Николай караченцев и ольга кабо роман. Караченцов, история любви. Роман с Ольгой Кабо

Герои первой части альбома «Лучшее» - Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, к сожалению, не смогли добраться до Нового Арбата по уважительным причинам. При этом было отмечено, что Геннадий Гладков первым открыл в драматическом артисте Коле Караченцове «голос» (это случилось в спектакле «Тиль»), Максим Дунаевский научил артиста правильно петь, а Алексей Рыбников подарил ему главную партию – графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось».

«Кленовый лист» на музыку Максима Дунаевского (близкого друга артиста) открыл вечер. Между прочим, эта песня впервые прозвучала в фильме «Маленькое одолжение» (1984 год), где Караченцов играет популярного певца.

Песня «Кленовый лист»

В самом начале фильма Караченцов записывает песни – на огромные бабины «допотопного» магнитофона. О том, как в действительности Николай Петрович репетировал и записывал шлягеры? в Московской Доме книги рассказал композитор и музыкант Вячеслав Горский:

Однажды ко мне домой пришла актриса Ольга Кабо вместе с Николаем Караченцовым. О желании Ольги записать сольный альбом я знал, но что она приведет с собой Николая Петровича, чтобы спеть дуэтом, - не подозревал. Я был в шоке, потому что в те годы по популярности Караченцов был нашим Джоном Ленноном. Стали подбирать тональности для Кабо и Караченцова, и выяснилось, что Николаю Петровичу подходят все тональности. Я попросил артиста спеть пониже, и он ответил: «Нет проблем», попросил еще пониже и вновь «Да нет проблем!». Тогда я ему предложил: «А может, сделаем с вами программу по подобию Фрэнка Синатры?», на что артист невозмутимо сказал: «Нет проблем!». Когда я заявил, что «он – супер-джазовый певец», он удивился: «А я не знал». Николай Петрович практически с первого раза без ошибок исполнял песню – он мгновенно считывал музыкальную информацию. Я находился в таком восторге от общения с Караченцовым, что даже разрешил ему курить в квартире (хотя никому не разрешал). Артист сел на подоконник, закурил «Приму» (он курил исключительно ее) и запел (мы же репетировали). Когда я пошел закрывать за ним окно, то увидел во дворе толпу восторженных людей. Они услышали и увидели любимого артиста и замерли на месте. После этого случая весь дом со мной очень уважительно здоровался. Мы еще встречались с Николаем Петровичем – я показывал ему песни, и он всегда требовал, чтобы в них была драматургия, - рассказал Вячеслав Горский.

Актриса Ольга пришла на презентацию сборника вместе со своими детьми – 16-летней Татьяной и 4-летним Витюшей. Ольга Кабо исполняла роль «Леди Гамильтон» в клипе на одноименную песню в исполнении Николая Караченцова, и записала с ним два дуэта «Улица случайная» и «Сценарист» (Вячеслав Горский рассказывал как раз о первой репетиции песни «Сценарист» на слова Сергея Крылова). Эти две песни вошли во вторую частью альбома «Неизданное». Ольга Кабо рассказала о том, как она пела с Николаем Петровичем:

Благодаря Николаю Петровичу я запела. Впрочем, мы все называли его просто - Петрович. Когда мы вместе работали в кино, Петрович постоянно пел, ездил в студии, где что-то записывал, и таким образом подтолкнул меня к тому, чтобы я начала петь. Правда, если у Петровича все получалось мгновенно, то я перепевала по 15 раз, а он ждал и терпел. В моей биографии есть малоизвестная страница, когда я исполняла роль Кончитты в корейской версии спектакля «Юнона и Авось», и на нашу премьеру, в Сеул, приезжали Караченцов и Алексей Рыбников. Мой корейский партнер, играющий графа Резанова, хотя и был очень профессиональным вокалистом, но так хрипеть, как наш Николай Караченцов не умел, - рассказала заслуженная артистка России Ольга Кабо.

Композитор и певица Ирина Грибулина, знаменитая жена героя Караченцова в первом советском клипе «Ссора» (премьера состоялась на передаче «Голубой огонек» в 1987 году) напомнила о любимце всех женщин советского союза – Николае Караченцове:

Коля был кумиром всего женского населения. А меня, после премьера клипа «Ссора» на главном канале страны, часто принимали за жену Караченцова. Даже просили передать ему подарки – на правах жены. В нашей «Ссоре» - первая на советском ТВ эротическая сцена – в ванной. Правда, мне удалось убедить председателя «Гостелерадио» Леонида Кравченко, что ничего страшного в этом видео нет. Замечу, что ни Коля, ни я не раздевались. Мы только ссорились и мирились в ванной… С Караченцовым мы исполнили еще две моих песни «Бюрократ» и «Маленький человек», - рассказала Ирина Грибулина.

После встречи Николай Караченцов подписывал альбомы собственной рукой. Выстроилась огромная очередь за автографом выдающегося артиста.

Корреспонденту «ВМ» тоже удалось получить письменное пожелание от Караченцова. Выход сборника «Лучшее и Неизданное» приурочен к 70-летию артиста (27 октября). Кстати, идея выхода сборника, как и большого празднования юбилея на сцене театра «Ленком» принадлежит сыну Николая Петровича – Андрею Караченцову. В своем приветствии Андрей Николаевич сказал о том, что «7» (в данном случае – 70) – любимая цифра Караченцова, и поэтому он решил масштабно отметить круглую дату отца, хотя мама хотела ограничиться торжеством в кругу семьи». Альбом «Лучшее и Неизданное» не преследует коммерческой цели. Большая часть тиража была подарена гостям юбилейного вечера в театре «Ленком» и уже распространена в интернете.

