На вооружении бмп 3 находится. Двигатель и трансмиссия
ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
БМП-3 / объект 688М "Басня"
БМП-3К
БМП-3MICV
БМП-3Ф
Плавающая боевая машина пехоты с ПТРК. Разработана СКБ Курганского машиностроительного завода, главный конструктор - А.Никонов по одним данным и А.А.Благонравов по другим. Разработка комплекса вооружения 2К23 - КБ Приборостроения (г.Тула), главный конструктор систем вооружения - А.Г.Шипунов. БМП создана на базе опытной БМП "объект 688" "Басня" (в разработке с 1978 г.) с использованием элементов ходовой части опытного легкого плавающего танка "объект 685" (1975 г.). В 1980 г. для БМП "Басня" КБМ предложен новый комплекс вооружения 2К23 со 100 мм пушкой-пусковой установкой 2А70 и спаренной с ней 30 мм пушкой 2А72. В 1981 г. создана новая опытная БМП "объект 688М" с комплексом вооружения 2К23. Испытания БМП начаты в 1982 г. В 1985 г. начаты государственные и войсковые испытания БМП-3 и в мае 1987 г. машина принята на вооружение ВС СССР. Серийно производится на Курганском машиностроительном заводе с конца 1987 г. параллельно с БМП-2. Всего до 1994 г. выпущено 339 шт.
БМП-3 (общий вид)
БМП-3 (вид спереди)
БМП-3 (общий вид)
БМП-3 (рис. из Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)
БМП-3 вид сзади (рис из Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)
Развитие семейства БМП-3 (по Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)
Экипаж - 3 чел + 7 чел десанта
Двигатель - дизель УТД-29 мощностью 450-500 л.с. (4-х тактный с жидкостным охлаждением)
Удельная мощность - 20.1 л.с./т
Движитель на воде - одноступенчатый водомет
ТТХ БМП :
Длина с орудием - 7200 мм
Длина корпуса - 7140 мм
Ширина - 3230 мм
Высота - 2300-2450 мм
Клиренс - 450 мм
Бронирование - противопульное
Масса боевая - 18700 +2% кг
Удельное давление на грунт - 0.6 кг/кв.см
Скорость максимальная - 70-72 км/ч
Скорость задним ходом - 20 км/ч
Скорость на воде - 10 км/ч
Запас хода - 600 км
Вооружение : в процессе создания рассматривались варианты вооружения 73 мм орудием с активно-реактивными выстрелами (с БМП-1), 76 мм нарезной пушкой, 45 мм и 57 мм автоматами.
Комплекс вооружения БМП-3 - 2К23 / 9К116-3:
100-мм нарезная пушка 2А70 со двухплоскостным стабилизатором 2Э52-2
Боезапас - 40 выстр. + 8 ПТУР
Углы наведения по горизонтали - 360 град
Углы наведения по вертикали - от -6 до +60 град
Скорострельность - 10 выстр/мин
Дальность стрельбы - 4000 м
Ствольный ПТУР 9М117 в выстреле 3УБК10-3 (выстрел с использованием в качестве ПУ пушки 2А70). ПТУР наводится прицелом-прибором наведения 1К13-2 с использованием баллистического вычислителя 1В539 и лазерного дальномера 1Д14. Модернизированная ПТУР 9М117М "Аркан" оснащена тандемной кумулятивной БЧ и использует систему управления ПТУР 9М117. Применяется в вестреле 3УБК23-3.
Боекомплект - 8 ПТУР 9М117
Масса выстрела - 24.5 кг (3УБК23-3)
дальность действия:
- 4000 м (9М117)
- 5500 м (9М117М)
Бронепробиваемость - 750 мм (9М117М, эквивалент гомогенной брони с динамической защитой)
Сверху-вниз: ПТУР 9М117, выстрел 3УБК10-3 с ПТУР, устройство ПТУР 9М117М "Аркан", выстрел 3УБК23-3 с ПТУР 9М117М "Аркан".
30 мм спаренная пушка 2А72 (модификация пушки 2А42)
Боезапас:
750 выстр.
500 выстр (по др.данным) - в т.ч. 305 шт ЗУОР-6 и ЗУОФ-8 (осколочно-трассирующий и осколочно-фугасно-зажигательный) и 195 шт бронебойно-трассирующих ЗУБР-6.
Скорострельность - 500-550 выстр/мин (максимальная), 200-300 выстр/мин (другой режим)
Дальность стрельбы - 4000 м
Дальность прицельная - 2600 м
Потолок при использовании по воздушным целям - 2000 м
Боезапас - 6000 патронов
В корпусе имеется 5 амбразур для стрелкового оружия десанта.
Основное вооружение БМП-3
Оборудование:
Прицел-прибор наведения ПТУР 1К13-2
Прицел ППБ-1
Прицел 1ПВ-2
Лазерный дальномер-целеуказатель 1Д14
Баллистический вычислитель 1В539
ИК-прожектор ОУ-5 или ОУ-3ГА-2
Радиостанции Р-173 или Р-173П.
БМП-3 с лазерным дальномером на воде.
На БМП используется стационарное устройство постановки дымовой завесы ТДА и 6 мортир дымовых 82 мм гранатометов 902В "Туча" (пакеты 2 х 3 шт по бортам башни).Дальность действия гранатометов - 200-350 м
Выставляется завеса длиной 100 м и высотой 8 м
По состоянию на 2008 г. в качестве дополнительных средств защиты на БМП-3 испытаны комплекс оптико-электронного противодействия "Штора-1" и комплекс активной защиты "Арена", а так же комплекс навесной динамческой защиты (НИР 38-го НИИИ МО России).
БМП-3 с комплексом оптико-электронного противодействия "Штора-1" ("Военный парад" №3 / 2009 г.)
БМП-3 с комплексом активной защиты "Арена" ("Военный парад" №3 / 2009 г.)
БМП-3 с комплексом навесной динамческой защиты
Модификации :
- Объект 688 "Басня"
(1978 г.) - прототип БМП-3.
Прототип "объект 688" (Федосеев С., О перспективах развития боевых машин пехоты. // Техника и вооружение. № 7 / 2002 г.)
- Объект 688М "Басня"
(1981 г.) - прототип БМП-3 с комплексом вооружения 2К23.
- БМП-3
(1987 г.) - серийная БМП.
- БМП-3К - командирский вариант БМП-3 (в серии и на вооружении к 1995 г.), возобновление серийного производства предполагалось госзаказом на 2006 г..
- БМП-3MICV - экспортная модификация БМП-3 с тепловизором Tompson-CSF (Франция) и др.импортным оборудованием. Предлагалась на экспорт в ОАЭ и др.страны начиная с 1998 г. как минимум.
