Митрополит макарий. Святитель макарий митрополит московский

С 21 июня по 11 сентября в Историческом музее пройдет выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария», посвященная важнейшему периоду в истории России — периоду становления и укрепления Русского централизованного государства.

Во многом благодаря обширной церковной и государственной деятельности митрополита Московского и всея Руси Макария (1481-1563) к середине XVI века сложилась подлинная симфония светской и церковной властей, наивысшего расцвета достигла русская средневековая культура.

Богатейшее собрание Исторического музея, включающее уникальные книжные своды, рукописи, автографы, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, дает возможность впервые представить эпоху митрополита Макария как яркое, целостное явление отечественной истории и культуры.

Экспозиционный ряд выставки построен по историко-биографическому принципу. Становление личности будущего митрополита было связано с крупным центром древнерусской книжности и духовности — Пафнутиевым Боровским монастырем, где юноша Михаил принял постриг с именем Макария и прошел все ступени иноческого послушания, и можайским Лужецким монастырем, где он несколько лет был игуменом. Один из главных экспонатов этого раздела — Евангелие («Боровское»;) в драгоценным окладе 1530-1533 гг., являющееся вкладом новгородского архиепископа Макария в монастырь своего пострижения.


На разнообразных экспонатах будут продемонстрированы основные направления деятельности Макария, главы первой по своей значимости епархии Русской Православной Церкви — Новгородской (1526-1542 гг.): укрепление монастырской жизни, строительство церквей, поновление икон, миссионерство, формирование книжной школы.

Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542-1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Основные ее вехи будут показаны на выставке: венчание на царство Ивана IV (1547 г.), расширение границ Российского государства и укрепление государственности (Казанский и Астраханский походы 1547-1554 гг., строительство Покровского собора), прославление русских святых на церковных соборах 1547 и 1549 гг., создание фундаментального книжного свода — Великих Миней Четиих, важнейшего историографического памятника русской государственности — Степенной книги, а также школы писателей и книжников, проведение Стоглавого собора 1551 г., начало книгопечатания.

В экспозиции будут представлены уникальные рукописные книги, документы, издания анонимной типографии и экземпляры первопечатного Апостола (1564), иконы, в том числе макариевской школы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода.


Логическим завершением экспозиции станет раздел, посвященный почитанию митрополита Макария в XVII-XX вв., вплоть до его прославления в лике святых на Соборе Русской Православной Церкви 1988 г.

Помимо памятников из собрания Государственного исторического музея, многие из которых будут экспонироваться впервые, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива древних актов.

А. Андреева

14.10.2017 - 17:47

В сентябре завершила свою работу выставка, посвященная одному из важнейших и, надо заметить, благополучных, спокойных, стабильных и политически удачных периодов в истории России и Русского Православия, периоду становления и укрепления огромного Русского централизованного государства. Этот отрезок нашей истории неразрывно связан с именами двух выдающихся личностей,внесших неоценимый вклад в развитие страны - Иваном Грозным и митрополитом Макарием, что бы не говорили и как бы не пытались умалить их значимость. Эту эпоху, которую традиционно мы знаем как «грозненскую», по праву можно называть и «макарьевской» - столь масштабна созидательная деятельность митрополита Московского и всея Руси Макария, стоявшего у руля Церкви в тот период.

Именно такое название и дали выставке организаторы: «16-й век. Эпоха митрополита Макария». На ее открытие (в июле) был приглашен старообрядческий Митрополит Корнилий. Мы же едва успели на «подножку уходящего поезда» - пришли буквально за два дня до закрытия выставки. К сожалению, все экскурсионные программы, проходившие в течение двух месяцев, закончили свою работу, и нам пришлось довольствоваться тем, что мы сами увидим и прочитаем, без сопровождения экскурсовода.

Проходила выставка в одном из красивейших и значимых мест Москвы - Историческом музее. Величественное красное здание в стилеXVI века с белыми, как будто на них круглый год лежит снег, башенками очень органично вписано в ансамбль Красной площади - мимо него так просто не пройдешь, обязательно притянет ваше внимание.

Основатель музея - Александр II, также его возникновение тесно связано с именами русского археолога и историка Ива́на Его́ровича Забе́лин а и графа Уварова, председателя Московского археологического общества . Строили музей 6 лет, причем начало было положено архитектором Шервудом и инженером Анатолием Семеновым, а закончил строительство Александр Попов , который все свои инженерные проекты (и башен, и художественного оформления залов) разрабатывал, опираясь на замысел графа Уварова . В 1883 году «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III » принял своих первых посетителей.

