Монастырь михаила архангела комаровка. Женский монастырь Михаила Архангела в Комаровке. Службы в монастыре

В те годы Византией правил император Никифор III Вотаниат (1078–1081), который любил монашество и покровительствовал монастырям. По словам Вриения, он был «одним из мужественнейших мужей Востока». Император отреставрировал монастырь Филофей, находившийся в упадке, и подарил обители множество святынь, в том числе – частицу Честного Гвоздия, которым был распят Христос.

Когда против него выступил его молодой полководец Алексей Комнин, впоследствии основатель династии Комнинов, занимавших императорский трон более 100 лет, император Никифор III по совету патриарха отказался от власти, чтобы избежать междуусобного кровопролития, и принял монашеский постриг.

В 1453 году турецкие войска , а затем и всю империю. По свидетельству историков, когда закончился штурм Константинополя и город был взят, тело императора Константина XI сумели найти и опознать лишь по царским сапогам с орлами, которые тот носил. Султан Мехмед, узнав об этом, приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями. Со смертью императора Византия прекратила свое существование. Ее земли вошли в состав Османского государства. Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи. Главой общины был патриарх Константинопольский, несший ответственность за греков перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и-Рум (Цезарь Рима). Этот титул носили турецкие султаны вплоть до Первой мировой войны.

Захватчики-османы пришли и на остров Тасос. Тяжелые испытания только укрепили веру в народе. Храня благочестие, православные всё так же шли в храм архангела Михаила и к святому источнику и, как всегда, получали исцеление.

Агаряне, видя такую веру и всегдашнюю помощь от архистратига Небесного воинства, решили уничтожить это святое место. Как-то трое из них причалили на лодке к берегу и поднялись к храму. Самый дерзкий даже осмелился войти внутрь церкви, чтобы осквернить святой источник. Как передают, в этот момент архангел ударил его молнией, и замышлявший святотатство упал замертво. Двое других турок тоже не избежали наказания. В страхе они спустились к лодке, спешно покинули остров, однако большой волной их разбило о прибрежные скалы.

В это же время святой источник иссяк, ушел под землю и вновь забил уже на другом месте, ближе к морю. И сейчас путь к источнику из монастыря занимает около двух часов. Кто не в силах преодолеть это расстояние, тот может приобрести в монастырской лавке небольшую бутылочку с агиасмой – водой из святого источника.

На следующий день совершить литургию в храм пришел иерей Димитрий, который и увидел, что иссяк источник. А ночью священнику явился сам архангел Михаил и сказал:

– Возьми болящих и спустись с ними вниз к берегу моря, и в какой пещере увидите свет, туда входите, и пусть в этот источник окунуться больные и получат желаемое исцеление.

Так и произошло.

После всенощного бдения спустились вниз к морю и в одной маленькой пещерке заметили свет. Когда подошли поближе, почувствовали дивное благоухание. Вход в пещеру настолько узкий и до сего времени, что только на коленях можно пробраться в нее, как бы поклоняясь архистратигу Михаилу. Поэтому и источник получил название «Поклонный».

Лишь только вошедшие в пещеру искупались в источнике, тотчас же, как и предсказывал архангел, получили исцеление. И сегодня те, кто с верой спускается в пещеру, получают просимое.

Но испытания на этом святом месте не закончились.

Во времена турецкого владычества на все монастыри была наложена такая большая дань, что многие из них приходили в упадок. Афонский монастырь, где хранилась частица Честного Гвоздя, не избежал этой участи. На общем совете монастыря решили отправить трех монахов к князьям Молдовлахии, которые всегда помогали святогорцам. Монахи взяли с собой самые почитаемые святыни, среди которых была и часть Честного Гвоздия, а также частица мощей святого Пантелеимона. В Константинополе монахи получили патриаршее сопроводительное письмо к князьям Придунайских стран и архиереям и отправились в путь. Но как только их корабль покинул порт, разыгралась страшная буря, подул ветер – и прибил судно к острову Тасос, к земле, осененной благословением архистратига Михаила. Странники поднялись в храм и затеплили лампады. В то неспокойное время на море хозяйничали пираты. Увидев лодку и огонек в храме, они, ища легкой наживы, напали на монахов и убили их. По Промыслу Божиему один из монахов, оберегая святыни, успел тайно спрятать в нишу стены ковчежец с частицей мощей святого Пантелеимона и Честным Гвоздием. Так эти святыни были сохранены от поругания.