- БМП-3М
- модернизированный вариант БМП-3. контракт на поставку в течение 2008-2010 г.г. для Вс России БМП-3М подписан МО России и КМЗ в апреле 2007 г. Предполагалось поставить в указанные сроки 150 БМП-3М, но, вероятно, поставок либо не было вообще либо они носили единичный характер. В апреле 2010 г. заявлено, что в интересах ВС России будут вестись закупки только модернизированных образцов техники, подобных БМП-3М.
- БМП-3Ф ("флотская")
- модификация БМП-3 для морской пехоты, поступает на вооружение 155-й бригады морской пехоты ТОФ в 2010 г. (планируется завершить поставки до конца года). БМП оснащена съемным воздуховодом для обеспечения работы двигателя в условиях волнения на море.
На базе БМП-3
созданы:
- БРЭМ-4 "Беглянка" - боевая ремонтно-эвакуационная машина, создана на базе БМП-3, производство машин предполагалось госзаказом на 2006 г.
БРМ-3 "Рысь" (объект 501) - боевая разведывательная машина, создана на базе БМП-3 в КБ Рубцовского машиностроительного завода. Принята на вооружение в начале 1990-х годов.
Проекции БМП-3 (Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.)
Организационно по состоянию на 2011 г. в мотострелковых частях по 10 БМП-3 входят в состав одной роты, три роты входят в состав батальона, в состав штатной мотострелковой бригады входит три батальона (итого 90 БМП-3 в составе укомплектованной бригады).Статус :
Россия (СССР):
1987 г. - выпущено 12 БМП-3 на Курганском МЗ.
1990 г. - БМП-3 впервые показана публике на параде в Москве.
1993 г. - к концу года с начала серийного производства суммарный выпуск БМП-3 составил 339 шт.
1994 г. - МО России прекратило закупку БМП-3.
1995 г. - КМЗ произвел за год для поставки на экспорт 250 БМП-3 и машин на шасси БМП-3, это максимальный показатель в 1990-е годы.
2000 г. - всего к концу года за все время на экспорт поставлено 1035 БМП-3 и техники на шасси БМП-3.
2005 г. - в начале года заявлено, что в армию в течение 2005 г. поступит 24 БМП-3. Реально закуплено 3 БМП-3 из ранее построенных.
2006 г. планировалось произвести и поставить ВС России 40 БМП-3.
2007 г. - в войска поставлен батальонный комплект БМП-3 - 30 БМП-3 и 1 БМП-3К, планировалось поставить 60 БМП-3 и 2 БМП-3К.
190 шт в сухопутных войсках;
150 шт в морской пехоте (вместе с БМП-2)
2007 г. апрель - подписано соглашение на сумму 7 млрд руб на производство БМП-3М и на ремонт парка БМП-3 для ВС России. Сроки выполнения - 2008-2010 г.г. По оценкам объем производства БМП-3М планировался на уровне 150 шт по 2010 г. включительно (поставки если и производились, то носили единичный характер).
2008 г. - ВС России получили от промышленности в течение года 41 шт.
2009 г. - по состоянию на конец года в ВС России
(корректировки 2010-2011 г.г.):
Воинская часть | Военный округ | Кол-во | Примечание |
нет | Дальневосточный | 0 | |
нет | Ленинградский | 0 | |
9-я отдельная мотострелковая бригада (Нижний Новгород) | Московский | 120 | |
4-я отдельная гвардейская танковая бригада (Наро-Фоминск) | Московский | 49 | |
нет | Приволжско-Уральский | 0 | |
19-я отдельная Воронежско-Шумлинская Краснознаменная орденов Суворова и Трудового Красного Знамени мотострелковая бригада (п. Спутник, Владикавказ) | Северо-Кавказский | 0 | в 2009 г. объявлено о планах перевооружения бригады на БМП-3. 90 БМП-3 в 2011 г. (3 батальона по 3 роты по 10 БМП-3) |
20-я отдельная гвардейская Прикарпатско-Берлинская Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая бригада (Волгоград) | Северо-Кавказский | 120 | 90 БМП-3 в 2011 г. (3 батальона по 3 роты по 10 БМП-3) |
36-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (п. Борзя) | Сибирский | 120 | бывш. 131-й гв.мсд |
74-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (п. Юрга, Кемеровская область) | Сибирский | 120 | |
155-я бригада морской пехоты | Тихоокеанский флот | 50 ? | 05.05.2010 г. объявлено о планах перевооружения в течение 2010 г. |
ИТОГО в ВС России | 529 | Данные могут быть не точными. По нашему мнению - завышенными. |
- 2010 г. апрель - согласно заявлению заместителя министра обороны России В.Поповкина в 2010 г. планируется выполнить планы по закупкам техники озвученные в 2009 г. т.е. 50 шт БМП-3.
2010 г. 05 мая - объявлено о планах перевооружения в течение 2010 г. 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота БМП-3Ф.
2010 г. - в одном из выступлений представителей министерства обороны России заявлено о прекращении закупок БМП-3 для ВС России с 2010 г.
2011 г. март - СМИ сообщают, что план по закупкам 2010 г. в количестве 151 шт БМП-3 был выполнен лишь на половину по вине промышленности.
2012 г. 21 марта - заместитель министра обороны России А.Сухоруков сообщил СМИ, что выполнение гособоронзаказа 2010 г. на сумму 3 млрд руб по поставкам в вооруженные силы БМП-3 был сорван ОАО "Курганмашзавод".
2013 г. 24 сентября - СМИ сообщают , что "Курганмашзавод" поставит Минобороны РФ боевые машины пехоты БМП-3, заказ на которые ведомство приостановило в 2010 г.
Экспорт :
Азербайджан - 2007 г. - 1 шт в вооруженных силах;
Алжир - 2007 г. - 100 шт в вооруженных силах;
Армения - предположительно в 1990-2000-е годы есть на вооружении некоторое количество.
Венесуэла:
- 2009 г. - Россией предоставлен экспортный кредит на покупку 92 танков Т-72Б1 и другой техники.
- 2010 г. 15 октября - премьер-министр России заявил о возможной поставке танков и другой техники в ближайшее время, экспортный кредит на сумму более 4 млрд. USD подписан.
- 2011 г. май - морем из России получена партия танков Т-72Б1, кроме того по состоянию на конец месяца таким же образом уже получены первые 16 БМП-3.
- 2012 г. - корпус морской пехоты Венесуэлы планирует в течение года получить на вооружение БМП-3.
2008 г. - заказано 420 шт;
2009 г. 22 июня - объявлено о финальной стадии оформления контракта.
- 2011 г. 28 января - в СМИ появилась информация о том, что контракт на поставку 420 БМП-3 не будет заключен в 2011 г. по финансовым причинам (финансовый кризис в Греции). Сумма контракта - более 1.2 млрд евро. Переговоры о заключении контракта будут продолжены. В части сообщений так же указывается, что возможной причиной отказа могло быть заявление заместителя министра обороны России В.Поповкина о том, что "что в этом «гробу» никто ехать не хочет. Надо делать другую машину".