В советское время здание изрядно попортили: с башен были сняты двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов, многие росписи и детали интерьера были забелены или уничтожены. Да и вообще здание планировали снести, и построить на его месте монумент в честь победы коммунизма, но помешала Великая Отечественная.

В 1986 году музей закрыли на реконструкцию, а к 2003 году восстановили интерьеры залов, родословное древо государей Российских; вернули скульптуры двуглавых орлов, единорогов и львов.

Нарядно и ярко встречает музей своих посетителей - лишь войдя, мы словно во дворец попадаем. Потрясает интерьер парадного зала с богатой настенной росписью и львами. На сводах потолка знаменитое генеалогическое древо Рюриковичей и Романовых - 68 портретов великих князей, царей и императоров кисти Васнецова.


Музей собрал богатейшую коллекцию - более 5 миллионов экспонатов, многие из которых люди приносили безвозмездно, дарили музею. Но прежде чем подойти к витринам, посетители, уверена, также как и мы, с восхищением рассматривают сначала сами залы, каждый из которых (а на сегодня их 35) уникален: архитектура, отделка, роспись, лепнина. Оформление залов соответствует представленной эпохе.


В этом уникальном музее собрана практически вся история, со времен «до нашей эры» и заканчивая 20 веком - почти 6 километров хронологического пути, полное погружение в историю. Каменный, бронзовый, ранний железный века, античный мир. Раннее средневековье. Великое переселение народов в конце IV века. Домонгольский период IX-XIII века. Путь "из варяг в греки". Редчайшие предметы интерьера и культуры: огромный почти 8-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба; дольмен «Колихо» - древнее сооружение из каменных плит, в котором были обнаружены останки 70 человек; Таманский саркофаг - один из самых знаменитых памятников античной культуры IV в. до н.э., раскопки курганов, огромное количество экспонатов, относящихся к разным эпохам…. Мельком заглянули в один из залов, ахнули - какие же красивые печные изразцы - жар-птицы!Особо крупные экспонаты установлены около лестничных пролетов: коляска императора Павла I, четырехместная карета Екатерины II.


Проходя мимо роскошного «Роллс-Ройса», остановилась, с интересом прослушала его историю. Оказывается этот автомобиль (его еще называют «Серебряный призрак») попал в Россию в 1915 году. Заказала его императрица Александра Федоровна; дворцовое ведомство заплатило за авто 17,5 тысяч золотых рублей. После Февральской революции его облюбовал Керенский, а уж затем автомобиль попал в гараж Ульянова (Ленина). Именно на нем в день покушения Ленин прибыл на завод Михельсона, и он же помчал раненого вождя в Кремль. Сейчас «Призрак» считается самым дорогим автомобилем в мире, оценивается он почти в 60 млн. долларов. Своим названием машина обязана бесшумности хода и тому, что многие ее детали покрыты серебром.

Очень хотелось основательно пройти по залам музея, тщательно рассмотреть каждый экспонат. Но по опыту знаю, что для этого нужна как минимум неделя, за один день это невозможно сделать. Да и цель посещения Исторического музея в этот раз у нас была конкретная - выставка о митрополите Макарии, поэтому быстро, заставляя себя не задерживаться и не останавливаться (что не очень-то получалось), направились сразу на 3-й этаж.


Первые монеты, первый ткацкий станок, первый печатный станок…. В экспозиции очень много уникальных рукописных книг. Нам сейчас очень сложно представить, что книги писались вручную, чернилами, причем таким красивым почерком, идеально ровными строчками, с украшениями и узорами - диву даешься. Какой же это был титанический труд!




С именами митрополита Макария и царя Ивана Грозного связано начало издания печатных книг в Московском государстве, явилось плодом их совместных усилий. Очень органичный симбиоз сложился в середине 16 века между светской властью и церковной. Во многом это стало возможным благодаря митрополиту Макарию (1481-1563), главе первой в то время по своей значимости епархии Русской Церкви - Новгородской. Царь предложил митрополиту организовать книгопечатание - необходимость этого назрела:строилось много новых церквей, в т.ч. на территории присоединенного в 1552 году Казанского ханства, итребовалось широкое распространение богослужебных книг.




