Никулиным не раз интересовались на лубянке. Солнечный клоун (Олег Попов) Клоуны уходят, цирк остается

Имя Олега Попова в Советском Союзе было синонимом - доброты и улыбок. Его называли «солнечным клоуном», он превращал любое цирковое представление в настоящую сказку и заставлял всех поверить, что волшебство существует.

Наша съёмочная группа нашла Олега Попова в маленьком немецком городке Ландау, где раскинул свой шатёр самый известный в Германии цирк - шапито «Боссерт». Интереснейшая программа - знаменитые артисты из разных стран. Но на афишах наш великий клоун Олег Попов!

В это трудно поверить, что Олег Попов, которого в Советском Союзе знал каждый, народный артист СССР, в свои 6о лет, которые выпали на непростой 1990-ый год, стал ненужным в своей стране. Мизерная пенсия, безденежье (огромная сумма сгорела на сберкнижке), тяжелобольная жена и безработица.

Ему предлагалась единственная работа - развлекать детей «малиновых пиджаков». Для него это было немыслимо! Чтобы элементарно выжить, уже далеко немолодой артист вынужден был подписать контракт на работу в Германию. Он даже не предполагал, что он подписывает контракт на новую жизнь.

Гастроли цирка Олега Попова по городам Германии проходили, как всегда, с огромным успехом и аншлагами. Но вскоре оборвалась последняя нить, которая связывала его с родиной. В Москве умерла его любимая жена Александра, с которой он прожил 30 лет. О том, как он был вынужден прощаться с женой, в нашем фильме Олег Попов расскажет впервые.

От горя и одиночества его спасала работа. Он никого не впускал в свое личное пространство, пока одна случайная встреча с молодой немкой не перевернула всю его жизнь.

Очень скоро романтические отношения с немкой Габриэль переросли в семейные. Этому не помешала ни 30-тилетняя разница в возрасте ни языковой барьер. Олег Попов очень трогательно в своем интервью вспоминает, как они общались на разных языках с помощью словаря.

Но нам Габи призналась, как трудно на самом деле ей пришлось привыкать к кочевой жизни, неустроенному цирковому быту, к новой профессии - клоунессы. Она не один раз бросала все, но как заколдованная снова и снова возвращалась в цирковой вагончик Попова.

Сегодня Олег Попов счастлив во втором браке и безумно привязан к своей жене. Габи стала не только ассистенткой в репризах, но и его незаменимым продюсером - занимается контрактами, организацией гастролей, общением с прессой, договорами.

Олег Попов не приезжал в Россию 25 лет. Со стороны это кажется какой-то странностью или капризом. Причины этого в фильме выясняют известные артисты и друзья знаменитого клоуна. Все они сходятся на том, что всему мешает большая обида на свою Родину, которая стала для клоуна настоящей болезнью.

Эдгард Запашный решил сломать стереотип невозвращенца, который так прочно закрепился за «солнечным клоуном» и организовать гастроли Олега Попова в России с программой «Долгожданное возвращение великого клоуна на Родину». Условия контракта были просто фантастическими. - огромный гонорар и новая собственная квартира в Москве. Но Запашный потерпел неудачу.

Так кто же сегодня Олег Константинович Попов - русский «солнечный клоун» или немецкий «счастливый Ганс», как называют его в Германии?..

Мы уже подготовили фильм к эфиру с ответом на этот вопрос. Но тут Попов внёс свои коррективы. Через полгода после съёмок в Германии, вдруг как гром среди ясного неба - клоун приезжает в Сочи на международный цирковой фестиваль «Мастер». Наша съёмочная группа встречала его в аэропорту. Мы видели как трудно дался первый шаг на российский манеж легендарному мастеру. Слёзы бежали по лицу Попова, эмоции буквально разрывали его. Казалось, что вместе со слезами тает и его обида, которая четверть века преследовала маэстро. В нашем фильме зрители узнают связывает ли теперь знаменитый клоун свою дальнейшую жизнь с Россией.

