Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова. Разделительные твердый и мягкий знак (ъ, ь) Слова существительные с мягким знаком

Звуки и буквы

Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьет, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьет, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чье, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить,

Петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятерку. 9. Я больно ударился о дверь, 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать предложения. Записать и прочитать слова

С мягким знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолета. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привез Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жилье. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришел июнь.

“Июнь! Июнь!” –

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь –

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села.

Собираем в августе

Урожай плодов

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шел снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моем альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нем нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и желтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела теплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились черненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жилье. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчелы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.

Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов - Російська мова

Схожі записи:

    ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ – Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось. – Вспомните, что вы учили по лексикологии в 5 классе, и вставьте в...

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, изменение их по числам СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Прослушать словосочетания. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что?,...

    4 класс Части речи Местоимение КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к местоимениям. Дружить с ним, думать о них, пригласить его, встретить без...

    Урок 67. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ Выполняем творческие задания на основе прочитанного произведения 427. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. На горе Арарат рвала...

    ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОКИ 14 – 15 ЗВУКИ И ИХ РОЛЬ В РЕЧИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ 73 Прочитай стихотворение. Жизнь была бы...

    Урок 18. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Узнаем и главных членах предложения 106. Прочитай отрывок из стихотворения. Как ты понимаешь выражения шумит тишина, поет Осень? Таинственно шумит...

    52. Читаем молча: предугадываем пропущенные слова. Говорим: пересказываем текст по опорным словам 413. Прочитайте и спишите пословицы. О чем они? В разговоре на какую тему...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Спишите слова. Поставьте...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ §34 – 35 Количественные числительные. Склонение и правописание целых количественных числительных 314 1. В материалах таблицы на с. 132 найдите ответы на...

    Урок 11 Буквы и, ы Учимся правильно произносить и писать слова с буквами и, ы 76. Произнеси вслед за учителем скороговорки. 1. Мама мылом мыла...

    ЯЗЫК Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ МОРФОЛОГИЯ – Имя существительное – Имя прилагательное – Имя числительное...

    1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЕРВОМ КЛАССЕ СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 1. Прочитай и определи, где слова, а где предложение. Листопад, летит, лист, упал. Осенью листья...

    Урок 34 Буква ь Учимся правильно произносить и писать слова с ь 242. Прочитай стихотворение вслед за учителем. Раз в апрельский ясный день Старый пень...

    УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Ээ Поэт Эмма Эдик Это Эти Этими Я возьму карандаши. эти Этот Этому Об этом Внимательно прочитай. Запиши предложения по памяти, сверь...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 1 1. Повтори написание слов в рамках на с. 4-10. Ознакомься со словарем в конце...

    10.Правильно произносим и пишем слова с безударными гласными в корне слова. Читаем: определяем отношение автора к описываемому 79. Правильно прочитайте слова, затем проговорите их так,...

    Урок 3 Украина – многонациональное государство Узнаем новые сведения об Украине 15. Повтори за учителем пословицу. Как ты понимаешь ее смысл? Своя земля и в...

    4. ТЕКСТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ 6 1. Прочитай текст. О чем он? Какой характер был у воробья? Всю...

    ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 6. ЖАРГОННЫЕ СЛОВА МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте рассказ А. Моисеева. Какое впечатление он на вас произвел? Какую проблему поднимает в...

    4 класс Части речи Имя прилагательное ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Волшебная ночь, у горячей печи, теплое молоко, новогодний вечер,...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 36. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С – ТЫСЯЧНЫЙ, – МИЛИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Сравните колонки с количественными...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Петя мечтал о п..нале. Он знал: у ребенка, который идет в...

    6. СЛОВО СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ 8 1. Прочитай слова. Какие буквы нужно вставить вместо точек? П..суда, лет.. , пош..л, есл.. , п..чему, п..нал, м..г..зин,...

    4 класс Части речи Глагол Правописание не с глаголами КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Подчеркнуть глаголы с частицей не. ПОСЛОВИЦЫ I ЧАСТЬ 1. Солнце врагу не погасить, а...