Со временем желающих проведать Николая Караченцова стало очень много. Врачи ограничивали их доступ к Коле, боялись, что радость может стать для него смертельно опасной. Жизнь его еще висела на волоске. После трепанации черепа Коля полгода жил с «дыркой» в голове. Пока в ноябре ему не сделали третью операцию и не поставили специальную пластинку, один из участков мозга прикрывала только тонкая кожица, под которой пульсировала кровь.

Одной из первых после аварии ко мне примчалась Инна Чурикова. Мы дружим семьями уже тридцать с лишним лет. Как только Колю перевели в палату, Инна пришла в «Склиф». Увидев любимую партнершу, Колясик заплакал. Другие звезды «Ленкома» у нас не появлялись.

В самом начале нашей больничной эпопеи мне позвонил Олег Янковский:

Люд, я могу приехать?

Конечно, - сказала я, - но лучше попозже, когда Коля окрепнет.

Первое время я щадила Колиных друзей, боялась, что им будет тяжело видеть его немощным и больным. Даже для Максима Дунаевского, нашего очень близкого друга, встреча с «новым» Караченцовым стала потрясением. Макс приезжал в Центр нейрореабилитации. Смеялся, шутил. Мы не заметили, что он растерян. А потом с ним случилась истерика.

Дунаевский ушел, но часа через три, выходя из здания, я с удивлением увидела, что Максим сидит в машине, весь в слезах:

Что случилось?

Не могу ехать. Мне нехорошо.

Максим, это тот же Коля, - сказала я тогда, - с той же душой, теми же эмоциями, что и раньше. И тебя он любит по-прежнему. Представь, что у твоего друга обгорело лицо. Ты разговариваешь с ним и не узнаешь. Но это тот же человек!

Макс все понял и успокоился.

Янковский больше не звонил. Когда Коле понадобилось очень дорогое лекарство, наши общие друзья-артисты предложили Олегу сыграть благотворительный спектакль, чтобы собрать для Коли деньги.

«А как мы это оформим?» - спросил он.

Все удивились. Это ведь обычная практика. Если заболевает артист, коллеги устраивают благотворительные вечера и спектакли, чтобы ему помочь.

Саша Збруев и Саша Абдулов не приходили и не звонили. Я не держала на них зла. Когда-то мы все были одной семьей, вместе отдыхали, устраивали капустники, жарили шашлыки. С годами отношения усложнились, в них все чаще стали проявляться соперничество, ревность, затаенная боль. Коля очень любил Сашу Абдулова и тяжело переживал его смерть, рыдал, рвался на похороны. Я не отпустила, боялась, что на кладбище ему станет плохо.

В июне мой муж вернулся домой. Когда мы с медбратом посадили его на диван в кабинете, Коля затрясся и закрыл руками лицо. Так потрясло его возвращение домой. Чтобы радость не убила его, нам пришлось сделать Коле укол.

Теперь мы целыми днями пропадали в Центре патологии речи и нейрореабилитации академика Шкловского. А ночевали дома. Врачей сразу предупредили: в стационаре лежать не будем. После трех месяцев в «Склифе» Коля слышать не хотел о больнице: «Опять?! Ненавижу!».

Мне приходилось его уговаривать, чтобы он сел в машину и поехал в Центр. Я объясняла, что дома мы не сможем заниматься с логопедом, делать гимнастику и массаж, принимать огромное количество специальных лекарств. И Коля сдался. Пару раз он, как мальчишка, пытался удрать с занятий. А потом потихоньку втянулся. Понял, что это его работа.

Первого августа 2005 года, в день тридцатилетия нашей свадьбы, мы обвенчались в церкви Симеона Столпника на Новом Арбате. Я исполнила обет, данный Господу в самую страшную ночь моей жизни. И Коля теперь сам настаивал на венчании как на самом важном событии своей жизни.

После выхода из комы муж обратился к вере. Однажды мы тащили его под руки по отделению. Ноги у Коли еще не ходили, и правая рука висела как плеть, потому что была сломана ключица. Ее вправили только в ноябре. И вот я вижу, что этой «плетью» Коля пытается на что-то показать. Поворачиваюсь по направлению его взгляда. На стене висит объявление о том, что на территории Института скорой помощи открылся храм. Можно пойти на исповедь, причаститься и пригласить к себе священника. И тут же - фото храма. С тех пор, проходя мимо, Коля стал креститься. И сейчас он крестится очень часто. В своих мыслях он постоянно разговаривает с Богом. Просит о здоровье, благодарит за спасение.

Стоя под венцом, я вспоминала нашу с Колей свадьбу. Она была скромной. Мама сказала: «Будем гулять дома. На ресторан у нас с папой денег больше нет. Еще с прошлой свадьбы долги не раздали. И в загс я не поеду. Хватит, насмотрелась».

Это был уже третий мой брак. Я рано почувствовала себя самостоятельной и не хотела жить под крылом у родителей. Даже таких замечательных, как мои. Первый раз вышла замуж в семнадцать лет - за своего ровесника Мишу Поляка, с которым училась в детской театральной студии. Мы вместе поступали в Школу-студию МХАТ.

Миша попал туда с первого раза, а я - только на следующий год. Пару лет мы жили в коммуналке на улице Огарева. Содержали нас родители. А потом мы выросли, поняли, - что все это несерьезно, и расстались друзьями.