В фильме принимают участие:

Олег Попов - народный артист СССР,

Габриэль Попова - жена Олега Попова,

Евгений Беляуэр - народный артист России, жонглёр, зять Олега Попова,

Евгений Беляуэр (мл.) - внук Олега Попова,

Якель Боссерт - директор цирка-шапито, где работает Олег Попов,

Иосиф Кобзон - народный артист СССР,

Максим Никулин - генеральный директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре,

Вадим Гаглоев - генеральный директор компании «Росгосцирк»,

Эдгард Запашный - народный артист России, генеральный директор Большого Московского государственного цирка,

Юрий Куклачёв - народный артист РСФСР, клоун, создатель и руководитель театра кошек «Кошкин дом»,

Вячеслав Полунин - народный артист России,

Энгелина Рогальская - заслуженная артистка России, дрессировщица, однокурсница Олега Попова по цирковому училищу,

Александр Калмыков - народный артист России, режиссёр, 1990-1995 гг. - директор коллектива Олега Попова, друг семьи,

Александр Фриш - заслуженный артист России,

Екатерина Можаева - клоунесса («Антошка»).

Владимир Кравченко - клоун.

В колонках играет — Александр Рыбак.

Настроение сейчас — спокойное

Среди клоунов немало известных, популярных и любимых публикой. Но есть такие, чьи имена олицетворяют то искусство, которому они себя посвятили. Среди них и Олег Попов.

«Солнечный клоун» — так его называют во всем мире. Один из самых известных цирковых артистов СССР вот уже почти 20 лет работает за границей и не собирается возвращаться в Россию. Что стало причиной эмиграции и как ему живется на чужбине, выяснил корреспондент «Труда».

— Вы почти всю жизнь проработали в российском цирке и, только выйдя на пенсию, решили переехать. Наверное, тяжело в таком возрасте что-то кардинально менять, должна быть очень веская причина для подобного шага.

— И люди в Германии, и приезжающие из Москвы меня спрашивают, почему я не вернулся домой. Ответ многоэтажен. Я дитя войны. Начал работать в 11 лет, чтобы мы с мамой не умерли с голоду. Окончив в 1950 году цирковое училище, я ровно 40 лет отработал в Союзгосцирке, который потом стал Росгосцирком. В 60 лет я вышел на пенсию, отметив свой юбилей в цирке на проспекте Вернадского. В это же время я потерял жену, с которой прожил около 40 лет и очень тяжело переживал одиночество. Тогда, в начале 90-х, в стране начинались реформы, и меня, уже свободного пенсионера, пригласили в турне по Германии. Через год в Германии я встретил женщину, которая вскоре стала моей женой. Мы вместе почти 18 лет.

Не скрою, я был очень обижен, когда мне, народному артисту СССР, награжденному орденом Ленина и высшими наградами страны, была назначена минимальная пенсия. Речь идет не о деньгах — об оценке моего труда. На протяжении 40 лет я привозил в страну немалые деньги: из одной поездки до 5 миллионов долларов, хотя все мы, артисты советского цирка, получали 5-7 долларов за представление. Ни для кого не секрет, что мое имя составляло основополагающую часть этого успеха. Мы скрывали наши гонорары от иностранных коллег. Нам говорили, что на деньги, которые мы привозим, закупается зерно для страны в тяжелые годы.

— Ситуация в то время была непростая. Почти все учреждения переживали системный кризис, и, конечно, учреждениям культуры досталось особенно.

— Однажды мне приснилось, что я, уже абсолютно старый и седой, стою в переходе метро «Площадь Революции» и жонглирую колечками, чтобы заработать на кусок хлеба. То есть начал нищим во время войны в Салтыковке, нищим и закончил. Тогда мне предложили большое европейское турне и деньги, которых я не получил бы за год работы, хотя по европейским меркам это была средняя зарплата для обычного клоуна. Я согласился и в турне до сих пор.

Кое-кто говорит, что я уехал за деньгами. Но я никогда не был ханжой и как человек, реально голодавший в 40-х и начале 50-х, высшей ценностью в жизни ставлю хлеб.

— В прессе не раз обсуждалась ситуация вокруг капитального ремонта цирка на Цветном бульваре и конфликта, который якобы произошел между вами и Юрием Никулиным. Полагали, что причина отъезда заключается именно в этом. Так ли это?

— В конце 80-х цирки по всей стране сильно обветшали. Государство выжимало из них все, миллионы зрителей прошли через них, оставляя казне астрономические деньги и одновременно разрушая их. Но ремонтом тогда никто не занимался. В жутком аварийном состоянии находился и главный цирк Росгосцирка на Цветном бульваре.

