"На мерседес хватает?": почему все больше абитуриентов идут в священники. Почему священники рпц уезжают из россии

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина прошла в административном здании Никольского собора 4 декабря.

Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Главная задача - строительство храмов

Один из корреспондентов отметил, что ранее подобную встречу с церковными иерархами было трудно представить, и поблагодарил нового владыку за возможность вот так легко задать любой вопрос.

Журналисты спросили о планах в управление епархией. Митрополит Вениамин сообщил, что первостепенной задачей является продолжение строительства храмов. Около 100 церквей не хватает нашей епархии. Напомним, недавно был освящен огромнейший храм Казанской иконы Божьей матери в Степном. В дальнейшей перспективе, как поделился владыка, - строительство нового кафедрального собора.

Людмила Максимова

Однако в области не хватает более 150 священников, заявил митрополит. Поэтому так важно продолжение работы Оренбургской духовной семинарии. В семинарии уже несколько лет проводятся катехизаторские курсы с целью подготовки помощников священникам на приходах для миссионерской работы с прихожанами. Теперь собираются открывать курсы полубакалавриата по направлению «Теология». Катехизаторов, к сожалению, в церквях не хватает. Их заменяют просто работники храма, и некоторые из них, пошутил владыка, устанавливают собственные правила и порядки. Серьезна нехватка и профессиональных церковных певчих, отметил один из журналистов. Владыка сказал, что возможно, со временем ОренДС откроет регентское отделение.

В 2016 году здание, где находятя кадетский корпус и оренбургская семинария, вернется к ОренДС, как это было до революции. Журналисты обеспокоены: неужели кадетам придется искать новое место? Но митрополит убедил: подобного не произойдет. Да, кадетам придется немного «подвинуться», поскольку по определенным учебным стандартам семинарии должно отводиться большая площадь, чем она занимает сейчас. Но это будут несущественные изменения:

«Это ведь наши люди, будущие защитники Отечества, конечно же, мы их никуда не выгоняем», - уверил владыка Вениамин.

Митрополит отметил еще одно важное направление деятельности епархии: работа с молодежью. Он заметил, что следует больше уделять внимания молодым людям. Представитель пресс-службы ОГПУ задал вопрос о сотрудничестве епархии с вузами. Владыка сообщил, что собирается нанести визиты ректорам и директорам учебных заведений, продолжать соработничество.

«Нас слышат»

Одно из главнейших направлений работы епархии - социальная деятельность. Митрополит призвал каждого христианина подарить обездоленному, опечаленному человеку радость Рождества.

«Пусть это станет утешением для каждого. Пусть никто не останется обделенным. Это будет ваш дар Христу», - призвал владыка Вениамин.

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Спросили у митрополита о продолжении строительства детского православного комплекса «Форпост». Руководитель проекта отец Александр Азаренков, он же руководитель пресс-службы епархии, рассказал о трудностях в реализации проекта, связанных с изменениями в законодательстве. Попечители «Форпоста» в лице губернатора и представителей правительства области ищут выход из сложившейся проблемы.

Отец Александр, возглавляющий социальный отдел епархии, рассказал, что уже несколько лет более 2 тысячам детей и 600 семьям помогает Центр помощи материнства и детства «Колыбель».

Этот же епархиальный отдел совместно с Оренбургской областной филармонией готовит большой праздник для детишек из семей, находящихся в сложном материальном положении, и ребят из детдомов «Архиерейскую елку». Она пройдет 8 января.

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Журналисты спросили, что знал митрополит об Оренбургском крае и епархии до назначения. Оказалось, что новый владыка был дружен с бывшим митрополитом Валентином и не раз получал приглашение, однако побывать здесь не удавалось. Новое назначение, как и все предыдущие, пришло нежданно-негаданно - в разгар работы на прежнем месте в Рязани.

«Оренбург я вижу как осколок той древней святой Руси. Здесь очень много того, что мы считаем святой Русью. Здесь люди сохранили искреннюю веру. Здесь много хороших качеств у людей. Здесь очень много хорошего сделано. То, что я увидел, меня очень порадовало. Самое главное, люди. Также здесь очень доброе руководство области. Я наносил ему визит, уже несколько раз общались. Важно, что тебя слышат. А если услышали, значит, рано или поздно будет сделано. За новое место служения я благодарю Бога и великого угодника святителя Николая, в храме которого я постоянно совершаю богослужения. Удивительный факт, где бы я ни служил, кроме Пензы и Рязани, у меня все кафедральные соборы были никольские, либо придел в честь святого угодника», - поделился митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин.

