Николай Рыбников и Алла Ларионова: неизвестные факты о знаменитой актерской семье. Николай Рыбников: биография, личная жизнь, дети Где сейчас дочь переверзева и ларионовой

Популярность Николая Рыбникова пришлась на 50-е годы, когда режиссеры наперебой приглашали его сниматься в главных ролях.

Многие зрители до сих пор помнят милую улыбку и ямочки на щеках артиста, а также его искренних и обаятельных героев, таких как:

  • Фёдор Соловейков из «Чужой родни»;
  • Саша Савченко из «Весны на Заречной улице»;
  • Николай Пасечник из «Высоты»;
  • Илья Ковригин из «Девчат».

Однако, через несколько лет востребованность актера пошла на убыль, а он стал получать лишь незначительные роли. Возможно, из-за невостребованности в своей профессии Рыбников ушел в депрессию, а в 1990 году у него случился сердечный приступ, от которого он скончался. Но Николай Николаевич не только был обожаем своими поклонниками, в его личной жизни была также любимая семья – жена и дети.

Безответная любовь

Актер был влюблен в свою будущую жену, Аллу Ларионову, с которой вместе учился во ВГИКе. Красавицу окружала толпа поклонников, поэтому у юноши не было никаких шансов на роль возлюбленного. Он не замечал других девушек и всегда был рядом с Аллой, оставаясь ее близким другом. Молодая актриса стала востребованной у режиссеров сразу же после студенческой скамьи. Снимаясь в главной роли в фильм «Садко», она познакомилась с коллегой по съемкам – Иваном Переверзевым. Через несколько лет актеры стали встречаться, а вскоре красавица поняла, что ждет ребенка. Однако, в то время Переверзев крутил роман не только с ней, но и другой актрисой, оказавшейся тоже беременной.


Когда Алла Дмитриевна случайно узнала, что ее возлюбленный тайно расписался с соперницей, она рассказала об этом жене своего брата, которая сразу же сообщила Рыбникову о расставании актрисы с возлюбленным.

Он тогда снимался в фильме «Высота», однако, это не остановило актера, который прилетел в Минск, чтобы делать предложение Алле. Поняв, что только Николай любит ее по-настоящему, она ответила согласием.


На фото Николай Рыбников с женой Аллой Ларионовой

2 января 1957 года еще отмечали Новый год, поэтому ЗАГС был закрыт, но новоиспеченный жених сумел найти работников учреждения и договориться с ними об их регистрации в этот день. Благодаря своей популярности и обаянию он смог это сделать легко. На съемки «Высоты» актер уже вернулся женатым человеком.

Любимая жена Николая Рыбникова

В этом же году жена Николая Николаевича родила дочь, которую назвали Аленой. Он принял малышку как родную и все свободное время проводил с ней и любимой женой. Родной отец девочки не поинтересовался, кто у него родился и даже не появлялся в ее жизни. В 1961 году на свет появилась их общая дочь Арина, однако, актер не делал различий между дочками и любил их одинаково. Он наконец то обрел то, чего так долго ждал, поэтому почти не разлучался с супругой, которую ласково называл Лапусей.


Рыбников оказался хозяйственным мужем, который с осени солил в бочках помидоры и арбузы, а также закупал все продукты и мог спокойно приготовить обед или ужин. Его жена очень хорошо готовила, особенно ей удавались котлеты и икра из сушеных грибов. Супруги были гостеприимными и хлебосольными людьми, поэтому у них часто собирались коллеги и друзья, среди которых были известные певцы, космонавты, спортсмены и поэты. Благодаря особой любви актера к шахматам, в их доме побывали многие советские гроссмейстеры. Не только в быту, но и на рабочем месте звездные супруги стремились быть пунктуальными и ответственными, никогда не конфликтуя со своими коллегами.


Многие их друзья отмечали хорошее чувство юмора Аллы Дмитриевной, а вот Николай Николаевич не мог этим похвастать. Зато когда актер выходил на сцену и демонстрировал свой талант и харизму, жена не отрывала восторженных глаз от него.

Красавица-жена всегда была в центре любой компании, где у нее было достаточно поклонников, однако, Рыбников терпел это и не устраивал ей скандалы, так как боялся, что она уйдет от него. На протяжении всей семейной жизни он любил Ларионову и заботился о ней и детях. Их брак продлился 33 года, до самой смерти легендарного артиста.

Судьба дочерей

Многим друзьям казалось, что Николай Николаевич любил дочь жены больше, чем их совместную, но сам актер говорил, что обе дочери ему дороги. Когда супруги занимались активно карьерой, воспитанием девочек занималась их бабушка, мама актрисы. Дочки не любили учебу в школе и не проявляли интереса к актерской профессии.

Старшая дочь после окончания школы даже не знала, куда ей пойти учиться. Ларионова посоветовала ей поступать во ВГИК, но ее подруга пристроила девушку на телевидении, где она стала обучаться профессии монтажера. Вскоре Алена поселилась в квартире, которая находилась недалеко от Останкино.

Она стала хорошим работником и профессионалом в своей области, проработав на телевидении около 35-ти лет. Старшая дочь Рыбникова вышла замуж, но дети в браке так и не родились. Женщина всю жизнь страдает от псориаза, поэтому каждый год отдыхает в Таиланде, где чувствует себя намного лучше.


На фото Алла Ларионова с дочерьми Алёной и Ариной

А вот у общей дочери супругов судьба сложилась трагичная. В юности она получила образование в полиграфическом техникуме, но по профессии почти не работала, так как пристрастилась к алкоголю. Она жила с родителями, а когда не стало Николая Николаевича, в доме стали происходить застолья. Арина привела в дом парня, с которым вела разгульный образ жизни. Вскоре Алла Дмитриевна разменяла квартиру, и дочь поселилась в другом районе. В то время сама актриса не имела больших заработков, к тому же у нее начались проблемы с сердцем.

(Ларионова пережила мужа на 10 лет, не дожив до своего 70-летия одного года. В 2000 году у нее случился обширный инфаркт, и вскоре она скончалась. Ее похоронили рядом с мужем, на Троекуровском кладбище. А через четыре года умерла и младшая дочь, которая до последнего дня не прекращала пить.)

Крепкие актерские браки редкость, особенно когда оба красивы, талантливы и востребованы.
Роман Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова достоин того, чтобы считать его одним из самых трогательных в любовной истории ХХ века. Говорят, абсолютного и безусловного счастья не бывает, как не бывает и всепоглощающей, одной на всю жизнь любви.

Еще говорят, что в отношениях двоих один любит, а другой только позволяет себя любить, один целует, а другой только подставляет щеку. Пусть так! В их совместной жизни действительно именно она позволяла себя любить, но не становилась от этого менее счастливой.

Всегда кто-то перетягивает одеяло на себя, а другой начинает ревновать… Пара Рыбников-Ларионова оказалась счастливым исключением.
Все годы брака оба будто парили на седьмом небе, выше сплетен и интриг. Кстати, один из фильмов, в котором они снимались вместе, так и назывался -«Седьмое небо».

Он влюбился в девушку с роскошной косой и синими глазами, едва увидел ее в коридоре ВГИКа. Она сидела и плакала, ведь в приеме ей отказали. Узнав от товарищей причину слез, Коля Рыбников ворвался в кабинет Сергея Герасимова и с порога заявил: «У меня к вам мужской разговор. Примите Аллочку Ларионову на мое место. Я к вам на следующий год поступлю!»