В двадцать три года я снова вышла замуж. За каскадера Виктора Корзуна, с которым познакомилась на съемках фильма «Много шума из ничего». Он был старше на восемнадцать лет. Второй мой брак тоже оказался ошибкой. Желание найти поддержку у взрослого и опытного человека я приняла за любовь. У меня была депрессия. Я осталась без работы и не знала, что делать.

Наш курс почти в полном составе взял к себе только что пришедший во МХАТ Олег Николаевич Ефремов. Но друзья-однокурсники выжили меня из театра. Осудили на комсомольском собрании за опоздание на спектакль и потребовали увольнения. Особенно усердствовали некоторые девушки. Ефремов был в шоке: «Да, Людка, такой подлости я не видел! Чем ты им насолила?».

Он обещал восстановить меня в театре, но мой любимый педагог Алла Константиновна Тарасова советовала идти в «Ленком»: «Скоро там будет новый главный режиссер - Захаров, очень талантливый. А здесь тебя все равно съедят».

Я страшно горевала о том, что вылетела из МХАТа, и только потом поняла - Бог привел меня в «Ленком», чтобы я встретила Колю. Впервые я увидела его в спектакле «Музыка на одиннадцатом этаже». Сидела в зале, смотрела на страшненького, губастого и удивительно энергичного и обаятельного парня и думала: «Я умру, если он не будет моим!».

Это был человек, которого я искала. У меня было много романов, за мной ухаживали очень красивые и богатые кавалеры. Но увидев Колю, я поняла - только он, больше никто мне не нужен.

Он встречался со Светой Савеловой, звездой фильма «Семь стариков и одна девушка». Потом, правда, Коля клялся, что ничего серьезного между ними не было. Что он никогда бы не женился на Свете, потому что искал такую девушку, как я. Не знаю... Коля «измывался» надо мной очень долго. Уже расставшись со Светой, упорно не хотел замечать. А я, как последняя дура, ходила на все его спектакли, ждала у театра, приманивала - и так, и сяк.

Приехали на гастроли. Вечером говорю:

Коля, я купила колбаски хорошей, твоей любимой. Может, поужинаем вместе? У меня есть бутылочка вина.

Не знаю, как-нибудь в другой раз.

И так все время - не знаю, может быть, потом...

Сблизились мы почти через год после первой встречи, на гастролях в Ленинграде. У меня в номере часто собирались веселые компании. Пили шампанское, пели песни. И Коля как-то зашел с гитарой. Пока все веселились, я сидела и мечтала: «Вот было бы здорово, если бы все ушли, а Коля остался со мной».

Когда стали расходиться, я испугалась, что Коля сбежит, и выпалила: «А ты останься!».

Пока он раздумывал, заперла дверь на ключ! Коля был поражен. Не ожидал от меня такой смелости. А я в ту ночь сразу сказала: «Я так давно тебя люблю!..»

Виктор чувствовал, что я влюбилась. Когда мы с Колей стали встречаться, сказала мужу, что ухожу. И Корзун взбесился. Приходил в театр, закатывал сцены. Кулаками размахивал. Я подала на развод и вернулась к родителям.

Папа поседел буквально за одну ночь.

Два года Коля не делал мне предложения. И опять я подтолкнула его к решительному шагу: соврала, что собираюсь замуж за другого. Тут он испугался.

Я готовилась к свадьбе и целыми днями улыбалась.

Это были самые счастливые дни моей жизни. За несколько дней до росписи ко мне прибежал один из моих бывших возлюбленных:

Людмила, что ты делаешь? Зачем тебе этот брак? Караченцов - бабник, каких свет не видывал!

По-моему, ты ревнуешь, - заметила я. - И вообще, для меня это не важно. Главное - что я люблю его. Таким, какой он есть.

Конечно, я не представляла, что меня ждет. Через несколько лет Коля сделался безумно популярным и к нам мешками стали приходить письма поклонниц с признаниями в любви. Мой муж их даже не вскрывал. На чердаке нашего дома поселилась компания Колиных фанаток. Они портили дурацкими надписями стены в подъезде и делали мне гадости - оскорбляли по телефону, бросались камнями. Иногда было страшно выйти.

У «Ленкома» довольно долго дежурила сумасшедшая, называвшая себя женой Караченцова. Она не давала Коле проходу. Однажды, когда его в театре не было, эту женщину после очередного дебоша на «скорой» отправили в психушку. Она, видно, и там выдавала себя за Колину жену, потому что ему позвонили из больницы и попросили срочно приехать. Меня дома, как нарочно, не было, и Коля не на шутку испугался. Прибежал в «Ленком» и был безумно счастлив, когда обнаружил, что я на репетиции.

В Колю влюблялись не только психопатки. Моему мужу приписывают романы с очень известными и красивыми женщинами. Мне трудно судить, были ли они на самом деле. На протяжении тридцати с лишним лет Коля не давал повода для тревоги и подозрений. Гораздо важнее мимолетных увлечений для него была «погода» в нашем доме.

Когда-то было много разговоров о романе Николая Караченцова и Ольги Кабо. Они вместе снимались в трех картинах и играли на сцене. Я допускаю, что Оля и вправду была увлечена моим мужем. А какая женщина могла перед ним устоять? Певец, танцор, балагур, галантный рыцарь! Колю нельзя было не любить.

Однажды, в свой день рождения, Кабо пригласила Колю в гости, одного, без меня. Он сказал, куда идет. Пожелав Колясику приятного вечера, я отправилась с друзьями в ресторан. Не прошло и пары часов, как «неверный муж» начал звонить по телефону и звать меня домой. Он не мог без своей девоньки.