На территории Бурятии сегодня действует более 60 православных приходов. Между тем не в каждом из них есть свой постоянный священнослужитель.

Восстановление храмов и приходов становится обычным явлением, но все чаще люди в селах говорят о том, что население нуждается в повседневном присутствии священника, однако нехватка квалифицированных кадров не позволяет Читинско-Забайкальской епархии удовлетворить эту потребность. Особенно остро нехватка священников ощущается во время больших христианских праздников, поэтому некоторые из них вынуждены много путешествовать для проведения служб в отдаленных приходах.

Одним из примеров возрождения церкви можно привести СвятоНикольский приход в с. Хоринск. Более 10 лет назад здесь образовалась православная община. Своего здания у верующих не было, и тогда они обратились с просьбой к администрации района передать им в пользование бесхозное здание. В течение нескольких лет здесь проводились серьезные реконструкционные работы. Менялись даже окна, которым строители предавали традиционную для православной церкви форму.

В наш приход был назначен настоятель Олег Исаев, он прослужил несколько лет, - вспоминает сегодня староста Свято-Никольской церкви Светлана Григорьева. - - Его сменил другой батюшка, а последние три года мы вообще без настоятеля живем. Службы проходят нечасто, потому как нашему прежнему настоятелю Олегу Исаеву приходится ездить по трем районам.

Благочинный бурятского округа, протоиерей Олег Матвеев подтвердил нашему корреспонденту, что священников действительно не хватает, но при этом заверил, что лучше, когда при приходе нет священника, чем, если он есть, но плохой. Действительно, одному из священнослужителей, отцу Олегу Исаеву, сегодня приходится проводить службы в приходах трех районов. Понятно, что населению хочется видеть постоянного батюшку при церкви, однако, по словам протоиерея Олега Матвеева, на 60 церквей в Бурятии сейчас всего 29 служащих священников, 10 из которых постоянно находятся в Улан-Удэ, оставшиеся 19 распределены между приходами по районам.

Отсутствие достаточного количества православных священнослужителей в Бурятии - это закономерное явление, обусловленное временем, - уверен благочинный бурятского округа Олег Матвеев. - Раньше желающих стать священником было больше. Был некий эмоциональный подъем в начале возрождения церкви в начале 90-х, но не каждый выдержал это испытание. Многие ушли. Сейчас настало время кропотливой, терпеливой, тяжелой работы. Если человек решил посвятить себя служению, то должно выполняться несколько канонов. К примеру, мужчина должен быть женат первым браком, быть добрым христианином, человеком непорочной жизни, иметь хорошее духовное образование.

Постепенно ситуация меняется к лучшему. Сейчас уже есть несколько ребят из Бурятии, которые сразу после школы поступили в семинарию, готовятся стать священниками в наших храмах.

Согласно действующему законодательству, Элладская православная церковь - автокефальная церковь, чья каноническая юрисдикция распространяется преимущественно на территорию Греческой Республики, не отделена от государства, и священнослужители, равно как и учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников.

В рамках кампании по сокращению финансирования государственного сектора было урезано выделение средств в том числе и Церкви Эллады. Власти Греции, в чьей компетенции находится, помимо прочих, также и согласование количества новых священнических хиротоний, резко сократили число одобренных рукоположений, вследствие чего сотни приходских храмов по всей стране остались без духовенства, сообщает сайт издательского дома «Святая Гора» со ссылкой на Ekklisiaonline.gr.

По существующим законодательным нормам, любой государственный служащий, в том числе и священнослужитель, принимается на работу лишь после того как десять его коллег выйдут на пенсию. Это соотношение было установлено недавно; первоначально оно составляло один к пяти, затем увеличилось до одного к семи.


Нарастающая нехватка духовенства. Статистика

По данным Священного синода Элладской церкви, на сегодня из 10,5 тысяч священников, необходимых для совершения служения на всех действующих приходах Греции, в «штате» находятся около 8,2 тысяч человек. Нехватка духовенства составляет 2300 человек, или 22% от общего числа клириков.

Наиболее тяжелое положение сложилось на небольших приходах, расположенных в маленьких городах и населенных пунктах.

