Научное обществознание. Обществознание. Тема: Наука. виды наук. А наука ли обществознание

Наука и образование. Практикум

1.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

образовательные учреждения

цели образования

функции образования в обществе

образовательные программы

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

2) догматизация

3) гуманизация

4) интернационализация

5) информатизация

6) идеологизация

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

2) эксперимент

3) доказательность

4) рациональность

5) чувственность

6) теория

7) концепции

8) субъективность

4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

5. Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальная

2) прогностическая

3) мировоззренческая

4) познавательная

5) производственная

6) образовательная

6. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.

2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.

3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.

5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.

7. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

1) социальные

2) личностные

8. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления

Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования

Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования

Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

1) дошкольное образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Систему _______(А) можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд ____ (Б). ____ (В) – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала. ____ (Г) – увеличение учебного времени, отводимого на изучение социально-гуманитарных дисциплин; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и ____ (Д); хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и ____ (Е) грамотность человека.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2) признак

3) элитарная

4) юридическая

5) интерес

6) гуманизация

7) специальность

8) образование

9) гуманитаризация

Работа с текстом

Образование в обществе

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...

Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...

Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу - например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

Н. Смелзер

10. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

11. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.

12. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

13. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

14. С помощью трех примеров покажите роль образования в жизни человека.

  1. 1. Обществознание Раздел 4.Тема 4.1. Наука. Виды наук. Научное познание – это рациональное познание
  2. 2. Истоки науки Истоки науки уходят в глубокую древность. Наука возникла в VI в.до н. э. в Древней Греции. Наука разрушила мифологическое мировоззрение Процесс формирования науки в социальный институт начался в XVII-XVIII вв. – возникли первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. В к. XIX – XXвв. возникают новые формы организации науки: крупные научные лаборатории, институты, исследовательские центры
  3. 3. Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. его теоретическое отражение Наука – сложное Тенденции общественное явление, современной науки: специальная сфера человеческой Дифференциация наук* деятельности, в ходе которой создаются знания об окружающем мире, его закономерностях. Интеграция наук* Наука – специализированное познание действительности
  4. 4. Виды наук гуманитарные общественные естественные технические прикладные
  5. 5. Два уровня научного знания 1. Эмпирическое знание – знание фактов 2. Теоретическое знание – объяснение эмпирических фактов Теория – это логически стройная система понятий и утверждений, которая имеет значимость лишь в ее соотнесении с эмпирическими фактами Эмпирические факты имеют ценность только вместе с объясняющей их теорией
  6. 6. Особенности научного познания: Системность, логическая выводимость одних знаний из других.. Объектом научного познания выступают не только предметы и явления, но и объекты микромира, мегамира, прошлое и будущее Стремление к объективности…. Направленность на получение знаний необходимых в будущем…. Имеет определенные методы и формы познания. Цель научного познания – получение новых более глубоких знаний.
  7. Наука как социальный институт Социальный институт – система социальных отношений, которая упорядочивает отношения между людьми. Этот признак существенен для науки. В научную деятельность вовлечено большое количество людей, которые разрешают определенные проблемы
  8. Что необходимо знать о науке как социальном институте? Между людьми занимающимися наукой, существует иерархия: кандидат наук, доктор, академик – научные звания, чем выше, тем больше авторитета имеет ученый; Каждый специалист работает в определенной области, в которой он является экспертом; Ученый работает не на себя а на науку; Ученый выступает в качестве эксперта в разрешении вопросов, который не может разрешить человек не обладающий специальными знаниями.
  9. 9. Этапы научного познания… Теория – построенная система Гипотеза – предположение, взаимосвязанных утверждений, догадка законов науки Методы, которые обуславливаются особенностями объекта исследования, зависят от целей, характера проблемы.Общенаучные: анализ- Всеобщие: наблюдение Специальные: для синтез, эксперимент описание, измерение каждой науки
  10. 10. Методы познания Наблюдение* : прямое и косвенное Измерение дает количественную характеристику изучаемого объекта Эксперимент –изменение объекта, воспроизведение его в специальных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях.
  11. 11. Роль научного познания. Наука Жизнь(идеи, теории, аксиомы) (техника, книги, учебники..) Наука оказывает влияние на все основные сферы жизни общества Роль науки возрастает в ходе исторического развития человечества
  12. 12. Социальные функции науки 1. культурно-мировоззренческая..(наука объясняет аспекты действительности, формирует мировоззрение) 2. Наука тесно связана с техническим прогрессом (Наука становиться производительной силой, формируется устойчивая связь с производством) 3. Помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы. 4. Наука становиться все более дробной появляется все больше научных дисциплин (около 10 000 дисциплин), но в то же время возникают и междисциплинарные исследования (интеграция наук)
  13. 13. Этические нормы в науке 1. Общечеловеческие требования и запреты (плагиат – воровство научных идей, результатов, полученных кем-либо) 2. Этические нормы (бескорыстный поиск истины) 3. Нравственные правила, «Платон мне друг, но касающиеся истина дороже» взаимоотношений науки и Аристотель ученого с обществом
  14. 14. Ненаучное знание Искусство*- Есть люди художественное познание, ориентированные эстетическое отношение на науку, им человека к свойственна действительности активность, Миф* - своеобразное внутренняя независимость, моделирование открытость, человеческого поведения. воспринимают Главная особенность мифа новый опыт – может объяснить все Народная мудрость – свод Другие «рецептов» поведения для ориентированы на разных случаев ненаучные картины Паранаука* (лат. пара -около) мира, интерес к объясняет загадочные таинственному… явления, сведения…
  15. 15. Дома Подготовить сообщения Какую роль играет наука в современном обществе? Как наука и общество влияют друг на друга. Примеры практической деятельности, которые породили различные поговорки и пословицы (Народна мудрость) Роль паранауки в жизни человека. (примеры паранауки: астрология, хиромантия ….)

