Названия немецких танков второй мировой. Что стало с немецкими танками и самолётами после Второй мировой

Вермахту в 37-м году потребовался танк прорыва, который имел бы 50-миллиметровую броню и был в полтора раза тяжелее танка Pz Kpfw IV. Проектирование поручили машиностроительной компании Хеншель в городе Кассель.

Заказом от управления вооружений занялся Э. Адерс, начальник отдела новых разработок, которого впоследствии признали «отцом тигров» (Tigerfater). Его первой машиной стал DW1 (машина прорыва, Durchbruchswagen), изготовленный в единственном экземпляре. DW2 появился в 1938 году. Имея такую же ходовую часть, как и у DW1 (пять катков с индивидуальной торсионной подвеской), машина развивала скорость до 35 км/ч. Э. Адерс в сентябре начал работы над уточненным заданием (масса конкретизировали в 30 тонн). Одновременно к проекту привлекали компании Даймлер-Бенц, MAN и КБ Ф. Порше.


Обозначения экспериментальных машин и тому времени были стандартизированы и заказанной машине присвоили идентификатор VK3001. В шифре первые две цифры – проектная масса, последние - номер образца.

Танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944 года

Высшее немецкое командование осматривает на полигоне, после завершения очередных испытаний, один из первых экземпляров танка «Тигр» (PzKpfw VI Ausf. H). 1942 г.

Новейшие немецкие тяжелые танки «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger I») доставлены на боевые испытания на железнодорожную станцию Мга под Ленинградом, но машинам сразу же потребовался ремонт

За основу Э. Адерс взял машину DW2. Компания Хеншель изготовила четыре прототипа, которые незначительно различались - две машины в марте 1941 года и столько же в октябре. Что эти машины представляли собой? При боевом весе 32 тонны 300-сильный двигатель обеспечивал скорость до 25 км/ч. Ходовая часть – семь (парных и одинарных) катков, размещенных в шахматном порядке, и три поддерживающих ролика. Вооружение танка - короткоствольная 75-мм пушка и два пулемета. Лобовая часть корпуса и башни изготавливались из 50-миллиметровых бронелистов, борта – из 30-миллиметровых. Экипаж танка пять человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывали, началась кампания против СССР. После первых же боев стало ясно, что прототипы Хеншель бой с KB и Т-34 не выдержат. Что касается Порше, то он лишь пробовал себя в проектировании танков. По-видимому это и предопределило дальнейшие неудачи Порше в области танкостроения. Два экземпляра данной машины VK3001 (Р) были изготовлены зимой 40-41 годов. Танк заданной массы не превысил и благодаря паре двигателей имеющих воздушное охлаждение развивал скорость до 60 км/ч. Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

В мае 41-м году компания Хеншель занялась еще одним экспериментальным VK3601 оснащенный пушкой, снаряд которой пробивал бы броню толщиной 100 миллиметров с расстояния 1,5 тыс. метров. Кстати, когда этот танк был изготовлен, толщина бронилистов также составила 100 миллиметров. Машина массой 40 тонн развивала скорость до 40 км/ ч. Ходовая часть состояла из восьми катков большого диаметра (она позже была применена на «Тиграх»).



Министерство вооружений и боеприпасов в июле 1941 года выдало КБ Ф. Порше и фирме Хеншель заказ на VK4501. Предлагалось, что будет спроектирована машина под 88-миллиметровую зенитную пушку образца 1936 г., которая перерабатывалась под танк. Пушку создали в 20-е годы усилиями двух концернов - немецкий Крупп и шведский Бофорс. Имея основным предназначением борьбу с воздушными целями, данная система все-таки прославилась в качестве мощного противотанкового средства. Немцы в такой роли опробовали систему еще в Испании. Особенно активно ее использовали в 40-42 годах на полях сражений Второй мировой против танков имеющих противоснарядное бронирование - советских KB и Т-34, английских и американских «Шерманов», «Грантов» и «Матильд». Бронебойный снаряд выпущенный из нее поражал данные танки даже на дистанциях 2 – 2,5 тыс. метров.

Полуавтоматическое, с клиновым вертикальным затвором орудие дополнялись электроспуском и дульным тормозом. После модернизации его стали называть 8.8cm KwK36 - 8,8-сантиметровая пушка образца 36-го года.

Оба танка VK4501 (Н и Р) должны были изготовить к 20 апреля 1942 года – дню рождения Гитлера. То есть, времени было маловато. Оба конструктора взяли лучшее от предыдущих экспериментальных машин. Выбор после сравнительных испытаний остановили на машине Адерса, хотя Гитлер поддерживал Ф. Порше.