Испокон веков на месте, где сейчас стоит монастырь, люди ощущали особую благодать.

Рассказывают, что обретение святынь произошло следующим образом. Некто Иоанн долгое время не мог излечиться от тяжелой болезни. Однажды после молитвы он увидел во сне архангела Михаила, который велел ему пойти к «Поклонному» святому источнику. Сразу же родные отнесли больного к источнику, тот окунулся в него и тотчас выздоровел. В благодарность за свое исцеление он решил заново отстроить разрушенный храм. Когда строители обнаружили святыни, то решили утаить серебряный ковчежец, а мощи святого Пантелеимона передать духовнику Феоне из монастыря Филофей, проживавшему в Теологосе на монастырском подворье. Деревянный крест, в котором находилась частица Честного Гвоздия, они спрятали на дикой оливе, что росла вблизи церкви. Нечестивые строители были наказаны беснованием, а когда осознали свой проступок, то отдали духовнику ковчежец, а про крест с частицей Честного Гвоздия забыли.

Святыня была явлена пастуху Георгию, который ночью заметил в ветвях дерева сияние, словно бы там горела яркая звезда. На следующий день пошли на это место, но света не увидели. Ночью видение повторилось. И тогда рассказали о нем отцу Феоне, и он обрел на дереве крест со святыней. С великим благоговением крестным ходом святыня была внесена в деревню Теологос, где ее торжественно встретили все жители.

По воле игумена монастыря Филофей старец вернул святыню в монастырь. Во сне игумену явился и повелел вернуть частицу Честного Гвоздя на остров Тасос. Однако тот всё откладывал возвращение святыни. Тогда снова игумену явился архангел и грозно повторил свое повеление, добавив, что если он преслушает его, тогда сам архангел заберет святыню. Так и произошло. Как-то раз игумен, войдя в сокровищницу, не нашел там святыни.

Пастух острова Тасос, первым заметивший свет в ветвях оливы, снова увидел сияние и сообщил об этом отцу Феоне. Так батюшка вновь обрел святыню. Крестным ходом с величайшими почестями ее перенесли в деревню Теологос и в память об этом событии установили местное празднование обретения Честного Гвоздия – во вторник Светлой седмицы.

С тех пор в воспоминание этого чуда каждый год в понедельник Светлой седмицы совершался крестный ход из деревни Теологос к пещерам Глубокой реки с Честным Гвоздием и чудотворной иконой архистратига Михаила. Вечером служилось всенощное бдение, а в день праздника – Божественная литургия. И опять крестным ходом святыни возвращали в деревушку Теологос.

После исцеления от недугов иерей Анастасий из Болгарии изготовил икону архангела в серебряной рипиде, куда вложил Честный Гвоздь вместе с крестом. В таком виде эта святыня хранится до сих пор.

Около 40 лет назад на этом месте была основана женская община, куда были переданы святыни. Женский монастырь во имя Михаила Архангела – один из крупных в Греции. В обитель притекают тысячи богомольцев не только из Греции, но и из других стран.

С каждым годом сюда приезжает всё больше русских богомольцев, молитвенно припадая, по слову акафиста, к «избранному Небесных сил воеводе и рода человеческого заступнику».




  &nbsp Женский монастырь Михаила Архангела имеет достаточно необычную историю для нашего периода, т.к. в новой России вновь открывающиеся монастыри возникают на базе старых, имевших свою историю, свои святыни, свои старинные (пусть даже разрушенные) строения, свою историческую территорию, свою летопись.
    Монастырь основан в 1994 году. 19 сентября 1994 года состоялось освящение престольного храма во имя Архангела Михаила. В октябре 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил открытие при храме женского монастыря.

    Сам храм появился в селе Комаровка, Симбирской губернии незадолго до революции. Более точных сведений, к сожалению, не сохранилось. Но зато сохранилась легенда о строителе храма
        Легенда...
    Был этот человек богатым купцом, и владел имением в селе Комаровка. Липовая аллея, ведущая к его усадьбе, и сейчас просматривается сквозь выросший орешник.
    Человек этот имел красавицу жену и к тому же весьма благочестивую. Красота, что роза: много желающих ее сорвать. К сожалению и друзья супруга оказались людьми не порядочными и пытались ухаживать за чужой супругой. Они забыли или не хотели признавать 10-ю заповедь "Не желай жены ближняго твоего...".