Индонезия:
- 2007 г. сентябрь - заключено соглашение о поставках техники на 1 млрд. USD - в рамках соглашения заказано 20 шт, возможно приобретение еще 100 шт.
- 2010 г. 27-28 ноября - получена первая партия БМП-3Ф в количестве 17 шт. В т.ч. 10 шт для Первой пехотной бригады (Суробая), остальные машины для Второй пехотной бригады (Джакарта). Ожидается поставка еще одной партии БМП-3Ф в рамках соглашения 2007 г.
- 2011 г. - завершена поставка 17 БМП-3Ф по контракту 2007 г.
- 2012 г. 27 января - в СМИ появилась информация о том, что морская пехота Индонезии планирует получить в ближайшее время дополнительно 54 БМП-3Ф. В том числе 34 БМП-3Ф поступят на вооружение в 2012 г., а остальные - позже.
- 2012 г. 31 января - сообщается о том, что 10 февраля 2012 г. будут определены более точные параметры сделки, но вообще планируется поставить за 2 года 60 БМП-3Ф, в т.ч. 20 БМП-3Ф до конца 2012 г. Об этом сообщает газета "Известия" со ссылкой на источник в ВПК России.
- 2012 г. апрель - планируется подписание контракта на поставку 37 БМП-3Ф на сумму более 100 млн USD.- 2009 г. 12 ноября - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России впервые официально подтвердила факт ведения переговоров с Саудовской Аравией о поставках военной техники. При этом газета The Financial Times в октябре сообщила со ссылкой на неназванный источник в дипломатических кругах, что Саудовская Аравия купит у России оружие в обмен на отказ России поставлять в Иран ЗРК С-300.
Сирия:
- 2006 г. - есть на вооружении сухопутной армии (несколько десятков - точных данных нет).
Украина - 2007 г. - 4 шт в вооруженных силах;
Источники :
Ангельский Р.Д. Отечественные противотанковые комплексы. М., "Астрель", АСТ, 2002 г.
Барабанов М. Курганский машиностроительный завод. // Экспорт вооружений. Ноябрь-декабрь 2008 г.
Вооруженные силы зарубежных стран. // Зарубежное военное обозрение. № 1 / 1998 г.
Вооруженные силы зарубежных стран. // Зарубежное военное обозрение. № 7 / 2007 г.
Замминистра обороны рассказал об итогах выполнения ГОЗ-2011. Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). СПб, Невский бастион, 1996 г.
Еще одной сенсационной новинкой X Международной выставки вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2015 в Нижнем Тагиле стала новейшая модификация БМП-3, получившая название «Драгун» . По большому счету, это совершенно новая машина, позволяющая сохранить лидерство России на международных рынках вооружений, выполненная на базе шасси БМП-3. От последней она отличается, в первую очередь, компоновкой — моторно-трансмиссионное отделение располагается спереди, а десантное — сзади. Такое «классическое» для большинства БМП расположение МТО существенно увеличивает защиту личного состава от обычных средств поражения противника, а также улучшает условия спешивания и погрузки десанта при движении машины на скорости до 5 км/час за счет кормового расположения аппарели. Полный боевой расчет новой БМП составляет 11 человек.
Другим значительным отличием от серийных БМП-3 является новый безэкипажный боевой модуль с сохраненным составом вооружения из 100-мм полуавтоматического орудия 2А70, 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемета ПКТМ. В конвейере механизма заряжания располагаются 22 100-мм выстрела (в том числе запускаемые через ствол ПТУР), плюс в немеханизированной укладке еще 18 выстрелов. Боекомплект автоматической пушки составляет 500 30-мм выстрелов готовых к стрельбе, плюс 250 в укладке.
Так как башня является необитаемой, командир и наводчик-оператор размещены в одном с остальным личным составом обитаемом отделении шасси внутри корпуса. Таким образом, защита боевого расчета существенно увеличилась.
На машине установлена одна из модификаций двигателя УТД-32 мощностью в 816 л.с. Двигатель — четырехтактный, с непосредственным впрыском топлива, с жидкостным охлаждением, многотопливный, с сухим картером, с турбонаддувом. Он позволяет 21-тонной машине иметь выдающиеся характеристики удельной мощности — до 38 л.с. на 1 тонну веса, чего не достигла еще ни одна БМП в мире. Максимальная скорость движения по шоссе — более 70 км/ч и до 10 км/ч на плаву.
БМП-3М «Драгун» оснащена новейшая системой управления огнем, которая, по мнению военных экспертов, в настоящее время считается одной из лучших в мире. Цифровой комплекс следит за тем, как БМП управляется, движется, за ее вооружением и действиями экипажа, регистрируя параметры работы. СУО всесуточная, помехозащищенная, с возможностью автоматического сопровождения наземных и воздушных целей, позволяет стрелять с закрытых позиций. Она обеспечивает сетевую интеграцию БМП в единую боевую систему, уменьшает время подготовки выстрела и позволяет реализовать принцип «раньше увидел — раньше выстрелил».
Возможности экипажа повышаются за счет дублирования функций на рабочих местах, так как командир и наводчик имеют унифицированные панорамные всесуточные прицелы типа «Кречет». Они хорошо защищены от помех, имеют независимую стабилизацию поля зрения, а также телевизионный, тепловизионный и лазерно-дальномерный каналы. Встроенные автоматы сопровождения цели в 8 раз эффективнее по сравнению с работой человека. С их помощью обеспечивается электронная стабилизация изображения, выводимого на мониторы рабочих мест.
Основные технические характеристики
Полная боевая масса, т |
|
Экипаж, чел. |
|
Десант, чел. |
|
Двигатель |
Четырехтактный дизель, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, с турбонаддувом |
Мощность, л.с. |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
По шоссе |
|
На плаву |
|
Вооружение (боезапас) |
|
100-мм полуавтоматическая пушка |
|
30-мм автоматическая пушка |
|
7,62-мм пулемет |
Ниже представлены фотообзор и фотодетализация БМП-3М «Драгун», впервые продемонстрированной на выставке Russia Arms EXPO 2015, проходившей 9-12 сентября в Нижнем Тагиле.
ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ И ОБЩИЕ ВИДЫ | ||
ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР | ||
Фото © Дениса Передриенко
Схема установки боевого отделения в машине Установка гранатомета. 21 - обойма внутренняя, 23- чехол, 24- обечайка, 25- звенеотвод стреляной ленты, 26- стопор, 27- опора для крепления механизма вертикального наведения гранатомета. Для борьбы с танками и другими прочными целями машина оснащена комплексом управляемого оружия 9К113(М). Противотанковая ракета 9М113 «Конкурс» (или 9М113М «Конкурс-М») имеет полуавтоматическую систему управления. Пусковая установка обеспечивает горизонтальный угол наведения поворотом башни (360 градусов), угол возвышения 15 и склонения 5 градусов. Дальность стрельбы ПТУР – от 75 до 4000 м. Для борьбы с пожарами предназначена автоматическая система ППО двухкратного действия. Она содержит 2 баллона с огнетушащим составом («фреон 114В2»), 4 термодатчика, управляющую и коммутирующую аппаратуру. Имеется также 2 ручных огнетушителя ОУ-2. На бортах башни установлено по 3 дымовых гранатомета системы 902В. Пульт запуска дымовых гранат размещен у наводчика-оператора. При пуске 6 дымовых гранат образуется завеса шириной не менее 80 м. Защита Для обеспечения дифференциального бронирования по толщине носовая часть корпуса снизу выполнена связанными между собой тремя поперечными листами различной толщины, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту ау а2, Из, образующими ломанную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым утлом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов различной толщины, расположенных в продольном сечении углами соответственно к горизонту. Угол выбран из условия улучшения рикошетирования выстрелов. Угол схб устанавливается из условия расположения гранатомета. Десант и его размещение Боевая машина десанта оснащена семью универсальными связанными с верхней частью корпуса сиденьями с привязной системой для авиадесантирования боевого расчета внутри машины, имеющими рабочее положение и положение при десантировании и расположенными в корпусе в отделении управления и сзади у моторной перегородки корпуса; В середине машины находится боевое отделение, занимающее башню и подбашенное пространство. Сзади оно ограничено перегородкой, за которой размещено моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении установлено основное вооружение машины и оборудованы рабочие места командира (справа от пушки) и наводчика-оператора (слева). Их сидения смонтированы на вращающемся полу башни. У моторной перегородки на универсальных индивидуальных сидениях располагаются 3 десантника. У каждого из них есть амбразура с шаровой установкой для стрельбы из автоматов (по одной в борту и одна в крыше кормового люка. Последний предназначен для спешивания стрелков и их посадки в машину. Всего в машине установлено 7 универсальных сидений 4 в переднем и 3 в боевом отделениях. Эти сиденья предназначены для десантирования членов боевого расчета с машиной. В эксплуатации обычно используются 4 сиденья. Подвесное к верхней части корпуса сидение механика-водителя. 56- штурвал, 57- приборный щиток, 58 - оси, 59 - болты, 60- кронштейн, 61- штанга, 62 - кронштейн, 63- упоры, 64- кронштейн упоров, 65- кронштейн сидения. Средства связи На машине используются приемопередающая ультракоротковолновая телефонная радиостанция Р-173 с частотной модуляцией, симплексная и ультракоротковолновый радиоприемник Р-173П с частотной модуляцией, а также аппаратура внутренней связи Р-174, телефонная с элекромагнитными ларингофонами на 6 абонентов. Подвижность Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Ее средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге составляет 47-49 км/ч, машина преодолевает подъем 35 и крен 25 градусов, ров шириной до полутора метров, может входить в воду с берега крутизной 30, а выходить из воды на берег крутизной 25 градусов. На машине установлен четырехтактный многотопливный дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с оппозитным расположением цилиндров. Его мощность от 400 до 450 л.с. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень – промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный подогрев двигателя в холодную погоду. Обычно пуск двигателя производится сжатым воздухом, дополнительная система пуска – электростартером.Трансмиссия машины состоит из механизма передач и поворота (МПП), бортовых редукторов, остановочных тормозов и приводов управления. МПП гидромеханический с фрикционным включением 2, 3, 4 и 5 передач, с шестернями постоянного зацепления и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Он обеспечивает по 5 передач переднего и заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Остановочные тормоза дисковые, двустороннего действия. Бортовые редукторы соосные, планетарные с плавающими элементами. Приводы управления трансмиссией электрогидравлические с электронным блоком автоматики и гидравлическими исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами. Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих и переднее направляющих колес. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса сварные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по 5 на борт) односкатные, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие катки (по 4 на борт) также обрезиненные односкатные. На машине может использоваться два типа гусениц – основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые – цевочного зацепления с последовательными резинометаллическими шарнирами; вторые – с последовательными открытыми металлическими шарнирами и сочлененными двойными траками, установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм. Механизм натяжения гусениц гидравлический с регулировкой степени натяжения. Подвеска машины индивидуальная пневматическая. Она состоит из 10 пневматических рессор, выполняющих функции гидроамортизаторов и силовых цилиндров для изменения клиренса. Минимальный клиренс машины 130, рабочий – 450, максимальный – 530 мм.
Технические характеристики | |
О б щ и е д а н н ы е | |
Боевая масса, т | 13,2 |
Боевой расчет, чел. | |
Давление на грунт, кгс/см² | 0,53 |
Мощность двигателя, л.с. | |
Удельная мощность, л.с./т | 34,5 |
О с н о в н ы е р а з м е р ы, мм: | |
Длина с пушкой вперед | |
Длина по корпусу | |
Ширина | |
Высота на рабочем клиренсе | |
Клиренс, мм | |
рабочий | |
минимальный | |
максимальный | |
Э к с п л у а т а ц и о н н ы е д а н н ы е | |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч | 45-50 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч | |
Запас хода по топливу: | |
по шоссе, км | |
по грунтовой дороге, км | |
на плаву, ч | |
В о о р у ж е н и е | |
Оружие | |
30-мм автоматическая пушка, марка | 2А42 |
7,62-мм спаренный пулемет, марка | ПКТ |
30-мм автоматический гранатомет, марка | АГС - 17 |
Пусковая установка ПТУР | |
Боекомплект | |
Патроны к пушке (в двух лентах), шт. | |
Патроны к пулемету (в единой ленте), шт. | |
Выстрелы к гранатомету (в десяти лентах), шт. | |
ПТУР |
Вестник бронетанковой техники. №5, 1991
Э. К. ПОТЕМКИН, А. И. НИКОНОВ, К. С. ЖЕБЕЛЕВ, А. В. XPEБ TAHЬ
БМП-3 — БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Приводится концепция разработки отечественных БМП. Анализируются принципиальные технические решения боевой машины пехоты нового поколения — БМП-3, обеспечивающие превосходство над другими отечественными и зарубежными БМП по техническому уровню и позволяющие разрабатывать на ее базе обширное се-мейство ВГМ различного назначения легкой категории по массе. Подчеркивается возможность сохранения превосходства БМП-3 в дальнейшем при совершенствова-нии ее составных частей.