За 12 лет, с 1553 по 1565 г., первая московская типография выпустила 7 изданий (они представлены на выставке): три Евангелия разных шрифтов (узко, средне и широкошрифтное), Триоди постную и цветную, две Псалтыри также разного шрифта (причем, широкошрифтная представляет чрезвычайную редкость). Эти книги были в первую очередь необходимы в церковном обиходе. Книги имитировали рукописные, в них также было большое разнообразие шрифтов и орнаментов. Имена первых печатников неизвестны, но их безценный опыт был учтен в последующих изданиях и, вне всякого сомнения, благодаря их труду стало возможным появление Апостола 1564 года - непревзойденного шедевра древнерусской печати, высшего достижения полиграфического мастерства 16 века - первой датированной русской печатной книги, выполненной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. На выставке представлен один из сохранившихся экземпляров этого Апостола - на кожаном переплете золотое тиснение с двуглавым орлом, на груди которого щиток с изображением головы Ивана Грозного в короне, и надписью: «Иоан Божиею милостью господарь царь и великий князь всея Руси».



Организаторам выставки, опираясь на богатейшее уникальное собрание музея, удалось наиболее целостно, ярко и полно представить этот период отечественной истории и культуры. Помимо памятников из собрания собственно Государственного исторического музея, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива. Документы, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода, книжные своды, рукописи, автографы… Можно без каких либо колебаний отметить, что русская средневековая культура достигла в тот период своего наивысшего расцвета.

С трепетом рассматриваем ценнейшие древние иконы: «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (нач. 15 века), св. Никола Великорецкий, Владимирская икона Божией Матери, Архангел Михаил, «Благословенно воинство Небесного Царя», «О Тебе радуется». Икона великомученика Димитрия Солунского 1586 года в серебряном с золочением окладе, украшенном драгоценными камнями: сапфирами, бирюзой, перламутром, жемчугом. Икона преподобного Геннадия Костромского, современника митрополита Макария, основателя монастыря близ города Любима. Большая икона прп. Варлаама Хутынского с житийными клеймами (1540 годы). Этого святого особо почитал Василий III (он принял перед смертью постриг с его именем), а позднее и Иван Грозный.

В серебряных резных окладах иконы св. Иоанна Предтечи (16 век) и св. благоверного князя Александра Невского, канонизация которого состоялась на Соборе 1547 года (в экспозиции также есть сборник «Житие и службы русским святым», открытый на странице, где указана служба 23 ноября святому Александру Невскому «новому чудотворцу»). Иконы святых благоверных Петра и Февронии Муромских, прп. Михаила Клопского, также канонизированных Собором 1547 года.


Митрополит Макарий так много сделал для Церкви и так много изменил в ней, что трудно представить себе историю Русского Православия без этой личности. Что стоила только борьба с еретиками – сохранившиеся «дела на еретиков», обширные материалы расследований, живо свидетельствуют об этом. Но методы борьбы существенно отличались от тех, что были до митрополита: противодействие еретикам не знало жестокости, их не пытали и не уничтожали, но отправляли на покаяние в дальние обители. Цель этой борьбы была не в истреблении заблудших, но в победе истины, в торжестве Православия. На Стоглавом Соборе 1551 года Церковь приняла значительный свод единых правил, касающихся разных сторон церковной жизни. Общие правила касались всего русского духовенства и должны были неукоснительно им исполняться. Во время правления митрополита Макария Соборами 1547 и 1549 гг. было канонизировано множество святых. Иона Московский, Александр Свирский, Макарий Калязинский,Савва Сторожевский и Савва Вишерский, Павел Обнорский, Зосима и Савватий Соловецкие (икона этих святых с 63-мя житийными клеймами представлена на выставке - это одна из самых мощных по духовному содержанию и художественному исполнению икона)… В память о канонизации на Макарьевских Соборах был установлен праздник Собор Российских чудотворцев и составлена служба, в которой соборно прославлялись все русские святые.


Укрепление монастырской жизни, строительство церквей, поновление икон, миссионерство, формирование книжной школы – это только некоторые из направлений деятельности митрополита. Он был духовным писателем и просветителем чрезвычайно высокого уровня. Мудрый наставник и руководитель, митрополит Макарий собрал вокруг себя талантливейших книжников; его писания и пастырские проповеди оставили глубокий след в сознании русских людей того времени и прошли через поколения.

