второй половине 8-го в. до Р.Х.

b. 7-й век до Р.Х.

i. Софония жил в Иудейском (Южном) царстве в середине — второй половине 7-го века до Р.Х. Происходил из знатного рода, более о личности пророка ничего не известно.

ii. Аввакум, младший современник Софонии, жил во второй половине — конце 7-го века до Р.Х. Был пророком в Иерусалимском храме.

iii. Наум, современник Аввакума и, возможно, также храмовый пророк в Иерусалиме. Жил в конце 7-го века до Р.Х.

c. 6-й век до Р.Х.

i. Авдий. Жил в начале — первой половине 6-го века до Р.Х. в Иудейском царстве. О жизни и личности пророка ничего не известно.

ii. Аггей. О жизни и личности пророка почти ничего не известно. Будучи в преклонных годах, пришел из вавилонского плена в Иерусалим в 522 г. до Р.Х.

d. 5-й век до Р.Х.

i. Автор «книги пророка Ионы». Книга пророка Ионы отличается по жанру от остальных книг пророков-писателей и причисляется к «Двенадцати пророкам» достаточно условно. Автор ее жил, по-видимому, в первой половине 5-го века до Р.Х.

ii. Малахия. Жил в первой половине 5-го века до Р.Х. О личности пророка ничего не известно, даже имя Малахия («вестник»), возможно не является собственным.

iii. Иоиль. Возможно, был служителем Второго Храма. Жил в Иерусалиме в конце 5-го — начале 4-го веков до Р.Х.

Число пророков-писателей простирается, таким образом, до 18-20 человек. Однако, кроме них, в Израиле жили и действовали множество пророков, и далеко не все они упомянуты в Библии. Сведения о них можно почерпнуть в книгах Царств и Хроник, а также у пророков-писателей. Наиболее известными из них являются Аарон, брат Моисея, Иисус Навин, Самуил, царь Давид, Нафан, Корей, Илия, Елисей, но были и многие другие. Последними в этом ряду должны быть упомянуты Захария, отец Иоанна Крестителя, Симеон Богоприимец и, наконец, сам Иоанн Креститель.

В Новом завете пророческий дар и пророческое служение приобретает несколько иные формы становится весьма распространенным, по крайней мере, в первые три века.

Пророк Осия - библейский пророк (первый из 12-ти малых пророков), автор Книги Осии. Жил и пророчествовал в Самарии (столица Северного Израильского царства) во времена царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля в 722г. до Р.Х.. Осия был младшим современником пророка Амоса.

Северное Израильское царство - одно из двух еврейских государств, возникших после распада Израильского царства, основанного пророком Самуилом и царем Саулом в XI веке до н. э.. После смерти Соломона (928 до н. э.) единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею (на юге, со столицей в Иерусалиме) и Северное Израильское царство (территория проживания десяти колен Израиля). Согласно Ветхому Завету, цари Северного Израильского царства отступили от служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём». В этом Северном Израильском царстве - правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов. В 722 году до н. э. Северное Израильское царство было захвачено Ассирией. Все десять колен, населявшие Северное Израильское царство, были уведены в плен и дальнейшая судьба их не известна.

О жизни Осии мы почти ничего не знаем; он вошел в ветхозаветную историю исключительно как автор своей Книги, которую называют ветхозаветным Евангелием.

Личность пророка Осии

Осия происходил из колена Иссахарова. По некоторым предположениям, он был левитом или священником: ему хорошо знаком быт духовенства. Но из того, как Осия говорит о священниках, можно заключить, что он принадлежал к религиозной оппозиции, к людям, которые осознали духовный кризис Израиля и не желали мириться с застоем и вырождением веры.

Колено Иссахарово - одно из колен Израилевых, потомки Иссахара, сына Иакова. Было третьим по численности среди всех колен (Чис. 26:25).

Осия был женат, по повелению Божию, на распутной женщине по имени Гомерь, которую очень любил. У них были дети. Однако его семейная жизнь была несчастна: неверная супруга принесла ему жестокие страдания своими изменами. По обычаю Осия мог обратиться к суду, строго каравшему неверных жен, но любовь не позволила ему сделать это. Осия не пожелал предать неверную жену суду и готов был простить ее.

Гомерь - жена Осии

Эта жизненная драма дала пророку тему для притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены. Это было вполне в духе пророков. Они часто использовали символические действия, чтобы привлечь внимание народа к своей проповеди. Блудница Гомерь – народ израильский, дети блудницы – современное пророку поколение Израиля. Преступная жизнь Гомери (имя означает – законченная совершеннейшая дочь сластолюбия ) – образ идолопоклоннической жизни Израиля, символические имена детей её – Изреель (Бог рассеет, Бог посеет ), Лорухама (Непомилованная ), Лоамми (не Мой народ ) – предуказание будущей судьбы народа израильского, поэтапное отпадение Израиля от Бога.

Осия не в состоянии был долго мириться с падением жены и вернул ее в дом. Таким образом, разрыв между супругами кончился примирением. В этом Осия также усмотрел символ грядущего примирения Израиля с Богом.

