Н носов фантазеры читательский дневник. Н.Носов "Фантазеры". Диалог героев - способ раскрытия их характеров. Выявление основной мысли рассказа

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Фантазеры" и их характеристика

  1. Стасик и Мишутка. Добрые друзья, выдумщики и фантазеры. Веселые и отзывчивые.
  2. Игорь. Вредный и противный обманщик.
  3. Ира. Сестра Игоря. Добрая и маленькая.
План пересказа рассказа "Фантазеры"
  1. Стасик и Мишутка хвастают
  2. Появление Игоря
  3. Как Игорь подставил Иру
  4. Мороженое
  5. Слезы Иры
  6. Ведро мороженого
Кратчайшее содержание рассказа "Фантазеры" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мишутка и Стасик хвастались друг перед другом.
  2. Игорь послушал, как они хвастают, и стал стыдить мальчиков.
  3. Он сказал, что врать нужно с пользой.
  4. Игорь рассказал, как обманул родителей и подставил сестру Иру.
  5. Ребята прогнали Игоря, а сами купили порцию мороженого на двоих.
  6. Они встретили заплаканную Иру, и поделились мороженым.
Главная мысль рассказа "Фантазеры"
Врать плохо, а фантазировать хорошо.

Чему учит рассказ "Фантазеры"
Рассказ учит доброте, справедливости, отзывчивости. Учит никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит фантазировать, развивать воображение. Учит тому, что все хорошее должно быть хорошо для всех.

Отзыв на рассказ "Фантазеры"
Очень смешной и поучительный рассказ. Смешно в нем читать о выдумках мальчиков. Поучителен он тем, что показывает, как нельзя себя вести. Мне не понравился Игорь, который обманул ради выгоды, и мне понравились Стасик и Мишутка, которые фантазировали ради веселья.

Пословицы к рассказу "Фантазеры"
Голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Вранье не споро, попутает скоро.
Врать не устать, было бы кому слушать.
Врать не врет, прихвастывает здорово.

Мишутка и Стасик были большими фантазерами, и они рассказывали друг другу небылицы, соревновались – кто кого обманет. Но мальчик Игорь оказался еще большим врунишкой, чем они оба: он скушал все варенье, а вину свернул на Ирочку. Мальчикам стало жаль бедную девочку.

Рассказ Фантазёры читать

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

Девяносто пять. А тебе?

А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

У! А я море мог переплыть!

Подумаешь - море! Я океан переплывал!

А я раньше летать умел!

А ну, полети!

Сейчас не могу: разучился.

А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

Без головы?

Конечно, без головы. Зачем мне голова?

Как же ты шел без головы?

Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

Почему же ты теперь с головой?

Другая выросла.

"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

Вовсе нет.

Почему же ты теперь живой?

Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

Ничего подобного. Я не про это.

Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.

Ха-ха-ха! Вот это враки!

А вот и не враки!

Как же ты мог раздавить автобус?

Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

Не веришь? Честное слово!

На чем же ты летал?

На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

Что же ты там на Луне видел?

Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

Конечно, летал.

Почему же ничего не видел?

А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

Вот врут-то! И вам не стыдно?

А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

А ты думаешь, легко выдумывать!

Чего проще!

Ну, выдумай чего-нибудь.

Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

Ну, что ты все "э" да "э"!

Сейчас! Дайте подумать.

Ну, думай, думай!

Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

Ничего. Как было, так и рассказал.

А говорил - выдумывать мастер!

Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

Какая польза?

А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

А тебе что?

Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

Сами вы брехуны!

Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

Меня мама гулять не пускала.

За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

А вы разве не хотите сами?

Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

, урок-размышление , 1-4 классы

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Образовательные
: организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

  • Развивающие : создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Воспитывающие : содействовать воспитанию нравственных качеств.
  • Оборудование: компьютер и проектор, учебник, презентация “Н.Носов “Фантазёры”, карточки для индивидуальной работы и рефлексии.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.

    2. Введение в тему урока.

    Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)

    Для этого вам нужно составить слово из букв:

    з я а т ф а н и (фантазия)

    Подберите синонимы к слову фантазия.

    (неправда, выдумка, небылица, воображение)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

    Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол (3 слайд)

    (фантазировать)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.

    Как называют человека, который любит фантазировать? (4 слайд)

    (фантазёр, выдумщик, сочинитель)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

    3. Постановка цели урока.

    Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке (слайд 5)

    Страна Вообразилия –
    Такую мы все знаем.
    И с Николаем Носовым
    Там снова побываем.
    Неправда и фантазия.
    Как их нам распознать?
    Для этого и будем
    Сегодня мы читать.

    На уроке литературы мы размышляем над рассказом Н.Носова “Фантазёры”.

    4. Открытие нового

    Назовите главных героев рассказа (слайд 6)

    (Мишутка и Стасик)

    Что можете о них сказать?

    (любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

    5. Кто лучший сочинитель?