Рассматриваем уникальные рукописные подлинники: крестоцеловальная запись боярина Глинского царю Ивану; грамота митрополита Макария своей пастве о пожертвованиях в иерусалимские и синайские монастыри; жалованная грамота Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме… Кто-то из посетителей «забылся» и слишком близко приблизился к стеклу витрины - сразу сработала сигнализация. Смотритель музея успокоила: «Ничего страшного. Но старайтесь не касаться - очень ценные экспонаты и охрана серьезная».

Еще рукописи. Чин венчания на царство, составленный митрополитом Макарием.Митрополит напутствовал молодого государя, раскрывая идеал христианского монарха: «…имей страх Божий в сердце и храни веру христианскую чисту и непоколебиму... К святой же соборной Церкви и к всем святым церквам имей веру, страх Божий и воздавай честь... Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству и... ко всему христолюбивому воинству будь... милостив и приветен... За обиженных же стой царски и мужески, и не давай обидеть не по суду и не по правде» . Для Ивана Грозного он стал и духовным наставником, и верным помощником, и другом.

Следующее наставление, сохранившееся в рукописи, - поздравительная речь митрополита Макария к Ивану Грозному с его бракосочетанием с княгиней Анастасией Романовной (1547 год). Рукопись Стоглава (в составе сборника из среды московских старообрядцев), в котором на нескольких миниатюрах представлены сцены, где Иван Грозный велит митрополиту Макарию созвать Церковный собор, передает ему текст своего обращения к Собору; сцена, где митрополит беседует с архиереями. "Царственная книга" - Лицевой летописный свод, на миниатюрах которого изображены сцены венчания Ивана Грозного на царство митрополитом Макарием 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля. На полях скорописанные записи, предположительно сделанные самим Грозным. Строительство Покровского собора, создание важнейшего историографического памятника русской государственности - Степенной книги, основание школы писателей и книжников, проведение Стоглавого собора…


Экспонаты демонстрируют основные вехи деятельности митрополита Макария на Московском престоле (1542-1563), значение которой эпохально не только для Церкви, но и для государства.

В 1552 году Иван Васильевич отправился на войну с Казанью - оттуда совершались набеги на Русь, угонялись тысячи пленников-христиан. Митрополит благословил этот поход, объявил его делом веры. Послание Макария, «укрепляющее на брань», сохранилось, оно представлено среди экспонатов. В другом своем послании митрополит Макарий просит русское воинство честно послужить Отечеству и царю; там же увещевает воевод, ведущих постоянную борьбу между собой за власть - от этого страдала вся русская армия, были тяжелые поражения от неприятелей.

Еще уникальные экспонаты: Новгородская кормчая 1282 г. - на верхней крышке переплета автограф митрополита Макария. Церковный обиход из Чудова монастыря - исключительный по полноте сборник, в котором есть все службы, в том числе русским «новым чудотворцам»; Толковое Евангелие 1544 г. с вкладной записью митрополита Макария в Успенский собор Кремля «на память своей души и по своих родителех». Рукописное Евангелие "Мстиславово" было выполнено новгородскими мастерами по заказу Ивана IV в 1551 году. Оклад уникальной копии с эмалевым средником с изображением Господа Вседержителя и 12 эмалевыми образками с изображениями Божьей Матери, святых воинов мучеников и апостолов. От первоначального оклада 12 века сохранились две эмалевые пластины с изображением апостолов Иакова и Варфоломея.

Рукописное «Боровское» Евангелие в драгоценном окладе, изготовленное по заказу архиепископа Великого Новгорода и Пскова Макария для Пафнутьев-Боровского монастыря. Рядом на стене довольно крупное серебряное с золочением и чеканкой клеймо с гробницы преподобного Пафнутия Боровского (прославленного на Соборе 1547 года), рядом фреска «Господь Вседержитель на престоле» из Пафнутьевского монастыря - все эти экспонаты не случайны здесь. В Пафнутьев-Боровском монастыре будущий митрополит принял постриг с именем Макарий, здесь он прошел все ступени послушания; с этим монастырем, в то время являвшимся крупным центром книжности и духовности, связано становление его личности.