Проповедь Осии

Пророк Осия жил в мятежное и бедственное для своей страны время, время дворцовых переворотов (пророк пережил нескольких царей), испорченных нравов, идолопоклонничества, лжи, обмана, воровства, угнетения, распутства и т.д. При царе Иеровоаме II десятиколенное Северное царство достигло расцвета, стало одним из сильнейших на Ближнем Востоке. Пик могущества и процветания настал в результате победы над сирийским царством, присоединения Моава, овладения торговыми путями. Процветала экономика, укреплялись связи с финикийцами. Царь развернул обширную строительную деятельность. Но несмотря на внешнее благосостояние, Израиль переживал огромный религиозно-нравственный упадок. Царь Иеровоам II был безбожником, ввел культ тельцов по политическим соображениям. Это многих устраивало: аристократы чувствовали стабильность своего благосостояния, духовенство Иеговы при сохранении достатка и почета сделало себе послабления в религиозной жизни, ремесленники имели постоянные заказы, простые люди с удовольствием забывались в шумных оргиях, языческие жрецы имели хороший доход за отправление культов.

И тут явился Осия со своей проповедью с призывом покаяться и вернуться к Единому Богу. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал грядущие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский. Осия прямо говорил, что Господь отвернётся от евреев и призовёт в Царствие своё язычников, которые веруют в него. Именно Осии принадлежит фраза, ставшая особенно знаменитой, отражающая веру в воскрешение и спасение людей через искупление их грехов Сыном Человеческим: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Осия 13:14). Но пророка не хотели слушать.

Проповедь пророка Осии

Когда же умер Иеровоам II (около 748 года до Р.Х.), рухнула и кажущаяся стабильность. В стране началась анархия, менялись цари, развязалась гражданская война. Новые правители приходили к власти на непродолжительный срок и проводили время в шумных оргиях при дворе. Всё это привело к тому, что Израиль потерял независимость, попав под влась ассирийского царя Тиглатпалласара III (около 745-727). Но главная беда – увод всех жителей земли колена Неффалимова в ассирийскую неволю, где их ждала незавидная участь: женщин продадут в гаремы, мужчин, кому повезет, - в войско, остальных – в слуги или рабы.

Его называют пророком любви Божией. Нравственные страдания, через которые прошел пророк, не только повлияли на его Книгу, но и стали внутренним опытом души. Ему было дано пережить личную трагедию неразделенной любви, трагедию измены и одиночества для того, чтобы постичь тайну Божественной Любви и Страдания. Через мучительный опыт его личной трагедии он понял драму «Бог – человек»: что чувствует Господь, которого предает Его народ.

Илия и Амос шли к Израилю с проповедью Бога справедливости, Который требует от человека верности и правды, и не щадит свой народ, когда тот отступает от Его Закона. Но пророк Осия говорит слово, которого еще не слышало человеческое ухо: он впервые открыл миру, что Бог – не только грозный и карающий Судия, как думали раньше, но, прежде всего, – Отец, исполненный любви и милосердия . Это же качество – милосердие – требуется и от человека. Пророк Осия выразил самое главное в отношении Бога и человека: «Ибо Я Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6, ср. Мф.9:13). Бог есть любовь. Эта новозаветная истина впервые прозвучала за восемь веков до прихода на землю Доброго Пастыря.

Осия не свергал династий, подобно Елисею, не воевал со жрецами Ваала, подобно Илии, а выступал только как религиозный учитель. Как и Амос, Осия выступал против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу.

Книга пророка Осии

Книга пророка Осии представляет собой краткое изложение его речей без соблюдения какой-либо системы и не в хронологическом порядке.

Книгу пророка Осии состоит из 14-ти глав. По содержанию её можно разделить на две части:

Первая часть (главы 1-3) носит символический характер. Хронологически относится, видимо к началу служения пророка при Иеровоаме II. Ее можно озаглавить «Урок семейной жизни Осии» и разделить на подтемы:
- жена и дети: притча об осуждении (Ос.1:2-11, Ос.2:1)
- неверность и наказание: примирение и восстановление (Ос.2:2-23)
- возвращение любви (Ос.3:1-5).
В этой части книги через символические действия (брак с блудницей, рождение детей с «говорящими» именами) пророка Осия возвещает Израилю отвержение от Бога за его грехи.Вторая часть (главы 4-14) - это уже собственно пророческая часть книги. В ясных и прямых речах пророк обличает грехи народа израильского, говорит о будущем суде Божием, плене и возвращении к Богу остатка. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства (Ос.3:5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание (Ос.2:19-20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос.11:1; ср. Мф.2:15), тридневно воскреснет (Ос.6; ср. 1 Кор.15:4) и победит смерть (Ос.13:14; ср. 1 Кор.15:54-55).