Я люблю ее», -добавил он и вышел. Что уж там повлияло — его нахальство или мастер и сам решил, что из нее получится хорошая актриса, — но на курс принял обоих.Внешностью тогда Рыбников не блистал. По воспоминаниям самой же Ларионовой, «он был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках». Бедный студент, чем он мог привлечь первую красавицу курса? Он пытался, конечно.

Постоянно напоминал о себе: в каждой киноэкспедиции Алла получала телеграммы: «Пью твое здоровье. Люблю. Твой Коля». А Ларионова уже была не просто студенткой, а самой настоящей кинозвездой!Уже вышла «Анна на шее», уже весь мир рукоплескал сказке «Садко», ей, королеве Венецианского фестиваля, целовал руку сам Чарли Чаплин и писал стихи Жерар Филип, голливудские бонзы наперебой звали Ларионову сниматься в Америку.

Он страдал по ней почти шесть лет… Однажды даже вешаться хотел. Рыбникова буквально вытащили из петли, когда их общий с Аллой сокурсник, Вадим Захаренко, рассказал, что якобы встречается (и не только!) с Аллой Ларионовой. «Хочешь, я тебе ее отдам, - смеялся Захаренко, - забирай!». Рыбников кинулся в драку. В тот раз он сломал себе палец, который неправильно сросся и напоминал ему об этой истории всю жизнь.

Пройдет время, и Захаренко даст интервью одной из центральных московских газет, в котором расскажет о своих близких отношениях с Ларионовой. Но сделает это только после ее смерти, когда она уже не сможет ни согласиться с его словами, ни опровергнуть их…

А после неудавшегося самоубийства Николаю вправлял мозги сам Герасимов. «С ума ты, что ли, сошел?! - кричал он на весь институт. - Это ж додуматься надо - вешаться из-за бабы!». - «Она не баба, - возражал Рыбников, - она красавица! Она же не виновата, что любит другого!». - «А раз красавица, - строго сказал Герасимов, - завоюй!».
Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!».

Она всегда мечтала, чтобы рядом с ней был единственный мужчина, которого она любила и от которого ждала ребенка. Как она была счастлива, узнав о своей беременности! А он? Предложил сделать аборт, чтобы не растить внебрачного ребенка, и ушел. Кто мог помочь Алле? Только один человек — Николай, который был влюблен в нее давно и безнадежно.

Алла действительно умела кружить головы, ей нравилось, когда вокруг были галантные мужчины, желательно постарше. Она с удовольствием принимала ухаживания, но этим грешат все красивые женщины…

И один из этих мужчин завладел ее сердцем. С они познакомились на съемках сказки «Садко».
Импозантный, знаменитый, он был старше Аллы на пятнадцать лет, и, как она надеялась, мог стать той самой «каменной стеной», которую ищут все женщины. Но вместо этого он стал камнем, который есть на сердце почти у каждой из нас…

Именно он и отказался от нее и их будущего ребенка. Что было делать Алле? Она уехала в Минск на съемки «Полесской легенды», так и не приняв никакого решения. Был канун нового, 1957 года. Оставалось надеяться лишь на новогоднее чудо.Алла, конечно, много раз думала о Коле, но как теперь она будет смотреть в глаза самому преданному своему поклоннику, теперь, когда она сама себя считала падшей женщиной?

Она одна сидела в номере и горько плакала, когда в дверь постучали. В гостиничном коридоре стоял… Николай. Он не стал пускаться в долгие объяснения и просто сказал: «Выходи за меня замуж».Вместе они встретили Новый год и в первый же рабочий день, 2 января отправились в загс. Поначалу их расписывать не хотели, ведь полагалось подавать заявление заранее.

Но, узнав знаменитую артистку, сотрудники сменили гнев на милость.
Их брак многие называли сказочным: в доме достаток, мир да любовь, подрастают две дочки (первую девочку, появившуюся на свет в феврале 1957-го, супруги назвали Аленой, в 1961 году у них родилась Ариша). И продлился этот счастливый союз, как в сказке — тридцать лет и три года.

Но спокойной их семейную жизнь никак назвать было нельзя.
Страсти бушевали африканские! Алла Ларионова вспоминала: «Коля был очень ревнивый.Неоднократно Рыбников слышал от «доброжелателей» разнообразные истории о ее романах.

С годами он остепенился и уже не пускал в ход кулаки. Таким информаторам просто вежливо отказывали от дома. И никогда Рыбников не устраивал жене допросов, не выяснял отношений. «Настоящие мужики бьют по морде обидчика, а женщину подозрением не оскорбляют» — этот урок Герасимова он тоже запомнил на всю жизнь.

Они были абсолютно разными, но это лишь укрепляло их союз. Он взрывной, она уравновешенная. Он увлекался шахматами настолько, что решался вызывать на бой Михаила Таля и Ефима Геллера. Она стала заядлой картежницей: пока мужья-шахматисты сражались у доски, их жены во главе с Ларионовой резались в покер. Он не курил, она даже в больницу просила принести сигареты.

Он яростно болел за хоккей и посещал почти все матчи, она проводила время дома у телевизора.

А еще Рыбников оказался отличным кулинаром: сам придумывал рецепты и жарил-парил-мариновал… У плиты мог стоять сутками. Вообще, он спокойно взял на себя бытовые проблемы и никогда не выговаривал жене за то, что она не рвется хозяйничать на кухне.

Они прожили вместе 33 года… Трудно заглянуть в чужую жизнь, да, наверное, и не нужно. Ссорились ли они? Конечно. Живые же люди, а в жизни всякое случается, но до мордобоев, по словам самой Аллы Дмитриевны, не доходило - такой сценарий не для них. Ревновал ли он ее? А как можно было такую не ревновать?! Ларионова была красавицей на все времена и всегда нравилась мужчинам. Но если эта ревность и была, то знал о ней лишь сам Рыбников. Жену же он никогда и ни в чем не упрекал - ни в прошлых грехах, ни в настоящих.

Они вырастили двух дочерей - Алену и Арину. Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась мама Ларионовой Валентина Алексеевна. Однажды родители вернулись домой через месяц, одна из дочек посмотрела на маму и сказала: «Тетя!». Ларионова долго плакала.

Тогда в семье решено было повесить на стенку большие портреты родителей. Бабушка показывала на них и внушала девочкам: «Это мама, это папа». Закончилось все конфузом. Однажды Алла Дмитриевна пришла с маленькой Аришкой в детскую поликлинику. И в очереди, сидя у мамы на руках, девочка вдруг показала на висящий на стене портрет Хрущева и закричала: «Папа! Папа!».

Спасаться от любопытных взглядов пришлось бегством.
Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, ведь могла сделать в жизни более выгодную партию. Ларионова ответила: «Судьба, значит.

У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью… А главное, очень любил меня». Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Алла была не только любимой женщиной Рыбникова - она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью.

«Ну представьте себе, - вспоминает Ларионова, - в Москве кинофестиваль, на который приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида… А я только родила, да еще кормящая мать - поправилась, выгляжу плохо, по дому хожу в затрапезном халате. Говорю ему: «Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!». А он отвечает: «Ты что, с ума сошла? Ты лучше!». Я всегда была для него лучше всех. Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином…».

