Неживая природа задания для дошкольников. Конспект нод в старшей группе. Тема. «Что такое живая и неживая природа. Разговорная речь: чистоговорки о природе

Татьяна Назарова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа»

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе , способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи :

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы ;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе .

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним .

Методы и материалы : игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель : Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами . А кто это - юный эколог ?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу , всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете - как можно стать юным экологом ? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе »)

Игра «Три слова»

Воспитатель : Юные экологи много знают о природе . Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)

2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

3. Зимующие птицы. (воробей, голубь, сова)

4. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

5. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

6. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

10. Насекомые. (комар, муха, бабочка)

11. Водоплавающие птицы. (гусь, утка, лебедь)

12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель : Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет , который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний» , стулья стоят полукругом, две «трибуны» , картинки с изображением природы , звучит аудиозапись «Волшебство природы » )

Воспитатель : (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов . Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе , как растет все живое, поиграем в умные экологические игры , узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель : А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе .

(дети делают сообщение)

1 ребёнок : Мир живой природы - это растения , животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все , что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель : Юля расскажет нам о неживой природе .

2 ребёнок : Неживая природа - это все то , что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .

Воспитатель : Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

1. Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

2. Живая природа - это . (растения, животные, насекомые, рыбы)

3. Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .

2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .

3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .

4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .

5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .

6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .

7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .

8. Чем до неба докинешь? (взглядом)

9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель : (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)

2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .

3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .

4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы » )

Воспитатель : Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой, бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель : Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель : Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик ). Для этого нужно. (тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает : мама курица высиживает яйцо , потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель : А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель : Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку :

Дети : тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель : Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же : тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель : А как же растут и развиваются растения? Растения - это. (травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые ? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями , не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем. (зернышко) и посадим его в. (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его. (полить) .

Еще растению нужно. (солнце)

Пройдет время и появится. (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей» , оформленный в группе , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель : Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях :

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

- Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель : Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель : Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать , поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель : Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают) . Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов . О чем мы говорили (о живой и неживой природе , как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли , чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи .

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель : На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Конкурс « Лучшая методическая разработка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА? ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

РАЗРАБОТАЛА: воспитатель ЗОЛОТУХИНА И.И.

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Освоение экологических знаний

Развивать познавательные и речевые умения.

Сформировать разные виды отношений к природе (природоохраннное, эстетическое, гуманное,познавательное).

Технологии: Экологические игры по программе Комаровой и Вераксы

Программа Н. Рыжовой « Наш дом - природа»

Методы и приемы: Беседа, дидактические игры; опыты; наблюдения.

Планируемые результаты:

Освоение экологических представлений

Развитие познавательных умений

Накопление опыта гуманного отношения к природе

1.Игра «Живая и неживая природа»

Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

2.Опыт. Гром и молния

Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление — гром и молнию.

Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов живой и неживой природы. Фланелеграф. Два воздушных шарика для опыта.

  1. Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, — это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита… (Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой - неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа — это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:

— К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие — нет. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).

2.Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы - дети двигаются, неживой - стоят на месте.

А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек - сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Докажите, что человек - часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается - значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)

Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

  1. Воспитатель спрашивает детей, наблюдали ли они интересное природное явление — гром и молнию (грозу), читает стихотворение «Гроза» Ф. Тютчева

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

А раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом - остыл.) В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом.) Бывают ли грозы в пустынях? (Нет - сухой воздух.) Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.) Что такое молния? (Электрические разряды.) Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом - мы слышим гром.)

3.Опытническая деятельность

Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание - как гром.

*В свободное время дети отражают свои впечатления в изодеятельности.

Во время прогулки предложить детям найти как можно больше объектов живой и неживой природы, еще раз подчеркнуть, чем они отличаются. Поиграть в игры:

  1. Педагог по очереди называет разные объекты. Если объект относится к природе, дети поднимают руки, если нет - не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать «обманные» движения.
  2. Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное-несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой - бросает.
  3. Игра «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».

Закончить прогулку можно стихотворением В. Орлова:

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы : игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схемы живой и неживой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- игрушка «Кукла» и ширма;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
- спасательные нарукавники;
- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
- стакан;
- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
- сундучок;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- чеснок, чеснокодавилка;
- веера по количеству детей;
- воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам Самира расскажет, о живой природе.
Самира: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Данил расскажет нам о неживой природе.
Данил: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».
Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Самира и Данил. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы) .
Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.
Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.
Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Подводная лодка.
Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика) .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .
Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 4. «Не дышу»
Ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для детей старшей группы

Образовательная область: «Познание»

Раздел: «Основы экологии».

Тема: «Живая и неживая природа».

Цель: учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы.

ОЗ: Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.

РЗ : Развивать мышление, речь, интерес к объектам живой и неживой природы.

ВЗ : Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: понятия «живая», «неживая» природа

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Приносит в группу предметы, сделанные руками человека, объекты живой

и неживой природы

в трех мешочках.

Проявляют интерес

к содержимому мешочков.

Организационно–поисковый

Читает стихотворение Л. Данейко

«Вот на земле огромный дом». Беседует и задает вопросы

Объясняет понятия «живая», «неживая» природа. Поясняет,

что предметы сделанные руками человека не относятся

к неживой природе.

Организует дидактическую игру на классификацию объектов природы «Живая-неживая».

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, приводят примеры.

Запоминают значение новых слов.

Активно участвуют

в игре, комментируют свой выбор.

Рефлексивно– корригирующий

Предлагает детям сделать выводы, дополняет ответы.

Завершает стихотворением

В. Орлова «Под одною голубою общей крышей мы живем...»

Делают выводы

об объектах природы, о связи человека

с природой

и бережном отношении к ней.

Ожидаемый результат:

Знать:

Понятия «живая» природа;

- «неживая» природа.

Иметь:

Представления об отличии объектов живой и неживой природы от предметов, сделанных руками человека;

О взаимосвязи живых и неживых объектов природы, о значении их в жизни человека.

Уметь:

Классифицировать объекты живой и неживой природы;

Отвечать на вопросы;

Называть признаки, отличающие объекты живой и неживой природы.