Основная тема книги Осии - это завет между Богом и Израилем. Завет представляется как брачный союз. Осия первый ввел в библейскую традицию символ брака для раскрытия тайны отношения Бога с человеком. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность его - в таинственном единении двух существ, в основе которого – ЛЮБОВЬ. Бог заключил этот союз с Израилем по любви, которую Он не раз доказывал делом: Бог вывел израильтян из Египта (Ос.2:1), даровал им закон (Ос.8:12), спас от врагов (Ос.7:13), дал пророков (Ос.11:2), излил другие милости (Ос.12:19). Бог остался верен во всем. Израиль же нарушил брачный союз, стал блудником (главы 1-3), почти сразу по заключению союза обратился к идолам (Ос.4:17), поклонялся Ваал-Фегору (Ос.2:15, Ос.11:2), приносил жертвы идолам (Ос.8:2). Отступничество Израиля есть измена Богу, подобная супружеской измене. Это «блудодеяние» неизбежно влечет за собой кару. Символом расторжения завета между Богом и Израилем является развод. Народ (неверная жена), отпав от Бога, будет разорен и изгнан из пределов земли Господней. Но любовь Божия оказывается сильнее человеческого греха. Как любящий муж открыл двери раскаявшейся «жене-блуднице», так и Господь примет Израиль после покаяния. Прощение ознаменуется восстановлением Завета. Люди больше не будут искать спасения в идолах, в земной политике, ибо милость Господня снова вернется к ним. Даже природа преобразится и станет, как во дни Едема - дружелюбной и кроткой (Ос.2:18).

Такова и религиозная вера. В ее основе лежит не столько долг или обязанность, сколько прежде всего любовь к Богу. Но эта любовь требует нравственного служения, которое нельзя подменить обрядами и дарами. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Христос Спаситель повторил эти слова (Мф. 9:13), указывая на центральное основание духовной жизни человека. Именно милости по отношению к окружающим людям – людям всех национальностей и вероисповеданий – хочет от нас Всевышний, а без этого бесполезно ходить в храм, ставить пудовые свечи, кланяться и даже биться лбом об пол. Все это делали фарисеи и лицемеры, которых сурово осуждал Христос. К сожалению, их немало и среди христиан. Пророк Осия заставляет нас еще раз критически оценить свой путь и духовное состояние.

Пророк Осия прожил много лет, его пророческое служение продолжалось более 60 лет. По преданию, он умер в Вавилоне, а погребен был в верхней Галилее. Скончался он в глубокой старости за 820 лет до Рождества Христова.

Страница 1 из 2

ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ (в Ветхом и Новом Завете) – персонажи Библии , люди, наделенные провиденциальным даром, призванные возвещать Божественное слово. Пророк – харизматическая личность, избранная Богом для передачи своей воли. При этом содержание вести и сам акт пророчества ставились в полную зависимость от воли Бога, призывающего к пророческому служению избранных. В качестве обладателей пророческого дара выступают как мужчины (Енох, Авраам, Аарон, Самуил, Соломон, Елисей, Иоанн Креститель и др.), так и женщины (Мириам, Девора и др.). В Ветхом Завете упоминаются также воспитанники учрежденных Самуилом пророческих школ («сыны пророков»), часть из которых также стала библейскими пророками. Пророки играли важную роль в общественной и политической жизни, давая советы и предсказания будущего от имени Бога. Согласно Библии, они ясно осознавали свое предназначение и потому стремились воздействовать на принятие важнейших политических и религиозных решений (например, Самуил содействовал воцарению Давида, Нафан поддержал Соломона в его борьбе за трон). Для исполнения своей миссии и утверждения величия Бога пророки могли совершать чудеса (Моисей использовал свой жезл для предания Египта «казням», Илия воскрешал мертвых). В то же время в библейских текстах содержится резкое осуждение чародейства, гадания, прорицаний – эта деятельность запрещается под угрозой смертной казни. Прорицатели здесь противопоставляются пророкам как «самозванцы», лжепророки, которые изрекают предсказания, не будучи призваны Богом. Библейские сказания уверяют, что пророки имели дар ясновидения и предсказывали будущее (например, Ахия предсказал воцарение Иеровоама, когда тот был еще простым смотрителем, Агав предрек голод и т.д.). Из-за провидческой способности всех пророков изначально называли «прозорливцами». Позже это название стало употребляться лишь по отношению к некоторым из них – Садоку, Гаду, Самуилу, Ананию и др. В Ветхом Завете деятельности пророков уделено существенно больше внимания, чем в Новом Завете, при этом новозаветные тексты также свидетельствуют об их большой роли в жизни общины. Подчеркивая единство библейских текстов, христианская традиция признает не только новозаветных, но и в ветхозаветных пророков, утверждая, что те предсказали все важнейшие события земной жизни Иисуса Христа, будущее христианской веры и церкви, а также последние судьбы мира. Именами некоторых библейских пророков назван ряд текстов Ветхого Завета. С эпохи Средневековья четыре пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил) называются большими, или великими пророками, а остальные двенадцать (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия) – малыми. Расположение пророческих книг в Ветхом Завете закреплено каноном (малых пророков помещают после больших, при этом порядок книг малых пророков не связан с хронологическим принципом или с их величиной). Наиболее ранние по времени появления книги (т.е. допленные) – Исайи, Осии, Амоса, Михея; наиболее поздние – Ионы, Иоиля, Даниила; остальные пророческие книги относят к периоду пребывания евреев в вавилонском пленении.