Неподражаемая Скарлетт О’Хара. Вивьен Ли. Вечная Скарлет От чего умерла вивьен ли


В семье ее ласково называли Вавлинг - от английского "дарлинг", дорогуша. Вивиан Мэри Хартли родилась 5 ноября 1913 года в Индии, у самого подножия Гималаев. По индийскому поверью, если мать перед родами смотрит на горы, ребенок будет обладать совершенной красотой.

Ее мать, строгая католичка Гертруд, и отец, Эрнест Хартли, обаятельный повеса, не очень-то ладили. Разлад в семье оборвал детство семилетней Вивиан - ее отдали в монастырскую школу "Святое сердце" в Англии.

Все здесь было для нее чужим и невыносимым: пасмурное небо, серые цвета комнат и одежды, строгие нравы. Казалось, тяжелые двери, захлопнувшись, не только отрезали ее от прошлого, но и напрочь отгородили от радости и самой жизни... Вивиан тосковала по дому, но ожесточение или злоба не коснулись ее сердца. Наверное, именно здесь, в одиночестве и слезах, она обрела тот дар любви и самоотречения, что всю жизнь давал ей силы и питал ее высокий талант.

Мечты о театре

В школе с Вивиан произошли два события, определившие ее судьбу: сырой климат Туманного Альбиона "наградил" девочку слабыми легкими, а первые встречи с искусством зажгли в ней желание стать актрисой. Вивиан любила историю, литературу, музыку, она превосходила ровесниц в духовном и интеллектуальном развитии и оттого была довольно одинока. "Я буду великой актрисой!" - решила девочка, когда ей исполнилось 10 лет. Театр! Вот прекрасный мир, где ей никто не нужен, где нет одиночества!

Поспешное замужество

В 1932 году Вивьен Хартли - такова ее девичья фамилия, поменяв еще несколько монастырских школ, получила прекрасное образование - свободно говорила на трех языках, знала музыку и драматическое искусство - поступила в Королевскую Академию драматического искусства. Едва окончив школу, 17-летняя Вивиан выходит замуж за 32-летнего Герберта Ли Холмана - юриста, окончившего Кембридж, который был старше ее на 14 лет. Брак был счастливым. Все складывалось хорошо: через год у молодоженов родилась дочь Сюзанна, жили они душа в душу. Вот только не нравилось Ли Холману увлечение жены театром. Но для Вивьен это был единственный возможный способ существования.

Вскоре девушка поняла, что семейная жизнь вовсе не то, о чем она мечтала. После рождения дочери Сюзанны о сцене пришлось на время забыть. Вивиан страдала, она не мыслила жизни без театра, ей казалось, что семья, ребенок - тяжкие цепи, не дающие взлететь... "Лучезарное материнство еще не снизошло ко мне", - признавалась она. Ли Холман был добрым, любящим мужем, но не одобрял ее занятий и желал видеть жену дома. Постепенно назревал разлад.

Ей прочили блестящее будущее, но муж не разрешил Вивиан подписывать какие-либо контракты, и ей приходилось сниматься для рекламы сигарет и играть крошечные эпизоды в кино. Но ее заметили, о ней заговорили в театральных кругах, и вскоре она получила настоящую роль - в спектакле "Маска добродетели". Так появилась актриса Вивьен Ли - она взяла для сцены второе имя мужа и слегка изменила свое. Началась успешная карьера, но с мужем они теперь почти не виделись, семья отошла на второй план. Вивьен вернулась в свою стихию. Как бабочка на пламя свечи, она летела к главной встрече своей жизни, той, что принесет счастье и муку, великую любовь и великое отчаяние и в конце концов погубит ее...

К вершинам искусства и любви

И вот, случилось событие, которому суждено было перевернуть всю жизнь Вивьен. В 1934 году oна увидела на сцене молодого Лоренса Оливье и влюбилась с первого взгляда, безумно. Он казался ей Идеалом, о котором она мечтала с юных лет. Они станут звездной парой и пойдут рука об руку к сияющим вершинам искусства и любви! "Вот человек, за которого я выйду замуж", - решила она, будто забыв, что у нее есть муж и дочь, да и Оливье был женат на известной актрисе Джилл Эсмонд, у них только что родился сын Тарквиний.

Впервые Вивьен увидела Лоуренса на сцене - и этого оказалось достаточно. Она вновь и вновь покупала билеты на спектакли с его участием. Вот как рассказывает об этом один из биографов актрисы: "...Всю свою юность Вивьен ждала появления Героя, который откроет ей настоящий мир - великой любви, подлинной красоты, великого искусства. Ли Холман обманул ее мечту, а теперь она становилась свидетельницей возрождения грезы. Ее Герой, ее человекобог кланялся публике, завороженной его темпераментом, мужской силой и жизнелюбием. Она прошептала: "Вот человек, за которого я выйду замуж!"

Оливье не остался равнодушным к 21-летней красавице: "...Я остановил свой взгляд на обладательнице этой удивительной, невообразимой красоты", - писал он. Вскоре их вместе пригласили в Голливуд сниматься в фильме "Огонь над Англией". Взаимная симпатия быстро переросла в горячую привязанность, а затем в любовь, и вскоре они уже не представляли жизни друг без друга На съемках оба поняли, что не смогут вернуться к прежней жизни.Это было самое счастливое время для Вивьен: "... помню каждое мгновение, что мы были вместе. Мы были так молоды..." Вместе сыграли в "Гамлете", поставленном в театре "Олд Вик" и имевшем огромный успех.

Незабываемая Скарлет

На пути восхождения Вивьен к вершинам славы важной вехой явилось ее блистательное исполнение роли Скарлетт О"Хара в "Унесенных ветром". А.Уолкер в своей книге "Вивьен Ли. История жизни" отмечает: "Поиск кинематографической Скарлетт занял два года и обошелся в 92 000 долларов. Были рассмотрены кандидатуры 1400 претенденток, среди них такие звезды, как Кэтрин Хепберн, Бетт Дэвис. 90 из них принимали участие в пробах. Вивьен буквально ворвалась к режиссеру со словами: "Привет, я Скарлетт О"Хара!"Скарлетт Взглянув на нее, продюсер Дэвид Селзник сразу понял, что нашел настоящую звезду. Пробыв в Голливуде всего три недели, Вивьен получила самую желанную роль в кино". Вивьен отдавала работе все силы. Слабая здоровьем, она работала круглые сутки, чтобы поскорее вернуться в Англию, к любимому. Путь к славе и признанию сопровождался сложными и мучительными личными переживаниями: жена Оливье и муж Вивьен не давали согласия на развод.

У Вивьен несколько раз происходили нервные срывы - как считали и сама актриса, и ее окружение, то был результат переутомления от напряженной творческой работы (часто ей приходилось спать всего 4-5 часов), и от сердечных переживаний. Наконец препятствие было преодолено. В 1940 году Вивьен наконец стала леди Оливье - они поженились тихо, скромно, без прессы, хотя оба к тому времени были уже знамениты, а Вивьен успела получить "Оскара" за "Унесенных ветром".

Премьера фильма в 1939 году в Атланте была грандиозной. 80 000 жителей высыпали на улицу, это был национальный праздник Америки. Вивьен Ли покорила капризный Голливуд, теперь продюсеры наперебой предлагали ей роли. "Она светилась, поражала красотой и сияла", - вспоминали современники. У нее было лицо, которое не требовало косметики, - и такой она оставалась всю жизнь. Вивьен Ли стала всенародным кумиром.