В 60-х гг. были сформированы требования к боевому применению нового типа вооружения и во-енной техники Сухопутных войск—боевых машин пехоты. Основными задачами таких машин явля-лись ведение боевых действий совместно с танка-ми, возможность перевозки личного состава, эф-фективная борьба с танкоопасной живой силой противника.
Первая в мировой практике боевая машина пехоты была разработана и поставлена на серий-ное производство в СССР в 1966 г. Основным во-оружением легкобронированной плавающей ВМП-1 являлось 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 с активно-реактивными снарядами. Основные компоновочные принципы, заложенные в конструкцию BMII-1, использовались в дальнейшем при созда-нии большинства зарубежных БМП.
В начале 70-х гг. началось серийное изготовле-ние БМП за рубежом. Эти БМП были оснащены нестабилизированными автоматическими пушками калибра 20...25 мм с упрощенной системой управ-ления огнем. Они подразделялись па легкие пла-вающие с массой около 14 т (АМХ-10Р, AIFV) и тяжелые не плавающие с массой 28...30 т («Мардер »), Корпуса изготавливались из однослойных стальных броневых плит («Мардер ») и из алюми-ниевого сплава (АМХ-10Р, AIFV). В сравнении с этими машинами БМП-1 имела более низкие по-казатели огневой мощи из-за недостаточных точ-ностных характеристик и скорострельности воору-жения.
В 1980 г. в СССР было начато серийное про-изводство БМП-2, на которой по сравнению с БМП-1 было принципиально изменено боевое от-деление. Установка в 2-местной башенке 30-мм автоматической пушки 2А42, более совершенной системы управления огнем с обеспечением дубли-рования командиром, замена управляемой ракеты «Малютка» на ракету «Конкурс» обеспечили воз-можность ведения стрельбы с ходу и с места по воздушным и наземным (в том числе в горных ус-ловиях) целям, существенно повысили эффектив-ность решения основных боевых задач БМП-2.
Начало 80-х гг. характеризуется значительным ростом интереса к БМП за рубежом. Модернизи-руются БМП «Мардер » и AMX-10Р. Разработаны и производятся БМП: «Камиллино », VCC-80 (Италия), MCV-80 (Великобритания), VCTP на базе «Мардер » (Аргентина), М-2 «Брэдли» (США).
Анализ зарубежных машин показывает, что по совокупности показателей боевой эффективности, с учетом перспективы повышения тактико-техни-ческих характеристик в процессе модернизации, американская БМП превосходит все остальные за-рубежные БМП, в связи с чем она может быть принята в качестве представительного образца для сравнения с отечественными БМП.
В конструкции БМП США использованы в ос-новном те же принципиальные технические реше-ния, что и в отечественной БМП-2 (переднее рас-положение MTO малокалиберная автоматическая пушка, обеспечение дублирования управления ог-нем и т. д.). Однако она по сравнению с БМП-2 имела более высокие показатели броневой защи-ты (за счет большей на 8 т массы и применения алюминиевой брони), огневой
мощи (за счет при-менения в СУО тепловизионного прицела и более высоких характеристик бронепробиваемости опе-ренного подкалиберного снаряда и ПТУР «ТОУ-2»), а также быстроходности (за счет гидрообъемно-механической трансмиссии). Однако американская БМП при этом имела более низкие водоходные качества и меньший запас хода.
Возможности модернизации шасси БМП-2 бы-ли исчерпаны, комплекс ее вооружения не отве-чал современным требованиям и не решал новые основные огневые задачи, поставленные перед БМП. По обобщенному комплексному показателю технического уровня, учитывающему показатели огневой мощи, защищенности, подвижности и экс-плуатационно-технических возможностей, отечест-венная БМП-2 уступала БМП США.
В связи с этим, на основе анализа тенденций развития и боевого применения зарубежных и отечественных БМП военными академиями и на-учно-исследовательскими институтами Министер-ства обороны совместно с НИИ и КБ отрасли были уточнены назначение БМП, типовые цели, оптимальные дистанции их поражения, определены и оперативно-тактически обоснованы основные за-дачи БМП и ее вооружения. На основании этого были разработаны тактико-технические требова-ния к новой отечественной БМП.
Эти требования полностью вошли в тактико-техническое задание на разработку БМП 90-х гг.
Впоследствии оно было дополнено «Едиными так-тико-техническими требованиями к шасси военных гусеничных машин легкой категории но массе, унифицированных по узлам и агрегатам», а также уточненными требованиями к вооружению БМП. В соответствии с этими требованиями БМП долж-на обеспечивать как возможность взаимодействия на поле боя с основными танками, так и автоном-ного использования подразделений БМП в усло-виях применения оружия массового поражения. При этом предполагалось их использование не только в составе Сухопутных сил, но и Воздушно-десантных войск и Военно-Морского Фло-та; боевая машина пехоты должна быть приспо-собленной к десантированию с самолетов, десант-ных кораблей, к транспортировке воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом.
Основными задачами вооружения БМП явля-ются:
- подавление танкоопасной живой силы как от-крыто расположенной, так и укрытой в окопах, скоплений пехоты и техники;
- эффективная борьба с легкобронированными целями (БМП, БТР , БРМ);
- возможность борьбы с основными танками и другими бронированными целями с усиленной за-щитой;
- самооборона от атакующих самолетов и верто-летов.
Шасси БМП — наиболее массовой машины, имеющей предельно напряженные массогабарит-ные характеристики, обусловленные увеличенным составом боевого расчета, более жесткими требо-ваниями к защищенности, плавучести и авиадесантированию — должно быть пригодным для использования в качестве базового при разработке и создании семейства ВГМ различного назначения при отличии каждой модификации друг от друга уровнем защиты, полезным объемом, грузоподъемностью, числом катков и другими особенностями.
При этом конструкция основных составных частей шасси БМП должна быть унифицирована для всех модификаций этой машины.
Количественные значения тактико-технических характеристик, определяющих подвижность, огневую мощь, защищенность, эргономические свойства, ресурс и надежность, а также технико-экономические показатели БМП, были значительно повышены.
Таким образом, по количеству и противоречивости предъявленных требований БМП 90-х гг. являлась одной из самых сложных машин. Поэтому для создания такой БМП нужна была новая концепция. Ее разработка и реализация представляли собой сложную научно-техническую задачу, для решения которой были привлечены значительные силы конструкторских и технологических бюро завода, а также научно-исследовательских институтов отрасли.
