Неделя мясопустная. Подготовка к великому посту. Описание мясопустной недели

В последней главе Типикона существует раздел Зрячая пасхалия по ключевым словам, в нём для каждого Ключа границ или для каждого из 35 дней расписаны следующие даты и события по отношению к Пасхе (для неподвижных праздников) или по отношению к юлианскому календарю (для подвижных праздников): день недели Рождества Христова, период «мясоястия», начало Постной Триоди, Мясопуст, Неделя сыропустная, вруцелето, память муч. Евдокии, память 40 Севастийских мучеников, память Алексея человека Божьего, Благовещение, Пасха, память Георгия Победоносца, память Иоанна Богослова, Пятидесятница, Петров мясопуст, продолжительность и столпы Евангелия. Таким образом, В Зрячей пасхалии устава Православной церкви различается два понятия:

  1. Мясопуст, или Мясопуст великий (греч. ῾Η ἀπόκρεα ) - это Неделя мясопустная;
  2. Заговенье перед Петровым постом (греч. Κυριακὴ τῶν Ἁγίων Πάντων ) - это Неделя всех святых.

Это те дни, когда в Православной церкви - заговенье на мясо, или «отпуст мяса», последний день, когда едят мясо перед началом в первом случае , а во втором случае перед началом Петрова поста.

Коллектив авторов , Public Domain

По мнению православных литургистов, Седмицей мясопустной называется седмица, которая начинается с понедельника после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Схиархимандрит Иоанн, магистр богословия особо подчёркивает:

«Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая её Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется ещё «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нём на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач. 106-е)».

Лекции по литургике

С. В. Булгаков также указывает, что седмица мясопустная начинается с понедельника после и заканчивается в Неделю мясопустную. Этого же мнения придерживается русский литургист и церковный историк К. Т. Никольский, один из основоположников русской церковно-археологической науки. Архиепископ Вениамин и архиепископ Аверкий (Таушев) также говорят о том, что Мясопустная седмица начинается с понедельника, после воскресенья о Блудном сыне. То же самое пишет П. Я. Лебедев.

Мясопустом также называют только последний день мясопустной седмицы, после которого, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена; это воскресенье за 56 дней до Пасхи - Неделя мясопустная, заговенье на мясо, канун Сырной седмицы.

Мясопустная суббота

Мясопу́стная суббо́та - день поминовения усопших верных перед «Неделей мясопустной» (мясопустное воскресенье), первая в богослужебном уставе Православных церквей.

История

В христианстве поминовение усопших христиан установлено в эту субботу, так как она предшествует Неделе о Страшном Суде, также называемой Неделей мясопустной, чем обусловлено и название субботы.

Это установление восходит к апостольским временам, что подтверждает Иерусалимский устав Церкви, изложенный в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнего предания. В этом богослужебном уставе именуется также Вселенской родительской субботой.

Значение

По учению Церкви, торжественное поминовение усопших верных в эту субботу (а также в Троицкую субботу) всей Христианской Церковью «приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой».

Во время панихиды в этот день христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим христианам Свою милость и оставление их грехов в «день нелицеприятного воздаяния». Посвящая воскресный день напоминанию о Страшном Суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых своих членов, но и

«за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их».

Богослужебные особенности

В случае совпадения мясопустной субботы с днём памяти какого нибудь святого, предпразднства или праздника Типикон предписывает переносить последования этих празднований на другой день.

В случае же совпадения мясопустной субботы со Сретением Господним или храмовым праздником, то есть с теми праздниками, которые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается вне храма, например на кладбище, или поётся в другой день — в предыдущие субботу или четверг.

Полезная информация

Мясопу́ст
церк.-слав. мѧсопоу́стъ Мясопустная неде́ля Мясопу́стная седми́ца
Мясопустница

Этимология

По мнению литургиста К. Никольского, это калька с древнегреческого Ἀπό-κρεω «мясо оставляю», «мясо отпускаю» и с латинского carnis privium - «мяса отпуст».

В. М. Истрин, изучивший и издавший «Хронику Георгия Амартола», один из памятников славянской литературы X–XI веков, установил, что славянское слово «мѧсопоустъ», употреблённое в произведении, соответствует «ἀπόκρεως» («мясо оставляю») в оригинале:

«бысть же и развращение ѡ пасцҍ, множаише ѿ людїи створиша мѧсопоустъ прежде царѧ, царь (Иустиниан) же повелҍ едину неделю продати мѧсо, вси же мѧсопродавци заклѧша, и никтож не коуплѧше, ибо не ѩдѧхоу, пасха же бысть. ѩко царь повелҍ, и ѡбрҍтошѧ людие постившесѧ недѣлю излише»

Начиная с X века, прилагательное «мясопустный», образованное от слова «мясопуст», употребляется на глаголице и кириллице в устойчивых выражениях Суббота мясопустная, Неделя мясопустная в евангелиях-апракосах, например: Ассеманиево Евангелие, Остромирово Евангелие, Архангельское Евангелие.

В славянских источниках используется также слово «мѧсопуща», которое имеет значение: Четыредесятница, Великий пост. Иногда в славянских источниках и слово «мѧсопоустъ» используется как синоним слова «мѧсопуща».

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Лучше всего начинать поститься с Великого Поста. Но при этом надо помнить, что к посту нужно сначала подготовиться.

«К посту надо приготовлять себя постепенно, разом сделаться постником нельзя… Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — без толку злятся на всех и всё, или же пост делается для них невыносимым, и они бросают его… Каждый, обрати полное внимание на свой желудок и определи — сколько ему требуется в сутки пищи и пития, потом понемногу уменьшай количество употребляемой пищи и доведи его до того, чтобы больше уже нельзя было сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу…» (епископ Иустин)

Великий Пост предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная недели. В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы прошлой недели восстанавливаются посты среды и пятницы; затем на сырной неделе следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение есть мясную пищу.