Собрались все наши ведущие артисты и решили, что надо идти в правительство с просьбой о капремонте. С этой миссией делегировали меня, Юрия Никулина и Ирину Бугримову. Мы были у председателя Совета министров Н.И. Рыжкова. Он с пониманием отнесся к нашим чаяниям и тут же распорядился выделить на нужды цирка 26 миллионов долларов. И если бы ремонтом главного цирка страны не занялся лично премьер-министр, возможно, он так и простоял бы, как остальные цирки России, без капремонта. Тогда-то и назначили Юрия Никулина директором. Правда, мне он пообещал следующее: раз я участвовал в спасении цирка, то мне и работать на его открытии. Но на открытии работал какой-то малоизвестный клоун, а меня даже на премьеру не пригласили. Впрочем, это понятно: мы с Юрой всегда были конкурентами. Мое имя до сих пор широко известно на Западе, а Никулина там почти не знают. Но, отдавая уважение таланту и успеху Юрия Владимировича, я могу понять, почему он стал директором главного государственного цирка страны. Но есть вещи, которые я отказываюсь принимать.

— Что вы имеете в виду?

— Цирк на Цветном бульваре — это не просто здание, это национальное достояние России. Здесь столетиями выковывалась слава отечественного циркового искусства. Его до революции регулярно посещали члены императорской фамилии. В 20-е и 30-е годы завсегдатаями были Мейерхольд, Таиров, Луначарский, Горький, Булгаков, Оле-ша, Толстой. С удовольствием посещали его все руководители государства — Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Горбачев. В цирке выпускались все лучшие номера Советского Союза. Раньше сложно было уехать за границу, и главной мечтой любого артиста цирка было работать на этом манеже.

Здесь начинал и дошел до своей высшей славы Карандаш, начинали братья Запашные, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, Валентин Филатов, Владимир Волжанский — для всех этот манеж был высшим пьедесталом, цирковым Олимпом. Я тоже приобрел мировую славу на этом манеже. И у меня в голове не укладывается, что этот цирк стал частным! Тем более я не понимаю, почему им руководит сын Никулина. По какому праву? У нас до сих пор еще есть в цирке имена, которые могут стать его символом.

Цирковые артисты живут очень тесной жизнью, и поэтому все всегда были в курсе личной жизни каждого. Скажу откровенно: все близкие люди сочувствовали Юрию Никулину, который жаловался, что сын с большим трудом поступил на журфак, у него были проблемы с учебой, да и с работой в дальнейшем неладилось. И только участие Юрия Владимировича помогло ему избежать массы неприятностей. Кроме того, артистам было известно о чрезмерном увлечении Максима алкоголем. В общем, чего только не вынес отец из-за него. И вот этого человека, который имел отдаленное представление о нашей работе, назначают директором цирка.

— По-вашему, передать цирк в частные руки было опрометчивым решением?

— Когда мне говорят, что цирк на Цветном бульваре, цирк Соломонского со 130-летней историей, стал частным, меня дрожь пробирает. Ведь его славу и престиж создавали целые поколения цирковых артистов. Здесь они разбивались, ломались, становились инвалидами или всемирно известными звездами.

Если уж таковы реалии и от этого никуда не деться, пусть на краю Москвы купят пустырь, построят на свои средства цирк и докажут всем, что они могут сделать. А то, прибрав государственный цирк с историей и именем, еще и учат нас работать.

Но истинное негодование у меня вызывают эти новые русские, которые большой ложкой поедают труд и доблесть артистов, включая и сегодняшних, — мне рассказали, какие копейки получают артисты на вынужденном простое. Они требуют налоговых льгот — просят льготы, которые даются лишь государственным предприятиям. Боюсь, что сэкономленные деньги пойдут не на зарплаты, а на личное обогащение.

Видеть эти безобразия и понимать, что ничего не можешь изменить, — вот моя главная боль. Кроме того, сейчас в цирке хотят инициировать новую волну приватизации и разорвать единую цепочку всех цирков страны. Я давно работаю на Западе и знаю, как эта система опасна для самих артистов: они становятся бесправными перед своими хозяевами. Пока это происходит только в Москве, а им хочется, чтобы уникальная цирковая система рухнула от Владивостока до Калининграда и во главе цирков стояли бы ловкие новоиспеченные псевдоуправленцы. Вот здесь-то и наступит конец великому русскому цирковому искусству. Доказательство этому, по-моему, цирк на Цветном бульваре.