    4 класс Части речи Глагол Глаголы на – ся, – сь ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Встретиться, радуется, удивляться,...

    С НОВЫМ ГОДОМ! Ше же Идти Шел Шла Шли Шел Желтый Пришел Жесткий Ушел Желудь Нашел Тяжелый Зашел Окруженный Загадки 1. Желтый Антошка Вертится на...

    Урок 24 Оглушение звонких согласных Учимся правильно произносить и писать слова со звонкими согласными перед глухими и на конце слова 170. Отгадай загадку. Ела, ела...

    Урок 32. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И МОЛЧА Совершенствуем умения читать молча и вслух, понимать содержание текста 189. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Выбери при...

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примеры слов с разделительным ъ

Съ езд, подъ езд, отъ езд, разъ езд, объ ём, предъ юбилейный, изъ явить, волеизъ явление, объ ять, необъ ятный, разъ ярённый, сверхъ естественный, съ ёмка, взъ ерошить (волосы), съ ёжиться, разъ яснилось (небо), объ единить, объ явление, съ едобный, подъ ёмный (кран).

Двухъ язычный, трёхъ ярусный, четырёхъ ярусный.

Адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

Примеры слов с разделительным ь

Здоровь е, счасть е, ль ёт, бь ёт, вь ёт, вь ётся, вь юга, семь я, воробь иный, хлопь я, пь еса, барь ер, бель ё, бриль янт, бурь ян, вь юн, интервь ю, лись и, ружь ё, шалунь я, полозь я, пить ё, пь ёт, друзь я, серь ёзный, Тать яна, Марь я, шь ём, шить ё, выль ется, обезь яна, ночь ю, листь я, деревь я, птичь и, вь ющиеся растения, в уль е, атель е, рь яный (работник), (выступить) с речь ю, (владеть) вещь ю.

Баталь он, почталь он, бульон, павиль он, компань он, медаль он, минь он, шампинь он.

Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.

Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.

Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.

  • закрепить у детей правописание ь знака в середине и на конце слова;
  • формировать умение обозначения мягкости согласного звука на письме;
  • закрепить навыки деления слов на слоги с ь знаком на конце и в середине слова;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать образное мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Тип урока: урок закрепления материала.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе “Школа 2100”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • Дидактический материал по русскому языку автор Т.В. Шклярова;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат,
  • (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран
  • Программное обеспечение:
  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

Пояснительная записка

Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Буква ь на конце и в середине слова” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент

– Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд 1) Приложение 1

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.

II. Чистописание

Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я от Вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь
За письмо сейчас возьмусь.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа. Послушайте стихотворение и подумайте какую букву мы будем писать в чистописание?

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Допишите в чистописание все слова с мягким знаком, которые вы услышали в стихотворении.

Какое слово здесь лишнее? Почему?

III. Словарная работа.

Запишите все словарные слова, которые вы помните с ь знаком.

Посмотрите на доску. Проверьте. (слайд 3)

Поднимите руку у кого такие же?

Какое слово я не включила?(звонишь)

Почему? (ь не обозначает мягкость согласного звука)

Составьте и запишите одно предложение с одним из словарных слов.

Подчеркните главные члены предложения.

IV. Закрепление

Сели ровно, ручки положили. Что такое орфограмма?

1. Актуализация знаний

Какие ещё буквы помимо ь могут обозначать мягкость согласного на письме.

2. Формулирование темы.

С какой орфограммой мы будем работать сегодня на уроке?

Посмотрите на доску.

3. Повторение

Какое время года изображено на картине? (осень) (слайд 4)

Какие осенние месяцы вы знаете?

В каких из этих названий встречается ь знак? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Запишите их в один столбик и подчеркните орфограмму.

Какое время года изображено на этой картинке? (зима) (слайд 5)

Какие зимние месяцы вы знаете?

В каких из этих названий встречается ь знак? (декабрь, январь, февраль)

Запишите их во второй столбик и подчеркните орфограмму.

Как разделить слова для переноса?

Разделите все записанные слова для переноса. Молодцы!

V. Физкультминутка

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.