А с 21 по 27 февраля 2011 года — мясопустная неделя — последняя неделя, когда можно есть мясо, а в воскресенье с ним нужно будет «попрощаться» на 8 недель, отпустить. Поэтому неделя и называется — мясопустная. Также эта неделя ещё называется неделей о страшном суде . А мясопустная суббота называется также вселенской родительской субботой .

Ещё эту неделю в просторечии называют пёстрой , потому как в отличие от предыдущей сплошной и следующей сырной недели, на этой неделе есть два постных дня — среда и пятница .

Постные дни среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. В период зимнего мясоеда (от Рождества до Великого Поста) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.

______________________________________________________________________________________________

Постный календарь на неделю:

  • пн 21.02 — нет поста
  • вт 22.02 — нет поста
  • ср 23.02. – строгий пост- Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт 24.02 — нет поста
  • пт 25.02. – строгий пост- Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб 26.02 — нет поста
  • вс 27.02 — нет поста

__________________________________________________________________________________________________

На этой неделе предлагаем вам 2 соответствующих календарю постных блюда:

19 февраля 2017 года. Заговенье на мясо.
Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Страшный суд.

Б ыть христианином значит быть учеником Христа. И в этом учении, как и в любом другом, что-то нам необходимо усвоить сначала для того чтобы можно было идти дальше. Подобно тому, как не выучив таблицу умножения нельзя приступать к алгебре и уж тем более к высшей математике. Хотя она, эта математика, отнюдь не сводится к таблице умножения и арифметике. И вот, сегодня Церковь напоминает нам об этих азах духовной жизни, не усвоив которые невозможно идти дальше.

«Ч еловеком положено однажды умереть, затем суд» (Евр.9:27) , то о чем говорит ап. Павел известно каждому верующему. Мы все знаем, что умрем. Мы все слышали про суд. И если это так, что может быть важнее знания о том, что на этом суде с нас спросят? За что будем отвечать? Сегодня, как и всякий раз за неделю до начала Великого Поста, мы слышим ответ на этот вопрос. Кто его не знает? Кто не знает этих слов Спасителя, где Он говорит, что накормивший голодного, напоивший жаждущего, приютивший странного, посетивший больного и заключённого, все это сделал Мне. А прошедший мимо… прошел мимо Меня.

«У готовано вам Царство от создания мира» (Мф.25:31) , но войти в него можно только если ты смог стать человеком за то время и в тех обстоятельствах, которые послал тебе Господь. Стать человеком — значит выйти за границы своего эгоизма, своей самости, в пределе научиться состраданию, милосердию и любви.

Э то азы, это то чему должен и может научится любой человек, которого Бог привёл в этот мир. И уж тем более этому должен научится верующий во Христа.

Р азве кто-то из нас этого не знает? Мы все это знаем, но вот верим ли мы в это?

В ерить ведь это не совсем тоже самое, что знать. Я знаю, что завтра будет дождь, но только тогда, когда утром, выходя из дома, я захвачу с собой зонтик, это будет означать, что я в это поверил. Вера, это такое знание, такой опыт, который влияет на меня, определяет мои поступки, слова, мысли.

А вот теперь представьте на минутку, что было бы с нашим миром, если бы мы, христиане, верили в то, что мы так хорошо знаем, что является аксиомами нашей веры? Если бы, выходя утром из дома, мы помнили о Страшном суде и о том, за что нам предстоит там отвечать. Как прекрасен был бы наш мир.

Евангелие от Матфея (глава 25 стихи 31 — 46)

Церковнославянский Синодальный
25:31 Егда же прiидетъ Сынъ человѣческiй въ славѣ сво­ей и вси святiи ангели съ нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы сво­ея, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберут­ся предъ нимъ вси языцы: и разлучитъ ихъ другъ от­ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы от­ козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставитъ овцы одесную себе, а козлища ошуюю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
25:34 Тогда речетъ Царь сущымъ одесную его: прiидите, благословен­нiи Отца мо­его, наслѣдуйте уготован­ное вамъ цар­ст­вiе от­ сложенiя мiра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 взалкахся бо, и дасте ми ясти: воз­жадахся, и напо­исте мя: страненъ бѣхъ, и введосте мене: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 нагъ, и одѣясте мя: боленъ, и посѣтисте мене: въ темницѣ бѣхъ, и прiидосте ко мнѣ. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда от­вѣщаютъ ему праведницы, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, и напитахомъ? или жаждуща, и напо­ихомъ? Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда же тя видѣхомъ стран­на, и введохомъ? или нага, и одѣяхомъ? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда же тя видѣхомъ боляща, или въ темницѣ, и прiидохомъ къ тебѣ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И от­вѣщавъ Царь речетъ имъ: аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братiй мо­ихъ меншихъ, мнѣ сотвористе. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда речетъ и сущымъ ошуюю [его]: идите от­ мене, проклятiи, во огнь вѣчный, уготован­ный дiаволу и аггеломъ его: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 взалкахся бо, и не дасте ми ясти: воз­жадахся, и не напо­исте мене: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 страненъ бѣхъ, и не введосте мене: нагъ, и не одѣясте мене: боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте мене. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда от­вѣщаютъ ему и тiи, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или стран­на, или нага, или больна, или въ темницѣ, и не послужихомъ тебѣ? Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда от­вѣщаетъ имъ, глаголя: аминь глаголю вамъ, понеже не сотвористе единому сихъ меншихъ, ни мнѣ сотвористе. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И идутъ сiи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).

В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».

По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».

В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.