Под стеклянным толстым стеклом отдельностоящей витрины - Великие Минеи Четьи, созданные по повелению митрополита Макария. Не напрасно один из церковных историков назвал Макария «покровителем книжного делания»! Это грандиозный книжный свод, содержащий круг церковного чтения на каждый день года. В него попали жития всех святых, почитаемых на Руси. Огромные фолианты в 12 томах, 27 тысяч рукописных страниц! Архиепископ Филарет (Гумилевский) сказал: «Это целая библиотека книг; мало трех лет, чтобы прочесть ее» . Этими Минеями пользовались до времен Петра I. Всего их было три комплекта: Софийский (для Новгородской Софии), Успенский (для Успенского собора Московского кремля) и Царский (для царя Ивана Грозного). Полностью сохранился только Успенский - в других комплектах некоторые тома утрачены. Одна из миней представлена в раскрытом виде: в очередной раз не перестаю восхищаться мастерством наших предков, настолько удивительно красивое, аккуратное, четкое, ровное письмо с вензелями, настолько тонко выполненный великолепный цветной орнамент с позолотой - ну просто невозможно к этому привыкнуть. Мне посчастливилось читать службу с подобной древней книги у нас в храме. Каждый раз с трепетом беру ее в руки и долго не могу оторвать взгляд, особенно сознавая, что вся эта необыкновенная красота создана вручную!


Панагия «Знамение», украшенная золотом, серебром, резьбой, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Напрестольные и наперсные кресты. Вышитые золотым шелком пелены «Не рыдай мене Мати» и "Богоматерь Гребневская". Плащаница 1558 года работы мастерской Великой княгини Анастасии Романовны.

С интересом рассматриваем предметы церковного и бытового обихода. Снаряжение русского воина середины XVI века: наконечники пик, бердыши, шлем, кольчуга. Крестьянское оружие: наконечник рогатины, мотыга, кистень, топор. Серебряный с золочением резной писчий прибор, медного литья чернильницы. Походная церковь конца 16 века. Бархатное оплечье священнической фелони. Антиминсы храма апостола Иоанна Богослова и Воскресенской церкви (был освящен при епископе Рязанском и Муромском Ионе). Резной золоченый образок «Рожество Богоматери» из мамонтова бивня. Небольшие иконы, образки, вырезанные как из дерева, так и из таких экзотических, на наш, современный взгляд, материалов, как бивень мамонта, моржовый клык. Например, образок Божьей Матери «Знамение» с символами евангелистов выполнен рельефной резьбой из моржового клыка. Долго разглядывала маленький резной деревянный образок двунадесятых праздников - удивительно тонкая работа резчика-иконописца.

В отдельной витрине огромное, на вид очень тяжелое, серебряное с позолотой и резьбой кадило. Мощное впечатление! Богатырями, видимо, в старые добрые времена были не только миряне, но и священники… Потир, церковное блюдо с вырезанными на нем словами молитвы «Чрево Твое Святая трапеза», стакан царевича Феодора - все предметы серебряные с золочением, резными украшениями.


Преставился митрополит Макарий 31 декабря 1563 года. В Сборнике «О российских святых чудотворцев» в разделе царствующего града Москвы читаем: «чудный Макарий митрополит представися в лето 7072 (1563) декабря в 31 день». Сказание, написанное вскоре после смерти святителя Макария, повествует о его скоротечной болезни после службы и крестного хода в Елохово на память великомученика Никиты 31 декабря и погребение 1 января 1564 года. В лике святых митрополит Макарий был прославлен на Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

Святой Макарий умер в добром согласии с государем, не был он ни мучеником, ни исповедником. Его имя, к сожалению, не так на слуху, как, к примеру, имя патриарха Никона, печально известного своими реформами, приведшими к страшному расколу Церкви и общества (кстати, все то созидательное, что было заложено митрополитом в церковное здание, дало огромный запас прочности и определяло судьбу Церкви вплоть до никоновской реформы). О митрополите Макарии не снято фильмов, не написано исторических романов. Но, вне всякого сомнения - это великая историческая личность, человек-эпоха и имя его стоит очень высоко.

Полистали увесистую книгу отзывов и обнаружили в ней множество записей восточными иероглифами (китайскими? японскими?).Тронула сердце, не оставила равнодушными гостей столицы наша история; величие, мощь, духовное богатство России. И мы благодарны организаторам выставки, в какой-то степени, в плане массового просвещения, безусловно, являющимися последователями святого Макария.

