Модель детского самоуправления в отряде. Органы самоуправления отряда. Самоуправление в отряде

Как организовать самоуправление в отряде? Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность: üвожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива üдетям предоставляется самостоятельность в деятельности. üОснова самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений.

ЧТП Для интересной жизни в отряде ребятам предлагают üразбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. üГруппы сменные, т. е. каждый ребенок побывает во всех группах. üСмена групп проводиться раз в три дня. üУ каждой группы свои функции. üЗапись в группы по желанию (Пускаются листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться.) üЧтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. üПервые 5 -6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.

Как определить лидеров? üЛидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. üНа первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде. üЛидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. (Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми.) üВожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение.

Основные признаки лидера в коллективе: üОпределенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются); üдостаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция; üмнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам. - Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. - Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда). - Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. (В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.) -Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т. д. - Задача вожатого определить для себя лидеров в каждой деятельности. Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Особенности самоуправления в условиях лагерной смены В детском лагере должна быть создана обстановка, при которой: üкаждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. üВажную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. ü Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств. üСоздание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. üЧерез участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. üОт отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. üДетское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.

Функции самоуправления детей в лагере 1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления. 2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру. 3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

üСамоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. üИменно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. üПодведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом. üСтепень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Содержание деятельности органов самоуправления 1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации. 2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм. 3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности. 4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми. 5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений. 6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через: üпоэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом; взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; üвзаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу; üсовместную работу вожатского и детского коллективов; информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению: üПоиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.) üПланирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.) üФорма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастерклассов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде: üОтветьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления? üКакие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда? üОпределите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики? üОпределите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям? üСпрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений. üПретворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Основные дела отряда готовятся по следующей схеме: üКоллективное планирование дела (высказываются предложения, составляется план реализации, организуется работа в микрогруппах 5 -7 человек). üОпределяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект реализации (оформление, написание сценария, работа актеров, режиссера), при этом важно, чтобы каждый ребенок был занят какойлибо деятельностью. üПроведение дела. üАнализ дела (устный, письменный, цветопись и т. д.). Наиболее предпочтителен анализ дела на вечернем огоньке в кругу, где каждый ребенок может высказать свои эмоции, отношение, оценку своей и чужой деятельности. Задача вожатого – сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности, помочь детям найти положительные моменты для каждого ребенка и для отряда в целом, наградить отличившихся и создать атмосферу «мы» .

2. Самоуправление в отряде

Во главе отряда должен стоять командир - один из членов коллектива. Может быть два принципа выдвижения командира - назначение и выборы.

1. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе.

Тогда одна из первоочередных задач педагогического коллектива - помочь усилению политического влияния комсомольской организации, объединить актив, увлечь его энергичной работой в коллективе и самоуправлении. Командиры должны назначаться из числа влиятельных комсомольцев и актива приказом руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть обсуждены в педагогическом совете, в производственном управлении, в комсомольской организации и в совете командиров.

2. В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской организацией следует переходить к выборности командиров. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского отряд намечает своего кандидата в командиры при ближайшем участии бюро комсомола, педагогического коллектива и совета командиров. Кандидатуры представляются на окончательное распоряжение руководителя педагогической частью. В случае отвода кандидата вопрос согласуется с отрядом. Командиры избираются персонально на общем собрании коллектива. Голосуют только члены коллектива, имеющие звание коммунара. Командиры должны постоянно чувствовать свою связь с уполномочившим их коллективом и свою ответственность.

В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью. Работа командира рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к нему руководства и коллектива.

На производстве командир должен главной своей задачей считать выполнение производственного плана и развертывание стахановского движения. В направлении к решению этой задачи командир должен проявить свою заботу во всех решительно областях работы, каковыми являются: стахановское движение, дисциплина, обеспечение материалами, борьба с простоями и прогулами, хороший инструмент, хороший инструктаж, организация рабочего места, удовлетворительная спецовка, правильные нормы, правильная документация.

Обо всех решительно неполадках и недостатках в этих областях командир должен советоваться с инструктором, начальником цеха, докладывать руководителю учреждения или его помощнику; обсуждать на общем собрании отряда или производственном совещании.

Однако он обязан принимать самые решительные меры, чтобы такие обсуждения и совещания не происходили в рабочее время, чтобы от станка ни один воспитанник не отрывался во время работы.