VK4501(P), имевшая конструкторское обозначение «Порше 101», массой 57 тонн развивал скорость до 35 км/ч. Экипаж машины пять человек. «Крупповская» башня и вооружение были такими же, как и у танка соперника. Толщина лобового бронилиста башни и корпуса – 100 миллиметров, бортов - 80 миллиметров.

Система воздушного охлаждения пары бензиновых десятицилиндровых двигателей делала конструкция Порше лучшей машиной для африканских пустынных условий. В июле 1942 года на заводе компании Нибелунг в австрийском Линце даже изготовили пять машин и около 90 корпусов, которые получили обозначение "Tiger(P)" или Pz Kpfw VIP. И те и другие нашли применение: первые использовали в качестве учебных машин, из полуфабрикатов вышли отличные истребители танков.

С августа 1942 года фирма Хеншель организовала серийное производство танков разработанных Адерсом. Позднее аналогичные сборочные линии были открыты фирмой Вегманн. «Тигры» выпускались до августа 44-го года. В 42-м году было построено 84 танка, в 43-м - 647 машин, в 44-м - 623. В апреле 44-го года зарегистрировали максимальный месячный выпуск - 104 танка.

Экипаж немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» демонстрирует возможности своей машины по преодолению противотанковых заграждений

Немецкие танкисты на привале и танк PzKpfw VI «Тигр»

Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» №232 101-го тяжелого танкового батальона СС. Командир танка - унтершарфюрер Курт Клибер из роты Михаэля Виттмана

Первоначально машины официально назывались Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I». С февраля 44-го года, после принятия «Tiger II» на вооружение, название изменили на просто «Tiger I» или Pz Kpfw VI Ausf E. Данная машина не является очередной модификацией «шестерки». Имелась лишь одна модификация. Хотя, конечно, в конструкцию все же вносились изменения во время производства.

Боевой вес серийных машин превысил заданный более чем на 10 тонн. С момента появления танка и на протяжении полутора лет он был сильнейшей машиной в мире практически по всем показателям. В первую очередь, он имел мощное бронирование. Адерс придал корпусу коробчатое прямоугольное сечение за счет незначительного наклона лобовых и вертикальной установки бортовых бронеплит. Такая конфигурация ускорила и упростила технологический процесс. Кроме того, бронеплиты закреплялись сваркой и соединялись на шипах. Это позволяло достигать значительной механической прочности. Для изготовления днища использовался один лист. Броня - хромоникельмолибденовая катаная, гомогенная.

Внутреннее пространство «Тигра» было разделено на четыре отсека. Слева впереди в собственном отделении размещался водитель, справа - радист. Многоступенчатая коробка передач безвального типа имела восемь переднего, а также четыре заднего хода монтировалась между ними. В картер коробки передач помещались многодисковый главный фрикцион, работающий в масле, и тормоз. Дифференциальным механизмом поворота, имеющим двойным подводом мощности, обеспечивалось поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Для управления танком служило рулевое колесо через гидравлический полуавтоматический сервопривод. При отказе рулевого колеса использовались два ручных рычага с приводами на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели, через которую водитель наблюдал за окружающей обстановкой, регулировалась толстой броневой заслонкой перемещавшейся вертикально. При плохой видимости водитель больше ориентировался по расположенному справа курсоуказателю (гирополукомпасу), а не визуально. Люки, прорезанные над головами радиста и водителя, прикрывались крышками оснащенные перископическими приборами наблюдения. Во время стрельбы из лобового пулемета MG34 радист для прицеливания использовал свой перископ.

Под боевое отделение была отведена подковообразная башня, выгнутая из 80-миллиметрового бронелиста с вертикальными стенками, а также средняя часть корпуса, которая от моторного отсека отделялась броневой перегородкой. справа от пушки рабочее место заряжающего, слева - наводчика. Оба имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоком. Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода наводчиком нажатием ногой на педаль. Командир танка дублировал горизонтальную наводку.

Командиру предназначалась устанавливаемая на крыше башни сзади слева цилиндрическая башенка имеющая люк и пять смотровых щелей. С июля 43-го года была заменена унифицированной (такая же, как на «Пантере») сферической башенкой имеющей семь перископических приборов наблюдения по периметру и круговой обвод для перемещения и крепления зенитного пулемета. На передней стенке башни устанавливалось три метательных устройства предназначенных для огня дымовыми гранатами.