    Прочитайте, что придумывал Мишутка: (слайд 7)

    Мне 140 лет.
    Был большой, а стал маленький.
    Могу реку переплыть, океан.
    Напала акула, откусила голову, другая выросла.
    Раздавил автобус.

    Прочитайте, что придумывал Стасик.

    Мне 95 лет.
    Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
    Мог море переплыть.
    Раньше летать умел, потом разучился.
    Крокодил съел, а потом выплюнул.
    На луну летал.

    Кто, по-вашему, лучший сочинитель?

    (Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.

    Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну)

    6. Давайте подумаем

    А как друзья сами называют свои фантазии? (слайд 8)

    (враки, враньё)

    Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?

    (Нет, фантазия никому вреда не приносит.

    Мальчики придумывали для собственного удовольствия.)

    Чем отличается врун от фантазёра?

    Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

    Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.

    Какой ещё герой присутствует в рассказе? (слайд 9)

    Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.

    (Вот врут – то! И вам не стыдно?

    “Сказки! – презрительно фыркнул Игорь)

    Что значит презрительно?

    (неуважительно, с отвращением)

    Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

    А зачем Игорь стал с мальчиками играть?

    (Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)

    Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?

    (Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)

    Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.

    Что можете сказать об истории Игоря?

    (Это не фантазия. Это было на самом деле.

    Игорь поступил нечестно.

    От его слов пострадала сестрёнка.)

    (Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)

    7. Фантазировать легко?

    Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд 10)

    (нет фантазии)

    Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

    (Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)

    Как вы относитесь к поступку мальчика?

    (Игорь поступил подло.
    Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала.
    Игорь обманул не только Иру, но и маму.
    Он врун и обманщик.)

    Как назвали Игоря мальчики?

    Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?

    Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

    Какое у неё было настроение?

    (грустное)

    Какие слова помогли это понять?

    (глаза у неё были заплаканные)

    Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.

    А как бы вы утешили девочку?

    (Не переживай, Ира.
    Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
    Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)

    Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?

    Какие слова в тексте подтверждают это?

    (Ира засмеялась.)

    8. Давайте подумаем

    Дадим характеристику поступкам героев (слайд 11)

    Вам помогут зашифрованные слова. Соберите слово с помощью букв алфавита.

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    А -1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11
    К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22
    Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ь-28 Ы-29 Ъ-30 Э-31 Ю-32 Я-33

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    Точное определение этих слов можно найти в толковом словаре.

    Вымысел – это то, что создано воображением, фантазией.

    Умысел – это заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

    Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом?

    (вымысел – Мишутка и Стасик,

    умысел – Игорь)

    9. Чтение по ролям

    Сколько частей – диалогов можно выделить в тексте? (слайд 12)

    1 диалог – Мишутки и Стасика.

    2 диалог – разговор с Игорем.

    3 диалог – встреча с Ирой.

    10. Работа в паре

    Тест “Внимательный читатель” (слайд 13)

    2) Вставьте пропущенные слова:

    Мишутка и Стасик сидели... на скамеечке и разговаривали.

    а) во дворе

    3) Игорь намазал Ире вареньем...

    4) Сколько порций мороженого смогли купить Мишутка и Стасик?

    а) дети сочиняли смешные истории

    б) дети обманывали

    в) рассказ о детях

    6) Соберите пословицу: дана, добрые, жизнь, на, дела.

    Проверим работу.

    1) Николай Николаевич Носов

    5) дети сочиняли смешные истории

    6) Жизнь дана на добрые дела.

    Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу?

    11. Фантазировать легко?

    А вам приходилось когда-нибудь фантазировать? (слайд 14)

    Ребята нашего класса создали книжки – самоделки. Прочитайте эти забавные истории.

    12. Итог урока

    Какую цель мы поставили в начале урока? (слайд 15)

    (понять, чем отличается неправда от фантазии)

    Достигли мы этой цели?

    Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?

    (главные герои фантазируют без злого умысла)

    Чему учит нас рассказ?

    (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

    Николай Носов интересно, легко, с юмором и очень просто рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. (слайд 16)

    Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми.

    13. Рефлексия

    Попробуйте оценить собственные успехи на уроке: (слайд 17)

    • получилось отлично
    • не все задания выполнил так, как хотел
    • получилось не так, как хотелось

    14. Домашнее задание (по выбору) (слайд 18)

    • 1 – пересказ диалога (по выбору);
    • 2 – рисунок фантазий Мишутки или Стасика;
    • 3 – сочинение собственной небылицы.

    «Фантазеры» – веселая и поучительная история о маленьких выдумщиках, которые очень любили фантазировать, но терпеть не могли вранье и несправедливость.

    Краткое содержание «Фантазеры» для читательского дневника

    Название : Фантазеры

    Число страниц : 5. Носов Николай. «Фантазеры». Издательство «Росмэн». 1997 год

    Жанр : Рассказ

    Год написания :

    Главные герои

    Стасик и Мишутка - лучшие друзья, добрые, порядочные ребята, большие выдумщики.

    Игорь - соседский мальчик, вредный, подлый.

    Ира - младшая сестренка Игоря, добрая и честная.