П ервые признаки болезни

Казалось бы, все сбылось и наладилось. Но... В 1945 году прозвенел первый тревожный звонок. Во время игры на сцене у Вивьен случился странный приступ: чередование крайнего упадка сил и сильного возбуждения. Позднее появился и начал усиливаться кашель, она стала резко худеть. Врачи диагностировали туберкулез, но Вивьен продолжала работать до тех пор, пока ее не увезли из театра прямо в больницу. Болезнь усугублялась частыми нервными срывами. Его же раздражали и пугали ее припадки, во время которых она не узнавала его и даже бросалась на него с кулаками.

Известен такой случай со слов биографа Энн Эдвардс: "Однажды вечером они обедали вдвоем и вполне мило беседовали, когда ее настроение неожиданно изменилось. Ее голос стал резким, а когда он попробовал успокоить ее, она атаковала его, сначала на словах, а затем и физически... Впервые в жизни она вела себя как совершенно чужой человек, и он не знал, кого звать на помощь. Немного погодя - это время казалось вечностью, но длилось не более часа - она собралась в комок и разрыдалась на полу, не подпуская его к себе. Когда приступ прошел, она не помнила ничего. Оба были перепуганы, и она ласкалась к нему, как ребенок. Они все еще любили друг друга, и эффект этого приступа для Оливье был ошеломляющим".

Муж поместил Вивьен в клинику, где лечили электрошоком, отчего ей становилось еще хуже. Уверенная, что ее спасет только его любовь, она умоляла Лоренса забрать ее домой. В периоды улучшения она становилась прежней Вивьен, снова и снова возвращалась к работе. Именно в те годы она сыграла в театре трагические роли - Клеопатру, Антигону. Через шесть недель лечения появились первые признаки улучшения, а весь следующий год ушел на восстановление сил.

Вот тогда и возникла трещина в отношениях Вивьен и Оливье - он был уязвлен ее триумфом. Мечтая сделать из Вивьен "настоящую актрису", он считал ее своей ученицей, и вдруг оказалось, что она не нуждается в его опеке и, быть может, даже превосходит его талантом. Тщеславному Лоренсу было нелегко смириться с этим. "Все в порядке до тех пор, пока командует мужчина", - любил он повторять. Охлаждение Оливье, его ревность к ее успеху приводили Вивьен в отчаяние. Но отчуждение между супругами нарастало, и чем больше Вивьен боялась потерять своего Ларри, тем больше он избегал ее. Она мечтала о ребенке, надеясь спасти их отношения, но у нее случилось несколько выкидышей. Депрессия усиливалась.

Невидимая трагедия

Приступы депрессии провели резкую, невидимую другим, но решительную грань. Великая любовь тихо агонизировала... Отчаяние Оливье было искренним, но теперь он жалел не ее, а себя Накануне Рождественских праздников 1946 года возобновившиеся приступы побудили Лоуренса Оливье просить Вивьен обратиться за помощью к психиатру. Она отказалась.

В 1951 году Вивьен получает второго "Оскара" - за фильм "Трамвай "Желание". Знаменитая театральная актриса, любимая всеми кинозвезда, она много лет играла свою самую трудную роль - супруги великого сэра Оливье. Стремясь показать, как мало значит для нее слава, она пренебрежительно забросила золотые "оскаровские" статуэтки, а одной из них подпирала дверь спальни - и все для того, чтобы не ранить самолюбие обожаемого супруга. Всегда и везде Вивьен старалась подчеркнуть его превосходство, но он становился к ней все холоднее... "У меня был выбор, - вспоминает Вивьен, - быть актрисой или просто женой Ларри". Она не умела быть "просто женой", она была великой актрисой, и будь это не так, Оливье никогда не оставил бы ее.

Внешне они оставались звездной парой, вместе играли в шекспировских трагедиях, которые Оливье ставил на сцене английского театра "Олд Вик", снимались в кино, с успехом гастролировали. Повсюду их встречали овациями. Казалось, жизнь Вивьен безоблачна и прекрасна, она получила все, о чем мечтала, все отмечали необыкновенно веселое и счастливое сияние ее синих глаз, жизнерадостный характер, обаятельный незабываемый голос. Но за сверкающим занавесом происходила невидимая трагедия.

Следующая серия аналогичных приступов последовала в апреле 1952 года. В то время Вивьен Ли стала злоупотреблять спиртным, что в сочетании с лекарствами от туберкулеза только усугубляло положение. Оливье к тому времени был убежден, что его жена психически больна, и на этот раз она вняла его уговорам и позволила пригласить психиатра, однако не приняла его советов.

Лечебница. Шоковая терапия

В конце 1952 года Вивьен Ли и Оливье получили предложение сняться в фильме известного режиссера У.Дитерле"Прогулка слона" - мелодраме из жизни цейлонского плантатора. Оливье отказался, и на мужскую роль был приглашен - по желанию Вивьен - актер Питер Финч. В феврале 1953 года съемочная группа отправилась на Цейлон. При этом Оливье не протестовал против того, чтобы его жена работала в тяжелейших условиях тропического климата. К концу натурных съемок у Вивьен, страдавшей от влажной жары и одиночества (и то и другое она переносила очень тяжело), начались галлюцинации. Актриса одна бродила ночами, принимала Финча за Оливье и называла его Ларри. Ее состояние сделало невозможным продолжение работы над фильмом. Продюсер принял решение доснять фильм в Голливуде.

Лишь забота жены Финча помогла Вивьен перенести перелет, и первая неделя в Америке прошла благополучно. Однако затем ее состояние опять резко ухудшилось. Оливье договорился о помещении Вивьен в одну из английских психиатрических лечебниц. Перелет в Англию через Нью-Йорк был очень тяжелым; в пути актриса вновь испытывает приступ, который на этот раз носит буйный характер - она пытается порвать на себе одежду и выпрыгнуть из самолета. Оливье в полном отчаянии. К вечеру Вивьен доставили в психиатрическую клинику доктора Фрэйденберга. Но даже в этом состоянии она умоляла Оливье взять ее домой...

Лечение в клинике включало в себя такие процедуры, как заворачивание в ледяные простыни и кормление одними сырыми яйцами. Об этом периоде своей жизни Вивьен Ли вспоминает так: "Я думала, что нахожусь в каком-то приюте для умалишенных. Я отчаянно кричала, чтобы кто-нибудь помог мне выбраться оттуда". Ей назначили электрошоковую терапию. Это было первое из многих ужасных испытаний, которым ей пришлось подвергнуться.

Шоковая терапия подействовала на Вивьен роковым образом. Лоуренс Оливье видел, насколько сильно менялась его жена с каждым сеансом электрошока. "Я могу только сказать, - вспоминал он, - что под их воздействием Вивьен изменялась неузнаваемо. Она становилась совсем не той женщиной, в которую я когда-то влюбился. Она теперь была мне настолько чужой, насколько это можно представить и насколько это вообще возможно. Что-то с ней произошло. Это трудно описать, но это было абсолютно очевидно".