    За первым грехом последовал другой, 9-я заповедь гласит: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Нашелся не побоявшийся греха оговорить честную женщину в отместку за равнодушие. И супруг в страшном припадке ревности убил свою жену.
    На суде выяснилась гнусная клевета и отчаянью вдовца не было предела и тогда он дал обет построить храм в честь Архангела Михаила, который является не только воином, но и отмстителем за всякую несправедливость. Не случайно, построенный в честь женщины - праведницы, он не только уцелел до наших дней, но и собрал вокруг себя именно женщин.
    Небольшой, но очень изящный, устремленный в небо, как корабль в пустыни, храм, вместе с большинством других, был закрыт в 1918 году.

(федеральный)

Церковь Архангела (Архистратига) Михаила в Тропарёве - православный храм, построенный в 1693-1694 годах на подмосковных землях Новодевичьего монастыря (ныне территория города Москвы). После возвращения верующим в 1989 году имеет статус патриаршего подворья .

Расположен в московском районе Тропарёво-Никулино на территории парка «Никулино» в 800 метрах от станции метро 01 «Юго-Западная» по адресу проспект Вернадского , 90.

История

Деревянный храм Архистратига Михаила в селе Тропарёве дважды перестраивался, последний раз в 1669 году. В конце XVII-го века на месте сгоревшего деревянного храма начали возводить каменный храм, который был закончен к 1694 году. Храм построен на средства Новодевичьего монастыря , которому тогда принадлежало село Тропарёво . Точных сведений об авторе проекта храма нет.

Судя по архитектуре, колокольня была сооружена раньше, в середине XVI века в стиле московского узорочья. 25 октября 1694 года (по старому стилю) был выдан антиминс (вместопрестольник, освящённый шёлковый или льняной плат, изображающий положение Христа во гроб, с зашитыми в него частичками мощей святых, на котором совершается литургия). Во время Отечественной войны 1812 года храм, хоть и не сильно, но всё же пострадал во время отступления войск Наполеона по Старокалужской дороге. В 1823 году церковь была отремонтирована.

В советские времена, в 1939 году храм закрыли, ограда была уничтожена, остались одни только ворота, внутренне убранство церкви было разорено, колокола сброшены и, впоследствии, за исключением одного, не возвращены. В 1960-е годы в помещении находился склад декораций «Мосфильма». В 1964 году архитекторами объединения «Мособлреставрация» было проведено обследование и реставрация глав храма. В конце 1970-х церковь была отреставрирована снаружи.

В 1988 году в ознаменование тысячелетия Крещения Руси вышло постановление московских властей о передаче церкви Архангела Михаила в пользование Московской Патриархии . Решение было принято не сразу, так как в это время здание было занято Московским художественным комбинатом. Освящение храма состоялась 23 февраля 1989 года (приурочено к празднику священномученика Харлампия).

В последующие годы были построены дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа, домики-киоски для продажи церковной утвари. На восточной стороне установлен памятный знак с фамилиями жителей села Тропарёво , погибших во время Великой Отечественной войны .

На территории подворья освящена часовня Св. Виталия. В часовне по окончании утреннего богослужения служится панихида.

Архитектура

Своеобразием церкви является сочетание традиционной сельской церковной архитектуры с нетипично богатым оформлением фасада храма. Храм строился в конце XVII века, когда в церковной архитектуре происходил переход от украинского стиля (трёхглавие) к московскому, или нарышкинскому стилю (назван так, поскольку в имениях Нарышкиных были возведены церкви подобного типа). Храм имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой , трапезной (престолы Происхождения Честных древ Креста Господня и мученика Харлампия) и трехъярусной шатровой колокольни . Церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары , и «глухими» двухъярусными барабанами глав. Окна обрамлены пышными резными наличниками, под ложными закомарами проведён широкий фриз , углы украшены колонками, такие же колонки разделяют полукружия апсид. Барабаны имеют восьмигранную форму, на бо́льшие нижние восьмерики, перекрытые небольшими куполами , поставлены миниатюрные восьмерики-барабаны, завершающиеся небольшими золотыми главками, также гранёными. Купола и кресты позолочены. Колокольня представляет собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами. Колокольня расположена строго по канону − по оси над западным входом в храм. По своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII века; возможно, она является самой ранней частью здания. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов . До сегодняшнего времени не дошли некоторые элементы архитектуры колокольни: колонки на столбах-опорах шатра, декоративные наличники слухов. Колокола отлиты специально для храма на одном из уральских заводов во время возрождения церкви в конце 80-х годов прошлого века, а один колокол сохранился с давних времён, подобранный и спрятанный прихожанами во время разрушения храма в конце 30-х годов. При сносе Тропарева колокол был сохранен и в дальнейшем передан в расположенный напротив храма Театр на Юго-Западе, где и хранился до 1989 года.