(Слайд 6 )

Альтернативный вариант (выполнение комплекса упражнений под музыку из м/ф 38 попугаев)

IV. Самостоятельная работа

Сели ровно. Открыли учебники на стр. 35, упр. 191.

Прочитайте задание.

Какие слова вы запишите в первый столбик?

А во второй?

Почему слова осень, листья, осыпались и весь вы запишите в оба столбика?

Выпишите из упражнения слово “весь” и сделайте звуко-буквенный разбор.

Весь [вэс] – 1 слог, 4 б, 3 зв.
В[в] – согл, зв, пар, мяг.

E[э] – гл. уд.
C[с] – согл., глух, пар, мяг.
– Почему мягкий? Что смягчает?
Ь[ -]

Сколько в этом слове слогов? (1) Почему? (сколько в слове гласных столько и слогов)

Сколько в этом слове букв? (4)

Сколько звуков? (3) Почему? (потому, что ь знак не обозначает звука)

Для чего тогда нужен в этом слове ь знак, если он не обозначает ни одного звука? (обозначает мягкость на письме предыдущей буквы)

VII. Подведение итога урока.

Подведём итог урока.

Диктант “Плюс – минус”

“Плюс” поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
“Минус” напиши в ответ.

День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.

Проверьте себя сверяясь с доской. (слайд 7 )

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Поставьте себе на полях карандашом “5”

Поднимите руку, допустил 1 или 2 ошибки? Поставьте себе на полях карандашом “4”

Поднимите руку, кто допустил 3 и более ошибок? Вам нужно ещё раз поработать над этой темой дома.

С какой орфограммой работали сегодня на уроке?

Для чего в словах нужен мягкий знак?

Молодцы, вы хорошо работали на уроке.

VIII.Домашнее задание

Открыли дневники. Домашнее задание. Дидактический материал 43 (карточки с домашним заданием)

Измени слова по образцу.

Составь предложение с одним из слов. Подчеркни главные члены предложении.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь -

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.


Большой комплект материалов к уроку на Ь после шипящих (презентации, тесты, карточки, игры, диктанты и многое другое)


10 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, врач, товарищ, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач.
Для 4 класса: мышь, речь, врач, товарищ, горяч, и-за туч, много задач, стеречь, купаешься, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, товарищ, лишь, много задач, стеречь, купаешься, намажь, вскачь, горяч.

25 слов на правило Ь после шипящих

Для 2 - 3 класса: чушь, рожь, мышь, печь, ложь, вошь, вещь, брошь, гуашь, мяч, врач, товарищ, лещ, клещ, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, шалаш, и-за туч, много задач, вокруг дач, много луж.
Для 4 класса: мышь, речь, роскошь, желчь, мелочь, молодёжь, трубач, богач, бородач, ловкач, толкач, циркач, калач, горяч, свеж, и-за туч, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь.
Для 5 - 7 класса: фальшь, щёлочь, картечь, мелочь, роскошь, товарищ, радиолуч, обруч, москвич, много задач, передач, чудищ, стеречь, увлечь, купаешься, пишешь, читаешь, знаешь, намажь, отрежьте, лишь, вскачь, настежь, невтерпёж, горяч, свеж.

Списки на отдельные пункты правила

Существительные

Женский род, 3 склонение

Мышь, дочь, речь, фальшь, чушь, молодёжь, печь, рожь, ложь, вошь, ветошь, вещь, брошь, плешь, брешь, дичь, глушь, мелочь, щелочь, сушь, помощь, медпомощь, самопомощь, взаимопомощь, техпомощь, горечь, ночь, полночь, гуашь, мощь, пустошь, тишь, роскошь, желчь, сволочь, тушь, ретушь, толщь, течь, картечь, припряжь, упряжь, пристяжь, залежь, бестолочь, блажь, дрожь.

Женский род, мн. ч.

Много лыж, дач, туч, продаж, распродаж, встреч, удач, неудач, передач, грыж, чудовищ, чудищ, передач, выдач, калош, билитёрш, Ксюш, Паш, Даш, Саш, луж, добыч, туш, пожарищ, свеч, призёрш, бригадирш, лапищ, лапищ, лифтёрш, тысяч, кляч, задач, пропаж, плеч.