88-миллиметровая пушка (L/56) и спаренный 7,92-миллиметровый пулемет смонтированный справа от нее были установлены в броневой маске (толщина 110 миллиметров). Боеукладку размещали ниже погона башни - под поликом башни и по стенкам боевого отделения около водителя. Полуавтоматикой орудия и унитарным патроном обеспечивалась боевую скорострельность в 8 выстрелов в минуту.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

Немецкие танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» 506-го тяжелого танкового батальона весной 1944 года на западной Украине

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская область. Январь 1944 года

«Тигр» стал первым немецким серийным танком имеющим новую ходовую часть, изобретенную Г. Книпкампом. Один борт имел восемь тройных опорных катков расположенных в шахматном порядке на торсионной подвеске имеющих гидравлические амортизаторы на переднем и заднем блоках. Кстати, немцами уже применялась такая конструкция шасси на легких машинах - бронетранспортерах и артиллерийских полугусеничных тягачах. Подвеска равномерно распределяла вес машины по гусенице, незначительно нагружая каждый каток, а также позволяла экономить на бандажах резину. С января 44-го года использовались катки без бандажа с внутренней амортизацией (такие же, как и на «Пантере»).

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL210P45 с жидкостным охлаждением мощностью 650 л.с. В мае 43-го года в связи с переходом на унификацию танкового производства был заменен более мощным и уже проверенным на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия, имеющая гидросервоприводы, и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемым танком с плавным ходом. Водитель не затрачивал значительных физических усилий и не переутомлялся при управлении танком. Освоить управление было несложно. От водителя высокой квалификации не требовалось, и если он погибал, его мог заменить любой член экипажа.

495 ранних «Тигров» были оснащены оборудованием для подводного вождения, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 метра по дну. Кроме того, первые серийные машины вооружались S-средством ближнего боя (Schrapnell). Оно служило для поражения солдат, которые пытались взять повреждённый танк «на абордаж». Пять гранатометов размещенных по краям корпуса танка выстреливали вверх шрапнельные гранаты на 1,5-2 метра. Взрываясь, они засыпали стальными шариками все вокруг на 360 градусов.

Кроме линейных, изготовили 84 командирских танка. Для того чтобы установить вторую радиостанцию, уменьшили боекомплект орудия до 66 выстрелов и убрали спаренный пулемет.

Тигры 2-й дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом

Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» дивизии СС «Дас Райх». Конец 1943 г

Камуфлированный немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» состава 102-го тяжелого танкового батальона СС выдвигается к линии фронта у реки Орн. Сзади, очевидно, установлены дополнительные баки с горючим

Впервые «Тигры» в бой вступили на Восточном фронте осенью 1942 года под Ленинградом в районе станции Мга. В дальнейшем принимали участие в боях на всех фронтах.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf H:
Год выпуска – 1942;
Боевая масса – 57000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры
Длина по корпусу – 6200 мм;
Длина с пушкой вперед – 8450 мм;
Ширина – 3700 мм;
Высота – 2860 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 100 мм (24 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 110 мм (8 град.);
Толщина бронелистов крыша и днища корпуса – 26 и 28;
Вооружение:
Марка пушки – KwK36;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 56 кпб;
Боекомплект – 92 выстрела;
Количество пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект пулеметов – 4800 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P45
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 38 км/ч;
Запас топлива – 570 л;
Запас хода по шоссе – 140 км;
Среднее давление на грунт – 1,04 кг/см2.

Немецкий танк «Тигр» валит дерево для эффектного снимка. Польша. Лето 1944 года

Немецкие солдаты под прикрытием танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» из состава 502-го батальона тяжелых танков под Нарвой. На заднем плане, левее, еще один такой же танк, и далее, правее, еще один «Тигр»

Командир немецкого тяжелого танка «Тигр» смотрит в бинокль

Вид из немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» во время боя. Впереди виден горящий Т-34. СССР, 1944 год

Подбитый и сгоревший тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» «средних» серий выпуска из состава 3-го танкового полка 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Номер советской трофейной команды «308а». Район озера Балатон

Тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжелого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом. Вероятнее всего, этот "Тигр" был подбит еще зимой 1943 года

Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр " из состава 509-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тактический номер танка 331. Танк окрашен коричневыми размытыми пятнами по стандартномутемно-желтому «Dunkel-Gelb». На заднем плане советское полковое орудие обр. 1927 года на конной тяге. Ноябрь 1943 года, район Киева

Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный «Тигр» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО имени Горького в Москве летом 1943 года - Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом осенью 1942 года. Обращает на себя внимание необычное крепление ящика для снаряжения на борту башни, впоследствии никогда не встречавшееся.

Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. Советские солдаты осматривают захваченные немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» с номерами S54 и S51 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945 года

Инвалид войны на выставке трофейной немецкой военной техники в Москве. В центре танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом

Без преувеличения можно утверждать, что танки являлись одним из решающих факторов Второй мировой войны. По степени влияния на ход боевых действий с ними может конкурировать только авиация.

Танки находились на вооружении практически всех армий, принимавших участие в войне. Их производство постоянно росло, причем в это время произошел качественный сдвиг-с середины 1942 года выпуск средних танков превысил производство легких. К концу же войны в основных воюющих государствах (кроме США и Японии) выпуск легких танков был прекращен. Доминирующее положение на полях сражений заняли средние танки, оказавшиеся наиболее универсальными, приспособленными для решения наибольшего спектра боевых задач.

Серийное производство первого в мире универсального танка началось в 1940 году. Это был советский средний танк Т-34, ставший, кроме того, и самым массовым танком Второй мировой войны. При массе в 30 т. Т-34 был защищен 45-мм наклонной броней и вооружен длинноствольной 76-мм пушкой, что обеспечивало ему превосходство над любым средним танком начального периода Великой Отечественной войны. Доминировал на поле боя в то время и советский тяжелый танк КВ. Впрочем, основу танкового парка Красной армии в 1941 году составляли легкие танки Т-26 и БТ, которые существенно уступали немецким танкам Pz.III и Pz.IV, а также некоторым другим.

В немецких танках еще накануне войны был осуществлен принцип разделения обязанностей членов экипажа. У «троек» и «четверок» он состоял из пяти человек. Это обстоятельство, а также удачная организация танковых частей и соединений и хорошо отлаженное взаимодействие их с другими родами войск позволяли немецким танковым войскам на начальном этапе Второй мировой войны добиваться феноменальных успехов, что было наглядно продемонстрировано в Польской и особенно во Французской кампаниях.

Несмотря на то что французские танки по вооружению не уступали немецким, а по броневой защите даже превосходили их, они чаще всего проигрывали в бою. Это в основном объяснялось тем, что большинство французских танков имело экипажи из двух-трех человек. Перегруженные обязанностями французские танкисты были просто не в состоянии правильно ориентироваться в быстро менявшейся боевой обстановке.

Примерно в таком же положении находились и английские танкисты. Британия вступила во Вторую мировую войну, имея два основных класса танков — пехотные и крейсерские. И если первый был представлен довольно удачным танком «Матильда», защищенным 78-мм броней, то второй составляли несколько типов слабобронированных и ненадежных танков. Остается только удивляться, как в стране, строившей отличные корабли и самолеты, в течение долгого времени не могли добиться приемлемой технической надежности своих танков. Достичь этого удалось только при создании танка «Кромвель», первого британского универсального танка, появившегося в 1943 году. К этому времени в английской армии пехотных танков уже практически не осталось — тяжелыми танками «Черчилль» были вооружены только две танковые бригады.

Соединенные Штаты Америки вступили во Вторую мировую войну, не имея толком ни танков, ни танковых войск. Однако американцы быстро делали правильные выводы из чужого опыта. В результате уже в 1942 году началось производство исключительно удачного среднего танка М4 «Шерман», ставшего основой танкового парка армий США и других западных союзников во Второй мировой войне. Вместе с тем для американской армии было характерным массовое и длительное использование легких танков. И если наличие в войсках большого количества танков М3/М5 «Стюарт» еще как-то можно объяснить, то принятие на вооружение в 1944 году легкого танка М24 «Чаффи» свидетельствует о незрелости американской танковой мысли тех лет.

Впрочем, основные танковые сражения Второй мировой войны проходили на Восточном фронте. Характерным для советско-германского танкового противостояния было то, что техника противоборствующих сторон за четыре года войны обновилась почти полностью.

Столкнувшись в 1941 году с Т-34 и KB, ставшими для них неприятным сюрпризом, немцы пошли сначала на серьезную модернизацию своих средних танков Pz.III и Pz.IV, радикально усилив их вооружение, а затем и на масштабный выпуск новых тяжелых танков «Тигр» и «Пантера». Эти два танка, а также примкнувший к ним в 1944 году «Королевский тигр» стали одними из самых мощных танков Второй мировой войны. Их 75- и 88-мм пушки были способны поражать танки антигитлеровской коалиции с дистанции до 3 тыс. м! Особенностью этих машин была некая оборонительная направленность в их конструкции. Из трех основных параметров — вооружение, защищенность и подвижность — предпочтение было явно отдано двум первым.

