Монашеский обиход. Значение слова клобук в православной энциклопедии древо

«Облачение в монашеские одежды – это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни», – так говорил старец Иосиф Афонский.

Черное монашеское облачение… У одних оно вызывает печаль и сожаление, у других недоумение и вопросы. По какой причине отличается оно от обычной мирской одежды? Почему оно именно черного цвета? Есть ли у него какое-то символическое значение? Святые отцы говорят нам, что подобно тому, как воины, поступая на военную службу, оставляют прежние свои одежды и облекаются в воинские, так и монах, как добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2, 3), облекается в особые одежды, как бы во вся оружия Божия , по выражению апостола Павла (Ефес. 6, 11). Кроме того, черное монашеское облачение является и символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Таким образом, черный цвет всей монашеской одежды отнюдь не случаен. Также и все части монашеского облачения имеют свое символическое значение. Рассмотрим их в том порядке, в каком они надеваются во время монашеского пострига.

Поверх власяницы игумен, совершающий пострижение, надевает на постригаемого параман . Это небольшой четырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя, а также с изображенными на нем словами святого апостола Павла из его послания к галатам:

Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу ” (Гал. 6, 17). Согласно чину монашеского пострига, параман является символом обручения великого ангельского образа и подъятия на себя благого ига Христова, во исполнение слов Самого Спасителя: “Да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми ” (Мк. 6, 34).

Вместе с параманом надевается на постригаемого и крест (обычно простой, деревянный) – в воспоминание крестных страданий Господа и в знамение последования Ему в несении своего креста, то есть терпения всех случающихся скорбей и страданий.

Следующая одежда – ряса , называемая в чине монашеского пострига “ризой веселия и радования”. Это одеяние знаменует собой отложение всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование, приобретаемое монашествующим благодаря стяжанию благодати Святого Духа через исполнение обета послушания, вновь вводящее в теснейшее духовное общение с Господом.

Схимнический параман отличается от монашеского бoльшими размерами и “многокрестием” (включает в себя 40 вязанных крестов).

Итак, можно сказать, что все облачение указывает монашествующим на обязательные для них добродетели: подражание Господу нашему Иисусу Христу в смиренном и безропотном перенесении всех прискорбностей и страданий, кротость, незлобие, всепрощение, целомудрие и, конечно же, непрестанную молитву. Кроме того, преподобный Симеон Фессалоникийский делает и еще одно примечательное сравнение. Он говорит, что, поскольку монах является как бы мертвым для мирской жизни, то, можно сказать, что мантия символизирует собой гроб, а подрясник и власяница – погребальные принадлежности. Куколь знаменует собой головной сударь, параманом же и другими одеждами изображаются крестные страдания Спасителя, ведь и монашествующий как бы распинается для мира и дает соответствующий обет. А вообще весь монах (а равно и схимник) в облачении уподобляется распятому за нас, умершему и повитому погребальными пеленами и сударем Господу. Все это является для монашествующего постоянным напоминанием главной его цели: сораспявшись с Господом для жизни мирской и умерев для нее, воскреснуть душою в Духе и явиться общником неизреченных духовных благ, о которых говорит святой апостол Павел: “Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ” (1 Кор. 2, 9).

“Итак, – заключает преподобный авва Дорофей, обращаясь к монашествующим, – будем жить сообразно с одеянием нашим, чтобы, как сказали отцы, не оказалось, что мы носим чуждое одеяние”.

Значение слова КЛОБУК в Православной энциклопедии Древо

КЛОБУК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Клобук - название монашеского и архиерейского головного убора.

Принадлежность облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения. Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII веке в Греческих Церквях, затем распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы.

Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. В Русской Православной Церкви и других Церквях придерживающихся в облачении русской традиции митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы - черного. При этом, в то время как в Московском Патриархате во второй половине XX века крест на клобуке сделался непременным атрибутом митрополичьего и архиепископского клобука, в Русской Зарубежной Церкви сохраняется более старая практика награждения архиереев крестом на клобук в качестве особой награды.

Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха - патриарший клобук. В Русской и Грузинской Православных Церквях - полусферической формы, белого или черного цвета соответственно, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов или крестов; одна лента, более широкая, спускается на спину, и две - на грудь. В Болгарской, Сербской и Румынской Православных Церквях патриарший клобук подобен по форме прочим архиерейским, но в отличии от них белого цвета. В прочих Поместных Православных Церквях патриарший клобук не отличается от архиерейских и монашеских.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КЛОБУК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КЛОБУК в Словаре церковных терминов:
    (название древнерусского головного убора) - 1) Принадлежность облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с …
  • КЛОБУК в Большом энциклопедическом словаре:
    (от тюрк. калпак - шапка) головной убор монахов, высокий цилиндр без полей с покрывалом; черный у простых монахов и архиереев, …
  • КЛОБУК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - головная одежда монахов, состоящая из камилавки и надетой на нее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами (воскрилиями). К. …
  • КЛОБУК в Современном энциклопедическом словаре:
  • КЛОБУК в Энциклопедическом словарике:
    (от тюркского калпак - шапка), в православии головной убор монахов, цилиндр без полей с покрывалом, обычно черный в русской православной, …
  • КЛОБУК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор, камилавка (во 2 …
  • КЛОБУК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛОБ́УК (от тюрк. калпак - шапка), головной убор монахов, высокий цилиндр без полей с покрывалом; чёрный у простых монахов и …
  • КЛОБУК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? головная одежда монахов, состоящая из камилавки (см.) и надетой на нее креповой ткани, оканчивающейся сзади тремя длинными концами (воскрилиями). …
  • КЛОБУК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    клобу"к, клобуки", клобука", клобуко"в, клобуку", клобука"м, клобу"к, клобуки", клобуко"м, клобука"ми, клобуке", …
  • КЛОБУК в словаре Анаграмм.
  • КЛОБУК в словаре Синонимов русского языка:
    камилавка, клобучок, …
  • КЛОБУК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Головной убор православных монахов в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом. 2) Старинный головной убор в виде колпака …
  • КЛОБУК в Словаре русского языка Лопатина:
    клоб`ук, …
  • КЛОБУК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    клобук, …
  • КЛОБУК в Орфографическом словаре:
    клоб`ук, …
  • КЛОБУК в Словаре русского языка Ожегова:
    ! высокий монашеский головной убор с покрывалом клобук а также вообще монашеский головной убор, камилавка …
  • КЛОБУК в Словаре Даля:
    муж. покрывало монашествующих, сверх камилавки; в просторечии и самая камилавка. | Покрышка колпаком, клобучек, -чец на ловчих птиц, каблучек, наглазник …
  • КЛОБУК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от тюрк. калпак - шапка), головной убор монахов, высокий цилиндр без полей с покрывалом; черный у простых монахов и архиереев, …
  • КЛОБУК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    клобука, м. (от тюрк. kalpak, ср. колпак) (церк.). У монахов: высокая цилиндрическая шапка с покрывалом. Черный клобук. Белый клобук. (у …
  • КЛОБУК в Толковом словаре Ефремовой:
    клобук м. 1) Головной убор православных монахов в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом. 2) Старинный головной убор в виде …
  • КЛОБУК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. устар. Головной убор в виде колпака с меховым околышем. 2. Головной убор православных монахов в виде высокой цилиндрической …
  • КЛОБУК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Православный монашеский головной убор цилиндрической формы со спадающим на плечи покрывалом из ткани черного или белого цвета (у …
  • КЛОБУК (НАЗВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА) в Православных церковных терминах:
    1. Принадлежность облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на …

Нередко случается так, что приобрести в одной церковной лавке полный комплект монашеского облачения, включая все элементы одеяния и дополнительные предметы (например, чётки), не представляется возможным. Онлайн магазин «Православное узорье», напротив, создал отдельный раздел, изучив который можно сразу же заказать как женские, так и мужские монашеские облачения в самых разных вариациях и вместе со всеми необходимыми предметами.

