Любовь к ахль аль-бейт. Что известно о семействе Пророка (ﷺ) — Ахли Бейт

Ас-саляму алейкум ва рахматулла.

Нет ничего удивительного, что одна и та же фраза может обозначать разные группы людей. Например, иногда Аллах в Коране обращается «о, люди» и имеет в виду всех людей, иногда имеет в виду мусульман, иногда имеет в виду каких-то конкретных людей, участвовавших в событиях, приведших к ниспосланию этого аята. Это, в принципе, естественный процесс, когда мы называем одним более общим словом разные объекты — такое происходит и в нашей повседневной жизни. Ведь вполне естественно, если кто-то скажет «люди, слушайте меня», но будет иметь в виду только несколько конкретно присутствующих своих друзей, а вовсе не все человечество.

Понятно, что сама фраза «Ахль Аль-Бейт» означает «люди дома» и может относиться теоретически к кому угодно, кто живет там, будь то дети, жены, а хоть бы и гости и прислуга в момент ее произнесения. С точки зрения лексического смысла в данном случае нет никаких проблем у вашей версии. Проблемы у нее в другом.

Однако для того, чтобы понять, кого же Всевышний Аллах конкретно имел в виду в момент ниспослания, нужно обратиться к событиям, что происходили в этот момент, и к сунне, что толкует этот аят. Ведь поистине, попытка толковать аяты так, как вам кажется — явный путь к заблуждению, в которое вы и впали, предполагая, что ежели в одном месте жену Ибрахима (мир ей) назвали «Ахль Аль-бейт», то значит все жены Пророка (да благословит Аллах его и род его) должны входить в это понятие тоже, хотя это утверждение не подтверждается абсолютно ничем, а апеллировать к статистике тоже не выйдет, ведь один единственный случай, когда жена названа «Ахль Аль-Бейт» в Коране, никак не может считаться репрезентативной выборкой, как бы этого вам не хотелось.

Так что для того, чтоб определить, кого же имел в виду Всевышний в этом обращении — нужно обратиться к сунне, и хадисы, передаваемые как последователями прямого пути — шиитами, так и противниками руководства Ахль Аль-Бейт (мир им), свидетельствуют о том, что данный аят был ниспослан, когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его) собрал под накидку Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (мир им всем), так что аят очищения ниспослан о конкретных 5 личностях — самом Пророке, Имаме Али, Фатиме Аз-Захре, Имаме Хасане и Имаме Хусейне (мир им всем и милость Аллаха), и вы легко можете найти хадисы на эту тему. Они настолько распространены, что все их переписывать тут не вижу никакого смысла, приведу просто ясные примеры:

[Сахих Муслима, хадис номер 2424]

> حدثنا أبو بكر بن أبي شيبة ومحمد بن عبد الله بن نمير واللفظ لأبي بكر
> قالا حدثنا محمد بن بشر عن زكرياء عن مصعب بن شيبة عن صفية بنت شيبة قالت
> قالت عائشة خرج النبي صلى الله عليه وسلم غداة وعليه مرط مرحل من شعر
> أسود فجاء الحسن بن علي فأدخله ثم جاء الحسين فدخل معه ثم جاءت فاطمة
> فأدخلها ثم جاء علي فأدخله ثم قال إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل
> البيت ويطهركم تطهير
>
> Рассказывает Аиша: «Пророк в лучшей шерстяной накидке вышел из дому.
> Хасан, сын Али, подошел к нему, и пророк накрыл его своей накидкой,
> затем подошли Хусейн, Фатима и Али, которых пророк также накрыл ей и
> произнес: ‘Воистину, Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его
> дома и очистить вас очищением"»(сура 33, аят 33)

Сразу хочется предостеречь от упрека из серии «но вы же не принимаете хадисы от Аиши». Нужно понимать, что мы утверждаем, что аят ниспослан именно об этих людях не потому, что Аиша это рассказала, а потому что у нас есть другие достоверные для нас цепочки с таким же смыслом. Хадис от Аиши я привел лишь для вас, так как вы считаете ее достойной доверия, но вероятно не примете какую-то из наших цепочек. А ведь в данном случае стоит задача убедить вас. Если вам интересно, где поискать хадис о накидке в шиитских источниках, то можете открыть, например [Ар-Раудату фи фадаили амириль-му’минина Шазана бин Джибраиля Аль-Кумми на 27 странице], хотя этот хадис вы с большой вероятностью найдете и в любой шиитской книге, затрагивающей вопросы имамата.