Биография митрополита Макария

Митрополит Макарий (в миру Леонид Никитович Свистун) родился 14 сентября 1938 года в Киеве в рабочей семье. В 1956 году окончил среднюю школу. В 1960 году окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1965 году – Московскую духовную академию со званием кандидата богословия за курсовое сочинение «Иноки-иконописцы в истории древнерусского искусства». В 1968 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии, занимался в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).
В марте-апреле 1968 года принимал участие в работе III Всехристианского мирного конгресса в Праге, в том же году был делегатом от Русской Православной Церкви на VI Ассамблее Всемирного конгресса Церквей в Упсале (Швеция).
22 мая 1968 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом рукоположен во диакона. 6 июня 1970 года во Владимирском кафедральном соборе в Киеве митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов, + 1978), митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Старозагорский Панкратий (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Житомирский и Овручский Палладий (Каминский, + 1978), архиепископ Львовский и Тернопольский Николай (Юрик – впоследствии митрополит, + 1984), епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Дикун, впоследствии митрополит), епископ Черниговский и Нежинский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит, Предстоятель УПЦ) совершили наречение архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, 7 июня, во Владимирском соборе в Киеве была совершена хиротония архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В 1970 году Преосвященный Макарий был назначен управляющим Канадской епархией и в этом же году – временно управляющим приходами Московского Патриархата в США. На этом посту пребывал с 1970 по 1975 годы. С 1975 по 1978 год – постоянный представитель Патриарха Московского и всея Руси при Всемирном Совете Церквей. С 1978 по 1982 год – епископ Уманский, викарий Киевской митрополии. В 1979 году возведен в сан архиепископа. С 1982 по 1990 год – управляющий Ивано-Франковской и Коломыйской епархией. В 1990 году назначен управляющим приходами Московского Патриархата в США и временно управляющим Канадской епархией с титулом «архиепископ Клинский, викарий Московской епархии».
В 1992 году назначен управляющим Винницкой и Брацлавской епархией, а в 1994 году в связи с разделением епархии на две – управляющим Винницкой и Могилев-Подольской епархией.
За время своего служения за границей и внутри Отечества архиепископ Макарий исполнял многочисленные послушания церковного чиноначалия, принимая участие в религиозных международных конференциях и в представительских поездках по странам Европы, Азии, Африки и Америки. За ревностные труды митрополит Макарий награжден орденами: святого равноапостольного князя Владимира II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени, святого великомученика Георгия Победоносца (Грузинская Церковь), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Болгарская Церковь), Марии Магдалины (Польская Церковь), крестом Гроба Господня (Иерусалимская Церковь) и др.

(1428-1563) - Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по словам современного биографа, было чувство меры. Из архимандритов Можайского Лужецкого м-ря Макарий в 1526 г. поставлен был архиепископом Новгородским, а в 1542 г. возведен боярской партией (Шуйскими) на престол митрополита московского и всея Руси, хотя он и был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Шуйские рассчитывали, по-видимому, на мягкость характера Макария, которая помешала ему сыграть видную политическую роль в царствование Иоанна IV. Макарий не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских; как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и по падении их он сохранял положение высшего официального царского советника, но советы его никогда не превращались в требования. Иоанн Грозный всегда с любовью и уважением отзывался о своем отце-митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников Макария, к какому бы лагерю они ни принадлежали; даже кн. Курбский, ненавидевший иосифлян, не решается резко выражаться о Макарии. Недружелюбно относятся к Макарию новейшие историки (Карамзин и мн. др.), считающие его главным виновником всех постановлений Стоглавого собора.

Не имея значения как политический деятель, Макарий занимает видное место в истории русской церкви и литературы. В бытность свою новгородским архиепископом Макарий, как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитие и заботился о водворении и распространении христианства между северно-русскими инородцами. Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая Макарием как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило и прямо политический характер. Так, в Новгороде до последних годов независимости его не было чествования преп. Сергия, который считался покровителем Московского государства и потому особенно почитался в Москве. Канонизация святых, произведенная Макарием, имела целью заменить областные священные предания преданиями общерусскими и подчинить первые центральному контролю. Как по количеству канонизованных святых (см.), так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 гг. представляет собой явление небывалое в русской истории. После этих соборов при митрополите Макарии канонизовано было еще 6 святых. Видными эпизодами в истории русской церкви при Макарии являются и соборы, созванные по поводу ересей Башкина (см.) и Косого (см.).