Истерзанная и перепуганная таким "лечением" Вивьен приложила все усилия, чтобы вырваться из больницы. Как только это удалось, ее состояние стало быстро улучшаться. Биограф актрисы отмечает, что в этом не было ничего удивительного, и в качестве доказательства приводит мнение одной из знакомых звезды: "Приступ в Голливуде был одним из ее кратковременных кризисов. Но окружавшие ее люди видели это впервые и впали в панику, вызвали врачей и заставили лечить ее Бог знает какими лекарствами... И вот тогда она действительно сошла с рельсов... Конечно, она нуждалась в отдыхе... Эта история привела ее в ужас - не ее приступ, а обращение с ней. К этому моменту она готова была признать существование своей проблемы, но была уверена, что ничего в Голливуде не произошло бы, будь с ней Ларри. Она умоляла Ларри никогда не оставлять ее на столь долгое время..."

Так или иначе, но, несмотря на испытания последних лет, Вивьен Ли, по свидетельству многочисленных друзей, оставалась очаровательной и умной женщиной, сохранившей и чувство юмора. Она продолжала играть в спектаклях и сниматься в фильмах. Вместе с Оливье они сыграли в трех пьесах Шекспира.

Разрыв с Оливье

У Оливье тем временем начался роман с актрисой Джоан Плоурайт. Он познакомил жену с молодым актером Питером Финчем, с которым его связывала, как поговаривали, слишком тесная дружба. Финч, похожий на самого Оливье в юности, стал активно ухаживать за Вивьен. Оливье не препятствовал, а, наоборот, всячески способствовал их сближению, чтобы затем потребовать развода, ссылаясь на ее измену. В день рождения Вивьен, когда ей исполнилось 45 лет, он "любезно подарил ей "роллс-ройс" стоимостью в семь тысяч фунтов и еще любезнее объяснил, что им пора бы расстаться". "Ложь, которая живет в человеке и разрастается в язву", - скажет Вивьен о тех временах.

Актер курсировал между Лондоном и Нью-Йорком и вскоре прислал Вивьен телеграмму с просьбой о разводе. Они развелись в 1960 году, и Оливье не замедлил жениться на Плоурайт. Это резко ухудшило состояние Вивьен, и она начала опять принимать сеансы электрошока. Сеансы сопровождались сильными головными болями и оставляли на голове актрисы следы от электрических разрядов. Приезжая на очередной сеанс, она дрожала, нервничала и была не в состоянии сидеть. Наконец лечение электрошоком было прекращено и заменено психотропными препаратами.

Надо отдать должное мужеству Вивьен. Развод с Оливье был для нее тяжелым ударом, но она сумела его перенести. В это время рядом с ней был актер Дж. Мерривейл, с которым ее связывала давняя дружба. Он помог ей выстоять, не отходя от нее ни на шаг и не позволяя приходить в отчаяние, когда с ней случались приступы. Вивьен очень привязалась к Мерривейлу. Она отказалась выйти за него, в глубине души все еще надеясь на примирение с Оливье, любовь к которому сохранила на всю жизнь.

Вивьен никогда не осуждала ни его, ни ее и никому не позволяла говорить плохо о человеке, которого боготворила до самой смерти. Она не верила в серьезность своей болезни и не теряла присутствия духа: "Настоящая актриса не боится возраста. Буду играть до девяноста лет", - смеялась она.

Последний выход

Ей оставалось жить 7 лет, и она еще сыграла немало ролей, а за полгода до смерти танцевала на сцене с грацией 25-летней девушки.

Однако приступы депрессии продолжали мучить Вивьен. Осенью 1963 года один из таких приступов начался прямо на сцене во время вечернего спектакля, который пришлось прервать. Кроме того, ее начали преследовать "призраки прошлых лет" - различные ситуации из совместной жизни с Лоуренсом Оливье. Она долго не могла выйти из депрессии, но в конце концов ей это удалось. Все-таки у нее была исключительная сила воли, во многом воспитанная профессией. Она могла заставить себя смеяться и лучиться счастьем на сцене, в то время как на душе висела огромная тяжесть, а в теле гнездилось физическое недомогание.

28 мая 1967 года лечащий врач Вивьен объявил потрясшую всех новость: туберкулезом захвачены оба легких, положение актрисы критическое. На следующий день он предложил ей лечь в больницу, но звезда отказалась: слишком живы еще были воспоминания об английской клинике. Пришлось назначить лечение в домашних условиях. Врач обещал, что Вивьен будет здорова через три месяца при условии неукоснительного соблюдения всех предписаний и полного покоя. Но... К ней ежедневно приходили гости. Охранявший ее Мерривейл умолял их не задерживаться больше 20 минут. Как свидетельствует один из гостей - Дуглас Фэрбенкс-младший, "она, со своим всегдашним упрямством, насмешливо и вопиюще нарушала указания врача не курить, не вставать с постели, не говорить и не утомляться".

Мерривейл, зайдя к ней после вечернего спектакля, обнаружил Вивьен, лежащей на полу, лицом вниз. Ее легкие были полны жидкости - она захлебнулась собственным жидкостным содержимым. Она уже сыграла свою последнюю сцену...

Поставленный Вивьен Ли еще в 1945 году диагноз "туберкулез", безоговорочно подтвержденный в 1967 году, и вся история его лечения дают основание предполагать, что действительной причиной смерти актрисы явилось неправильное лечение. Так считают сегодня специалисты в области психиатрии.

По их мнению, уже в 1949 году было известно, что некоторые внутренние болезни могут сопровождаться симптоматикой, характерной для заболеваний психического порядка, что туберкулез влияет на психику. Изучение историй болезни многих людей, проведенное в 1978 году, показало, что лекарства, прописываемые больным обычными заболеваниями, в 9,1 процента случаев провоцировали отклонения, характерные для психопатических расстройств: беспричинное беспокойство, резкую смену настроения, личностные изменения, депрессию, расстройство сна - то есть как раз те нарушения, от которых в различные периоды своего лечения страдала Вивьен Ли!

Исследования также подтвердили, что такой препарат, как изониазид - один из тех, что давали Вивьен Ли от туберкулеза, в большинстве случаев вызывает вышеупомянутые психические нарушения средней тяжести или более глубокие. В медицинских справочниках в качестве побочных действий изониазида перечисляются бессонница, головные боли, беспокойство, нарушение мозговой деятельности и токсический психоз.

Страдая от этих расстройств и постепенно слабея физически, не зная действительных причин своего состояния, годами подвергаясь действию жестокого и, по сути, бесполезного лечения электрошоком,принимая лекарства, усугубляющие физическую слабость, блестящая актриса и красавица Вивьен Ли постепенно теряла рассудок, любимого мужа, карьеру. И наконец, жизнь.

Легенда британского кино, актриса Вивьен Ли была единственным ребенком в семье английского военнослужащего. Настоящее имя красавицы - Вивиан Мэри Хартли. Родилась она в Индии 5 ноября 1913 года. Мать актрисы - Гертруда Робинсон Яки по происхождению наполовину француженка и ирландка, некоторое время была домохозяйкой, а затем работала актрисой в небольшом театре.

Маленькая девочка первый раз выступила на сцене в три года, прочитав стихотворение перед постановкой, в которой играла ее мама. В детстве Вивьен увлекалась литературой, в том числе и греческой мифологией, а также занималась музыкой и танцами. Она с самого раннего возраста решила стать великой актрисой.

Для получения первого образования девочка была отправлена в Англию в школу при монастыре Святого Сердца, а затем, при поддержке отца, поступила в Драматическую Высшую школу, которая находилась в Лондоне. Во время учебы молодой девушке приходилось сниматься в небольших ролях в кино и рекламных роликах. Первую стоящую роль в киноленте «Дела идут на лад», которая стала ее дебютом, она получила в 1934 году.