Сам командир должен иметь свое рабочее место у станка. За командирскую работу ему может быть положен дополнительный заработок в размере 10-20 % его производственного заработка.

Командир не должен подменять инструктора, на обязанности которого лежит прямое руководство техническим процессом производства. Если инструктором является один из членов коллектива - воспитанник, он на производстве должен выполнять те же функции, что и наемный инструктор, не смешивая этих функций с функциями командира отряда.

В быту, в спальне командир также является ответственным старшим товарищем в отряде. Из числа воспитанников в отряде выделяется один в качестве помощника командира. Кроме того, в отряде выделяется спорт-организатор. Эти кандидатуры намечаются всем отрядом или персональным представлением командира, они утверждаются педагогическим руководством и советом командиров. В каждом отряде должен быть комсорг. Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:

а) следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня, вставали в положенное время, не опаздывали к столу, вовремя уходили на работу и в школу, вовремя находились в учреждении вечером; точно в указанное время отходили ко сну;

б) наблюдать за санитарным состоянием отряда, своевременностью и качеством уборки, выполнением очередными дежурными их обязанностей, за умыванием и пользованием баней, за стрижкой воспитанников, за мытьем рук перед едой. Приучить всех воспитанников соблюдать чистоту, не сорить, не плевать на пол, не курить; стричь ногти на руках и ногах, не валяться на кроватях в одежде, не устраивать на кроватях борьбы и т, п.;

в) следить за успехами воспитанников в школьной работе, организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде, обеспечивающего возможность готовить уроки;

г) втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки, чтение газет и книг, участие в стенгазете;

д) добиваться повышения культурного уровня воспитанников, уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств, регулировать товарищеские отношения, приучать к разрешению конфликтов без ссор и драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия более старших или более сильных над младшими и слабыми;

е) вести решительную борьбу с отрицательными наклонностями отдельных воспитанников. Воспитывать у членов отряда уважение к чужому труду, к чужому покою, отдыху, занятиям;

ж) следить за образованием в отряде отдельных группировок и дружеских спаек, поощрять и развивать полезные занятия (спортивные, радиолюбителей и др.), решительно уничтожать вредные (антисоциальные). Ходатайствовать об удалении из отряда особенно вредных членов.

В школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского имеется институт командиров классов. Эти командиры находятся в распоряжении заведующего школой и являются помощниками классных руководителей.

Они наблюдают за дисциплиной в классе во время уроков и на перемене, за общим порядком и чистотой в классе, за сохранностью классного имущества. Дежурные по классу подчинены командиру класса, и он отвечает за их работу. По требованию преподавателя командир удаляет из класса нарушителя дисциплины. Эта организация действует в школе во время учебной работы. Вне школы - в быту и на производстве - командир класса подчиняется командиру отряда, членом которого он состоит. Сложная система коллективных зависимостей воспитывает умение руководить и подчиняться.

Командиры осуществляют руководство отрядами на базе общих собраний отряда, влияния отрядного актива, политической работы комсомола и политобразовательных организаций учреждения, работы всех органов самоуправления в полном согласии с административно-педагогическим руководством, при постоянном инструктировании и помощи со стороны педагогического персонала.

Независимо от этого отрядное руководство, на базе тех же процессов и организаций, должно всегда мобилизовать внимание членов отряда на вопросах производственной работы, выполнения промфинпланов, повышения качества и борьбы с браком, на школьной учебе и дисциплине в коллективе, на общих путях роста и развития учреждения.

Командир всегда должен стремиться к тому, чтобы отряд был дружным коллективом, свой авторитет он строит на своей лучшей работе, на своем образцовом поведении, комсомольской принципиальности и не превращается в начальника.

В конце дня в точно установленное время и по определенной форме командиры рапортуют руководителю педагогической части о состоянии своего отряда, о проступках воспитанников и нарушениях режима, если они имели место. Такой краткий ежедневный рапорт дает руководителю ясную картину состояния учреждения и возможность немедленно принять необходимые меры как в отношении отдельных воспитанников, так и по вопросам общей организации. Для коллектива ребят осведомленность руководства и возможность немедленно реагировать на поступки и события имеет большое воспитывающее значение.

Командиры избираются на 3-6 месяцев. Такой срок является наиболее целесообразным: во-первых, в этот короткий срок командиры чувствуют себя уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество воспитанников и, в-третьих, обязанности командира, требующие дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для воспитанников. Вопрос о снятии до срока полномочий командира всегда должен быть основательно мотивирован и одобрен советом командиров. Административное отстранение командира может быть вызвано только очень серьезными и не терпящими отлагательства обстоятельствами. Все командиры отрядов и классов составляют центральный орган самоуправления - совет коллектива (совет командиров) данного учреждения.