Несколько лет назад в любовницы Караченцова записали Марину Ширшикову, его партнершу и директора. Он страшно расстроился, когда прочитал об этом в какой-то «желтой» газете. Марина в тот момент выходила замуж. И мы прекрасно знали ее мужа.

«Надо сказать ей. Не дай бог, Сережа увидит заметку», - волновался Коля.

Марина была его ученицей и выросла на наших глазах. Аккомпанировала на концертах, выходила на подтанцовках. Она очень чистый и честный человек. Однажды я сама ей предложила: «Буду очень рада, если ты станешь ездить с Колей. Мне нужно, чтобы он был накормлен и спокоен и чтобы к нему не приставали сумасшедшие девицы».

И Марина стала Колиным директором.

Она родной для нас человек. Моя правая рука. Марина собирала антологию Колиных песен. Помогала мне организовать юбилейный вечер. Занимается с Колей степом. Караченцов для нее как отец. Он помог ей поступить в ГИТИС, привел в кино.

Если бы Коля сейчас был в силе, про него продолжали бы сочинять всякую ерунду. Партнерши его обожали. И многие наверняка мечтали о романе с Караченцовым.

Но для Коли одна из главных жизненных ценностей - полноценная семья. Может быть, потому, что у него в детстве такой семьи не было. Его мама, известный балетмейстер Янина Евгеньевна Брунак, долго работала за границей, и Коля вырос в интернате. С тех пор он физически не выносит одиночества.

Бывало, приедет со съемки, а у меня спектакль. Домой Коля не идет, ждет, пока в окнах не зажжется свет. Жизнь начиналась, когда появлялась я. Коля так и говорил: «Где ты - там и дом».

Такая постановка вопроса не устраивала мою свекровь. Она меня сразу невзлюбила. Янина Евгеньевна была очень сильной и волевой женщиной с тяжелым характером. Личная жизнь у нее не сложилась. Она считала, что я «отобрала» сына, и настраивала Колю против меня. Однажды ей удалось нас поссорить. Мы были на грани развода.

Коля уехал на гастроли. Я сидела с маленьким сыном и ухаживала за больной мамой. У Андрюши случилось обострение панкреатита, а у мамы - сердечный приступ. И тут позвонила Янина Евгеньевна и попросила приехать. Я объяснила, что приехать не смогу, и она обиделась. Коле эта незначительная, в сущности, история была преподнесена совсем в другом свете, как будто я отказала в помощи умирающей. Он возмутился и обвинил меня в предательстве:

Я не могу жить с женщиной, не уважающей мою мать!

Ты не понимаешь! - оправдывалась я. - Она все неправильно рассказывает!

Но Коля верил только маме. Мы поссорились, я обиделась и ушла к родителям. Месяц мы жили раздельно и не разговаривали, встречаясь в театре. Я сходила с ума от горя и обиды, и Коля весь почернел. Однажды театр приехал в Загорск со спектаклем, и я зашла в Лавру помолиться. Ночью мне приснился сон. Я разговаривала со Спасителем, спрашивала, что мне делать, и он сказал: «Рассчитывай на свои силы. Ты должна объясниться с мужем».

Я поняла: чтобы вернуть Колю, надо все разложить по полочкам. Взяла бумагу и написала «конспект» нашего разговора. До этого меня захлестывали эмоции. Позвонила Коле:

Нужно поговорить.

Хорошо, я тебя жду. Пришла в нашу квартиру, села за стол, положила перед собой тетрадку с «тезисами» и начала:

Ответь мне на эти вопросы. Если ты скажешь «да» по всем пунктам, то поймешь, что я тебя не предавала.

Коля опешил. По всем пунктам ему пришлось ответить «да». И получилось, что я люблю своего мужа и готова на все ради него и его мамы!

Коля закурил, помолчал и сказал:

Возвращайся, девонька. Это наш с тобой дом.

Коля был гордым человеком, но я приперла его к стенке. Больше мы не ссорились и не расставались.

65 лет Николаю Петровичу справят не в «Ленкоме» , а в Театре эстрады

Николаю КАРАЧЕНЦОВУ 65 лет исполнится еще только 27 октября. Но подготовка к юбилейному торжеству уже идет полным ходом. Запланирован торжественный вечер в Театре эстрады, который будет транслировать один из центральных телеканалов. Сюрпризом праздника станет 30-минутная постановка с участием именинника, которая ознаменует возвращение Николая Петровича на сцену после страшной автокатастрофы. Между тем приятные хлопоты омрачило сразу несколько скандалов.

Поклонники Караченцова были очень удивлены, узнав, что 65-летие он отметит в Театре эстрады, а не на сцене родного «Ленкома», в котором он сам и его жена отработали несколько десятков лет. Причиной тому стала ссора между Марком Захаровым и супругой Николая Петровича - Людмилой Поргиной .

Худрук «Ленкома» не раз упрекал Людмилу Андреевну в излишней светской активности. Дескать, вместо того чтобы восстанавливать мужа после аварии, она чересчур энергично погружает его в самую гущу тусовочной жизни - без устали водит по фуршетам, премьерам, приемам. Сама же Поргина не уставала повторять, что изоляция супруга только ухудшит его состояние.