У них был гостеприимный дом, Рыбников любил принимать гостей и готовить, особенно пельмени. Мог прийти домой и сказать жене: «Лапуся, нашей фартуков побольше!». Ларионова шла в магазин, покупала ткань, шила. На следующий день, когда приходили гости, Рыбников… надевал на них фартуки и усаживал под своим руководством пельмени лепить. А уж когда много налепят, приглашал всех за стол.

Консервировать очень любил. У него были свои, какие-то особенные рецепты засолки огурцов и помидоров, которые Алла Дмитриевна так и не освоила.

Он прекрасно закатывал помидоры. На «водочку под помидорчик» в их гостеприимный дом всегда приходило множество народу.
Своеобразным «консервным» рубежом являлся в их семье праздник 7 Ноября, до которого открывать банки не было позволено никому. Николай Николаевич всегда говорил: «Откроем на октябрьские праздники!».

Летом 1990 года он, как всегда, накрутил множество банок: в декабре предстояло отмечать шестидесятилетие, а там и Новый год. Но до юбилея Рыбников не дожил. 22 октября лег спать и не проснулся. Заботливо приготовленные им соленья ели на поминках.

Она пережила мужа почти на 10 лет. Оставаться в доме, где все напоминало о Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру у метро «Новослободская» на двухкомнатную хрущевку. Переехать-то переехала, а вещи долго разобрать не могла - так они и стояли в коробках, и подружки грозились прийти и, выдворив хозяйку за дверь, навести порядок.

Алла Ларионова с дочерьми — Алёной и Ариной

А Алла просто не успевала заняться домом - вместе с вахтанговскими актерами и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем «Деньги, коварство и любовь», где ей досталась роль, которую раньше играла . Говорят, она искала спасения в работе. Возможно. Но, скорее всего, сидеть без дела, предаваясь воспоминаниям, просто не могла.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Две жизни»


Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек. Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли ее ласково - Мусиком. Много курила, а вот выпить любила чуть-чуть - для настроения. Она не позволяла себе расслабиться, всегда выглядела ухоженной, элегантно и со вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину - это всегда в отличие от домашнего хозяйства было любимым ее занятием.

У нее всегда жили собаки - стоило умереть одной, как тут же заводили другую. Только одну, карликовую болонку Каплю, пришлось отдать. Собака, которую Ларионовой подарили на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!», считала Аллу Дмитриевну своей собственностью и никогда с ней не расставалась.

Даже когда актриса была за рулем, собака сидела у нее на плече. Однажды на крутом повороте Капля просто выпала в окно. Пока болонка ревновала Ларионову к мужу и даже рычала на него, ее терпели. Но когда Капля стала кусать детей, с ней пришлось расстаться.

Рядом с пятиэтажкой, в которой жила Ларионова, построили многоэтажный дом. Она очень хотела получить в нем квартиру, и в Моссовете ей пообещали - все-таки знаменитая актриса. А потом чиновники запросили 30 тысяч долларов… У нее не было таких денег: актриса жила очень скромно - на пенсию чуть больше 500 рублей. Говорят, Наина Ельцина предлагала помощь, но Алла Дмитриевна отказалась.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Седьмое небо»

Вообще-то, она умирала дважды. Возвращаясь с гастролей на самолете, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Ее уложили в проходе между креслами, дали нитроглицерин, который нашла в ее сумочке Нонна Мордюкова, расстегнули воротник блузки. Не сразу, но она вернулась…


Говорят, что когда Ларионова открыла глаза, актриса Валентина Титова предложила: «Алла, сними парик (в последнее время Ларионова его носила), легче будет!». Но актриса прошептала: «Если умирать, то только в парике!». Когда самолет приземлился, в аэропорту его встречала машина «скорой помощи»: летчики передали на землю, что Алла Ларионова умерла. Ей сказали тогда, что это добрая примета и жить она теперь будет долго-долго…

Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. За несколько дней до смерти Алла Дмитриевна получила в подарок жука-скарабея и очень обрадовалась доброй примете, сказала: «Я сейчас во все верю, мне так нужно здоровье!».

Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла спать, как обычно, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Ей было 69 лет. Говорят, что такая смерть уготована только праведникам и ее надо заслужить…

Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия почти год. Дочери, перепуганные тем, что мама не появилась у врача, к которому собиралась, и не отвечает на телефонные звонки, бросились к ней домой. Алла Дмитриевна лежала в постели на боку, свернувшись калачиком, будто спала. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым - теперь они снова вместе. Навеки.

Старшая дочь Николая Николаевича и Аллы Дмитриевны Алена, уже много лет работает режиссером монтажа на Первом канале российского телевидения.
Младшая дочь Арина, скончалась 17 июня 2004 года, в возрасте 43 лет, в Москве от сердечной недостаточности.
Род Рыбнкова — Арины оборвался.


Родители Аллы Ларионовой познакомились во время гражданской войны. В мирное время они поженились, папа стал директором райпищеторга, и всегда оставался идейным коммунистом. Мама же имела всего четыре класса образования и работала завхозом в детском саду. Началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а молодую жену с девятилетней дочкой эвакуировали в Мензелинск. Мать стала помогать в госпитале, а Аллочка, не желая сидеть без дела, приходила к раненым читать стихи и петь.

Известно, что именно там прозвучал первый звоночек, предвещавший ей кинематографическое будущее: одним из пациентов госпиталя был Зиновий Гердт. С ним она еще встретится на съемочной площадке и сразу вспомнит доброго знакомого.

Второй звоночек прозвучал после войны, когда с маминым детским садом уже подросшая девочка поехала за город. Туда в поисках детей для киносъемки приехал ассистент режиссера. Посмотрели нескольких девочек, выбрали Аллу. Но мама ехать на Мосфильм не разрешила.

Без памяти

Успехом увенчалась лишь третья попытка кинематографа влезть в жизнь Ларионовой. Она училась в восьмом классе, когда прямо на улице к ней подошел сотрудник Мосфильма, и спросил хочет ли она сниматься в кино? Девочка немедленно согласилась, ее тут же поставили на учет, как актрису массовок, и стали приглашать. Работать пришлось неожиданно много, были и ночные съемки. Алла так увлеклась новым занятием, что забросила учебу и скатилась на тройки.

Неудивительно, что после школы будущая звезда решила поступать в ГИТИС. В себе она не сомневалась, но, когда увидела в приемной комиссии знаменитого театрального режиссера и педагога Андрея Гончарова, забыла все на свете, включая собственный текст. Он съехидничал, сказав, что в таком возрасте память могла бы быть и получше, но валить красавицу не стал.

Одним образованием Ларионова не ограничилась, и, окончив ГИТИС, поступила еще и во ВГИК. На вступительных экзаменах у нее снова случился казус. Глава приемной комиссии Сергей Герасимов назвал ее некрасивой и хотел уже дать отворот поворот, когда его собственная жена уговорила присмотреться к девушке. Так Алла поступила и во второй вуз.