Этого нельзя сказать о советских танках — Т-34-85 и ИС-2. В отличие от немецких машин они имели значительно более сбалансированные характеристики, особенно «тридцатьчетверка». В результате именно они вышли победителями из танковых сражений Второй мировой войны.

19051

В тридцатые годы немецкие боевые машины были далеко не самыми лучшими в мире по тактико-техническим характеристикам. Танки фашистской Германии уступали практически всем вероятным противникам: СССР, Франции и Великобритании. И хотя немецкую технику середины 30х и начала 40х годов отличала потрясающая надежность и простота в эксплуатации,главным козырем германских танковых командиров в начале Второй Мировой Войны были вовсе не техническое превосходство, а высокая организованность танковых соединений и их способность наносить быстрые удары по уязвимым участкам фронта противника, командование которого просто не успевало отреагировать на молниеностные перемещения мобильных немецких танковых групп. Вся немецкая армия в ходе победоносных операций первых лет войны действовала в рамках теории, разработанной в начале 20века прусским генералом Альфредом Фон Шлиффеном и получившей название "Блицкриг". Руководствуясь теорией блицкрига, демонстрируя четкую слаженность действий, мобильность и грамотное оперативное руководство, немецкие танки на начальном этапе Второй Мировой Войны не оставляли своим противникам никаких шансов. Многим тогда казалось, что германский "Блицкриг" невозможно остановить. Немецкие танки в начале Второй Мировой Войны стремительными операциями на окружение просто деморализовали своих противников, не давая им перехватить инициативу и нанести контрудары.

Вторжение в Польшу и кампания на Западе 1939-1940

Основой "Блицкрига" были тесное взаимодействие хорошо организованных танковых групп, пехоты, артиллерии и воздушных сил. Первой жертвой немецкой стратегии стала Польша. Перед вторжением в Польшу немецкие танковые войска(Панцерваффе) состояли из шести танковых дивизий и имели в своем распоряжении 3518 боевых машин(Лобанов М. "Танковые войска Гитлера"). Больше танков было только у СССР. Но основная масса этой немецкой армады - это устаревшие лёгкие танки "Pz.I" и "Pz.II" , которые были вооружены только пулемётом. Эти боевые машины составляли более половины германского танкового парка - 2868 единиц(1445 "Pz.I" и 1223 "Pz.II"). Кроме этого в войсках также присутствовали лёгкие танки "Pz.35(t) и "Pz.38(t)" (202 и 78 единиц соответственно). Было также небольшое количество средних танков "Panzer III" - 98 машин и "Panzer IV" - 211. В группировку были включены и командирские танки - 215 штук, вооружения не несли. К этому стоит добавить небольшое количество САУ. Наличие в танковых войсках в основном лёгких, плохо вооруженных и слабобронированных танков не помешало Вермахту в короткие сроки разгромить польскую армию, которая не смогла ничего противопоставить сосредоточенным танковым ударам и стремительным операциям на окружение. Та же участь постигла англо-французкие объединённые силы весной и летом 1940 года. На то, чтобы завершить кампанию против Франции немцам понадобилось чуть больше месяца. Во этих блестяще проведенных операциях самыми массовыми немецкими танками всё ещё продолжали оставаться устаревшие PzI, а также Pz.II. Победа была одержана немцами отнюдь не по причине абсолютного технического превосходства. Если в польской кампании таковое всё же имело место, то в кампании на Западе союзники не уступали германским войскам ни в численности, ни в технических параметрах машин. Главными причинами побед были умелая организация и грамотное использование танковых сил - основного средства ведения маневренной войны. Взаимодействие различных родов войск - пехоты, артиллерии и авиации с танками было в немецкой армии на недосягаемой для англо-французских союзников высоте.

Смотрите также:

Нападение на СССР

К началу войны с СССР основным танком германской армии был уже Panzer III , но по ходу войны он был вытеснен более совершенной боевой машиной Pz.IV . "Четвёрки" первоначально вооружались короткоствольными 75-мм орудиями, слабость которых была отмечена немецким командованием ещё после кампании во Франции. Однако в ходе военных действий против СССР танк неоднократно модернизировали, усиливая броню и вооружение. Последнии модификации "Panzer IV" серии J к концу войны имели 80мм бронирование лба и орудия калибра 75-мм.
. Готовые к нападению на СССР немецкие войска располагали более чем 4 тысячами танков. Несмотря на отсутствие тяжелых танков, это была серьёзная сила. Немецкие танки летом 1941 сумели нанести Красной Армии серию страшных ударов, после которых ситуация на советско-германском фронте часто приобретала для СССР угрожающие очертания. Однако германские танки не смогли полностью решить задачу разгрома советских войск в первые месяцы войны. В 1942 году на Германия впервые бросает на восточный фронт появившиеся у неё новые тяжелые танки "Тигр" , позже начинают поступать на фронт средние танки "Пантера" , а к лету 1943-го появляются знаменитые САУ "Фердинанд" , выпущенные в количестве всего 90 штук. Эта техника бросила серьёзный вызов советским боевым машинам, которые до появления тяжелых танков "ИС" лишились своих преимуществ в танковых сражениях. На длительное время основным наземным средством борьбы с новой немецкой бронетехникой для советской стороны стало применение САУ, таких как "СУ-85" , "СУ-100" и т.д. Новейшая техника не смогла спасти нацистов от советской танковой лавины, которая неудержимо двигалась к Берлину, чтобы положить конец существованию Третьего Рейха.

История танкостроения в Германии началась с обхода Версальского мирного договора 1919 года, согласно которому, страна не могла создавать боевые машины. Втайне от всего мира предприятия Daimler-Benz, Krupp и Rheinmetall создавали лёгкие и средние танки.

Приход Гитлера к власти дал огромный толчок танковой промышленности Германии, а в июле 1934 года началось серийное производство лёгкого танка Pz. Kpfw. I Ausf. A. Он не был удачным из-за слабых вооружения и брони, зато послужил толчком к созданию бронетанковых войск Третьего Рейха – Panzerwaffe.

Названия немецких танков Второй мировой войны

Стоит остановиться на длинных и непонятных названиях боевых машины. В немецком языке принято объединять слова в одно длинное, таким образом слова panzer kampf wagen (бронированная боевая машина) складывались в одно, после чего сокращались до Pz. Kpfw. в названии танка. Далее следовал номер модели в виде римской цифры, а за ним – модификация.

Предсерийные образцы назывались Volkettenkraftfahrzeug (гусеничная машина). Название сокращалось, после чего к нему дописывалась ожидаемая масса в тоннах и номер прототипа, например, VK 7201.

Немецкие танки Второй мировой войны

Первое время войны Panzerwaffe состояли из около 3200 лёгких Pz.Kpfw. I, Pz.Kpfw. II и средних Pz.Kpfw. III, Pz.Kpfw. IV. Соответствуя стратегии молниеносной войны, эти танки создавались с расчётом на высокую скорость, жертвуя защитой и огневой мощью.

Бои в Западной Европе и Польше показали, что огневой мощи 37-75мм короткоствольных пушек не хватает, а столкновения с армией СССР окончательно сменили вектор развития немецких танков.

В 1942 году в Panzerwaffe появился новый немецкий танк Тигр PzKpfw VI, предназначенный для истребления вражеских танков. Позже добавились Пантера PzKpfw V и Королевский Тигр VI PzKpfw Ausf. B.

Эти грозные машины отличались прочной лобовой бронёй и мощнейшими длинноствольными пушками, с лёгкостью поражающими любые бронированные цели. Впрочем, существенные недостатки вроде низкой подвижности, плохой проходимости и надёжности не позволили им стать ультимативным оружием Вермахта.

Отличительными чертами немецких танков Второй мировой войны стали:

  • Прочная лобовая броня, высокая масса и низкая подвижность
  • Мощные длинноствольные орудия с отличными системами наблюдения и наведения
  • Четырёхтактные бензиновые двигатели
  • Ходовая часть с шахматным расположением катков, отличающаяся низкой надёжностью и трудоёмким ремонтом

Также известно несколько интересных экспериментальных разработок, например, сверхтяжелые танки Маус, Е-100 и Крыса, последний из которых даже частично не был воплощён в металле, но потрясает своими размерами.

Послевоенные немецкие танки

В 1965 году появился Леопард 1, оказавшийся надёжной и удачной машиной. При создании упор был сделан на высокую эффективность вооружения, комфортные условия работы экипажа и высокую подвижность. При этом пожертвовали броне защитой.

Танк оказался настолько удачен, что стоял на вооружении Бундесвера (вооружённых сил Федеративной Республики Германия) до 2010 года.

Интересным проектом стал МВТ 70/KPz 70, разрабатываемый совместно с США. Оригинальная комповка, 152 мм орудие, способное запускать ракеты, автомат заряжания и активная подвеска.

Были и более интересные проекты, например, VT1-1 и VT1-2 с двухпушечными казематными башнями или KPz 90 с плоской башней, созданный на базе Леопарада 2.