Конфликт с новой силой разгорелся после выхода в свет книги Николая Караченцова «Авось», куда жена актера дописала свою главу. В ней Поргина обвинила руководителя «Ленкома» в бездушности. Мол, уже через два часа после катастрофы Захаров принял решение заменить Караченцова на Дмитрия Певцова в спектакле «Юнона и Авось».

Марк Анатольевич отрицает это - он, мол, начал думать о судьбе легендарной постановки только через три-четыре дня после трагедии. А Певцов и подавно был введен через месяц.

В результате Поргина приостановила свою работу в «Ленкоме» и заявила, что отныне полностью посвятит себя реабилитации мужа.

Помирил журналист

Идеей отпраздновать пышный юбилей Людмила Андреевна загорелась в начале нынешнего года. Она обошла десятки влиятельных друзей супруга, но поддержку нашла лишь в лице известного журналиста Шода Муладжанова , который вызвался помочь ей с организацией торжества в Театре эстрады.

Когда Поргина пришла к Муладжанову, она практически ни на что не надеялась, - поведал наш источник в театральных кругах. - Но Шод не только помог своими связями. Он оказался великолепным дипломатом и помирил Люду с Марком Захаровым. Правда, переносить праздник в «Ленком» не стали, чтобы не сбивать сверстанный репертуар сразу у двух театров.

Главной сенсацией юбилейного вечера под названием «Виват, Петрович!» станет возвращение на сцену Караченцова. По мысли авторов спектакля, в будущей постановке актер предстанет в образе Пастернака. Незадолго до катастрофы Николай начитал на пленку стихи и письма поэта. Под эту запись он и появится перед зрителями, сидя в кресле и задумчиво глядя куда-то вдаль.

Без денег

Во втором отделении юбиляра будут поздравлять друзья и коллеги. Актеры «Ленкома» готовят для Николая Петровича капустник - парафраз «Юноны и Авось». Поп-звезды исполнят попурри из известных песен, которые исполнял ранее виновник торжества. Продемонстрировать свои вокальные данные намерен и Юрий Лужков . Сюрприз готовит питерская бригада - Михаил Боярский , Сергей Мигицко и Светлана Крючкова . За киноблок назначили ответственными Аллу Сурикову и Александра Иншакова . На праздник пригласят 300 - 400 гостей, которые займут места в зрительном зале. А остальные билеты в начале осени поступят в свободную продажу. Впрочем, многие ВИП-гости готовы платить только при условии, что их средства пойдут лично Николаю Петровичу.

Почти весь творческий коллектив, готовящий действо, согласился работать безвозмездно. Правда, режиссер вечера Алла Азарина , по совместительству являющаяся и автором пьесы о Пастернаке, которую сыграет Караченцов, на днях неожиданно заявила, что без денег ничего делать не будет.

Может быть, у Аллы Александровны просто было плохое настроение? - заступаются за босса подчиненные.

Слезы отчаяния

Еще одно потрясение организаторы праздника испытали из-за Леонида Ярмольника . Актер поначалу согласился стать одним из ведущих вечера, но вдруг передумал и даже стал убеждать организаторов, что никаких торжеств устраивать не стоит. Дескать, в день рождения Николая Петровича можно обойтись трансляцией по телевизору фильмов с его участием.

У меня и так дурное предчувствие, что до конца жизни мне только и осталось «играть» на вечерах памяти друзей, - заявил он.

Говорят, что актер никак не оправится от смерти Олега Янковского и Александра Абдулова . А сотрудники «Ленкома» до сих пор с болью вспоминают, как почти шесть лет назад, на 70-летии Марка Захарова, гадали за шикарным столом:

Когда наш маэстро удалится на покой, кто займет его место? Конечно, Янковский, Абдулов или Караченцов.

Увы, судьба распорядилась иначе. Теперь, во время редких появлений в родном «Ленкоме», инвалид первой группы Караченцов подходит к расписанию спектаклей, которое висит в служебном коридоре, и тихо плачет…

Лечением Караченцова и его подготовкой к юбилею сейчас занимается Валентин Дикуль . Академик разработал для актера специальную программу, куда входят лечебно-физкультурные процедуры, физиотерапия и массаж. Николай Петрович регулярно занимается и с логопедом.

Ну а главный реабилитолог Караченцова, как друзья единодушно называют его жену Людмилу Поргину, на днях решила немного отдохнуть. Оставив любимого супруга на сына Андрея, она отправилась в путешествие по Европе. Николай Петрович с нетерпением ждет возвращения своей второй половинки.

26 октября в театре «Ленком» отметил 70-летний юбилей народный артист России Николай Караченцов. Поздравить его пришли коллеги, друзья и поклонники. И каждый из них в этот вечер хотел хотя бы сказать несколько теплых фраз Николаю Петровичу. - Николай Петрович - великий актер, - говорит Клара Новикова. - Каждый, кто говорит на русском языке, его знает! - На него равняются очень многие актеры, - продолжает Алена Хмельницкая. - Я научилась у него фанатично относиться к сцене и театру. Звезда сериала «Кадетство» Елена Захарова преподнесла юбиляру шикарный букет роз. - Николай Петрович - невероятно талантливый, работать вместе с ним - огромное удовольствие, - восхищается актриса. - Однажды мне даже посчастливилось в спектакле сыграть его дочь. После традиционного третьего звонка именитые гости заняли свои места в зрительном зале. В партере, на самых почетных местах - Николай Караченцов и его большая дружная семья: супруга Людмила Поргина, сын Андрей с женой Ириной, внук Петр и внучка Янина. Ведущие вечера - Анна Большова, Максим Дунаевский и Ольга Кабо.