Мировая звезда

Ей был 21 год, когда режиссер Александр Птушко пригласил ее на роль Любавы в ленте «Садко». Это была первая советская кинолента, попавшая на Венецианский фестиваль. И режиссер, и актеры получили высшие награды и мировое признание. О Ларионовой лестно отзывались зарубежные критики, тут же посыпались предложения от великих западных режиссеров. С ней хотел работать даже сам Чарли Чаплин! Но советские звезды выезжали на такие мероприятия под строгим надзором спецслужб, и остаться работать в Европе никому просто не разрешили.

Ларионова возвращалась на родину в слезах, а в аэропорту ей сказали, что уже утвердили на главную роль в кинофильм Исидора Анненского «Анна на шее». И снова — мировая известность, снова Итальянский кинофестиваль, признание, обожание…

Но «Садко» дал актрисе не только билет в большое кино, но и стал отправной точкой в любовной драме Ларионовой, ведь именно на той съемочной площадке она познакомилась с Иваном Переверзевым.

Треугольник

В многочисленных воспоминаниях будут рассказывать о том, что Переверзев всю жизнь любил только свою первую жену — Надежду Чередниченко. Но с ней у него случился разлад. Неприкаянный и покинутый, прибивался он то к одной, то к другой актрисе. Очередным его увлечением стала Алла Ларионова, свято верившая в его чувства.

Тем временем за Ларионовой ухаживало огромное количество мужчин, но самую яростную, безусловную любовь испытывал другой знаменитый артист, звездный красавчик Николай Рыбников. Он не раз звал Аллу замуж, но та и слушать не хотела, думала только о своем Ване. Рыбников однажды даже чуть не повесился от мучительной, несчастной любви к Ларионовой. Из петли его вытащили, а потом приятель — тот самый Герасимов, что чуть не забраковал актрису во ВГИКе, причитал: «Подумать только! Из-за жабы вешаться!»

Страдал Рыбников, страдала и Ларионова: Переверзев никак не хотел делать ей предложение! Однако, когда она забеременела, ей стало ясно, что Иван вот-вот созреет для брака. Она и не волновалась, уверенная, что так и случиться, и, попав на совместные гастроли, поселилась с ним в одном номере.

Вдруг Переверзев внезапно срывается в Москву — якобы по делам. Через несколько дней возвращается обратно. Готовясь быть заботливой женой, Ларионова прибирает его разбросанные вещи. Вешает пиджак в шкаф, достает паспорт, чтобы положить в ящик с документами, и машинально пролистывает страницы. И видит свежий штамп.

Параллельно с Ларионовой, он крутил шашни с Кирой Канаевой, которая тоже оказалась от него беременной. Пометавшись между красотками, Переверзев выбрал Киру. Ларионова ни слова не говоря, собрала свои вещи и переехала в другой номер, а ночью позвонила подруге и выплакалась. Та срочно набрала Рыбникову: «Коля, у Ларионовой с Переверзевым все кончено!»

Брак

Тогда только вышла «Весна на Заречной улице», Рыбникова знала вся страна, а он был занят в новой съемке — в «Высоте». Упросив режиссера дать ему пару дней, он тут же вылетел к любимой — делать предложение. Ошарашенная от всех свалившихся событий, она дала свое согласие. Чтобы Ларионова не передумала, Рыбников посреди выходных, пользуясь своей известностью, буквально вытащил из-за праздничных столов (шли майские праздники) сотрудников ЗАГСа. Увидев беременную, уже на позднем сроке Ларионову, их расписали в тот же день, а на следующий счастливый Рыбников уехал обратно на съемки.

Они договорились вырезать из памяти Переверзева и никогда больше его не вспоминать. Николай воспитывал родившуюся дочку Алену, как свою, и не делал никаких различий между ней и его родной дочерью, родившейся чуть позже — Ариной. Ни словом, ни делом он не упрекнул Аллу.

О ее многочисленных романах будут ходить легенды, она будет заводить интрижки «для блеска глаз» и пропадать на пару суток, но Рыбников, понимая, что не сможет без нее, оставит поведение жены без внимания.

Уже после их смерти друзья семьи будут рассказывать: наверное, Ларионова любила его даже больше, чем он. Ведь так волновалась за мужа, принимала его угрюмость и так и не ушла, разрывая любые романтические связи, как только брак вставал под угрозу.

Это была одна из самых красивых женщин советского кинематографа. Ей поклонялось много мужчин. Но по-настоящему - горячо, искренне, отдавая всего себя, только один - Николай Рыбников. Именно ему удалось излечить ее сердечные раны и подарить жизнь счастливой замужней женщины. Какая же биография Аллы Ларионовой, как сложилась ее женское счастье и карьера в кино, узнаем из этой статьи.

Детские годы

Природа не была к ней жадной, одарив ее, казалось, более, нежели остальных. Ее волосы всегда лежали на плечах роскошной гривой, стан был чудо, как хорош, очи блестели всегда, в любой ситуации, даже губы были сплошным целованьем, как писала когда-то Марина Цветаева. Но актриса всегда иронизировала по поводу своей внешности. Мнение же мужчин было совершенно иным: стоило ей только взмахнуть длинными ресницами, как они, соревнуясь друг с другом в скорости, укладывались у ее красивых ног. Казалось, что жизнь такой удивительной женщины должна напоминать волшебный сон.

Биография Аллы Ларионовой началась в феврале 1931 года. Папа работал директором районного пищеторга и был самым настоящим коммунистом. Мама училась только четыре года, поэтому работала в детском саду завхозом. Когда началась Великая Отечественная война, папа уходит в ополчение. Алла с мамой эвакуируются в Татарию. Мама переживала, чтобы у дочки не было вшей, поэтому часто водила ее в знаменитые Мензелинские бани, где очень больно терла ее мочалкой.

Первые зрители и детские мечты

Маме приходилось работать день и ночь в госпитале, а маленькая Аллочка бродила по его коридорам, не зная, чем заняться. Понемножку она начала общаться с ранеными солдатами. Именно они и стали ее первыми зрителями, когда она читала им стихи. Такие импровизированные концерты в исполнение девочки очень нравились солдатам и медсестрам, которые устали от тяжелой и изматывающей войны.

После победы папа вернулся домой, и вся семья опять стала жить в Москве.

Уже будучи известной актрисой, Алла Ларионова, биография, фото которой в советское время очень часто появлялось на страницах периодических изданий, рассказывала, что будучи ребенком, очень хотела работать дворником. Девочке казалось романтичным вставать круглый год так рано, когда остальные еще спят, чтобы по осени подметать желтые листья, а зимой убирать лопатой снег.

Как стать звездой?

Биография Аллы Ларионовой (личная жизнь удивительной красавицы всегда была под пристальным вниманием ее окружения) как актрисы могла начаться еще в дошкольном возрасте. Тогда один режиссер искал девочку для съемок картины, и маленькая Аллочка прекрасно ему подходила, обладая для роли необходимыми данными. Но мама тогда не разрешила. Поэтому, когда Ларионова (уже будучи подростком) получила подобное предложение еще раз, она не сомневалась, ответив согласием. Дебютировала она в массовке «Мосфильма», после чего ее часто приглашали на второстепенные роли. Девочка настолько увлеклась съемочным процессом, что в школе стала получать одни тройки.