— То есть частное управление в цирковом искусстве недопустимо?

— Поймите меня правильно: я не против частного цирка. Я и сейчас работаю в частном голландском цирке. Но он построен и передвигается по странам на деньги этих людей. А когда ты от папы получил наследство, сделал его частным и построил свое благополучие на крови, слезах и поте поколений русских артистов, это возмутительно. Я считаю, что цирк на Цветном бульваре должен быть государственным и возглавлять его должен выдающийся деятель цирка. Как в театре: есть менеджеры, но есть и его руководители — Табаков, Соломин, Доронина, Волчек. А заслуги Максима Никулина начинаются и заканчиваются только тем, что он сын Юрия Никулина.

— Следите ли вы за работой артистов цирка и программами, которые создаются в цирке на Цветном?

— Раньше здесь создавались лучшие номера и программы страны. А что сейчас? Друзья периодически привозят мне записи программ этого цирка. Одна хуже другой… Хотел сказать, куда смотрят Росгосцирк и Министерство культуры, да вспомнил: цирк-то частный. Вот к чему приводит руководство дилетантов. Они пытаются привлечь посторонних артистов, заманивают предложениями работать в Москве, а тем, конечно, охота показаться в столице: здесь и потенциальные импресарио, и газеты, и телевидение.

— Олег Константинович, вы уже долгое время живете за границей. Скажите, как вы себя там ощущаете?

— За все годы моих странствий я так и не изменил российскому гражданству. Горжусь тем, что я русский, и останусь им навсегда. Горжусь моей землей, культурой: нашими музеями, заповедниками, церквями, памятниками, театрами — всем, что составляет национальное достояние России. Убежден, что неотъемлемой частью этого является великое цирковое искусство и его большой бриллиант — цирк на Цветном бульваре. И справедливость когда-нибудь победит.

Олег Попов. НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, КЛОУН

Родился 31 июля 1930 года в д. Вырубово Московской области. Получил образование в Государственном училище циркового искусства. В1951 году дебютировал в качестве коверного клоуна. Создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька в полосатых штанах и клетчатой кепке. Среди лучших реприз- «Повар», «Свисток», «Луч». Артист принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы.

Призы и награды: кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара, завоевал почетный приз «Золотой клоун».

В СССР его, Солнечного Клоуна, буквально носили на руках. Все старшее поколение прекрасно помнит знаменитую кепку в клетку и добродушную улыбку Олега Попова. Однако в начале 1990-х цирковой артист, еще при жизни ставший классиком мировой клоунады, променял родину на Германию, где стал Счастливым Гансом.

На днях Олег Константинович побывал в России. Получил в Сочи премию «Мастер», снялся в телешоу Андрея Малахова и... вновь отбыл в Европу. О судьбе легендарного клоуна, его связях с Пензой мы решили рассказать сегодня.

БАШМАК И МИЛЛИОН

«Став директором пензенского цирка, я всеми силами старался затащить к нам Олега Попова, - разливает ароматный чай по чашкам Николай Жидков. - И вот, когда я находился в Москве в гостях у дрессировщика Анатолия Корнилова, к нему на огонек заглянул Олег Константинович. Выпили по рюмочке. Я и говорю, мол, дорогой вы наш, может быть, пора на гастроли в Пензу? А клоун аж в лице переменился. «Что такое?» - спрашиваю. И в ответ услышал целую историю.

Сразу после окончания циркового училища выпускник Попов получил приглашение поработать в пензенском цирке - в ту пору он находился на улице Пушкина. Клоуном артист тогда не был и выступал с номером «Эквилибр на свободной проволоке». Но что-то явно не заладилось. Вроде бы на репетициях все складно, а во время спектакля прокол за проколом. Местная публика начинающего артиста не приняла и даже несколько раз освистала.

В общем, пришлось Олегу уезжать из столицы Сурского края несолоно хлебавши. Так и осталась у него на всю жизнь душевная травма, связанная с Пензой».