Собственно, даже сахабы понимали, что жены там не при чем, и тут можно вспомнить известное изречение Зейда бин Аркама, передаваемое, например, [в Сахихе Муслима, номер хадиса 2408]:

> حدثني زهير بن حرب وشجاع بن مخلد جميعا عن ابن علية قال زهير حدثنا
> إسمعيل بن إبراهيم حدثني أبو حيان حدثني يزيد بن حيان قال انطلقت أنا
> وحصين بن سبرة وعمر بن مسلم إلى زيد بن أرقم فلما جلسنا إليه قال له حصين
> لقد لقيت يا زيد خيرا كثيرا رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم وسمعت
> حديثه وغزوت معه وصليت خلفه لقد لقيت يا زيد خيرا كثيرا حدثنا يا زيد ما
> سمعت من رسول الله صلى الله عليه وسلم قال يا ابن أخي والله لقد كبرت سني
> وقدم عهدي ونسيت بعض الذي كنت أعي من رسول الله صلى الله عليه وسلم فما
> حدثتكم فاقبلوا وما لا فلا تكلفونيه ثم قال قام رسول الله صلى الله عليه
> وسلم يوما فينا خطيبا بماء يدعى خما بين مكة والمدينة فحمد الله وأثنى
> عليه ووعظ وذكر ثم قال أما بعد ألا أيها الناس فإنما أنا بشر يوشك أن
> يأتي رسول ربي فأجيب وأنا تارك فيكم ثقلين أولهما كتاب الله فيه الهدى
> والنور فخذوا بكتاب الله واستمسكوا به فحث على كتاب الله ورغب فيه ثم قال
> وأهل بيتي أذكركم الله في أهل بيتي أذكركم الله في أهل بيتي أذكركم الله
> في أهل بيتي فقال له حصين ومن أهل بيته يا زيد أليس نساؤه من أهل بيته
> قال نساؤه من أهل بيته ولكن أهل بيته من حرم الصدقة بعده …
>
> Передают от Зэйда Ибн Аркама. Он сказал: «Мы вошли к нему и сказали
> ему: «Тебе досталось столько добра! Ты сопровождал Посланника Аллаха,
> молился за ним…» Далее он привёл аналогию хадиса Абу Хаййана, но
> выразился так: «О, да! Я оставляю в вас две тяжести. Одна из них -
> Писание Аллаха, Всепочитаем Он и Всеславен. Оно - нить Аллаха. Кто
> последует ему, тот пребудет на правильной дороге. Ну, а кто оставит
> оное, тот пребудет в блуждании…» В нём также говорится: «И мы
> спросили: «Кто это «семья его дома»? Его женщины (что ли)?» Тот
> ответил: «Нет! Клянусь Аллахом! Женщина пребывает (лишь некоторое
> время) вместе с мужчиной. Век в вечности. Но затем он даёт ей развод, и
> она возвращается к своему отцу и (к) своему народу. «Семья его дома» -
> (то) его корень и его кровная родня, подаяние которым запрещено после
> него … ».

В одной из передаваемых версий хадиса о накидке и ниспослании аята очищения (33:33) также упоминается, что Умм Саляма подошла и спросила Пророка (да благословит Аллах его и род его), с ними ли она, но он сказал ей, что «она на своем месте». Чтобы не делать ответ слишком длинным, я не буду его тут приводить, но вы легко обнаружите его в почти любой шиитской статье по запросу «Кто такие Ахль Аль-Бейт?».

Так что с рассмотрением сунны и причин ниспослания аятов становится ясно, что под «ахль аль-бейт» во время Пророка (да благословит Аллах его и род его) имелись в виду конкретные 5 человек, и Аиша или какие-то другие жены не входят в их число. Пытаться же толковать Коран без сунны, как вы и сделали в этом случае — явный путь к заблуждению, и да сохранит нас Всевышний от таких попыток.

Рационально было бы вам задать тогда уж другой вопрос из серии, мол если вы говорите, что это конкретные 5 человек, то почему причисляете к Ахль Аль-Бейт (мир им) остальных Имамов (мир им)? Ответ на это тоже прост. Дело в том, что они тогда еще не были рождены и физически не могли присутствовать в момент ниспослания аята, но из сунны нам известно, что он касается также и их, как это разъяснили нам сам Пророк (да благословит Аллах его и род его) и первые Имамы (мир им всем). Жены же могли присутствовать, а Умм Саляма даже и пыталась, но Всевышний пожелал иначе.

Потом, что касается ругани. Мы не ругаем, мы лишь описываем исторические личности согласно той проверенной информации, что мы имеем. Это также естественно, и в этом нет ничего плохого. Например, если мы говорим: «Аиша — военный преступник, она пошла против явного аята Корана, совершив большой грех и поспособствовала смерти большого количества мусульман (по некоторым данным от 20 до 30 тысяч)» — то мы не берем на себя ничего более, кроме как передачи тех исторических данных, что мы имеем. Наверное, вам следует задаться в такой ситуации иным вопросом, а именно «Не взяла ли она на себя слишком много, поступая таким образом? И как к ней после этого относиться?». А так — вопросы к истории, в конце концов, мы же не виноваты, что она так поступала, это был ее выбор, мы лишь рассказываем правду и предлагаем сделать выводы.