Тамара - добрая фея

После школы у девушки сформировалась твердая уверенность, что она станет актрисой. ГИТИС ей не поддался, а вот со ВГИКом повезло. Сергею Герасимову ее внешность не понравилась категорически, а вот его жена - Тамара Макарова была более лояльна в высказываниях. Она и убедила мэтра дать девушке шанс. И этот шанс Ларионова оправдала. Очень скоро она превратилась в прекрасного лебедя, на которого засматривались не только на курсе Герасимова.


А потом пришло и вознаграждение за тяжелый труд: биография Аллы Ларионовой - актрисы на тот момент начинающей - начала превращаться в биографию самой настоящей звезды. Ее утвердили на первую серьезную роль в картине «Садко». Аллы сыграла Любаву. Причем Герасимов отпускать ее на съемки не хотел. На помощь опять пришла Макарова.

Венецианский кинофестиваль 1953-го

У фильма был ошеломляющий успех. Он даже был включен в программу Венецианского фестиваля, куда поехали все актеры, занятые в нем. В Европе все были просто потрясены красотой Ларионовой. Именно ей и досталась главная награда фестиваля - «Золотой лев».

Биография Аллы Ларионовой навсегда связана с этими днями, проведенными за границей. Она была не только рада награде, но и получила настоящий культурный шок от того, что там увидела. Например, она поражалась даже изящным чулкам горничных в отеле, где она жила, или тому, что в ванну в номере можно набрать не обычную, а морскую воду.


О солнце Венеции в волосах Аллы не писал в то время только самый ленивый журналист. Местные режиссеры наперебой предлагали ей сниматься в их фильмах. Вместо нее отвечали специально обученные лица, что актриса не может согласиться, у нее все расписано до 2000 года. Конечно, такого на Родине не было. Восходящей звезде было до слез обидно, но ей пришлось вернуться в Москву. Единственное, что утешило в тот период, что девушку утвердили на главную роль в фильме «Анна на шее» (1954 г.) Благодаря этой картине Ларионова стала самой популярной актрисой тех лет, сыграв очень красивую, но бедную Анюту, которая осознала, что предметом торга стала ее красота, и единственное, что она может сделать, - продать ее подороже. Князя в этой постановке сыграл Александр Вертинский. Они замечательно смотрелись в паре.


Биография Аллы Ларионовой в части ее личной жизни поначалу не была безоблачной (но об этом потом). При всей ее популярности невозможно сказать, что кинематографическая карьера Ларионовой была такой блестящей. Как ни странно, но получив столько признания, у нее больше не было главных ролей.

Сниматься она продолжала, но больше в эпизодах. Оказалось, что актрисе под силу характерные, непростые роли, которые надо было играть не только лицом, но и глубокими эмоциями.

Ее актерская карьера практически окончилась в семидесятых, когда в кинематографе появились новые молодые лица. Зрителю хотелось чего-то совершенно иного. Тяжело это перенесла Алла Ларионова, биография, личная, фото которой было на тот момент уже хорошо знакомы миллионам российских зрителей. Она же мечтала продолжать сниматься всю жизнь...

Два знакомства, два романа

Актриса Алла Ларионова (биография, личная жизнь, дети этой красивой женщины с самого начала карьеры интересовали обывателей) однажды получила неожиданный подарок судьбы. Но обо всем по порядку.

Их роман достоин того, чтобы говорить о нем, как о самом трогательном из прошлого века. Они - это Алла Ларионова и Николай Рыбников. И пусть в их совместной жизни она больше позволяла себя любить, пара от этого менее счастливой не стала. Но не все в этой истории было просто и легко.


Николай ей понравился, еще когда она была студенткой. Но молодой человек тогда взаимностью ей не ответил: у него были другие отношения. Вскоре начались съемки «Садко», где Ларионова познакомилась с актером-красавцем Иваном Переверзевым. Тот уже был успешен, интересен внешне. Что еще надо для того, чтобы вспыхнула любовь? Этот роман продолжался долго, но предлагать Алле зарегистрировать отношения Переверзев не хотел.


Рыбников вскоре понял, что он любит только Аллу, но та уже была несвободна. Несмотря на это, Николай всеми силами пытался вернуть ее любовь. Но пока это не получалось. К тому же, актеру приходилось быть свидетелем теплых отношений Аллы с ее приятелем - Вадимом Захарченко. Однажды Вадим нахамил Рыбникову, намекнув ему, что их отношения с Аллой выходят далеко за рамки приятельских. Николай бросился в драку. Потом много лет об этом дне ему напоминал сломанный тогда и неправильно сросшийся палец.

Забытый благородный поклонник

Постепенно совместная жизнь Аллы и Ивана сошла практически на "нет". Переверзев начал сильно пить, у него появилась любовница. И это несмотря на то, что Ларионова ждала ребенка.

Николай, узнав о происходящем, снова начал ухаживать за Аллой. Где бы на гастролях ни была Ларионова, везде получала от Николая телеграммы с теплыми словами. Он всегда ей звонил и говорил слова любви. Алла так никогда и не поняла, как Николай узнавал, где она была в данный момент, но телеграммы и звонки были постоянными.

Крепкий семейный союз

Они расписались в Минске 2 января 1957 года. Их брак в ЗАГСе был под номером 1 в Новом году. И он оставался счастливым на протяжении всех 33 лет их супружеской жизни.


Первая дочь Аллы - Алена - была от Переверзева. Но ни разу Николай не попрекнул этим романом любимую жену. Да и девочка получала от него не меньше заботы, нежели родная, их общая с Аллой дочь, родившаяся позже. Младшую дочь назвали Ариной. Дочки росли дружными, все время радуя родителей. Дети Аллы Ларионовой, биография которой стала предметом зависти многих женщин, не пошли в профессию родителей: одна работала на телевидении, другая получила диплом полиграфического техникума.

Как они жили все это время? Ссорились? Да, конечно, как и другие супруги. Была ли ревность со стороны Николая? Скорее всего, была, но знал о ней только он.

Рыбников был однолюбом и всегда гордился тем, что жизнь, которую он проживает, можно уложить в простую, но очень важную для него схему: любимая женщина, любимый дом, любимая работа. Алла была для него не просто любимой женой - она была его божеством, его жизнью, его воздухом. Она всегда, даже в домашнем халате, была для Коли самой лучшей. Рыбников все годы их супружества был прекрасным мужем, любящим и заботливым папой, хорошим хозяином.

Алла всегда была за Николаем, как за каменной стеной. Именно он взял на себя все заботы по дому, отремонтировал их огромную квартиру. Этим мужчиной невозможно было не восхищаться. Их отношения были настоящим примером для всех огромной страны, все знали их романтическую историю воссоединения.


Алла Ларионова (биография, личная жизнь, дети, муж - все это находилось под прицелом фотокамер) была очень счастлива со своим Колей. Очень больно ей было, когда его не стало...

Умер Рыбников внезапно - просто уснул и не проснулся. Это случилось 22 октября 1990 года. Он как раз готовился к съемкам в новом фильме и учил роль на английском языке.

Алла пережила мужа на 10 лет. Ее не стало 25 апреля 2000 года, перед Пасхой. Все произошло так же, как и с ее любимым мужем - она просто не проснулась, умерев от обширного инфаркта. Ей было всего 69 лет...

«Все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Когда она забеременела от актера Ивана Переверзева, казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки», - рассказывает подруга Ларионовой продюсер Светлана Павлова.