Есть несколько видов монашеского облачения. Монах малой схимы должен надевать хитон, параман, подрясник, рясу, мантию, скуфья и клобук. Для монаха великой схимы положены хитон, аналав, подрясник, ряса, мантия, скуфья и куколь, тогда как в облачение рясофорного монаха входят лишь подрясник, ряса и скуфья.

Все указанные выше элементы облачения можно купить онлайн в нашей церковной лавке. Но есть несколько неоспоримых достоинств в том, чтобы воспользоваться именно нашим сайтом.

Во-первых, это широкий выбор одеяний. Мы предлагаем русские, болгарские, греческие и даже старообрядческие варианты подрясников, русскую и греческую великую схимы, различные модели лёгких и утеплённых мужских и женских жилетов, всевозможные зимние, летние и даже вязаные афонские скуфьи, хитоны (срачицы), клобуки, пояса, женские апостольники и канонические монашеские параманы из шерсти с вышивкой. Если вам требуется готовый постригальный комплект, включая постригальные тапочки из натуральной кожи, то и такой комплект вы можете найти в «Православном узорье». Те, кто желает купить онлайн русскую великую схиму, могут заказать скуфью или схиму, либо обе позиции сразу.

Во-вторых, качество пошива каждого одеяния — самое высокое. Наши мастера сперва разрабатывают лекала вместе с соответствующей размерной сеткой, потом изготавливают каждую деталь, осуществляют пошив и в самом конце тщательно проверяют изделие перед отправкой заказчику. Свидетельством правильности такого подхода является множество благодарственных и положительных отзывов от наших покупателей, заказавших монашеское облачение.

В-третьих, мы предоставляем покупателям возможность выбрать цвет и материал практически для каждого элемента одеяния. Для пошива одного только женского апостольника мы предлагаем на выбор следующие материалы — сорочечные хлопок и вискозу, лён, натуральный шёлк и итальянскую шерсть. Что касается скуфьи, то её вы можете самостоятельно выбрать либо с отворотом из бархата, либо без оного.

В-четвёртых, наш покупатель при желании может даже заказать индивидуальный пошив всего одеяния или конкретного его элемента. К примеру, при изготовлении греческого подрясника по индивидуальному заказу вы выбираете одну из 15 вариаций цвета и материала, после отмечаете необходимость добавления левого или правого нагрудных карманов, наличие вышивки на борту, рукавах и воротнике. На ваше усмотрение можно ещё и украсить подрясник кантом. В помощь вам мы подготовили понятную и простую схему обмера.

Этот раздел также богат различными моделями чёток, начиная с простых можжевеловых и яблоневых, и заканчивая чётками из камней и целых комплектов. В онлайн магазине «Православное узорье» вы можете найти сутажные и архиерейские чётки, чётки на 20, 30 и даже 100 узлов, чётки оптинские и костяные в подарочном варианте. Даже для самых скромных и бюджетных моделей мы отдаём предпочтение материалам очень хорошего качества. Все чётки изготавливаются вручную. Есть ещё и православные чётки в виде браслетов и колец. Особенно прекрасны и изысканны чётки из полудрагоценных камней — яшмы, бирюзы, шунгита, азура-малахита, кошачьего глаза, аметиста, майорики, обсидиана и красного, тигрового или белого агата.

Для монаха исключительной силой и важностью обладает параманный крест, который также можно приобрести в нашем православном магазине. Все кресты изготавливаются нашими мастерами из массива яблони или груши, после украшаются резьбой и покрываются восковой мастикой. Кроме деревянных есть ещё и латунные параманные кресты с золочением.

Наши консультанты будут счастливы помочь вам с заказом и ответят на любые ваши вопросы касательно приобретения монашеского одеяния.

Когда-то произошло от мирской одежды, в том числе и клобуки, но быстро приобрело особые отличия и качества, которые выделяют из общей людской массы. По одежде можно судить о сане .

Послушника, принявшего постриг и посвященного в первую степень монашества, в камилавку − цилиндр, обшитый черной материей. Камилавка не является исключительно убором для чернецов. Для белых священников бархатная фиолетовая камилавка – награда.