Уже в этот период творческой биографии актриса принимает решение сменить настоящее имя на псевдоним, и несмотря на то, что ее менеджер Джон Гиддон предложил ей имя Эйприл Морн, актриса стала Вивьен Ли.

Начало карьеры

В возрасте 22 лет Вивьен Ли произвела фурор на лондонскую публику своим исполнением главной роли в спектакле «Маскарад добродетели». Пьеса шла на малой сцене, и зал не мог вместить в себя всех желающих посетить постановку. Поэтому режиссер принял решение перенести спектакль в большой зал. Так как голос у Вивьен был слишком слабым для большого пространства, популярность пьесы быстро спала на нет.


Вивьен Ли в в спектакле "Сон в летнюю ночь"

Тем не менее, в этот период Вивьен удалось познакомиться с главным героем своей жизни - Лоуренсом Оливье. Легендарный британский режиссер и актер пригласил актрису на совместные съемки в фильм «Пламя над островом», после работы над которым Вивьен Ли стала известна всей стране. Зрители полюбили нежный образ героини, а режиссеры стали предлагать ей новые роли.

Фильмы

Благодаря своим новым связям и окрепшему таланту молодой актрисе удалось получить в 1939 году роль в голливудском бестселлере «Унесенные ветром». Вивьен Ли в свои 26 лет показала себя настоящим профессионалом, а история любви, блестяще разыгранная с артистом на экране, переросла в большую дружбу между британской актрисой и семьей американца. Фильм стал лидером проката на многие годы, а также получил множество премий “Оскар”, в том числе и за исполнение лучшей главной женской роли.


Вивьен Ли и Кларк Гейбл в фильме "Унесенные ветром"

Через два года на экранах кинотеатров появляется английская драма «Леди Гамильтон», в которой Вивьен Ли сыграла вместе с Лоуренсом Оливье. За эту картину творческую пару особенно полюбил . Он активно поддерживал актеров, приглашал их на светские мероприятия и всегда восхищался мастерством и красотой Вивьен Ли.

В конце войны на экраны вышли еще две картины с участием актрисы - «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина». Но на съемках фильма про египетскую красавицу впервые с Вивьен Ли случился приступ истерии, который был спровоцирован напряженным графиком работы. Ей удается взять себя в руки, и на лондонской театральной сцене она появляется в главной роли постановке «The Skin of Our Teeth».


Конец 40-х ознаменовался театральной постановкой «Трамвай «Желание», режиссером которого стал Лоуренс Оливье. Но критика без особого восторга восприняла эту премьеру. После того, как труппой театра было сыграно более 300 спектаклей, Вивьен Ли пригласили в экранизацию этой пьесы в кино. Партнером красавицы в легендарном фильме стал молодой .


Вивьен Ли и Марлон Брандо в фильме "Трамвай "Желание"

Несмотря на то, что во время работы над образом Бланш Дюбуа у актрисы развилось серьезное психическое расстройство, с ролью она справилась безупречно. В профессиональных кругах ее исполнение до сих пор считается эталонным, что подтвердилось получением ею “Оскара” и премии BAFTA. Сам Теннеси Уильямс был в восторге от игры Вивьен Ли.


В 50-е годы актриса снялась еще в нескольких второстепенных ролях, но ее репутация на съемочной площадке уже была подмочена неадекватным поведением и постоянными психозами. В эти годы лишь за игру в мюзикле «Товарищ» она получила небольшую театральную премию. Постепенно Вивьен отходит от профессиональной деятельности в кино и театре и уединяется в своем доме.

Личная жизнь

Вивьен Ли дважды была замужем. Первым мужем красавицы стал адвокат Герберт Ли Холман, который женился на ней, когда Вивьен было 19 лет. Самому Герберту на тот момент было больше 31 года. Вскоре в семье родилась дочь Сюзанна. Роль домохозяйки, которую уготовал супруг Вивьен, пришлась ей не по вкусу, и вскоре она начала свою театральную карьеру. А после первого успеха на сцене Лондона красавица встретила мужчину, который изменил ее личную жизнь.


Это был молодой амбициозный режиссер и актер Лоуренс Оливье, специализирующийся на шекспировских постановках. С ним Вивьен Ли была счастлива в течение четверти века. Брак влюбленные смогли оформить только в 1940 году в городке Санта-Барбара в США, после того, как супруги обоих дали им согласие на развод. Дочка Вивьен осталась жить вместе со своим отцом.


Брак между Ли и Оливье продлился до 1960 года, после чего Лоуренс женился на молодой пассии Джоан Плоурайт. Во многом на отчуждение между супругами повлияла болезнь актрисы. Несмотря на развод, во время которого в качестве отступной от Лоуренса на имя Вивьен был оформлен роллс-ройс, бывшая жена до последних дней подписывалась именем Вивьен леди Оливье.

Болезнь и смерть

В середине 40-х годов у Вивьен Ли началась болезнь, которая проявлялась психическими расстройствами. Постепенно недуг начал обостряться не только в домашней обстановке, но и на рабочих площадках. За актрисой закрепился образ капризной своенравной звезды, что начало отталкивать от нее режиссеров.


Вивьен Ли в последние годы

Обострению патологии способствовали два выкидыша, которые произошли с разницей в 10 лет. К тому же, когда Вивьен Ли было 30 лет, у нее впервые диагностировали очаги туберкулеза. Подтачивая годами ее и так слабое здоровье, он стал причиной смерти актрисы в мае 1967 года. Актриса умерла в одиночестве, в собственном доме на окраине Лондона. Ее тело было кремировано в Голдерс-Грин, а прах развеян над территорией водоема в поместье актрисы, которое находилось в местечке Блэкбойз.
.

Фильмография

  • «Дела идут на лад» - (1935)
  • «Пламя над Англией» - (1936)
  • «Мрачное путешествие» - (1937)
  • «Янки в Оксфорде» - (1938)
  • «Унесенные ветром» - (1939)
  • «Мост Ватерлоо» - (1940)
  • «Леди Гамильтон» - (1941)
  • «Цезарь и Клеопатра» - (1945)
  • «Анна Каренина» - (1948)
  • «Трамвай «Желание»» - (1951)
  • «Глубокое синее море» - (1955)
  • «Римская весна миссис Стоун» - (1961)
  • «Корабль дураков» - (1965)

75 лет назад в Атланте состоялась премьера фильма "Унесенные ветром", снятого по роману Маргарет Митчелл. Лента завоевала восемь "Оскаров" и любовь миллионов зрителей. Как сложилась судьба актеров, сыгравших главные роли в фильме, - в нашем материале

Скарлетт О"Хара - Вивьен Ли

Роль Скарлетт О"Хара принесла Вивиан Мэри Хартли, более известной под псевдонимом Вивьен Ли, премию "Оскар" и всеобщее признание. Актриса была уверена, что Дэвид Селзник, продюсер фильма, выберет именно ее. Так в итоге и вышло. На главную женскую роль в "Унесенных ветром" претендовали лучшие актрисы того времени - Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт, но сыграла южную красавицу пока еще неизвестная актриса из Англии.

Кинофильм "Унесённые ветром" завоевал сердца миллионов, а 26-летняя Вивиен Ли - свой первый "Оскар". После экранизации романа Маргарет Митчелл к актрисе приходит международный успех, она сыграет главные роли в таких фильмах, как "Мост Ватерлоо" (1940 год), "Леди Гамильтон" (1941 год), "Цезарь и Клеопатра" (1945 год), "Анна Каренина" (1948 год) и "Трамвай "Желание" (1951 год).