Алену - дочь Аллы и Коли - после школы и провала на вступительных экзаменах во ВГИК нужно было пристраивать на работу. Девочка она была не очень усидчивая: чтобы в школе ей дали аттестат, родителям пришлось дать концерт для учителей. Помню, накануне Рыбников с Ларионовой так волновались, словно им предстояло выступать в Кремлевском Дворце съездов. И вот я устроила Алену на телевидение, монтажницей. Плохо было то, что среди ее новых коллег были люди, которые слишком хорошо знали тайну появления Алены на свет. Что она не родная дочь Коле Рыбникову, а настоящий ее отец - актер Иван Переверзев. И чтобы она не услышала эту правду от чужих людей, я, с позволения Аллы и Коли, решилась ей сама обо всем рассказать. Все думала, как это сделать, мучилась, подбирала слова... А она ответила: «Теть Свет, это ничего не меняет. Папа у меня один».

Коля добивался Аллу шесть лет, со времен их учебы во ВГИКе. И в институте, и потом все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Довольно рано она начала сниматься - еще когда была студенткой, Птушко пригласил ее на главную роль в фильм «Садко». В том же фильме играл актер Иван Переверзев - там они с Аллой и познакомились. Через несколько лет между артистами закрутился роман, Ларионова забеременела. Казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки. Только вот Переверзев на беременной подруге жениться не торопился. Как потом выяснилось, он тогда метался между двумя женщинами - Аллой и актрисой Театра сатиры Кирой Канаевой, которая тоже ждала от него ребенка. Развязка этой истории наступила в Минске, на съемках картины «Полесская легенда», где Ларионова снималась вместе с Переверзевым.

Иван наплел ей про какие-то срочные дела в Москве и улетел. Вернулся через несколько дней. Алла потом рассказывала: «Взяла с кресла брошенный Ванькой пиджак, повесила в шкаф. Из кармана достала паспорт. Перед тем как убрать в тумбочку, машинально пролистала, а там - свежий штамп о браке». Оказывается, вот зачем Ванька в Москву сорвался - жениться». Алла, не сказав ни слова, собрала вещи и ушла в другой номер. Позвонила по междугородке жене своего брата Вале, с которой была дружна, и выплакалась ей. А Валя тут же набрала Рыбникову: «Коль, у нее с Переверзевым все кончено!» Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск - делать предложение.

И на его счастье, она ответила согласием. Это было 2 января 1957 года, праздничные дни, ни одно учреждение не работает. Но Коля был настроен решительно, сумел с кем-то договориться, чтобы открыли загс, и их с глубоко беременной Аллочкой расписали. К тому времени на экраны вышел фильм «Весна на Заречной улице», Рыбников прославился на весь Советский Союз, и отказать ему не смогли. А через два дня Коля уже вернулся в Москву на съемки «Высоты».

В феврале Алла родила Алену. Что говорили за спиной, Рыбникова и Ларионову не волновало. Переверзев был вычеркнут из их жизни: как говорится, отрезали и забыли. Сам он тоже не проявлялся, никогда не пытался объясниться с Аллой, увидеться с Аленой. Когда его уже не было на свете, отмечали какой-то юбилей Переверзева, и его внук приглашал Алену - она отказалась.

У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей.

С Аллой и Колей я познакомилась в Крыму летом 1968 года - на съемках картины «Длинный день Кольки Павлюкова». На главную роль утвердили Рыбникова. «Можно моей партнершей будет Алла Ларионова ? - спросил Коля. - И хотелось бы взять с собой девчонок, чтобы заодно всей семьей отдохнуть». Конечно, мы для них расстарались, устроили их в домике на берегу. Хозяева, радушные южные люди, были счастливы, что у них поселились любимые актеры. В кино Алле часто доводилось играть холодных красавиц, а в жизни она была коммуникабельной, веселой, заводной.

И я такая же. Мы с Аллой настолько были похожи, что Михаил Жванецкий как-то спросил: «А вы не сестры?» Аллочка рассмеялась: «Да, мы близняшки!» В общем, в Москву со съемок возвращались уже не разлей вода. Помню, как ждали вылета в аэропорту Симферополя. Режиссер Костя Бромберг купил новые ботинки, а старые выкинул. Алла увидела и говорит: «Давай его разыграем!» Подобрали мы с ней Костины ботинки, упаковали их и ленточкой перевязали. И пошли в ресторан, куда в ожидании самолета отправилась вся наша группа. Там Алла подозвала официанта, протянула ему сверток с ботинками: «Передайте, пожалуйста, человеку за тем столиком». Бромберг получил подарок, развернул, и у него глаза на лоб полезли. Озирается по сторонам и ничего не понимает. Потом смотрим, он пошел в вестибюль и там отправил ботинки в урну. Мы с Аллой - туда.

Достали, снова упаковали и пошли на посадку. Летим. Алла подзывает стюардессу: «Передайте, пожалуйста, вот это пассажиру в соседнем ряду». На этот раз Костя буквально рассвирепел. После чего мы с Аллой его пожалели и закончили наш розыгрыш. Но Алла сказала: «Зря прекратили. Надо было в Москве эти ботинки Бромбергу отправить посылкой». У Ларионовой было хорошее чувство юмора, чего не могу сказать о Рыбникове. Коля даже анекдот не мог рассказать, слушаешь его и думаешь: что тут к чему? Алла не выдерживала: «Коль, ну не так, опять ты все перепутал, давай я сама расскажу!» Но при этом как же Коля зажигал на сцене! Откуда ни возьмись у него сразу появлялась такая харизма! Эта его улыбка, эти его ямочки на щеках... Как-то раз мы с Аллой во время Колиного номера стояли за кулисами, и видели бы вы, какими глазами она на него смотрела, когда он пел песню из «Высоты», прямо вся светилась.

Но как только Коля уходил со сцены - все, это был уже другой человек, сам в себе. И сколько я с ними дружила, ни разу не видела, чтобы он дома играл на гитаре или пел. На наших веселых сборищах он, помню, посидит за столом часок-другой да и заскучает. Говорит Аллочке: «Лапуся, я домой поехал». Правда, когда у них гости собирались, Коля сам лепил для них пельмени, угощал своими фирменными солеными помидорами и арбузами. А у Аллочки были свои коронные блюда: котлеты, грибная икра и борщ. Помню, как она звонила мне и удивлялась: «Представляешь, с утра наварила целую кастрюлю борща, а уже ничего не осталось - то один придет, то другой». В их хлебосольном доме двери не закрывались.

Сначала Алла с Колей жили в «трешке» у метро «Аэропорт», а потом купили две соседние квартиры в новом кооперативном доме в Марьиной Роще, и получилось целых пять комнат.

Объединили две маленькие кухни в одну, просторную. А в гостиной сделали настоящий камин - осуществили свою мечту. Неподалеку от их дома был кинотеатр «Таджикистан» - в этом здании сейчас «Сатирикон». При нем - каточек. И я, когда к ним в гости приезжала, водила Аришу кататься на коньках... Отпуск мы всегда старались проводить вместе. Как-то летом отдыхали в Пицунде, в Доме творчества Союза кинематографистов. С нами поехали Нонна Мордюкова с сестрой Наташей, которая на нескольких моих картинах была художником по костюмам, я ее очень ценила. Коля - в своем репертуаре, вроде бы и с нами, но сам по себе. Приходим на пляж, он свой лежак в сторонке поставит, наденет очки, достанет газету - и все, нет его.