Организация самоуправления - достаточно сложный воспитательный процесс. Особенно, если охватываются дети всех возрастов. Модели детского самоуправления существуют во многих образовательных учреждениях, в дополнительном образовании они чаще всего присутствуют в подростковых клубах и в лагерях летнего отдыха. Наш лагерь Колос не стал исключением.

Самоуправление в лагере предполагает самостоятельность детей в организации себя, деятельности, которая происходит на смене, а также самоконтроль результатов этой деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать сложность социальных отношений, сформировать свою социальную позицию, определить свои собственные возможности в развитии лидерских функций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила педагог-организатор МБОУ «ОСОШ №2» СП «УДЮЦ» Шулятикова В.Н. 1 квалификационная категория Особенности детского самоуправления в летнем оздоровительном лагере «Колос»

Цель: создание условий для развития самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Задачи: Возможность самовыражения для каждого ребенка; Развитие лидерских качеств детей; Приобщение к разнообразному опыту социальной жизни через участие в деятельности.

Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления Поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом; Взаимную ответственность вожатых перед детьми и детей перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений; Взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива к друг другу; Совместную работу вожатского и детского коллективов; Информирование ребят о проблемах, возникающих в процессе подготовки и проведении мероприятий.

Система самоуправления смены Совет смены Службы смены (по 2 чел. о т отряда) Комиссар смены (синий галстук) Комиссар отряда (оранжевый галстук) Дежурный командир отряда - ДКО (красный галстук) Совет дела Отряд

Службы в лагере ЛЭП– любите эти песни. УЮТ – уют и чистота территории. ГРИН – группа информации. ГРУЗД - группа здоровья

Законы смены Поднятой руки Территории Без дыма и огня Песни Чистоты Доброго отношения Галстука Активности Закон О: О Закон законов

Мастерские и секции в лагере

День самоуправления Зарядка «В здоровом теле - здоровый дух». Линейка - «Всё наоборот». Смотр отрядных уголков «Здоровье всему голова». Митинг «За здоровый образ жизни». Костюмированный футбол. Мастер-классы от « Дети-детям »: «Карта желаний», работа с микрофоном, «коллаж – моя профессия». Дискотека. Вечерний огонёк.

Вечерний огонёк

Правила ведения огонька и свечи. Голоса звучат приглушённо. Право голоса имеет только тот человек, у кого в руках символический предмет – талисман. Исполняются тихие лиричные песни. Присутствует весь отряд. Нельзя запрещать или заставлять говорить. После огонька все разговаривают вполголоса. Откровенность и принципиальность - норма разговора.

Традиции и ритуалы огонька и свечи Традиция круга Традиция доброго отношения друг к другу Ритуал зажжения свечи Традиция ведущего Традиция доброго отношения к песне Традиция легенд Традиция сюрпризов Выбор «человека дня»

Типы огоньков: Огонёк – знакомство Огонёк – откровенный разговор Тематический огонёк Огонёк прощания Огонёк - сюрприз

Типы свечек: Свечки знакомства «Карта знакомства, Памятный день» Свечки – откровения «Разговор с игрушкой, Письмо другу» Свечки анализа «Цепочка, Отряд для меня» Свечки адаптации «Расскажи мне о себе, Расскажи мне обо мне»

Спасибо за внимание!


Развитие самоуправления в отряде и лагере

Сами строим жизнь свою...

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

    уметь спланировать работу,

    правильно распределить обязанности среди участников дела,

    не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.

Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

    Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

    Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.

Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.

Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Самоуправление в лагере

Под самоуправлением в отряде подразумевается соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.

Как организовать самоуправление в отряде?

Одно из обязательных дел в отряде – организация органов самоуправления. Это дает возможность вожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива, а детям предоставляется самостоятельность в деятельности. Основа самоуправления в отряде – ЧТП – чередование творческих поручений. Собирайте весь отряд.

Говорите ребятам, что для интересной жизни в отряде вы предлагаете им разбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. Говорите, что группы будут сменные, т.е. каждый ребенок побывает во всех группах. Смену групп удобней всего проводить раз в три дня.

Перечисляете ребятам группы и их функции. Пускаете листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться. Чтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. И первые 5-6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.
Как определить лидеров?