В этом году Министерство образования приступило к рассмотрению и утверждению штатов духовенства для приходов в Греции, на Крите и архипелаге Додеканес в юго-восточной части Эгейского моря. Всего должно быть занято 178 постоянных должностей, из которых 160 - это ставки для священнослужителей в Греции, 10 - на Крите и еще 8 - в восьми крупных городах Додеканеса.

Издание со ссылкой на ΕΚΚΛΗΣΙΑ online сообщает, что в ходе последней встречи предстоятеля Элладской церкви архиепископа Иеронима с премьер-министром страны Алексисом Ципрасом греческий иерарх поставил вопрос об увеличении числа рабочих мест для духовенства. Премьер обещал рассмотреть эту просьбу.

Священный Синод недавно решил тщательно исследовать данный вопрос с учетом того, что в течение ближайших 5-10 лет процесс будет лишь нарастать в силу увеличения среднего возраста греческого духовенства. Греческие иерархи отмечают, что дефицит духовенства, который возник по причине действующих законодательных норм, при сохранении существующего положения дел устранить невозможно.

Характерно, что проблема нехватки священнослужителей ощущается не только в отдаленных митрополиях (где проблема стоит особенно остро), но также и в крупных мегаполисах.


Мнение греческих иерархов о проблеме и пути ее решения

Один из авторитетных иерархов Элладской церкви, член комитета по диалогу между Церковью и государством митрополит Монемвасии и Спарты Евстафий в комментарии для издания высказал опасения, что позитивные сдвиги в решении создавшейся проблемы в ближайшем будущем вряд ли возможны. По его мнению, даже если греческий Синод добьется от государства двукратного увеличения числа ставок для священнослужителей, это не устранит проблему.

«В каждой епархии не хватает по крайней мере двадцать священников, в то время как в нашей митрополии - семьдесят, в том числе для небольших приходов. А каждый приход ожидает, что литургия будет совершаться в местном храме каждое воскресенье. Среди местных жителей много пожилых людей, которые ощущают большую необходимость присутствия Церкви и священника. <…> Эти люди брошены президентом, учителями, чиновниками, государственными службами, которые свернули свою деятельность в деревнях, и единственное, что у них осталось, это Церковь. Если не будет священника, они вообще останутся без защиты и поддержки», - приводит издание его слова.

«Через 15 лет в епархии из 120 священников останутся двадцать-тридцать, которые вынуждены будут окормлять по четыре-пять приходов, удаленных друг от друга на многие километры», - отметил митрополит Евстафий.

В епархиях Элладской церкви ищут пути решения сложившейся ситуации. Одним из наиболее очевидных способов стала задержка с выходом на пенсию престарелых священников. Однако, как признают сами греческие иерархи, эта мера способная лишь частично облегчить проблему, в то же время создавая условия для еще более серьезного кризиса в будущем.

Еще один путь, по которому пошли в некоторых греческих епархиях ради преодоления дефицита духовенства, - введение неоплачиваемых ставок священнослужителей. В таких случаях епархии (преимущественно в крупных городах) отказываются от государственного обеспечения для части своих священнослужителей, рассчитывая на то, что большие и относительно благополучные приходы смогут содержать духовенство за счет пожертвований и приходских взносов.

Однако и в подобных случаях возникают сложности, связанные, например, с тем, что такие священники не имеют формального права подписывать какие-либо официальные церковные документы, не являясь государственными служащими.

В некоторых епархиях, например, в митрополии Эдессы по предложению правящего архиерея митрополита Иоиля был учрежден епархиальный фонд, средства которого формируются за счет ежемесячных отчислений из зарплат священников. Но данных средств хватает на содержание лишь двух священнослужителей.

Митрополит Гортинский Иеремия разделяет озабоченность священноначалия Элладской Церкви.

«В моей епархии из 150 храмов в 50 не осталось священников. Перестали звонить колокола. Один из местных жителей как-то мне сказал: “У нас нет учителя, нет священника, перестали звонить колокола. Так рано или поздно мы станем турками”», - заключил иерарх.


Элладская православная церковь - современное состояние

Церковь Эллады насчитывает 81 епархию, 30 из которых в расположены Северной Греции и крупных островах Севера. Эти так называемые «Новые территории» номинально находятся в юрисдикции Константинопольского Патриарха, однако де-факто управляются Синодом Элладской церкви.

Прихожанами являются около 8 млн человек (из 10,6 млн всего населения Греции).