Приветствую всех читателей блога!

В этом посте мы раскроем очередную тему — «Наука». Чтобы не пропустить другие посты по обществознанию, крайне рекомендую оформить подписку на новые статьи и добавить данный сайт в закладки!

Итак, что же такое наука? Наука — форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины.

Основная задача науки это выявление объективных законов действительности, а её непосредственная цель — объективная истина.

Науки делятся на:

1) Естественные — изучают мир природы;

2) Технические — изучают мир техники;

3) Гуманитарные — изучают мир человека;

4) Социальные — изучают мир общества;

Наука понимается как: форма деятельности, система знаний и социальный институт . Разберем каждую из этих форм по отдельности.

1. Наука как форма деятельности направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2. Наука как система знаний выступает как совокупность знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности.

3. А, наука как социальный институт представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Наука как социальный институт определяет определенные функции.

Функции науки:

1) Культурно-мировоззренческая — поскольку наука создает определенные ценности и нормы. Она выполняет функцию передачи знаний из поколения в поколение;

2) Выступает как производительная сила, потому что знания полученные наукой позже применяются в производстве;

3) Функция социальной силы, например научно техническая революция XX века изменила множество сторон общественной жизни;

Таким образом мы можем видеть что наука играет огромную роль в жизни общества и требует применения таких признаков как объективность, внутренняя системность, доказательность и достоверность выводов.

Вот такой небольшой и крайне содержательный пост получился. Рекомендую изучать его с каким-нибудь учебником по обществознанию и тематическим тестом ЕГЭ по теме «Наука». Кстати скоро на моем сайте будут запущены онлайн-консультации по истории и обществу, страница в группе ВК с практическим прорешиванием тестов и многое другое, так что оформи подписку на новые статьи и добавь данный сайт в закладки! До встречи в следующих постах!

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в конкретном объекте изучения.

Зачатки научной мысли можно встретить в истории древних цивилизаций, однако родиной науки принято считать Древнюю Грецию. В средние века наука развивалась очень медленно, так как зависела от религии. В XVII в. началась научная революция, во время которой произошло становление классической науки. Открытия Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея заложили основу механистической картины мира. С Ньютона начинает отсчет современная наука (ядерная физика, молекулярная биология).

В зависимости от объекта науки выделяют три основных раздела: естественные науки (физика, химия и др.); социальные науки (общественные науки): философские науки (философия). Также выделяют дополнительные разделы науки, которые находятся на стыке главных разделов, но не входят в них: технические науки, математика, психология, биология, правовые науки.