В 1940 году актриса стала женой актёра театра и кино, режиссёра, продюсера Лоуренса Оливье. Но не все было так гладко в жизни и карьере Ли. Вивьен и ее возлюбленный поставили пьесу "Ромео и Джульетта" для Бродвея. После чего нью-йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье. Пару обвиняли в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. А сама постановка стала провальной.

Вивьен так и не смогла родить ребёнка в браке с Оливье. В 1944 году во время съёмок "Цезаря и Клеопатры", после второго срыва беременности у неё началась глубокая депрессия, которая переросла в истерию. В 1945 году Вивьен Ли был поставлен диагноз - туберкулёз лёгких. Болезнь нервировала актрису, у нее начались припадки безумия.

Вернувшись из Америки в Британию, актриса стала много играть в театре, блистала на сцене в пьесах классического репертуара. В начале 1950-х годов ее муж отправился в Голливуд на съёмки кинофильма "Сестра Керри". Вивьен Ли поехала за ним и прошла пробы на роль Бланш Дюбуа в "Трамвае "Желание" по пьесе Теннесси Уильямса. Эта роль принесла актрисе второго "Оскара" и глубочайшую депрессию. Сама Вивьен утверждала, что Бланш Дюбуа привела её к безумию.


Успешная карьера не придавала благополучия семье Ли. Отношения с Оливье, омраченные отсутствием детей и прогрессирующей болезнью Вивьен, портились. У актера завязался роман с другой женщиной - актрисой Джоан Плоурайт. В день 45-летия Вивьен Оливье подарил ей роллс-ройс и объявил, что он уходит от нее и просит дать ему развод.

Это стало для актрисы тяжелейшим ударом. Она продолжала играть в спектаклях, снялась ещё в двух фильмах, получила премию "Тони" за роль в бродвейском мюзикле "Товарищ". Она старалась доказать всем, что чувствует себя отлично и продолжит играть. Но болезнь прогрессировала. После спектаклей на Бродвее, где актриса выступала в музыкальной комедии, нередко приходилось вызывать врача. С гастролей её привозили в Лондон на носилках. Последним её фильмом стала картина Стэнли Крамера "Корабль глупцов".

В мае 1967 года у Вивьен Ли начались острые приступы туберкулёза. 7 июля 1967 года в Лондоне актриса скончалась. На следующий день во всех театрах британской столицы на минуту погасли огни рамп. Как завещала актриса, её тело кремировали, а прах развеяли над озером в графстве Восточный Сассекс.

Ретт Батлер - Кларк Гейбл

Роль Ретта Батлера стала вершиной карьеры Кларка Гейбла и укрепила его место в мировой
истории кино. До встречи с Виктором Флемингом Гейбл играл роли негодяев и коварных соблазнителей. Но это амплуа быстро надоело актёру и он взбунтовался, за что был наказан кинокомпанией Metro Goldwyn Mayer - его "сдали внаём" для съёмок в фильме студии Columbia "Это случилось однажды ночью". Однако такое наказание принесло Кларку премию "Оскар".

В 1930-х годах его назвали секс-символом поколения и наградили титулом Короля Голливуда, актер с честью носил его. Он был женат пять раз. Но с главной женщиной своей жизни - Кэрол Ломбард - Гейбл познакомился в 1932 году, и они не понравились друг другу. Однако через четыре года все изменилось, а еще через три года, в перерывах между съёмками "Унесённых ветром", они поженились. Этот брак был очень удачным, супруги отстранились от светской жизни и все время посвящали друг другу. Но прожили вместе они недолго - началась война. В январе 1942 года Кэрол приняла участие в пропагандистском шоу в Лас-Вегасе, торопясь домой после съемок, она решила лететь на самолёте. В горах пилот сбился с курса, и домой жена Гейбла не вернулась.

Гибель возлюбленной сильно повлияла на Кларка. Друзья актера утверждали что он стал "искать смерть". Гейбл ушел на фронт, стал стрелком на самолёте B-17 и участвовал в авианалётах на Германию. Актеру повезло: он совершил 25 боевых вылетов, после чего вернулся к мирной жизни. Кларк продолжал сниматься, но прежнего успеха не было. Одним из лучших последних фильмов Гейбла стала картина "Неприкаянные". В ней он вернулся к образу ковбоя.

На съёмочной площадке этого фильма Кларк Гейб перенес сердечный приступ, а через 11 дней, 16 ноября 1960 года, он умер в Лос-Анджелесе. Похоронили актёра рядом с его любимой женщиной Кэрол Ломбард. 30 декабря 1960 года агентство Associated Press опубликовало данные опросов читателей, согласно которым смерть Кларка Гейбла стала главным событием года, ознаменовав собой конец "золотого века" кино.

Эшли Уилкс - Лесли Говард

Лесли Хоуард Стейнер сыграл свои лучшие роли до "Унесенных ветром", но современный зритель помнит его исключительно как истинного джентльмена Эшли Уилкса. Играть в кино посоветовал Лесли доктор, лечивший его от депрессии, которая преследовала Говарда после Первой мировой войны.

Его дебют состоялся в 1917 году. В Голливуд актер попал только в 1930-е. В основном ему доставались роли скептиков-интеллектуалов. На это же время пришелся пик его популярности: по утверждениям прессы, Лесли "демонстрировал американцам подлинно британские ценности". Говард являлся лауреатом премии Венецианского кинофестиваля (1938 год, фильм "Пигмалион") . А наиболее известные фильмы с его участием - это "Беркли-сквер" (1933 год), "Алый первоцвет" (1934 год).

Он дважды был номинирован на премию "Оскар": в 1934 году за роль в фильме "Беркли-сквер" и в 1939 году - за "Пигмалион". Выступал Лесли и на Бродвее. За десятилетие он сделал отличную театральную карьеру, появившись в общей сложности в 20 постановках.

Через четыре года после премьеры "Унесенных ветром" Лесли Говард погиб. 1 июня 1943 года он летел из Лиссабона в Лондон, над Бискайским заливом его самолёт был сбит немецкими истребителями, в авиакатастрофе выжить не удалось никому.

Мэлани Гамильтон - Оливия де Хэвилленд

За роль Мэлани в "Унесенных ветром" Оливия де Хэвилленд впервые была номинирована на
премию "Оскар" как лучшая актриса второго плана. Через два года после премьеры фильма Оливия получила американское гражданство. А еще через год она затеяла судебное разбирательство с кинокомпанией Warner Bros. Согласно контракту, который компания заключала с актерами, последний должен был оставаться зависимым от киностудии ещё шесть месяцев после прекращения действия документа и почти не имел шансов получить роль где-то на стороне.

Де Хэвилленд совместно с Гильдией киноактёров, выиграла суд и тем самым ослабила влияние студии, а также добилась большей творческой свободы для актёров от диктата продюсеров. Этим Оливия заслужила признание среди коллег.

В конце 1940-х годов она трижды номинировалась на "Оскар" за лучшую женскую роль и дважды удостаивалась награды - в 1947 году за роль в фильме "Каждому своё", а через три года - в "Наследнице". Де Хэвилленд успешно играла в кино до конца 1970-х годов. Среди самых известных фильмов с ее участием "Моя кузина Рэйчел" (1952 год), "Эта леди" (1955 год), "Гордый бунтарь" (1958 год), "Свет на площади" (1962 год), "Тише, тише, милая Шарлотта" (1964 год) и "Пятый мушкетёр" (1979 год).