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

В Элладской церкви порядка 200 монастырей.

На 31 декабря 2010 года число священнослужителей Церкви Эллады на территории Греции составляло 10 368 человек из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 - Критской церкви, 228 - митрополиям Додеканесских островов и 16 - Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.

Материальную заботу духовенстве Греческое государство приняло на себя в 1949 году.

Какой должна быть та община, которая не отвратит человека от Христа? Б елорусские священники размышляют о том, каковы основные проблемы современных приходов православной церкви, и какие существуют пути их решения.

Иерей Иоанн Ковалёв, настоятель прихода храма Архангела Михаила д. Новый Двор Минского района:

“Каждый человек должен понимать, что мы приходим в Церковь к Богу”

– Сразу надо сказать, что правильность взаимоотношений между людьми в приходе как в религиозной организации во многом, конечно, зависит от настоятеля. Управление настоятеля приходом откладывает непосредственный отпечаток на всей структуре прихода. И поэтому, попав на какой-либо приход, побывав на богослужении, мы уже можем что-то сказать о той организации и о той деятельности, которую ведёт приход и которой управляет настоятель. Если не брать финансовую составляющую, то на приходе всегда настоятель сталкивается с определёнными проблемами, связанными с прихожанами.

Проблему взаимоотношений на приходе можно разделить на две части. Во-первых, это взаимоотношения между постоянными прихожанами и теми, кого называют захожанами или прохожанами. В городских храмах прихожане – люди разные, и храм не испытывает в них недостатка. В сельских приходах своя специфика – там приходится работать с тем контингентом, который уже представлен. Это, как правило, люди пожилого возраста, которые стояли у истоков этого прихода, и люди нового поколения. По сути, всё упирается в проблему отцов и детей. В городских храмах, может быть, эта проблема не так остро выражена, но сельским приходам, порой из-за недостатка молодёжи, сложнее развиваться.

Для приходов присущи те же проблемы, которые характерны для любого коллектива, то есть определённое брожение в умах, стремление и гонка за тем, чтобы тебя заметили. Решать их можно по-разному – или путём жёсткого регулирования, или более лояльными методами. Мне кажется, каждый человек в храме – и клирик, и прихожанин – должен понимать, что мы приходим в церковь к Богу, а приход – то место, где мы непосредственно соприкасаемся со всей полнотой Церкви, поэтому недопустимы взаимные подозрения, разногласия, зависть, стремление выделиться. Бывает и такое, что прихожане даже разбиваются на лагеря, особенно в тех приходах, где есть несколько батюшек, и это не является духовно здоровой ситуацией. То есть, помимо проблемы отцов и детей, важна ещё и такая проблема, как стремление свои личные интересы, своё видение жизни прихода продвигать как единственно правильное, не прислушиваясь ко всем остальным.

Возможно, это и является одной из причин снижения посещения храмов. Известны истории, когда человека в церкви встречает какая-то бабушка, что-то ему говорит и человек обижается. Испорчена первая встреча с Богом, а ведь считается, что первая встреча – самая важная. Не каждый член прихода готов к этой первой встрече, особенно на приходах, где один священник или малый штат священников, не отлажен механизм встречи человека. По сути, это проблема и миссии, и катехизации. Нам не хватает правильной работы с людьми, и надо что-то менять.


Иерей Сергий Ярмолович, клирик Свято-Троицкого собора г.Слонима:

“Не зная проблемы другого человека и не зная его самого, мы не можем его любить, потому что мы не знаем, как”

– В православных приходах многие священнослужители уделяют огромное значение богослужению, но, к сожалению, на приходах мало небогослужебной деятельности, её недостаточно. В результате формируется группа людей, которая приходит в храм, молится, в лучшем случае причащается, но не знает друг друга. Получается, нет общины как таковой, у людей нет возможности просто пообщаться, узнать о проблемах друг друга. Не зная проблемы другого человека и не зная его самого, мы не можем его любить, потому что мы не знаем, как. В итоге у нас формируется достаточно абстрактное представление о любви: мы должны любить своего ближнего, исполняя заповедь Божию, но на деле это не проявляется.