Кто относится к Ахли Бейт?

Ответ
Вся хвала Аллаху.
Существует несколько мнений среди ученых в отношении определения Ахли Бейта.

Некоторые сказали, что члены семьи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) это его жены, дети, Бану Хашим, Бану Абдульмуталлиб и их освобожденные рабы.

Некоторые сказли, что его жены не являются из Ахли Бейта.

Некоторые сказали, что Ахли Бейт это Курайшиты; некоторые сказали, что семья Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) это святые этой уммы; некоторые сказали, что вся умма Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ахли бейт.
В отношении жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) наиболее правильным мнением является, что они включены в число членов семьи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), потому что Аллах сказал, после приказа женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) одевать хиджаб:
«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью.» (33:33)
И ангелы сказали Саре, жене Ибрагима (мир ему) (перевод смысла):
«Они сказали: «Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он – Достохвальный, Славный». (11:73)
И Аллах исключил жену Лота из числа членов семьи Лота (мир ему): «И только семью Лута (Ло¬та) мы спасем целиком, кроме его жены. Мы решили, что она останется позади». (15:59-50)

Это указывает на то, что жены является частью семьи.

В отношении семьи Мутталиба существует сообщение от имама Ахмада, что они из числа Ахли Бейта. Это является также мнением имама Шафи. Имам Абу Хатифа и Имам Малик считали, что семья Мутталиба не считается из семьи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Также, имеются сообщения о том, что Ахмад считал также.
Правильным мнением является то, что Бану АбдульМутталиб из числа члено семьи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Доказательством этому является сообщение переданное от Джубайр ибн Мутим (да будет доволен им Аллах) который сказал: «Осман ибн Аффан и я отправились к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: «О Посланник ты дал Бану Мутталиб и не дал нам, но мы и они имеем одинаковый статус по отношению к тебе». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бану Муталлиб и Бану хашим одинаковы.» (Бухари 2907, Насаи 4067 и другие)

Также в ахли бейт входит Бану Хашим ибн Абд Манаф, к которым относятся семейство Али, семейство Джафара, и семейство Агиля и семейство Харриса ибн Абдульмуталлиба. Об этом было сказано в сообщение переданном имамом Ахмадом от Зейд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах), в котором он скзаал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал и обратился к нам в один день возле колодцев Хум, между Меккой и Мадиной. Он восхвалил Аллаха и затем увещевал нас и напоминал нам. Затем он сказал: «О люди, я всего лишь человек; скоро ко мне придет посланник моего Господа (т.е. ангел смерти) и я отвечу на его призыв. Я оставляю среди вас две важные вещи: Книгу Аллаха, которая является наставлением и светом, поэтому держитесь ее и следуйте ей» и он призвал нас держаться за книгу Аллаха, а затем он сказал: «и членов моей семьи (Ахли Бейт)» Хусйн сказал ему (Зейду): «Кто является членом его семьи, о Зейд? Разве жены не являются из числа членов его семьи?» Зейд ответил: «Его жены из числа членов его семьи, но членам его семьи запрещено получать садага после его семьи» Он (Хусейн) сказал: «Кто они?» Он ответил: «Это семья Али, семья Агиля, семья Джафара и семья Аббаса» Хусейн спросил: «Всем им запрещено получать садага?» Зейд ответил: «Да» (Ахмад, 18464)

В отношении освобожденных рабов сказано, что Михран, освобожденный раб Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал «Мы семья Мухаммада: садага не дозволена нам, и освобожденные рабы из их числа» (Ахмад, 15152)
Поэтому к семье Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относятся: его жены, его дети, Бану Хашим, Бану Абдульмутталиб и их освобожденные рабы.

Все мы, мусульмане, говорим, что любим нашего драгоценного Пророка и Людей его дома. Но любим ли мы их на самом деле? Возможно, это всего лишь самовнушение и пустые слова? Или, быть может, эта любовь неполноценна и не охватывает всех масумов (непорочных)? Чтобы показать насколько важно в исламе испытывать искреннюю любовь к Ахль аль-Бейт Посланника Аллаха, да будет мир с ними, и какую пользу она принесёт верующему в Судный день при переходе через мост Сират, мы хотим, чтобы вы ознакомились с этими хадисами, собранными нами и частично переведёнными из различных авторитетных исламских книг.

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, есть поклонение, которое выше всех поклонений. Самое лучше поклонение Аллаху, свят Он и велик, - это любовь к нам, Ахль аль-Бейт. И нет поклонения выше, чем это» («Бихар аль-анвар», т. 27, с. 91).

Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Учите своих детей трём вещам: любви к своему Пророку, любви к его роду и к изучению Корана» («Камеус сакир», т. 1, с. 14).