В результате этих в 1987 г. была принята на вооружение, а в 1988 г. запущена в серийное производство плавающая, авиадесантируемая и авиатранспортабельная БМП-3 (рисунок). Эта машина может применяться не только в Сухопутных войсках, но и в частях и соединениях морской пехоты и Воздушно десантных войск. Для БМП-3 использованы следующие основные прогрессивные технические решения:
1. Компоновочная схема с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения с поперечным размещением двигателя, обеспечивший рост огневой мощи, подвижности, защищенности а также эргономичности, благодаря увеличенной возможности поражения танкоопасной живой силы в переднем секторе, повышению водоходных качеств, усилению бронирования лобовой проекции, улучшению условий обитаемости экипажа и боевого расчета, повышению тепловой маскировки и обзорности. Принятая компоновочная схема позволила использовать шасси БМП в качестве базового при разработке модификаций BГ M легкой категории по массе различного назначения.
2. Универсальный комплекс вооружения, со-стоящий из размещенных в башне в одной маске 100-мм нарезного орудия-пусковой установки гранатометной баллистики, 30-мм автоматической пушки, 7,62-мм пулемета и установленных в перед-ней части корпуса двух курсовых пулеметов ка-либра 7,62.
Стрельба из БМП производится с места, с хо-ду и на плаву. В зависимости от вида цели огонь ведется 100-мм осколочно-фугасными снарядами, 30-мм осколочно-фугасными и бронебойными сна-рядами, 100-мм управляемыми ракетами, которые запускаются через ствол орудия, а также из трех пулеметов и личного оружия боевого расчета. Комплекс вооружения БМП-3 позволяет вести огонь через боевые порядки своих войск. Этот комплекс обеспечил повышение огневой мощи, вы-полнение всех многообразных задач БМП за счет увеличения эффективности поражения укрытой в окопах и блиндажах танкоопасной живой силы, установок ПТУР, скоплений пехоты и техники, танков, БМП, БТР, а также низколетящих само-летов и вертолетов.
3. Автоматизированная система управления ог-нем с лазерным дальномером, электронным балли-стическим вычислителем, высокоточным 2-плоскостным стабилизатором вооружения, стабилизи-рованным прицелом наводчика, дублированными пультами командира и наводчика, позволившая повысить точность стрельбы с места и с ходу и вероятность поражения внезапно появляющихся целей при стрельбе с места.
4. Корпус и башня из броневых алюминиевых сплавов с использованием разнесенных преград — стальных накладок на башне, водоотражательного щитка и средств самоокапывания на лобовой ча-сти корпуса, а также бортовых водоизмещающих экранов и двойного днища в передней части ма-шины. Примененная схема бронирования в соче-тании с. усовершенствованной технологией термо-обработки деталей, большая стойкость алюминия к действию осколков, бронебойных пуль и малока-либерных снарядов позволили повысить защищен-ность БМП от обычных противотанковых средств, стрелково-пулеметного огня и мин, а также по-лучить выигрыш по массе по сравнению с корпу-сом и башней, выполненными из броневой стали.
5. Силовая установка с многотопливным дизе-льным двигателем повышенной мощности, эжекционной системой охлаждения с термостатами, имеющей преимущества перед вентиляторной по затратам мощности, охлаждению на плаву, простоте конструкции, термомаскировке и уровню де-маскирующего шума, системой питания возду-хом с бескаесетным 1-ступенчатым воздухоочис-тителем циклонного типа, превосходящей по мас-согабаритным и эксплуатационным показателям систему с 2-ступенчатым воздухоочистителем. Ис-пользование такой силовой установки позволило повысить подвижность машины.
6. Гидромеханическая трансмиссия с гидро-объемной передачей в механизме поворота и от-бором мощности на водометные движители, обес-печившая реализацию высоких показателей быст-роходности, маневренности, проходимости, надеж-ности, удобство управления, создает возможность в дальнейшем полной автоматизации управления движением.
7. Ходовая часть с 2-рядными опорными кат-ками с алюминиевыми дисками, гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой, подвеской с повышен-ными динамическими ходами и энергоемкими те-лескопическими гидроамортизаторами и механиз-мами натяжения гусеницы и изменения клиренса с полуавтоматическими электромеханическими приводами и дистанционным управлением с места водителя.
Ходовая часть обеспечила машине авиадесантируемосгь , увеличение подвижности за счет повыше-ния плавности хода и проходимости по слабонесущим грунтам, рост защищенности, благодаря возможности изменять силуэт БМГІ, а также улучшение эксплуатационно технических показа-телей за счет удобства выполнения технического обслуживания и ремонта.
8. Малогабаритные 1-ступенчатые шнековые водометные движители, обеспечившие значитель-ное повышение водоходных качеств БМП.
Учитывая перспективность технических реше-ний, шасси БМП-3 использовано в качестве базо-вого при разработке и создании семейства ВГМ различного назначения, в которое кроме БМП входят:
- командирская боевая машина пехоты БМП-3К (для Военно-Морского Флота БМП-ЗФ);
- командно-штабная машина дивизионного и пол-кового звена;
- боевая разведывательная машина;
- самоходные орудия;
- самоходный зенитно-ракетный комплекс
- самоходный противотанковый ракетный комп-лекс;
- бронированная ремонта ремонтно-эвакуационная машина.
В связи с универсальностью и обеспечением вы-соких показателей при решении многообразных огневых задач комплекс вооружения БМП-3 ис-пользуется при разработке тяжелой боевой ма-шины поддержки танков.
Сравнительная оценка технического уровня по-казывает, что принятая концепция при разработке и создании БМП-3 с реализацией на ней указан-ных выше решений обеспечила ее безусловное пре-имущество над БМП-2 по всем основным показа-телям. Это подтверждено результатами проведен-ных испытаний (отраслевых, государственных, войсковых и опытной войсковой эксплуатации) но-вой БМП, которые позволяют оценить БМП-3 как отечественную боевую машину пехоты нового поколения. БМП-3 превосходит американские БМП по подвижности и огневой мощи.
Превосходство по подвижности достигнуто благодаря более высоким быстроходности и про-ходимости, водоходным качествам и запасу хо-да, а по огневой мощи — за счет лучшего выпол-нения основной огневой задачи БМП — поражения и подавления танкоопасной живой силы, в том числе укрытой в блиндажах и окопах на дально-сти до 4000 м.
Имея значительно меньшую массу брони, БМП-3 практически находится на одном уровне с американскими БМП по защищенности.
Кроме того, БМП-3 имеет ряд характеристик и качеств, не реализованных на американских машинах, в том числе:
наличие автоматизированной СУО с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем;
размещение десанта, позволяющее вести огонь из личного оружия под защитой брони;
пуск противотанковой ракеты из орудия-пусковой установки без разгерметизации машины;
возможность стрельбы через боевые порядки своих войск;
преодоление водных преград с ходу; авиадесантирование парашютно-реактивным способом с экипажем и частью боевого расчета; возможность самоокапывания.
Таким образом, отечественная БМП-3 превосходит по техническому уровню американскую БМП, несмотря на более низкую эффективность использования ее в ночных условиях из-за отсутствия тепловизионного прицела.