Наконец, стремление Макария ко всестороннему улучшению положения церкви и народной нравственности, к устранению нестроений, коренившихся в особенностях быта отдельных областей, выразилось в созвании Стоглавого собора 1551 г., постановления которого известны под именем Стоглава (см.). Макарий был не только по сану своему первоприсутствующим на соборе, но и по образованию и начитанности стоял выше всех других членов его. Как редакция всего Стоглава, так и большая часть ответов на царские вопросы (да и самых вопросов) бесспорно принадлежит Макарию. На это указывает сличение многих мест Стоглава с сочинениями Макария, явившимися раньше собора. Так, 3 и 33-я главы Стоглава часто представляют выдержки из послания Макария в Свияжск ("Акты Истор.", I, 287), 52-я глава - из послания к царю в Казань (ibid. 290); постановления собора о церковных имуществах исходят из тех же данных, на которых основан "Ответ" Макария Иоанну, писанный раньше соборного постановления. Крупнейшую заслугу Стоглава и преимущественно Макария составляет открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти Макария была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он столь энергично защищал. Ближайшее потомство не воздало Макарию по его заслугам: московский собор 1667 г., предав анафеме Стоглав, обвинил его в "простоте и невежестве".

Объединительным характером отличается и литературная деятельность Макария. Еще в бытность свою архиеп. новгородским Макарий поставил себе задачей собрать все "чтомые книги, яже в Русской земле обретаются". В результате получился громадный сборник "великих Миней Четий"; о содержании, отношении к предшествовавшим аналогичным попыткам и дальнейшей судьбе этого сборника см. Минеи. Для собирания старых и составления новых житий русских святых Макарий собрал вокруг себя многих деятелей, в числе которых были известный дьяк Дм. Герас. Толмачев и боярский сын Вас. Мих. Тучков. Сам Макарий был между ними не только руководителем и редактором, но и ревностным сотрудником. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в XVI в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение заменяется витиеватым "плетением словес", народный язык вытесняется церковно-славянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся по его кончине в разные времена. Такой характер носят как переделки старых редакций, так и вновь составленные при Макарии жития; число последних достигает 60. В последние годы своей жизни Макарий, главным образом, занимался Степенной книгой (см.), и здесь играя роль руководителя и, по всей вероятности, редактора. И в этой первой попытке обработки русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Наконец, Макарию приписывают еще составление "сводной кормчей книги" и "великой книги правила келейного и путного". Из литературных произведений, написанных самим Макарием, сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи Макария отличаются поразительной для того времени простотой и безыскусственностью изложения, чем и подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности Макария говорить всем удобопонятно. Послания написаны с обычной в тогдашней письменности искусственностью, витиеватостью, многоречием.

Ср. Н. Лебедев, "Макарий, митрополит всероссийский" (М., 1877) и ст. Заусцинского в "Журнале М. Н. Пр.", 1881 г., №№ 10 и 11.

Выставка проходила этим летом в основном здании Государственного Исторического музея, на третьем этаже. Почему-то до третьего этажа я редко добираюсь, в отличие от Кабинета Председателя, всего вторая выставка, которую я там посетил.

Эпоха Митрополита Макария – это, примерно, вторая четверть XVI века. Родился он около 1482 года, постриг принял в Пафнутьевском Боровском монастыре, в 1526 году стал Архиепископом Новгородским, в 1542 году – Московским митрополитом, умер в 1563 году. За эти годы очень много произошло в жизни государства. В 1543 году, когда Макарий стал митрополитом, Ивану Грозном13 лет. Макарий имел очень большое влиянте на царя, собственно именно он и венчал Грозного на царство в 1547 году, после чего Грозный стал первым Царем Всея Руси. При Макарии прошел Стоглавый собор в 1551 году. При нем и с его участием были составлены Великии Четьи Минеи, сборник житий и других православных книг. При нем начало развиваться книгопечатание в Москве, была открыта первая типография. В 1988 году Макарий был канонизирован.