Посланник Аллах, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Ислам - обнажённый. Его одежда - скромность, его украшение - достоинство, его благородство - благие деяния, его опора - набожность. И у каждой вещи есть основа. Основой ислама является любовь к нам, к Ахль аль-Бейт» («Аль-Кафи», т. 2, с. 46).

Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Аллах сотворил ислам, установил для него арену, установил для него свет, установил для него крепость и установил для него помощников. Его арена - это Коран. Его свет - это мудрость. Его крепость - это благодеяние. А его помощники - это я, моё семейство и наши последователи. Так любите же моё семейство, их последователей и их помощников. Когда я был вознесён на нижнее небо, Джабраил представил меня обитателям неба. Аллах вверил сердцам ангелов любовь ко мне, любовь к моему семейству и их последователям. И эта любовь вверена им на хранение до судного дня. Затем Джабраил спустился со мной к обитателям земли и представил меня обитателям земли. Великий и Всемогущий Аллах вверил сердцам верующих из моей общины любовь ко мне, любовь к моему семейству и их последователям. И верующие моей общины сохранят вверенное им в отношении Ахль аль-Бейт до Судного дня. Знайте, если мужчина из моей общины всю свою земную жизнь будет поклоняться Великому и Всемогущему Аллаху, но затем встретит Аллаха, ненавидя моё семейство и моих последователей, то Аллах не раскроет его грудь, кроме как для лицемерия» («Аль-Кафи», т. 2, с. 46).

Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха сказал: „Любовь ко мне и к моей семье окажется полезной в семи страшных случаях: во время смерти, в могиле, при воскрешении, при записи поступков, во время расчёта, во время Весов (взвешивания поступков), и на Мосту (Сират) “» («Фадаиль аш-шиа», хадис 2).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха говорил: „Самым уверенным из вас при переходе Моста будет самый крепкий в любви к людям моего дома (Ахль аль-Бейт)“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 3).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха говорил, обращаясь к Повелителю верующих Али, да будет мир с ним: „Если верующий, в чьём сердце есть любовь к тебе, почувствует при переходе Моста, что одна его нога скользит, то другая нога будет стойкой до тех пор, пока Аллах не введёт его в Рай за любовь к тебе“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 4).

Передал Зейд ибн Сабит: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто при жизни любит Али, тому после его смерти Аллах дарует безопасность и веру, пока восходит и садится солнце; а кто ненавидит его при жизни, тот умрёт смертью невежества (джахилии) и будет привлечён к ответственности за свои деяния» («Фадаиль аш-шиа», хадис 5).

Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха сказал: „Не сдвинется раб в День воскресения, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о том, как он провёл молодость, как он завершил свою жизнь, где он приобрёл имущество и на что его потратил, и о любви к нам - Людям дома (Ахль аль-Бейт)“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 6).

Передал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: „Любовь к Али ибн Абу Талибу сжигает грехи, подобно тому, как огонь сжигает дрова“» («Фадаиль аш-шиа», хадис 10).

Передал Асим ибн Дамра: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: „Благословение Пророка стирает грехи лучше, чем вода гасит огонь. Приветствие Пророка лучше, чем освобождение раба. А любовь к Посланнику Аллаха лучше, чем кровь душ“. Или он сказал: „Чем удары мечей на пути Аллаха“» («Саваб аль-а’маль», хадис 686).



Ахль аль-Бейт

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Ахль аль-Бейт" в других словарях:

    Ислам Вероубеждение … Википедия

    Ислам · Пророки … Википедия

    - (ум. в 36/657) один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Иране (в деревне Джайй, неподалеку от Исфахана). Имел персидское происхождение. До принятия Ислама его звали Мабах, сын Бузахшана. Его отец был зороастрийцем и… …

    - (араб. الحسن بن علي العسكري‎‎) Имя при рождении: Хасан ибн Али ибн Мухаммад Титулы и звания: 11 й шиитский имам Рождение: 1 декабря 846(08461201) / 232 г.х., Медина Смерть … Википедия Ислам. Энциклопедический словарь.

    Один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Мухаммад ибн Идрис аш Шафии (150/767 204/820). Мухаммад ибн Идрис аш Шафии родился в 150 году хиджры в Газе (Палестина). Его родословная восходила к племени Курайш. Он… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Приверженцы шиитской секты с «крайними» воззрениями, которые близки к учению шиитов исмаилитов и гностическому Христианству. Их также называют алавитами. В основном нусайриты проживают в Сирии. Они считаются вышедшими из Ислама. Секта возникла в… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Абу ль Фадл Аббас ибн Али (араб. العباس بن علی‎‎) один из шахидов Кербелы, сподвижников имама Хусейна, убитых в день Ашура. Сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы бинт Хизам аль Килябия (англ.) (Умму ль Банин), почитается мусульманами за его… … Википедия