И все же судьба еще не раз сталкивала Николая Александровича с Олегом Поповым. В середине 1970-х в Союзе огромным спросом пользовались сердобские часы с кукушкой. Клоун захотел, чтобы фоном для стрелок стал его собственный портрет. Николай Жидков спецзаказ помог выполнить.

Когда московский цирк отправился на гастроли в Европу, Попов забыл туфлю, необходимую ему для репризы. Хорошо, что жена реквизит выслала.

После триумфальных выступлений в Бельгии, Голландии и Франции башмак сильно поистрепался, и клоун решил поменять обувку, а старую оставил в номере на выброс. Но уже в Манчестере к автобусу, куда садились артисты, подбежал посыльный.

«Господин Попов, это вам!» - объявил он и вручил клоуну посылку. Внутри оказался старый башмак.

Все посмеялись, а туфлю затолкали глубоко под сиденье. Артист готовился к выходу на арену, как раздался стук в гримерку. На пороге стоял водитель автобуса, а в руках у него был реквизит Попова. С досады Олег Константинович засунул надоевший предмет в мусорный ящик за кулисами.

«Когда после представления никто не бросился с башмаком за мной в погоню, я почувствовал немыслимое облегчение, - рассказывал Николаю Жидкову Солнечный Клоун. - Но утром следующего дня, войдя в гримуборную, я обомлел. На столике перед зеркалом, как будто ехидно улыбаясь, лежала моя потертая, сморщенная туфля. Я схватил ее и метнулся к окну, чтобы выбросить, но спохватился: Европа все же.

Пришлось спрятать башмак в портфель. На корабле, что плыл на родину, я еще раз попытался потерять свой башмак - выбросил его в море. И что же вы думаете? На берегу ко мне подбежал приятель: «Олег, здесь тебе пакетик!» Я обомлел. К счастью, это оказалось письмо от жены».

Мировую известность Олегу Константиновичу принесла такая реприза: клоун выходил на манеж с корзинкой, доставал из нее обед, а после трапезы укладывался спать, но ему мешал солнечный круг. Попов несколько раз менял место, но луч следовал за ним по пятам. Тогда он собирал солнечный свет руками и укладывал его в плетенку. В этот момент начинала светиться сама корзинка. Арену артист покидал под шквал аплодисментов. И именно за это королева Бельгии дала ему имя Солнечного Клоуна.

«С этой репризой связана забавная история, случившаяся в Латинской Америке, - улыбается Николай Жидков. - После представления к Олегу подошел импресарио Энрике Канюке: «С вами хочет встретиться очень богатый человек. Ему в просьбе отказать нельзя».

Незнакомец выразил восхищение увиденным, а затем достал чековую книжку, что-то написал и вручил клоуну. В чеке значилась цифра в один миллион.

Олег был в восторге. Но радость оказалась недолгой. Руководитель гастролей отрезала: «Деньги не ваши, они принадлежат государству. Поехали в посольство».

Но сотрудник, взявший в руки чек, громко расхохотался. Да, в чеке было написано один миллион, но только не долларов, а миллион улыбок. С тех пор к Олегу Константиновичу прилепилось прозвище Солнечный Миллионер.

ЮРИЙ НИКУЛИН И ОТЪЕЗД ЗА ГРАНИЦУ

Оба этих клоуна были шикарными артистами, но с какого-то времени Олег Константинович начал ревниво относиться к успехам коллеги. Об этом говорили многие цирковые. Попов остро переживал, что фильмы с участием Никулина становятся безумно популярными, а он снимается только в детских телепередачах.

А когда Юрий Владимирович стал успешным директором цирка, Попов совсем расстроился.

«В первый раз я обратил на это внимание на режиссерской коллегии Госцирка, - продолжает Николай Жидков. - Когда Никулин, как и все остальные, голосовал против, Попов сразу говорил да. И наоборот.

В телешоу «Пусть говорят» Олег Константинович заявил, что Никулин под надуманным предлогом не дал ему отметить свой юбилей в цирке на Цветном бульваре. Но там и в самом деле шел ремонт. Причем Никулин со своим партнером Шуйдиным пришли на юбилейный спектакль, выступили и закончили словами: «Будь здоров, Олег Попов!».

Почему великий клоун уехал из СССР? По мнению Николая Александровича, причин несколько. Одна из них - артист всю жизнь копил деньги, складывая их на сберкнижку. Он был практически официальным советским миллионером, но после развала Союза оказался у разбитого корыта.