Позже Оливия снималась на телевидении. В 1987 году она стала номинантом премии "Эмми" и обладательницей "Золотого глобуса" за роль вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны в фильме "Анастасия: Загадка Анны". В 2004 году де Хэвилленд участвовала в съемках документальной ленты, посвященной 65-летию "Унесённых ветром". Оливия единственная звезда экранизации романа Маргарет Митчелл, дожившая до сегодняшнего дня.

Мамушка - Хэтти Макдэниел

Благодаря "Унесенным ветром" Хэтти Макдэниел стала самой знаменитой темнокожей женщиной 1940-х годов. До съемок в киноэпопее она гастролировала с ансамблем чернокожих певцов, выступала на радио Денвера, записала несколько своих песен, в начале 1930-х годов Хэтти снялась во многих фильмах, но в большинстве из них её имя не значилось в титрах.

В 1934 Макдэниел вступила в Гильдию киноактеров США. В том же году на экраны вышел фильм "Судья Прист", в титрах которого значилось имя Хэтти. Актриса стала довольно востребована в Голливуде и даже дружила с Кларком Гейблом. Именно он помог Макдэниел получить роль Мамушки в "Унесённых ветром", хотя количество претенденток на роль было сравнимо с числом желающих сыграть Скарлетт. По легенде, даже Элеонора Рузвельт обращалась к Дэвиду Селзнику с просьбой взять на роль Мамушки её собственную горничную.

Неприятный сюрприз ждал Хэтти Макдэниел после окончания съемок. Премьера экранизации романа Маргарет Митчелл должна была состоятся 15 декабря 1939 года в Атланте в присутствии всех актёров, снявшихся в ленте. Однако перед самым началом мероприятия все чернокожие артисты были вычеркнуты из списка приглашённых. Продюсер картины пытался добиться присутствия Хэтти на показе, но его действия не увенчались успехом. За Макдэниел вступился и Кларк Гейбл - он грозился бойкотировать премьеру, но актриса сама уговорила его поехать. Спустя 13 дней Макдэниел появилась на премьере фильма в Голливуде .

Роль Мамушки принесла актрисе невероятную популярность. В 1940 году она стала обладательницей премии "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана, хотя на награду претендовала также Оливия де Хэвилленд. Макдэниел вписала свое имя в историю кино как первая чернокожая актриса, которая была номинирована на "Оскар" и удостоена его.

Позже она сыграла еще множество ролей среди которых самыми популярными были роли горничных и прислуг. Среди фильмов с её участием наиболее знаменитыми стали "В этом наша жизнь" (1942 год), "Благодари судьбу" (1943 год) и "С тех пор как вы ушли" (1944 год). Кроме того, ее образ был использован для создания мультперсонажа - чернокожей хозяйки кота Тома Мамочки-Два-Тапочка в "Том и Джерри".

На киноэкране в последний раз Хэтти появилась в 1949 году в фильме "Семейный медовый месяц", еще несколько лет она работала на радио и телевидении. Окончательно завершить карьеру Макдэниел пришлось после того, как в 1952 году медики поставили ей страшный диагноз - рак груди. 57-летняя актриса умерла 26 октября того же года в больнице при Доме киноактёров в Вудленд-Хиллз, пригороде Лос-Анджелеса. В своём завещании Хэтти просила, чтобы ее похоронили в белом гробу под белым покрывалом с красными розами на подушке на кладбище на бульваре Санта-Моника, где покоятся звёзды кино.

Последняя воля актрисы была выполнена лишь частично. Владелец кладбища Джулс Рот запретил хоронить темнокожую звезду "Унесенных ветром" на своей территории. Спустя 47 лет новый владелец голливудского кладбища Тайлер Кэссети предложил родственникам Макдэниел перезахоронить её, но те отказались.

Зрители называли ее «Мисс витамин В» - такова была ее жизнерадостная красота, вызывающая ощущение счастья. Она была и до сих пор остается одной из красивейших женщин мира, и ее Скарлетт О’Хара вот уже больше 60 лет победоносно смеется и плачет с экранов.»Раз в поколение появляется леди, от которой не может отвести глаз весь континент», - сказал о Вивьен Ли актер и режиссер Орсон Уэллс.

Детство Вивьен Ли

Вивиан Мэри Хартли родилась 5 ноября 1913 года в Индии, которая была в то время английской колонией. Вивьен с раннего детства привлекала всеобщее внимание – необычная, экзотичная, хрупкая. Она была невысокого роста, с очень бледной кожей, с характерным несколько удлиненным лицом, у нее была очень изящная, стройная и притом женственная фигура.

Ее мать — набожная католичка — отдала семилетнюю дочь в монастырскую школу, уже в Англии. Девочке не нравился монастырский аскетизм, зато именно он воспитал в ней твердую волю и умение идти к поставленной цели. Учась на отлично и особенно углубляясь в историю, музыку, живопись и литературу, в конце концов она получила блестящее образование. А в 18 лет, решительно преодолев сопротивление матери, Вивиан поступила в Королевскую академию драматического искусства.

Сразу после школы Вивиан вышла замуж за адвоката Ли Холмана, который был старше ее на 14 лет. Через год у них появилась дочь. Роды у Вивьен были трудными и болезненными. Мужа и мать Вивьен пугало явное отсутствие у дочери интереса к воспитанию ребенка. Предложение сниматься в кино вызвало у нее куда больше восторгов, чем рождение дочери. Верность супругу она хранила недолго и, вскоре после начала актерской карьеры, начались первые измены. Ее дочь воспитывалась у бабушки.

Она шла к цели всеми возможными способами. Вивьен была очень неплохим психологом, она могла найти подход к различным людям и в итоге почти всегда добивалась своего. У нее была сильна развита интуиция и предвидение. Она говорила о том, что сыграет роль Скарлетт и, позже, Клеопатры задолго до того, как решение об ее участии было принято.

Взгляды Вивьен Ли

Вивьен ненавидела с детства, когда ее называли «прелестной» и «красивой». Она считала, что эти эпитеты сковывают ее, мешают воплощению драматизма страстей. Она всегда стеснялась своих рук (считала кисти слишком большими) и часто прятала их, скрестив руки и обхватив ими бока, а позже любила украшать пальцы перстнями и кольцами, что по ее мнению скрывало реальный размер ладони. «Руки прачки» — так называла их Вивьен.

Друзьями Вивиан была рекомендована на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», вышедшую в 1935 году и ставшую дебютом актрисы на киноэкране. Наняв агента Джона Гиддона, заверившего ее, что ее имя не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она выбрала свой псевдоним «Вивьен Ли». Первый успех пришел к ней, когда Вивьен Ли в 1935 году сыграла в спектакле «Маска добродетели» — актриса получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах.

Тем временем Виаьен пережила настоящее потрясение — ее кумиром и в сердце, и в искусстве стал актер Лоренс Оливье. Она ходила на все его спектакли, познакомилась с Ларри, твердо решила связать с ним свою судьбу навсегда. Но актер был женат, сама Вивьен тоже была замужем, и поначалу их отношения оставались просто симпатией.