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение. Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:



· достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;

· мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т.д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Как провести отрядное планирование?

Ребятам выдается задание придумать название дел, которые они хотели бы провести в отряде. Минуты 2-3 даете на размышление, затем каждый по кругу предлагает свои варианты. Последними вы предлагаете свои варианты дел. Вы все фиксируете, потом пускаете листочек по кругу, и каждый ставит отметку напротив понравившегося ему дела. Зачитываете результаты и расставляете вместе с детьми дела в план-сетку отряда. При составлении необходимо учитывать дружинные дела, бытовые вопросы, родительский день, экскурсии т. д. Затем вы формируете творческие группы, которые будут отвечать за подготовку данных дел. Дети могут объединяться по симпатиям, единственное ограничение – количество человек в группе. Списки творческих групп вносите в отрядный уголок.
Особенности самоуправления в условиях лагерной смены

В детском лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно играть участие детей в управлении коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через участие в решении проблем отряда и лагеря дети должны выработать у себя качества, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.

Функции самоуправления детей в лагере.

1. Самоактивизация

2.

3. Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.
Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа – принцип цикличности (цель – результат – анализ – цель):

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.

2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.

3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.

4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.

5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.

6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

· поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

· взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

· взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

· совместную работу вожатского и детского коллективов;

· информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

1. Поиск . Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)

2. Планирование коллективной деятельности . Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)

3. Форма организации КТД . Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:

· Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?

· Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?

· Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?

· Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?

· Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.

· Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Основные дела отряда готовятся по следующей схеме:

1. Коллективное планирование дела (высказываются предложения, составляется план реализации, организуется работа в микрогруппах 5-7 человек).

2. Определяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект реализации (оформление, написание сценария, работа актеров, режиссера), при этом важно, чтобы каждый ребенок был занят какой-либо деятельностью.

3. Проведение дела.

4. Анализ дела (устный, письменный, цветопись и т.д.). Наиболее предпочтителен анализ дела на вечернем огоньке в кругу, где каждый ребенок может высказать свои эмоции, отношение, оценку своей и чужой деятельности. Задача вожатого – сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности, помочь детям найти положительные моменты для каждого ребенка и для отряда в целом, наградить отличившихся и создать атмосферу «мы».

Развитие самоуправления в отряде и лагере

Сами строим жизнь свою...

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

1. Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

2. Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

3. Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

§ поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

§ взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

§ взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

§ совместную работу вожатского и детского коллективов;

§ информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

§ уметь спланировать работу,

§ правильно распределить обязанности среди участников дела,

§ не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.
Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.
Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.
Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

Двадцать вопросов о самоуправлении

Двадцать вопросов о детском самоуправлении в «Орленке». «Вопросов?!» - скажете Вы. Именно вопросов, потому что тема детского самоуправления вызывает наибольшее количество вопросов вожатых, потому что эта тема – основа основ педагогической системы «Орленка» и краеугольный камень, о который спотыкаются как начинающие, так и опытные педагоги. Ответы на вопросы, которые чаще всего задают вожатые, представлены здесь и в теоретических рассуждениях и в практических разработках и рекомендациях. Это опыт многих вожатых: и тех, кто работал в «Орленке» несколько лет назад, и тех, кто сейчас с современными детьми осваивает науку самоуправления.

Вопрос первый: Существует множество определений понятия «самоуправления». Какое из них наиболее приемлемо для отрядного вожатого?

Под детским самоуправлением одни педагоги понимают самообслуживание, другие - обычное проявление инициативы и самодеятельности, не связанное с принятием и реализацией управленческих решений, третьи ограничивают самоуправление временными рамками - чаще всего одним днем.

Очень удачно определили три основных типа детского самоуправления.

Первый можно назвать имитационным (игровым). Для него характерно создание детской общности в подражание государственному устройству: с республиками, парламентами, прокурорами, полицией и т.д. Отличительная черта этого типа самоуправления - преобладание формы над содержанием. Но это не означает, что его следует оценивать только со знаком минус.

Второй тип самоуправления - псевдоделовой, или бюрократический. Этот тип самоуправления моделирует в детской среде бюрократический аппарат. Под видом подготовки лидеров, организаторов, расширения детского актива создаются многочисленные советы, штабы, комиссии, избираемые на длительный срок, но не занятые реальной деятельностью. Этот тип самоуправления носит формалистический характер, состоящий в тщательно скрываемой игре в начальство.