Добавлю, что в группе приходского консультирования, образованной мной на приходе, я старался сделать так: пожилые общаются с пожилыми, более молодые общаются с более молодыми, поскольку тогда канал связи практически одинаковый. Мне немного проще – зная некоторые особенности возрастной психологии, я стараюсь найти подход к каждому, вне зависимости от возраста, психологическое образование здесь немного помогает. Проблема взаимоотношений поколений – это действительно проблема извечная в связи с тем, что абсолютно каждое поколение и каждый возраст видит всё происходящее через призму собственного опыта. Кому-то более молодому кажется, что силы есть на всё, к более зрелому возрасту понимаешь, что не всё так просто. Проблема поколений существовала и будет существовать. Однако, подходя к Чаше, мы все равны вне зависимости от пола, возраста, достатка, семейного положения и социального статуса. На самом деле, это необходимо учитывать. Если священник правильно к этому относится, объясняет это, то в храме этот момент очень сильно сглаживается.

Иерей Александр Кухта, клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района:

“Приходам не хватает действительной вовлечённости прихожан в жизнь Церкви”

– Мне сложно говорить про проблемы всех приходов, потому что я этим не занимаюсь. Но мне видится, что действительно есть одна вещь, которую мы упустили.

С одной стороны, существует ряд проблем в управлении приходами, когда прихожане никак в нём не участвуют. Речь не о том, что они не могут собраться и сделать вместе что-то полезное, организовать при приходе какое-то братство, но они не управляют приходом, его финансами и направлением развития, за исключением редких случаев. Многие прихожане хотят этим заниматься, например, как в Западной Европе, где часто церковный совет решает, куда двигаться в разных случаях и куда тратить полученные средства. У нас такого полного самоуправления нет.

С другой стороны, эта проблема полностью не решится до тех пор, пока мы не поймём, кто такой прихожанин конкретного прихода. На каждом приходе есть круг лиц, которые максимально вовлечены в жизнь прихода, и кого можно считать прихожанами, кто живёт приходом и отдает ему все силы. Есть люди, которые часто появляются на приходе, но не так сильно вовлечены в его жизнь. Есть люди, которые появляются на приходе редко и уходят, совершенно не зная, чем живёт храм. А некоторые просто живут около храма и приходят в лучшем случае освятить кулич на Пасху.

Все они формально считаются прихожанами этого храма, но все они не до конца представляют, чем живёт храм на самом деле. Они просто знают, что храм есть и что у батюшки машина такой-то модели.


Поднять на щит величие матери

(газета «Сосновский вестник», Сосновский район, Павловское благочиние)

Почему современные женщины считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным? Как создать положительную культурную среду для маленьких нижегородцев? Как возрождаются храмы? Об этом и многом другом говорили сотрудники и редакторы областных и районных газет на встрече с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Она состоялась 12 ноября в архиерейской резиденции при Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода. Во встрече участвовала председатель Союза журналистов области, министр областного правительства, полномочный представитель губернатора в Законодательном Собрании О. Н. Носкова.

«Журналисты с огромным вниманием относятся к подобным встречам и ощущают потребность в таком общении. Читатели и слушатели живо интересуются вопросами, связанными с деятельностью Русской Православной Церкви», - сказала Ольга Николаевна, обращаясь к митрополиту Георгию.


Язык и вера

Пишущая братия приготовила владыке интересные вопросы, касающиеся разных сторон жизни. А начался разговор с экскурса в историю. Журналисты попросили митрополита Георгия рассказать, как ведется диалог со старообрядцами. Углубляясь в историю русского православия, владыка напомнил, что религиозное противостояние началось в 17 веке, но раны от церковного раскола до сих пор кровоточат.

Надо бережнее относиться к духовным проблемам, - сказал владыка. И напомнил о том, что нашу великую страну всегда объединяли русский язык и вера в Бога.

О реставрации храмов

По мнению главы Нижегородской митрополии, реставрация храмов переживает большой подъём. Четверть века назад у нас было 40 храмов, сейчас их более пятисот. Нижегородцы испытывают большую потребность в духовной жизни, и потому храмы на нашей земле не пустуют. А вот опытных реставраторов, умеющих грамотно восстановить оскверненные храмы, в регионе мало. Их приходится собирать по всей стране. По словам владыки, у нас развито церковно-прикладное искусство. За последние два десятилетия в митрополии создана хорошая школа иконописцев, резчиков по дереву, жестянщиков, позолотчиков, специалистов по золотому шитью. Эти уникальные мастера вносят весомый вклад в благоукрашение храмов и возрождение православия на Нижегородской земле.