Мужской род, 2 склонение

Горбач, трубач, рвач, богач, рогач, строгач, дергач, пугач, тягач, автотягач, бородач, ловкач, толкач, циркач, ткач, трюкач, калач, палач, силач, плач, толмач, басмач, космач, кумач, рифмач, зурнач, трепач, скрипач, врач, женщина-врач, главврач, санврач, военврач, ветврач, диетврач, грач, кедрач, носач, усач, смехач, лихач, слухач, меч, бич, сэндвич, королевич, цесаревич, царевич, кривич, москвич, дрегович, рядович, пскович, попович, родич, сородич, ерофеич, княжич, паралич, клич, кулич, радимич, костромич, кирпич, спич, барич, шляхтич, лютич, вятич, соотчич, френч, клинч, светоч, харч, смерч, матч, кетч, скетч, путч, всеобуч, завуч, сургуч, неуч, луч, радиолуч, обруч, паныч, Змей Горыныч, хрыч, сыч, ключ, мяч, шабаш, лаваш, чуваш, легаш, торгаш, карандаш, чардаш, мордаш, алкаш, палаш, ералаш, шалаш, наш, мураш, патронташ, ковш, клеш, кулеш, дервиш, идиш, кукиш, мякиш, кишмиш, финиш, фетиш, шиш, гашиш, бакшиш, реванш, матч-реванш, карт-бланш, пунш, дебош, грош, апрош, макинтош, марш, демарш, фарш, ерш, бурш, ингуш, душ, куш, туш, кунтуш, картуш, поскребыш, оборвыш, вкладыш, последыш, подкидыш, выкидыш, ландыш, обглодыш, зародыш, бердыш, приблудыш, малыш, круглыш, голыш, камыш, приемыш, откормыш, выкормыш, гаденыш, найденыш, змееныш, несмышленыш, звереныш, гусеныш, детеныш, китеныш, утеныш, черныш, дурныш, слепыш, крепыш, отрепыш, глупыш, барыш, опарыш, наигрыш, проигрыш, выигрыш, розыгрыш, отыгрыш, заморыш, катыш, окатыш, латыш, коротыш, перевертыш, свертыш, дутыш, коклюш, плюш, кругляш, беляш, гуляш, племяш, кудряш, плащ, пращ, лещ, клещ, свищ, товарищ, сотоварищ, овощ, хвощ, борщ, хрущ, хлыщ, прыщ, плющ, хрящ.

Прилагательные

Горяч, тягуч, вонюч, пригож, сыпуч, горюч, колюч, хорош, злющ, свеж, жгуч, линюч, могуч, шипуч, тощ, кипуч, пахуч, скрипуч, ползуч, вездесущ.

Наречия

Наотмашь, навзничь, напрочь, настежь, сплошь, прочь, вскачь, невмочь, точь-в-точь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Частицы

Ишь, бишь, вишь, лишь.

Глаголы

Инфинитив

Жечь, лечь, облечь, навлечь, извлечь, печь, пренебречь, беречь, стеречь, изречь, засечь, течь, жечь, сечь, стричь, достичь, волочь, толочь, смочь, напрячь, напрячь.

Глаголы 2-го лица

Улыбаешься, питаешься, кусаешь, пинаешь, пьёшь, льёшь, спишь, ешь, любишь, целуешься, шевелишься, киваешь, пользуешься, пишешь, читаешь, моешься, используешь, слабеешь, движешься, держишь, видишь, знаешь, летаешь, печалишься, лечишься, числишься, учишься, пользуешься, можешь, каешься, стережёшь, извлекаешь, жжёшь и т.д.

Глаголы повелительного наклонения

Намажь, отрежь, съешь, назначь, не плачь, спрячь, уважь, обеспечь, обнаружь, подытожь, умножь, тревожь, сосредоточьтесь.

Ь сохраняется перед -те и -тесь : намажьте, намажьтесь, спрячьте, спрячьтесь и т.д.


Свидетельство о публикации № 1356502 от 31.05.2017