Третий тип самоуправления - демократический, творческий. Этот тип самоуправления, при грамотном его воплощении, воспроизводит демократические принципы отношений и самоорганизации, а не только формы.

Самоуправлением называют детскую самодеятельность, которая направлена на руководство, разработку, принятие и осуществление решений, от которых что-то зависит. Это своего рода «самодеятельность в осуществлении руководства».

Определяют две важнейшие функции детского самоуправления:

· обеспечение нормальной работы коллектива, оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;

· подготовку к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве государственными и общественными делами, т.е. приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Вопрос второй: Какие органы самоуправления могут быть в отряде? Каковы их функции?

Одна из основных задач педагога - помочь подростку в его становлении как самостоятельного человека. Подростки, говоря после смены, что «стали более самостоятельным», чаще всего подразумевают, что смогли прожить вдали от родителей некоторое время и при этом самостоятельно принимать решения во всех жизненных ситуациях.

В детском отряде могут оказаться ребята с разными уровнями самостоятельности: очень активные, опытные (участвующие в работе лагерей актива, в школьном самоуправлении, члены детских объединениях и т.д.), имеющие опыт самодеятельности, и не имеющие понятия о самодеятельности, самостоятельности и самоуправлении.

У отрядного вожатого имеется достаточно много способов для обучения подростков самостоятельности и самоуправлению. Один из способов - организация различных форм органов самоуправления в отряде:

· дежурный командир, когда каждый ребенок один день исполняет обязанности командира (или несколько ребят - общепризнанных или по желанию - руководят отрядом, меняясь через 3-4 дня);

· постоянный командир;

· чередование традиционных поручений;

· творческие группы, связанные с подготовкой конкретных дел;

· игровые модели и т.п.

Каждая форма по-своему формирует детскую самостоятельность. Выбор формы зависит от уровня подготовленности заехавших ребят. Каждая форма способствует развитию определенного уровня самостоятельности (см. таблицу).

форма действия педагога действия детей педагогический результат
постоянный командир обучение алгоритму планирования дня; обеспечение информационного пространства; совместное планирование; консультации. при планировании дня учитывают интересы всех членов объединения; учатся планировать день; владеют информацией по дню, делам; организуют режимные моменты удовлетворение детских интересов; реализация опыта детей, их активной позиции; приобретение опыта самоуправления; самостоятельности;
дежурный командир обучение алгоритму планирования дня; совместное планирование дня; консультации владение информацией по дню; учатся планировать день; организация режимных моментов погружение в активное обучающее пространство; приобретение опыта самоуправления, ответственности за временный коллектив; реализация опыта; самоконтроль; навыки общения; повышение самооценки; приобретение нового организаторского опыта
игровые модели создание игровой ситуации, ее поддержка; создание соответствующих структур управления игрой участие в игре погружение в активное обучающее пространство; реализация опыта ребенка; учет интересов, имеющихся возможностей ребенка; активная позиция ребенка; приобретение опыта самоорганизации, ответственности за коллектив
творческие группы обучение коллективному планированию; обучение различным вариантам организации и проведения дел; консультации планирование своей деятельности; умение организовывать подготовительную работу погружение в активное обучающее пространство через творческую работу; приобретение опыта организаторской деятельности; навыки аналитической работы; самоконтроль; реализация творческих возможностей.

Для того чтобы самоуправление в отряде было действенным и вожатому удалось решить задачу практического обучения ребят самоорганизации и самодеятельности, необходимо:

· Обеспечить ребят полной информацией о смене, ее программе, научить выбирать дела и деятельность.

· Научить ребят самостоятельно планировать и организовывать день, готовить и проводить дела.

· Повысить компетентность ребенка в вопросе руководства своими сверстниками, помочь освоить умения вести дискуссию, планировать работу, распределять поручения, анализировать свою деятельность, договариваться, согласуя свои личные интересы с интересами других членов группы, действовать конструктивно и не допускать конфликтов.

Вопрос третий: Как и в какое время выбирают органы самоуправления в отряде?

В «Орленке» для выбора отрядных органов самоуправления и для передачи некоторых полномочий подросткам проводится организационный сбор отряда.

Организационный сбор - это ключевое дело оргпериода, решающее целый комплекс задач:

1. Закрепление норм и правил жизни в отряде.

2. Определение перспектив совместной жизни.

3. Выборы органов самоуправления.

В подготовке и проведении сбора должны активно участвовать все ребята отряда.