Официальной частью вечера стало видеообращение друзей и коллег Караченцова, которые не смогли в этот вечер быть вместе с ним - это Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Армен Джигарханян, Никита Михалков и художественный руководитель «Ленкома», самый большой «начальник» юбиляра - Марк Захаров. - Дорогой Коля! Семьдесят лет - это еще не возраст, все только начинается, - сказал с экрана Марк Анатольевич, который сам в прошлом году отметил 80-летний юбилей. Иосиф Кобзон пришел в «Ленком», чтобы лично поздравить друга и подарить ему песню. - Коленька, мой юный друг! - обратился к Караченцову Иосиф Давыдович. - Я исполню песню, которая называется «Мой путь». Думаю, ты узнаешь в ней себя.

Дмитрий Харатьян тоже приготовил музыкальный подарок - песню «Знаешь, брат». - Николай Петрович, вы для меня - эталон мужественности, чести и достоинства, - сказал Харатьян. Самые юные челны семьи Караченцовых поздравили дедушку, выйдя на легендарную ленкомовскую сцену: Петр виртуозно сыграл на фортепиано, а Янина исполнила соло на флейте. Актриса Ольга Кабо исполнила песню «Я не солгу», спустилась в зал к имениннику и встала перед ним на колени. - Мне не хватает слов, чтобы выразить, как много вы для меня значите! - сказала она. Поздравила юбиляра и просто дорогого ей человека прима «Ленкома» Яна Чурикова.

Писательница Зоя Богуславская, вдова Андрея Вознесенского, подарила Николаю Петровичу костюм мужа - тот самый, который поэт носил, когда рождался легендарный спектакль: рок-опера «Юнона и авось». А Илья Резник под занавес вечера открыл тайну создания шлягера, который неподражаемо исполнял Николай Караченцов: - Я вам спою песню, которую Коля написал для любимой супруги - «Моя маленькая леди». Завершился концерт гимном великому чувству: композицией из спектакля «Юнона и авось» - «Аллилуйя любви».

Ирина Левкович, фото Алексея Родченко (ИА «Столица»)






Возлюбленная Николая Караченцова родила мертвого ребенка и погибла из-за острой алкогольной интоксикации.

55 лет назад - 27 марта 1961 года - на экраны вышла лента «Прощайте, голуби!», ставшая дебютом Светланы Савеловой. Увы, ее успех оказался быстротечным. Сыграв всего в шести фильмах, в их числе популярная комедия «Семь стариков и одна девушка», она вдруг исчезла из кино, хотя и продолжала работать в театре.
Как говорят, из-за несложившейся личной жизни, Савелова все чаще искала утешения на дне стакана. В 1999 году тело 57-летней актрисы на третий день после смерти нашли в ее квартире на окраине Москвы.
Ни одного интервью Савеловой, ни воспоминаний ее друзей почему-то не сохранилось. Но нашему репортеру удалось разыскать людей, для которых имя Светланы Ивановны - не пустой звук.
Когда в 1960 году режиссер Яков Сегель в своей киноповести «Прощайте, голуби!» снял никому не известную девушку из Севастополя - обворожительную Светлану Савелову, это стало маленькой сенсацией. В то время Свете едва исполнилось 18.
Вскоре после премьеры она поступила в знаменитую Щуку, где училась с будущими мэтрами Александром Калягиным и Валентином Смирнитским.


После школьного выпускного. Света с однокашницей Надей Сицкой. Семиклассница (1956 г.) (в круге)
- Савелову очень любила наш мастер Вера Константиновна Львова, - вспоминает однокурсник Светланы Ерванд Арзуманян. - Удивительное обаяние, которое мы видели на киноэкране, странным образом сочеталось с ее несносным характером. В этой девчушке поселилась вздорная капризная душа. Ее побаивались даже самые крутые парни, хотя вздернутый носик, надменный взгляд, точеная фигурка моментально притягивали мужское внимание. Несдержанность Светланы часто превращалась в откровенное хамство. Подруг у нее было мало. Оставались только те, кто умел ей подчиняться. Свой «звездный статус» (у нее одной на курсе уже была главная роль в кино) Савелова несла до самого выпускного. Мне кажется, такое поведение можно отнести к комплексу ее маленького роста.
После окончания училища Светлану пригласили в Вахтанговский театр. Но вскоре она решила уйти оттуда к знаменитому Анатолию Эфросу в Театр имени Ленинского комсомола.
- В этом была роковая ошибка, - вздыхает Ерванд Ашотович. - Интересных ролей ей не давали. Все они доставались музе Эфроса - актрисе Ольге Яковлевой.
Впрочем, смена худрука и появление в труппе Марка Захарова лишь на время исправили ситуацию. Хотя Марк Анатольевич возлагал большие надежды на звезду фильма «Семь стариков и одна девушка».