Функции науки: познание окружающего мира и человека, объяснение законов развития и устройства, формирование мировоззрения, прогнозирование развития и последствий явлений и процессов.

Методы науки – совокупность приемов исследования, применяемых в науке. В зависимости от разделов в науке применяют разные методы:

1) общенаучные методы применяют на отдельных стадиях научного познания, с их помощью определяют подход к изучению объектов в целом: наблюдение, анализ (разложение), синтез (объединение), дедукция (выведение), индукция (обобщение), историзм (хронология), функциональный метод (определение функций);

2) системно-логические методы охватывают все отрасли научного познания и используются всеми науками:

материализм использует теоретический метод познания и опирается на дедукцию и законы диалектики (нельзя ничего считать истинным, пока оно не станет ясным и простым; в изучении чего-либо начинать движение следует от простого к сложному; каждую проблему необходимо расчленять на частные задачи). Главный источник знаний в материализме – теория (мысли и понятия);

идеализм опирается на индуктивный метод (обобщение единичных фактов в общие положения). Главный источник знаний в идеализме – наблюдение, сравнение и эксперимент;

3) частно-научные методы используются конкретными науками исходя из их потребностей: социологический, сравнительный, статистический, моделирование (создание образа), эксперимент (опыт).

Виды экспериментов: исследовательский (исследование, поиск информации о новых явлениях, процессах и свойствах окружающего мира); аналитический (анализ гипотезы, проверка истинности с помощью сравнения с другими гипотезами или теориями).

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Наука Наука – в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о

Из книги Большая книга афоризмов автора

Наука См. также «Знание», «Теория. Гипотеза», «Ученые», «Эксперимент» Наука - лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство - это «я»; наука - это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

НАУКА Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которую достигли гении предыдущего поколения. Макс Глюкманн Искусство

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Наука и Бог Даже Бог не может сделать так, чтобы дважды два не было четыре. Гуго Гроций (1583–1645), нидерландский правовед Господь Бог вычисляет дифференциалы эмпирически. Альберт Эйнштейн (1879–1955), немецкий физик Бог создал натуральные числа, остальное - дело рук

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

17. НАУКА Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим,

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Наука Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Знания увеличивают незнание. Анаксимен из Милета Мерите ли вы в то, что науки возникли бы и достигли зрелости, если бы им не предшествовали

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Наука о следах Чем занимается криминалист-трассолог?Трассологи изучают следы. Они исследуют механизмы образования следов, придумывают методы их обнаружения и исследования.Криминалист-трассолог изучает осколки стеклаЕсли преступник разбил стекло, то трассолог по

Из книги автора

Наука Как возникли цифры? Это очень просто: если к двум копейкам вы прибавите еще две, то у вас будет четыре копейки. Но знаете ли вы, что чтобы человек научился думать так, как вы, ему понадобились миллионы лет? Действительно, самое трудное – научить ребенка пользоваться

Тест в формате ЕГЭ по теме: «Наука. Научное познание. Образование».

Задания на классификацию путем установления соответствия (задание 5)

1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

ФУНКЦИИ НАУКИ

1) производственная

2) прогностическая

2. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

3. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления

Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования

Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования

Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

УРОВЕНЬ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1) дошкольное образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

8. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания на выбор позиций из списка (задание 6,7)

11. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

12. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

13. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

14. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

15. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3) сбор статистических данных путём анкетирования

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5) описание случаев социальной дифференциации населения

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

16.Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Её открытие произошло на основе наблюдений.

2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4) Она изложена специальным языком математики.

5) Она сложна для самостоятельного изучения.

6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

17. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработал модель экосистемы

2) проводил наблюдения в полевых условиях

3) изучил литературу по проблеме исследования

4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов

5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

18. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

19. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярно посещает библиотеку

2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института

3) анализирует публикации по проблемам развития биологии

4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии

5) состоит членом профсоюзной организации института

6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых

20. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определенных понятий

21. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей - различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная

4) производительной силы 5) прогностическая 6) гносеологическая

22. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая 2) познавательная 3) социальная

4) производственная 5) прогностическая 6) образовательная

23. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

24. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.