    Сюжет

    Мишутка и Стасик - лучшие друзья, которые с удовольствием выдумывают всякие небылицы о себе и других людях. При этом они соревнуются между собой, кто из них нафантазирует самую невероятную историю.

    Мальчики представляют себя отважными, сильными и большими. В своих фантазиях им вначале было больше ста лет, и только со временем они стали маленькими. Однажды Мишутка рассказал, как на него напала огромная акула, которая откусила ему голову, и теперь он ходит без нее, ожидая, пока вырастет новая голова. Стасику очень понравилась эта выдумка, и в ответ он рассказал, как его съел крокодил, но потом выплюнул.

    В ответ Мишутка поведал, как однажды раздавил ногой автобус. Правда, он затем признался, что автобус был игрушечным. Стасик не хотел отставать, и похвастался тем, что летал на Луну. Вот только он ничего не смог там разглядеть, потому что летал во сне.

    Однажды к друзьям присоединился соседский мальчик Игорь. Он внимательно послушал их выдуманные рассказы, но затем сказал, что они никуда не годятся, а вот его правдивая история куда интереснее. Как-то раз Игорь с младшей сестренкой Ирой остались одни дома. Девочка пошла спать, а Игорь тем временем взял в буфете варенье и съел сразу полбанки. Чтобы мама не ругалась, мальчик обмазал вареньем губы сестры. Мама вернулась, и отругала Ирочку, а Игорю разрешила доесть десерт.

    Игорь похвастался перед друзьями, как ловко он обманул родителей - и выгоду получил, и наказания избежал. Однако мальчики были возмущены таким подлым поступком. По дороге домой они купили одно мороженое на двоих. В подъезде друзья повстречали заплаканную Ирочку, которой досталось за съеденное варенье. Чтобы утешить девочку, Мишутка и Стасик каждый предложили ей свою порцию мороженого. Ирочка была доброй девочкой, и предложила разделить мороженое на три равные части. Друзья так и сделали, и все были счастливы.

    План пересказа

    1. Стасик и Мишутка фантазируют.
    2. Появление Игоря.
    3. Подлый поступок Игоря.
    4. Мороженое на двоих.
    5. Слезы маленькой Иры.
    6. Ребята утешают девочку.

    Главная мысль

    Можно смело фантазировать и выдумывать небылицы, а вот врать и подставлять других людей - подло.

    Чему учит

    Рассказ учит быть честным, справедливым, и никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит не бояться фантазировать и придумывать разные увлекательные истории.

    Отзыв

    Стасик и Мишутка, несмотря на свое богатое воображение и любовь к сочинительству, оказались порядочными и справедливыми мальчиками, которые четко понимали, где - фантазии, а где - вранье.

    Пословицы

    • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
    • Врать не устать, было бы кому слушать.
    • Врать не врет, прихвастывает здорово.

    Что понравилось

    Очень понравилось, как друзья отказались играть с Игорем, который так жестоко подставил сестренку, да еще и хвастался своим подлым поступком.

    Рейтинг читательского дневника

    Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 16.

    Страница 0 из 0

    A- A+

    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

    Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

    Девяносто пять. А тебе?

    А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

    А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

    А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

    У! А я море мог переплыть!

    Подумаешь - море! Я океан переплывал!

    А я раньше летать умел!

    А ну, полети!

    Сейчас не могу: разучился.

    А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

    Нет, правда!

    Почему же ты не умер?

    А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

    Без головы?

    Конечно, без головы. Зачем мне голова?

    Как же ты шел без головы?

    Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

    Почему же ты теперь с головой?

    Другая выросла.

    "Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

    Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

    Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

    Вовсе нет.

    Почему же ты теперь живой?

    Так он же меня потом выплюнул.

    Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

    Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

    Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

    Ничего подобного. Я не про это.

    Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.

    Ха-ха-ха! Вот это враки!

    А вот и не враки!

    Как же ты мог раздавить автобус?

    Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

    Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

    Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

    Не веришь? Честное слово!

    На чем же ты летал?

    На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

    Что же ты там на Луне видел?

    Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

    Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

    Конечно, летал.

    Почему же ничего не видел?

    А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

    А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

    Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

    Вот врут-то! И вам не стыдно?

    А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

    Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

    А ты думаешь, легко выдумывать!

    Чего проще!

    Ну, выдумай чего-нибудь.

    Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

    Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

    Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

    Ну, что ты все "э" да "э"!

    Сейчас! Дайте подумать.

    Ну, думай, думай!

    Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

    Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

    Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

    Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

    Ничего. Как было, так и рассказал.

    А говорил - выдумывать мастер!

    Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

    Какая польза?

    А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

    Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

    А тебе что?

    Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

    Сами вы брехуны!

    Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

    Я и сам не стану с вами сидеть.

    Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

    Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

    Продавщица дала им мороженое на палочке.

    Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

    На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

    А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

    Меня мама гулять не пускала.

    За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

    Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

    И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

    А вы разве не хотите сами?

    Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

    Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

    Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

    Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

    Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

    Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

    Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...