На выставке были представлены экспонаты, как иллюстрирующие эпоху, так и непосредственно связанные с Макарием. Скажем, на одной из первых витрин были показаны экспонаты, так или иначе связанные с Пафнутьевским Боровским монастырем, где Макарий стал монахом, и где хотел упокоиться (но не получилось, он похоронен в Успенском соборе в Кремле). Отсюда клеймо с гробницы Пафнутия Боровского, фото номер 4 в моем посте, отмечу, что само представленное клеймо изготовлено через сто с лишним лет после смерти Макария. А вот Апостол с фото номер 5 – это именно вклад в монастырь самого Макария. На фото номер 7 книга открыта на странице с автографом самого Макария. (Триодь – книга песнопений, трехпесенных канонов, откуда и название). Интересно, какой автограф оставил в книге Максим Грек, «первый русский интеллигент», по словам академика Лихачева. Судьба у Максима Грека была нелегкой, его прислали из Греции для перевода и исправления богослужебных книг. Но в России он ввязался в политическую (и церковную) борьбу, в итоге был обвинен, наоборот, в «порче» книг и заточен в монастырь. Макарий наоборот способствовал смягчению режима, переводу на покой в Троице-Сергиев монастырь, Макарий включил некоторые произведения Максима Грека в Четиь-Минеи. Прославлен как святой Максим Грек был только в 1988 году, но вот интересно, что представленная на выставке икона (фото номер 8) от XIX века, наверное, какая-то местная икона, бывают же местночтимые святые.

Список Судебника, принятого в 1556 году на Стоглавом соборе (правда сам список примерно лет на 50 моложе собора), фото номер 10, представлен Российским Государственным архивом Древних Актов. Крайне важное для всех историков заведение, в котором хранятся основные сохранившиеся документы по истории древней Руси. Кстати, если верить английской Вики, то над входом в РГАДА как раз икона митрополита Макария висит.

Очень интересен документ номер 9, о нем даже запись в русской Вики есть:
Летом 1561 года князь Василий Михайлович Глинский попал в царскую опалу. Его обвинили в попытке побега в Великое княжество Литовское. В июле Василий Глинский был арестован, а в конце того же месяца подписал крестоцеловальную грамоту и был освобожден. За него поручились митрополит Макарий и высшее духовенство. В «проклятой» грамоте Василий Глинский признавал, что «преступил» перед царем и обязывался не ссылаться с польским королём Сигизмундом Казимировичем Старым и литовскими вельможами. Василий Михайлович обязался верно служить московскому государю и его супруге Марии Черкасской, царевичам Ивану и Фёдору.

В общем, книги и документы на выставке были интересные, правда, это повлекло сложности в фотографировании. Бумага не любит света, понятно, что освещение в зале было приглушено. Это видно на фото зала выставки (номер 3). Ну, и еще одно замечание. Такие выставки достаточно тяжело посещать одному, без экскурсии. Не факт, что ты знаешь все об этой эпохе, что сможешь связать все экспонаты в единый рассказ. В итоге многое упустишь. Мне немного попроще, я могу после фотографии разбирать…

Серебро, золочение, резьба, литье

Серебро, чернение, резьба
На блюде вырезаны слова молитвы: «Бысть чрево Твое святая трапеза…»

Серебро, золочение, канфарение, чеканка

Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, вязь; многочисленные заставки, инициалы: золото, темпера, чернила. Переплет: доски, кожа, тиснение, медные жуковины
На переплетном листе вкладная запись полууставом XVI в. от имени митрополита Макария в Пафнутьев Боровский монастырь «по своей душе и по своих родителях»

Дерево, резьба, золочение, роспись, окраска

Рукопись: пергамент, чернила, киноварь, минускул греческий. Переплет: картон, кожа
На л. 1 об. автограф митрополита Макария: «Книга греческого письма Триодь постная и цветная, в той же книге от доски дванадесять евангелий страстных». В рукописи есть автографы Максима Грека, митрополита Исидора и архиепископа Арсения Елассонского

Дерево, левкас, темпера

1561 г., июль. Подлинник. Под текстом подпись митрополита Московского Макария
Бумага, чернила, скоропись
Печать черновосковая вислая на черном шелковом шнуре митрополита Макария

Рукопись: бумага, чернила, скоропись
Судебник 1550 г. стал первым в истории Руси нормативно-правовым документом, являющимся единым источником права. В 1551 г. был утвержден на Стоглавом соборе