с мужем Лоренсом Оливье


Вместе они попали в Голливуд на съемки фильма ‘Огонь над Англией’. Здесь вспыхнула страстная любовь, как оказалось у Вивьен — до конца жизни.Только через шесть лет они смогут добиться развода у своих половин и пожениться лишь в августе 1940 года в Санта-Барбаре, при свидетелях Кэтрин Хепберн и Рональде Колмане.

Однако еще до того Оливье, работавший в Голливуде на «Грозовом перевале», вызвал туда Вивьен, узнав об открытом кастинге на роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром». Роман ‘Унесенные ветром’ был чуть ли не национальным достоянием США. Когда пришло сообщение, что готовится его экранизация, вся Америка следила: кто будет играть главные роли в будущем фильме. На роль главной героини Скарлетт претендовали почти полторы тысячи актрис, включая самых прославленных звезд Голливуда. И когда продюсер остановил свой выбор на англичанке Вивьен Ли, многих одолевали сомнения.

Вивьен Ли и «Унесённые ветром»

Уверенная в себе, влюбленная в эту роль, она считала, что никто так не понимает Скарлетт, как она. Она обещала Маргерет Митчелл воплотить Скарлетт О’Хара такой, какой та была в представлении писательницы. Многие находили в актрисе и ее героине общие черты. И Вивьен, безусловно, это чувствовала. Она любила свою роль, она существовала в ней искренне. За эту роль она получила «Оскара» как лучшая актриса (а после этой статуэткой подпирала дверь, чтоб та не захлопывалась).

Многочисленные спектакли сделали Вивьен «одной из самых выдающихся театральных актрис. Все отмечали ее подвижность, изменчивость, комедийный дар, ее темперамент позволял ей играть на грани нервного срыва». Каждая сыгранная роль подрывала ее здоровье и психическое состояние, она настолько вживалась в роль, что это лишало ее сил и вызывало психическое расстройство.

Каждый раз, когда она играла подолгу одну и ту же роль, стоившую ей большого нервного напряжения и срывов, созданный образ потом долго не отпускал ее, она даже не могла забыть строчки текста. В периоды кризисов прошлое неминуемо давало о себе знать неожиданными и бесконтрольными проявлениями.

Скарлетт О’Хара в «Унесенных ветром»


Слава по обе стороны Атлантики у Вивьен Ли была неслыханной. Фильмы с ее участием (например, известные у нас ‘Леди Гамильтон’ и ‘Мост Ватерлоо’) принимались с восторгом. Муж стал относиться к успеху Вивьен с долей раздражения и ревности. Отношения в актерской семье стали не столь радужными. Актерская пара вместе снималась в кино, вместе играла на сцене, со стороны их жизнь выглядела счастливой сказкой. Но, как и в сказках, за фасадом успеха и радости зрела жестокая драма.

Работа Вивьен Ли

Вивьен отказывалась от хороших предложений и выгодных ролей ради того, чтобы быть рядом с Ларри и работать на их тандем. Оливье не нуждался в их театральном союзе в той же степени, что и Вивьен. Ради нее он не отказывался от съемок, игры в театре. Провал фильма Вивьен «Анна Каренина» совпал с триумфом «Гамлета» Оливье и вручением ему звания рыцаря. Это заставило Вивьен почувствовать себя всего лишь женой прославленного актера. Вивьен часто жертвовала своими личными творческими интересами в угоду Ларри и их дуэту. Из-за этого при жизни ее часто незаслуженно считали менее одаренной, чем Оливье.

Три беременности от Оливье закончились выкидышами. Это произошло в 1942, 1944 и 1956 годах. В 1944 году во время съемок «Цезаря и Клеопатры» она потеряла ребенка во второй раз. После этого у нее началась глубокая депрессия, которая переросла в истерию.Еще в 1945 году у нее был обнаружен туберкулез легких.

Болезнь подействовала на психику актрисы, начались припадки безумия, во время которых Вивьен бросалась на мужа с кулаками, а потом ничего не помнила. Ее лечили и от туберкулеза, и от психического расстройства, доходило до ужасных сеансов электрошока, но становилось только хуже. Вивьен была не слишком прилежной пациенткой, она считала, что лучшее лекарство — это любовь Ларри.

Когда приступы приближались Вивьен устраивала шумные приемы, длившиеся всю ночь, она заставляла всех играть и развлекаться, одевала откровенные наряды и кокетничала с молодыми людьми. «Одним из симптомов болезни Вивьен стала ее повышенная сексуальность. В то время еще мало что было известно о маниакальной депрессии. У Вивьен в определенном смысле развился собственный антидепрессант, принявший форму повышенной сексуальной активности».

Несчастье Вивьен Ли

Из записей Джека Меривейл (последняя любовь Вивьен): -» На своих вечеринках она придумала игру «способы убить младенца». Участникам предлагалось изобразить какой-нибудь способ избавления от нежеланного младенца. В сентябре во время съемок она вдруг неожиданно стала кричать на костюмершу, голос стал визгливым, брови сложились в сердитую линию. В маниакально-депрессивном состоянии Вивьен находилась несколько недель. Она не помнила позже, как себя вела и что делала. Спрашивала, перед кем она должна извиниться.»

Глиддон, агент: «Она буквально налетела на меня. Она больше не кричала. Но это было еще страшнее. Голос у нее вдруг стал жестким, хриплым. Но хуже всего были ее глаза, их взгляд. Это были глаза незнакомого мне человека». Селзник, режиссер: «Теперь она набрасывалась на меня с неистовостью истерички. У нее появилась привычка кричать на съемочной площадке, после чего она могла внезапно разразиться слезами».

Устав от безнадежности, Лоренс Оливье завел роман с молодой актрисой. В день 45-летия Вивьен он подарил супруге бешено дорогой ‘роллс-ройс’ и тут же объявил о разводе. Это стало для Вивьен Ли тяжелейшим ударом. И даже когда он ушёл от неё, в глубине души она всегда надеялась на его возвращение.


Чарльз Касл:»Мне кажется, что до самого своего смертного часа Вивьен не могла поверить, что Оливье уже не вернуть.» Питер Хайли: «Она научилась больше ценить друзей, особенно тех, которые остались с ней после развода. Она стала менее отрешенной и начала заботиться о последствиях своих поступков.»

После ее смерти было установлено, что врачи, назначая ей лечение от туберкулеза, предписывали препарат, который, как оказалось, вызывает психические расстройства. Получается, что чем больше ее лечили, тем больше и губили. Актриса нуждалась более всего в покое, ласке, любви, щадящем режиме. Но как раз этого ей и не хватало.

Болезнь Вивьен Ли

А приступы были весьма тяжкими — однажды в припадке безумия Вивьен даже пыталась выпрыгнуть на ходу из самолета. Не смотря на продолжительную болезнь туберкулезом, Вивьен Ли всю жизнь оставалась заядлой курильщицей и могла выкуривать по четыре пачки сигарет в день.

Только волевой характер девочки из монастырской школы позволил Вивьен еще много лет находить силы, чтобы улыбаться и шутить, быть добрым другом для своих друзей, оставаться великой актрисой, продолжающей восхищать поклонников театра и кино. Актриса продолжала играть в спектаклях, снялась ещё в двух фильмах, получила «Тони» за бродвейскую роль в мюзикле «Товарищ».

Она старалась доказать всем - и самой себе, что ещё молода, прекрасна, полна сил. «Я буду играть до 90 лет», - говорила она. Но силы изменяли. После спектаклей на Бродвее, где актриса выступала в музыкальной комедии, нередко приходилось вызывать врача. С гастролей её привозили в Лондон на носилках.