Кто-то со стороны посмотрит на них с Аллой и подумает: а они что, разошлись?

Помню, попала Алла как-то раз в больницу со сломанной ключицей - на сцене упала неудачно. И кто только не приходил ее навестить: и Нонна Мордюкова, и Наташа Фатеева, и Надежда Румянцева. Только Коля - ни в какую. Говорил: «Не хочу, чтобы там на меня все глазели!» Алла просила: «Свет, передай ему, чтобы пришел. Сколько лежу, только и слышу: «ваш муж, ваш муж». А он и носу не кажет. Неудобно уже как-то! Словно ему на меня наплевать». Но я-то знала, что Коля без Аллы дома места себе не находит. Звонит мне чуть ли не каждый час и жалуется, как ему без «лапуси» тоскливо. Но сделаться предметом всеобщего любопытства где-либо, кроме съемочной площадки или сцены, ему было слишком мучительно. Такой уж характер - довольно необычный для актера.

Вот и тогда, в Пицунде, Коля после ужина - сразу к себе в номер.

А мы болтали до полуночи. Нонка как начнет анекдоты с байками травить! Ужасно смешно рассказывала, как получила Сталинскую премию: впервые в жизни у нее появились приличные деньги, так она накупила подарков и с полным чемоданом поехала в свою деревню. В лицах изображала встречу с родней, мы хохотали до потери пульса.

Как-то раз я пошла на телеграф - звонить своему мужу Вите. Он должен был к нам вот-вот присоединиться, как только закончит картину в Москве (он был звукорежиссером). Муж говорит: «Все, завтра встречайте!» Довольная, я возвращаюсь в гостиницу к своим, а они сидят мрачнее тучи. Алла отводит меня в сторонку: «Пока тебя не было, Коля с Нонной разругались в пух и прах.

Он себе лежак взял, а ей нет. Ну она и давай: ах ты такой-сякой. И мне высказала, мол, твой Коля… Я ей говорю: «Нон, я-то тут при чем? Коля и мне никогда лежак не принесет, если я с компанией. Когда людей много - он сразу в сторонку!» Но она не стала слушать и со мной теперь тоже в контрах». На следующий день приезжает мой муж и вместо картины всеобщего веселья, которую я ему накануне расписала, видит совсем другое: сидят все молча в столовой, на­дутые. Из всей компании только у Коли аппетит не пропал. Он-то, как всегда, два первых, три вторых… Три дня все играли в молчанку - я думала, мы с ума сойдем. Но потом как-то помирились. Дальше - опять происшествие. Приехали Алексей Баталов с женой и дочкой. А тут начался сильный шторм. Никто из отдыхающих в воду лезть не рискнул, только племянница Сергея Герасимова.

Заплыла она достаточно далеко. Баталов разволновался, кинулся ее спасать, и мой муж за ним следом. Пока помогали девушке, Лешу сильно волной обо что-то ударило, пол-лица было содрано. «Ну ты представляешь, - жаловался Баталов, - доктор запретил неделю на солнце появляться, пока не заживет. А я всего-то на неделю и приехал. Вместо отдыха теперь мази и компрессы». На обратном пути в Москву наш рейс задержали. Коля тут же в аэропорту от всех отделился и вообще куда-то пропал. Потом появляется: «Так, давайте в ресторан, я с поваром договорился, он уже лепит пельмени, сейчас все идем есть». Получается, единственной причиной находиться в большой компании, которую Коля признавал, были пельмени. Ну вот уважал Рыбников это занятие - поесть!

А вот Алле время от времени приходилось ограничивать себя в еде из-за склонности к полноте. Была у Ларионовой ее знаменитая диета: первый день - сухое белое вино, второй - сыр, третий - отварная курица, четвертый - яйцо без соли… Одно время Алла дружила с Люсей Гурченко и говорила про нее: «Людке хорошо, она может съесть подряд сто пирожных, пять вторых - и все равно будет такая же худая, а я нет!» Всегда следила за фигурой, всегда модно одевалась.

Тогда модницам приходилось либо шить себе самим - и у Аллочки, кстати, была портниха, - либо переплачивать втридорога. Но у Ларионовой были и другие, особенные возможности. Они с Рыбниковым объездили весь Советский Союз, выступали перед показом своих фильмов, и после выступления местное начальство вело любимых артистов в закрома - на спецсклады с импортной одеждой.

Если такое случалось в Москве, Алла с Колей брали меня с собой, приодеться. Все тогда приходилось доставать по блату. И мы помогали в этом друг другу, кто чем мог. Рыбников дружил с одним человеком, Олегом Чертовым. Вот как я была у Аллы подруга и если что, какие-то семейные неурядицы - Алла первым делом звонила мне, так и у Коли был этот Чертов. Он заведовал секцией в магазине «Ковры». Так у всех актеров советского кино, начиная с Вячеслава Тихонова, имелись ковры из этого магазина.

Мама Аллы когда-то работала зав­хозом в детском саду. Но в то время, когда я с ней познакомилась, Валентина Алексеевна уже вышла на пенсию. И помогала дочери по хозяйству - Алла бытом заниматься не любила. Разве что дизайном. Могла табуреточку какую- нибудь украсить: вырезала из материи или клеенки цветочки и обклеивала.

Получалось необычно и красиво. А вот стирал у них в основном Коля. Помню, приду к ним, а Рыбников белье на кухне кипятит: «А, проходи-проходи, радость моя... Видишь, у меня тут постирушки». Ну а тереть, мыть, драить - это уж все оставалось Валентине Алексеевне. При этом она была женщина с характером. И Алле иной раз доставалось от нее. Например, за Мордюкову. Нонна, как с очередным мужем разведется, сразу к Аллочке, благо квартира-то пятикомнатная, есть где расположиться. И расхаживала там босиком - она же такая простая, как в своих фильмах. А Валентина Алексеевна недовольна. Что за общежитие, мол, опять устроили.

Потом Валентина Алексеевна сломала шейку бедра, слегла. И пришло время детям в свою очередь за ней поухаживать.

Помню, Алла уехала на гастроли, а Коля остался - утки за тещей выносить. И от всех предложений отказывался: у меня, мол, бабка - он так любя ее называл. Как я бабку оставлю? Но ничего, он не жаловался. Он ради Аллы и не на такое был способен!

Помню, снимали мы фильм «И снова Анискин» под Калинином (теперь это Тверь). Алла приехала меня навестить, и режиссер уговорил ее сняться в эпизоде. Другая бы сказала: «Вы что, с ума сошли? Какой эпизод?» Она ведь звезда была, ее в Ташкенте как-то раз поклонники на руках вместе с машиной подняли. Но Ларионова - ничего, и в эпизоде могла сняться, и в массовке. Понравилось ей там, под Тверью. Места красивые, кругом сосны, у нас отдельный домик. Только вот Коля в Москве быстро затосковал: мол, лапуся там, я тут, поеду-ка я к лапусе. Он так гнал свои «Жигули», что перевернулся.