Выводы:
1. Применение в конструкции БМП-3 технических решений, основанных на современных достижениях отечественной и мировой науки, позволило создать БМП нового поколения с более высоким по сравнению с БМП-2 техническим уровнем.
2. При меньшей массе БМП-3 по техническому уровню превосходит американские машины, имеющие наилучшие TTX среди серийных зарубежных БМП.
3. Составные части шасси БМП-3 используются для создания обширного семейства машин легкой категории по массе с характеристиками, превосходящими аналогичные машины на других базовых шасси. Бредли " M2, М2А2, М2А3
Советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к передовой, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.
Создана курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения. БМП-3 выпускается на ОАО «Курганмашзавод». Впервые была публично показана в 1990 году на Параде в честь 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
КНР в 1997 году купила лицензию на производство боевого отделения БМП-3, которым впоследствии были вооружены китайские боевые машины пехоты Тип 97
История
Разработка БМП-3 («Объект 688М») была начата в 1977 году. В 1983-1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской Армии. Во время государственных испытаний (ГСИ) в районе мыса Опук 2 прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в итоге прицел и приборы наблюдения танка были уничтожены, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали образовались изломы с трещинами.
В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений и патентов специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения.
БМП-3 выиграла тендер и поступила на вооружение армии ОАЭ в количестве более 600 машин. Данные машины были оснащены тепловизорным прицелом французского производства - такой же прицел эксплуатируется на основном боевом танке (ОБТ) армии ОАЭ - «Леклерк-Тропик». Бронемашина также поставлялась на экспорт в ряд других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличии от британский и американских машин.
Конструкция
Броневой корпус и башня
Лобовая броня гарантировано выдерживает попадания снарядов калибром 30 мм с дистанции 200 метров. Крыша и борта выдерживают пулю Б-3 калибром 12,7 мм с дистанции 100-200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,4 тонн, что никак не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При быстром десантировании дополнительной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша, возможен выход и без раскрытия частей корпуса только через двери. Имеются противорадиационные накладки, топливо спереди имеет защиту от пожаров в виде присадок. Топливные баки играют роль фальшборта для целого ряда средств поражения.
Вооружение и приборы
Пушка-пусковая установка 2А70 / 100 мм весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, ПТУР 9М117.
Автоматическая спаренная пушка 2А72 / 30 мм.
Пулеметы ПКТ 2-3х7,62 из них 2 курсовых в корпусе. Стабилизатор 2Э52-2. 2000 патронов к каждому,скорость пули 855 м/с. Боекомплект соответственно 40 (22 в автомате заряжания), ПТУР 6-8, 500-750, 6000. БМП-3 способна вести огонь с воды. Возможна стрельба из 100 мм орудия 3 снаряда подряд с минимальным интервалом времени. Дальность стрельбы 4 км для орудия 100 мм и ПТУР, 30 мм - 2 км (эффективная). Углы наводки -6+60(360) град. Максимальная дальность стрельбы 6,5 км, мощи 100мм орудия вполне достаточно, чтобы лишить танк хода. Есть БПС для поражения в лоб любых целей с защитой меньшей, чем современный ОБТ, либо поражения ОБТ в уязвимые участки. По бокам от мехвода расположены 2 стрелка. Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются за борт. Газы от автопушки удаляются. СУО имеет авто и ручной режим и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, может вести огонь по низколетящим и зависшим вертолётам с использованием СУО.
Подвижность
Двигатель УТД-29 имеет малую высоту, для выхода десанта размещаемого в средней части корпуса, применяется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, смонтированы водомёты внутри корпуса. Машина способна преодолевать стенку 0,7 м, подъём 30 и крен 25 градусов. Двигатель дизельный. Натяжение гусениц управляется прямо с места механика-водителя. Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Способна плавать с минимальной подготовкой, в т.ч. сразу, есть функция заднего хода для плавания, в наличии помпа для откачки воды, в настоящее время это единственная в мире машина ведущая огонь с воды стоя и в движении в любом направлении. На суше может уверенно преодолевать уклон 35 градусов. Впервые в мире получила гидромеханическую подвеску. Плавает в шторм до 5 баллов.
Прицельный комплекс «Витязь»
Показан в 2015. Объединяет машины в единую боевую сеть, обеспечивает более быстрое обнаружение и поражение цели. Содержит автомат сопровождения цели. Командир и наводчик эксплуатируют панорамные всесуточные прицелы «Кречет». Они хорошо защищены от помех, с независимой стабилизацией поля зрения, с телевизионными, тепловизионными и дальномерными каналами.
Модификации
Боевая машина пехоты командирская, создана на базе БМП-3 и предназначена для действий в составе подразделения, управления боем, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Базовые тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина снабжена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приёмником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173, дальность связи до 40 км.
Боевая машина морской пехоты, спроектирована на базе БМП-3 и предназначена для ведения боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. От БМП-3 отличается увеличенным запасом плавучести и остойчивости машины, демонтировано оборудование для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, поставлены водоотражающие щитки на башне. Обладает высокой маневренностью на плаву, способна двигаться и вести стрельбу с требуемой точностью при волнении воды силой до 3 и 2 баллов соответственно. При работающем двигателе может находиться в воде до 7 часов и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Способна выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие. На машине установлен новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР.
Усовершенствованная модификация БМП-3. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 л. с. и усовершенствованной системы управления огнём, позволяющей распознавать цели и вести прицельную стрельбу на больших дальностях и скоростях движения. Отличается повышенной защищенностью за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э», который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника. СУО позволяет автоматически распознавать сопровождать и атаковать цели в движении. Дальность распознавания цели типа танк составляет 4500 м. Установленные бортовые экраны защищают от поражения бронебойными пулями калибра 12,7-мм, а также снижают воздействие кумулятивной струи. Десантирование солдат производится через кормовой люк, что несколько осложнено необходимостью переползания десанта через двигатель.
Обеспечивает эффективную защиту машины от поражения ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения. Его высокая эффективность была подтверждена после выставки IDEX-2003 на полигоне Макатра. При стрельбе по ней различными ПТУРами с дальности 3000 м ни одна из ракет так и не достигла своей цели.
-БМП-3 с ДЗ «Кактус»
Показана на выставке в Омске в 2001 году. Блоки ДЗ размещены на бортовых и лобовых частях корпуса и башни совместно с резинотканевыми и решетчатыми экранами. Дополнительная защита значительно повышает живучесть БМП в условиях применения лёгких противотанковых средств с кумулятивными боевыми частями. Комплекс вооружения, система управления огнем, внутренняя компоновка, МТО аналогичны базовому образцу. В связи с увеличением массы БМП не может плавать. При снятии дополнительной защиты эта способность возвращается, так как водометные двигатели сохранились. Машина имеет большие габариты по ширине (до 3,97 м) и длине корпуса (до 7,16 м).