С Валентином СМИРНИТСКИМ в комедии «Семь стариков и одна девушка»

Звонкие пощечины

Через год после получения диплома Савелова выскочила замуж за земляка, тогда еще студента Щуки и будущего режиссера Геннадия Байсака. Свадьбу сыграли в их родном Севастополе. Но не прошло и года, как пара распалась.
- Мы были слишком несмышлеными, - разводит руками Геннадий Михайлович. - Расстались из-за несходства характеров: оба амбициозные максималисты, резкие в суждениях, обоим хотелось доказать свое превосходство. Какая уж тут семейная жизнь…
С Байсаком согласен и директор «Ленкома» Марк Варшавер:
- У Светланы Ивановны был тяжелый нрав. Она вела обособленный образ жизни. Под конец жизни в спектаклях занята была крайне мало. Последней ее работой стала роль в массовке, в постановке «Мудрец». Мы с Марком Захаровым очень терпимо к ней относились. Хотя Савелова порой грешила: нарушала, так сказать, производственную дисциплину, пропускала репетиции, однажды чуть спектакль не сорвала… Попробуйте поискать близких Савеловой в Севастополе, они вам больше расскажут.
Вскоре автор этих строк вышел на школьную подругу нашей героини Анастасию Варганову.
- Мы, дети войны, росли на улице, - поделилась она. - Катались по очереди на одном велосипеде, играли в лапту и в казаков-разбойников. Вместе со Светой первые пять лет я училась в 4-й женской школе, потом нас перевели в 5-ю. Аттестаты зрелости получили в 1959 году. Светлана сразу поступила работать в аптеку расфасовщицей лекарств. Когда же она выучилась на артистку, встречи стали редкими.


КАРАЧЕНЦОВ и САВЁЛОВА в дебютном для него спектакле в «Ленкоме» «Конец Хитрова рынка»
Варганова прекрасно помнит, как полвека назад - в 1966 году - гуляла в Севастополе на свадьбе подруги с Байсаком.
- Света всегда была разборчивой в мужиках, - считает собеседница. - А тут такой интересный человек встретился, из чудесной семьи. Его отец был капитаном второго ранга, мама - домохозяйка. Свадьбу устроили шикарную: столы ломились от угощений, черной и красной икры. Все светились от счастья. А через год Савелова ошарашила нас известием о разводе. Гена в ней души не чаял, во всем старался угодить. Но, по ее словам, этим и не нравился.
Варганова называет Светлану дерзкой. И вот почему:
- С незнакомыми людьми, особенно с юношами, она не церемонилась. А все из-за крайней навязчивости с их стороны. С Савеловой невозможно было спокойно пройти по городу. Ее большие груди вываливались из лифчика, как сейчас у Ани Семенович. И мальчишки все время норовили их потрогать, а в ответ получали звонкие пощечины.
Семья, в которой выросла Савелова, была очень скрытной. Гостей, кроме нас - школьных подруг, не принимали. Говорили, что отец Светланы погиб на войне. А мама, Раиса Ивановна, работала в военном госпитале фельдшером. Но в дочке творческую жилку развивала: организовала балетную студию в 5-й школе. Света там танцевала в настоящей пачке, легко садилась на шпагат.
На Новый год Савеловы всегда ставили роскошную елку до потолка, ветки которой гнулись под тяжестью игрушек и сладостей. Это очень удивляло, ведь семья размещалась в одной комнате двухкомнатной коммуналки. У них даже комода и шифоньера не было, вещи хранили в мешках под кроватями.
Старшая сестра Светы Людмила училась в нашей школе на класс старше, потом стала медсестрой. Был еще и младший братишка, Сережа.

Снимок сделан сразу после свадьбы САВЁЛОВОЙ и БАЙСАКА. Рядом с ними (справа) ближайшая подруга Светланы - Анастасия ВАРГАНОВА (Севастополь, 1966 г.)

Мама - разлучница

- Савелова много рассказывала о своей учебе на актрису в Москве, о любви народа к Высоцкому. Сама мечтала с ним встретиться. Говорила, что влюблена в его песни, - продолжает Анастасия Варганова. - Помню, как в 1975 году ездила с детьми к ней в столицу. Света тогда жила в кооперативной «однушке» с балконом, на котором росла аптечная ромашка. Квартира находилась в доме на улице Чехова недалеко от «Ленкома». Света казалась веселой и счастливой, нарядилась в длинную модную ситцевую юбку из двух тканей, закрученных по спирали. Показала моим детям несколько реверансов и очень смешно изображала дыхание собаки при беге. А потом Савелова навязчиво попросила меня купить бутылку сухого вина. Я попыталась отказать, зная, что вечером у нее репетиция. Но она спокойно парировала, мол, не пойдет в театр. Что я могла тогда сделать? Мы так редко встречались.
В последний раз разговаривала с ней по телефону где-то в 1981 году. Интересно, тогда она так и не призналась, что со мной говорит Савелова. Голос был ее, но очень грубый, прокуренный, пропитой. Похоже, алкоголь крепко вошел в ее жизнь. В начале 2000-х, когда Светы уже не было в живых, но я об этом еще точно не знала, случайно встретила на улице Севастополя ее сестру. Людмила сообщила, что недавно похоронила маму. Я задала вопрос: «А где Светлана?» - потому что среди подруг ходили разговоры о ее гибели в каком-то ресторане. Будто бы она убилась, упав с крутой лестницы. Удивительно, но Люда ответила, что сестра работает по контракту за границей, а письма не может писать, потому что у нее очень длинные ногти.
С помощью Анастасии Варгановой я разыскал в Севастополе близкую школьную подругу Савеловой - Людмилу Кравцову.
- Свету нашу жалко невыносимо, - вздохнула она. - Что-то страшное произошло с ней в конце жизни. Когда женщине под шестьдесят, а рядом ни семьи, ни детей, любая может слететь с катушек…
У Савеловой прибалтийские корни: отсюда, думаю, волосы светлые и глаза голубые. Только представьте: миниатюрная натуральная блондинка с пятым или шестым размером груди. Мужики от нее глаз оторвать не могли. Сама Света рассказывала, что, когда режиссер Яков Сегель увидел ее впервые, долго стоял с открытым ртом. Потом они вместе уехали в Ялту, где проходили съемки фильма «Прощайте, голуби!».
Семья у Савеловой была очень сложная, к тому же бедная. Мама одна тянула троих детей. Все они от разных мужчин. Светин брат Сережа плохо кончил: выпивал, а потом погиб при странных обстоятельствах.
По словам Кравцовой, Савелова кого попало из мужчин к себе не подпускала.