Мы ни о чем не знали: сидим с Аллой, пьем чай, тут стук в дверь, на пороге милиция: «Николай Николаевич попал в аварию». Привезли Колю со сломанным ребром, лежит, дышит с трудом, но в больницу ехать отказывается. Алла - в слезы. Я говорю: «Коля, если ты ее так любишь, что в Москве дождаться не мог, то почему заставляешь страдать? Посмотри, как она переживает». Вот тут-то он и согласился на больницу. Отвезли мы его в хорошую, обкомовскую. Там Рыбникова, конечно, встретили с распростертыми объятиями, положили в отдельную палату. А он все равно через три дня выписался. Потому что врачи из всех отделений приходили на него посмотреть.

Алла была одной из самых красивых артисток в стране. Конечно, в нее многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы.

Как говорила Мордюкова - для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Однажды договорились мы большой компанией встречать Новый год в Доме творчества в Болшево. И вот пора уже туда выезжать, а Аллы все нет и нет. Валентина Алексеевна звонит мне: «Слушай, ты не знаешь, где она?» Ну я-то знаю, она мне даже номер оставила. Набираю: «Алл, я уже вся извертелась!» - «Ну подождите еще немного. Или лучше поезжайте в Болшево - я позже туда приеду». Еле уговорили Колю ехать без нее. А Алла только через сутки появилась. Помню, выходим с мужем к полудню в коридор, там одиноко бродит Коля: «Ребята, вы не знаете, в каком я номере живу? Я вышел на минутку, по дороге встретил Бондарчука, он меня к себе зазвал. А теперь вот не могу вспомнить, куда мне идти». Только разобрались с номером, подъехала Алла. Коля старательно делает вид, что ничего не произошло.

Вечером у нас снова гулянка, пыль столбом. Пришел Бондарчук. Вообще-то у них со Скобцевой была своя компания - Володина, Таланкин, но Сергей Федорович от них частенько отрывался. Помню, Алла все переживала: «Сергей Федорович, Ира же там сейчас с ума сойдет, куда вы пропали!» Но, видимо, у нас было веселей. Только Коля, как всегда, в десять вечера: «Лапуся, я спать пошел».

Конечно, он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что он мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси». Но как-то Алла в очередной раз исчезла, и я, хоть она мне и подруга, решила помочь Коле ее проучить. Говорю: «Коль, а давай ты какое-то время поживешь у Нельки! Она женщина хозяйственная, и приютит тебя, и накормит. Денька три ты у нее посидишь - и домой вернешься как ни в чем не бывало.

Тогда посмотрим, что Алла скажет». Нелька работала художником-гримером, одна жила в квартире около Белорусского вокзала и согласилась участвовать в заговоре. Утром звонит Алла в недоумении: «Слушай, что-то Колька не ночевал, такого еще ни разу не было». Я изображаю удивление. Пусть, думаю, поволнуется. Но не тут-то было. Коля уже вечером сбежал от Нельки. Звонит довольная Алла: «Ну ты хороша! Коля мне все рассказал!» - «Хотела, чтобы ты почувствовала, каково ему, когда тебя нет!» - «Ну ты же знаешь, что он без меня и одного дня не выдержит!» Но это с ней он был таким мягким. А мужчинам-соперникам мог и по морде надавать. Как-то раз отмечали мой день рождения. Коля, не любивший компаний, разумеется, заранее сказал: «Я не приду!» А у Аллы был обожатель Валерка, профсоюзный работник, он был влюблен в Ларионову до потери пульса.

«Давай, - говорил, - разводись с Рыбниковым и выходи за меня, я и девочек ваших удочерю!» И вот он тоже пришел на мой день рождения. И, конечно, давай вокруг Аллы увиваться. В самый разгар веселья неожиданно звонит Коля: «Я передумал, сейчас приеду!» Думаю: надо на всякий случай Валеру от Аллы отсадить, как бы скандала не вышло. Быстренько меняю местами гостей и строго-настрого запрещаю Валерке даже смотреть на Аллочку. И вот пошла она покурить в маленькую комнату. А за ней - еще один мой гость, родственник нашего звукорежиссера, совсем юный парень Юра. Оказалось, он тоже просто бредит Ларионовой. И вот этот Юра, оказавшись с Аллой один на один, плюхается перед ней на колени и читает монолог из ее фильма «Садко». А в этот момент входит Рыбников и, ни слова не говоря, бьет по морде бедного мальчика - у того потом вся щека распухла.

А Алла смеялась: «Коля не тому врезал. Надо же было Валерке!»

Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила его даже не меньше, чем он ее, просто по-своему. Во всяком случае, она переживала за мужа больше, чем за себя. Была одна история, когда Аллочка собралась на международный кинофестиваль и под величайшим секретом купила немножко валюты - 200 долларов. В итоге Ларионову задержали на таможне. По тем временам это считалось страшным криминалом, за покупку валюты и попытку ее вывоза за границу могли и срок дать. Но обошлось, если не считать нескольких вызовов в партком, местком. А главное наказание - притормозили с присвоением звания народного артиста и Алле, и Коле. И вот она страшно переживала: «Рыбников-то тут при чем? Это я покупала валюту, и при этом не играла ни монтажниц, ни ударниц.

Но Колю-то - за что?» Всякий раз, когда по случаю какого-нибудь государственного праздника очередную партию артистов одаривали званиями, Алла бросалась за газетой и пыталась найти в списке фамилию Рыбникова. В 1981 году наконец дождалась и была счастлива.

Коли не стало в 1990 году, и Алле без него пришлось туго. Еле-еле она сводила концы с концами, выступала мало, снималась редко, кино ведь переживало тяжелые времена. К тому же младшая дочь Ариша пристрастилась к веселому образу жизни. Теперь в пятикомнатной квартире в Марьиной Роще с утра до вечера гудело застолье. Ариша сошлась с каким-то парнем, не имевшим ни жилья, ни образования, ни работы. Тот сразу стал называть Ларионову мамой. «Пусть как хочет называет, терплю его ради дочери», - отмахивалась Аллочка.

Но когда, кивнув на портрет Рыбникова - человека, которого он и в глаза-то никогда не видел, этот парень произнес слово «папа», тут уж Аллу перекосило. Были там и другие разные художества. И Алла наконец решила разъехаться с Аришей. И тут я узнала, что в моем подъезде не очень дорого продается «двушка». Туда-то Аллочка и перебралась, разменяв прежнюю пятикомнатную квартиру на две. Поначалу Ларионова спала на раскладушке, но не могла нарадоваться: «Наконец-то я усну спокойно, никто посреди ночи не придет, не станет шуметь». Но душа у нее все равно, конечно, болела за Аришу. У Алены-то все и в работе, и в личной жизни сложилось благополучно. Алла была за нее спокойна.

Алла все больше и больше становилась домоседкой, как Коля. Помню, Нонна Мордюкова пригласила нас на премьеру своего фильма «Мама».

Это было неожиданно, потому что к тому времени мы стали меньше общаться. А тут пригласила, минутку поговорила с нами перед показом и пошла дальше в своей роскошной норковой шубе. После картины был банкет, но туда нас с Аллочкой не позвали. «Ну и хрен с ней, - даже обрадовалась Ларионова. - Сейчас купим чего-нибудь и дома посидим. Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я - спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома - это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела...»