Иконы

  • По обе стороны от Царских врат находятся списки с икон Донской Божией Матери , почитание которой проходит 1 сентября (19 августа по старому стилю) и Смоленской Божией Матери (Одигитрии) , почитаемой 10 августа.
  • В храме хранится довольно редкая икона Святой благоверной княгини Анны Кашинской , супруги великого князя Михаила Ярославича , после смерти мужа постригшейся в монахини и переселившейся в город Кашин , в Успенский женский монастырь.
  • Икона Божией Матери «Достойно есть », почитаемой 24 июня
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша », почитаемой 18 мая
  • Икона Святителя Николая Чудотворца , память 22 мая и 19 декабря
  • Икона Святого Великомученика и Победоносца Георгия , память 6 мая
  • Икона Святой Блаженной Матроны Московской , память 2 мая
  • Икона с крестом мощевиком XVIII века. Все святые, чьи мощи хранятся в мощевике, изображены на самой иконе. Это Первоверховные Апостолы Петр и Павел , Апостол Иаков, Апостол и Архидиакон Стефан , Святители Николай Чудотворец и Иоанн Милостивый ,благоверный великий князь Александр Невский и Прп. Даниил Московский ,Прп. Сергий Радонежский ,Прп. Александр Свирский , великомученик целитель Пантелеимон и многие другие.

Когда монастырь был построен, точно неизвестно. Согласно преданию церковь Архангела Михаила была открыта здесь в XII веке.

Первое описание обители даёт Василий Барский, посетивший его летом 1735 года. Он написал в своих воспоминаниях: «...монастырь этот создан древними благородными мужами в честь святого Архистратига Михаила». Уже тогда монастырь отличался своей древностью. Косвенно время возведения монастыря подтвердили греческие учёные после того, как проанализировали архивные материалы минувших веков. Они высказали мысль о том, что обитель существовала здесь уже в начале XV века.

Как известно, епископы Кипра в те времена были под юрисдикцией католической церкви. По мнению учёных, тайное заседание Священного Синода, которое состоялось летом 1406 года, проходило, скорее всего, именно в этом монастыре. О древнем происхождении обители свидетельствуют также иконы и росписи главного храма. Их создали в XVII веке искусные мастера из монастыря Святого Ираклидия.

Однако если о времени основания монастыря нам ничего не известно, наличествует достоверная информация о том, когда он был полностью перестроен и обновлён архиепископом Хрисанфом в 1769 году.

Архимандрит Киприан, известный кипрский летописец, в своём труде «Хронологическая история острова Кипр», опубликованном в 1788 году, подтверждает: «жизнь в монастыре никогда не угасала, и монахи никогда его не покидали».

В конце XVIII века в обители была проведена масштабная реконструкция. Главный храм был обновлён, построены новые кельи. Но к середине XIX века обитель опустела, как, впрочем, и многие другие монастыри на Кипре. Масштабная реставрация монастыря была начата только в 1970 году, после того как обитель посетил архиепископ Макариос III. Тогда была построена часовня святого Нектариоса, а главный монастырский храм был отреставрирован.

Несмотря на все пережитые трудности, обитель сумела сохранить для потомков уникальные шедевры искусства. Тот облик святой обители, который мы видим сейчас, начал формироваться в годы правления архиепископа Хрисантоса. При нём в монастыре был восстановлен главный храм, обновлены фрески и иконостас, построены новые хозяйственные помещения и кельи.

Односводчатый храм обители украшен образами святых, украшена нижняя часть северной, западной и южной сторон. В основном храм представляет собой типичный образец однонефных храмов с апсидами и тремя входами с северной, западной и южной сторон.