«Цирковые не раз говорили, будто Попов считал себя сильно обиженным этим, возмущался, мол, уж ему-то могли бы и компенсировать вклады. Олег оказался с мизерной пенсией, на что сильно негодовал, - рассказывает Жидков. - Другая причина - после смерти супруги артист остался один. Правда, с этим связана нелицеприятная история.

Попов находился на гастролях, когда случилась беда. Он засобирался на похороны, но якобы директор цирка уговорил его не ехать: впереди выходные, придет много зрителей, коллектив останется без зарплаты. И Попов остался...»

Владимир Вержбовский

Или хорошо, или ничего. Но уж больно подходящий случай. Земля ему пухом!

Моя статья из журнала "Дарья. Биография", №10, 2016.

История взаимоотношений двух великих советских клоунов - история ревности, зависти и взаимных обвинений.

Попов и Никулин - часть детства всех, родившихся на закате СССР. Детство немыслимо без Клоуна, а эти двое были олицетворением клоунады. Скажи тогда кто-нибудь юным пионерам, что дядя Олег и дядя Юра могут ненавидеть друг друга, это было бы воспринято, как святотатство.

Два пути к славе

«Клоун Олег Попов» - так он единственный раз упоминается в книге мемуаров Никулина «Почти серьезно», где автор много и доброжелательно пишет о других своих коллегах. Сухая констатация, которая много говорит об их отношениях. А Попов, «Солнечный клоун» СССР, когда он уже десять лет был «Счастливым Гансом» Германии, на вопрос журналиста - такого же эмигранта - дружен ли он был с Никулиным, холодно ответил: «Не комментирую». «До меня дошло: я спросил что-то категорически не то», - пишет журналист.
Разоткровенничался Олег Константинович позже - когда в 2015 году, к 85-летнему юбилею, о нем вспомнили на Родине, пригласили выступать, брали много интервью. Когда в одном из них его спросили об отношениях с Никулиным, он долго перечислял свои обиды, в конце оговорившись, что, все-таки человека больше нет, и не хотелось бы, вообще-то, плохо говорить, но... И тут старый клоун не справился с лицом - при словах «человека нет» на нем возникла радостная улыбка...
Никулин «белый», Попов - «рыжий». Они могли бы составить великолепный дуэт. Этого не случилось, но путь в профессии у них был похожим. Путевку в большую клоунаду им выписал великий Карандаш, Михаил Румянцев, у которого оба были ассистентами. Попов пришел на место Никулина, который незадолго до этого ушел после конфликта с маэстро.
В последующие годы Никулин покорял арену в дуэте с Михаилом Шуйдиным, а Попов предпочитал соло, причем прославился раньше Никулина, который по сравнению с ним долго воспринимался как рядовой коверный. К нему слава пришла позже - в кино, в роли Балбеса в комедиях Гайдая, но позже он создал и мощные драматические образы у Тарковского, Бондарчука, Германа-старшего. Попов тоже иногда снимался в фильмах, но домом его была арена. Похоже, он ревновал к киноподвигам визави, но и гордился тем, что сам исключительно цирковой человек: «Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, - прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты».

Бренды советского цирка

Однако и у Юрия Владимировича были причины завидовать Олегу Константиновичу. Популярность Никулина ограничивалась пределами СССР, а Попов был прославлен на весь мир! Началось все в 1958 году, когда труппа советского цирка поехала на гастроли в Западную Европу. Говорят, после выступления в Бельгии вдовствующая королева Елизавета прямо на арене поцеловала Попову руку и воскликнула: «Ой, солнышко из России прилетело!» Возможно, старенькое величество действительно учудило нечто подобное, однако сам Попов происхождение своего прозвища объясняет более прозаично: «В самой первой рецензии (на гастроли - ред.) было написано, что в такую туманную погоду приехал клоун, который солнцем осветил арену, отчего всем стало теплей, с легкой руки того рецензента меня теперь всегда называют «Солнечным клоуном».
Впрочем, иллюзионист Игорь Кио тоже вспоминал в связи с этим прозвищем королеву: «Бельгийская королева… устроила в честь труппы Московского цирка прием в королевском дворце... Когда в конце вечера подали блюдечки с лимонной водой, чтобы помыть руки после жирной пищи, Попов, не зная предназначения этих блюдечек, выпил из своего воду. Бельгийской королеве это показалось самой смешной шуткой в ее жизни. И вот тут она сказала: «Нет, это что-то умопомрачительное - это солнечный клоун».
Как бы то ни было, Попов стал брендом советского цирка. В Мюнхене и Брюсселе есть улицы его имени, он внесен в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого популярного клоуна в мире. Никулину о таком и мечтать не приходилось, поэтому, очевидно, его высказывания о международном успехе коллеги содержали скрытую иронию: «Олег Попов, это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна».
Но в СССР они гремели на равных. С их образами выпускалась даже сувенирная продукция - неслыханное новаторство для советского Легпрома. Оба Народные артисты (Попов стал им на четыре года раньше), оба более чем успешны в плане материальном. Никулин получал у Гайдая за съемочный день 50 рублей - треть месячной зарплаты инженера. У Попова было два «Фольксвагена» - великая редкость в те времена, даже в Москве.