Прах кинозвезды…
- Но если уж ей кто понравился, отдавала себя без остатка, - добавляет подруга. - Да, она могла нагрубить, даже матом обложить. Но человеком была очень верным. Читала где-то, будто у Светки были бурные романы со Збруевым и Караченцовым. Что касается Александра - чистой воды брехня. Они, конечно, общались, но только по-дружески, как коллеги по театру. А вот с Николаем любовь получилась сильная. Коля помоложе ее. Пришел в «Ленком», когда Савелова уже была звездой и крепко помогала ему на первых порах. Помню, как в гримерке Караченцов задушевно пел нам романсы своим пленительным голосом. Не разлучались они сутками… Знаю, что разрыв отношений Коли со Светкой состряпала его мама. Она работала балетмейстером, считала себя аристократкой. Все про всех знала. И долго не могла терпеть рядом с сыном никого, кроме себя. А тут появляется какая-то пигалица, да еще с характером.
У окружающих было такое впечатление, что Савелова и Караченцов родились и выросли вместе, настолько гармонично смотрелись рядом. Но вот расстались…
Потом Светлана, как уверяет Кравцова, встретила разведенного ракетчика:
- Очень красивый, импозантный мужчина, с восточной внешностью. Савелова продала свою квартиру на улице Чехова и переехала к нему в «двушку» в районе Останкино. Жили они враздрай - страшно ругались, потом бурно мирились, и так по нескольку раз на дню. Однажды приехала к ним и не знала, как себя вести: посидели за столом, поговорили, потом они так сильно подрались, хоть милицию вызывай. Несмотря на постоянные конфликты, этот человек очень любил Свету. Глядел на нее как на божество. Выпивали, они, конечно. Но тогда же все пили. И тут случилось то, что, видимо, окончательно ее подкосило. В сорок лет Светка решила завести от этого мужика ребенка. Но родила мертвого мальчика. Конечно, ей об этом раньше надо было думать. А то все съемки да театр. Вот свою жизнь и профукала.


… упокоен в колумбарии Николо-Архангельского кладбища в Москве

Последнее «прости»

- Летом Савелова постоянно приезжала в Севастополь, - продолжает Людмила Кравцова. - Без моря жить она не могла. Очень любила загорать голяком на диких пляжах…
Однажды до нашего города дополз слух, будто она попала в автокатастрофу. Потом стали сплетничать, что на нее свалилась декорация и повредила лицо. Смотрю, Светка очередное лето пропустила, не приехала. На следующее является. И вроде сторониться стала, общается как-то заторможенно. Но никаких шрамов на лице не видно. «Странно, - думаю, - неужто пластическую операцию сделала?» А она молчит как партизан. Гораздо позже, когда стало ясно, что с Савеловой произошла жизненная драма, до меня дошло, что она придумала для окружающих эту автокатастрофу. Уверена, потеря формы и проблемы с лицом - из-за пьянок. Поэтому так резко отстранилась от всех.
… Разыскать на Николо-Архангельском кладбище место захоронения Светланы Савеловой не сложно. В 303-й нише 6-й секции 9-го колумбария постоянно живые цветы.
О прощании со Светланой Ивановной мне рассказал бывший администратор «Ленкома» Валерий Курицын:
- В театре мы виделись с Савеловой всего несколько раз, мельком. В 90-е в спектаклях она практически не играла. Говорили всякое: что болеет, не в форме. Никто из театральных не знал даже, где она живет. Но зарплату получала. Благодаря долготерпению Марка Захарова из «Ленкома» ее не увольняли. Погреться в таких ярких лучах славы и скатиться на самое дно - для красивой женщины равносильно смерти… По моим сведениям, Савелова была замужем за отставным майором милиции, уволенным из органов за пьянку. Этот человек несколько раз приходил получать вместо жены зарплату. В театре знали, что он сильно злоупотребляет спиртным. К чему склонял и Светлану Ивановну.
В памяти остались моменты, связанные с прощанием с актрисой. Именно я занимался ее похоронами. В один из дней в конце января 1999 года нам позвонили из судебно-медицинского морга с просьбой приехать опознать и забрать тело Савеловой. Сообщили, что ее нашли в квартире бездыханной. Пролежала она там несколько дней. В документе о смерти, который нам выдали, стоял жуткий диагноз - острая алкогольная интоксикация с поражением печени. Нижнее белье для покойной мы сами покупали, платье подходящее нашли в реквизите костюмерного цеха. Театр оплатил место в колумбарии Николо-Архангельского кладбища, кремирование и изготовление памятной таблички. Захоронение, кстати, оформлено на мою фамилию. А тот сожитель Савеловой даже не пришел с ней проститься.
Зато, по словам Курицына, в последний путь Светлану Ивановну провожали коллеги-актеры:
- Николай Караченцов, хорошо это помню, на церемонию опоздал. Влетел запыхавшийся в траурный зал, когда гроб с телом уже опустили в углубление для отправки на кремацию. Никого не замечая, рыдая в голос, Коля бросил букет на опустевший катафалк. Так и не успел сказать последнее «прости» бывшей возлюбленной…