Отличается современной системой управления огнем и единым механизмом заряжания нового боекомплекта управляемых и неуправляемых 100-мм выстрелов. Управляемая ракета 9М117М1 «Аркан» уверенно поражает современные танки с динамической защитой на дальности до 5500 м. Выстрел ЗУБК23-3 с ПТУР имеет массу 21,5 кг и длину 1185 мм. Новый 100-мм осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 имеет дальность стрельбы 7000 м и по сравнению со штатным снарядом его эффективность и рассеивание в 2,5-3 и 2 раза лучше соответственно. Применение нового 30-мм бронебойно-подкалиберного снаряда «Кернер» существенно повышает эффективность стрельбы по легкобронированным целям.
Модернизация БМП-3М. МТО перенесено вперёд и перекомпоновано десантное отделение; десантирование происходит через аппарель. Силовую установку составляет вариант двигателя типа УТД-32 мощностью 816 л.с. с турбонаддувом, четырёхтактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером. Имеется три типа боевых модулей, которыми может вооружаться «Драгун»: «БМ 100+30» со 100-мм 2А70 и 30-мм 2А72 пушками; «БМ 57» с 57-мм пушкой; «БМ 125» с 125-мм пушкой 2А75.
Версия с необитаемым модулем АУ220М, включающим 57-мм автоматическую пушку.
Машины на базе
Боевая разведывательная машина войсковой разведки.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе боевой машины пехоты, с крановой стрелой и тяговой лебедкой.
Опытная 152-мм самоходная гаубица.
Автоматизированное 120-мм самоходное артиллерийское орудие.
-Объект 699
Универсальное гусеничное шасси.
-УР-93
Установка разминирования на базе БМП-3. Впервые показана в 2007 году в Нижнем Тагиле на выставке RDE-2007.
Установка разминирования на базе БМП-3.
Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»
-9П157-4
Машина управления батареей противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»
Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Т»
Российская опытная зенитная самоходная установка из состава зенитного ракетно-артиллерийского комплекса 30Ю6 «Панцирь-С1-О»
Авиатранспортабельная дорожно-землеройная машина на базе БМП-3
Оценка машины
Суворов Сергей Викторович, пресс-секретарь ЗАО «Военно-промышленная компания», эксперт в области бронетанковых вооружений, полковник танковых войск запаса, кандидат военных наук:
"До того, как мне самому пришлось поэксплуатировать БМП-3, я не раз слышал самые разные отзывы об данной машине, в большинстве своём отрицательные и, главным образом, от тех, кто её живьём даже не видел. В течение трёх лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Моё мнение - машина замечательная, другой такой в мире нет, а значит, эта машина имеет право на существование и дальнейшее развитие. Подтверждением этих слов является контракт на приобретении БМП-3 армией ОАЭ. А ведь решение на закупку этих машин правительство ОАЭ приняло после всесторонних конкурсных испытаний в этой стране российской БМП-3, американской М2А1 Bradley и английской MCV80 Warrior."
Страны-эксплуатанты
Азербайджан - 88 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Алжир - 100 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Венесуэла - 123 БМП-3 и её модификаций, по состоянию на 2016 год
-Индонезия - 54 БМП-3Ф, по состоянию на 2016 год
-Кипр - 43 БМП-3, по состоянию на 2016 год. Контракт на поставку подписан в 1995 году, машины поставлялись в период с 1995 по 1996 годы. Общая стоимость контракта составляет $68 млн.
-Республика Корея - 40 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 30 машин передано в счёт долга СССР в 1995 году, поставки которых осуществлялись в период с 1996 по 1998 годы; ещё около 37 машин передано в 2002 году, поставки которых происходили в период с 2005 по 2006 годы.
-Кувейт - 120 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 142 машин куплено в 1994 году, поставки происходили в период с 1995 по 1997 годы, ещё 25 единиц БМП-3 поставлены в 2010 году.
-ОАЭ:
-Сухопутные войска ОАЭ - 390 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Президентская гвардия ОАЭ - 200 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Россия - 500 БМП-3; допольнительно 22 БМП-3 будут переданы в ЗВО, по состоянию на 2016 год
-Туркмения - 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Украина - 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Шри-Ланка - 45 БМП-3, по состоянию на 2007 год
Греция: в 2008 году заказано 420 БМП-3 на сумму более 1,2 млрд евро. 22 июня 2009 года было заявлено о финальной стадии оформления контракта на 1000 машин. Но в связи с экономическим кризисом контракт был заморожен.
-США: 1 единица БМП-3 поставлена с Украины
ТТХ
Размеры
Длина корпуса, мм: 6700
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7200
-Ширина корпуса, мм: 3300
-Высота, мм: 2300 (по крыше башни)
Бронирование
Тип брони: алюминиевая катаная разнесённая со стальными экранами. Защита лобовой проекции от 30-мм БТ/2А42 с Д=300 м
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 18
-Лоб корпуса (середина), мм/град.: 10+12+60
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10+60
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 60..43/0
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 43/0
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (середина), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 13
-Днище, мм: 10
-Крыша корпуса, мм: 15
-Лоб башни, мм/град.: 16+50
-Корма башни, мм/град.: 43
-Крыша башни, мм: 18
-Активная защита: «Арена» и ТШУ-2 «Штора-1» на БМП-3М
-Динамическая защита: «Кактус» на БМП-3М-3
Вооружение
Калибр и марка пушки: 100-мм 2А70; 30-мм 2А72
-Тип пушки: 100-мм нарезное полуавтоматическое орудие-пусковая установка; 30-мм нарезная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 40 х 100-мм; 8 х ПТУР; 500 х 30-мм
-Углы ВН, град.: от?6 до +60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км ПТУР: 4,0
-Прицелы: комбинированный дневной / пассивный ночной, с лазерным дальномером
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм (1 спаренный, 2 курсовых) ПКТ
-Другое вооружение: ПТУР 9М117
Подвижность
Двигатель:
-Производитель: Барнаултрансмаш
-Марка: УТД-29
-Тип: дизельный
-Максимальная мощность: 500 л.с. (331 кВт ), при 2600 об/мин
-Максимальный крутящий момент: 1460 Н·м, при 1600 об/мин
-Конфигурация: V10
-Цилиндров: 10
-Охлаждение: жидкостное
-Тактность (число тактов): 4
-Порядок работы цилиндров: 1п-4л-2п-5л-4п- -3л-5п-1л-3п-2л
-Рекомендованное топливо: многотопливный
-УТД-32 (БМП-3М)
-Скорость по шоссе, км/ч: 70
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Удельная мощность, л. с./т: 26,7
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,60
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,2
-Преодолеваемый брод, м: плавает