Современные немецкие танки

В 1972 году появился родоначальник одного из лучших танков современности – Леопард 2, оснащённый 105 мм пушкой. В 1979 году в производстве оказался серийный Леопард-2, стоящий на вооружении многих стран сегодня.

В наше время на вооружении немецкой армии стоят современные танки Леопард-2А4 и 2А5, для которых предусмотрена возможность модернизации до уровня 2А6 и 2А7+.

Как я считаю, не имеет смысла сравнивать те танки Великой Отечественной войны, которые были по разные линии баррикад. Логично было бы сказать, что наиболее качественная военная техника оказывается у победителя. В 20 веке еще не было отличительных критериев оценивания оружия, поэтому считалось, что у победившего противника качество лучше.

Английские, немецкие, советские и другие танки сравнивают по таким пунктам как тягоподъемность, вооружение, прочность и комфортность.

Каждый танк превосходил соперника в одном из этих пунктов, но в результате победила антигитлеровская коалиция. Нельзя сказать, что Англия или Советский Союз были лучше оснащены техникой, чем Гитлеровская Германия. Но по количеству солдат страны, которые были против фашизма и нацизма, значительно превосходили армию Гитлера.

Этим и объясняется их победа. По общим данным исследований было обнаружено, что за всю Великую Отечественную войну человечество изготовило почти 200 тысяч танков. Из них большая часть принадлежит СССР и США, конечно же, а треть досталась Германии и Великобритании.

Стоит отметить, что, несмотря на явный перевес в солдатах и технике, Германия очень умело распоряжалась своими ресурсами.

Советский Союз не имел достаточно времени на подготовку к серьезной атаке, поэтому был вынужден отступить и принять немалые потери боевой техники, солдат.

Если говорить в целом, то армия совершенно не была готова идти на войну. В отряды набирались совершенно необученные танкисты, которые впоследствии стали причиной поражения на первых этапах. Хотя приятно осознавать, что множество моделей советских танков входит в список «лучших танков 1940-х».






Выпущенных единиц: 84 070 шт
Вес: 25,6–32,2 тонн
Оружие: пушка калибра 76/85 мм, два пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 4–5 чел
Скорость на п/м: 25 км/ч

Ни один танк в истории мирового танкостроения никогда не выпускался в таких колоссальных количествах. Больше половины из почти 85 тысяч «тридцатьчетверок» приходится на модификации самого первого варианта - Т-34-76 (детище легендарного конструктора Михаила Кошкина), вооруженного 76-миллиметровой пушкой Ф-34. Именно эти танки, которых к началу войны успели выпустить около 1800 штук.






Выпущенных единиц: 49 234 шт
Вес: 30,3 тонн
Оружие: пушка калибра 75/76/105 мм, пулемет калибра 12,7 мм, два пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 40 км/ч

Танк «Шерман» назван в честь героя Гражданской войны в США генерала Уильяма Шермана, - М4 получил сначала в Великобритании, и лишь потом оно стало общим для всех танков этой модели. А в СССР, куда ленд-лизовские М4 поставлялись с 1942 года по 1945 год, его чаще всего называли «эмча», по индексу. По числу танков, стоявших на вооружении Красной армии, М4 уступили только Т-34 и КВ: в СССР воевало 4063 «Шермана».






Выпущенных единиц: 23 685 шт
Вес: 12,7 тонн
Оружие: пушка калибра 37 мм, три–пять пулеметов калибра 7,62 мм
Экипаж: 4 чел
Скорость на п/м: 20 км/ч

В американской армии легкие танки М3 «Стюарт» появились в марте 1941 года, когда стало ясно, что их предшественники М2 явно не соответствуют требованиям времени. Но «двойка» стала основой для создания «тройки», унаследовав как ее достоинства - высокую скорость и эксплуатационную надежность, так и недостатки - слабость вооружения и брони и ужасающую тесноту боевого отделения. Но зато танк был несложен в производстве, что и позволило ему стать самым массовым в мире легким танком.






Выпущенных единиц: 8686 шт
Вес: 25 тонн

Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 25–30 км/ч

По-немецки он назывался Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV), то есть боевой танк IV, а в советской традиции его обозначали как T-IV, или Т-4. Он стал самым массовым танком вермахта за всю историю его существования и применялся на всех театрах военных действий, где присутствовали немецкие танкисты. Т-4 - это, пожалуй, такой же символ немецких танковых частей, каким для советских танкистов стал Т-34.