«Набейте Попову морду»

Кажется, сперва их отношения были вполне дружелюбными. «В 60-е годы молодые Олег Попов и Юрий Никулин даже выступали в одном спектакле… И отношения у них были просто прекрасные. Что произошло потом, я не знаю», - рассказывает Татьяна Николаевна, вдова Никулина. Поговаривают, что Попов подворовывал у Никулина репризы. «Отец с Шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград, - рассказывает Максим Никулин. - На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! Что нам делать?!» А начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»
Но перехват номеров вряд ли был главной причиной вражды - такая практика в цирковой среде распространена. Да и Попов потом жаловался, что это у него воровали репризы. Татьяна Никулина это опровергает: «Был такой автор - Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание».
Кстати, по поводу этой, действительно замечательной, репризы рассказывают, что она была сначала отрепетирована очень известным, а теперь забытым клоуном Валерием Мусиным. Но накануне заграничных гастролей он серьезно заболел, и номер срочно переделали под Попова. Говорят, после оглушительного успеха Попова Мусин запил и вскоре вышел в тираж.

«Будь здоров, Олег Попов!»

Корень неприязни двух великих клоунов в амбициях более не артистических, а административных. В 1981 году, когда Никулин стал главным режиссером, а позже директором Цирка на Цветном бульваре, ныне носящем его имя, оказалось, что туда же метил и Попов. Еще более горько обиделся Олег Константинович в 1990-м, когда подошел его 60-летний юбилей. Он до сих пор уверен, что Юрий Владимирович специально не позволил ему отмечать его на Цветном. Татьяна Никулина утверждает, что все было совсем не так: «У нас в цирке упал потолок, и цирк вообще был закрыт. Поэтому мы просто не имели физической возможности проводить его юбилей…» Юбилей Попова с помпой был справлен в Большом московском цирке. Гайдаевская троица - Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин - с арены приветствовала юбиляра: «Будь здоров, Олег Попов!»
Было ли это лицемерием Никулина? Некоторые так и думают: «Юрий Владимирович оказался к своим друзьям очень жестким и жестоким человеком», - говорит клоун Юрий Куклачев. А Евгений Моргунов сказал как-то про Никулина: «Мы были в одной упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры». Это вызвало резкий публичный ответ Юрия Владимировича, а после одного из грубых моргуновских розыгрышей он велел никогда не пускать его в свой цирк («У нас своих клоунов хватает»). А Георгий Вицин запрещал своей дочери просить у Никулина контрамарки. Но настоящими врагами члены трио, кажется, так и не стали.
Похоже, не считал Никулин врагом и Попова, несмотря на то, что тот говорит обратное: «Никулин очень сильно меня ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет. Другого объяснения, почему он не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел, я не нахожу». «Юрий Владимирович всегда говорил об Олеге только положительное, ни одного высказывания против я не слышала за все годы, - возражает Татьяна Никулина. - Да и делить им было нечего. Олег был первым? И ради Бога. Юрий Владимирович никогда не претендовал на позицию первого клоуна». «Они просто разные люди - по характеру, по отношению к жизни, к людям… Олег Попов работал тогда, когда отец уже ушел на пенсию. Попов был обласкан страной и партией, получил народного, будучи молодым. Под него подбирались коллективы. Он ездил за границу без ограничений. Потом, женившись, остался в Германии, а сейчас изображает из себя жертву режима», - вторит ей Максим Никулин.