Клобук – головной убор православных служителей церкви, в частности, монахов, их повседневное облачение, в котором можно совершать и некоторые богослужения. Состоит он из высокой камилавки и, как правило, черного покрывала, называемого куколь, ниспадающего до пояса и заканчивающегося тремя концами, символизирующими Святую Троицу.

Чем отличается клобук патриарха

Форму сегодняшнего клобука русская церковь позаимствована у греков в XVII веке. С той поры она почти не претерпела изменений. В современной интерпретации куколь шьется из легкой материи, это может быть шелк. В древности же служило защитой в непогоду и изготавливалось из плотной ткани. Практическое назначение имели и разделенные концы, ими подвязывали клобук в под подбородком.

Высоко сановные монахи носят клобук во время церковной службы и вне ее. Архиепископам предписаны черные уборы с нашитыми на них алмазными крестами в оправе из драгоценного металла. Бриллиантовый крест символизирует крепость веры. Канон, предписывающий носить алмазные кресты на камилавке, утвердили в конце XVIII. Епископам не положены кресты на клобуках.

Патриарх всея Руси надевает клобук, отличный от других по форме и цвету. Патриаршая камилавка имеет сферическую форму белого цвета с бриллиантовым крестом на маковце. Лобная часть украшена иконой, на концах куколи вышитые золотом херувимы. У митрополитов простой белый клобук с крестом. Право ношения белых уборов было пожаловано им в 1667 году.

Клобук, особенно патриарший, напоминает древнерусский шлем и именуется в церковной среде «шлемом надежды спасения». Такое название пошло от слов апостола Павла: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения».

Повседневное облачение священников и монахов символизируют те качества, которыми должны обладать все христиане, которых при Крещении назвали воинами Христовыми.

(цилиндра с обрезанными краями) и «на́метки» (покрывала из шёлка или другой ткани того же цвета, что и камилавка), прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса.

История

Время появления клобука в облачении монахов с точностью определить нельзя, но он появился очень рано. Славянскому названию «клобук» у греков соответствует «наглавие». Современная форма камилавки позднего происхождения и взята русской церковью у греков в эпоху патриарха Никона (XVII век). Покров камилавки в древнее время назывался мафорием (измененное слово омофор : ωμοζ - плечо и φέρω - ношу), в современном обиходе именуется «намёткой» или «кукулем». В древности этот покров делался не из легкой материи, как теперь, а из плотной для защиты головы во время ненастья. Разделение покрова на три конца также заимствовано русским монашеством у греческого и имело чисто практическое назначение: у монахов издавна существовал обычай завязывать концы покрывала под подбородком в холодную и ветреную погоду, а также для того, чтобы клобук, снимаемый в определённые Уставом моменты богослужения , не занимал рук.

Клобук имеет символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». В мужском клобуке нижняя часть покрывала (наметки), разделяющаяся на три длинных конца, знаменуя Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха. Сшитые края средней части символизируют корабль, а две крайние части символизируют весла. Наметка женского клобука спускается как сплошное прямоугольное покрывало без разделений. Русские монахини на голове носят чёрные клобуки, а также чёрные скуфьи и камилавки только поверх чёрных апостольников .

Монашествующие в священном сане носят клобук, как во время богослужения, так и вне его. В русской традиции клобук епископа не отличается от обычного монашеского клобука, архиепископы носят чёрный клобук с нашитым на него крестом (как правило, из драгоценных металлов или алмазов) , митрополиты - белый клобук с нашитым крестом. Ранее бриллиантовый крест на клобуке архиепископов и митрополитов являлся наградой.

В афонском клобуке наметка съемная. В определённые моменты богослужения, положенные для снятия клобука, с афонского клобука снимается наметка, а голова остается покрытой.

Патриаршие клобуки

В 1667 году легенду осудил Большой Московский собор , как «лживую и неправую» и писанную Дмитрием Толмачом «от ветра главы своея».

См. также

Напишите отзыв о статье "Клобук"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Настольная книга священнослужителя . - М .: Издательский Совет РПЦ.

Отрывок, характеризующий Клобук

– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.