В последних числах мая 1967 года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких, что положение критическое и надо немедленно ложиться в больницу. Уставшая от бесполезного лечения Вивьен отказалась. А через полтора месяца, 7 июля 1967 года, величайшая актриса ХХ века скончалась.


8 июля 1967 года во всех лондонских театрах на минуту погасли огни рамп. Актёры и зрители почтили траурным молчанием память скончавшейся Вивьен Ли. Ей было чуть больше пятидесяти лет, ее талант еще не иссяк, она могла еще и танцевать на сцене, и играть трагедию. Но злой рок сделал трагедией ее жизнь и смерть. Последний ветер унес Вивьен Ли в теперь уже посмертную славу. Прах актрисы развеян над озером у её поместья в Тикерэйдже 8-го октября того же года.

Вивьен Ли – это одна из самых ярких актрис за всю историю киноиндустрии. Ее редкая красота, богатый внутренний мир, а также уникальный талант перевоплощения уже при жизни сделал ее легендой мирового кино. Остается таковой она и в настоящее время. Именно поэтому говорить о ее карьере и судьбе особенно сложно. Ведь наша сегодняшняя героиня не обычная актриса.

Детство и семья Вивьен Ли

Вивьен Мэри Хартли появилась на свет 5 ноября 1913 года в индийском городе Дарджилинг. Ее отец – этнический англичанин – был офицером и служил в индийской кавалерии. Мама, в жилах которой смешалась ирландская, французская и армянская кровь, занималась домом и домашними делами. Родители актрисы сочетались браком еще в Лондоне, а после этого стали колесить по свету, переезжая из одного города в другой. Некоторое время они жили в Дарджилинге, а затем переехали в Бангалор. Именно в этом городе Вивьен провела большую часть своего детства.

Как сообщается в ряде авторитетных источников, выступать на сцене наша сегодняшняя героиня начала уже в трехлетнем возрасте. В этот момент она появилась перед английскими военнослужащими, прочитав со сцены небольшое стихотворение «Маленькая Бо Пип». Выступление юной актрисы было представлено в качестве преамбулы перед выступлением театральной труппы, в которой выступала мама Вивьен.

После того дня родители нашей сегодняшней героини уделяли большое внимание ее творческому воспитанию. Девочка занималась с частными педагогами, изучая литературу, поэзию, музыку и другие виды искусства. В 1920-м году Вивьен Хартли впервые отправилась в Англию. Там она жила и училась в женском монастыре Святого сердца. В тот период ее лучшей подругой была небезызвестная Морин О"Салливан, вместе с которой Вивьен мечтала стать известной актрисой.

Первое замужество Вивьен Ли

В тридцатые годы наша сегодняшняя героиня при поддержке своего отца сумела переехать в Лондон и поступить в престижную Королевскую Академию Драматических искусств. Именно в этот период девушка стала стремительно развивать свой талант и совершенствоваться как актриса. Примерно в тот же период девушка встретила своего первого мужа – адвоката Герберта Ли Холмана, который был старше ее на тринадцать лет. Более того, воспитанный в консервативном английском обществе, он был решительно против карьеры жены. В итоге, Вивьен пришлось чередовать учебу в академии с готовкой, уборкой и постоянной работой по дому. Такое положение дел стало своеобразным компромиссом между супругами.

Вивьен Ли получает Оскар. 1940

Забот у Вивьен стало еще больше после того как в ее жизни появилась дочь Сьюзан. Из-за рождения ребенка обучение в Королевской академии драматических искусств, девушка закончила кое-как. Однако, несмотря на это еще до получения диплома успела сыграть небольшую роль в картине «Дела идут на лад», которая стала ее первой экранной работой. Весьма примечательно, что именно после этого актриса сократила свою фамилию Вивьен Ли Холман до более благозвучной - Вивьен Ли.

Роли Вивьен Ли в театре

В 1935-м году наша сегодняшняя героиня появилась также и в театре. Она сыграла одну из главных ролей в проекте «Маска добродетели», и в скором времени после этого к девушке пришел первый успех. Критики очень высоко оценили актерскую игру актрисы.

В итоге сразу после этого режиссер спектакля решил перенести постановку в более крупный зал. Но, как выяснилось, это стало его серьезной ошибкой. Слабый голос Вивьен был плохо слышен в отдаленных частях помещения, поэтому зрители часто покидали спектакль еще до его окончания. Из-за этого вскоре постановку закрыли.

Лучшие фильмы с Вивьен Ли

Однако постановка «Маска добродетели» все-таки сыграла определяющую роль в судьбе Вивьен Ли. После одного из показов в гримерку к девушке заглянул легендарный британский актер Лоуренс Оливье. После недолгого разговора между ними завязалась дружба. Вскоре после этого Вивьен Ли и ее новый приятель сыграли вместе в картине «Пламя над островом», в рамках которой исполнили роли любовников. Экранный роман в скором времени перерос в настоящий. Влюбленные были без ума друг от друга, даже несмотря на тот факт, что оба к тому моменту еще были несвободны.

Известные люди. Вивьен Ли

В итоге скандальный роман между молодой актрисой и известным британским актером оказался на руку Вивьен Ли. Ее имя стало часто появляться в прессе, а режиссеры стали чаще предлагать ей новые роли.

Вивьен Ли в роли Скарлетт

В итоге уже во второй половине тридцатых годов девушка сыграла сразу несколько главных ролей в различных кинокартинах. Яркая карьера английской актрисы позволила ей легко пробиться в Голливуд. Одним из результатов этого в 1939-м году стал фильм «Унесенные ветром», моментально сделавший англичанку одной из самых известных актрис своего времени.

За роль Скарлетт О’Хара девушка получила премию Оскар, а вместе с ней международное признание. В этот момент миловидная англичанка утвердилась в качестве полноправной звезды, а потому все последующие роли Вивьен Ли публика принимала с особой теплотой. «Леди Гамильтон», «Мост Ватерлоо», «Цезарь и Клеопатра», «Анна Каренина» - каждая из названных кинокартин принесла актрисе новую толику популярности, а впоследствии стала классикой мирового кинематографа.


Новые награды Вивьен Ли

В 1951-м году Вивьен Ли получила свой второй Оскар за фильм «Трамвай «Желание»». Роль актрисы в данном фильме впоследствии критики назвали одним из самых доскональных перевоплощений всех времен. В итоге за эту роль британка получила премию BAFTA, приз Венецианского кинофестиваля, а также некоторые другие престижные награды.

Однако, как это ни удивительно, после этого актрисы сыграла в кино всего семь работ. Ее скрупулезное отношение к каждой роли закрепило за ней амплуа капризной и своенравной актрисы. Кроме того, сильным ударом по карьере знаменитости стало ее слабое здоровье. Актриса страдала от постоянных депрессий, к которым впоследствии приложился еще и туберкулез. В результате всего этого актриса скончалась. Ее тело кремировали, а прах впоследствии был развеян над озером близ одной из деревень в графстве Восточный Сассекс.

Личная жизнь Вивьен Ли

В жизни актрисы было двое мужчин – ее первый муж Герберт Ли Холман, от которого она впоследствии родила дочь. А также Лоуренс Оливье, в браке с которым Вивьен Ли прожила двадцать лет (с 1940 по 1960).