Не хватает священников

Почему на приходах часто меняют священников? Отвечая на этот вопрос, владыка привел простой пример. В 2014 году в митрополии построено 15 храмов и рукоположено в священники 12 человек. Батюшек не хватает, и потому более опытных приходится переводить с места на место. Рассказал руководитель митрополии и о строгом отборе в Нижегородскую семинарию, и о том, как в пастырском деле важно призвание.

Особый путь

Монашество - это особый путь, особый разговор Бога и человека. На Нижегородской земле восстановлены прекрасные монастыри, и в качестве примера владыка рассказал о возрождении Ворсменского Свято-Троицкого Островоезерского монастыря, который еще несколько лет назад представлял «строение в форме щебенки». Но пришли в это место монахи, в разрушенном храме зазвучала молитва, и постепенно монастырь стал оживать. Сейчас там действуют возрожденные храмы, налаживается монашеская жизнь, обитель посещают сотни паломников.

Быть мамой

Отвечая на вопросы журналистов о демографической политике, архипастырь подчеркнул: «В обществе необходимо поднять статус материнства, создать положительный образ матери. Нормой должны стать многодетные семьи, где воспитываются трое и более детей». Демографическую ситуацию в России владыка назвал катастрофической.

По наблюдению митрополита Георгия, многие современные матери считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным, и важно найти причину таких взглядов, чтобы исправить ситуацию. Правящий архиерей предложил пишущей братии поднять на щит величие женщины-матери.

Владыка рассказал о деятельности епархиального центра помощи семье и детям «Быть мамой», где женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут получить юридическую, психологическую и гуманитарную помощь. Благодаря проекту за последние полтора года от абортов отказались 67 женщин. Владыка вспомнил девушку из Чувашии, которая сначала требовала сделать ей аборт, а когда родилась дочка, она, стоя на коленях, с плачем просила у ребенка прощения.


О вечных ценностях

По просьбе журналистов владыка Георгий поделился планами по развитию епархиальных отделов образования и культуры. Он рассказал о работе православных детских садов и гимназий, которые по мысли архиерея могут стать образцами для светских учебных заведений.

Плоды воспитания детей мы можем увидеть только через несколько лет: смогут ли они создать полноценные семьи, получить образование, проявить себя на ответственных должностях. Всё это и будет служить результатом работы, которую нужно проводить уже сейчас, открывая православные учебные заведения», - заявил архиерей.

Заметны добрые изменения и в сфере культуры. Митрополит Георгий подробнее остановился на мультфильме «Необыкновенные приключения Серафимы», который с огромным успехом прошёл во всех кинотеатрах страны. Это совершенно новое кино, рассказывающее о вечных ценностях, о вере, любви и милосердии. По мнению владыки, именно такие произведения создают положительную культурную среду, необходимую для воспитания детей.

Мало не учить детей злу, надо учить их добру», - сказал архипастырь.

Он также напомнил о действующей в Нижнем Новгороде выставке «Покров над городом», объединившей полотна нижегородских художников. За две недели экспозицию посетили около шести тысяч человек, что говорит о возрастающем интересе людей к духовной тематике. Владыка призвал наших коллег рассказывать на страницах своих изданий о мастерах, чье творчество связано с православием.

Встреча митрополита Георгия с журналистами прошла в доброй душевной обстановке. Каждому участнику встречи владыка преподнес в дар подарочное издание «Нужно ощутить Христа в сердце… » и журналы, издаваемые в Нижегородской митрополии.

Марина Бригатова.

С музыкальным подарком - в ЗАГС

(газета «Наша жизнь, Ардатовский район, Ардатовское благочиние)

В канун Нового года и Рождества Христова в районном отделе ЗАГС царила праздничная атмосфера. С музыкальным подарком к работникам этой службы в их профессиональный праздник уже второй год подряд пожаловали юные вокалисты и инструменталисты под руководством заслуженного работника культуры РФ Виктора Ивановича Алексеева.

… Порадовали своим академическим пением и игрой на фортепиано Максим Куванов, Дарья Вдовина, Валерия Сахарова, Владислав Панов, Кирилл, Серафим и Александр Кузнецовы. Глядя на своих воспитанников, Виктор Иванович, за плечами которого пять десятилетий творческой деятельности, испытывал чувство гордости. Он и сегодня уверен, что из этих ребят могут получиться прекрасные певцы и музыканты. И в этом сомневаться не приходится. В «районке» мы не раз писали, что его ученики, ардатовские мальчишки, становились лауреатами всероссийских и даже международных конкурсов! Его ученик- победитель проекта «Голос-4»!