Выпущенных единиц: 8275 шт
Вес: 16 т
Оружие: пушка калибра 40 мм, пулемет калибра 7,92 мм
Экипаж: 3 чел
Скорость на п/м: 15 км/ч

Танк «Валентайн» - стал самой массовой британской бронированной машиной, и, конечно, эти танки активно поставлялись в СССР по ленд-лизу. В общей сложности советской стороне было отгружено 3782 танка «Валентайн» - 2394 британских и 1388 собранных в Канаде. Дошло до советско-германского фронта на полсотни машин меньше: 3332 штуки. Первые из них попали в боевые части в самом конце ноября 1941 года, и, как писали в своих воспоминаниях немецкие участники битвы под Москвой, проявили себя не лучшим образом: пленные советские танкисты, дескать, от души ругали британские «жестянки».






Выпущенных единиц: 5976 шт
Вес: 45 тонн
Оружие: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 25–30 км/ч

Panzerkampfwagen (PzKpfw) V Panther - или сокрашенно «Пантера». К несчастью для советских танкистов и артиллеристов, немецкий танк оказался не по зубам большинству орудий Красной армии. Зато сама «Пантера» «кусалась» издалека: ее 75-миллиметровая пушка пробивала броню советских танков с таких дистанций, на которой новая немецкая машина была для них неуязвима. И этот первый успех дал возможность немецкому командованию заговорить о том, чтобы сделать Т-5 (так новый танк назывался в советских документах) основным вместо «ветерана» Т-4.






Выпущенных единиц: 5865 шт
Вес: 25,9 тонн
Оружие: пушка калибра 37/50/75 мм, три пулемета калибра 7,92 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 15 км/ч

Пусть и не такой массовый, как Т-4, Panzerkampfwagen (PzKpfw) III с середины 1941-го по начало 1943-го составлял основу парка панцерваффе - танковых сил вермахта. А всему причиной странная для советской традиции система определения типа танка по… вооружению. Поэтому с самого начала имевший 75-миллиметровую пушку Т-4 считался тяжелым танком, то есть не мог быть основной машиной, а имевший 37-миллиметровое орудие Т-3 относился к средним и вполне претендовал на роль основного боевого танка.






Выпущенных единиц: 4532 шт
Вес: 42,5–47,5 тонн
Оружие: пушка калибра 76/85 мм, три пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 4–5 чел
Скорость на п/м: 10–15 км/ч

«Клим Ворошилов» - а именно так расшифровывается аббревиатура КВ - стал первым советским тяжелым танком классической схемы, то есть однобашенным, а не многобашенным. И хотя опыт его первого боевого применения во время Зимней войны 1939–1940 годов оказался не самым лучшим, новую машину поставили на Оружие. В том, насколько верным было это решение, военные убедились после 22 июня 1941 года: даже после нескольких десятков попаданий снарядов немецких орудий тяжелые КВ продолжали вести бой!






Выпущенных единиц: 3475 шт
Вес: 46 тонн
Оружие: пушка калибра 122 мм, пулемет калибра 12,7 мм, три пулемета калибра 7,62 мм
Экипаж: 4 чел
Скорость на п/м: 10–15 км/ч

Первые танки серии ИС - «Иосиф Сталин» - разрабатывались параллельно с модернизацией танков КВ, на которые ставили новое 85-миллиметровое орудие. Но очень скоро стало ясно, что этой пушки мало, чтобы на равных вести бои с новыми немецкими танками «Пантера» и «Тигр», имевшими толстую броню и более мощные 88-миллиметровые орудия. Поэтому после выпуска сотни с небольшим танков ИС-1 на Оружие был принят ИС-2, вооруженный 122-миллиметровой пушкой А-19.






Выпущенных единиц: 1354 шт
Вес: 56 тонн
Оружие: пушка калибра 88 мм, два–три пулемета калибра 7,92 мм
Экипаж: 5 чел
Скорость на п/м: 20–25 км/ч

Вопреки распространенному мнению, что своим появлением Panzerkampfwagen (PzKpfw) VI Tiger обязан столкновением напавшей на СССР Германии с новыми советскими танками Т-34 и КВ, разработки тяжелого танка прорыва для вермахта стартовали еще в 1937 году. К началу 1942-го машина была готова, ее приняли на

Оружие под индексом PzKpfw VI Tiger и направили первые четыре танка под Ленинград. Правда, этот первый бой был для них неудачным. Зато в последующих сражениях тяжелый немецкий танк полностью подтвердил свое кошачье имя, доказав, что, как и настоящий тигр, остается самым опасным «хищником» на поле боя. Особенно заметно это было в дни битвы на Курской дуге, где «тигры» оказались вне конкуренции.