Клоуны уходят, цирк остается

У Попова мнение другое - он уверен, что причина его неудач как раз в том, что он, в отличие от Никулина, никогда не состоял в КПСС («Мне кажется, что понятие «клоун-коммунист» само по себе смешно»). Однако после 1991 года членство в компартии было уже не актуально. Попов эмигрировал, говорит, что вынужденно: пока он был на очередных гастролях, денежная реформа в одночасье лишила его всех немалых накоплений, а в Германии его труппу бросил импресарио, оставив в чужой стране без денег. А вскоре умерла его жена и больше его в России ничего не держало. Наверное, все это, действительно, повлияло на его решение, однако было бы оно иным при более благоприятных обстоятельствах?.. «Мне кажется, что все хорошие и находчивые артисты разбежались и теперь находятся за рубежом», - обронил он в 2005 году.
Он продолжал работать в Европе, а тем временем его антагонист скончался в России в 1997 году в почете и славе. Почему-то Попов обижается и на то, что сын Никулина стал после него директором цирка: «Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже». Неужели Олег Константинович всерьез полагал, что российское правительство пригласит на эту знаковую должность пожилого коверного из шапито немецкой коммуны Эглофштайн, хоть и не отказавшегося от российского гражданства?..
Да, он был великим артистом, которого до сих пор помнят и любят на Родине - он даже удивился этому, впервые посетив ее после отъезда. Он продолжает выступать - другой вопрос, насколько успешен может быть действующий клоун в его возрасте. Выступает и в России - в этом году, например, должен работать в Питере. Он богат, знаменит, счастлив в браке с немецкой циркачкой Габи, которая моложе его на 30 лет. А бронзовый Никулин устало курит вечную сигарету на Новодевичьем кладбище.


Олег Попов и Евгений Моргунов выбирают арбуз. 7 сентября 1968 года. Фото Юрия Сомова /РИА Новости/

Евгений Моргунов был очень ярким, интересным человеком, большой любитель самых различных шуток и розыгрышей. Например на троллейбусной остановке он оттягивал "рога" троллейбуса, просил прохожего (принимавшего Моргунова за водителя) подержать их, и с интересом наблюдал за развитием событий. Мог зайти в общественный транспорт и сказать: "Внимание, я контролер, предъявите билеты!", При этом сам ехал зайцем



Ещё Евгений Александрович любил подойти к кому-нибудь из пассажиров в вагоне метро, показать красную книжечку (люди не успевали прочитать, что там написано) и сказать: "Пройдемте". Поводив безропотного гражданина по улице, отпускал его

В ресторан не однократно представлялся сотрудником правоохранительных органов, который тут покушает, не привлекая внимания - ему нужно последить "за подозреваемым". Официанты просто боялись приносить счет.

Коллеги отмечают, что артист славился умением бесплатно проходить везде - на стадион, в баню, бесплатно ездить на такси с помощью красной книжечки, похожей на служебное удостоверение, и нехитрых, но убедительных актерских навыков. Иногда он применял свой талант и в бескорыстных целях - однажды в Киеве он выдал себя за сына Павлика Морозова и уговорил милиционеров отпустить хулигана

Был и такой случай: перед началом одного из очередных представлений в цирке на Цветном бульваре, к главному входу подошел Евгений Моргунов с депутатским значком, и всем проходящим зрителям говорил, что для решения жилищных проблем они могут обращаться к директору цирка. После того, как количество просителей перевалило за полтора десятка, Юрий Никулин направил своего помощника выяснить, в чем дело. После выяснения всех подробностей Никулин распорядился не пускать Евгения Моргунова в свой цирк: "У нас и своих клоунов хватает!"

Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин приветствуют юбиляра Олега Попова в цирке на Ленинских горах. 1990 год. Фото Роберта Нетелева /Фотохроника ТАСС/

Источники

www.kommersant.ru/gallery/2779133#id =117 3649
www.kp.ru/daily/25878.3/2841206/
www.bulvar.com.ua/gazeta/archive/s25_667 33/8639.html
www.visualrian.ru/
www.tassphoto.com/
www.tass.ru/arhiv/514322

Смотрите также