К западу от главного входа изображён ктитор - архиепископ Хрисанф, приносящий храм в дар архангелу Михаилу. Две кратких надписи указывают на дату реконструкции храма архиепископом Хрисанфом и экономом монастыря Леонтием: 1769 год. Посвятительную фреску написал мастер по фрескам иеромонах Леонтий, который написал все фрески на западной и южной стенах и большую часть фресок на северной стене храма.

За западным окном северной стены изображены святые целители бессребреники Косьма, Дамиан и Пантелеймон. С другой стороны того же окна видны образы трёх святых, имена которых не указаны. Изображения трёх неизвестных святых, как и изображение святого Мины к востоку от северных врат, были созданы в 1863 году иконописцем Антонием Хаджихристу. Другие фрески северной стены принадлежат кисти иеромонаха Леонтия и были выполнены одновременно с реконструкцией храма. Эти фрески, как мы читаем в надписях, являются посвятительными и созданы на средства различных жертвователей. Техника росписи храма монастыря Архангела Михаила близка к технике исполнения иконы на дереве, что свидетельствует о создании этой росписи в период упадка церковной живописи на Кипре.

Подлинной реликвией является большая храмовая икона Архангела Михаила. Известный русский монах-путешественник В. Григорович-Барский так сказал про эту икону: «она выполнена с таким искусством и в таком измерении, что наполняет каждого смотрящего на неё необычайным волнением и необъяснимым беспокойством. И не существует во всём Кипре другого такого образа, который бы мог сравниться с ним как по силе воздействия и размерам, так и по технике исполнения». Эти слова известного русского путешественника не потеряли актуальность и в наши дни.

В монастырском дворе растут фруктовые деревья, цветы и зелень. Источник чистейшей воды украшен мозаичным панно. И завершением облика обители стал портал, на котором мозаикой выложены образы архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила. Люди едут в святую обитель, чтобы найти здесь покой и умиротворение.

Фото с сайта cyprusiana.ru и архива Кипрского отделения ИППО

Недалеко от местечка Алики расположилась главная религиозная достопримечательность острова – действующий женский монастырь Архангела Михаила.

Появление его именно на этом месте связно с легендами об исцелении, вещими снами, необъяснимыми чудесами, которые случались здесь. Знамение послужило тому, что на этой скале построили монастырь, действующий по сей день.

Это место привлекает как верующих людей, так и простых туристов. Для первых здесь предоставляется шанс прикоснуться к святыне – частичке гвоздя, на котором был распят Христос, для вторых – побывать в красивейшем месте с великолепным панорамным видом, одним из лучших на острове.



Внутри монастыря

Вход на территорию бесплатный. На входе выдают платки и юбки, если вы не подобающе одеты по церковным меркам (шорты, майки). Не вся территория открыта для посетителей, место проживания монашек скрыты за высокими воротами.

Вам же предоставляется шанс прогуляться по внутреннему дворику, с которого открывается шикарный вид на море. Монастырь находится на вершине обрывающейся скалы, так что вид действительно захватывающий, в какую сторону бы вы не посмотрели.

Что можно посмотреть в монастыре Архангела Михаила

На территории, открытой для посещений, вы можете посетить

1) сувенирную лавку, в которой продаются сувениры с церковной тематикой, а также вещи, сделанные руками женщин-послушниц. Например, вязаные пинетки для младенцев.

2)осмотреть оружейную лавку-выставку. Через витрину можно увидеть экспонаты в виде ножей, сабель.

3) Конечно же, на территории монастыря для туристов открыта церковь, где можно помолиться, поставить коричневую свечку, которую можно купить тут же (ценник предлагается от 1 евро и выше, в зависимости от толщины свечки).

На выходе из монастыря можно сполоснуть лицо святой водой из организованного источника или набрать ее с собой в бутылки.

Пещера под монастырем

Ниже монастыря имеется спуск в маленькую пещерку, добраться до которой очень непросто. Интересно, какой процент туристов решается туда идти? Дорога несколько опасна даже для людей ловких, поэтому не рискуйте, если у вас нет медицинской страховки. В пещерке стоит икона Архангела Михаила, свеча и плещется исцеляющий источник. Считается, что тот, кто в нем умылся, избавляется от различных болезней, которые мучают человека. Собственно, ради этого люди и решаются на эту экскурсию в пещеру.