Приятным известием для Виктора Ивановича стала победа его бывшего ученика иеромонаха Фотия, а в миру Виталия Мочалова, в телепроекте «Голос». Педагогу звонили коллеги из Нижегородской музыкальной школы №11 имени Бориса Мокроусова, в которой он много лет работал, и вместе с ним радовались такому успеху выпускника.

- Виталий Мочалов был с детства увлечен музыкой. Именно через музыку и пришел к воцерковлению, - поделился с нами, газетчиками, Виктор Иванович. - Семь лет я занимался с ним вокалом. Однажды как очень способного ученика решил пригласить его в созданный мною церковный хор при Кафедральном соборе. И он согласился. А потом с удовольствием посещал при воскресной школе православный лагерь «Благовест»… Сегодняшним успехом иеромонаха Фотия на российской сцене восхищен! Не ошибся и во многих других своих учениках, которых около сотни. Кто-то из них успешно занимается академическим пением, кто-то музицирует, кто-то преподает. Особой моей гордостью является Татьяна Ситнева, ныне проректор Нижегородской консерватории. Что же касается Виталия Мочалова, то, признаюсь, до сегодняшнего дня не знал, как сложилась его судьба после окончания музыкальной школы. Но в одном из интервью как победитель четвертого сезона проекта «Голос» он рассказал, что после школы поступал в музыкальное училище, но учеба прервалась переездом с родителями в Германию. Спустя некоторое время молодой человек вернулся на Родину и связал свою жизнь с одним из монастырей Калужской области. Оставаясь неравнодушным к музыке, брал уроки вокала в Москве. С благословения своего наставника схиархимандрита Власия принял участие в проекте «Голос» и продемонстрировал необыкновенный оперный голос при исполнении арий, романсов, лирических песен. Обладая удивительно теплым и согревающим душу тенором, добротой, спокойствием и благожелательностью, покорил сердца зрителей и стал победителем. Искренне радуюсь за него!

(газета «Приокская правда», Навашинский район, Вачское благочиние).

Особенность Крещения - великое освящение воды. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение, употребляя для исцеления и укрепления душевных и телесных сил. Но, как говорят сами священнослужители, окунаться в прорубь - дело добровольное, но именно крещенская купель с каждым годом привлекает все больше людей. В Крещенский сочельник мы присутствовали на озере Святое Дедовское при чине Великого освящения воды в купели, где сразу же нашлись желающие окунуться в нее.

Чин водоосвящения называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о Крещении Господнем, в котором церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Во время службы иерей Георгий Казин напомнил присутствовавшим о великом чуде, свершившемся тысячелетия назад, когда Предтеча, Иоанн Креститель, уготовляя пути Господу, призвал народ принять крещение в реке Иордан. Люди становились в холодные воды и исповедовались в своих грехах, очищаясь для праведной жизни.
- Обряд освящения воды служит напоминаем, что Господь везде и всюду. Но, самое главное нужно помнить, что не купанием проверяется вера. Когда вы окунаетесь в воду на Крещение, нужно не просто омыть тело этой святой водой, но самое главное - омыть душу от греха, - отметил настоятель храма села Поздняково иерей Георгий Казин. - Омовение святой водой - покаяние Господу. Вот тогда обряд омовения святой водой будет считаться настоящим Крещением и принесет пользу вашему здоровью и душе.


После того, как батюшка последний раз с молитвой окунул в прорубь крест, присутствовавшие при освящении воды умылись ею и сделали несколько глотков.

Сразу же нашелся смелый мужчина, который захотел первым окунуться в только что освященную прорубь:

- После того, как окунешься в ледяную воду, холода совсем не ощущаешь, все тело словно горит, - поделился впечатлениями Павел. - Купаюсь каждый год, верю в то, что вода именно в этот праздник является особенной. Может быть, это совпадение, но после того, как я стал купаться на Крещение, я практически забыл, что такое болеть.
То же самое отметила и Галина Ежкова, которая следом окунулась в прорубь.
- Вот сейчас окунулась, и в теле такая легкость, ощущения просто непередаваемые.
Те, кто не смог окунуться в прорубь в Крещенскую ночь, смогут это сделать в течение всей недели.